Не работает вентилятор охлаждения: причины, диагностика и ремонт

  • Смена предохранительного клапана
  • Несколько полезных советов
  • Независимо от конструкции ДВС, этот важный элемент автомобиля нуждается в тщательном охлаждении, чтобы избежать перегрева и вследствие чего поломки подвижных конструкций. ДВС современного типа оснащены ОЖ (охлаждающей жидкостью), циркулирующей посредством водяного насоса. Чтобы она не закипала применяется специальный радиатор, состоящий из нескольких тонких трубочек и ламелей.

    В процессе перемещения воздух попадает на металлическую поверхность и проходит между ламелями, что помогает охладить металл. В результате температура жидкости постепенно снижается. Чтобы не допустить возникновения критической ситуации, важно оперативно определить локализацию поломки и узнать, по каким причинам не работает вентилятор охлаждения.

    Общее представление о вентиляторе охлаждения

    Конструкция представлена в виде обыкновенного электрического двигателя, который питается 12В от бортовой сети. Вал имеет специальную крыльчатку, посредством которой формируется воздушный поток, направляющийся к поверхности радиатора. Вентилятор крепится к передней части станины, а с обратной стороны прикрывается радиаторной решеткой.

    На примере ВАЗа стоит отметить, что чаще всего в системе работает один вентилятор, но встречаются и исключения среди отечественного автопрома , а также иномарок. Так, например, НИВА оснащена крыльчаткой с двумя независимыми электромоторами. Подобная конструкция способствует увеличению скорости охлаждения жидкости, что является дополнительной гарантией сохранности двигателя.

    Проверка переключателя охлаждающей жидкости или датчика охлаждающей жидкости

    Если оба вентилятора работают, когда вы их замыкаете, проблема где-то между подачей тока у плавкого предохранителя и моторами вентилятора. На старых системах, где вентилятор приводится в движение реле температуры охлаждающей жидкости, отсоедините разъем реле. Убедитесь, что это тот разъем, который вам нужен, поскольку некоторые транспортные средства имеют до трех разъемов: один для предупреждающего сигнала на приборном щитке, один для пульта управления над ветровым стеклом и один для компьютера управления двигателем.

    С работающим двигателем и отсоединенным реле охлаждающей жидкости вентилятор должен заработать, потому что компьютер управления двигателем в большинстве систем регистрирует код неисправности от неработающего переключателя и включает вентиляторы. Если вентилятор не заработал, а переключатель обычный, он остается в разомкнутом состоянии до повышения температуры, тогда он замыкается, чтобы включился вентилятор. Чтобы проверить еще раз, просто заземлите один зажим провода отключенного соединителя, используя соединительный провод. Вентилятор должен начать вращаться. Многие старые японские автомобили имеют электрические цепи с реле, замкнутыми в обычном состоянии. Они размыкаются при высоких температурах охлаждающей жидкости, чтобы включить вентилятор, поэтому при простом разъединении (при включенном зажигании) вентиляторы всегда должны работать при такой схеме.

    Многие новые модели имеют датчики температуры охлаждающей жидкости. Это не переключатель (реле), а резистор (терморезистор), чувствительный к температурам, который посылает сигнал компьютеру двигателя. Компьютер, который также осуществляет некоторый контроль над работой системы кондиционирования, решает, когда включить вентилятор и на какой скорости. Вы можете не получить отклика, просто отсоединив разъем датчика или заземлив его. Вместо этого проверьте его калибровку, подсоединив омметр.

    Подсоединение омметра – надежный способ проверить терморезистор.

    Терморезистор создает более низкое сопротивление, когда температура повышается, и повышает давление, когда она падает. Если показания датчика тысяча ом или больше (что указывает на низкую температуру), когда охлаждающая жидкость двигателя нагрелась, значит, он с нарушенной калибровкой. Замените его. Еще легче воспользоваться сканирующим устройством, которое выдаст показания в градусах (С или F).

    Как активизируется устройство

    Активация работы охлаждающего вентилятора может осуществляться несколькими способами. Все зависит от марки и конфигурации транспортного средства. Если машина имеет карбюраторный двигатель, то температура жидкости должна достичь диапазона 105-107 градусов. Тогда автоматически включается датчик, отправляющий сигнал на реле. Оно в свою очередь подает питание на электрический мотор, замыкает цепь.

