Неисправность автомобиля может привести к серьезным последствиям, особенно, если в процессе движения из строя выйдет деталь ходовой части. В таком случае опасность будет угрожать не только водителю и пассажирам, но и другим участникам дорожного движения. Нехарактерный шум или хруст свидетельствуют о неисправности ШРУСа, которую необходимо незамедлительно устранить.
Наружная и внутренняя граната (ШРУС): отличия и особенности
Итак, перед тем, как проверить ШРУСы, необходимо отдельно учитывать ряд особенностей. Первое, шарниры могут быть внутренними или наружными. Так вот, они редко выходят из строя одновременно. На деле, чаще ломается наружный ШРУС. Однако никак нельзя исключать, что проблемной не является, например, граната левая внутренняя или же правый внутренний шарнир.
При этом неопытному автолюбителю как внутренние, так и наружные ШРУСы могут показаться одинаковыми. На самом деле, они отличаются в плане конструкции, испытывают разные нагрузки, имеют различные режимы работы, а также сами признаки их неполадок несколько отличны друг от друга. Давайте разбираться.
- Устройство наружного и внутреннего ШРУСа несколько отличается по причине разных режимов работы этих шарниров. Наружный ШРУС соединяется со ступицей, при этом его основной задачей является необходимость передать крутящий момент под любыми углами поворота или наклона колеса.
- В свою очередь, для внутреннего шарнира важно компенсировать несоосность трансмиссии и приводного вала, тем самым частично разгружая наружный ШРУС. Параллельно внутренний шарнир обеспечивает полную «цельность» вала при условии большого хода подвески. Другими словами, именно внутренний ШРУС обеспечивает возможность приводному валу становиться немного длиннее или короче при определенных условиях.
- Если сравнивать шарниры визуально, корпус внутреннего ШРУСа больше, чем наружного. За счет этого внутренняя обойма ШРУСа может перемещаться вместе с валом и шариками внутри корпуса по дорожкам. Также внутренний шарнир может поворачиваться под углом, хотя и меньшим, чем наружный шарнир. Если же рассмотреть наружный ШРУС, он жестко зафиксирован на валу и больше отвечает за возможность поворота. На некоторых авто наружная граната так прочно крепится к валу, что ее нужно срезать для снятия.
Еще добавим, что в полость шарнира закладывается особая смазка для ШРУС. Такая смазка защищает элемент от влаги и ударных нагрузок. Обратите внимание, в ШРУС нельзя закладывать смазку, неподходящую по свойствам и типу. В этом случае шарнир равных угловых скоростей быстро выйдет из строя.
Также отметим, что авто с передним приводом имеют двигатель с поперечным расположением, то есть коробка смещается влево. Результат- левый вал привода будет короче правого. Так вот, более длинный правый вал не всегда бывает цельным. Встречаются варианты, когда он сделан из двух частей, которые соединены при помощи подвесной опоры (подвесной подшипник).
Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что на некоторых авто в качестве внутреннего шарнира используется трипод, а не рассматриваемый в статье ШРУС привычного типа. В любом случае, принцип работы трипода все равно похож и принципиальных отличий нет.
Диагностика состояния ШРУСов
Если есть подозрение, что имеется люфт в ШРУСе на ВАЗ 2109 узел нужно разобрать и произвести диагностику всех деталей. Для этого конструкция отсоединяется от авто, а далее порядок работ такой:
- Снимаются, удерживающие защитный чехол, хомуты.
- Деталь сдвигается по валу привода колеса. Чехол на приводе правого колеса поджимается или выворачивается.
- Шарнир нужно сбить с вала молотком или специальной выколоткой.
Совет: Нельзя прикладывать нагрузку к сепаратору узла.
- Шарнир промывается.
Совет: Перед разборкой изделия, используя краску или оселок, отмечается взаимное расположение его деталей, кроме шариков.
- Шарнир крепится в тисках.
- Сепаратор с обоймой наклоняются таким образом, чтобы из корпуса ШРУСа мог выйти шарик.
- Отверткой, выполненной из мягкого металла, из сепаратора выдавливается шарик.
- Аналогично вытаскиваются остальные шарики. Их можно вытаскивать один за другим или через один.
Совет: Нельзя поворачивать сепаратор, прикладывая к нему большое усилие. Может возникнуть блокировка шариков и дальнейшая разборка узла будет затруднена.
- Нужно установить сепаратор с обоймой в такое положение, чтобы удлиненные окна сепаратора находились против выступов корпуса узла.
