ВАЗ 21010 или просто «копейка» как говорят в народе – это как раз тот автомобиль, который можно назвать старой рабочей лошадкой. Производство этой модели АвтоВАЗ прекратил еще в 1988 году. Однако, как известно, копейка стала родоначальников целого классического семейства Жигулей от 1 до 7 модели. Многие Жигули первой модели, даже несмотря на весьма преклонный возраст по-прежнему исправно служат своим хозяевам. Не стоит скрывать, конечно, что очень часто автомобиль требует ремонта и у него как у любой техники есть свои слабые места. В случае с Жигулями – это ходовая часть, а именно крестовина карданного вала. Деталь, очень не любит тряску и вибрацию и на наших дорогах изнашивается довольно быстро.
ВАЗ 2101
Назначение крестовины кардана ВАЗ 2106
При движении автомобиля оси транспортного средства не всегда находятся на одной прямой. Они меняют своё положение друг относительно друга и расстояние между осями также меняется. На ВАЗ 2106, как и на многих других авто, крутящий момент от КПП к заднему мосту передаётся посредством кардана, на концах которого установлены крестовины (шарниры). Именно они являются главным звеном карданной передачи, которое соединяет коробку передач и ведущую шестерню редуктора заднего моста. На крестовину кардана возлагается ещё одна немаловажная функция — способность гашения возможной деформации карданного соединения, обусловленной постоянным движением всех его элементов.
Крестовина кардана ВАЗ 2106 предназначена для соединения вращающихся осей трансмиссии
Из чего состоят крестовины кардана
Конструктивно карданный шарнир выполнен в виде крестообразной детали с игольчатыми подшипниками, уплотнителями и крышками, которые фиксируются стопором.
Устройство крестовины: 1 — крестовина; 2 — пыльник; 3 — манжетное уплотнение; 4 — игольчатый подшипник; 5 — упорный подшипник; 6 — корпус игольчатого подшипника (стакан); 7 — стопорное кольцо
Крестовина
Сама крестовина — изделие с перпендикулярными осями в виде шипов, опирающимися на подшипники. Материалом изготовления детали является высоколегированная сталь, обладающая высокой прочностью. Такие свойства позволяют крестовине выдерживать большие нагрузки в течение длительного времени.
Подшипник
Внешняя часть подшипников представляет собой стакан (чашку), внутренняя — шип крестовины. Перемещение чашки вокруг оси шипа возможно благодаря иголкам, расположенным между этими двумя элементами. Для защиты подшипника от воздействия пыли и влаги, а также для удержания смазки применяются пыльники и манжеты. В некоторых конструкциях торец шипа крестовины упирается в дно чашки через специальную шайбу, которая представляет собой упорный подшипник.
Подшипник крестовины состоит из чашки и иголок, а внутренней его частью является шип крестовины
Стопор
Чашки подшипников в отверстиях вилок и фланцев могут фиксироваться разными способами:
- стопорными кольцами (внутренними или внешними);
- прижимными планками либо крышками;
- кернением.
На ВАЗ 2106 стопорное кольцо фиксирует стакан подшипника изнутри.
Правильная эксплуатация карданного вала
Стоит отметить, что ВАЗ 2101 автомобиль весьма преклонного возраста, не любит тряски и плохих дорог. Именно поэтому в наших реалиях приходится так часто обслуживать и ремонтировать это транспортное средство. Все это ,естественно, упирается в финансы и в интересах каждого водителя – сократить средства необходимые на ремонт своего железного коня.
В случае с ВАЗ 2101 это можно сделать следующими способами:
- Первое и, пожалуй, самое основное – избегайте плохих дорог. Естественно, что эта задачу трудноразрешимая, но все-таки при возможности, лучше сделать небольшой крюк по асфальту чем ехать по бездорожью или щебенке. Тряска и удары по днищу крайне негативно влияют на кардан ваз 2101, особенно страдает именно крестовина карданного вала.