    Машины, оснащенные инжектором, имеют несколько другую систему охлаждения и работу вентилятора. Все процессы запускает электронный блок управления. Первоначально информация с датчика обрабатывается контроллером, а потом передается на реле.

    Принцип работы вентилятора радиатора

    Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

    В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

    Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

    Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

    Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения.

    Причины возникновения неисправности

    Когда температура жидкости повышается до критического уровня, это означает, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Главная цель – это как можно быстрее определить локализацию неисправности и ликвидировать ее. Существует ряд самых распространенных причин, почему не включается вентилятор охлаждения:

    электрический двигатель вентилятора перестал работать;

    нарушение целостности проводки, которая обеспечивает беспрерывное питание электромотора и подключения датчика включения;

    контакт датчика и электродвигателя перестал быть надежным;

    предохранитель перегорел;

    реле вентилятора оказалось неисправным;

    сломался датчик;

    предохранитель клапана расширительного бачка работает с перебоями.

    Определить неисправность в каждом случае возможно самостоятельно. Разберем каждый пункт более подробно.

    Если сломался электродвигатель вентилятора

    Если не работает вентилятор охлаждения, то в первую очередь важно проверить, в каком состоянии находится электропривод. Для этого потребуется взять 2 провода, сделать подключение к вентилятору и организовать питание от АКБ напрямую. Если запуск прошел успешно, значит, элемент исправен и нужно проводить диагностику дальше.

    Также стоит обратить внимание на разъемы и контакты в электродвигателе. Иногда неисправность появляется из-за скопления грязи и пыли, а также окисления металлических элементов.

    Если после подключения к АКБ ничего не произошло, значит, проблема в электроприводе. Поломка случается по нескольким причинам:

    щетки износились;

    коллектор разрушился;

    обмотка ротора замкнулась.

    В первом варианте достаточно поставить новые щетки. Во втором и третьем случае ситуацию исправить невозможно. Нужен новый вентилятор.

    Проверка проводки

    Не менее распространенная причина, по которой вентилятор охлаждения перестает работать. Может произойти разрыв провода или замыкание. Для проверки достаточно использовать обыкновенный тестер, предварительно активировать режим детектора. Сделать прозвон проводки, которая соединяет контроллер с предохранителем, реле и электродвигателем.

    Проверка предохранителя и реле вентилятора

    Для начала нужно сделать проверку предохранителя вентилятора. Как правило, он располагается в блоке монтажа под капотом. Чаще всего маркируется обозначением F7. Проверку сделать при помощи тестера. Если все в порядке, нужно найти реле включения. Чтобы найти необходимое реле, рекомендуется использовать руководство автомобиля. Под капотом должно располагаться 3 реле.

    В кустарных условиях определить работоспособность практически невозможно, поэтому легче всего воткнуть реле в соседнее гнездо.

    Тест датчика включения

    Еще одной популярной причиной, из-за которой не работает вентилятор, выступает неисправность датчика. Точно определить, что сломался датчик, возможно только в автомобилях с инжекторами. Если отключить питание, то электронная система воспримет это как неисправность и сделает запуск вентилятора в аварийном режиме.

    Когда выходит из строя датчик включения вентилятора, то следует быть осторожным. Проверку нужно проводить следующим образом: прогреть машину до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 100 градусов. Далее заглушить двигатель, открыть капот и отключить датчик, отсоединяя разъем. Далее запустить двигатель. Если вентилятор начнет работать, значит, проблема в неисправности датчика.

    Важно обратить внимание, что в машинах с карбюраторными двигателями, сделать проверку подобным образом невозможно. В данном случае можно сделать только замену нового датчика и прогреть двигатель до рабочей температуры.

