Переход на дисковые тормоза потребовал от разработчиков автомобилей новых технических решений. Ведь схема барабанных тормозов, такая удобная в плане реализации функции ручного тормоза, оказалась непригодной. Ведь необходимо было обеспечить не расширение колодок, а наоборот, их сжатие. Поэтому производители автомобилей начали решать эту проблему различными путями. Одни реализовали механическое сжатие колодок, подобное тому, что используют на барабанных тормозных механизмах, другие решили применить электрическое.
Как работает задний тормозной суппорт
Как и передний суппорт, задний состоит из тормозного цилиндра с поршнем, скобы и направляющих, обеспечивающих движение суппорта по скобе. При нажатии на педаль тормоза давление в тормозной магистрали возрастает, поршень выходит из цилиндра и прижимает одну колодку. Благодаря тому, что суппорт спокойно передвигается по скобе с помощью направляющих, обеспечивается равномерное распределение давления на обе тормозные колодки и их прижимание к тормозному диску.
Механический привод ручного тормоза работает аналогично – тросик приводит в действие рычаг, закрепленный на корпусе суппорта, который, в свою очередь, выжимает одну из колодок. Свободное движение суппорта на скобе равномерно распределяет прижимное усилие на обе колодки, обеспечивая одинаковое давление на тормозной диск. По этой же схеме выполнен и электрический привод ручного тормоза. Разница в том, что в одних моделях электромотор нажимает на поршень цилиндра суппорта, а в других непосредственно на одну из колодок.
Проблемы
Одна из частых проблем, которая возникает при эксплуатации заднего тормозного суппорта, это скрип колодок. Причем они могут быть новыми и от проверенного производителя. Скрип возникает из-за того, что элементы установлены с перекосом. Достаточно небольшого отклонения, чтобы новые колодки вызывали ужасный скрип. Как решается данная неисправность? Обычно эта проблема решается установкой противоскрипных металлических пластин. Они ставятся в полость между колодкой и суппортом.
Неисправности тормозного суппорта
Встречаются следующие виды неисправностей заднего суппорта:
- закисание поршня цилиндра, в результате чего давление жидкости при нажатии на тормоз недостаточно, чтобы сдвинуть поршень с места;
- течь уплотнительных манжет поршня, в результате колодки прижимаются слабей, чем необходимо и происходит потеря тормозной жидкости. Если тормозная жидкость полностью вытечет и в тормозную систему попадет воздух, резко снизится эффективность торможения всех колес;
- повреждение пыльника поршня тормозного цилиндра. В результате между поршнем и цилиндром попадает грязь, которая повреждает зеркало стенок цилиндра и приводит к снижению эффективности торможения и потере тормозной жидкости;
- повреждение пыльников направляющих, из-за чего попавшая на них грязь увеличивает сопротивление движению суппорта и давление между колодками распределяется неравномерно. Это приводит к снижению эффективности торможения, а также неравномерному и быстрому износу тормозного диска;
- слабая затяжка скобы суппорта или трещина в скобе. Это самые опасные неисправности, ведь, во-первых, колодки прижимаются к диску неравномерно, во-вторых, при сильном торможении скоба может сломаться или открутиться от кулака. Если это произойдет, колодки выпадут, поршень выйдет из цилиндра и жидкость выльется наружу, моментально снижая эффективность торможения остальных колес.
Уход
Чтобы механизм служил долго и исправно, следует регулярно контролировать состояние суппорта. Ниже приведем несколько полезных советов:
Раз в полгода осматривать визуальное состояние суппорта
Особое внимание обращайте на потеки. Их не должно быть ни на шлангах, ни в местах соединений
При наличии таковых нужно срочно искать источник проблемы. Обычно это перетертый или изношенный шланг. Он имеет двухслойную конструкцию, но даже если первый слой повредился, такой элемент подлежит замене. Чем это опасно? Из-за потеков постоянно падает уровень жидкости в системе. Это приведет к невозможности работы поршня, так как ему не будет хватать давления. Проверяйте, как свободно двигается поршень. Если долго не менять тормозную жидкость, он может закиснуть из-за ржавчины. В лучшем случае у вас ухудшится эффективность торможения. В худшем придется менять полностью цилиндр. Следите за остатком фрикционного материала колодок. Современные производители оснащают их механическими датчиками. Когда толщина колодок близится к двум миллиметрам, металлическая пластинка начинает касаться краев диска при торможении. В итоге водитель слышит характерный писк. Это говорит о том, что колодки пришли в негодность. Если их время не заменить, о диск будет тереться сам металл – накладка колодки – либо вовсе суппорт. Это приводит к повышенному износу обоих элементов. При существенных задирах такие механизмы больше не подлежат эксплуатации.
