Правила регулировки и замены ручного тормоза ВАЗ-2109


Ручник ваз

Чаще всего в поломках, которые появляются в простой системе ручного тормоза, виноват неопытный водитель, забывший при старте установить рычаг в изначальное положение. На панели проборов должна гореть сигнализирующая лампочка, указывающая на то, что машина установлена на «ручник», но, несмотря на это многие водители всё-таки не выключают тормоз. Обычно, замена ручного тормоза ВАЗ 2109 в большей степени требуется водителям-новичкам. В некоторых случаях можно обойтись простой регулировкой тормоза. Замена ручного тормоза на ваз 2109 – это работа, которую можно спокойно выполнить и в домашних условиях.

Введение

Ручной стояночный тормоз предназначен для того, чтобы в тот момент, когда транспортное средство расположено под наклоном, можно было бы заблокировать задние колёса. Однако ни одна существующая на свете деталь не может работать вечно, это правило касается и троса ручного тормоза, которым комплектуются ВАЗ-2109. Спустя некоторое время приспособление начинает терять свои свойства и незначительно растягиваться. Вернуть бывшему в использовании элементу конструкции былую работоспособность может сам автовладелец, отрегулировав и подтянув изделие. Если подобных манипуляций будет недостаточно, вероятнее всего, придётся прибегнуть к замене троса ручника. В нижеприведённом материале подробно рассмотрена инструкция, позволяющая подтянуть тросик ручного тормоза в автомобиле ВАЗ-2109.


Со временем тросы ручника ВАЗ-2109 растягиваются и нуждаются в регулировке

Как подтянуть трос ручника ВАЗ 2109

Ручной тормоз, его ещё называют стояночный, должен блокировать задние колеса. Эта функция осуществляется за счет троса ручного тормоза ВАЗ 2109, который со временем имеет свойства растягиваться. Для того чтобы восстановить работоспособность троса, необходимо его отрегулировать и подтянуть, в некоторых случаях требуется заменить трос ручника. Как подтянуть трос ручника ВАЗ 2109, расскажет данная публикация.

Возникает необходимость проверить и отрегулировать ручной тормоз ВАЗ 2109, проехав более 30 000 км. Ручной тормоз ВАЗ 2109 должен удерживать автомобиль на склоне 25%. При этом перемещение рычага ручного тормоза должно быть в диапазоне нескольких щелчков. Если автомобиль ВАЗ 2109 после 1995 года выпуска, то эта цифра составляет от 2 до 4 щелчков. Если автомобиль более ранних годов выпуска, то для удержания необходимо от 4 до 5 щелчков перемещения рычага ручного тормоза ВАЗ 2109.

Более 4 щелчков ручной тормоз ВАЗ 2109 не будет держать автомобиль на склоне, а менее 2 будет частично блокировать колеса в движении.

Правила регулировки и замены

Регулировка или замена троса ручника ВАЗ-2109, как правило, необходима только после того, как отечественное авто наберёт очередные 30 тыс. км. Автовладельцу придётся задуматься над тем, как подтягивать этот элемент конструкции, уже тогда, когда ручной тормоз не сможет удержать транспортное средство на склоне, который имеет уклон порядка 25%. Если агрегат функционирует достаточно чётко, при его перемещении автовладелец должен слышать несколько щелчков. Практически все транспортные средства, которые сошли с ленты Волжского концерна после 1995 года, должны «щёлкать» по 2–4 раза. Машины с большим циклом жизни могут насчитывать около 4–5 щелчков.

Если автомобиль начинает «щёлкать» больше четырёх раз, то стояночный тормоз, приводимый в действие рукой человека, не сможет удержать машину при наличии значительного уклона. В свою очередь, всего два щелчка будут лишь частично блокировать колёса в момент движения.

Прежде чем приступить к действию, человек, который думает над тем, как натянуть ручник на ВАЗ-2109, должен проверить его функциональность на более или менее ровной поверхности.


