Практически все новые автомобили оборудованы электронной системой управления двигателем, которая нередко выдает на панель приборов ошибку Check engine (чек энджин). В переводе с английского, чек — это проверка, а энджин — двигатель. Поэтому несложно догадаться, что аварийная лампочка указывает на какую-нибудь проблему в работе силовой установки и необходимость проведения диагностики.
Общая информация
Причин, из-за которых загорается «чек» двигателя, очень много. Ошибка появляется на панели приборов внезапно и без предупреждений, а определить, что к этому привело, непросто. И даже если в транспортном средстве предусмотрены средства автоматической диагностики как, например, в BMW, Porsche, VW или Audi, выполняющие сканирование систем машины на предмет сбоев, найти источник такой ошибки без технического осмотра невозможно.
Рядовому автомобилисту надпись Check engine совершенно ничего не говорит, поэтому нужно как можно быстрее посетить сервисный центр и проверить двигатель. Однако в некоторых случаях найти источник ошибки и устранить ее можно и в домашних условиях. Для этого нужно разбираться с ключевыми причинами возникновения уведомления и способами их решения. Своевременная диагностика — это хороший способ вернуть машине прежнюю работоспособность, сэкономив денежные средства.
Синие лампочки
Синий знак лампочки на приборе панели управления встречается нечасто, во многих автомобилях эти индикаторы горят зеленым. Однако, если в вашей тачке они присутствуют, вам следует знать, что они означают.
Мы уже писали выше, по значимости, такие сигналы приравнивают к зеленым, однако, есть небольшой нюанс. Как правило, синий цвет лампочки не предвещает беды, не означает поломку или проблему, однако, на него следует отреагировать. Другими словами, это не просто сервисная информация, как в ситуации со включенным поворотником, а сигнал, требующий принятия каких-то мер.
- Включены фары дальнего света (вы ослепляете встречных водителей);
- Двигатель не прогрет до оптимальной температуры (лучше подождать или ехать медленно);
- И др.
Замена датчика кислорода
К появлению надписи «чек авто» может привести повреждение или неправильная работа датчика кислорода (лямбда-зонда). Этот элемент является важной частью системы отработки выхлопных газов, который следит за объемами оставшегося кислорода после сгорания топливно-воздушной смеси. При выходе из строя лямбда-зонда электронный блок управления получает неверную информацию, что приводит к следующим проблемам:
- Внезапное повышение расходов топлива.
- Снижение мощности силовой установки.
Современные автомобили оборудованы двумя или четырьмя датчиками кислорода, поэтому для определения поврежденной детали придется задействовать сканер ошибок. Если в гараже имеется такой прибор, то проверка двигателя будет простой.
Существует масса причин, вызывающих повреждение или неправильную работу этого датчика. Одной из самых распространенных является покрытие детали масленой сажей, что препятствует нормальному снятию показателей. В результате расход топлива начинает расти, а выхлопная система выделяет большое количество вредных веществ CO2.
Столкнувшись с такими проблемами, нужно незамедлительно поменять кислородный датчик, иначе из строя может выйти другой узел — катализатор. Ремонт последнего более дорогой, что обусловлено наличием в его составе драгоценных сплавов. А если в машине установлено сразу несколько катализаторов, то суммарная стоимость ремонта может достигнуть 90 000 рублей. Таких внушительных затрат можно избежать, если вовремя провести замену датчика.
Новый элемент тоже недешевый, но его покупка обойдется в сотни раз дешевле, чем ремонт всей системы нейтрализатора выхлопных газов. Реализовать замену элемента несложно своими руками. Для этого достаточно определить, где находится лямбда-зонд и изъять его для установки нового.
Будет также интересно: Как выбирать смазку для суппортов и направляющих
Каталитический нейтрализатор – зачем он?
Конструкторы автомобилей все больше внимания обращают на снижение вредных выбросов.