- Вытаскиваются сепаратор и обойма.
- Обойма извлекается из сепаратора, после размещения ее выступа в окне сепаратора.
Совет: В шарнирах с одинаковыми окнами на сепараторе, не играет роли какое окно использовать для удаления шариков.
Детали ШРУСа авто ВАЗ 2109
- Корпус -1.
- Сепаратор – 2.
- Обойма 3.
- Шарики – 4.
Детали ШРУСа хорошо промываются. Далее:
- Осматривается их состояние. Не допускается наличие на перемычках сепаратора трещин, на обоймах не должно быть задиров, глубоких ям, не допускается следов коррозии на рабочих поверхностях шарниров.
- Люфт ШРУСов ВАЗ 2109 возникает при износе рабочих поверхностей элементов больше 0,1 миллиметра.
- Если обнаружены отклонения, которые нельзя устранить, нужна полная замена ШРУС.
Совет: Замена деталей ШРУСов на автомобиле ВАЗ 2109 должна выполняться на аналогичные запасные части. Отдельно можно заменить только пыльники ШРУСов.
Сборка шарнира авто ВАЗ 2109
Итак:
- Перед началом операции нужно все детали смазать специальной смазкой ШРУС-4.
- При сборке обоймы с корпусом шарнира нужно обеспечить совпадение меток, нанесенных перед разборкой узла.
- В сепаратор шарики устанавливаются в наклоненную обойму. Угол наклона в два раза должен быть больше, чем сепаратор.
- ШРУС заполняется смазкой, объем заполнения – 40 см3.
- В канавку вала строго по центру монтируется новое стопорное кольцо. Предварительно канавку необходимо заполнить консистентной смазкой.
- Сохраняя соосность вала и обоймы, относительно кольца, вал нужно упереть в обойму.
- После резкого удара молотком по торцу вала кольцо должно сжаться и проскользнуть через отверстие в обойме.
- Из чехла выпускается «избыток» воздуха, оттянув от приводного вала посадочный поясок чехла.
- На место ставятся крепежные хомутики.
- Проверяется зона фиксации и стягивания пыльника хомутиками. В ней не должно быть деформаций, следов от контактов деталей о дорожное покрытие. В противном случае детали меняются новыми.
- Если крутится ШРУС ВАЗ 2109 плавно, без заеданий от усилия прикладываемого рукой, значит, узел собран правильно.
Каким образом убрать люфт ШРУСа ВАЗ 2109можно посмотреть на видео.
Устройство внутреннего ШРУСа
Внутренний шарнир равных угловых скоростей предназначен для передачи крутящего момента от трансмиссии ко внешнему ШРУСу. Он отличается от внешнего по размеру (в большую сторону) и стоимости, хотя состоит из тех же самых частей:
- Корпуса в виде чаши с ведомым валом.
- Внутренней обоймы – сферического кулака с ведущим валом.
- Сепаратора в виде кольца с отверстиями, чтобы удерживать шарики.
- Металлических шариков.
Роликовая разновидность шарнира характерна наличием опоры, которая при помощи трех роликов перемещается по дорожкам, нарезанным во внуренней части корпуса. Шарики или ролики находятся в канавках корпуса и удерживаются обоймой, которая соединяется с валом привода шлицевым соединением. При изменении угла ведущего и ведомого валов, шарики перемещаются по канавкам, непрерывно передавая усилие.
Внешние и внутренние ШРУСы
На каждое колесо переднеприводного автомобиля устанавливаются 2 ШРУСа. Внутренний шарнир соединяет коробку передач и полуось, внешний – полуось со ступицей колеса. Работая в паре, они обеспечивают передачу крутящего момента при всех типах нагрузок.
В наиболее распространённых шариковых шарнирах, внешние ШРУСы оборудованы радиусными канавками, обеспечивающими бесперебойность работы автомобиля при поворотах колёс. Внутренние гранаты с прямыми канавками компенсируют перемещения деталей узла вдоль оси при колебаниях передней подвески и вибрации автомобиля.
Конструктивные отличия различных типов ШРУСов мы опишем ниже.
Шариковые
Состоят из корпуса (наружной обоймы) с 6 канавками, сепаратора, 6 шариков и внутренней обоймы с 6 канавками. В ходе эксплуатации автомобиля, шарики перемещаются по канавкам, обеспечивая передачу крутящего момента от двигателя на колёса.
Шариковые гранаты чаще всего встречаются на переднеприводных легковых автомобилях.
