В нашей статье мы рассмотрим причины, по которым не крутит стартер ВАЗ-2107 или аналогичного автомобиля. По сути, все неисправности у этого агрегата одинаковы на всех машинах. Конструкция стартеров одинаковая, независимо от того, «Лада» это или «Тойота». Могут быть небольшие отличия в конструкции, которые на первый взгляд вообще не сильно заметны. Но что делать, если отказал стартер? Первое решение, которое может прийти на ум – толкнуть автомобиль и завести его таким образом. Но это раз, максимум два, не будете же каждый раз заводить мотор таким нелегким способом! Поэтому мы в статье рассмотрим конструкцию стартера, его основные поломки и методы их устранения.
Для чего нужен стартер?
Вам будет интересно:Лучшие AGP-видеокарты: описание и характеристики
Это электрическая машина, которая нужна для того, чтобы запустить двигатель автомобиля.
По сути, стартер ВАЗ-2107 – это специальной конструкции электрический двигатель высокой мощности. Работает он следующим образом:
- Водитель включает зажигание и проворачивает ключ в крайнее положение.
- Включается реле, подающее питание на обмотку втягивающего устройства.
- Происходит одновременно замыкание силовых контактов и передвижение шестерни в крайнее положение до зацепления с венцом маховика.
- Электрический двигатель вращает коленчатый вал ДВС.
Вам будет интересно:Шины Dunlop Grandtrek SJ6: обзор, характеристики и отзывы владельцев
При этом срабатывают все остальные устройства, которые участвуют в функционировании ДВС. Высокое напряжение подается на все свечи зажигания, топливная смесь впрыскивается в камеры сгорания, двигатель запускается и начинает работать.
Схема соединений стартера ВАЗ 2101
- стартер,
- удерживающая обмотка тягового реле,
- выключатель зажигания,
- генератор VAZ 2101,
- блок предохранителей,
- втягивающая обмотка тягового реле,
- аккумуляторная батарея.
При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.
Основные поломки стартера
Среди основных поломок, при которых необходимо делать ремонт стартера ВАЗ-2107 или замену, можно выделить такие:
Стоит отметить, что некоторые поломки приводят к тому, что стартер вообще отказывается функционировать. Но есть и такие неисправности, при которых еще возможно функционирование агрегата, но с какими-либо ограничениями. Например, при частичном разрушении обгонной муфты можно наблюдать, как стартер вращает коленвал рывками. Аналогичные симптомы и при разрушении зубьев на венце маховика.
Втулки
Данные элементы расположены с обеих сторон стартера. Их задача заключается в контроле вращения вала. В случае, если втулки слишком изношены, тогда стартер не запустится и будет издавать щелчки. Проблемы могут возникнуть если стартер неправильно установлен, находится не на своем месте. Также могло случиться замыкание в обмотке.
Тяжелая прокрутка может свидетельствовать о плохой работе втулок, даже если силовой агрегат прогрет.
Выход из строя втулок не является серьезной поломкой, но, если вы не желаете столкнуться с проблемой, когда авто отказывается заводиться, тогда их нужно вовремя менять. Более того, втулки могут вызывать подклинивание вала стартера, что может привести к самовоспламенению.
Как понять, что стартер пришел в негодность
А теперь поговорим о том, как понять, что устройство неисправно и требует ремонта? Можно выделить такие признаки поломки:
А теперь перейдем к ремонту стартерного механизма на ВАЗ-2107.
Щетки и обмотка
Конструкция стартера состоит из четырех металлических сердечников, которые еще называют башмаками и обмотки, соединенной в цепь.
Напряжение, подаваемое на обмотку поступает от центрального входа. В свою очередь выход выводится на положительные медно-графитовые щетки, идущие к коллектору. В них соединены и отрицательные щетки, идущие от массы стартера. Несколько небольших пружин постоянно прижимают щетки. Графит не является достаточно прочным материалом, поэтому рано или поздно они ломаются. Когда ресурс щеток подходит к концу, на втягивающее реле прекращает поступать напряжение.
