Пошаговая процедура с фото сопровождением по замене на автомобиле тормозных трубок.
Утечку тормозной жидкости и разгерметизацию всей тормозной системы могут спровоцировать повреждённые трубки, по которым движется тормозная жидкость к каждому тормозному механизму (колесу). Если таково произошло, то владельцу автомобиля предстоит работа по их замене, которая, как правило, проводиться на поднятом автомобиле. Машину можно приподнять при помощи домкрата и подставить побольше кирпичей или других твёрдых предметов, чтобы можно было добраться до трубок и поменять их. Но обычно машину везут на автосервис, где есть подъёмник, так проще работать будет. Сама процедура не сложная, больше возни будет с прокачкой тормозов, хотя и это не должно вызвать проблем даже для автовладельца любителя-новичка. Процедура проводилась на автомобиле ВАЗ 2110, но так можно делать на любой другой марки.
Пошаговая процедура по замене тормозных трубок:
1. Снять клемму «–» с АКБ.
2. Поднять автомобиль на подъёмнике.
4. Чтобы снять с поддона пластиковую защиту тормозных трубок, нужно открутить три гайки, что её крепят.
5. Далее снимите металлические пластины и достаньте из держателей трубки. Если держатели были подвержены деформации или были поломанные, то их нужно заменить новыми.
6. Теперь ставим новые тормозные трубки, при необходимости новые держатели с защитой и в обратном порядке прикручиваем трубки к главному тормозному цилиндру.
Под влиянием агрессивных факторов внешней среды тормозные трубки и шланги изнашиваются, поэтому периодически нуждаются в замене. Своевременная замена этих элементов – гарантия безотказной работы машины и вашей безопасности. В этой статье мы дадим ответы на следующие вопросы:
- Как часто необходимо менять тормозные трубки и шланги?
- Как осуществить ремонт самостоятельно?
Схема
Схема тормозной системы ваз 2109 достаточно проста и не имеет каких-то сложных деталей. Это упрощает ее ремонт и делает идеальной машиной для начинающих автовладельцев.
Если говорить обобщенно, то она состоит из:
- Основного тормозного цилиндра;
- Рабочего механизма тормоза;
- Усилителя тормозов пневмовакуумного типа;
- Контактных трубопроводов с высоким давлением;
- Расширительной емкости, в которую заливают тормозную жидкость;
- Тормозных дисков колес, расположенных на оси спереди;
- Барабаны тормоза колес, расположенных на оси сзади.
Ниже представлен чертеж тормозной системы ваз.
Основные этапы замены тормозных трубок на ВАЗ 2109, 2110
Заменить линии трубопровода вы можете осуществить в направлении от главного тормозного цилиндра к каждому колесу по следующей схеме.
- Отсоедините клеммы аккумулятора.
- Приподнимете машину на нужную вам высоту с помощью домкрата.
- Снимите колеса автомобиля.
- С помощью ключа на “10” открутите гайку крепления трубки к главному цилиндру и установите в отверстие подачи заглушку попадания в него пыли и грязи.
- Аккуратно высвобождайте трубопровод по направлению к колесам. Снимите защитный пластиковый короб и выньте магистраль из металлических и пластиковых держателей. Старайтесь делать это внимательно, чтобы не повредить клипсы.
- Открутите штуцер тормозного шланга и снимите поврежденную магистраль.
- Начинайте монтаж новой трубки в противоположном направлении: от колесного к главному цилиндру.
- Установите все держатели на место, по необходимости заменив изношенные или поврежденные при ремонте детали.
- Продуйте трубопровод сжатым воздухом, присоедините его к системе и проведите прокачку тормозной системы по инструкции, пополнив по необходимости, объем недостающей в жидкости.
Когда нужно менять шланги
Срок службы тормозных резиновых патрубков составляет около 3 лет, если автомобиль эксплуатируется регулярно. Некачественный шланг может потечь спустя полгода либо 2—3 тыс. км пробега, а то и раньше.
Дабы не лишиться тормозов во время движения и не стать виновником ДТП, владельцу «семёрки» необходимо постоянно отслеживать техническое состояние гибких подводок и немедленно менять при обнаружении таких признаков:
- при появлении множества мелких трещинок, свидетельствующих о критическом износе резиновой оболочки;
- в случае обнаружения мокрых пятен жидкости, которые чаще всего появляются возле самых наконечников;
Чаще всего патрубок переламывается возле наконечника, жидкость буквально заливает рулевую тягу - при механическом повреждении и разрыве патрубка;
Через сквозную дыру в патрубке может вытечь вся жидкость, что заметно по снижению уровня в расширительном бачке - снижение уровня в расширительной ёмкости — лишний повод проверить целостность всех подводок;
- также рекомендуется заменить шланги после приобретения подержанного автомобиля.