- Особое внимание уделяйте смазке – она существенно повышает срок службы деталей. Делать это необходимо с помощью специального шприца или масленки, причем для кардана специалисты советуют использовать литиевую смазку. Для деталей ВАЗ 2101 она является идеальной.
- Вовремя заметить и устранить легкую неисправность можно если вы будете уделять особое внимание состоянию деталей карданного вала. Поэтому при возможности, старайтесь как минимум раз в два месяца заезжать на эстакаду или смотровую яму и осматривать узлы и агрегаты трансмиссии.
Вот, пожалуй, и все, однако, даже эти 3 несложных правила, способны совершить чудо для вашего автомобиля. Если правильно ухаживать за ВАЗ 2101 – ваша старенькая копейка будет служить верой и правдой еще долгие годы.
Признаки неисправности крестовин
Крестовина ВАЗ 2106, как и любая другая деталь автомобиля, имеет определённый срок службы. Теоретически ресурс детали довольно большой, около 500 тыс. км., но реальные цифры в 10 раз меньше. Поэтому замену приходится проводить через 50–70 тыс. км пробега. Обусловлено это не только качеством деталей, но и нашими дорогами, интенсивностью эксплуатации автомобиля. Отсутствие периодического обслуживания крестовин только приближает необходимость их замены. О том, что с шарниром возникли какие-то неполадки, свидетельствуют характерные признаки:
- удары и стуки;
- вибрации ходовой части;
- скрипы во время движения или ускорения.
Щелчки и удары
Часто проблемы с крестовинами появляются при повреждении уплотнителей и попадании внутрь подшипников пыли, песка, грязи и воды. Все эти факторы негативно влияют на ресурс изделия. При износе шарниров будут слышны щелчки во время переключения передач на ходу, удары на скорости около 90 км/ч, также появляется хруст либо шуршание. При возникновении металлических звуков рекомендуется покрутить части кардана, например, установив авто на эстакаду. При обнаружении большого люфта крестовины нужно будет заменить.
Во время диагностики зазора в крестовинах на коробке должна быть включена нейтральная передача.
Видео: люфт крестовины кардана
Если на моём автомобиле появляются щелчки в области кардана, но при этом я уверен, что крестовины ещё в хорошем состоянии и должны походить, то, скорей всего, в шарнирах попросту недостаточно смазки, для чего их нужно прошприцевать. Советую при появлении щелчков не затягивать с обслуживанием, поскольку подшипники будут разбиваться и без замены крестовины обойтись уже не удастся.
Скрипы
Причина скрипов в районе карданного вала обычно связана с закисанием крестовин. Проблема хорошо заметна в начале движения и при езде с малой скоростью, при этом машина скрипит как старая телега.
Крестовина может скрипеть из-за отсутствия смазки
Неисправность появляется при отсутствии обслуживания шарниров, когда подшипник попросту не справляется со своей задачей. Иногда после снятия кардана обнаруживается, что крестовина не движется вообще ни в какие стороны.
Видео: как скрипит крестовина кардана
Вибрация
Неисправности в виде вибрации с шарнирами кардана могут проявляться при движении вперёд или задним ходом. Проблема может присутствовать как со старыми подшипниками, так и с новыми. В первом случае неисправность обусловлена подклиниванием одного из шарниров. Если же вибрация сохранилась после замены крестовины, то, возможно, была установлена некачественная деталь либо монтаж выполнен неправильно. Крестовина, будь то старая или новая, должна двигаться в любую из четырёх сторон свободно и без заеданий. Если при движении шарнира руками приходится прилагать небольшие усилия, можно слегка постучать по чашке подшипника, возможно, он плохо сел.
Вибрации карданного вала могут быть связаны с нарушением балансировки. Причина может крыться в ударе по кардану чем-то твёрдым, например, при наезде на камень. Также могла отвалиться балансировочная пластина с вала. В таких ситуациях придётся посетить автосервис для устранения разбалансировки, а возможно и заменить сам вал.