Когда такая проблема произойдет стартер не будет крутиться и издавать звуков. В случае ремонта узел разбирается, оценивается состояние щеток и производится замена. Если щетки еще могут выполнять свое прямое назначение, тогда проблема, как правило, кроется в обмотке. Когда обмотка полностью сгорела, тогда должно выгореть и лаковое покрытие.
А медный цвет становиться черным. В подобном случае можно поменять обмотку или заменить деталь на новую.
Как снять стартер своими руками?
Для того чтобы осуществить замену стартера ВАЗ-2107 или его ремонт, потребуется его полностью снять.
Для этого нужно подготовить ключи на 13 и 10. Порядок проведения работ выглядит таким образом:
Как вы понимаете, все работы будут проводиться в непосредственной близости к выпускному коллектору, поэтому нужно сначала дождаться полного остывания двигателя.
Особенности конструкции бортовой сети ВАЗ 2107
В «семёрках», как и в большинстве современных машин, применена однопроводная схема подачи электричества к электрооборудованию. Все мы знаем, что питание к приборам подходит только по одному проводнику — положительному. Другой вывод потребителя всегда соединяется с «массой» машины, к которой подключена отрицательная клемма аккумуляторной батареи. Такое решение позволяет не только упростить конструкцию бортовой сети, но и замедлить электрохимические коррозионные процессы.
Источники тока
Бортовая сеть автомобиля имеет два источника питания: аккумулятор и генератор. Когда двигатель машины выключен, электричество в сеть поступает исключительно от АКБ. При работающем силовом агрегате питание подаётся от генератора.
Номинальное напряжение бортовой сети «семёрки» составляет 12 В, однако в зависимости от режима работы мотора оно может варьироваться в пределах 11,0–14,7 В. Практически все электроцепи ВАЗ 2107 имеют защиту в виде предохранителей (плавких вставок). Включение основных электроприборов осуществляется через реле.
Проводка бортовой сети ВАЗ 2107
Объединение электрических приборов в одну общую схему «семёрки» выполнено посредством гибких проводов типа ПВА. Токопроводящие жилы этих проводников скручены из тонких медных проволок, количество которых может варьироваться от 19 до 84. Сечение провода зависит от силы тока, протекающего по нему. В ВАЗ 2107 используются проводники с сечением:
- 0,75 мм2;
- 1,0 мм2;
- 1,5 мм2;
- 2,5 мм2;
- 4,0 мм2;
- 6,0 мм2;
- 16,0 мм2.
В качестве изолирующего слоя применяется поливинилхлорид, стойкий к возможному воздействию топлива и технологических жидкостей. Цвет изоляции зависит от предназначения проводника. Ниже в таблице приведены провода подключения основных электрических узлов в «семёрке» с указанием их цвета и сечения.
Все электрические приборы ВАЗ 2107 имеют однопроводное соединение
Таблица: провода подключения основных электроприборов ВАЗ 2107
Тип подключения | Сечение провода, мм2 | Цвет изолирующего слоя |
Минусовая клемма АКБ – «масса» автомобиля (кузов, двигатель) | 16 | Чёрный |
Плюсовой вывод стартера — аккумулятор | 16 | Красный |
Положительный контакт генератора — плюс АКБ | 6 | Чёрный |
Генератор — разъем чёрного цвета | 6 | Чёрный |
Клемма на генераторе «30» – колодка МБ белого цвета | 4 | Розовый |
Разъем стартера «50» – реле его запуска | 4 | Красный |
Реле пуска стартера — чёрный разъем | 4 | Коричневый |
Реле включения зажигания — разъем чёрного цвета | 4 | Голубой |
Вывод замка зажигания «50» – голубой разъем | 4 | Красный |
Разъем замка зажигания «30» – зелёный разъем | 4 | Розовый |
Штекер правой фары – «масса» | 2,5 | Чёрный |
Штекер левой фары — голубой разъем | 2,5 | Зелёный, серый |
Вывод генератора «15» – разъем жёлтого цвета | 2,5 | Оранжевый |
Разъем правой фары – «масса» | 2,5 | Чёрный |
Разъем левой фары — белый разъем | 2,5 | Зелёный |
Электровентилятор радиатора – «масса» | 2,5 | Чёрный |
Вентилятор радиатора — красный разъем | 2,5 | Голубой |
Вывод замка зажигания «30/1» – реле включения зажигания | 2,5 | Коричневый |
Контакт замка зажигания «15» – одноконтактный разъем | 2,5 | Голубой |