Чтобы выявить трещины, патрубок нужно перегнуть рукой, иначе дефекты могут остаться незамеченными. Мой знакомый обнаружил таким способом свищ в шланге, причём совершенно случайно — собрался менять верхнюю шаровую опору, при разборке задел рукой резиновую трубку, а оттуда потекла тормозная жидкость. До этого шланг и окружающие элементы ходовой части оставались сухими.
Чтобы выявить трещины резиновой части, шланг необходимо согнуть рукой
Если игнорировать вышеперечисленные признаки и ездить дальше, гибкая подводка порвётся окончательно. Последствия: жидкость быстро вытечет из контура, в системе резко снизится давление, педаль тормоза упадёт в пол при нажатии. Чтобы минимизировать риск столкновения в случае отказа тормозной системы, оперативно выполните ряд действий:
- Главное — не теряйтесь и не поддавайтесь панике. Вспомните, чему вас учили в автошколе.
- Вытяните на максимум рычаг ручного тормоза — тросовый механизм действует независимо от основной жидкостной системы.
- Заглушите мотор, не нажимая педали сцепления и не выключая текущей передачи.
- Одновременно следите за дорожной обстановкой и работайте рулевым колесом, стараясь избежать столкновения с другими участниками движения либо пешеходами.
Совет касательно выключения мотора годится лишь для автомобилей «Жигули» серии ВАЗ 2101—07, не оборудованных гидравлическим или электрическим усилителем руля. В современных машинах глушить двигатель не стоит – «баранка» моментально нальётся тяжестью.
Видео: диагностика гибких тормозных патрубков
Особенности замены тормозных шлангов
При замене тормозных трубок на ВАЗ 2110 не лишнем будет проверить состояние эластичных шлангов. Если вы заметили на них даже незначительные трещины и механические повреждения, замените их. Также установите новые шланги в случае, если ресурс работы старых уже превысил положенный лимит.
Схема замены эластичных шлангов состоит из следующих шагов:
- Хорошо прочистите металлической щеткой цилиндр, при необходимости обработав его жидкостью для снятия ржавчины;
- Гаечным ключом на “14” открутите штуцер колесного суппорта;
- Заглушите отверстие суппорта во избежание попадания в него грязи;
- С помощью гаечных ключей на “17” и на “10” отверните штуцер и отсоедините шланг от трубки;
- Снимите скобу-держатель эластичного шланга;
- Установите новый шланг в последовательности от трубки к суппорту.
Замена описанных выше элементов тормозной системы – дело не очень приятное. Однако, если вы собираетесь заменить трубопровод и шланги, радуйтесь, что в ближайшее время этого делать не придется.
Тормозная система
Замена суппорта в сборе 1 шт.
Чистка переднего тормозного суппорта 1шт.
Переборка переднего тормозного суппорта 1 шт.
Замена переднего тормозного диска комплект
Назначение гибких патрубков
Контуры жидкостных тормозов ВАЗ 2107 изготовлены из металлических трубок, ведущих от главного цилиндра (сокращённо — ГТЦ) ко всем колёсам. Подсоединить эти магистрали напрямую к рабочим цилиндрам невозможно, поскольку колёсные тормозные механизмы постоянно движутся относительно кузова — ходовая часть отрабатывает неровности, а передние колёса вдобавок поворачиваются вправо-влево.
В тормозных контурах «семёрки» используется 3 гибких подводки — две на передних колёсах, одна — на задней оси
Чтобы соединить жёсткие трубки с суппортами, используются гибкие подводки — тормозные шланги, сделанные из влагостойкой армированной резины. В «семёрке» предусмотрено 3 патрубка — два на передних колёсах, третий подаёт жидкость к регулятору давления тормозов задней оси. Короткие тонкие шланги между расширительным бачком и ГТЦ не в счёт — в них отсутствует высокое давление, запчасти приходят в негодность крайне редко.
Гибкая подводка состоит из 3 элементов:
- Армированный текстильным волокном гибкий шланг.
- На один конец патрубка напрессован стальной фитинг с внутренней резьбой, куда вкручивается ответная втулка металлической трубки. Снаружи наконечника выполнена канавка для фиксации элемента к кузову машины специальной шайбой.
- Форма второго фитинга зависит от назначения шланга. Для стыковки с передними механизмами используется проушина с отверстием под болт (так называемый фитинг banjo), на заднем контуре стоит конусный наконечник с резьбой.
Патрубок переднего тормозного контура оснащен фитингом типа banjo под болт М10
Первый конец шланга, соединяющийся с трубкой контура, всегда прикрепляется фиксирующей скобой к специальному кронштейну на кузове. На задней оси второй наконечник остаётся свободным, на передних колёсах — дополнительно фиксируется к суппортам накладными кронштейнами. Чтобы жидкость не просачивалась по резьбовому соединению, на болт надевается 2 медных уплотнительных шайбы.