Внутреннее устройство шарикового ШРУСа
Принцип работы шарикового шруса
Триподные
В триподных ШРУСах вместо шариков используются сферические ролики, которые крепятся на пальцах опоры с помощью подшипников.
Триподные автомобильные гранаты устанавливаются как на легковые, так и на грузовые машины с малой грузоподъёмностью.
Принцип работы триподной автомобильной гранаты
Внутреннее устройство триподного ШРУСа
Кулачковые
Кулачковые ШРУСы конструктивно состоят из 2 вилок и 2 фасонных дисков. Площадь сцепления (контакта) вилок является значительной, поэтому элементы шарнира выдерживают серьёзные нагрузки при эксплуатации.
Кулачковые шарниры получили широкое распространение на грузовых автомобилях повышенной грузоподъёмности.
Внутреннее устройство кулачковой автомобильной гранаты
Спаренные карданные
Являются наименее востребованными устройствами. Изготавливаются из двух карданных шарниров, состыкованных между собой.
В настоящее время используются при производстве мощной строительной техники, тракторов, некоторых моделей грузовиков и внедорожников.
Принцип работы спаренного карданного ШРУСа
Почему хрустит ШРУС?
Видео замены внешнего левого ШРУСа
Опытные водители на слух способны определять место поломки автомобиля. Подобные навыки приобретаются с течением времени, но хруст ШРУСА нельзя спутать ни с чем.
Для того, чтобы понять природу этого характерного шума, следует вспомнить, как же ШРУС устроен. Задача ШРУСА – это передача вращения от одной полуоси к другой при условии, что угол между ними непрерывно изменяется.
Такое свойство обусловлено необходимостью не только вращать ведущее колесо, но также давать ему возможность поворачивать и перемещаться вверх-вниз на пружине.
ШРУС состоит из таких основных элементов:
- внешний корпус в виде чаши с шестью полукруглыми бороздами внутри и полуосью снаружи;
- внутренняя обойма в виде сферического кулака и тоже шестью канавками и шлицевым соединением для полуоси;
- между внутренними стенками чаши и обоймой находятся 6 шариков в сепараторе.
Все элементы выполнены настолько точно, что в собранном виде не имеют люфта. Обойма через шарики передаёт усилие на корпус и вращает его, а перемещение шаров по канавкам даёт возможность изменять угол между полуосями.
С течением времени в месте соприкосновения шариков с другими элементами образовывается выработка, появляется люфт. Свободный ход шариков (перекатывание) и порождает звук, который очень похож на хруст.
Учитывая, что ШРУСЫ устанавливаются по два на каждое колесо, при появлении тревожных симптомов возникает затруднение с тем, как узнать, какой ШРУС хрустит: внутренний или наружный, правый или левый.
Срок службы и обслуживание
Граната в легковушке – это расходник. Менять ее придется достаточно часто. Благо стоимость узла и ремонта обычно не самая высокая.
Сколько отходит заводская деталь зависит от трех факторов:
- Манеры вождения;
- Модели машины;
- Своевременного обслуживания.
Первый фактор имеет решающее значение. Особенно сильно гранаты боятся наваливания гашетки при вывернутом в крайнее положение руле. В такие моменты узел испытывает максимальные нагрузки.
Если вы в основном двигаетесь спокойно, то ресурс для вашей машины можно поискать на тематических форумах. Есть авто, в которых штатное изделие может отходить больше ста тысяч.
Под своевременным обслуживанием подразумевается периодический осмотр пыльников, своевременная их замена и набивка смазкой. Если в резинке появится трещина, то смерть шруса наступит всего через пару недель. А в дождливую погоду это может случиться еще быстрее. Виной всему вода, которая, попадая в узел, приводит к коррозии и вымыванию защитной смазки.
Наверняка вам будет интересно узнать, что кроме гранат абсолютно во всех обычных легковушках есть телевизор! Обязательно прочитайте нашу статью об этом, чтобы быть знающим автовладельцем.
Порванный пыльник — типичная неисправность
Пыльники, кстати, стоят совсем недорого. Смазка тоже дешевая и называется банально – «ШРУС». Во время покупки не забудьте проверить, чтобы в комплекте с пыльниками шли хомуты для их затяжки.
Совет как продлить жизнь гранаты:
- Не давить педаль в пол на повороте, особенно при трогании
- Вовремя менять пыльники и смазку
Ресурс внешней и внутренней гранат сильно отличается. Первая подвержена большим усилиям, так как вынуждена поворачиваться на значительные углы, а потому чаще дает о себе знать.