Перед тем, как натянуть ручник на ВАЗ-2109 необходимо проверить функциональность на относительно ровной поверхности

Регулировка привода стояночного тормоза («ручника») на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Необходимость регулировки «ручника» на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 возникает обычно каждые 20-30 тыс. км пробега. Проверять его состояние рекомендуется каждые 15 тыс. км пробега. Показателем его исправности является 2-4 щелчка при подъеме вверх рычага. Если количество щелчков больше – проводим регулировку привода.

Необходимые инструменты и приспособления

Подготовительные работы

— Устанавливаем автомобиль на смотровой канаве, включаем передачу, под колеса ставим упоры

— Снимаем дополнительный глушитель (резонатор) с подушек для улучшения доступа к регулировочной гайке стояночной системы

— Очищаем от грязи резьбовую часть тяги рычага «ручника» с регулировочной и контргайкой, обрабатываем их ВД-40

Проведение регулировки «ручника» автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Придерживая одним ключом регулировочную гайку, другим ослабляем затяжку контргайки
— Вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке на несколько оборотов

тем самым уменьшая длину привода и разводя тормозные колодки в задних тормозных механизмах.

— Проверяем работу «ручника»

Поднимаем рычаг и считаем щелчки (если 2-4, регулировку прекращаем, если больше, заворачиваем регулировочную гайку еще на несколько оборотов).

— По окончании регулировки фиксируем регулировочную гайку

Затягиваем контргайку ключом, придерживая регулировочную другим ключом.

Проверка правильности регулировки «ручника»

— Поддомкрачиваем и вывешиваем оба задних колеса автомобиля. Вращаем колеса. Они должны вращаться свободно, не подтормаживаться сильно разведенными в процессе регулировки колодками.

— Ставим автомобиль на подъем (в пределах 23º), поднимаем рычаг «ручника», автомобиль должен надежно удерживаться на подъеме.

Примечания и дополнения

— Нормальному проведению регулировки стояночной тормозной системы могут помешать следующие факторы: сильно изношенные тормозные колодки и (или) барабаны задних тормозных механизмов, вытянувшиеся в процессе эксплуатации тросы привода, поломанные или проржавевшие фиксаторы тросов на кузове автомобиля. При этом резьбы на тяге привода рычага не будет хватать для заворачивания регулировочной гайки. Необходимо проверить степень износа задних тормозных колодок и барабанов, вытянувшиеся торосы заменить новыми, крепления тросов восстановить.

Источник

Последовательность ремонтных работ

Итак, автовладельцам, которые не знают, как натянуть ручник на ВАЗ-2109, следует расположить своё транспортное средство над смотровой ямой, загнать на эстакаду или, за неимением всего вышеуказанного, прибегнуть к помощи специального подъёмника.

Если машина была выпущена ранее 1995 года, ручной тормоз придётся приподнять усилием автомобилиста только на один или всего два щелчка. Следует учесть, что настройка механизма будет осуществляться непосредственно в тормозном устройстве.


Заворачивать регулировочную гайку следует до тех пор, пока автовладелец не почувствует, что тросик натянут

Начинать регулировку следует с уравнителя, оснащённого контргайкой. Именно этот элемент механизма придётся открутить первым.

Следующий шаг заключается в том, чтобы завернуть регулировочную гайку. Продолжать манипуляцию следует до тех пор, пока автовладелец сам не прочувствует уровень натяжения тросика привода. Следует учесть, что бесконечно натягивать трос не удастся, когда-нибудь наступит момент, когда понадобится его замена.

Ввиду того что полный рабочий ход стояночного тормоза не может превышать 4 щелчков, следует, поэтапно регулируя его, проверять рабочее состояние приспособления.