Диагностика заднего суппорта
Диагностика состоит из двух этапов:
- Сравнения эффективности торможения всех колес.
- Визуального осмотра суппорта.
Чтобы сравнить эффективность торможения всех колес, проведите диагностику с помощью компьютерного стенда. Если такой возможности нет, необходимо на ровном горизонтальном асфальтированном участке разогнать автомобиль до 30 километров в час, после чего выжать педаль сцепления (на автомобилях с АКПП включить нейтральную передачу) и резко до упора нажать на тормоз. Эта процедура позволяет определить состояние тормозных суппортов на любых автомобилях, вне зависимости от наличия АБС. Если все суппорты исправны, то машину не занесет. Если один из суппортов плохо работает или неисправен, машину занесет. Во время заноса вы ощутите, переднюю или заднюю часть автомобиля поворачивает, поэтому найти неисправный суппорт не составит труда. Ведь автомобиль всегда заносит в сторону, противоположную неисправному суппорту.
Для визуального осмотра тормозного суппорта необходимо подпереть переднюю часть машины противооткатными упорами, затем приподнять заднюю часть с помощью домкратов. Подняв машину домкратами, обязательно установите подпорки (их продают в автомагазинах). Это позволит избежать опрокидывания домкратов и падения автомобиля. Установив подпорки, снимите задние колеса и осмотрите суппорт. Внимательно проверьте состояние пыльников цилиндров и направляющих. При обнаружении трещин, разрывов и пробоин, необходимо снять суппорт для более серьезной оценки состояния, возможного ремонта и замены пыльников.
Попросите помощника несколько раз сильно нажать на педаль тормоза, чтобы убедиться в отсутствии утечки тормозной жидкости. Затем попросите помощника несколько раз включить и выключить ручной тормоз, одновременно осматривая работу его привода и вращая тормозной диск. Это поможет определить состояние механизма привода ручного тормоза. Если после нажатия и отпускания педали тормоза колесо не сразу начинает вращаться легко, необходимо обязательно заменить резиновую манжету поршня. Ведь она играет роль своеобразной пружины, которая возвращает поршень в цилиндр после снижения давления жидкости.
Обратите внимание
В качестве смазки для суппорта не подойдет обычная «графитка» или «Литол». Материал для суппортов должен отвечать высоким требованиям, в частности быть стойким к температурным перепадам. Обычная смазка даже в пыльнике быстро засыхает. Поэтому приобретать нужно только специализированный продукт. Обычно такая смазка для суппортов продается в пакетиках по 45 грамм. Их хватает для полной обработки механизма.
Как снять тормозной суппорт
Чтобы снять тормозной суппорт, поднимите заднюю часть автомобиля, как описано выше. Снимите колесо, затем отсоедините привод ручного тормоза. На машинах с электрическим приводом ручного тормоза для снятия суппорта используют различные приспособления и приемы, которые подробно описаны в инструкции по ремонту автомобиля.
Снимите защитные колпачки с направляющих, затем выкрутите их с помощью соответствующего ключа-шестигранника. После этого снимите суппорт, возможно, ему придется немного помочь отверткой, но в большинстве случаев достаточно просто потянуть двумя руками.
Чтобы не потерять тормозные колодки, снимите их и положите отдельно. Подвесьте суппорт с помощью веревки или проволоки, прикрепив ее к кузову или амортизатору. При необходимости выкрутите болты крепления скобы и снимите ее. Если необходимо полностью снять суппорт, то выкрутите из него наконечник тормозного шланга. Открутив шланг, заткните его кусочком резины или целлофана, чтобы предотвратить утечку тормозной жидкости. Некоторые механики пережимают тормозной шланг, но это снижает его ресурс и может привести к появлению трещин и ослаблению стенок. При неудачном стечении обстоятельств такой шланг при резком и сильном торможении может лопнуть, в результате чего эффективность тормозов всех колес упадет в десятки раз. Также закройте кусочком резины, целлофана или болтом с подходящей резьбой впускное отверстие суппорта.
Где расположен?
Исходя из названия, нетрудно догадаться, что задний тормозной суппорт «Опеля» и других машин расположен на задней оси. Крепится данный элемент при помощи болтовых соединений к ступице. Внутри него находятся колодки (как с левой, так и с правой стороны). Суппорт тормозной задний «Шевроле-Лачетти» приводится в действие от гидравлического привода. Такая же схема используется на других легковых авто.
