Система электрооборудования имеет основные источники питания, среди которых генератору отводится достойное почетное место. Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2114 отвечает за предоставление питания бортовой сети для функциональности всех действующих электроприборов.
На приборе содержится выпрямительный блок, который преобразовывает переменный трехфазный ток в постоянный. Благодаря этому устройству уменьшаются скачки на выходе с генератора, при этом диапазон напряжения должен быть от 13,2 до 14,7 Вольт.
Где находится реле зарядки ВАЗ 2114? Агрегат размещен в задней части генератора, внизу под пластиковой крышкой. Прибор черного цвета, имеет две графические токопроводящие щетки.
Расположение регулятора напряжения на ВАЗ 2114
Общая конструкция генераторной установки
- Крышки, изготовленные из алюминиевых сплавов. В них расположены специальные гнёзда, в которые запрессовываются подшипники. На задней крышке расположена клемма подключения к аккумулятору и разъём («папа») для соединения с обмоткой возбуждения. Также на задней крышке закреплен конденсатор. С его помощью подавляются радиопомехи. Щеточный узел смонтирован в одном корпусе с регулятором напряжения ВАЗ 2114. Генератор работает за счет того, что в статорной обмотке индуцируется ЭДС, создаваемая вращающимся магнитным полем ротора.
- Статор набран из пластин, изготовленных из специальных сортов трансформаторной стали. В нем есть специальные пазы, в которые укладываются силовые обмотки. Каждая имеет вывод для подключения к выпрямителю. К статору болтами крепятся крышки. Обмотка возбуждения находится на роторе. Подключение ее производится к кольцам из меди. Они находятся на валу. Спереди устанавливается шкив привода, на роторе под него есть шпоночная канавка.
- Крепление диодного блока произведено к задней крышке изнутри. Он состоит из девяти полупроводников – шести основных и трех дополнительных. Для обеспечения качественного охлаждения полупроводников используют пластины из алюминиевого сплава. А на передней части рядом со шкивом привода находится крыльчатка.
Типоразмеры подшипников и производители
Прежде чем поменять подшипник на новое стандартное изделие, его нужно купить. Маркировка этих стандартных расходных деталей сложная, цифры в ней расшифровываются по специальным таблицам. Причем обозначения подшипников по ГОСТ 3189 не совпадают с маркировкой зарубежных производителей, поэтому пользователю необходимо знать следующие нюансы:
- маркировка состоит из трех частей (основная, левая, правая), и блоков внутри них;
- в левой и основной части блоки расположены справа налево, а в правом блоке наоборот, слева направо;
- в автомобилях передний подшипник генератора чаще всего имеет обозначение основной части 302 или 303, а задний 202 либо 203;
- обычно используются радиальные шариковые модификации с кодом 0 (0302 или 0202) либо шариковые радиально-упорные с кодом 6 (6303 и 6203);
- поэтому для указанных параметров расшифровать размеры можно по нижней таблице;
- для подшипников иностранного производства применяется схожая маркировка.
Это интересно: Какие лампочки стоят в противотуманках на Хендай Солярис
Маркировка подшипников по ГОСТ 3189
Таблица для расшифровки размеров подшипника по маркировке
Обозначение импортных подшипников
В суффиксе (правая часть маркировки) импортных подшипников содержится дополнительная информация. Например, буквы и цифры могут обозначать:
- 2RS и RS – двухстороннее и одностороннее уплотнение резиновое, соответственно;
- N и NR – паз на наружном кольце без защелки и с защелкой, соответственно;
- J – стальная обойма;
- Z – защита листом с одной стороны без уплотнений.
Основная проблема автолюбителя при самостоятельном ремонте – многообразие типоразмеров подшипников внутри генератора:
- угадать маркировку до разборки, когда машина еще на ходу, сложно;
- после демонтажа и разборки генератора размеры и маркировка известны владельцу, но ехать в магазин приходится на другой машине;
- в некоторых магазинах продавцы практикуют удобную систему – автовладелец забирает 4 подшипника 202, 203, 302 и 303, возвращает два из них обратно.
Эти модификации имеют размеры:
Технические характеристики
Краткое описание технических характеристик генератора:
- Питание обмотки ротора (возбуждения) производится напряжением, значение которого находится в интервале 13,2 – 14,7 Вольт.
- Под нагрузкой 10 кг провисание ремня (на длинном участке) не превышает 0,8 см.
- Генератор на ВАЗ 2114 (цена его в магазинах около 4 000 — 4 500 рублей) способен отдать в сеть ток до 80 А.
Находится агрегат с левой стороны, привод осуществляется при помощи поликлинового ремня от шкива на коленчатом валу двигателя автомобиля.
Поломки в механике и электрике
Проявляется такая неисправность в повышении уровня шума, издаваемого генераторной установкой. Причина – разрушение одного из подшипников. Как правило, того, который находится в передней крышке – на него воздействуют очень большие нагрузки особенно тогда, когда ремень генератора ВАЗ 2114 натянут слишком сильно. По этой причине нужно всегда следить за натяжением ремня привода генератора.