В конце концов, когда проверочные действия принесут положительный результат, нужно будет затянуть по полной контргайку уравнителя, удостовериться в нормальном функционировании колёс. После этого важно не забыть об освобождении рычага (его необходимо установить в нижнее положение). Затем следует покрутить колёса, чтобы они сделали несколько полных оборотов. В момент вращения следует убедиться в том, что всё происходит максимально равномерно, без лишних рывков.

Как натянуть или ослабить трос ручника

Подтягивать ручник на ВАЗ 2109-2108 приходится довольно редко и в большинстве случаев это связано с износом задних тормозных колодок. Со временем колодки изнашиваются и постепенно рычаг ручника приходится натягивать все сильнее. Но наступает такой момент, когда даже при полностью поднятом рычаге ручник не держит автомобиль на уклоне, и вот в этом случае необходимо произвести натяжку троса.

Механизм регулировки стояночного тормоза на всех отечественных автомобилях практически ничем не отличается и в нашем случае выглядит следующим образом:

Для того, чтобы произвести натяжение или ослабление троса, нам понадобится всего лишь два рожковых ключа на 13:

Итак, этот механизм находится под днищем автомобиля ближе к задней его части. Если вам нужно натянуть трос, то сначала стоит открутить контрящую крайнюю гайку штока, а после этого затягивать другую гайку до тех пор, пока трос не будет натянут до нужного момента. Ослабление происходит в противоположном порядке.

Нормальной работой читается диапазон от 2 до 8 щелчков при работе рычага ручника. Если он превышает максимальное значение, то соответственно на склоне ручник может не удержать автомобиль. А если наоборот, ход рычага меньше 2 щелчков, то в таком случае велика вероятность зажатия задних тормозных колодок. Для моделей ВАЗ 2109-2108, выпускавшихся до 1995 года, нормальным считается ход рычага до 5-7 щелчков.

Источник

Как натянуть ручник на ваз 2109

«Снимись с ручника!». Наверняка многие из вас слышали такое выражение. В быту такое выражение означает пожелание быстрее думать и шевелить мозгами. В суровой реальности Правил дорожного движения нет выражения «ручной тормоз», однако, имеется понятие «стояночный тормоз», которым обозначают деталь автомобиля, надежно фиксирующую его положение на стоянке.

Смотрите также

Комментарии 19

Еще есть вероятность, что согнулась тяга внутри рычага, тогда уж нужно разобрать рычаг и выровнять её… Была такая проблемка.

Ненужно ничего пока разбирать! Если сам рычаг не погнут и зубья на трещотке не сточились, то делай следующее. 1. Откручивай кнопку ручника. 2. После того как открутишь кнопку увидишь длинную пружину. 3. Вытащи её и растяни руками примерно на 3-5 см. 4. Собери как было, кнопку будет накрутить уже сложнее, но у тебя получится

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Неполадки ручного тормоза

Ваз 2109 регулировка ручного тормоза

Обычно основная неисправность проявляется в том, что ручной тормоз перестаёт держать машину, поэтому появляется необходимость его регулировки(см.Регулировка ручника своими силами). Такая проблема зачастую появляется в случае с отечественными автомобилями. Другая же неисправность заключается в стояночном устройстве, к примеру, может не гореть или беспрерывного гореть сигнализирующая лампочка ручника.

Регулировка или подтяжка ручного тормоза

Ваз 2109 ручной тормоз и его трос

Как отмечалось ранее, механический привод данного устройства подключён к тем же тормозным колодкам задних колёс, которые начинают функционировать за счёт основных, гидравлических тормозов автомобиля. По такой причине не будут затрагиваться неисправности, происходящие непосредственно в барабане. В худшем случае были бы проблемы с основными тормозами.

Инструменты

Если не работает ручной тормоз, его можно отрегулировать. Для этого потребуются обзавестись такими инструментами:

  • гаечным ключом 13-го размера;
  • пассатижами;
  • не обойтись без смотровой ямы или эстакады.