А вот что касается грузовых машин, здесь суппорт тормозной задний (левый и правый в том числе) приводится в действие пневмосистемой. Не так давно на грузовиках использовали комбинированную схему привода. Так, суппорт тормозной задний правый и левый работал сначала от гидравлики, а затем от пневматики. Но сейчас такая конструкция уже не используется. Если говорить о микроавтобусах и внедорожниках, здесь также используется гидравлический привод.
Ремонт заднего тормозного суппорта
Любой ремонт заднего суппорта начинается со снятия пыльника. Для этого необходима плоская отвертка. Сняв пыльник, осмотрите поверхность поршня, если на нем видны следы ржавчины, суппорт желательно заменить целиком. Потому что попавшая между стенками цилиндра и поршнем ржавчина часто приводит к повреждению зеркала стенок.
Чтобы заменить манжету, необходимо извлечь поршень. Для этого существуют три приема, имеющих свои плюсы и минусы.
- Извлечение поршня на автомобиле. Если точно известно, что придется вытаскивать поршень чтобы заменить резиновые уплотнители, то это можно сделать еще на автомобиле. Сняв суппорт со скобы, попросите помощника плавно нажать на педаль тормоза. Давление в тормозной системе возрастет и выдавит поршень. Как только он выйдет, необходимо подать помощнику сигнал, чтобы он отпустил тормоз. Плюс этого метода – легкое извлечение поршня. Минусы – работать приходится в неудобных условиях и теряется большое количество тормозной жидкости.
- Чтобы извлечь поршень из цилиндра можно воспользоваться разводным ключом. Обхватите верх поршня и, поворачивая его из стороны в сторону, вытаскивайте. Этот метод чаще всего применяют в тех случаях, когда поршень необходимо заменить. Ведь неловкое движение ключом приведет к образованию царапин на поверхности поршня. Плюс такого метода в том, что поршень можно доставать в комфортных условиях, зажав суппорт в тиски.
- Также можно извлечь поршень с помощью сжатого воздуха. Для этого необходим переходник с подходящей резьбой. Подключив переходник к компрессору и суппорту, подавайте воздух до тех пор, пока поршень полностью не выйдет. Минусы этого поршня – необходимы компрессор и специальный переходник, выход поршня больше похож на выстрел, поэтому существует вероятность его повреждения.
После того, как поршень извлечен, необходимо внимательно осмотреть стенки цилиндра. Если зеркало стенок имеет царапины или задиры, суппорт подлежит замене. Если поврежден только поршень, то его можно приобрести как в составе ремкомплектов, так и отдельно.
Обязательное условие качественного ремонта суппорта – чистота на рабочем месте. Пыль или грязь, попав между цилиндром и поршнем, приведут со временем к появлению задиров и повреждений. Поэтому ремонтируйте суппорт только на чистом столе, предварительно вымыв с мылом руки.
Ремонт заключается в замене резиновых уплотнителей (манжет) и, при необходимости, поршня. Вытащив с помощью отвертки старую манжету, тщательно промойте цилиндр суппорта с помощью спирта. Не забудьте во время промывки вытащить заглушку из впускного отверстия. После промывки обязательно просушите его. После каждой разборки необходимо устанавливать новую манжету. Для этого смажьте стенки цилиндра, включая посадочное место манжеты, тормозной жидкостью. Смажьте наружную поверхность поршня тормозной жидкостью, ровно вставьте в суппорт и вдавите рукой. Если поставили правильно, то он войдет достаточно туго. Если поставили криво, то вдавить поршень не получится.
Можно ли отремонтировать
У меня есть большая и замечательная статья по ремонту, обязательно читайте, там все по полкам. Суппорта ломаются от этого никуда не уйти, может просто банально пыльник «проворонили», либо рабочий поршень закис. В общем если покупать новый в сборе, то это дорого. Но можно отремонтировать и этот.
Для этого приобретается ремонтный комплект. По сути это все новые внутренности, которые стоит заменить.
Рабочие поршни ремонтировать нет смысла (отчищать их от ржавчины или окисла), поверхность зачастую уже съедена, и даже если вы снимете часть на специальном станке, то размеры уже не подойдут.
Поэтому последовательность действий должна быть такая:
- Приобретаем ремкомплет.
- Снимаем суппорт с машины и разбираем его.
- Удаляем все старые резинки, при надобности чистим корпус.
- Устанавливаем новые детали.
