Стояночный (или ручной) тормоз предназначен для удерживания авто от движения на неровной поверхности. При фиксации рычага ручного тормоза в положении вверх, происходит натяжка троса, идущего до уравнителя, который в свою очередь раздаёт усилие на два задних колеса посредством уже двух тросиков. В момент, когда трос натянут, распорки в барабанах задних колёс раздвигают в разные стороны колодки, что фиксирует колёса, и соответственно автомобиль, в неподвижном состоянии.
Как и любая деталь автомобиля, стояночный тормоз имеет свойство выходить из строя. Если с вашим автомобилем произошла такая ситуация, то необходимо как можно быстрее выполнить ремонт. Замена ручного тормоза ВАЗ 2110 своими руками – не сложная процедура при наличии инструмента и соответствующих навыков. Рассмотрим каждый элемент в отдельности.
Признаки неисправности ручного тормоза ВАЗ 2110
Существует ряд признаков, указывающих на неисправность стояночной тормозной системы. Перечислим основные из них:
- При затянутом «ручнике» задние колёса прокручиваются, и автомобиль скатывается с горки. Вероятно, тросик ослаблен и его следует подтянуть.
- При ослабленном «ручнике» клинит задние колёса. Это говорит о примёрзших (в зимнее время года) или изношенных колодках. Также велика вероятность неисправности возвратной пружины.
- При езде слышны скрипы из барабанов задних колёс. Как и в предыдущем случае, колодки клинит.
- Одно из колёс заблокировано и не вращается (переходит на юз). В этом случае неисправность пружины исключается – проблема внутри барабана в одном из колёс.
В большинстве случаев достаточно выполнить регулировку тормозов, поскольку тросик имеет свойство растягиваться и провисать. Также не редко можно встретить неисправность внутри самих барабанов в виду их уязвимости внешними факторами.
Как работают?
Схема работы тривиальна и проста — есть ручка, которая соединяется с кабелем, который, в свою очередь, находится в специальной оплетке (то есть в ней течет кабель). Далее этот провод зацепляется за специальный регулировочный винт (его можно закручивать и откручивать), который соединяется с рейкой, по краям которой проходят два провода, идущие к двум задним колесам. Эти тросы (идущие к колесам) находятся в сетке со специальной скобой, именно он отстегивает блоки и блокирует барабаны.
Проще говоря, когда мы перемещаем рычаг вверх (поднимаем ручник), трос растягивается и тянет два отдельных троса к колесам. Внутри барабанов кронштейны раздвигают задние блоки, которые блокируют колеса.
Регулировка ручного тормоза ВАЗ 2110
Первое, что нужно будет сделать при обнаружении неисправности – это регулировка натяжки тросиков ручного тормоза. Для этого загоните авто на яму или подъёмник и выполните следующие действия:
- Подставьте под колёса противооткатные упоры и ослабьте рычаг, опустив его вниз.
- Ослабьте одним ключом контрирующую гайку, а вторым ключом начните подтягивать регулировочную гайку. Затяжку производите до тех пор, пока тросик не перестанет провисать.
- Выполните проверку, потянув вверх рычаг – количество щелчков до полной натяжки должно быть в пределах от 2 до 4. Если всё именно так, оставьте рычаг в этом положении.
- Затяните контрирующую гайку, придерживая от проворачивания резьбу.
- Ослабьте рычаг ручного тормоза и провертье вращение задних колёса – они должны крутиться без сопротивления.
Производитель рекомендует производить подтяжку ручного тормоза раз в 30000 км.
Замена рычага ручного тормоза ВАЗ 2110
Если регулировка ручного тормоза не помогла, значит необходимо выполнить замену одного из элементов «ручника». И одним из вариантов неисправности является сломанный рычаг. Чтобы выполнить его замену, вам понадобится стандартный набор инструментов и 15-20 минут времени. Установите автомобиль над ямой и зафиксируйте его противооткатными упорами.
Первое, что нужно сделать – это разобрать пластиковую панель между сиденьями. Затем нужно ослабить тросик натяжение тросика и снять ось тяги, находящуюся на нижней части рычага (со стороны днища). После этого открутите 4 болта крепления кронштейна рычага к кузову автомобиля (ключ на 10). Очень важно не повредить провод массы, который крепится к кузову вместе с кронштейном рычага.
