Замена крестовины ваз
На ваз 21213 замена крестовины чаще всего, происходит после того, как водителем бывают обнаружены нехарактерные стуки и вибрации, доносящиеся из-под его автомобиля. И в данном случае, замена крестовины ваз 21213 будет, как нельзя кстати. Причиной неисправности является во многих случаях люфт в соединениях, который возникает из-за механических воздействий и больших нагрузок. Кроме того, крестовина часто подвергается загрязнениям и воздействию пыли, так как находится достаточно близко к дорожному покрытию.
Устройство и принцип работы
Деталь представляет собой крестообразный шарнир, который отвечает за соосность вращающихся частей кардана. К его четырем концам присоединены две вилки карданного вала.
Подвижное соединение обеспечивается за счет игольчатых подшипников, вставленных в чашки надетые на крестовину.
Фиксация деталей обеспечивается стопорными кольцами, от которых зависит величина зазора и люфта. На некоторых автомобилях вибрацию карданного вала можно устранить без замены крестового шарнира.
Для этого достаточно лишь установить стопорные кольца большей ширины. Однако на Ниве Шевроле, как и на большинстве легковых машин, проблема решается заменой крестовины.
Какие крестовины на Ниву лучше?
Вычислив неисправную крестовину, ее нужно купить. Прежде чем покупать, следует определиться с ценами. Ведь они будут зависеть от фирмы.
Отличаются ли крестовины 2123 (Шевроле Нива) и 2121 («Короткая»)? Крестовины должны быть одинаковыми, артикул для Шеви Нивы и 2121 21212202025, но практика показала, что бывали случаи, когда крестовина не подходила. Такое бывает, если кардан подвергался ремонту или же Нива совсем старая с карданами под жигулевскую крестовину. В любом случае, лучше заранее промерить старые крестовины и уже затем покупать новые.
В настоящий момент, можно выделить следующие варианты:
- ВолгаАвтоПром — цена 500-700 рублей.
- АВТОДЕТАЛЬ — цена 420 рублей.
- АВТОВАЗ — цена 600-800 рублей.
Пожалуй, это лучшие варианты, которые можно устанавливать на машину, не беспокоясь. Однако остерегайтесь подделок, которых, к сожалению, очень много.
Признаки неисправности
Износ крестовины проявляется в виде стука во время старта автомобиля и вибрации при движении. Однако такие признаки характерны и для некоторых других неисправностей трансмиссии. Чтобы проверить состояние детали, необходимо:
- Установить автомобиль на яму, эстакаду или подъемник.
- Включить «нейтралку».
- Взяться руками за кардан и резко покрутить его в разные стороны.
При наличии люфта в игольчатых подшипниках необходимо заменить крестовой шарнир. Сделать это можно самостоятельно.
Важно: несвоевременная замена крестового шарнира может привести к ускоренному износу деталей моста под воздействием вибрации.
Замена
Перед началом работ нужно обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или эстакаду.
Для замены крестового шарнира понадобятся:
- Ключ на 13 мм.
- Съемник или круглогубцы для демонтажа стопорных колец крестовины.
- Металлическая щетка.
- Газовый ключ.
- Средство WD-40.
- Смазка Фиол 2У или аналогичная.
- Зубило.
- Молоток.
Учитывайте, что зубило нужно лишь для того, чтобы отметить взаимное расположение фланцев раздатки и кардана.
Порядок работы:
- Зафиксировать автомобиль противооткатными башмаками.
- Включить нейтральную скорость.
- С помощью зубила или маркера по металлу отметить взаимное расположение фланцев.
- Ключом на 13 открутить гайки крепления карданного вала.
- Снять кардан.
- Металлической щеткой очистить места крепления крестового шарнира.
- Обработать средством WD-40.
- Демонтировать стопорные кольца.
- При помощи газового ключа последовательно извлечь подшипники.
Совет: детали из отверстий в вилках кардана можно выбить, используя торцевую головку подходящего диаметра в качестве упора.
- Тщательно смазать подшипники новой крестовины.
- Установить крестовой шарнир в вилку, закрепить его стопорными кольцами.
После этого остается лишь прикрутить гайки крепления фланца карданного вала.