Конус с наружной резьбой вкручивается в тройник, второй конец заднего шланга соединяется с металлической трубкой
Обратите внимание: проушина шланга для передних колёс сделана под углом относительно продольной оси патрубка, как показано на чертеже.
Проушина внешнего наконечника должна прилегать к плоскости тормозного суппорта под углом
Порядок осуществления работ
Задние тормозные трубки ваз 2109
Перед тем как приступать к действиям, нужно предварительно подготовиться. В ходе подготовительных работ нужно очистить поверхность штуцерных трубок от загрязнений. Также нужно нанести специальный состав на все резьбовые соединения, так открутить гайки будет значительно легче. Помимо этого требуется подготовить гаечный ключ, запасную тормозную жидкость для доливания, небольшую ёмкость для сливания остатков жидкости из системы и подходящую виниловую трубку. Для удобного ремонта рекомендуется установить машину либо на эстакаду, либо на яму для осмотра:
- Сначала крестовой отвёрткой откручиваются два самореза, которые фиксируют трубку к кузову ваз.
- При помощи подходящего ключа откручивают 2 штуцера, посредством которых трубки крепятся к шлангу с регулятором.
- Извлекается трубка.
- После проведения всех необходимых работ трубки монтируются в противоположном демонтажу порядке.
- Доливается тормозная жидкость.
- Проверяется качество отремонтированных тормозов.
На более новых моделях ВАЗ трубки сначала отворачивают с основного цилиндра и тормозных шланг, только после этого заглушают отверстия. В таком случае придётся откручивать 3 крепёжные гайки и снимать пластиковое покрытие. Далее демонтируют пластины из металла и отсоединяют необходимые трубки от фиксаторов, если они повреждены, потребуется их замена.
Примечание! Новые элементы нужно закреплять в противоположном порядке. Чтобы проверить качество работ, требуется произвести прокачку системы. Её обязательно делают для устранения лишнего воздуха.
Заменить заднюю тормозную трубку ваз 2109
Признаками проникновения воздуха в систему считается увеличение хода и смягченное проседание тормозной педали при нажимании. Нужно соблюдать определённую последовательность прокачки тормозов:
- сзади справа;
- спереди слева;
- сзади слева;
- спереди справа.
Помимо смены тормозной трубки может потребоваться смена тормозного шланга.
Когда контрольные датчики сигнализируют о поломке тормозной системы
- Обозначение «поломка» на панели контроля появляется в том случае, если в бачке имеется низкий уровень тормозной жидкости, тогда надо уже планировать делать прокачку системы и решать, как заменить тормозные шланги на ВАЗ 2114 самостоятельно или при помощи специалиста.
- Имеется и обозначение на панели, что включен стояночный тормоз. Его же надо отключать в момент начала движения, иначе повреждений также не избежать, а там все проблемы потянутся друг за другом, и назреет ситуация с решением вопроса, как заменить тормозные шланги на ВАЗ 2114.
Таким образом, бдительность и еще раз бдительность – вот основное, о чем должен помнить водитель при входе в гараж и в процессе движения по маршруту ежедневно и ежесекундно. Лучше сесть и разобраться, как заменить тормозные шланги на ВАЗ 2114, чем испытать стресс на скорости, когда педаль тормоза просто провалится под ногой, и машина не остановится по требованию.
Необходимые инструменты и замена
- При помощи домкрата поднимаем переднее колесо и снимаем его. Не забывайте о том, что болты колеса также могут «прикипеть». Для того, чтобы они легко открутились, брызните из баллончика ВД-40 несколько раз и подождите минут 10. Если же болты открутились, а колесо не снимается, есть также «народный» метод. Для этих целей некоторые водители возят в багажнике кусок доски и небольшую кувалду. Подставляем доску к колесу и бьем по ней кувалдой несколько раз. Колесо должно сняться;
- Придерживая ключом «15» наконечник на тормозном шланге. А в то же время проворачиваем «десяткой» штуцер на трубке;
- Чтобы тормозная жидкость не вытекла, надеваем защитный колпак. Если гайка «прикипела», используем ВД. Выжидаем 10-15 минут, откручиваем;
- Далее – необходимо извлечь провода датчика по износу колодок из резиновых держателей;
- Муфту шланга необходимо вывести из держателя стойки амортизатора;
- От цилиндра откручиваем «15» штуцер шланга. Медное кольцо уплотнения также необходимо менять. Обычно уплотнители продаются в комплекте;
- Устанавливаем новый шланг, тщательно затягивая гайки;
- Процедуру аналогично повторяем и на другом переднем колесе (так как, напоминаем, лучше всего менять шланги хотя бы попарно);
- После всего, прокачиваем систему тормозов, проверив наличие жидкости в бачке (по уровню). При необходимости – долить!