Вибрации кардана бывают вызваны не только выходом из строя крестовины. Из личного опыта могу сказать, что проблема проявляется также при поломке подвесного подшипника, когда обрывается резина, в которой он удерживается. Особенно отчётливо вибрация слышна при движении задним ходом и в начале движения на первой передаче. Поэтому прежде чем приниматься за замену крестовины, нелишним будет проверить и опору карданного вала.
Диагностика
Выяснить, что неисправа именно вазовская крестовина карданного вала очень просто. Опытный автовладелец уж точно не упустит эти признаки:
- В ходовой части слышны гул и механический стук.
- Звуки усиливаются и переходят в металлическое дребезжание в тот момент, когда автомобиль трогается с места или набирает скорость.
Заметив такие признаки, в первую очередь можно заподозрить, что крестовина карданного вала изношена. Деталь, вероятнее всего, придется заменить – ремонту она не подлежит. Процедура достаточно незамысловатая и, если вы не первый год за рулем и знаете устройство ходовой части ВАЗ 2101 выполните ее без особых проблем. Кстати, раз уж на то пошло в момент замены крестовины лучше всего поставить и новые подшипники. В этом случае детали прослужат намного дольше.
Инструменты, которые могут понадобиться
Не стоит даже начинать работу если вы не запаслись обязательным набором инструментов начинающего автомеханика.
Крестовина карданного вала ВАЗ 2101
Для ремонта или замены крестовины карданного вала вам понадобятся:
- Два набора ключей – торцевые и рожковые.
- Наставка из меди или алюминия.
- Набор отвёрток.
- Шпицы и пассатижи.
- Молоток.
ВАЗ 2101, автомобиль незамысловатый, проектировался еще советскими инженерами. Поэтому вышеперечисленного набора хватит, пожалуй, для любых ремонтных работ, связанных с этим транспортным средством.
Главное, как всем известно, именно практические навыки. Если они есть, и вы уверены в своих силах и знаете как выглядит крестовина карданного вала – можно смело браться за дело.
От чего зависит цена?
Существует несколько различных факторов, которые влияют на конечную стоимость данного элемента. Первый — характеристики. Крестовина — это очень важная деталь, которая все время находится под воздействием, следовательно ее степень износа больше, чем у некоторых других. Поэтому выделяют два основных типа крестовин: усиленная и нет. Первая, понятно будет дороже, но и служить она станет дольше.
Вторая — образец. Ни для кого не секрет, что ВАЗ на протяжении времени своего существования улучшала свои автомобили, меняла некоторые элементы, поэтому выпускают крестовины старого и нового образца. Не рекомендуется на ВАЗ 2107 ставить крестовины нового образца, потому что это значительно скажется на жесткости шарниров.
Третья — производитель. Очевидно, что владельцы автомобилей будут покупать запчасти только у надежного производителя. На сегодняшний день, лучшими по изготовлению этих запчастей являются фирмы: GKN (Германия), ООО «ВолгаАвтоПром», ОАО АВТОВАЗ.
Какие крестовины поставить на «шестёрку»
Если прислушиваться к мнению специалистов СТО, то они рекомендуют менять обе крестовины кардана, даже при выходе из строя только одной из них. Но не всё так однозначно. Крестовина, расположенная в передней части карданной передачи, ходит гораздо дольше, чем задняя. Бывают ситуации, когда в хвостовике деталь меняется трижды, а возле подвесного подшипника в её замене нет необходимости. Выбирая крестовины для своего авто, не стоит гнаться за низкой ценой, поскольку ремонт в итоге обойдётся дороже. Рассмотрим некоторых производителей шарниров, которым можно доверить свой выбор:
- Trialli. Выполнены из высокоуглеродистой стали и равномерно закалены по всей поверхности. Изделие способно выдерживать высокие воздействия динамического и статического характера. Уплотнение имеет улучшенную конструкцию, что повышает надёжность и защиту от попадания пыли и песка внутрь подшипников.