Внутренняя деталь вполне может не беспокоить весь срок службы автомобиля.
Разрушение кольца системы ABS
На ШРУСе бывает установлена еще одна дополнительная деталь — зубчатое кольцо системы ABS, с которого специальный датчик считывает частоту вращения. В силу возраста это кольцо ржавеет, повреждается или вообще лопается, после чего вся система ABS уходит в аварийный режим или полностью деактивируется. Тут все зависит от конкретной конструкции ШРУСа — иногда кольцо можно поменять отдельно, а иногда также придется покупать весь узел в сборе.
Звуки и симптомы поломки
Существует несколько признаков неисправности шарнира:
- Разрыв пыльника. Достаточно отправиться на СТО, где неисправный элемент заменят, и потребность в ремонте самого ШРУСа отпадет.
- Свист «гранаты». Звук очень напоминает трение сносившихся до металла тормозных колодок.
- Рывки. Когда автомобиль трогается, водитель может ощутить несильные толчки. Такое поведение свидетельствует о разбитых канавках гранаты.
- Щелчки. Проявляются в момент движения, при этом их количество варьируется от 2 до 5. При движении неприятный звук пропадает, но при следующей попытке сдвинуться с места снова возникает. Это также указывает на неисправность «гранаты».
- Хруст. Если звук проявляется непосредственно при движении, то это тревожный сигнал. ШРУС не просто износился, его вот-вот заклинит. Ехать с таким повреждением опасно, поэтому лучше всего вызвать эвакуатор и отправить автомобиль в мастерскую.
Выработка на шлицевой части
Данное повреждение характерно для ШРУСа с промежуточным валом (удлинителем). Собственно, в механизме сочленения происходит истирание или обламывание шлицов. Случается это по причине либо конструктивного дефекта, либо все того же старения металла. Со временем механизм сочленения начинает ржаветь, появляется выработка и, как следствие, люфт, который приводит к вибрациям. Самое обидное, что сам ШРУС при этом может быть полностью исправен, однако менять придется все в сборе.
Как проверить износ ШРУСа – причины и признаки износа гранаты
Шарнир равных угловых скоростей (в народе – граната) не выходит из строя одномоментно, за редким исключением. Среди основных причин выхода из строя ШРУСа отмечаются:
- Отсутствие или недостаточное количество смазки.
- Повреждение пыльника, из-за чего в деталь попадает грязь и вода, что ускоряет износ.
- Изначально низкое качество запчасти.
- Агрессивное вождение с резким стартом и торможением, выворот руля до упора в одну из сторон, буксировка тяжелых прицепов.
- Механические повреждения при преодолении неровностей на дороге.
- Естественный износ.
Изношенный ШРУС
Перед тем, как проверить неисправность ШРУСа, следует обратить внимание на факторы, которые могут указывать на наличие проблем:
- Хруст внешнего шарнира при повороте с вывернутым до упора рулем в момент трогания.
- Стук и вибрация внутреннего шарнира при прямолинейном движении – изначально при преодолении неровностей, в дальнейшем и при езде по ровной дороге.
- Появление маслянистых пятен на пыльниках.
- Образование незначительных рывков при начале движения и разгоне, особенно при условии нормальной работы двигателя, сцепления и КПП.
Протекающий пыльник ШРУСа
Особенно следует обратить внимание на хруст, который является признаком критического износа ШПУСа и сигналом к немедленной замене.
Что делать, если стучит граната в машине – ремонт своими руками
Несмотря на осведомлённость современных водителей (а таковыми приходится стать практически каждому при выходе из строя его «железного коня»), практически никто не слышал о запчасти, именуемой ШРУСом. Ну а те, кто уже познакомился с ней, уже наверняка успели потратить довольно большое количество денежных средств на её замену или в лучшем случае ремонт. В этой статье мы расскажем об этих столь хитрых и важный автомобильных комплектующих, а также раскроем секрет их долгой беспроблемной эксплуатации.
Как проверить внутренний ШРУС не снимая его
Есть несколько способов как проверить внутренний ШРУС на исправность без его демонтажа с автомобиля. Для реализации первого потребуется участок дороги с неровностями, расположенными таким образом, чтобы по ним можно было проехать одной стороной авто.
Внутренний ШРУС
Весь процесс проверки внутреннего ШРУСа в таком случае состоит из нескольких этапов:
- Автомобиль разгоняем до 15-20 км/час.
- После чего наезжаем одной стороной на неровности и прислушиваемся.