Замена тяги ручного тормоза ВАЗ 2110
Тяга стояночного тормоза зачастую требует замены, поскольку она эксплуатируется в условиях высокой влажности и грязи. Самой частой причиной её замены является заржавевшая резьба, которая не даёт возможности выполнить регулировку «ручника». Для выполнения работы необходимо поднять автомобиль на подъёмнике или загнать на яму. Далее выполните следующие действия:
- Опустите рычаг ручного тормоза в нижнее положение.
- Выкрутите регулировочную и контрирующую гайки с тяги рычага.
- Извлеките ось рычага, вытащив пассатижами шпильку.
- Извлеките тягу рычага из корпуса уравнителя тросов.
Установка производится в обратном порядке. После установки выполните регулировку натяжки стояночного тормоза.
15.13. Снятие узлов и регулировка стояночной тормозной системы
- Вынимаем трос из щита тормозного механизма.
- Ключом и высокой головкой «на 13» отворачиваем контргайку и регулировочную гайку тяги.
- Выводим наконечник троса из прорези уравнителя.
- Вынимаем наконечник оболочки троса из кронштейна.
- Аналогичным образом снимаем левый трос стояночного тормоза. Его демонтажу (в отличие от правого троса) мешает выпускная система.
- Cнимаем трос и уравнитель.
- Для снятия рычага привода стояночного тормоза и регулировочной тяги отворачиваем две гайки с тяги и снимаем уравнитель (тросы при этом не демонтируем).
- Cнимаем крышку и корпус облицовки тоннеля пола (см. Cнятие панели приборов и воздуховодов отопителя).
- Головкой «на 10» отворачиваем четыре болта крепления кронштейна рычага к полу.
- Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления кронштейна выключателя контрольной лампы стояночного тормоза…
…и снимаем кронштейн с выключателем.
- Cдвинув рычаг вперед, снимаем его.
- Расшплинтовываем ось регулировочной тяги.
- Вынув ось, разъединяем регулировочную тягу и рычаг.
Cборку и установку деталей и узлов стояночной тормозной системы проводим в обратной последовательности.
Регулируем стояночную тормозную систему.
Последовательность регулировки:
- ослабляем контргайку натяжного устройства;
- вращая регулировочную гайку, натягиваем трос;
- полный ход рычага привода стояночного тормоза должен составлять 3-5 зубьев по сектору;
- при полностью отпущенном рычаге колеса должны вращаться свободно, без заедания; затягиваем контргайку.
Правильно отрегулированная стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль на уклоне 23%.
Замена тросиков ручного тормоза ВАЗ 2110
Тросики имеют свойство растягиваться, расплетаться, ржаветь и застревать в местах их соприкосновения с другими элементами. Если такая ситуация случилась, то необходимо их заменить. Замена троса ручного тормоза ВАЗ 2110 – процедура, которая отнимет у вас несколько часов времени, поскольку для выполнения работы нужно снимать задние колёса и разбирать барабаны. Итак, приступим:
- Перед установкой смажьте новые тросы трансмиссионным или любым другим маслом.
- Выкрутите регулировочную и контрирующую гайки, таким образом отсоединив распределитель.
- Снимите задние колёса, затем снимите тормозные барабаны.
- Извлеките тросы из корпуса тормозного механизма.
Установку тросиков стояночного тормоза выполняйте в обратном порядке.
Источник
Замена
Процесс более длительный, чем регулировка, но не намного сложнее. Потому справиться с задачей можно в собственном гараже с подъемником или смотровой ямой.
Есть одно важное условие — вам потребуется помощник. Его задача будет заключаться в сильном натягивании троса, что позволит грамотно установить уравнитель.
Последовательность работ по замене тросика выглядит следующим образом:
- Опустите рычаг ручного тормоза максимально вниз;
- Снимите тормозной диск с колеса, где проводится замена элемента;
- Снимите с подушек подвесок глушитель, а с задней подвески — резонатор;
- Опустите вниз выхлопную систему;
- Демонтируйте регулировочную гайку и контргайку;
- Снимите уравнитель;
- Теперь извлеките из уравнителя наконечники троса;
- Достаньте наконечник оболочки уравнителя из кронштейна, который располагается на кузове автомобиля;
- Отогните скобки, которые крепят трос;
- Снимите сзади тормозную колодку и демонтируйте наконечник троса от рычага;
- Несколько ослабьте гайку, с помощью которой крепится держатель троса на заднем мосту;
- Извлеките трос из держателя, потом из кронштейна, после чего достаньте через тормозной шип;
- Поставьте на новое место новый трос и выполните процедуру сборки, следуя в обратной последовательности указанных процессов;
- Убедитесь, что тросы в кронштейне обязательно располагаются накрест;
- Завершив установку нового элемента, выполните регулировку ручного тормоза.