Правая фара — разъем чёрного цвета | 2,5 | Серый |
Разъем замка зажигания «INT» – чёрный разъем | 2,5 | Чёрный |
Шестиконтактная колодка подрулевого переключателя – «масса» | 2,5 | Чёрный |
Двухконтактная колодка подрулевого выключателя — лампа подсветки бардачка | 1,5 | Чёрный |
Лампа подсветки бардачка — прикуриватель | 1,5 | Чёрный |
Прикуриватель — голубой разъем блока | 1,5 | Голубой, красный |
Обогреватель заднего стекла — разъем белого цвета | 1,5 | Серый |
Узнайте больше об устройстве генератора ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/generator/remont-generatora-vaz-2107.html
Пучки (жгуты) проводов
С целью облегчения монтажных работ все провода в автомобиле собраны в пучки. Сделано это либо при помощи липкой ленты, либо же путём помещения проводников в пластиковые трубки. Между собой пучки соединяются при помощи многоконтактных разъёмов (колодок), изготовленных из полиамидного пластика. Чтобы иметь возможность протягивать проводку через элементы кузова, в нём предусмотрены технологические отверстия, которые, обычно, закрываются резиновыми заглушками, предохраняющими провода от перетирания об кромки.
В «семёрке» всего пять пучков проводки, три из которых находятся в подкапотном пространстве, а два другие — в салоне:
- правый жгут (тянется по брызговику справа);
- левый жгут (протянут по моторному щиту и брызговику моторного отсека с левой стороны);
- жгут АКБ (идёт от аккумулятора);
- пучок приборной панели (находится под торпедой, и идёт к выключателям фар, поворотов, щитку приборов, элементам подсветки салона);
- жгут задний (тянется от монтажного блока к осветительным приборам кормовой части, обогревателю стекла, датчику уровня горючего).
В ВАЗ 2107 всего пять жгутов проводов
Монтажный блок
Все жгуты проводов «семёрки» сходятся к монтажному блоку, который установлен в правой задней части подкапотного пространства. В нём размещены предохранители и реле бортовой сети машины. Монтажные блоки карбюраторных и инжекторных ВАЗ 2107 конструктивно почти не отличаются, однако в «семёрках» с распределённым впрыском есть дополнительный блок реле и предохранителей, который расположен в салоне.
Основной монтажный блок расположен в моторном отсеке
Кроме этого, встречаются машины, оснащённые блоками старого образца, предназначенные для использования цилиндрических предохранителей.
В старых «семерках» установлены монтажные блоки с цилиндрическими предохранителями
Рассмотрим, какие же элементы защиты обеспечивают безопасную работу бортовой сети ВАЗ 2107.
Таблица: предохранители ВАЗ 2107 и защищаемые ними цепи
Обозначение элемента на схеме | Номинальный ток (в блоках старого образца/нового образца), А | Защищаемая электрическая цепь |
F-1 | 8/10 | Электромотор вентилятора блока отопления, реле обогревателя заднего стекла |
F-2 | 8/10 | Электромотор «дворников», лампы передних фар, электромоторчик омывателя переднего стекла |
F-3 | Не используется | |
F-4 | ||
F-5 | 16/20 | Нагревательный элемент заднего стекла |
F-6 | 8/10 | Часы, прикуриватель, магнитола |
F-7 | 16/20 | Сигнал, вентилятор главного радиатора |
F-8 | 8/10 | Лампы «поворотников» при включении аварийной сигнализации |
F-9 | 8/10 | Цепь генератора |
F-10 | 8/10 | Сигнальные лампы на щитке приборов, сами приборы, лампы «поворотников» в режиме включения поворотов |
F-11 | 8/10 | Лампа освещения салона, стоп-сигналы |
F-12, F-13 | 8/10 | Лампы дальнего освещения (правая и левая) |
F-14, F-15 | 8/10 | Габариты (правая сторона, левая сторона) |
F-16, F-17 | 8/10 | Лампы ближнего освещения (правая сторона, левая сторона) |
Таблица: реле ВАЗ 2107 и их цепи
Обозначение элемента на схеме | Цепь включения |
R-1 | Нагревательный узел заднего стекла |
R-2 | Электромоторчики омывателя и очистителя лобового стекла |
R-3 | Сигнал |
R-4 | Электромотор вентилятора радиатора |
R-5 | Дальний свет |
R-6 | Ближний свет |
Реле поворотов в «семёрке» установлено не в монтажном блоке, а за щитком приборов!