Для этого модернизируются системы питания силовых установок, чтобы добиться как можно меньшего потребления топлива, при этом не оказывая влияния на мощностные показатели.
Также все больше автомобилей укомплектовываются каталитическими нейтрализаторами, установленными в систему отвода выхлопных газов.
Суть работы катализатора сводится к расщеплению вредных элементов на безвредные за счет химических реакций.
Состоит каталитический нейтрализатор из корпуса, внутри которого помещен активные катализаторы, так называемые бобины.
Сейчас эти бобины зачастую изготавливаются из керамики, но есть и сделанные из металла.
В бобине сделано большое количество сот, через которые и проходят выхлопные газы.
Но керамика в химическую реакцию не вступает, для этого поверхность сотов покрыта слоем благородных металлов – платиной, иридия. Благодаря этим металлам и происходит реакция, в результате которой снижается вредность выбросов авто.
Эффективность работы данного устройства зависит от температуры – оптимальной считается от 300 град., поэтому внутри корпуса имеется также теплоизоляционный слой, а сам элемент размещается как можно ближе к выхлопному коллектору.
Более подробно о конструктивных особенностях каталитического нейтрализатора, а также о принципе его работы можно почитать здесь.
Одним из основных недостатков каталитического нейтрализатора является его сравнительно недолгий срок службы. В среднем он рассчитан на 100-120 тыс. км, после чего он становится не рабочим.
Проверка крышки топливного бака
Пытаясь понять, почему горит чек двигателя, владельцы авто рассматривают худшие сценарии, но не уделяют внимание незначительным поломкам. В их числе — потеря герметизации топливной системы по причине деформации или неправильной фиксации крышки горловины бака. При таком дефекте значок ошибки может загореться внезапно. При недостаточной герметизации системы из-за проникновения воздуха через крышку расход топлива будет увеличен, а на приборной панели появится уведомление Check engine.
Если после загорания индикации автомобиль не теряет прежней мощности, а любые звуковые изменения в работе силовой установки отсутствуют (стук, гул, скрип), необходимо выполнить такие действия:
- Проверить герметичность бензобака. Если крышка горловины была повреждена, ее нужно заменить.
- Проверить надежность фиксации крышки. При недостаточном затягивании крышки в топливную систему будет попадать воздух, что приведет к загоранию индикатора. Достаточно затянуть ее до конца, а затем продолжить езду. Если сделать все правильно, через какое-то время ошибка исчезнет.
Популярные мифы
Разновидности
Кто-то специально избавляется от катализатора, другие намеренно игнорируют забитый агрегат. Все это стало причиной распространения мифов.
- Убрав его, двигатель прибавляет в мощности. Заблуждение, которое возникло неизвестно по каким причинам.
- Двигатель из-за катализатора не может нормально «дышать». Абсурд. Он вполне хорошо функционирует, если сам кат находится в рабочем состоянии.
- Забитый элемент обеспечивает более экологичную езду. Очередной миф, о возникновении которого остается только догадываться. Скорее наоборот, забитое устройство еще больше вредит природе и вашему автомобилю.
Потому следите за состоянием катализатора на ВАЗ 2114, проверяйте его функциональное состояние, а при необходимости меняйте на новый или заменяйте пламегасителем. Оба варианта показали свою эффективность.
Сегодня мы поговорим про признаки неисправности катализаторов. Многие автовладельцы считают, что это устройство вечное, но к сожалению это далеко не так. Но обо всем по порядку.
Обслуживание катализатора выхлопных газов
Задача автомобильного катализатора заключается в очистке выхлопных газов от токсических примесей, что предусмотрено экологическими нормами. Элемент выполняет преобразование окиси углерода и других опасных веществ в безвредные соединения, поэтому выхлоп становится более чистым. И если в работе катализатора произошел сбой или он вообще был выведен из строя, это будет отображено на панели приборов в виде индикации Check engine. Также поломка может сопровождаться снижением мощности транспортного средства примерно в 2 раза, что ухудшит прежнюю динамику разгона.