    Не включается вентилятор — причины

    • Моторчик. Проблемы с электродвигателем, который приводит в движение вентилятор — одна из возможных проблем. Такая поломка полностью обездвижит лопасти и охлаждение мотора будет нарушено. Проверить работу электродвигателя можно подключив его напрямую к питанию АКБ, в обход бортовой сети. Если после подачи питания напрямую вентилятор обездвижен — скорее всего электромотор вышел из строя и требует замены.
    • Датчик. Если с электромотором все гуд, но вентилятор не крутит, нужно проверить датчик температуры ОЖ (ДТОЖ). Причина может заключаться в том, что датчик неисправен и не сообщает в ЭБУ температуру ОЖ или подает неправильную информацию. Следует проверить ДТОЖ и при необходимости заменить его.
    • Нет питания, обрыв цепи, предохранители. Если вентилятор охлаждения не вращается, проблема может заключаться в банальном обрыве цепи или плохом контакте. Проверьте проводку и контакты, возможно проблема в этом. Также проверьте предохранители, которые имеют отношение к данному узлу.

    Смена предохранительного клапана

    Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.

    Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.

    Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.

    Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:

    отключить клемму с АКБ;

    освободить радиатор от жидкости;

    отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;

    нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;

    не нужно затягивать датчик слишком сильно;

    залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.

    Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.

    Проверка мотора вентилятора

    Плавкий предохранитель в порядке? Самый практичный подход – дойти до конца цепи, то есть непосредственно до вентиляторов. На большинстве автомобилей два вентилятора. Отсоедините один из разъемов проводки вентилятора и (сверяясь со схемой цветовой маркировки электрооборудования) замкните провода на разъеме мотора вентилятора. Протяните один соединительный кабель т вывода разъема для подачи тока к положительной клемме аккумулятора. Подсоедините в торой соединительный провод к другому выеду разъема, и подключите его к заземлению. Вентилятор должен заработать. Если этого не произошло, мотор вентилятора, очевидно, неисправен.

    Попытайтесь подключить аккумулятор с помощью соединительного провода прямо к вентилятору, чтобы проверить, будет ли он работать.

    Некоторые автомобили имеют один вентилятор, который работает на двух скоростях. В таких случаях разъем может иметь: • два вывода (один от двойной подачи напряжения – через гасящий резистор для низкой скорости и перепускной контур резистора для высокой скорости — плюс второй для заземления). В цепи есть место сращивания или соединитель для двойной подачи напряжения. Если вы проводите проверку способом замыкания проводов на самом моторе вентилятора, он начнет работать на высокой скорости; • три вывода (один для подачи тока низкой скорости, второй – для высокой скорости и заземление). Проверьте каждый из выводов подачи энергии отдельно, используя общую линию заземления в каждом случае; • четыре вывода (высокой скорости, низкой скорости и два заземления). Замыкайте каждую пару по отдельности с помощью соединительных проводов.

    Схема подключения напольного ветилятора

    Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

    Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:

    Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

    При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.

    Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

    Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

    Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

    Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

    Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

    Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

    Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

    Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

    Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

    Как проверить термостат

    Функция термостата в двигателе внутреннего сгорания заключается в том, чтобы регулировать поток охлаждающей жидкости, направляя ее либо по малому, либо по большому кругу. Пока мотор холодный, его клапан перекрывает поток ОЖ в радиатор охлаждения. Это позволяет быстрее греть двигатель.


    Когда охлаждающая жидкость нагревается, клапан термостата открывается, направляя ее в радиатор для охлаждения. Если клапан заклинивает, ОЖ постоянно двигается по малому кругу, не доходя ни до датчика включения вентилятора, ни до датчика температуры. В этом случае жидкость может даже закипеть, но датчики, будучи незадействованными в подобной схеме, не сработают.

    Проверяют термостат путем определения температуры его патрубков на ощупь. При прогретом двигателе все они обязаны быть горячими. Если патрубок, идущий от термостата к радиатору охлаждения, холодный – запирающее устройство неисправно.

    Как проверить проводку

    Самостоятельно найти обрыв проводника в электрической цепи автомобиля совсем несложно. Необходимо тестером проверить (прозвонить) все провода на указанных участках.

    Для карбюраторных двигателей:

    • от датчика включения к вентилятору;
    • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю);
    • от монтажного блока к реле.

    Для инжекторных двигателей:

    • от главного реле к реле включения вентилятора;
    • от реле включения к вентилятору и контроллеру;
    • от датчика температуры к контроллеру;
    • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю).