Как видите, задача действительно имеет определенные нюансы, но ничего сложного из себя не представляет, если иметь некоторый опыт и опираться на руководство по эксплуатации ВАЗ 2110. Как правило, там все прописано.
Не лишним будет дополнить свои навыки и знания видеоуроками или консультацией у знакомого со станции технического обслуживания. Но если в собственных силах вы не уверены, рисковать и проводить замену троса ручника самому не стоит. Лучше потратить больше денег, но поручить работу специалистам.
Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.
Предназначение и расположение стояночного тормоза
Расположение ручника известно каждому водителю ВАЗ 2110 – между креслами переднего ряда установлен рычаг, при нажатии на который происходит торможение. Металлический трос является механическим приводом в этом узле. Опуская рычаг, автомобилист обеспечивает натяжение троса, который прижимает колодки задних тормозов к дискам колес. Поломка рычага встречается крайне редко, так как основные нагрузки приходятся на металлический трос, как результат, через какое-то время он теряет нужное натяжение.
В руководстве по эксплуатации и обслуживанию ВАЗ 2110 указано, что хотя бы раз в полгода нужно выполнять диагностику тормозной системы, включая стояночный тормоз. В ПДД есть требования к этому узлу – он должен удерживать автомобиль при уклоне 25 градусов. Если металлический трос не поврежден, а регулировка не принесла результатов, значит проблема в задних тормозах – здесь требуется полноценная диагностика у специалистов.
Что нужно, чтобы отрегулировать ручник
Для регулировки стояночного тормоза понадобится наличие одного из следующих приспособлений:
При отсутствии всех этих условий, которые вряд ли способен обеспечить любой рядовой водитель, можно обойтись и опорными «козлами», которые устанавливаются под заднюю часть кузова после её поднятия при помощи домкрата. Также стоит предусмотреть наличие в наборе двух ключей «на 13» и пассатижей.
С чего начать регулировку
Ваз 2110 не работает ручник
Процесс регулировки стояночного тормоза проходит следующим образом:
- автомобиль устанавливается на эстакаду (или канаву, или вообще приподнимается домкратом);
- проверяется положение рычага тормоза – оно должно быть крайним нижним;
- при помощи первого ключа ослабляется контргайка, с одновременным удержанием вторым ключом регулировочной гайки.
- Заворачивается регулировочная гайка до того момента, пока не натянется трос привода ручника.
Примечание. При закручивании регулировочной гайки шток необходимо придерживать пассатижами.
Ваз 2110 подтянуть ручник
- теперь следует убедиться в том, что полный ход рычага составляет от 2 до 4 щелчков;
- после того как рабочий ход проверен, следует затянуть контргайку уравнителя, при этом придерживая регулировочную гайку ключом.
- рычаг ручника опускается вниз, после чего руками проворачивается задние колёса. Их вращение должно происходить равномерно и без заеданий.
Примечание. Если приводной трос ручника так и не получилось натянуть в процессе регулировки, эту деталь следует заменить.
Ваз 2110 регулировка ручного тормоза
Как подтянуть ручник на приоре? автопром ломается как всегда — Чини Машину!
Если на ВАЗ-2112 стал плохо держать ручник, то не стоит сразу его менять, так как трос можно отрегулировать. В том случае, когда пробег на авто большой, то задние колодки на автомобиле могут износиться. Это может привести к снижению эффективности ручного тормоза и всей тормозной системы. В данном случае трос ручного тормоза потребуется подтянуть.
Схема ручного тормоза на ВАЗ-2112
Для наглядности приведём схему ручного тормоза
1 — кнопка, которая фиксирует рычага ручника; 2 — рычаг ручного тормоза; 3 — защитная накладка; 4 — тяга ручника; 5 — уравнитель троса; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — защитная оболочка троса.
В этой схеме нам потребуется элемент под номером 6. Именно он, и только он!