Прежде чем купить и установить карданный шарнир, обязательно нужно учитывать размеры и форму чашек. Внимание следует также обратить на шипы шарниров. На них не должно быть никаких заусенцев, рисок и других дефектов. Для отечественных автомобилей предпочтение лучше отдавать крестовинам с тавотницей, т. е. обслуживаемым, что позволит периодически обновлять смазку в подшипниках. Уплотнители не должны иметь каких-либо изъянов, например, видимых разрывов или заводского брака.
Таблица: параметры карданной крестовины на «классику»
Номер | Применение | Размеры DxH, мм |
2101–2202025 | Крестовина кардана ВАЗ 2101–2107 | 23,8х61,2 |
2105–2202025 | Крестовина кардана ВАЗ 2101–2107 (усил.) | 23,8х61,2 |
Лада 2106 «Красный гранат» › Бортжурнал › Замена крестовин
Всем Доброго времени суток!
Вчера заменили крестовины карданной передачи.Из-за шума во время переключения передачи.Как оказалось подшипники на крестовине износились.
Как определить износ крестовины
Если при опускании педали, при переключении передач или при резком разгоне или торможении вы слышите стук в карданной передаче, вибрацию моста, это свидетельствует о сильном износе крестовины и подшипников. Необходимо срочно проводить работы по замене этих пришедших в негодность деталей. Можно, конечно, не обращать внимания на симптомы, но тогда есть большая вероятность того, что разрушится подшипник и кардан выпадет когда-нибудь прямо на дороге. Редуктор тоже может пострадать.
Под рукой должны быть инструменты: рожковые ключи на 12 и 13, медная или алюминиевая наставка, сжимные пассатижи, молоток, торцевой ключ на 13 и 27. В случае, если возникнет необходимость заменить подвесной подшипник, понадобятся стяжной съемник и старый фланец эластичной муфты.
Снятие кардана на ВАЗ 2106 Последовательность действий при снятии кардана
Круглогубцами или пассатижами отсоединить оттяжную пружину от кронтштейна кузова и снять ее.
Наметить краской место стыка фланца редуктора и кардана (при сборке пригодится). Заклинив отверткой кардан, чтобы не проворачивался, самоконрящиеся гайки (их четыре) открутить ключом №13.
После того, как гайки выкручены, легко снимается один конец кардана.
Взаимное месторасположение фланца эластичной муфты и кардана также скрупулезно отметить.
Отогнуть 4 стопорных усика на обойме уплотнения возле эластичной муфты.
Аккуратно сдвинуть обойму в сторону кардана (вместе с уплотнением).
Головкой на 13 открутить две гайки и снять страховочную планку.
Ключом на 13 открутить две гайки, снять пластину подвесного подшипника, закрепленной на кузове через резиновые шайбы, со шпилек, которыми он крепится к кузову.
Вынуть кардан из шлицов фланца эластичной муфты и снять.
Какую крестовину лучше поставить
Специалисты автосервиса утверждают, что если пришло время менять крестовину, то лучше менять их комплектом, обе. На самом деле это не всегда так. Передняя крестовина, как правило, служит значительно дольше задней. Иногда у хвостовика меняется три крестовины, а у подвесного подшипника – крестовина остается вполне работоспособной.
Знатоки советуют не «убивать уши кардана», и без надобности крестовины не менять.
При покупке не стоит экономить на стоимости, дороже будет. Неплохие крестовины германского производства – качественные и в комплекте со стопорными кольцами, которые приходятся очень кстати, если при разборке «родные» — сломались.
Крестовины усиленные Trialli (с масленкой в торце шипа) – изготовлены из высокоуглеродистой стали, имеет равномерную закалку на всей поверхности. Выдерживает высокие статические и динамические нагрузки. Улучшенная конструкция уплотнения обеспечивает надежную защиту от песка и пыли подшипниковые узлы.
Крестовины (с масленкой) изготовлены из особого сплава нержавеющей стали, устойчивого к коррозии. Изготовитель гарантирует высокое качество, заложенное в многступенчатом контроле в процессе производства.
Крестовины фирм Weber, GKN и др. Единственный минус у крестовин импортного производства – зачастую стопорные кольца нужно подгонять.