14.4. Разборка карданного шарнира
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
При отсутствии съемника опираем вилку фланца карданного вала на опору (губки тисков)…
…и через подходящий отрезок трубы наносим молотком удары по вилке карданного вала, смещая ее вниз до упора в крестовину.
Аналогично выпрессовываем корпус подшипника, расположенный с противоположной стороны вилки карданного вала. Оперев вилку карданного вала на губки тисков, поочередно выпрессовываем корпуса подшипников из гнезд фланца. При обоих способах выпрессовки корпуса подшипников из отверстий вилок полностью не выходят,…
…поэтому, даже если сдвинуть крестовину до упора в вилку, шип крестовины из корпуса подшипника не вынимается.
Для окончательной выпрессовки корпус подшипника необходимо зажать в тиски. Чтобы он не проворачивался в губках тисков,…
…отрезной машинкой («болгаркой») протачиваем на корпусе подшипника лыски.
Теперь корпус подшипника можно надежно зажать в тисках за лыски.
Поворачивая карданный вал вокруг оси подшипника, снимаем вилку с корпуса подшипника.
Разбираем карданный шарнир только для замены крестовины в сборе с подшипниками. Снимаем карданный вал (см. Снятие карданного вала). Круглогубцами снимаем четыре стопорных кольца. Помечаем детали шарнира так, чтобы при сборке расположить их в том же положении. Метки наносим краской… |
…или зубилом.
Устанавливаем съемник на вилку фланца шарнира.
Корпус подшипника выпрессовываем из гнезда вилки карданного вала до упора крестовины в вилку.
Снимаем фланец с крестовиной.
Корпус одного из подшипников крестовины, установленных во фланце, выпрессовываем также, как и корпус подшипника вилки карданного вала.
Вынимаем крестовину.
Зажав вилку карданного вала в тиски, выколоткой выбиваем корпус другого подшипника, оставшийся в вилке. Аналогично выбиваем корпус подшипника, оставшийся во фланце. Перед установкой новой крестовины убеждаемся в наличии смазки в подшипниках – в каждый подшипник закладывается 0,8–1,2 г смазки Фиол-2У. Надеваем сальники на шипы крестовины и вставляем крестовину в гнезда вилки карданного вала.
В тисках с накладками губок из мягкого металла запрессовываем подшипник в гнездо вилки до упора ее торца в губку тисков.
При этом вставляем шип крестовины в гнездо подшипника так, чтобы иглы подшипника не выпали. В процессе запрессовки покачиванием контролируем легкость вращения крестовины в подшипнике.
Подходящим отрезком трубы допрессовываем подшипник в гнездо вилки глубже проточки под стопорное кольцо.
Круглогубцами устанавливаем стопорное кольцо в проточку вилки.
Аналогично запрессовываем подшипник в другое гнездо вилки вала до упора противолежащего подшипника в торец стопорного кольца и устанавливаем второе стопорное кольцо. Ориентируя фланец по меткам относительно вилки карданного вала, вставляем шипы крестовины в гнезда фланца.
Поочердно запрессовываем два подшипника в гнезда фланца…
…и устанавливаем стопорные кольца в его проточки. После сборки карданного шарнира наносим удары молотком с пластмассовым бойком по вилке и фланцу для того, чтобы выбрать зазоры между торцами корпусов подшипников и стопорных колец (подбор толщины стопорных колец см. в описании конструкции). Проверяем легкость проворачивания карданного шарнира.
Приспособление для разборки карданных шарниров: 1 – болт М14х70; 2 – верхняя опорная пластина; 3 – стяжка (2 шт.); 4 – нижняя опорная пластина; 5 – гайка М12 (2 шт.); 6 – отрезки трубы |
Приспособление для разборки карданных шарниров
Разборка карданных шарниров будет проще и удобнее, если пользоваться приспособлением, показанным на рисунке. Расстояние между опорными пластинами выбирается в зависимости от размеров шарнира.