Что потребуется для регулировки?
Для того, чтобы отрегулировать ручной тормоз нужна эстакада или подъемник. Если таких приспособлений нет, то можно просто вывесить задние колеса на «козлах». Установить их можно под автомобиль при помощи домкрата. Стоит также взять два ключа на «13» и плоскогубцы.
Начало:
- Авто устанавливается на эстакаду или «козлы». Вывешиваем зад
- Положение рычага выставляется в крайнее нижнее. Ставим ручник в самый низ. На потёртости консоли не обращайте внимания, проводили эксперимент с нештатными подлокотниками. Видны железные крепления подлокотника. На фото автомобиль редакции
- Ключом ослабляется контргайка. Регулировочная гайка
- Вторым ключом удерживается регулировочная гайка.
- Регулировочную гайку следует затянуть до той степени, пока трос не будет натянут. Надо помнить, что шток при натяжении троса следует удерживать пассатижами. Натягиваем регулировочную гайку
- После этого стоит удостовериться, что полный ход рычага ручника составляет не более 4 и не менее 2 щелчков.
- Когда проверка рабочего хода завершена, затягивается контргайка. Регулировочная удерживается другим ключом.
- При необходимости меняется механизм на новый. У нас всё заржавело, мы сменили механизм регулировки
- После отпускания отрегулированного рычага вниз, следует прокручивать задние колеса. Когда рычаг будет в крайнем нижнем положении, то колеса должны крутиться беспрепятственно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Шевроле круз ремонт печки
Если не выходит натянуть трос, то его стоит заменить на новый.
Регулировка ручника после натяжения
После регулировки тормозов надо их проверить еще раз. Для этого авто следует поставить на дорогу с уклоном не меньше 23%. Авто должно стоять на нейтральной передаче на таком участке и с затянутым ручником. Если тормоза ручника будут удерживать авто на таком участке, то ручник отрегулирован правильно.
Что делать, когда регулировка не дает результата
Бывают и такие случаи, когда указанных выше действий бывает недостаточно, чтобы настроить ручник. Это может происходить, например, тогда, когда трос ручного тормоза оборван. Это случается на ВАЗ-2112, хоть и редко. В таких ситуациях надо заменять трос. Также трос нужно заменить, когда:
- Наконечники ослаблены.
- Сам трос начинает растягиваться, что приведет к его обрыву при эксплуатации. ХОККУ! Старый трос весьма ушёл в износ! Для сравнения старый и новый тросы ручника
- Физический износ (потёртости и трещины) тросов ручника. Сильный износ троса ручника
- Тросу достаточно тяжело перемещаться в кожухе даже после смазки.
Такая процедура замены не требует обращения на СТО. Хоть тут и потребуется определенное время и навыки от водителя, но такую работу можно произвести самостоятельно.
Также следует помнить, что при замене троса некоторые условия надо соблюдать. Для этого водителю потребуется помощник, который и будет натягивать трос.
Зачем подтягивают ручник?
Трос выступает тут в качестве привода. Если водитель натягивает рычаг ручника, то одновременно он задействует и трос, который разводит колодки в заднем колесе.
Если ручник будет неисправен, то надо просто подтянуть трос или заменить его на новый. На ВАЗ-2112 сделать это достаточно просто своими руками.
Необходимость регулировки
Определить то, что стояночный тормоз нуждается в регулировке, можно при проверке. Её рекомендуется делать через каждые 30 000 километров пробега. Делать такую процедуру следует даже в том случае, когда кажется, что ручной тормоз работает хорошо.
Также устройство надо проверять в тех случаях, когда оно не срабатывает. Например, автомобиль движется, когда рычаг тормоза затянут.
Причина выхода из строя троса
Замена рычага ручника ваз 2110
Основная причина, по которой ломается тяга ручного тормоза, естественно, заключается в сроке эксплуатации данного тросика. Дело в том, что при использовании трос подвергается постоянным нагрузкам от усилий, приводящих в действие ручной тормоз и из-за того, что он располагается под кузовом ваз, постоянно взаимодействуя с повышенной влажностью, при этом испытывая недостаток смазки. В результате, стальные нити, из которых состоит тросик, просто-напросто перетираются.Также причиной поломки тросика ручного тормоза ВАЗ 2110 может быть и то, что при эксплуатации износ барабанов и накладок тормозных механизмов правого и левого колес происходит в неравномерном порядке, отчего соответствующие тросы начинают удлиняться на разную величину и ручной тормоз со временем просто перестает работать.