Пошаговая инструкция

Действия нужно проводить в такой последовательности:

  • машина ставится на яму для осмотра или загоняется на подготовленную эстакаду;
  • «ручник» поднимается на два щелчка;
  • нужно стать под днище и ослабить контргайку уравнителя;
  • регулировочная гайка затягивается до предела натяжения тросика;
  • контргайка затягивается.

Когда контргайка не натягивает трос

Подобная ситуация присуща старым, давно используемым машинам. Если трос был предельно вытянутым, здесь не обойтись без замены. Помимо этого замена троса потребуется, если есть признаки значительного износа, так как есть большая неожиданного обрыва.

Если не горит или не отключается лампочка ручника

В данной ситуации тяжело дать единственные рекомендации, каждый отдельный случай нужно рассматривать при помощи индивидуальной электросхемы для машины, только тогда можно будет приступать к устранению неисправности. Если при включении лампочка просто не горит, проблема может заключаться в её перегорании, если же она светится постоянно, то, вероятнее всего, произошло замыкание в электросистеме, за счёт которого на приборной панели возникли нарушения в индикации.

Проверка состояния

Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.

Для проведения проверки выполните несколько простых операций:

  • Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
  • Включите ручник в необходимое положение;
  • Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
  • При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
  • Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
  • Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
  • Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
  • Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.

Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.


Вид снизу

Регулировка

Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.

  1. Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
  2. Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
  3. Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
  4. Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
  5. Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
  6. Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
  7. Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.


Процесс регулировки

Замена

В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.


Процедура замены тросика

Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.

  1. Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
  2. Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
  3. Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
  4. Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
  5. Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
  6. Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
  7. Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
  8. Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
  9. Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
  10. Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
  11. Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
  12. Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.

Где находится

Прежде чем узнать, как подтянуть ручник своими руками, нужно найти, где он находится. А расположен он под днищем. Стоит отметить, что таких тросиков у машины несколько – каждый идет на свое колесо (правое и левое).


Ближе к середине кузова они объединяются в один единый элемент. Здесь и находится регулировочная гайка, которую нам нужно использовать. Также нам понадобятся упоры для колес и набор рожковых ключей.

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.


Демонтированная ручка РТ

FakeHeader

Comments 6

Бытует мнение, что при долгом использовании гидроручника давление в системе падает и ручник не работает. Например, оставив машину на ночь на одном только ручнике, утром можно заметить, что она немного скатилась с места! Так ли это? Не проверяли?

Или напиши, от гтц трубка идет в колдун? Если да, то тогда мой вопрос не актуален

Не совсем понятна схема работы и взаимодействия тормозов и ручника. На первый взгляд все понятно, но почему от цилиндра гидроручника трубка идет к колдуну, причем это не вход на колдуне, а выход, который по заводской схеме идет на цилиндр заднего тормоза.И второе, как будет работать ручник, если по прямому назначению, штуцер, который на рисунке идет в колдун, предназначен для входа а не выхода жидкости, ведь при нажатии на сцепление на ваз 2101, жидкость толкает к рабочему цилиндру именно правый выход на цилиндре?а он получается у тебя запитан от гтц, хотя должен идти на колдун

Хотя количество тюнинговых фирм, приходящихся на 1000 автомобилей, в западных странах существенно превышает среднестатистические российские показатели, по числу доморощенных кулибиных мы уверенно держим пальму первенства. Европейский или американский автовладелец, если зайдёт речь о совершенствовании конструкции своего автомобиля, в 95% случаев обратится в ближайший автосервис. У нас многие автолюбители предпочтут заняться доработкой авто самостоятельно. В частности, установка дисковых тормозов вместо устаревших барабанных – тюнинг, пользующийся большой популярностью. Но такая доработка будет ещё более эффективной, если оснастить систему гидроручником. И хотя эти узлы можно встретить в автомагазинах и оснастить им практически любую модель, многие автовладельцы предпочитают самостоятельное изготовление и монтаж этой компоненты усовершенствованной тормозной системы.

Дополнительные рекомендации

Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление. При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт. При замене задних накладок поменяйте и все пружины

Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены. Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.

Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]