Установка крестовины ВАЗ 2106
Для начала следует проверить наличие смазки в новой крестовине на внутренней поверхности корпусов подшипников, шипах крестовины. Если необходимо – смазать подшипники крестовины Фиолом. На крестовину поставить уплотнители и пластмассовые заглушки. Вставить шипы крестовины в вилку. Надеть корпуса подшипников и запрессовать в отверстия вилки. Подшипник должен войти глубже проточки для стопорного кольца. Установить стопорные кольца. Постучать по вилкам молотком (лучше – с пластмассовым бойком). Зазор между донышком подшипника и стопорным кольцом под воздействием ударов ликвидируется и появятся зазоры между торцами шипов крестовины и корпусами подшипников. Щупом проверить осевой свободный ход крестовины – он не должен превышать 0,04 мм. Если осевой ход больше – заменить кольцо на большее по диаметру. Стопорные кольца выпускаются пяти размеров. Для наглядности каждому размеру соответствует свой цвет. Кольца толщиной 1,5 мм – неокрашенные, 1,52 мм – темно-коричневые, 1,56 мм – синие, 1,59 мм – черные, 1,62 мм – желтые. Проверить балансировку карданной передачи и легкость проворачивания вилок шарнира.
Снятие кардана.
1. Работу производим на смотровой яме или подъемнике. Снимаем пружину троса ручника.
2. Наносим метки на место стыка кардана с фланцем редуктора. Ключом «на 13» откручиваем четыре самоконтрящиеся гайки. При этом удерживаем кардан от проворачивания большой отверткой.
3. Снимаем один конец кардана.
4. Отмечаем взаимное положение кардана и центрирующего фланца эластичной муфты…
5. Далее отгибаем 4 стопорных усика на обойме уплотнения возле эластичной муфты …
6. …и сдвигаем обойму вместе с уплотнением в сторону кардана.
7. Головкой «на 13» откручиваем две гайки и снимаем страховочную планку.
8. Придерживая кардан, ключом «на 13» откручиваем две гайки и снимаем пластину подвесного подшипника со шпилек крепления к кузову. Она закреплена на кузове через резиновые шайбы.
9. Вынимаем кардан из шлицов фланца эластичной муфты и снимаем его.
- Предварительно маркируем взаимное положение частей (вилок шарниров кардана), чтобы не нарушить при сборке заводскую балансировку карданного вала.
- Затем маркируем стопорные колечки и их посадочные места , чтобы установить их при сборке на штатные места. Снимаем стопорные кольца (по четыре с каждого шарнира).
- Выпрессовываем подшипники из вилки шарниров, с помощью оправок подходящего диаметра.
- Так как подшипники впрессовываются не полностью (крестовина шарнира упирается в его вилку), снимаем подшипник при помощи клещей
- Разъединяем карданный шарнир, сместив его крестовину в направлении снятого подшипника, немного разворачиваем крестовину и выводим ее из вилки шарнира.
- Выпрессовываем противоположный игольчатый подшипник из вилки шарнира.
- Выполняем пункты 3 и 4 для других игольчатых подшипников и снимаем крестовину.
- То же самое производим со второй крестовиной при необходимости.
Как видите, замена крестовины на ваз 2106 своими руками не представляет особого труда.
Если есть необходимость, заменяем промежуточный подшипник
- Расконтриваем гайку, крепящую вилку переднего вала. Откручиваем ее и спрессовываем вилку при помощи съемника с переднего вала.
- Снимаем отражатель пыли с переднего вала.
- Навинчиваем гайку на резьбу переднего вала, чтоб она встала заподлицо с самим валом
- Спрессовываем промежуточную опору вала (усилие прилагаем к внутренней обойме подшипника) и отворачиваем гайку.
- Снимаем с карданного вала опору вместе с кронштейном
- Отворачиваем болты, крепящие кронштейн к опоре, снимаем все шайбы и отсоединяем кронштейн от промежуточной опоры вала.