Замена рычага ручника ваз 2110
Стояночный тормоз также может получать механические повреждения после экстренных торможений автомобиля, когда водителем приводятся в действие все тормозные системы. Из-за ослабления наконечников тросика и его затрудненного перемещения в оболочке также возможна поломка, что приводит к необходимости замены тросика. Во всяком случае, вне зависимости от причины возникновения необходимости замены тросика стояночного тормоза, каждый автовладельцу поздно или рано нужно будет столкнуться с данной проблемой.
Ваз 2110: замена троса ручника своими силами
Стояночный или ручной тормоз автотранспорта предназначен для экстренного торможения в создавшейся аварийной ситуации. Основное назначение — при стоянке более 6 мин с выключенным двигателем, стояночный тормоз приводится в действие рычагом. Он расположен между передними сиденьями автотранспортного средства. На ваз 2110 замена троса ручника бывает вызвана необходимостью заботы о безопасности. Замена троса ручника ваз 2110 может быть проведена своими силами.
Для чего нужен ручной тормоз
Замена троса ручника на ваз 2110
Согласно действующим Правилам дорожного движения ручник ваз должен удержать транспорт при уклоне до 25%. Поднимая рычаг вверх, он должен производить от 2 до 8 щелчков. Если автомобиль находится в эксплуатации более трех лет, то необходимо провести проверку стояночной тормозной системы.Можно заехать в автосервис, там квалифицированные специалисты проведут качественную диагностику. Так же проделать этот процесс нужно самостоятельно. Остановив автомобиль на ровной площадке, плавным движением поднимается рычаг до упора вверх. При этом проводится подсчет щелчков, их должно быть не более 8-ми. Выйдя из салона, надо приложить усилие сзади, пытаясь сдвинуть машину. Если она прокатилась, следовательно, придется заняться регулировкой ручника. Проведя затяжку троса, результат тот же, значит остается одно — полностью проверять состояние тормозной задней системы.
Проверка задней тормозной системы
Замена тросов ручника ваз 2110
- Автомобиль устанавливается на эстакаду или в гараже на смотровую яму. Под передние колеса подкладываются противооткатные приспособления. Задняя часть поднимается домкратами, устанавливаются надежные подпорки. Рычаг опускается вниз до предела.
- Снимаются задние барабаны и проверяются на износ. В них не допустим большой износ. Проверяются задние тормозные колодки, их толщина должна составлять больше 2/3 новых колодок. Снизу осматривается состояние троса, он не должен иметь потертостей и оборванных прядей.
Диагностика и проверка ручника на ВАЗ-2110
Регулировка ручного тормоза десятки по регламенту проводится раз в 30 тысяч км пробега.
Тем не менее, бывают ситуации, когда регулировкой ситуацию уже не спасти. В тех случаях, когда трос ручника растянут до предела или когда изношены задние колодки, тормозной барабан, регулировка не даст никаких результатов.
Устройство стояночной тормозной системы автомобиля ВАЗ-2110.
Нормы и условия
Завод говорит, что в нормальных условиях эксплуатации рычаг ручного тормоза должен издать 2-4 щелчка до полной блокировки задних колес.
Проверить это просто — находим уклон примерно в 20-25% , затягиваем ручник до упора ( должно быть не более 7-8 щелчков ), ставим машину на нейтралку. Если автомобиль с нормальной нагрузкой хорошо держится на уклоне, система вполне исправна, можно продолжать эксплуатацию. В противном случае, необходима регулировка.
Исключение составляют те случаи, когда трос ручника порван, закис в кожухах или растянут. Тогда для начала покупаем новый трос, а после его замены и диагностики состояния тормозных барабанов и задних колодок, будем проводить регулировку.
Если регулировка не помогла
Случаев, когда регулировка стояночного тормоза не дала никакого эффекта, не так много. Тем не менее, это не повод отчаиваться.
Не исключено, что трос ручного тормоза оборвался. Это редкое явление, но нужно рассматривать все варианты. Особенно, если ваш ВАЗ 2110 не первой свежести. Кстати, на более новых моделях тросик тоже рвется, если автомобиль эксплуатируется очень интенсивно. На подобные нагрузки тормозная система попросту не рассчитана.