« предыдущая страница 14.3. Снятие карданного вала | к оглавлению | следующая страница » 14.5. Замена сальника скользящей вилки |
Copyright © 2007-2020 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев. |
Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Замена крестовины переднего кардана и сальника раздатки
Еще весной я заметил странный лязг при трогании с места, думал — крестовина! А позже и вовсе в мосту стало сильно грохотать, видать иголки все высыпались — точно крестовина
! Ну что ж поделать, будем менять. Процедуру проводил впервые на данном авто еще в конце весны. В моей
пацанской юности
классики не было, но раньше в семье был Москвич 412, и я не помню, чтобы мы с отцом меняли кресты. А процедура замены оказывается предельно
проста…
Одна проблема: есть гараж, но нет ямы. Не беда, в гаражном кооперативе у БСТМ их много осталось, после того как люди сдали в чермет свои “консервные банки
“. Туда то мы и едем.
Кстате говоря, на заднем приводе авто достаточно бодро бегает
, но как-то неуверенно едет выше 70 и страшновато проходит повороты. Или же мне так показалось.
Принес кардан в инструменталку, залил “ведешкой” и начал разбирать. Пригодился дешманский съемник стопорных колец, купленный ранее в Леруа Мерлен. Когда стопора были сняты надо было зажать кардан в тиски, которых у меня нет…
ничего более не придумав, я положил кардан на 2 бруска и начал выбивать чашки из вилок. Сильно и долго стучать не пришлось — все вынулось очень даже легко.
Крестовина была с загашнике и покупать ее не пришлось (вот здорово то, как я думал
), а мне досталось 2 штуки от соседа по гаражу еще давно, когда у меня Нивы и подавно
не было
. Но сравнив их по размерам, я понял, что
что-то здесь не так
. А открыв каталог запчастей и поковыряв интернет понял в чем дело. Оказывается на Ниву до 88 года ставились карданы с “копеечными” крестовинами, потом пошли “нивовские” и еще были карданы с “москвичевскими” крестами.
Забросил нивские кресты обратно на полку пошел в магазин искать “классические” кресты. Выбор в нашей деревне не велик: хваленых сызранских крестов в наличии не было, на витринах было всякое говно типа Krafttech и Hofer. В итоге взял самую дорогую: Finwhale UJ201
. В комплекте были стопорные кольца, но не было тавотницы. А каленый металл в домашних условиях хрен просверлишь без отпуска. Ну была не была, пойдем ставить
Почистил вилки кардана наждачкой, смазал литолом, посадочные места под стопора вычистил шилом и стал собирать обратно. Читал ранее, что у некоторых людей с трудом забиваются чашки, не лезут стопора и т.д. У меня поставилось Все без проблем
и хорошо вращалось.
Собрал все воедино. Расположение вилок отмечал заранее, чтобы более менее правильно собрать. Все бы хорошо, но шлицевое соединение скользящей вилки подразбито: кардан по ходу дела еще родной. Обратно его поставил по старым меткам.
Но ставить кардан на место я не торопился, решил поменять сальник фланца раздатки. Он подкапывал не сильно, но когда на него намотало травы он сильно стал гнать масло. Оказалось поменять его на раздатке гораздо проще, чем на мостах. Ибо не надо мудохаться с преднатягом. Купил красный балаковский сальник, новую гайку и немного герметика. Вуаля, готово!
Поставил кардан на место. Стуки и грохот пропали, стала раздатка сухой и без соплей. Остался только противный звон пыльников фланцев раздатки. Что с ними сделать
? Приварить или забить на них и е3дить?
Крестовина Finwhale UJ201 — 340 рэ Сальник правого вращения 2101-2302052-01 — 35 рэ Гайка фланца М16х1,5 — 40 рэ Болты кардана 2101-2201107/1610 — 15 рэ х 8 Герметик казань — был Тад 17 — тоже есть
Источник
Создание условий для произведения смены крестовины карданного вала
Проведение любых операций с шарнирами возможно только на снятом «кардане», для чего необходимо:
- включить нейтральную передачу, отжать ручной тормоз;
- поднять автомобиль на подъемнике или вывесить переднюю/заднюю ось (зависит от типа «кардана»: передний/задний), поставив противооткатные элементы;
- сделать зубилом две метки в местах соединения фланцев «кардана» с мостом и раздаточной коробкой;
- отвернуть четыре гайки крепления одного фланцевого соединения, поворачивая вал, и изъять три болта из посадочных мест, повторить спектр действий для второго элемента;
- вынуть оставшиеся болты;
- приблизить обе части «кардана» по шлицевому соединению друг к другу;
- изъять сборочную единицу.