Что касается поломок в электрической части, то они могут проявляться в виде отсутствия напряжения зарядки АКБ либо его низкого (иногда слишком высокого) значения. Чтобы проверить исправность, необязательно снимать генератор с автомобиля. Для этого воспользуйтесь мультиметром. Проведите замеры напряжения на клеммах АКБ ВАЗ 2114. Генератор при работе должен выдавать около 14 Вольт. Если оно 12 Вольт и ниже, то генератор не производит нужное напряжение и нуждается в ремонте. В некоторых случаях вина лежит на регуляторе напряжения или изношенных щетках.
Как проверить реле зажигания?
Удостовериться, что реле сгорело можно несколькими способами. Сделать это можно своими силами. Иногда достаточно снять его и увидеть оплавленные или отломанные части. Оно может треснуть или приобрести иные видимые дефекты.
После долгой езды релюшка может сильно нагреваться. Это говорит о её неисправности или малой мощности.
Главное реле для этой модели рассчитано на силу тока, равную 70 Ампер. Но, возможно, деталь обладает меньшей мощностью или на авто присутствует множество дополнительно установленных потребителей. Проверить это можно путём отключения нескольких из устройств.
Если после этого элемент перестанет нагреваться, значит, его мощность слишком мала. Необходимо купить аналогичную по конструкции деталь, но предназначенную для тока большей силы.
Проверить работоспособность реле зажигания можно мультиметром. Для этого на нём устанавливают режим вольтметр. Им необходимо померить напряжение на обмотке стартера и выходе этой детали. Если напряжение присутствует, элемент исправен.
Протестировать деталь можно мультиметром в режиме омметра. Измерения проводят аналогичным образом. Значение на экране прибора совершенно неважно. Наличие любых показаний указывает на исправность релюшки. Если показаний нет, она нуждается в замене.
Покупать необходимо только аналогичный элемент, предназначенный для этой модели авто. В продаже часто встречаются бракованные изделия. Поэтому, если после установки нового реле, проблема не исчезла, следует снова проверить эту деталь. Для этого подойдут все указанные ранее способы. В рассмотренном выше случае необходимо приобрести электродеталь чуть большей мощности. Скорее всего, оно будет от другого автомобиля. Поэтому для подбора нужно взять с собой старое реле. Если после замены элемента и при его заведомой исправности проблемы с запуском двигателя или печкой сохранились, следует искать иную причину. Нелишним протестировать всю проводку машины. Она могла сгнить или перетереться от времени. В неисправности могут быть виновны и другие детали автомобиля. Если самостоятельная диагностика электрооборудования затруднительна, нужно обратиться к электрику в автосервис.
Источник
Инструменты для снятия генератора
К блоку двигателя крепится кронштейн (примерно посередине). Закрепляется корпус генератора к кронштейну на блоке при помощи специальной планки. Благодаря ей появляется возможность регулировать натяжение ремня. Чтобы снять генератор, вам потребуется такой инструмент:
- Гаечные ключи (желательно накидные и рожковые) с размерами «10», «13», «17», «19».
- На некоторых автомобилях может потребоваться торцовая головка на «15».
- Небольшая монтировка или короткий отрезок трубы.
Демонтаж генератора с автомобиля
Если нужно заменить подшипник генератора ВАЗ 2114, потребуется агрегат полностью снимать. Сначала обязательно нужно отключить аккумуляторную батарею. Без этого нельзя начинать ремонт – короткое замыкание может привести к воспламенению проводки. Затем, используя ключ на «17», ослабляете натяжение ремня привода. Для этого выкручиваете гайку в верхней части и придвигаете корпус к блоку ДВС. Немного работы с электричеством – выкручиваете гайку с болта (вывод «31») и отсоединяете провод, идущий к обмотке возбуждения.
Внизу крепление генератора произведено при помощи длинного болта и гайки. На последней имеется пластиковый фиксатор резьбы. Вверху планка прикручена к статору одной гайкой, а к блоку ДВС двумя болтами. Все резьбовые соединения выкручиваете, чтобы снять генератор. Если резьба прикипела, используйте проникающую смазку – она позволит избавиться от грязи и ржавчины. Вынимается генератор вверх – так оказывается проще. Но можно снять защиту двигателя и вытянуть его вниз: на автомобиле ВАЗ 2114 генератор можно снять двумя способами.