- Повторяем процедуру наезжая второй половиной авто на неровности.
На наличие поломки укажет стук в районе установки шарнира, а также усилившееся подергивание при дальнейшем разгоне.
Проезжаем яму одной стороной авто
Еще одним способом как проверить какой ШРУС хрустит из внутренних является вывешивание автомобиля на подъемнике. Процесс проверки состоит из таких этапов:
- Автомобиль полностью или его передняя часть вывешиваются, что позволяет создать критический угол и предельно увеличить нагрузку на внутренний ШРУС.
- Заводим двигатель и немного нажимаем на газ, чтобы колеса начали вращение.
- Внимательно слушаем с какой стороны раздается нехарактерный звук, что и позволит определить какой внутренний ШРУС вышел из строя – правый или левый.
Такими способами можно без лишних затрат проверить внутренние ШРУСы машины. Хотя более информативным будет проверка на СТО при наличии такой возможности.
Как диагностировать неисправности шарниров
Диагностика внешнего шарнира несложная: достаточно только выкрутить руль в крайнее положение и тронуться с места. При максимальном угле между полуосями появится характерный хруст – это и есть признак поломки наружного шарнира.
Проверку внутреннего ЩРУСа лучше всего проводить на подъемнике
Но есть особенность у и внутренних механизмов – они могут хрустеть во время прямолинейного движения. Для проверки не обязательно обладать особенными навыками, так как проверить внутренний ШРУС можно совершив поездку по бездорожью — при попадании в ямы и канавы звуковое сопровождение усиливается во много раз. Но наиболее точный диагноз можно поставить следующим образом:
- загнать автомобиль на подъемник;
- в подвешенном состоянии включить первую передачу, позволив колесам медленно вращаться;
- в таком положении неисправный ШРУС будет издавать четко различимый хруст;
- снова-таки, при попытках двигать вал рукой будет ощущаться существенный люфт.
Если симптомы «налицо», то необходимо покупать ШРУС и устанавливать его на полуоси. Пыльники, хомуты и смазка, как правило, входят в комплект.
Автомобили с передним приводом пользуются большой популярностью во всем мире. Некоторые автомобилисты предпочитают именно переднеприводные, а не заднеприводные авто, считая их более удобными и надежными. На переднеприводных автомобилях используется подвеска типа «Макферсон» или «многорычажка». Обе они имеют ряд позитивных сторон, отличаются надежностью и выносливостью, кроме того не дороги в ремонте, что еще надо? Однако, как и все в этом мире, передний привод не лишен недостатков, владельцам таких авто приходится чаще менять шаровые опоры, передние ступичные подшипники, а также ШРУСы (шарнир равных угловых скоростей), о которых, кстати, сегодня и пойдет речь в моей статье.
ШРУСы или, как их еще называют «гранаты», доставляют немало хлопот автовладельцам, поэтому неудивительно, что их порой называют самым «слабым местом» переднего привода. Несмотря на прочные материалы, используемые при производстве «гранат», а также различные напыления, из-за трения и ударов, которые приходятся на переднюю подвеску, ШРУСы довольно часто выходят из строя. Банальный разрыв пыльника ШРУСа может привести к полному выходу из строя этой недешевой детали. Для того, чтобы предупредить неисправность ШРУСа и не «попасть» на дорогой ремонт, следует время от времени производить визуальный осмотр ходовой части, а также следить за целостностью пыльника ШРУСа. Сегодня я расскажу о том, как проверить ШРУС, в случае подозрения его неисправности, вы узнаете о причинах и признаках неисправности «гранаты».
Как проверить наружный ШРУС без снятия
Есть один простой способ как проверить внешний ШРУС без дополнительных вложений и с минимальными затратами времени.
Наружный ШРУС
Достаточно подобрать ровную площадку, на которой можно поездить никому не мешая. После этого выполняем такие действия:
- Выворачиваем руль в одну из сторон до упора.
- Начинаем плавное движение и прислушиваемся.
- Повторяем такую же процедуру с выворотом руля в противоположную сторону.
Выворачиваем руль до упора и едем
В таком случае как проверить какой ШРУС хрустит тоже дольно легко. При вывороте руля вправо в движении будет хруст может появиться в левом шарнире и наоборот.
Выработка в игольчатом подшипнике трипоида
Трипоидный ШРУС бывает двух видов: обычный и с внешней обоймой. Основная причина поломки обоих видов — износ. В простом варианте при определенных углах трипоид начинает скользить, а не крутиться. С внешним роликом подшипник вращается при любых углах поворота, работает более плавно и изнашивается заметно дольше.