Особенности автомобиля
Шевроле Нива имеет заводское обозначение ВАЗ 2123. Эта машина задумывалась для смены морально устаревшей модели Ваз 2121. Однако, оба автомобиля выпускаются сегодня на заводе Ваз и каждый из них находит своего покупателя. В Шевроле Нива ВАЗ 2123 больше комфорта для водителя и пассажиров. Старшая же Нива Ваз 2121 лучше проявляет себя на серьезном бездорожье. Кроме того, у нее более высокий передний свес, поэтому она может штурмовать довольно крутые подъемы.
У обеих машин постоянный полный привод и раздатка с понижающей передачей. Конструктивно Шевроле Нива Ваз 2123 и обычная Нива Ваз 2121 имеют много общих узлов. Машины довольно просты в обслуживании, а замена некоторых деталей, вышедших из строя, не является непосильной задачей для бывалого автомобилиста.
Сегодня Шевроле Нива Ваз 2123 выпускается с современным дополнительным оборудованием. В частности, на машину ставят:
- ABS;
- Подушки безопасности;
- Усилитель руля;
- Кондиционер.
В своей ценовой категории этот автомобиль практически не имеет конкурентов с идентичным внедорожным потенциалом. Однако, многие ругают маломощный двигатель, доставшийся ей от модели Ваз 2121. Его лишь слегка доработали. Этому мотору явно не хватает мощности. Она составляет всего 80 лошадиных сил, что по современным меркам мало даже для компактного городского автомобиля, не говоря уже о полноценном внедорожнике. Отсюда и довольно высокий расход бензина. Кроме того, на экономичность отрицательным образом влияет и то, что полный привод является постоянным.
Качество сборки Шевроле Нива Ваз 2123 в последние годы значительно улучшилось. Запчасти всегда в наличии, а сервисов, готовых обслуживать этот автомобиль, по всей стране предостаточно.
Что же это такое
Крестовина представляет собой шарнир крестообразной формы, который служит для создания соосности элементов передачи вращающихся частей автомобиля. Любой автомобиль, который обеспечивает передачу посредством карданного вала, имеет в конструкции крестовину. Она является основной деталью в конструкции кардана, потому как без нее не осуществлялась бы передача вращающего момента, и соответственно не было б не только полного привода, но и вовсе движения авто.
Крестовина состоит из четырех концов, расположенные под углом 90 градусов друг от друга. Шарнир крепится к валу и обеспечивает движение благодаря игольчатым подшипникам, надетых на все четыре конца.
Отверстия карданного вала имеют ушки с отверстиями, в которые и крепятся непосредственно подшипники. Игольчатые подшипники фиксируются в отверстиях и стопорятся специальными кольцами.
Основными выполняемыми функциями крестовин на Нива Шевроле является:
- Передача крутящего момента от раздатки ко всем колесам;
- Предоставление подвижного соединения, с возможностью изменения угла поворота;
- Гашение динамических деформаций карданного вала.
Такое маленькое устройство способно выполнять столько функций, но время от времени его приходится ремонтировать или заменять. Ведь вращающиеся детали имеют свойства нагрева до высоких температур, что приводит их к износу. Точного срока службы назвать нельзя, все зависит от характера вождения автомобиля.
Как определить неисправность передаточного механизма
Для того чтобы определить состояние крестовины, необходимо провести проверку вала. Для этого необходимо установить Шниву на смотровую яму и включить нейтральную передачу. Проверка проводится вручную, без использования специального оборудования. Вручную определяется надежность креплений, состояния, в котором находится крестовина и условия нахождения резиновой эластичной муфты. Необходимо взяться рукой за кардан и медленными покачиваниями определить наличие люфта. Если люфт присутствует, даже небольшой, то необходима замена. Не допускаются также круговые зазоры, которые обнаруживаются путем проворачивания механизма в одну и другую сторону.