Монтажный блок 2114-3722010-60
Предохранители
- Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — лампы заднего противотуманного света и лампа сигнализатора включения заднего противотуманного света
- Указатели поворота
- Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации)
- Контрольная лампа аварийной сигнализации
- Передний плафон освещения салона
- Центральный плафон освещения салона
- Плафон освещения багажного отделения
- Лампа подсветки выключателя зажигания
- Лампа контроля системы управления двигателем
- Лампы сигналов торможения
- Маршрутный компьютер (если установлен)
- Патрон подключения переносной лампы
- Реле включения обогрева заднего стекла (контакты)
- Элемент обогрева заднего стекла
- Звуковой сигнал
- Реле включения звукового сигнала
- Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
- Предохранитель вентилятора
- Электростеклоподъемники
- Реле включения электростеклоподъемников (контакты)
- Электродвигатель отопителя
- Предохранитель печки
- Электродвигатель омывателя ветрового стекла
- Электродвигатели очистителей фар (в режиме работы)
- Прикуриватель
- Лампа освещения вещевого ящика
- Реле включения обогрева заднего стекла (обмотка)
- Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — Правая противотуманная фара
- Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — Левая противотуманная фара
- Лампы габаритного света по левому борту
- Лампа сигнализатора включения габаритного света
- Лампы освещения номерного знака
- Подкапотная лампа
- Выключатель освещения приборов
- Предохранитель лампы подсветки выключателей, приборов, прикуривателя, пепельницы, рычагов управления отопителем
- Лампы габаритного света по правому борту
- Левая фара (дальний свет). Лампа сигнализатора включения дальнего света фар
- Указатели поворота
- Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота)
- Лампы света заднего хода
- Реле контроля исправности ламп
- Блок индикации бортовой системы контроля
- Комбинация приборов
- Лампа сигнализатора недостаточного давления масла
- Лампа сигнализатора включения стояночного тормоза (стоп сигналы)
- Лампа сигнализатора уровня тормозной жидкости
- Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи
- Маршрутный компьютер (если установлен)
- Обмотка возбуждения генератора (в режиме пуска двигателя)
- Реле включения очистителей фар
- Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
- Реле очистителя ветрового стекла
- Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней
- Реле включения стеклоподъёмников
- Реле включения звукового сигнала
- Реле включения обогрева заднего стекла
- Реле включения дальнего света фар
- Реле включения ближнего света фар
Источник
Разборка генератора
- Ключи на «10» и «19».
- Крестовая отвертка.
Перед началом убедитесь, что все запчасти для генераторов приобретены. Порядок проведения работ по разборке генератора:
- Отожмите защелки и снимите пластиковый кожух с корпуса.
- Наметьте положение крышек и статора относительно друг друга – это облегчит впоследствии сборку.
- При помощи крестовой отвертки выкрутите два болта, которые крепят регулятор напряжения с щеточным узлом.
- Отключите регулятор.
- Выкрутите винты креплений блока выпрямительных диодов. Отсоедините от него выводы статорных обмоток и снимите узел. Обратите внимание, что вместе с ним демонтируется и конденсатор. С его помощью напряжение генератора ВАЗ 2114 «очищается» от переменной составляющей.
- Выкручиваете четыре болта, после чего снимаете заднюю крышку.
- Зажмите в тисках ротор и выкрутите гайку со стороны шкива.
- Демонтируйте переднюю крышку.
- Визуально оцените состояние агрегатов. Если везде присутствует сильный износ, придется проводить капитальный ремонт.
Инструкция по установке и подключению
Для автомобилей Lada (кроме Vesta, XRAY)
, автор фото :
1.
Снять генератор.
2.
Снять пластиковый кожух генератора. Для этого сначала следует отсоединить провод возбуждения генератора. Затем отвернуть гайку со шпильки (ключ «на 10») и отвести силовой провод в сторону. Далее, отстёгиваются 3 защелки на пластиковом кожухе.
3.
Снять штатный регулятор напряжения с генератора. Для этого выкрутить два винта (ключ «на 8») и отсоединить провод.
4.
Установить трехуровневый регулятор напряжения на генератор вместо штатного.
5.
Вывести 2 провода для модуля управления. Сам модуль следует крепить в условиях уверенного контакта с «массой» и как можно дальше от вероятности попадания влаги. Например, на шпильку вблизи правой фары.
Для автомобилей Lada Vesta, XRAY (с генератором Valeo TG12C209).
Этот генератор не отличается от прошлых, отличие только в регуляторе напряжения. Он общается с ЭБУ двигателя по «lin» интерфейсу. Задача этого «lin» — не давать потерь приёмистости на мощностных режимах. Установив ТРН мы отрезаем возможность контролировать регулятор с помощью ЭБУ!
Для этого генератора пока нет готового решения в виде ТРН, поэтому конструкцию придется дорабатывать.
- трехуровневый регулятор напряжения (артикул 67.3702-01)
- колодка 2-контактная 904576 NORD YADA
- регулятор напряжения генератора (оставить штатный (если живые щетки) или ARV1103AD)
- провод для питания регулятора (2 метра)
2.
Снять регулятор напряжения, открыть крышку и вычистить все из под неё. Установить крышку обратно.
3.
Изолировать минусовую щётку от «массы» (например, рассверлить минусовой выход, подложить шайбы). Нужно полностью исключить контакт регулятора с генератором.
4.
Припаять разъём «мама» к щёткам.
5.
Припаять разъём «папа» к 3-х уровневому регулятору. Также к плюсовому выходу подключить дополнительно провод, который нужен для питания регулятора и ротора.
- Выход «Ш» на регуляторе — к минусовой щётке.
- Выход «+» — к плюсовой щётке.
На выход «+» нужно подать 12В, которые появляются при включении зажигания:
Как определить неисправность?
Признаки наличия поломок в генераторе:
- На приборной панели горит (кратковременно или постоянно) лампа, сигнализирующая о том, что нет зарядки – красный аккумулятор.
- Наблюдается недостаточный или чрезмерный заряд аккумуляторной батареи.
- Фары светят тускло или заметно их моргание, дворники работают нестабильно, постоянно меняют скорость.
- Закипает электролит в АКБ, фары светят ярко, иногда горят лампы.
- Наблюдаются шумы от генератора.