Как уже упоминалось, в инжекторных «семёрках» есть дополнительный блок реле и предохранителей. Он расположен под вещевым ящиком.
В дополнительном блоке размещены реле и предохранители силовых цепей
В нём размещены силовые элементы, обеспечивающие работу основных электрических цепей автомобиля.
Таблица: предохранители и реле дополнительного монтажного блока ВАЗ 2107 инжектор
Наименование и обозначение элемента на схеме | Предназначение |
F-1 (7,5 А) | Предохранитель главного реле |
F-2 (7,5 А) | Предохранитель ЭБУ |
F-3 (15 А) | Предохранитель бензонасоса |
R-1 | Основное (главное) реле |
R-2 | Реле бензонасоса |
R-3 | Реле включения вентилятора радиатора |
Подробнее о бензонасосе ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/benzonasos-vaz-2107-inzhektor.html
Разборка стартера и его ремонт
А теперь переходим к разборке стартера ВАЗ-2107 своими руками. Сделать это несложно, инструмент понадобится самый обычный, никаких специальных съемников и приспособлений: отвертка, плоскогубцы, ключ на 10. Другими словами, все, что имеется в любом гараже.
Процедура разборки выглядит таким образом (кратко):
Осуществляете замену изношенных элементов, сборку производите в обратном порядке. Обычно полностью разбирать устройство не нужно, достаточно поменять в задней части ротора щетки и медную втулку.
Ремонт агрегата
Как утверждают специалисты, срок службы стартера оставляет до 6 лет. Если данный узел на протяжении нескольких лет регулярно эксплуатировался и перестал работать, тогда его следует тщательно проверить. Независимо от причины поломки, в первую очередь, что необходимо сделать, это провести визуальный осмотр на выявление видимых неполадок.
Следует тщательно осмотреть контакты, так как часто стартер перестает работать именно из-за них. Нестабильный заряд также может стать причиной отказа стартера крутится, поэтому нужно попробовать несколько раз завести автомобиль.
Но даже если авто завелось, не стоит полагать, что поломка разрешилась сама по себе. Рано или поздно машина перестанет заводиться и решать поломку нужно будет радикальным способом. Простая замена стартера не всегда может решить проблему.
Чтобы снять деталь для последующей разборки нужно:
Замена втулок
Чтобы заменить втулки следует повысить зазор, образуемый между валом и опорой. Причиной часто является неправильное расположение из-за чего ротор касается пластины на статоре. Дефект решается методом замены детали.
Данные элементы выполняют подачу напряжения на ротор, а точнее его обмотку.
Инструкция по замене щеток:
Ремонт реле
Данный узел необходим для движения шестерни по ротору. Расположен элемент на корпусе агрегата.
Сначала проверяется управляющее реле. Винт крепления детали следует хорошенько затянуть, чтобы проверить, нет ли окиси на проводе и пластинах.
Чтобы проверить реле нужно замкнуть привод напрямую. Узел необходимо заменить новым в случае вращения ротора.
Если узел исправен сопротивление на катушках составляет 75 — 55 Ом. Если оно не соответствует этим показателям, то их необходимо поменять, так как ремонту они не подлежат.
Сборка и установка
Чтобы собрать агрегат необходимо выполнять те же действия, только в обратной последовательности. Правильно установите шплинты и штопорные кольца, которые предусмотрены в конструкции некоторых элементов. Проверьте узел на работоспособность.
А если венец маховика стерся?