У некоторых моделей корпус трипоида находится в коробке передач. В таком случае сделан он из более качественных металлов и переносит больше нагрузки. Если для автомобиля предусмотрен выбор между шариковым и трипоидным ШРУСом, то однозначно стоит доплатить за последний.
Как проверить снятые ШРУСы
Простым способом как проверить снятые ШРУСы является их очистка от смазки и тщательный визуальный осмотр. Особенно в районе рабочих поверхностей – шариков, сепараторов. Должны отсутствовать трещины, сколы, оспинки и прочие следы, указывающие на износ.
Осматриваем ШРУС
Поврежденный ШРУС подлежит замене, поскольку металлические элементы детали не поддаются ремонту. В случае крайней необходимости можно поменять местами – в таком случае нагрузка ляжет на еще не изношенные поверхности, что позволит выиграть немного времени до проведения замены деталей. В процессе установки новых ШРУСов следует наполнить их новой смазкой и герметично закрыть их пыльником.
Самостоятельная замена или помощь профессионалов
Итак, зная как проверить шрус и будучи уверенным в том, что именно он неисправен, у автолюбителя возникает вопрос о том, как же устранить поломку. ШРУСы ремонтировать нерационально, такие детали подлежат замене. Выполнить ремонт самостоятельно при наличии удобного гаража и всех необходимых инструментов можно и самостоятельно.
Если есть сомнения в своих собственных силах, нет опытного наставника или необходимых инструментов, то лучше обратиться за помощью в автосервис. Иначе есть риск произвести неправильную установку и испортить новую деталь.
Как определить поломку на ВАЗ и других авто и понять, что ШРУС надо менять
Выяснить, какой шарнир пришел в негодность и начал хрустеть, можно с помощью универсального метода. Для этого нужно действовать следующим образом:
- Выровнять колеса авто.
- Включить ручной тормоз, нейтральную передачу.
- Поднять домкратом одно из передних ведущих колес.
- Включить первую передачу, отпустить педаль сцепления и тронуться.
- На следующем этапе начать медленно нажимать на тормоза. При неисправности внутренней «гранаты» появятся характерные стуки справа или слева. Проблемный внешний шарнир проявится хрустом. Для более точной диагностики во время описанных процедур можно повернуть руль вначале влево, а затем вправо.
Здесь нельзя пренебрегать правилами безопасности. Важно не забывать о ручном тормозе, использовать противооткатный упор. Опускать домкрат можно только после того, как колесо перестанет вращаться.
Как проверить внешний ШРУС
Диагностику нужно начинать именно с этих элементов. Здесь можно сосредоточиться на двух основных методах.
Во-первых, на ровной площадке с вывернутым до упора рулем рекомендуется поездить по кругу. Боковые стекла лучше опустить. Это нужно для того, чтобы лучше слышать:
- Во время поворота налево могут появиться стуки с правой стороны, свидетельствующие о неисправностях.
- Наоборот, при движении направо хруст и другие звуки могут появиться с противоположной стороны.
- Кроме того, может проявляться и вибрация руля.
Как проверить внутренний ШРУС
В этом случае определить поломку сложнее, поскольку она не проявляется так явно. При разгоне или во время быстрой езды может появляться гудение или другие шумы на фоне вибраций, дерганий машины.
Если авто едет медленно по неровной дороге с большим количеством выбоин, то при проблемах с внутренним шарниром можно услышать его хруст.
Можно специально проехать по ямам левым и правым колесом для более точной диагностики локализации проблемы.
Где стучит? — как по месту стука определить возможную поломку авто Современный автомобиль является сложной конструкцией, состоящей из множества узлов, агрегатов, деталей. В процессе эксплуатации отдельные части машины изнашиваются. Определенные проблемы проявляется…
Можно ли диагностировать неисправности гранат самостоятельно
Так как граната – это простой шарнир, то он может легко выйти из строя. Принцип его работы очень схож с работой подшипника – две поверхности, между которыми расположены шарики из прочного металла. Отличие в том, что на поверхностях вырезаны канавки, за счет которых можно изменить положение ведущей полуоси относительно ведомой. Если взять бывший в употреблении ШРУС, то можно руками без особых усилий вращать две полуоси, посмотреть, как происходит работа узла. На новом провернуть их не получится, так как зазоров нет и нужно прикладывать большие усилия для поворота.