Дефектовка деталей
- Тщательно очищаем детали с помощью щетки перед их осмотром
- Для выбраковки элементов карданной передачи вам понадобятся: нутромер, индикатор часового вида.
- Раз уж сняли кардан и разобрали (пускай частично) проверяем целостность сварных швов. Шлицы карданного вала, чтоб не содержали следов выработки
- Для заднего вала кардана проверяем наличие балансирующих грузов, состояние швов и измеряем диаметры отверстий вилки под игольчатый подшипник. Не допустимы вмятины труб, нарушение соосности отверстий вилок кардана.
- Проверяем состояние игольчатых подшипников, сальников, их обойм и шипов крестовины на предмет повреждений, значительного износа.
- Проверяем заодно (пока снят кардан) состояние резиновой муфты кардана.
- Наличие трещин, механических повреждений либо отслоений резины от стальных вкладышей не допустимы.
- Проверяем промежуточную опору на наличие деформаций. Трещины либо разрывы эластичной обоймы, а так же отслоения резины не допустимы. Меняем дефектную опору в сборе
- Проверяем подшипник промежуточной опоры, проворачиваем его внутреннюю обойму в двух направлениях, прижимая при этом к наружной обойме (внутренняя обойма должна плавно вращаться). Проверяем уплотнители подшипника, на наличие механических повреждений.
- Меняем все дефектные детали.
Собираем кардан в обратной последовательности, учитывая особенности, приведенные ниже:
- Прежде чем установить вилку переднего вала, смазываем шлицы вилки и вала консистентной смазкой.
- Устанавливая вилку переднего вала, затягиваем гайку крепления ее динамометрическим ключом 8,1-10 кгс•м (79,4-98 Н•м ) и законтриваем гайку зубилом.
- Устанавливая обойму сальника, сам сальник с фланцем на шлицы переднего кардана, фиксируем обойму сальника, загибая три ее «усика».
- При помощи масляного шприца промазываем шлицевую часть переднего кардана. Излишки смазки удаляем ветошью. Выкручиваем пресс-масленку и вворачиваем пробку вместо нее.
- Смазываем игольчатые подшипники и поверхности шипов крестовины кардана консистентной смазкой.
- Установив обоймы подшипников, определяем зазоры между торцевой частью подшипников и верхним краем кольцевой проточки находящейся на вилке шарнира при помощи плоского щупа. Допустимый зазор в пределах 1,5-1,66миллиметра.
- Подбираем по толщине стопорные колечки исходя из полученных значений зазора (измеряем кольца микрометром).
- После установки колец наносим пару ударов с помощью резинового молотка по вилкам шарнира с обратных сторон (что обеспечивает прилегание обойм игольчатых подшипников к стопорным колечкам и свободный ход крестовины).
Поэтапная установка детали
Перед монтажом крестовины проверяют, наносят на детали смазку. Для смазки применяют «Фиолом» либо другое вещество аналогичного действия. Корпус подшипников вставляют на место, вилки запрессовывают. Затем проводят монтаж стопорных колец. Молотком стучат по вилкам. Все зазоры, существующие между дном подшипника и кольцом, исчезают. Чтобы проверить свободный ход основной детали, применяют щуп. Ход не должен превышать 0,04 мм. В противном случае устанавливается кольцо большего диаметра.
Кольца бывают 5 размеров, у каждого свой цвет. Если толщина детали равняется 1,5 мм, значит, изделие не окрашено.
Разборка кардана для демонтажа крестовины
Замена крестовины предусматривает установку нового подвесного подшипника. Эта процедура проводится после демонтажа кардана и крестовины. Затем откручивают гайку переднего вала. Съемник фиксируют на вилку. С помощью молотка вилка сдвигается и спрессовывается со шлицев. Болты фиксации подвесного подшипника можно открутить ключом на «13».
Основная деталь выбивается из вала. Сборка кардана проводится в обратном порядке. Если вышеописанный процесс осуществляется без демонтажа кардана, тогда потребуется помощник.