Если венец приказал долго жить, то это можно нащупать в прямом смысле слова после снятия стартера. Рукой проведите по зубьям и оцените степень их износа. Если нужно менять венец, то делается это после снятия коробки передач. С маховика аккуратно сбиваете старый венец. Если он впервые снимается, то можно немного схитрить и поставить его другой стороной. Зубья стираются только наполовину, поэтому для экономии средств можно использовать деталь повторно. Этим вы сэкономите рублей 300-400, но если есть желание поставить новый венец — сделайте это. Новое все же крепче, чем старое.
Но придется ее прогреть на газу несколько минут, больше никаких способов установить на маховик нет. Аккуратно надеваете венец, прижимаете и ждете несколько секунд, чтобы металл остыл и крепко обжал маховик. Снимать последний нет смысла, все можно сделать достаточно быстро, если у вас есть смотровая яма или эстакада. После проведенных работ проверьте работу механизма запуска, стартер не должен чувствовать препятствий при вращении ротора.
Источник
Бендикс
Эта деталь является более усовершенствованным аналогом узла зацепления маховика, который после поворота ключа зажигания начинается раскручиваться. После запуска мотора шестерня уходит. Также бендикс необходим для нормальной работы втягивающего реле.
Если барахлит этот узел, тогда при зажигании должен издаваться громкий хруст. В подобном случае стартер следует демонтировать, разобрать и произвести проверку:
- Прокрутите по часовой стрелке пальцами шестерню. В случае, если бендикс рабочий, тогда шестерня должна тяжело проворачиваться и немного подпружинивать.
- Теперь нужно прокрутить в обратную сторону. Если виноват бендикс, тогда у вас это удастся. Если же он рабочий, то шестерня даже при серьезном усилии должна оставаться на месте.
Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112
На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:
- Номинальная мощность 1,55 кВт
- Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
- Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
- Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер
Схема подключения мотора от стиральной машины
Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:
- АКБ
- генератор
- сам стартер
- замок зажигания
1 – вал привода, | 20 – контактные болты, |
2 – втулка передней крышки, | 21 – вывод «положительных» щеток, |
3 – ограничительное кольцо, | 22 – скоба, |
4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты, | 23 – щеткодержатель, |
5 – ролик обгонной муфты, | 24 – «положительная» щетка, |
6 – опора вала привода с вкладышем, | 25 – вал якоря, |
7 – ось планетарной шестерни, | 26 – стяжная шпилька, |
8 – прокладка, | 27 – задняя крышка с втулкой, |
9 – кронштейн рычага, | 28 – коллектор, |
10 – рычаг привода, | 29 – корпус, |
11 – передняя крышка, | 30 – постоянный магнит, |
12 – якорь реле, | 31 – сердечник якоря, |
13 – удерживающая обмотка, | 32 – опора вала якоря с вкладышем, |
14 – втягивающая обмотка, | 33 – планетарная шестерня, |
15 – тяговое реле, | 34 – центральная (ведущая) шестерня, |
16 – шток тягового реле, | 35 – водило, |
17 – сердечник тягового реле, | 36 – шестерня с внутренними зубьями, |
18 – контактная пластина, | 37 – кольцо отводки, |
19 – крышка тягового реле, | 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты. |
Схема подключения стартера ВАЗ 2106
- стартер,
- генератор,
- аккумуляторная батарея,
- втягивающая обмотка тягового реле,
- выключатель зажигания,
- удерживающая обмотка тягового реле
1 – крышка со стороны привода, | 14 – крышка реле, |
2 – стопорное кольцо, | 15 – контактные болты, |
3 – ограничительное кольцо, | 16 – коллектор, |
4 – шестерня привода, | 17 – щетка, |
5 – обгонная муфта, | 18 – втулка вала якоря, |
6 – поводковое кольцо, | 19 – крышка со стороны коллектора, |
7 – резиновая заглушка, | 20 – кожух, |
8 – рычаг привода, | 21 – шунтовая катушка обмотки статора, |
9 – якорь реле 2106, | 22 – корпус, |
10 – удерживающая обмотка тягового реле, | 23 – винт крепления полюса статора, |
11 – втягивающая обмотка тягового реле, | 24 – якорь, |
12 – стяжной болт реле, | 25 – обмотка якоря, |
13 – контактная пластина, | 26 – промежуточное кольцо. |