На шарнир действует сразу несколько сил. Во-первых, при движении передается крутящий момент от КПП к колесу. Во-вторых, взаимное расположение полуосей постоянно меняется, так как вы при движении вращаете руль или наезжаете на неровную поверхность. И всегда в механизме присутствует трение, которое разрушает его. В каком-то месте может появиться выработка, вследствие этого происходит увеличение зазора между поверхностями и становятся слышны посторонний треск и шум.
Причины и профилактика преждевременного износа
Эксплуатационный ресурс внешней и внутренней «гранаты» зависит от многих факторов. Выйти из строя узел может по разным причинам.
Вот некоторые из них:
- плохое качество изделия, отсутствие достаточного количества смазочных материалов;
- последствия сильного удара в результате столкновения или аварии;
- попадание внутрь конструкции пыли, грязи, песка из-за разорванного пыльника;
- плохое дорожное покрытие;
- неправильная установка;
- агрессивная манера вождения.
Специалисты рекомендуют регулярно контролировать состояние обоих видов шарниров, проверяя целостность резинового пыльника. Для профилактики рекомендуется периодически демонтировать узел, промывать его внутренние части, менять смазку.
Хомуты на пыльниках после замены нужно тщательно затягивать так, чтобы резиновый чехол не прокручивался.
Предотвратить преждевременный износ можно, если по неровным дорогам ездить максимально аккуратно, избегая резких разгонов, поворотов с максимально вывернутыми колесами. Наружные шарниры получают от колес все удары, сюда с большей вероятностью может попадать песок, пыль и вода.
Как проверить ступичный подшипник и можно ли ездить, если он гудит Со временем в результате эксплуатации автомобиля при его движении появляются различные шумы, которые свидетельствуют об износе той или иной детали. Своевременная ее замена решает проблему наилучшим…
Описанные выше симптомы показывают, как определить неисправности. Если возникает потребность заменить ШРУС, то лучше обратиться к специалистам, поскольку неправильная установка значительно сократит срок службы этого элемента.
Хруст на месте: к сожалению, бывает и такое
Но всё вышесказанное применимо, когда автомобиль в движении, а сам хруст слышен исключительно в поворотах. И совсем другое дело, хрустящие звуки отчётливо слышны в покое, когда поворачиваете руль неподвижной машины влево-вправо.
Но, как и при возникновении посторонних шумов в движении, в рулевом управлении, когда крутите его на месте, они слышны, если:
- источником шума становится само рулевое колесо;
- или есть вопросы к состоянию/износу рулевой рейки.
Их также постараемся поподробнее осветить.
Нетипичные и даже курьёзные причины хруста
Для всего этого достаточно осмотра, выявления, что именно неисправно, так как это может быть:
- Искривление штока вала. Сложно поверить, но такой дефект рулевого управления может стать следствием не только фронтального ДТП, но и просто эксплуатации.
- Место сопряжения вала и рейки. Вот только чтобы добраться до этого сочленения, придётся очень сильно постараться.
- Защитный кожух трётся о подвижные детали рулевого управления. Особенно это применимо к недорогим машинам, а также тем, что эксплуатируются давно: часть креплений могло элементарно поломаться/потеряться.
- Даже сползший коврик, задевающий за рулевой вал/его крестовину. Но это абсолютная редкость, исключение из правил.
А чтобы понять, что именно является источником постороннего шума при повороте руля, необходимо разобрать рулевую колонку и найти причину.
Причины поломки
Выработка на обойме ШРУСа
Причины могут быть следующими:
- Заводской брак, который не был выявлен перед установкой. Нередки случаи, когда на новые машины производится установка контрафактных изделий. Сюда же можно отнести и очень низкое качество металла, используемого для изготовления узла.
- Недостаточное количество графитовой смазки либо ее отсутствие. Плохое качество пыльников, вследствие чего происходит его разрыв и на трущиеся поверхности попадает пыль, грязь, песок, вода и прочий мусор.
- Немаловажно и то, как вы ездите и где. Агрессивная езда вкупе с некачественным покрытием дороги – это быстрый износ гранат и их скорая замена.
Последствия несвоевременной замены ШРУСа
Если не обращать внимания на явные признаки неисправности ШРУСа, то это рано или поздно приведет к следующим последствиям:
- ШРУС просто развалится в процессе движения и автомобиль потеряет возможность двигаться. Это самый благоприятный вариант развития событий.
- ШРУС заклинит. Одно из ведущих колес престанет вращаться, а второе нет. На высокой скорости это может стать причиной потери управления и серьезного ДТП.