Это краткое описание проблем, но нужно их рассмотреть более подробно, чтобы отремонтировать генератор на ВАЗ 2114. Цена полного ремонта будет не более 1 200 рублей.
Поломки щеточного механизма
Разделить неисправности можно на два типа: поломка щеток или регулятора напряжения. Замена щеток и реле-регулятора производится без демонтажа генератора. Диагностику можно сделать тоже подручными средствами – парой пальчиковых батареек, АКБ, лампочкой или тестером. Стоимость щеточного узла довольно низкая, поэтому можно не проверять его, а сразу поставить новый и забыть о проблемах. Но если вы загорелись идеей, то диагностика выполняется следующим образом:
- Подключаете питание к регулятору напряжения.
- Лампу накаливания соединяете с щетками.
- При напряжении 12-14 Вольт лампа светится.
- При увеличении до 15-16 Вольт она гаснет.
Это нормальная работа регулятора. Если при диагностике лампа ведет себя иначе, можно говорить о поломке реле-регулятора. Также стоит упомянуть о признаках изношенности щеток:
- В бортовой сети наблюдается снижение напряжения.
- Зарядка на аккумулятор не поступает.
- Наблюдаются скачки напряжения.
После снятия щеток визуально оцените их состояние – если длина меньше полусантиметра, то можно их смело выбросить. Также обратите внимание на то, как двигаются щетки генератора ВАЗ 2114 в пазах – если есть заедания, то лучше установить новые или капнуть немного чистого масла. Обязательно оценивайте состояние контактных колец на роторе, иногда их нужно шлифовать. После установки новых щеток требуется несколько минут, чтобы они начали нормально работать.
Поиск неисправностей — с чего начать
Первое, что следует проверить — это наличие перегрузки в бортовой сети. Безусловно, если в вашей автомашине не установлено ничего, кроме стандартной магнитолы, то делать этого не нужно, но если вы — любитель тюнинга, то проверку следует начать именно с этого варианта.
Перегрузка бортовой сети ваз 2114
Для того, чтобы проверить нагрузку на сеть, потребуется хотя-бы визуально оценить количество дополнительно установленных световых и звуковых приборов, а также сравнить их суммарную мощность с мощностью генератора.
Если в конечном счете окажется, что две эти величины примерно равны либо потребляемая мощность даже превышает генерируемую, то нужно будет удалить некоторые устройства (чем именно «пожертвовать» — решать вам).
После этой процедуры нужно будет запустить автомобиль и проверить работу генератора. Если аккумуляторная батарея начнет заряжаться, значит причина была именно в перегрузке.
Аккумулятор для ваз 2114
Второе, что нужно будет проверить — это соответствие установленных в машине генератора и аккумулятора. Так, некоторые автомобилисты, устанавливающие дополнительное оборудование на свое авто, ставят и аккумуляторные батареи увеличенной мощности, думая, что они смогут обеспечить энергией все вновь смонтированные приборы.
На самом деле, это далеко не так. Если мощность АКБ превышает мощность генератора, то последний просто не сможет ее полностью зарядить, благодаря чему в бортовой сети только увеличатся энергопотери. Об этом следует всегда помнить.
Диодный выпрямитель
Два признака выхода из строя диодного моста:
- Нет зарядки на аккумуляторе.
- Зарядка намного выше, чем положено.
Эта поломка может повлечь за собой последствия довольно негативные. Если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше доверить ремонт генератора человеку, который специализируется на этом. Чаще всего выходят из строя два диода, но заменить их проблематично, так как отдельно эти запчасти для генераторов не продаются. Намного проще окажется купить новый и установить его. Замена производится в такой последовательности:
- В блоке осуществляется монтаж контактного болта с втулками и гайками, производится зажим.
- Поправьте и установите на места все выводы статорных обмоток, закрутите гайки их подключения.
- Установите на место болты, которыми произведено крепление выпрямительного блока. Затяните их.
- Ставите реле-регулятор и затягиваете болты его крепления.
- Установите пластиковый кожух и зафиксируйте его защелками.
- Устанавливаете генератор на автомобиль, натягиваете ремень и проверяете работу.
Причины отказа реле-регулятора
Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:
- короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
- выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
- переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
- проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
- механические повреждения узла;
- естественный износ узла, в том числе, щеток;
- плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.
Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.
Чем заменить генератор ВАЗ 2114?
ВАЗ 2114 – это автомобиль, который очень часто подвергается доработкам (тюнингу). В первую очередь, конечно, ставят качественную и мощную музыку. Некоторые заботятся о комфорте, производят монтаж ксенона, ЭУРа, кондиционера. От этого нагрузка на генератор становится выше, «родной» не способен справиться с ней. Чаще всего замену штатному ищут среди ВАЗов новых моделей – «Калина», «Приора». Осуществляется замена генератора ВАЗ 2114 достаточно просто. Ее сможет сделать любой автомобилист, если он умеет обращаться с гаечными ключами. Кроме нового генератора, вам потребуются:
- Ключи рожковые и накидные на «10» и «13».
- Рожковые ключи на «17» и «19».
- Отвертки.
- Небольшая монтировка.
- Другими словами, все те инструменты, которые необходимы для снятия установки.