Причины поломки катализатора бывают разными. К наиболее распространенным можно отнести следующие:
- Отсутствие регулярного техосмотра.
- Повреждение датчика кислорода и несвоевременная установка нового.
- Износ свечей зажигания.
Если из строя выходят два последних элемента, смесь окиси углерода остается вредной, переполненной токсическими примесями. Такой состав приводит к сильному перегреву, а затем и к повреждению катализатора.
Если деталь станет неисправной, придется приостановить езду на автомобиле, т. к. мотор не сможет нормально функционировать и на приборной панели появится соответствующее уведомление. К тому же износ катализатора вызовет повышение расхода топлива и снизит нормальную тягу силовой установки.
Покупка нового катализатора является дорогим капиталовложением, но она неизбежна. Существуют и альтернативные решения в виде установки пламегасителя, однако такой вариант не сможет заменить вышедший из строя узел и у него есть недостатки. Не имея опыта в проведении ремонта, лучше не начинать его самостоятельно. Вместо этого, задачу следует поручить профессиональному автомеханику.
Будет также интересно: Самостоятельная промывка системы охлаждения авто лимонной кислотой
Свечи зажигания
Загорание надписи «чек» на панели приборов случается и при износе свечей зажигания или высоковольтных проводов. Без этих элементов процесс воспламенения топливной смеси станет невозможным, т. к. свеча не сможет подавать нормальную искру. О повреждении этого элемента могут сигнализировать следующие проблемы:
- Отсутствие искры.
- Неестественный интервал подачи искры.
Такие сбои приводят к неправильной работе силовой установки, что будет ощущаться при ускорении с места. Средний срок службы свечей зажигания в современных автомобилях составляет 150 тыс. км. Модели, выпущенные до 1996 года, нуждаются в замене через каждые 25—30 тыс. км. Однако установленный эксплуатационный срок может снижаться под воздействием разных факторов. В первую очередь этому способствует низкое качество топлива и стиль вождения водителя.
Если замена свечей давно не проводилась, а в работе двигателя ощущаются серьезные сбои, нужно максимально быстро поменять их. Важно не откладывать такую работу на далекое будущее, т. к. это повлечет за собой неоправданные финансовые расходы. Новые свечи стоят недорого, а заменить их можно самостоятельно.
После такого несложного ремонта качество работы двигателя существенно улучшится, а расход топлива будет возвращен к нормальному значению. Чтобы поменять деталь, достаточно открыть капот и открутить старые свечи обычным свечным ключом.
Помимо этих элементов, из строя могут выходить и высоковольтные провода, которые осуществляют подачу искры к свечам зажигания. Поэтому они тоже нуждаются в замене и техническом обслуживании. Правильная и своевременная замена свечей продлит срок службы важных узлов автомобиля и сделает их работу слаженной, надежной и качественной.
Другие причины
Появление надписи Check engine часто случается после недавней заправки топлива на АЗС. В таком случае двигатель теряет обороты и работает со сбоями без каких-либо намеков на серьезную поломку. Виновником неприятного явления может стать низкокачественное топливо или его несоответствие конкретному типу двигателя.
Столкнувшись с такой проблемой, электронный блок управления зафиксирует появление детонации и разные нарушения при сгорании смеси, что будет отображено в виде ошибки Check engine. Решается такая проблема очень просто: достаточно добавить к залитому в бак топливу высококачественный бензин или солярку и ошибка исчезнет сама по себе.
Но если качество топлива критически низкое, возможно придется сливать его, прочищая всю систему питания. Если ошибка не исчезает даже после таких радикальных решений, приходится сбрасывать ее программным методом, используя специальное оборудование.
Также к загоранию индикатора может приводить перегрев силовой установки или снижение содержания масла в двигателе внутреннего сгорания. В таком случае нужно оценить текущую температуру мотора. Если любые признаки перегрева отсутствуют, достаточно проверить уровень моторного масла и его состояние. При нормальном уровне смеси мотор будет работать без сторонних стуков и звуков, причем как на холостом ходу, так и при активной нагрузке.