Схема устройства
Можно привести несколько ситуаций, при которых требуется обязательно заменить трос стояночного тормоза:
- Трос оборвался;
- Наконечники дали слабину;
- Нити троса имеют растягивания, которые с течением времени могут превратиться в полноценный разрыв;
- Трос с трудом перемещается внутри оболочки даже после обильной смазки.
Замена тросиков ручного тормоза ВАЗ 2110
Тросики имеют свойство растягиваться, расплетаться, ржаветь и застревать в местах их соприкосновения с другими элементами. Если такая ситуация случилась, то необходимо их заменить. Замена троса ручного тормоза ВАЗ 2110 – процедура, которая отнимет у вас несколько часов времени, поскольку для выполнения работы нужно снимать задние колёса и разбирать барабаны. Итак, приступим:
- Перед установкой смажьте новые тросы трансмиссионным или любым другим маслом.
- Выкрутите регулировочную и контрирующую гайки, таким образом отсоединив распределитель.
- Снимите задние колёса, затем снимите тормозные барабаны.
- Извлеките тросы из корпуса тормозного механизма.
Читать также: Устройство стойки ауди 80
Установку тросиков стояночного тормоза выполняйте в обратном порядке.
Вам потребуются: два ключа «на 13», торцовый ключ (головка) «на 13», отвертка с крестообразным лезвием, пассатижи.
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
3. Снизу автомобиля отверните контргайку 1 и регулировочную гайку 2 стояночного тормоза и снимите уравнитель 4 с тяги 3.
4. Выньте защитный чехол из отверстия в полу и снимите его с тяги.
5. Изнутри салона отверните винт переднего крепления кронштейна выключателя контрольной лампы включения стояночного тормоза. Обратите внимание, что винтом закреплен провод «массы» выключателя.
6. Отверните четыре болта крепления рычага стояночного тормоза (два передних из них также крепят кронштейн выключателя).
7. Отложите кронштейн с выключателем в сторону.
8. Снимите рычаг стояночного тормоза, выведя тягу из отверстия в полу.
9. Для замены тяги выньте шплинт 1, снимите шайбу 2.
11. Изношенную или треснувшую пластмассовую втулку замените. Соберите и установите рычаг стояночного тормоза в порядке, обратном разборке. После установки рычага отрегулируйте стояночный тормоз (см. «Проверка и регулировка привода стояночного тормоза»).
Справочное руководство по обслуживанию автомобилей ВАЗ, ЛАДА 110.
Регулировка зажигания 2110. Компрессия двигателя ваз 2112, иммобилизатор на ваз 2111. Клапанная крышка ваз 2112, прокладка блока цилиндров ваз видео. Стоимость генератора на ваз. замена предохранителей ваз 2112, конструкция маслоприёмника ваз 2112. рекомендуемые заводом масло в коробку ваз 2112. замена водяного насоса (помпы) ваз 2112. Замена маслосъемных колпачков ваз 2110.
Post navigation
Полезная информация про автомобиль ваз 2110: 8 клапанов инжектор
Здравствуйте, из этой статьи Вы узнаете, как заменить тросик ручника на ВАЗ 2110, 2111, 2112. Если Вы заметили, что ручник перестал удерживать автомобиль на небольшом уклоне дороге и регулировка ручника не решила эту проблему, значит необходимо произвести замену тросика стояночного тормоза. Средняя цена от 200 рублей и выше. Из инструментов нам необходимы ключ на 10 и два ключа на 13.
Итак, начнем. Первым делом снимаем автомобиль с ручного тормоза. Затем снимаем тормозной барабан и отцепляем тросик от тормозной колодки.
Для того, чтобы добраться до креплений тросика, необходимо снять резонатор и глушитель с резиновых подушек
Следующим действием откручиваем контргайку (1) и регулировочную гайку (2) ручного тормоза и снимаем уравнитель (4) с тяги (3). Отцепляем конец тросика
Затем откручиваем крепления тросика со скоб от кузова автомобиля
Теперь необходимо снять заднюю тормозную колодку и отцепить конец тросика из тормозного щита, и извлечь его
Устанавливаем трос в порядке, обратном снятию, необходимо учесть расположение тросов – крест-накрест. После чего, регулируем натяжение троса.