Как снять генератор на ВАЗ 2107 Все проще простого
- Ключи 10, 17, 19;
- Набор головок;
- Трещотка;
- Монтировка;
- Молоток и выколотка.
Для начала снимаем фишки с генератора. Провод к выводу «30» крепится с помощью гайки, открутите ее при использовании рожкового ключа на 10; С помощью ключа на 17 ослабляем регулировочную планку, и прижимаем «гену» к блоку цилиндров. Обычно это можно сделать рукой, если не выйдет, то воспользуйтесь монтировкой. Снимите ремень; Снимаем регулировочную планку, для этого откручивают пару гаек на 17. В крайнем случае достаточно демонтировать только ту гайку, которая стоит на самом генераторе; Открутите гайку на 19 с винта крепления генератора. Удобнее всего воспользоваться для этого трещоткой; Аккуратно постукивая по торцу винта, сдвиньте его с места. Далее, ударами по головке винта, выбейте его. Под конец, придется поддерживать генератор, иначе его перекосит, и заклинит винт; Снимаем генератор. Его вытаскивают вниз, между кронштейном и поперечной балкой. Установка производится в обратной последовательности
При этом, уделите внимание установке и натяжению ремня: Установите регулировочную планку, крепежный винт не должен быть затянут; Поставьте ремень на шкивы; С помощью монтировки отожмите генератор от двигателя, добиваясь полного натяжения ремня. Удерживая деталь в таком положении, затяните гайку крепления.
- С вывода реле снимается наконечник провода;
- Откручивается пара винтов крепления, для этого вам потребуется крестовая отвертка;
- Реле извлекается вместе с щеткодержателем. При этом, осматривают состояние щеток. Если они короче 10 мм, или одна заметно меньше, то следует заменить реле. Отдельно щетки не меняются;
- Для проверки на вывод «В» подается питание от плюса аккумулятора, на массу подают минус. После чего, проверяем напряжение на щетках, оно должно не дергаясь держаться в пределах 13-13,5 В.
Порядок замены генератора
Независимо от того, какой генератор на ВАЗ 2114 вы ставите («Приоры» или «Калины»), процесс замены окажется одинаковым. Чтобы произвести замену, выполните следующие действия:
- Отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи.
- Снимите защиту ДВС.
- При помощи ключа на «10» выкрутите гайку с болта генератора (вывод «31»).
- Отсоедините провод, идущий к щеткам.
- Выкрутите все гайки и болты, которыми произведено крепление корпуса генератора к натяжной планке и блоку ДВС.
- Вынимаете генератор.
- Устанавливаете новый в обратном порядке.
Обязательно правильно натягивайте ремень, иначе подшипник быстро выйдет из строя. На этом работы окончены: после хорошо сделанного ремонта в генератор можно не заглядывать как минимум три года (или тысяч 50 км пробега).
Несмотря на то, что автомобиль ВАЗ 2114 работает на бензине, электрическая составляющая в нем очень важна. Без поддержания напряжения в нужных пределах не сможет работать освещение, будет разряжаться аккумулятор. А самое главное – система зажигания без электричества не сможет функционировать, значит, не будет работать и двигатель. Поэтому важно, чтобы состояние электрической цепи машины поддерживалось в нормальном состоянии.
Устройство и схема цепи заряда
Техническое состояние основных узлов автомобиля отсображается на панели приборов. Так, от надёжной работы в любую погоду, системы питания электрооборудования зависит работоспособность транспортного средства. Она состоит из генератора, аккумулятора (АКБ), предохранителя F16, клемм, соединительных проводов и контрольной лампочки. Дефект в одном из этих элементов – это причина, по которой пропала зарядка на ваз 2114 инжектор.
Функциональная схема цепи зарядки автомобиля ВАЗ 2114
В начальный момент после включения ключа зажигания через лампочку и разделительный диод подаётся достаточное напряжение (клемма D) для возбуждения генератора. Далее при вращении механическая энергия преобразуется в электрическую.
ГЕНЕРАТОР
Генератор предназначен для вырабатывания электроэнергии, столь необходимой для стабильной работы электрооборудования автомобиля. Дополнительно он выполняет функцию подзарядки аккумуляторной батареи – с разряженным аккумулятором невозможно будет запустить двигатель. Для модели ВАЗ 2114 номинальным напряжением электрической цепи считается 12 Вольт, но с учетом всех потребителей (освещение, система зажигания, приборы, моторчик печки, мотор стеклоочистителей и т. д.) оно всегда должно быть выше. Поэтому напряжение в электрической схеме может находиться в пределах от 13,2 до 14,7 Вольт. Для поддержания его в нужном значении в цепь генератора устанавливается регулятор. Причем, это устройство присутствует в составе любого авто, а не только на модели 2114.
Для автовладельца важно знать, вырабатывает ли генератор необходимый ток. Проверка работоспособности генератора в первую очередь определяется по индикатору зарядки, находящемуся на панели приборов в салоне машины. Если лампа горит во время работы двигателя, то генераторная цепь неисправна, требуется диагностика и при необходимости ремонт.
Другие причины отсутствия зарядки
Если нет зарядки аккумулятора или она недостаточная, помимо неисправного регулятора напряжения могут быть другие причины, связанные с генератором:
- Плохо натянут ремень;
- Плохой контакт или обрыв в проводах, подающих питание;
- Неисправный ротор или обмотка статора;
- Плохой контакт щеток с коллектором ротора, просто изношены щетки.