Будет также интересно: Выбор накидки на сиденья автомобиля
Рассматривая причины появления надписи «чек», нельзя не упомянуть о троении двигателя. Проблема развивается на фоне повреждения свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки и других элементов из этой системы. Также она может проявиться при неправильном впрыске топлива в один из цилиндров.
Советы водителю
Список причин, вызывающих загорание индикатора Check engine очень обширный. Если составить один общий список, то он будет включать в себя следующие пункты:
- Низкое качество топливной смеси. Решается проблема слитием топлива или разбавлением более качественным продуктом.
- Повреждение или износ свечей зажигания, ненормальный зазор между боковым и центральным электродом. При такой поломке необходимо провести проверку и очистку элементов или же заменить комплект свечей.
- Дефекты высоковольтных проводов. Если в этих элементах случается пробой изоляции или повреждаются контакты, подача искры будет приостановлена. Придется заменить свечные провода.
- Проблемы с катушкой зажигания. Этот узел тоже нуждается в тщательной проверке на предмет наличия каких-либо неполадок.
- Нарушения в работе топливных форсунок. Проблема приводит к плохой подаче топлива, что мешает двигателю работать в нормальном режиме.
- Выход из строя бензонасоса. Повреждение этого элемента сопровождается недостаточным давлением топлива. Проблему вызывает загрязнение сеточки насоса и ухудшение пропускных способностей фильтра.
- Проблемы с катализатором и лямбда-зондом. Если один из указанных узлов перестает справляться со своими задачами, на панели приборов обязательно появится соответствующее уведомление об ошибке. На отдельных моделях авто можно изъять эти элементы, но на других приходится покупать новые. Такой ремонт является недешевой услугой, но он неизбежен.
- Неправильная работа важных датчиков. Если отдельные элементы ЭСУД перестают нормально функционировать, это будет сопровождаться появлением ошибки на панели индикаций. Речь идет о датчике положение распредвала, датчике скорости, ДМРВ и других.
В общей сложности, понять причину загорания лампочки Check engine можно и в домашних условиях. Порой она является незначительной и практически не влияет на работу силовой установки, но иногда сопровождается серьезными неисправностями двигателя в виде потери мощности или внезапной остановке машины.
Тем не менее причиной появления ошибки может стать и сам ЭБУ, который был выведен из строя. Устранить такую поломку самостоятельно нельзя, придется показывать авто сотруднику мастерской. И чем быстрее это будет сделано, тем успешнее и дешевле окажется восстановление машины.
Поломки и их признаки
Обычно данный элемент начинает «чудить», когда проходит около 150 тысяч километров. То есть это скорее возрастная проблема машины.
Стандартный и модифицированный
Характерные признаки того, что катализатор забился, это:
- Динамика автомобиля существенно и заметно ухудшается;
- Запуск двигателя происходит с проблемами;
- В салоне наблюдается характерный запах серы;
- Двигатель работает нестабильно на холостых оборотах.
Если автомобиль перестает нормально ехать, желательно сразу проверить состояние данного устройства. Увы, в гаражных условиях не всегда это можно сделать, поскольку требуется специальное оборудование, приборы. Но два способа все же имеется.
- Установить на место лямбда зонда манометр. Включайте в работу мотор и проверяйте давление. Если оно составляет более 0,5 атмосфер, дела плохи.
- Во втором случае вам потребуется дистанционный пирометр. Если катализатор работает нормально, температура трубы до него будет выше, чем после него. Но при одинаковой температуре это говорит о разрушении сот и нарушении функции гашения пламени.
Второй метод позволяет получить косвенные данные, потому давление проверить нужно обязательно в любом случае. Если обнаружена поломка, катализатор подлежит обязательной замене.