Неисправности и их признаки
Определить, что требуется регулировка или замена троса, довольно просто. Признаки неисправного механизма проявляются следующим образом:
- Ручной тормоз прожимается без усилий – ослаблен трос, необходимо натянуть его.
- Механизм не реагирует на нажатие рычага – привод порвался или вылетел, также причина может быть в износе задних колодок.
- Заедание ручника — повреждение привода, требуется замена.
Важно! Стояночный тормоз нуждается в проверке хотя бы раз в 30 тысяч километров пробега. Ручной тормоз должен всегда быть натянут.
Достав основной элемент, можно визуально определить его состояние. Замена требуется в следующих случая:
- До 2% повреждены или оборваны.
- Движение троса происходит с трудом даже после нанесения смазки.
- Наконечники привода имеют выработки.
Необходима ли регулировка?
Для начала нужно определить, действительно ли регулировка позволит решить проблему неисправности ручного тормоза.
Регулировка стояночного тормоза
Для этого проводится небольшой тест. Причем делать подобную процедуру рекомендуется после каждых 30 тысяч километров пробега, даже если вы уверены, что стояночный тормоз работает хорошо.
Отправляйтесь на своем автомобиле к участку, где есть небольшой уклон. Поставьте на него авто, включите ручник и перейдите на нейтральную передачу. Если машина начнет скатываться вниз, все очевидно — ручник нуждается в ремонте.
Подтягивание ручника
Вполне вероятно, что вам достаточно будет просто подтянуть стояночный тормоз на ВАЗ 2110, чтобы исправить проблему.
- Заедьте на смотровую яму, откуда выполнять регулировку наиболее удобно. Другой вариант — подъемник. Тут уж что найдете. Так вы сумеете без проблем добраться до нужных узлов.
- Убедитесь, что рычаг тормоза расположен в крайнем нижнем положении.
- Возьмите два ключа. Первым вы будете ослаблять контргайку, а вторым натягивать регулировочную гайку.
- Затягивать гайку регулировки следует до тех пор, пока трос как следует не натянется.
- Настоятельно рекомендуется при затягивании гайки регулировки пассатижами удерживать шток.
- Теперь удостоверьтесь в том, что полный ход рычаг совершает за 2-4 щелчка, не более.
- Если после проверки все оказалось хорошо, и рабочий ход исправен, затяните контргайку уравнителя, придерживая при этом вторым ключом гайку регулировки.
- Отпустите рычаг ручного тормоза вниз и руками поверните задние колеса. Вращение должно происходить равномерно без каких-либо заеданий.
- Но если регулировка не позволила натянуть трос, тогда элемент обязательно подлежит замене.
Ручник не держит
Статья и представленные видео посвящены регулировки ручного тормоза, но в некоторых случаях ручник не держит по причине изношенных тормозных колодок либо отсутствия троса. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед началом регулировки убедитесь, что трос не был оборван из-за естественного износа или плохого крепления.
Барабанные тормоза
Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.
Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги (5), от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг (13), верхняя часть которого закреплена на оси (12). В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.
В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.
Как подтянуть трос
Суть регулировки заключается в перемещении уравнителя троса по тяге в направлении передней части автомобиля. В зависимости от конструкции автомобиля, механизм для регулировки может находиться в салоне либо под днищем, как в случае с ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108, Opel Astra F и многими другими авто.
Для доступа к регулировочному механизму, расположенному в салоне, в центральном туннеле зачастую имеется специальный лючок. В нашем случае процесс описан и показан на видео на примере авто, где регулировка осуществляется под днищем, поэтому автомобиль предварительно нужно загнать на эстакаду либо смотровую яму. Инструкция, которая позволит подтянуть трос, если не держит ручник.
- Металлической щеткой очистите резьбу регулировочной тяги.
- Ослабьте контргайку. Чтобы при откручивании и обратном закручивании после регулировки придать конструкции жесткость, потребуются 2 ключа – одним в момент откручивания нужно удерживать регулировочную гайку, а вторым откручивайте контргайку.
- Сместите положение регулировочной гайки, закрутив ее на необходимое количество витков.
- После завершения регулировки подтяните контргайку так, чтобы она плотно прижалась к регулировочной гайке.
Какая степень натяжки считается правильной
В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:
- автомобиль с полной снаряженной массой должен быть надежно зафиксирован ручным тормозом на уклоне 16º или 25º, в зависимости от актуальных требований;
- действие ручного тормоза проверяется на специальных барабанах. При этом измеряется не только тормозное усилие, но и равномерность ее распределения между задними колесами.