Закрывать глаза на появившиеся симптомы неисправности точно не стоит, в дальнейшем из-за этого можно потерять не только деньги и время, но и собственное здоровье.
Где купить качественные ШРУСы
Для того чтобы как можно реже менять изношенные ШРУСы, нужно грамотно подходить к вопросу их выбора. Есть несколько проверенных автомобилистами и работниками сервисных центров брендов, которые отлично себя зарекомендовали. Среди них компания IBERIS. ШРУСы этого производителя отличает:
- отменное качество используемых материалов;
- высокоточная сборка;
- адекватная цена;
- большой выбор.
Приобрести продукцию компании IBERIS (и не только) можно в магазине IXORA. Менеджеры-консультанты обязательно помогут сделать правильный выбор, а качество товара непременно оставит довольным самого требовательного покупателя.
>
Как заменить гранту
Первый вопрос: «менять самостоятельно или в сервисе?»
В принципе для большинства бюджетных легковушек (ВАЗ, Шевроле, Хендай и др.) при наличии опыта ремонта ходовой автомобиля и инструментов замена шарнира не так уж сложна. Можно даже обойтись без ямы. Но попотеть придется.
Обычно именно из таких запчастей состоит комплект для замены гранаты в магазине: пыльник, смазка, граната, хомуты пыльника, стопорное кольцо для полуоси
Для дорогих авто, без опыта и инструмента, для авто на гарантии или по страховке – однозначно дорога в сервис.
Второе, с чем часто сталкиваются автолюбители – это фраза слесаря «если захрустела одна граната, то менять нужно сразу обе». Причем одни настаивают на замене пары наружная-внутренняя. Другие уговаривают при хрусте одной внешней, заменить и вторую, а внутренние оставить.
Мотивация простая, если одна деталь сломалась, то и вторая скоро подойдет. Решать вам. И хотя мы не раз уже говорили, что расходник недорогой, но при массовой замене, ремонт влетит в копеечку.
А ведь никто не может знать, когда «крякнут» рабочие шарниры. И практика показывает, что они могут проходить еще не одну тысячу километров.
Поэтому отвечая на вопрос «нужно ли менять обе гранты?» считаем, что не стоит. Дайте деталям доработать положенный срок и сэкономить ваш бюджет. Тем более, что перед «взрывом» граната сама заблаговременно предупредит вас легкими пощелкиваниями.
Устранение неисправности
Обнаружение даже небольших дефектов пыльника свидетельствует о наполнении шарнира грязью и недостатке смазки. Эксплуатировать ШРУС в подобном состоянии нельзя, поэтому необходимо снять пыльник и наполнить шарниры новой смазкой.
Перед внесением свежей смазки деталь разбирают, тщательно очищают, полностью удаляют грязь. Затем детали механизма промывают бензином, просушивают и наносят новую смазку. Для внутреннего шарнира используют 100–110 граммов смазки, для наружного достаточно 70–80 граммов. ШРУС устанавливают на колесо и закрывают пыльником.
Специалисты рекомендуют после смазки шарнира устанавливать новые, оригинальные пыльники, поскольку старые детали теряют эластичность и могут потрескаться через непродолжительный срок. Неоригинальные пыльники неидеально прилегают в местах крепления, поэтому в зазоры быстро набьётся новая порция пыли и воды.
Устранить неисправность можно своими руками
Важное условие успешной эксплуатации ШРУСов – выбор качественной смазки. Специалисты советуют отдавать предпочтение составам на основе дисульфида молибдена, которые минимизируют трение в узлах и эффективно защищают их от коррозии, а также оказывают минимальное разрушающее действие на пыльник.
Это важно! Противопоказано использовать для ШРУСа графитную смазку. Она не может защитить деталь от повышенных нагрузок, поэтому приводит к её ускоренному износу.
Срез или облом шлицевой части
Самое страшное на вид повреждение — когда ШРУС просто разрушается по металлу. Первая причина такого разрушения — покупка некачественного ШРУСа, при производстве которого допустили брак или использовали некачественное сырье. Вторая причина — внесение изменений в конструкцию автомобиля, как правило, лифт (увеличение клиренса) внедорожников. В таком состоянии ШРУС становится в нестандартное положение, поворачивается на нестандартные углы, иногда задевает другие части автомобиля.
Нечасто, но бывает и другая беда — перетяжка ступичной гайки, что приводит к разрушению. Определяется она обычно на первых метрах движения после схода с подъемника или при движении по ямам. Очевидная ошибка механика-установщика.