Снятие кардана для его ремонта
Если же в момент проверки был обнаружен люфт детали, то рекомендуется провести замену. Если же вовремя не обнаружить проблему, то она может перерасти к поломке моста. Для снятия потребуется зубило, молоток и ключ на “13”. Зубилом отмечаются положения фланцев вала и редуктора. Вал крепится к редуктору четырьмя гайками на “13”, которые необходимо выкрутить. Зубилом отмечается расположение фланца раздатки и вала. Теперь осуществляется отвинчивание четырех гаек с другой стороны крепления к раздаточной коробке. Так проводится снятие переднего кардана. Аналогично осуществляется и снятие заднего. После того как передаточный механизм снят, переходим к этапам ремонта.
Ремонт кардана и замена крестовины
- Этап 1. Обработка смазкой WD-40 для возможности съема стопорных колец.
- Этап 2. Извлечение стопорных колец. Это можно осуществить с помощью съемника и круглогубцев.
- Этап 3. Извлечение подшипников. Осуществляется съемником, первоначально необходимо извлечь один подшипник. Извлекается он газовым ключом.
- Этап 4. Извлечение второго подшипника. Устанавливается фланец на торцевую головку, предварительно подобранного диаметра. Осуществив снятие двух первых подшипников, аналогичным образом проделывается снятие и двух других.
Важно! Главное, при сборке подшипников, провести их смазку, лучше воспользоваться смазкой типа Фиол-2У, которая защищает от воды и осуществляет “охлаждение” трущихся деталей подшипников.
Ремонт кардана и замена его элементов не занимает долго времени, к тому же совершенно спокойно осуществляется в домашних условиях. Главное, перед тем как разбирать передаточный механизм, убедитесь в наличие новой крестовины именно для переднего или заднего карданов. Определить неисправность можно на слух, когда будут слышны звуки в виде цокота, раздающиеся из-под машины, то незамедлительно проверьте состояние кардана, ведь ремонт крестовины обойдется в пару тысяч рублей, а моста – уже намного дороже.
Автомобиль Нива оснащен двумя карданными валами, входящими в полноприводную систему. Они передают энергию на передний и задний мосты и представляют собой сборную конструкцию, центральное звено их составляют крестовины. Если крестовина выходит из строя, то ее нужно немедленно заменить. Это исключит поломку карданного вала и выхода из строя системы привода авто.
Причины и признаки неисправности детали: как обнаружить
Крестовина является ключевым звеном карданного вала. Благодаря ей, крутящий момент передается от КПП, заставляя крутиться валы. Обычно выходит из строя одна из крестовин, которых в Ладе 21213 четыре. Если ее вовремя не заменить, быстро придет в негодность парная ей. Крестовины позволяют карданному валу равномерно крутиться, если они ломаются, появляется люфт, автомобиль теряет мощность.
Чтобы в дороге не было неприятных сюрпризов, нужно следить за состоянием крестовин. Проводить регулярно внимательный их осмотр, чистить и наносить смазку не реже чем через 10 тыс. км. Если деталь пришла в негодность, необходимо вовремя выполнять ее замену.
Детали в системе привода приходят в негодность из-за люфта в узлах, причиной которого являются повышенные нагрузки и механическое воздействие. Износу крестовины способствует ее неблагоприятное расположение. Она находится близко к дорожному покрытию, поэтому на нее часто попадает песок, грязь, вода и пыль. Износ зависит от следующих факторов:
- качества изготовления деталей;
- манеры езды водителя;
- резких колебаний температур;
- качества дорог, которое оставляет желать лучшего;
- условий эксплуатации;
- попадание пыли, песка, загрязнений, камней и воды.
Основные признаки неисправности крестовины:
- появление скрежета, скрипа и треска в районе кардана во время движения;
- стук, когда машина стартует;
- посторонние звуки при движении по неровным дорогам.
Крестовина относится к деталям, имеющим высокий запас прочности, но подвергаясь большому количеству механических воздействий и эксплуатации в неблагоприятной среде быстро изнашивается.
Осмотр и замена крестовины на ВАЗ 2121
Для проведения правильной диагностики необходимо выполнить следующие действия:
- Установить машину на подъемное приспособление, чтобы был доступ к днищу.
- Найдя, где расположен карданный вал, одной рукой держимся за него, а второй беремся за шарнир ведущей шестерни. Он находится недалеко от редуктора.