    При выявлении обрыва проводки, ее необходимо восстановить, а также установить и устранить возможную причину разрыва цепи.

    Разборка ноутбука для доступа к системе охлаждения

    Чтобы получить возможность демонтировать систему охлаждения, нужно провести разборку ноутбука. В большинстве случаев работает примерно один алгоритм действий, однако демонтаж некоторых элементов может в различных моделях отличаться. Так, в современных лэптопах клавиатура обычно крепится к специальной панели пластиковыми защелками. Но на некоторых устройствах она может прикручиваться шурупами, причем как к верхней, так и к задней крышке.

    В большинстве же случаев порядок разборки следующий:

    1. Питание ноутбука выключается, после нужно отсоединить лэптоп от адаптера и извлечь батарею.
    2. На задней крышке открутите все болты. На этом этапе нужно быть внимательным, чтобы не пропустить ни один крепеж, т. к. шурупы могут скрываться в аккумуляторном отсеке.

    3. Извлеките оптический дисковод, жесткий диск, отсоедините заднюю крышку.
    4. Отсоедините доступные шлейфы и кабели, после чего можно будет снять вентилятор для чистки.

    Когда кулер сильно грязный, заодно нужно делать чистку всей системы охлаждения, для чего придется снимать радиатор. Учтите, что в этом случае при сборке ноутбука вам потребуется новая термопаста и, возможно, свежие термопрокладки. Иначе при включении лэптопа даже с чистой системой охлаждения вы заметите, что он не перестал перегреваться.

    Что можно сделать из напольного вентилятора?

    Современные «самоделкины» могут найти применение любому сломанному прибору. Когда напольный вентилятор для дома отслужил, не стоит торопиться его выбрасывать. Проявив фантазию, из его частей можно смастерить много полезных вещей:

    1. Из решетки осевого вентилятора получится оригинальный абажур.
    2. Раскрасив лопасти в яркие цвета, можно получить яркий аксессуар для детской комнаты.
    3. Расположив несколько решеток от вентилятора на одном основании, устлав дно специальным материалом и посадив цветы, получится отличная многоярусная клумба.
    4. Из половинки решетки от большого вентилятора можно смастерить журнальный столик для террасы, установив ее на ножку или основу.

    Поиск неисправностей вентилятора и способы их устранения

    Для снижения себестоимости и достижения низкого уровня шума во время работы в электродвигателях вентиляторов устанавливают подшипники скольжения. В результате через пару лет эксплуатации смазка вырабатывается, и это является самой распространенной причиной поломок вентиляторов.