Система электрооборудования имеет основные источники питания, среди которых генератору отводится достойное почетное место. Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2114 отвечает за предоставление питания бортовой сети для функциональности всех действующих электроприборов.
На приборе содержится выпрямительный блок, который преобразовывает переменный трехфазный ток в постоянный. Благодаря этому устройству уменьшаются скачки на выходе с генератора, при этом диапазон напряжения должен быть от 13,2 до 14,7 Вольт.
Где находится реле зарядки ВАЗ 2114? Агрегат размещен в задней части генератора, внизу под пластиковой крышкой. Прибор черного цвета, имеет две графические токопроводящие щетки.
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ
Найти, где находится реле генератора ВАЗ 2114, нетрудно. Это устройство расположено в задней части самого генератора под пластмассовой крышкой. Где находится реле зарядки на ВАЗ 2114 – вопрос на засыпку. Дело в том реле зарядки, реле генератора и регулятор напряжения на ВАЗовской 14-ой в общем является одним и тем же единым устройством. Его еще называют реле-регулятором.
Что будет, если напряжение в электрической схеме упадет ниже 13,2 Вольт? Перестанет заряжаться аккумулятор, и через довольно небольшой промежуток времени стартеру уже не хватит мощности прокрутить двигатель для запуска. А если оно будет свыше 14,7 Вольт? Тогда могут выйти из строя элементы электрической цепи, например, сгорит магнитола или какой-нибудь из датчиков двигателя (ДМРВ, датчик фаз и т.д.).
Реле зарядки на ВАЗ 2114 похоже на большую черную таблетку, на конце которой есть две графитовые щетки (щеточный узел). Если идет слабая зарядка или ее совсем нет, проводится проверка регулятора напряжения.
Месторасположение регулятора напряжения
ДИАГНОСТИКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА
Проверка работоспособности генератора на ВАЗ 2114 всегда начинают с замера напряжения бортовой цепи на заведенном двигателе. Замер удобнее всего делать с помощью цифрового мультиметра:
- Настраиваем мультиметр на измерение напряжения и выставляем верхний предел 20 Вольт;
- Подсоединяем щупы прибора к аккумулятора и измеряем вольтаж на выключенном двигателе. Вольтметр должен показать где-то от 12,5 до 13 Вольт;
- Запускаем двигатель, показания прибора при хорошем исправном генераторе должны увеличиться где-то до 14 Вольт (может быть чуть больше);
- На работающем моторе включаем нагрузку (дальний свет, габариты, обогрев заднего стекла, моторчик печки на максимальные обороты). Смотрим на показания мультиметра – прибор не должен на холостых оборотах показывать менее 13,2 Вольт, а лучше, если этот показатель будет в пределах 13,8-13,9.
Проверка регулятора напряжения генератора может проводиться и на снятом устройстве. Проверяется устройство в сборе с щеточным узлом. Для этого:
- Массовый вывод (минус) «таблетки» соединяем проводом с минусом аккумулятора.
- На выводы «Б» и «В» от АКБ подаем питание (12-14 Вольт).
- Автомобильную лампу на 1-3 Ватт подключаем к графитовым щеткам. При исправном реле-регуляторе лампа должна загораться.
Существует еще одна проверка работы регулятора напряжения – когда необходимо проверить, какой порог срабатывания регулятора на верхнем пределе. Для этого в схеме увеличиваем напряжение, например, параллельно в цепь добавляем две-три пальчиковых батарейки по 1,5 В. Нужно увеличить напряжение более 16 вольт, все остальное подсоединяем по той же схеме. В данном случае при исправном реле зарядки лампа уже гореть не должна.
Суммируя результаты обеих проверок, делаем выводы:
- Если лампа горит при первой проверке, а при второй не горит, то регулятор напряжения исправный;
- Если лампа горит при обеих проверках – регулятор имеет пробой;
- Если не горит при ни том, ни в другом случае – в устройстве имеется обрыв между щетками или контактами.
ЗАМЕНА
Удобное расположение регулятора напряжения ВАЗ 2114 позволяет его достаточно легко поменять, не снимая самого генератора.
Поступаем следующим образом:
- Отсоединяем клеммы аккумуляторной батареи;
- Отворачиваем ключом гайку на 10, и отводим в сторону плюсовые провода, идущие к генератору (красного и черного цвета);
- Сдергиваем фишку с тонким проводом;
- Демонтируем заднюю пластиковую крышку генератора. Она крепится на трех зажимах, и для ее снятия зажимы необходимо отогнуть;
- Реле-регулятор крепится на двух винтах. Берем крестовую отвертку и откручиваем винты;
- «таблетка» остается висеть на проводе. Аккуратно вытаскиваем штекер с устройства и демонтируем регулятор;
- Установку новой детали производим в обратном порядке.
Можно проводить замену реле-регулятора и со снятием генератора, здесь каждый выбирает тот метод, который окажется наиболее удобным.