Народные методы
При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:
- по количеству щелчков. При этом информацию стоит искать по конкретной модели автомобиля, так как, к примеру, для Daewoo Matiz нормой будет 7 щелчков, а для ВАЗ 2106 – 2-4 щелчка. Недостаток регулировки лишь в том, что иногда после замены тормозных барабанов, колодок, и соблюдении усредненного значения по количеству щелчков даже при опущенном ручнике тормозные колодки могут быть излишне сильно прижаты к барабанам. Поэтому после обслуживания задних барабанных тормозов степень натяжки должна отличаться от усредненных требований, но после притирки ручник нужно будет обязательно подтянуть;
- по степени прижатия фрикционных накладок. Для регулировки ручника задние колеса необходимо будет вывесить. Подтягивать трос нужно до такого состояния, чтобы при опущенном рычаге стояночного тормоза колодки едва касались тормозных барабанов. При вращении от руки колесо должно довольно свободно вращаться, но при этом будет ощущаться едва заметный звук от прижатых к барабанам фрикционных накладок (если колодки изношенны неравномерно, то характерный звук при вращении будет в определенном положении колеса). При такой регулировке после преодоления 100-200 км фрикционные накладки немного сотрутся, и зазор станет близким к идеальному.
Аспекты, свидетельствующие о необходимости регулировки ручника
Существует несколько способов, которые помогут любому без исключения автовладельцу помочь в вопросе целесообразности регулировки ручного тормоза. Стоит отметить, что как таковой необходимости проверять ручник ежесуточно нет, важно обращать внимание на эту деталь спустя каждые 30 тыс. км пробега.
Чтобы узнать: нужна ли регулировка ручного тормоза, необходимо поставить свой автомобиль под небольшим уклоном, затем оставить машину на ручнике и включить нейтральную передачу. Если транспортное средство медленно, но верно начинает двигаться вниз по наклонной, то в автомобиле, по всей вероятности, плохо функционирует стояночный тормоз.
Конечно же, такая проблема может быть решена заменой тяги ручника ВАЗ-2110, однако, как показывает практика, вполне достаточно произвести весьма простую регулировку этой детали.
- Ход правильно отрегулированного рычага ручного тормоза не должен превышать 8 щелчков. Оптимальный вариант хода рычага — 6-7 щелчков (это количество варьируется в зависимости от модели автомобиля, подробности для конкретной модели ВАЗ можно узнать в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к машине).
- После установки нового троса задние колёса автомобиля следует поддомкратить и попробовать прокрутить их вручную. Вращение должно быть свободным.
- Теперь работу тормозов следует проверить на ходу. Нужно проехать метров 30-40, затем притормозить, используя стояночный тормоз. После торможения нужно выйти из машины и потрогать задний тормозной барабан. Он не должен быть горячим, его температура не должна превышать температуру окружающей среды. Если барабан нагрелся так, что обжигает руку, это значит, что тормозной трос натянут слишком сильно и его следует ослабить.
- Чтобы ослабить трос, следует вновь поставить автомобиль на смотровую яму, открутить ключом на 13 контргайку на внешнем наконечнике, а затем ослабить основную крепёжную гайку. После этого контргайка снова затягивается.
- Если тормозной трос слишком провисает, его нужно подтянуть. Все действия перечислены выше, исключение одно: основную гайку на наконечнике следует затягивать, а не откручивать.
- Чтобы самостоятельно проверить надёжность стояночного тормоза, следует найти уклон с соотношением 1:5 (то есть высотой в 1 метр и длиной в 5 метров), загнать на него автомобиль, заглушить двигатель, поставить машину на стояночный тормоз и выжать сцепление. Машина после этих действий должна оставаться на месте и не скатываться под уклон. Если автомобиль всё же покатился, следует ещё немного подтянуть тормозной трос.
Как видно из нашей статьи, ничего сложного в замене тормозного троса нет и эта задача по силам даже начинающему автолюбителю. Главное, на что следует обратить внимание в данном случае, это соблюдение правил техники безопасности. Меняя трос, очень легко получить травму или химический ожог, так что лучше не проводить эту операцию в одиночку, а работать в паре с опытным автомехаником.