- Устанавливаем на авто, прокачиваем тормозную систему.
Хочется отметить отдельно направляющие, по сути это два длинных болта, по которым ходит подвижная часть конструкции. Если они изнашиваются, либо у них рвется уплотнительная резинка, работа суппорта также может нарушиться, их также желательно заменить.
Сейчас небольшое полезное видео смотрим.
На этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.
(13 голосов, средний: 4,69 из 5)
Похожие новости
Какие тормозные барабаны лучше чугунные или алюминиевые. Читать .
Чем и какой краской покрасить тормозные барабаны. Чтобы не ржаве.
Преобразователь ржавчины состав. Можно ли сделать своими руками?
Добавить комментарий Отменить ответ
Комментарии
Доброго всем дня, решил я написать свой отзыв о Toyota Avensis 2010 года. Просто хочу…
Установка суппорта на автомобиль
После того как вставили поршень, необходимо установить суппорт на автомобиль. Установку проводите так же, как снятие, но в обратной последовательности. Если наконечник тормозного шланга крепят к суппорту с помощью спецболта, то обязательно замените медные шайбы. Установив и собрав суппорт, прокачайте тормоза (не забудьте долить в бачок тормозную жидкость). Для этого попросите помощника 4 раза нажать и отпустить педаль тормоза, после нажать еще раз и держать до команды. Когда педаль нажата, открутите штуцер прокачки тормозов и выпустите воздух, закройте штуцер и позвольте помощнику отпустить педаль. Когда появится тормозная жидкость, наденьте на штуцер шланг и опустите его в прозрачную бутылку или банку с тормозной жидкостью. Прокачивайте тормоза до тех пор, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха. В последнюю очередь установите колесо и опустите машину на землю.
Какие поломки свидетельствуют об износе или повреждении?
Тормозной суппорт находится в движении, поэтому часто выходит из строя. Наибольшему износу подвержены подвижные узлы. Распространенные поломки влияют на безопасность и требуют устранения:
- Элементы для направления заедают в процессе эксплуатации. Для обнаружения поломки нужно проверить работоспособность подвижных узлов и систем. Часто изнашиваются резиновые пыльники, от которых зависит герметичность. Когда влага или пыль контактирует, попадает в смазочный материал, происходит ухудшение ее первоначального состояния, теряются основные свойства. Она начинает постепенно повреждать внутренние детали, металлические крепления.
- Закисание направляющих. Это также распространенная неисправность. Владельцы транспорта могут самостоятельно очистить поверхность от ржавчины. Специалисты и мастера технического сервиса советуют покупать новые детали.
- Один или несколько поршней заклинивает в определенном положении. Основной причиной служит появление коррозии и ржавчины. В таком случае нужно проверить целостность пыльников на наличие трещин, повреждений. Их часто не видно при осмотре, поэтому необходимо обращаться за помощью к специалистам.
- Тормозная жидкость вытекает из конструкции. Следы масла появляются в том случае, когда внутренние элементы сильно изношены. В таком состоянии начинает просачиваться влага. Для решения проблемы нужно купить качественные уплотнители. Многие производители предлагают уже готовые ремкомплеты для замены.
- Крепление колодок разрушилось, появился люфт, расшатывание. Для фиксации используют вставки из металла. Чтобы сэкономить деньги, необходимо менять вставки вместе с колодками. Благодаря этому минимизируются затраты.
Это проблемы, с которыми сталкиваются водители в процессе эксплуатации машины. Также поршневая система часто становится не подвижной при заклинивании, износе или повреждении. Нужно регулярно проверять целостность и работоспособность направляющих элементов, гидравлическую систему.
Симптомы поломки:
- Проблемное торможение. Для остановки транспортного средства нужно сильно давить на педаль тормоза. Основной признак – длинный тормозной путь.
- В процессе эксплуатации пропала упругость педали, она стала мягкой. Продавливание осуществляется резко.
- Торможение происходит неравномерно. Иногда водители отмечают, что автомобиль начинает тянуть в одну сторону.
- После того как водитель перестает тормозить, прихватывает систему.
- Стук педали тормоза.
- Когда водитель резко нажимает на педаль тормоза, происходит заклинивание или полная блокировка конструкции.
- В процессе эксплуатации слышен посторонний звук, стук, свист.
Если во время езды на автомобиле были обнаружены такие неисправности, необходимо не тянуть с ремонтом и обращаться за помощью к специалистам. Они смогут точно определить неисправность, устранить его в течение короткого времени.