    Таблица неисправностей вентиляторов и рекомендации по их ремонту
    Внешнее проявление неисправностиВозможная причина неисправностиПоиск неисправностиСпособ ремонта
    Вентилтор через некоторое время после нормальной работы отключается и через время опять включаетсяСрабатывает самовосстанавливающийся термопредохранитель от перегрева обмотокПроверить свободу вращения крыльчатки, разобрать вентилятор и осмотреть обмотки статора на предмет почерненияСмазать подшипники, перемотать обмотку
    Вентилятор включается, но лопасти вращаются медленноЗагустела или выработалась смазка в подшипниках электродвигателяПри недостаточной смазке подшипников при работе вентилятор издает повышенный акустический шум и может появиться запах гари от перегрева обмоток электродвигателяНеобходимо разобрать вентилятор и смазать подшипники скольжения машинным маслом
    Механический износ подшипников электродвигателя из-за отсутствия смазки. При этом зачастую наблюдается вибрация крыльчатки относительно центра вращенияПокачать крыльчатку относительно центра в стороны. Если люфт составляет более 0,5 мм, значит подшипник изношенЗаменить подшипник новым
    Вентилятор не запускается, лопасти не вращаютсяШнур не вставлен в розеткуПроверитьВставить вилку шнура в розетку
    Нет напряжения в розеткеПроверить наличие напряжения в розетке с помощью исправного электроприбораПодключить вентилятор к исправной розетке
    Неисправен сетевой шнурПроверить внешним осмотром вилку и шнур на наличие механических повреждений, проверить мультиметром целостность проводов шнураПри неисправности заменить сетевую вилку или шнур
    Неисправен выключатель или переключатель скорости. Разрядилась батарейка в пульте управленияНеобходимо вскрыть Вентилятор и прозвонить мультиметром выключатель. При включенном положении сопротивление между контактами включателя должно быть равно нулюВ случае неисправности выключателя его заменить. Если нет под рукой, то можно закоротить контакты выключателя, а выключать вентилятор вынимая вилку из розетки
    Вентилятор при включении гудит и нагреваетсяЗаклинило вал ротора из-за выработки или загустения смазкиРазобрать вентилятор, промыть растворителем и смазать подшипники
    Вентилятор при включении гудит и нагреваетсяОбрыв пусковой обмотки или конденсатора.Провернуть крыльчатку рукой, если завращается, значит заменить коденсатор или попробовать найти место обрыва пусковой обмотки
    Обрыв обмоток ротораПроверить внешним осмотром обмотки на наличие механических повреждений и локальных потемнений, проверить мультиметром целостность обмотокЕсли обрыв обмотки внешним осмотром найти не удалось, то придется ее перематывать, что экономически нецелесообразно
    Сработал термопредохранитель от перегрева электродвигателя по причине его неисправностиПроверить мультиметром целостность термопредохранителя. Его сопротивление должно быть равно нулю. Для проверки при отсутствии прибора можно его выводы временно закоротитьЕсли обнаружен обрыв термопредохранителя, то его заменить исправным. Если новый термопредохранитель опять перегорит при непродолжительной работе вентилятора, значит неисправен электродвигатель

    Для надежной работы вентилятора рекомендуется перед каждым сезоном эксплуатации разбирать его и смазывать подшипники машинным маслом. Но это никто не делает, в их числе и я. Обычно смазкой занимаются, когда лопасти перестали вращаться или вентилятор стал сильно шуметь.

    Электрическая схема вентилятора

    Электрическая схема вентилятора состоит из двух частей – электродвигателя с пусковым конденсатором и блоком включения и регулировки скорости вращения лопастей.

    Электродвигатель представляет собой металлический корпус (статор) в котором закреплены и соединены по приведенной схеме обмотки из медного провода. В корпусе в подшипниках скольжения также закреплен ротор, который реагируя на появление при прохождении через обмотки статора электромагнитного поля, вращается.

    Подавая с помощью взаимосвязанных между собой переключателей S1, S2 и S3 питающее напряжение на обмотки L1, L2 или L3 можно регулировать скорость воздушного потока. Обмотка электродвигателя L4 и закрепленный на корпусе двигателя конденсатор, С1 служат для запуска двигателя.

    Если обмотка L4 или конденсатор С1 будет в обрыве, то двигатель при включении в автоматическом режиме не запуститься. Но если провернуть крыльчатку рукой по часовой стрелке, то лопасти начнут вращаться. Таким способом можно определить неисправность этой цепочки.

    В некоторых моделях вентиляторов для защиты обмоток от перегрева при неисправности устанавливается термопредохранитель (на схеме обозначен St°) на температуру срабатывания около 125°С.

    Термопредохранитель при нагреве свыше расчетной температуры разрывает цепь и питающее напряжение не поступает на обмотки двигателя. Это предотвращает их перегорание в случае заклинивания ротора при выработке смазки. Термопредохранитель обычно устанавливают на торце обмоток статора.

    Термопредохранители бывают двух видов — одноразовые и самовосстанавливающиеся. Последние при нагреве свыше указанной на их корпусе температуры разрывают цепь, а когда остынут, то опять замыкают. Это позволяет избежать необходимость их замены в случае заклинивания ротора.

    Лопасти кулера плохо вращаются

    В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

    Разборка вентилятора происходит следующим образом.

    1. Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
    2. После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
    3. Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.

    4. Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
    5. Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.

    6. После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
    7. Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

    Кулер издает гудение и не вращается

    Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

    • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
    • выход из строя конденсатора;
    • неисправность электродвигателя.

    Выход из строя конденсатора

    Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.

    У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.

    В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.

    Неисправность двигателя

    При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора, предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.

    Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]