- Теперь держась двумя руками за соединение, стараемся провернуть. Если это удалось, значит присутствует люфт. Его наличие требует обязательной замены крестовины. Если этим пренебречь, автомобиль может подвести во время движения, так как управление будет ненадежным.
Если принято решение о замене, покупаем необходимые расходные материалы. Для проведения работ готовим инструменты:
- домкрат;
- гаечные ключи;
- крестообразную отвертку;
- наставку из алюминия или меди;
- молоток;
- тоненькие плоскозубцы;
- инструмент, чтобы вынуть стопорные кольца.
Проводить ремонтные работы с шарнирами можно только на снятом карданном валу. Автомобиль устанавливаем на смотровую яму или поднимаем с помощью подъемника. Фиксируем колеса опорами, включаем нейтралку и ручной тормоз.
В первую очередь нужно демонтировать карданный вал. Снятую конструкцию очищаем от загрязнений и приступаем разборке и замене деталей:
- С помощью узких плоскогубцев вынимаем четыре стопорных кольца.
- Наносим зубилом на кардан и корпус шарнира метки взаимного расположения деталей друг другу, чтобы не перепутать их местами при сборке.
- Теперь выпрессовываем подшипник из фланца с помощью отрезка трубы подходящего диаметра или накидной головки. Либо используем съемник. Кардан лучше зафиксировать в тиски.
- Бьем по оправке до момента, когда вилка упрется в крестовину. Теперь снимаем чашу нижнего подшипника. Аналогичную операцию проводим с верхним.
- Если подшипники плотно сидят и выпрессовать их не удалось, болгаркой делаем фаски на корпусе подшипников.
- Проворачиваем фланец, расшатываем его и снимаем вместе с крестовиной с карданного вала. А затем и крестовину достаем из фланца.
- Все детали промываем в керосине и внимательно осматриваем. Если вилка имеет повреждения, заменяем ее новой.
- На следующем этапе приступаем к установке новой крестовине. Вставляем ее в предварительно очищенные от грязи и ржавчины проушины.
- Зажимаем фланец в тиски и запрессовываем чашки подшипников. Действовать нужно аккуратно, чтобы не рассыпались иголки.
- Перед этим проверяем наличие смазки в корпусе подшипника, если ее нет, накладываем. Снаружи также смазываем детали. Превышать количество смазки не рекомендуется, так как она может вытолкнуть сальник или чаши не сядут плотно на посадочное место.
- После запрессовки должно остаться место для стопорного кольца.
- Далее устанавливаем стопорные кольца, проверив их на повреждения. Если есть дефекты, заменяем.
- Когда узел полностью собран, наносим резиновым молотком легкие удары по шарниру для полной усадки деталей и исключения возможных зазоров.
Меняем крестовину на рулевой колонке
Порой возникает необходимость в замене крестовины руля. Ее меняют, если проявились следующие признаки:
- повышенный люфт свободного хода рулевого колеса;
- трудно поворачивать руль;
- происходит прерывистое вращение руля;
- при поездках по плохим дорогам при повороте руля слышаться посторонние звуки;
- колеса срабатывают с опозданием.
Соединения постоянно испытывают повышенные нагрузки, на них оказывает негативное влияние колебания температур, высокая влажность. Вытекает смазка, что приводит к износу деталей, уплотнители теряют эластичность. В итоге выходит из строя иголки подшипников и крестовина.
Замена крестовины рулевой колонки на ВАЗ 2121 проводится в комплексе с подшипниками по следующему алгоритму:
- Устанавливаем вал в такое положение, при котором будут доступны крепления, обжимающие корпус вилок крестовины.
- Выкручиваем болты на вилках и вынимаем.
- Конструкцию с крестовиной сдвигаем по шлицам и вынимаем поочередно с каждой стороны.
- Обоймы зажимаем в тиски и выпрессовываем. Они зафиксированы кернением, которое удаляется с помощью дрели или выбивается зубилом.
Сборка выполняется в обратном порядке. Обоймы подшипников нужно вставлять пока они полностью не погрузятся. После этого наносим кернение для фиксации подшипников.
Сложностей с заменой крестовин не возникнет, если действовать согласно инструкции.
Замена крестовины на Ниве