Монтажный блок 2114-3722010-18
Предохранители
- Очистители фар (в момент включения)
- Реле включения очистителей фар (контакты)
- Клапан включения омыва фар
- Указатели поворота и реле — прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации)
- Контрольная лампа аварийной сигнализации
- Задние фонари (лампы стоп-сигнала)
- Плафон освещения салона
- Элемент обогрева заднего стекла
- Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла
- Штепсельная розетка для переносной лампы
- Прикуриватель
- Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя, и реле его включения (контакты)
- Звуковой сигнал и реле его включения
- Электро стеклоподъемники передних дверей
- Реле включения электро стеклоподъемников
- Очистители фар (в рабочем режиме)
- Реле включения очистителей фар (обмотка)
- Электродвигатель вентилятора отопителя — предохранитель печки
- Электродвигатель омывателя стекол
- Моторедуктор очистителя заднего стекла
- Реле времени омывателя заднего стекла
- Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол
- Реле (обмотка) включения электро вентилятора системы охлаждения двигателя
- Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла
- Контрольная лампа обогрева заднего стекла
- Лампа освещения вещевого ящика
- Левая противотуманная фара
- Правая противотуманная фара
- Фонари освещения номерного знака
- Подкапотная лампа
- Лампы освещения приборов
- Контрольная лампа наружного освещения
- Табло подсветки рычагов отопителя
- Лампа освещения прикуривателя
- Левая фара (габаритный свет)
- Левый задний фонарь (габаритный свет)
- Правая фара (габаритный свет)
- Правый задний фонарь (габаритный свет)
- Левая фара (дальний свет)
- Контрольная лампа включения дальнего света фар
- Указатели поворота и реле — прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота)
- Контрольная лампа указателей поворота
- Задние фонари (лампы света заднего хода)
- Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла
- Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя)
- Контрольная лампа уровня тормозной жидкости
- Контрольная лампа давления масла
- Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора
- Контрольная лампа стояночного тормоза
- Лампа светового табло «STOP»
- Указатель температуры охлаждающей жидкости
- Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва
- Вольтметр
- Реле включения очистителей фар
- Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
- Реле стеклоочистителя ветрового окна
- Реле контроля исправности ламп
- Реле включения стеклоподъемников
- Реле включения звуковых сигналов
- Реле включения электрообогрева заднего стекла
- Реле включения дальнего света фар
- Реле включения ближнего света фар
Как работает регулятор напряжения
По своему конструктивному устройству трехуровневый регулятор напряжения ваз 2114 представляет собой реле с подключенными к нему транзисторной схемой и сопротивлениями, которые, в свою очередь, подключены к возбуждающей обмотке на статоре генератора.
Принцип его действия заключается в следующем — во время своей работы генератор производит ток с нестабильным, скачкообразным напряжением, использование которого напрямую в бортовой сети могло бы привести к неполадкам и даже поломкам электронного оборудования. Для того, чтобы устранить эти скачки и поддерживать вольтаж, выдаваемый генератором, на одном уровне — и нужен регулятор-стабилизатор.
Так, при генерировании слишком высокого напряжения, устройство включает в схему дополнительные резисторы, которые понижают вольтаж до нужного уровня. В противном случае (когда напряжение слишком мало) стабилизатор отключает все сопротивления в схеме, и выдаваемый генератором вольтаж увеличивается.
Говоря о работе стабилизатора, следует учитывать и то, что все эти подстроечные колебания напряжения происходят с высокой частотой, в результате чего общая величина напряжения в бортовой сети остается фактически неизменной.
Если же говорить простыми словами, то регулятор напряжения генератора ваз 2114 отвечает за:
- активацию электрогенератора;
- контроль выдаваемого генератором тока;
- поддержание напряжения, поступающего в бортовую сеть, на стабильном уровне.
Для регулятора, монтируемого на 14-ю модель, стандартными рабочими параметрами являются номинальный вольтаж в 14,5 вольт и номинальная сила тока в 5 ампер.
Расшифровка предохранителей и реле инжекторных моделей
Главный модуль электропредохранителей 2114-3722010-60 расположен под передним подкапотным пространством. Такое расположение, позволяет обеспечить быстрый доступ ко всем электрическим системам авто.
Расположение блока
Следует обратить внимание, что расположение модуля электропредохранителей может зависеть от типа комплектации и года выпуска ТС. Как правило, это правая верхняя часть подкапотного пространства, под передним ветровым стеклом. Монтажный блок выполнен и пластика в виде прямоугольной коробки. Для предохранения от случайного открытия, коробка оснащена специальными защелками.
Для быстрого изъятия предохранителя, на крышке пластиковой защиты расположены специальные пластиковые щипцы. С их помощь, можно очень просто достать любой элемент. Нужно ухватиться щипцами за верхнюю кромку пластикового корпуса и аккуратно приподнять элемент.
Для удобства пользователя, на верхней пластиковой крышке расположена полная схема, выполненная в виде схематического изображения, на котором указаны все электропредохранители и реле с указанием силы тока (А).
Таблица 1. Расшифровка предохранителей и реле 2114-3722010-60
Современные предохранители отличаются по цвету в зависимости от количества ампер.
Цветовое отличие сделано для простоты использования и идентификации нужного предохранителя с нужным сопротивлением. Также имеются предохранители в корпусе черного, серого, фиолетового, белого, оранжевого и других цветов. Все они отличаются по количеству ампер, которые прописаны на каждом изделии.
В каждом блоке, заводом производителем предусмотрены дополнительные электропредохранители. Они предназначены для возможности оперативной замены перегоревшего элемента. Расположены они внизу модуля и помечены наименованиями F17, F18, F19, F20. Каждый запасной элемент отличается по цвету и количеству ампер.
В случае если в транспортном средстве ломается один из электроприборов, рекомендуется первым делом осуществить проверку монтажного блока. Для определения сгоревшего элемента, нужно полностью выключить мотор и вынуть ключ из зажигания. С помощью специальных щипцов аккуратно достать перегоревший модуль.
Признаки неисправности регулятора
Иногда в процессе эксплуатации авто случается и так, что стабилизатор выходит из строя. Признаками этого могут служить частые колебания и резкие скачки напряжения в сети автомашины, неполадки с электроприборами и быстрая разрядка аккумуляторной батареи. Если вы заметили один или несколько указанных выше признаков, то реле регулятор генератора ваз 2114 следует протестировать при помощи мультиметра.
Сделать это можно следующим образом:
- Установить тестер на измерение постоянного напряжения с пределом 20 вольт.
- Измерить показания вольтажа на клеммах АКБ при выключенном моторе (результат должен составить от 12,5 до 13 вольт).
- Запустить мотор и вновь измерить напряжение на клеммах (теперь оно должно составлять от 14 до 14,5 вольт).
- Не выключая двигатель, включить дальний свет, печку и обогрев стекла (можно и другие мощные потребители). Замерить напряжение на батарее третий раз. Показатели вольтажа при этом должны находиться в пределах 13,2-13,9 вольт — это будет означать, что стабилизатор исправлен. В противном случае устройство придется демонтировать и заменить.
Совершать поездки на автомашине с вышедшим из строя регулятором генератора — не выгодно и даже небезопасно, поскольку это может привести к увеличению расхода топлива, поломкам в бортовой сети и даже к возгоранию авто.
Проверить корректную работу регулятора можно и без применения мультиметра, при снятом устройстве. Для этого нужно подсоединить его клемму «массы» к минусу аккумулятора, а контакты Б и В подключить к плюсу. После этого следует взять 3 ваттную автомобильную лампу и подсоединить ее к графитовым щеткам регулятора. Если последний исправен, то лампа загорится.
В некоторых случаях можно пойти еще дальше и проверить порог срабатывания. Для этого регулятор следует подключить как было сказано выше, но между его положительными выводами и плюсом АКБ подключить параллельно пару пальчиковых батарей, дабы увеличить напряжение в сети до 16 вольт. Если регулятор работает правильно, то он прервет питание и подключенная к его щеткам лампочка гореть не будет.
Неэкономная поломка – торопимся с ремонтом!
Казалось бы, что здесь такого – не хватает напряжения. Автомобиль ведь на бензине ездит, а не на электричестве. Однако нехватка мощности тока приводит к тому, что увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя, некоторые электроприборы и вовсе перестают работать, и в дальнейшем потребуется их замена. Особенно это заметно в темную пору, когда задействовано много приборов электропитания.
Первым признаком нехватки напряжения является тусклый дальний свет – его лампы требуют большого количества Ватт. В большинстве случаев оказывается, что аккумулятор плохо заряжен.
С такой неполадкой вы справитесь легко и быстро, зарядив его как следует. Однако иногда это не помогает. Загляните под капот – клеммы аккумулятора могут быть плохо зажаты или окислены. Если на парковке ток еще будет сохранять постоянное напряжение, то во время езди из-за вибрации клеммы могут отходить, размыкая цепь. Для устранения проблемы необходимо хорошенько смазать крепежи и перетянуть болты, иногда поможет только замена старых клемм на новые.
Как заменить регулятор напряжения
Если в ходе проверки выяснилось, что регулятор неисправен, то следует как можно быстрее выполнить его замену на новый, аналогичной модели.
Делать это нужно следующим образом:
- Отсоединить обе клеммы от аккумуляторной батареи.
- Отсоединить колодку с проводами, подключенную к выводу «D» генератора.
- Снять резиновый колпачок с «плюсового» вывода, при помощи ключа на 13 отвинтить гайку, фиксирующую пучок проводов на шпильке.
- Снять провода со шпильки-контакта.
- Открыть 3 пластиковых зажима на крышке.
- Используя плоскую отвертку или узкое лезвие, демонтировать крышку.
- Выкрутить крестовой отверткой 2 винта, фиксирующих регулятор.
- Отключить провода, подходящие к устройству.
- Вынуть корпус регулятора вместе с графитовыми щетками.
Установку нового регулятора напряжения следует выполнять в таком же порядке, но в обратной последовательности.
Установив новый регулятор, следует обязательно зачистить все его контактные поверхности и проверить плотность прилегания контактов. В противном случае возможны сбои и неправильная работа устройства.
Заканчивая разговор о регуляторе напряжения, хочется еще раз напомнить о том, что при первых же признаках неисправности устройства следует заменить его на новое, поскольку в противном случае существует не только риск поломки бортовой электроники или увеличенного расхода топлива, но и вероятность короткого замыкания с дальнейшим возгоранием машины.