Уроки вождения на механике для начинающих: универсальный алгоритм


В России пару лет назад количество автомобилей с АКПП и механической трансмиссией было примерно одинаковым, хотя предыдущие годы наблюдался бурный рост покупок транспортных средств с вариатором. Для сравнения: в США на «автоматах» ездит 94% водителей, ибо они появились гораздо раньше, чем у нас. И нетрудно догадаться, что навыки управления машиной с «механикой» там практически утеряны, чего не скажешь о РФ. Однако молодое поколение, как и женщины, уже нуждаются в подробных инструкциях того, как нужно управлять подобными авто. Но прежде, чем начинать подробное описание данного процесса, вначале нужно назвать причины, по которым машины с МКПП в России по-прежнему пользуются популярностью:

— такими трансмиссиями всегда оснащаются мощные, спортивные автомобили;

— автомобили с механической коробкой передач стоят дешевле;

— «механика» позволяет лучше чувствовать машину и быстрее управлять ею;

— оснащение транспортного средства подобной «коробкой» позволяет экономить горючее;

— в плане ремнотопригодности МКПП тоже предпочтительней в сравнении с АКПП, и стоит восстановление работоспособности агрегата значительно меньше.

Нижеследующая инструкция адресована всем желающим обучиться вождению на машине с «механикой». Причем совершенно неважно, сколько вам лет, к какому классу принадлежит транспортное средство, какова его мощность и прочее.

О передачах

Владея машиной с механической «коробкой», вы должны отработать навык самостоятельного переключения скоростей до автоматизма. Здесь нет электроники, которая без участия водителя уравнивает скорости вращения шестерней на валу коробки. Зато имеется педаль сцепления, которая за счет нажатия на нее ногой временно отключает трансмиссию специально для того, чтобы передвинуть рычаг в нужное положение и переключить скорость. Только помните: выжимать эту педаль нужно до конца!

Кстати, основная масса машин оснащается 4-5- скоростными МКПП, дополнительно есть одна задняя скорость. Давайте разберемся, для чего они нужны.

«Нейтралка».
Уроки вождения на механике для начинающих
нельзя практиковать до того, как вы разберетесь с тем, какие есть органы управления и что такое нейтральная передача. В сущности, это позиция рычага переключения скоростей, обозначающая, что крутящий момент не передается от двигателя на колеса, и тронуться с места автомобиль не может. Как вы ни газуйте, ничего не произойдет. Если же передвинуть рычаг в другую позицию при отключенном сцеплении, то включится скорость.

Первая скорость

предназначена для трогания. При этом двигатель работает на повышенных оборотах, но скорость более 15-20 км в час вы не разовьете. Да это и не нужно, вы просто сожжете лишнее топливо. Поэтому практически сразу же нужно включать вторую передачу.

Вторая скорость

– это рабочая лошадка, которая позволяет спускаться со склона и маневрировать в дорожной «пробке». Она является переходной к так называемым пониженным 3-5 передачам, позволяющим развивать более высокую скорость. Акцентироваться на них мы не будем, так как переключаются они одинаково.

Задняя передача

позволяет развить большую скорость в сравнении с первой. Однако долго двигаться с ее помощью не рекомендуется – слишком быстро изнашиваются детали трансмиссии. Без задней передачи практически невозможно в городских условиях припарковаться, также она позволяет маневрировать в органическом пространстве.

Основы вождения с механической коробкой

Перед тем, как ездить в машине по дорогам, следует практиковаться в вождении на ровном участке без интенсивного движения. В свое время каждого водителя со стажем учил автоинструктор по следующей схеме:

  • теория о водительском месте и МКПП;
  • посадка в машину и подгонка под себя кресла, рулевой колонки, зеркал заднего вида;
  • трогание в разных режимах и маневрирование.

Внимание: Максимально эффективным является обучение на автомобиле, механическая коробка передач которого отрегулирована и не имеет износа.

Водительское место

Управлять автомобилем с механической коробкой передач можно лишь после настройки водительского места под себя:

  • после посадки кресло следует отрегулировать таким образом, чтобы ноги доставали до педалей свободно;
  • наклон и вылет рулевой колонки подгоняется под анатомию водителя;
  • затем настраивается наклон боковых зеркал заднего вида и центрального зеркала, находящегося в салоне.


Регулировка сиденья


Регулировка руля


Регулировка зеркал

Рекомендуется производить подобные настройки перед каждой поездкой. Так как в режиме парковки боковые зеркала могут быть задеты пешеходами. Перед тем, как научиться ездить, следует попрактиковаться при выключенном двигателе переключаться педалями и рычагом КПП.

Приборы

Начинается обучение, как правильно ездить на механике, с ознакомления с приборами на панели:

  • спидометр – определяет скорость движения;
  • тахометр – показывает обороты приводного вала;
  • индикатор топливного уровня – указывает степень наполнения бака бензином/соляркой;
  • индикатор температуры – выводит показания температуры антифриза в системе охлаждения.

Кроме того, на панели имеются лампы индикации основных узлов машины. Если загорелась любая из них, следует устранить неисправность перед эксплуатацией машины.

Для автомобиля с механической коробкой передач основным прибором является тахометр, так как именно по оборотам производится переключение скоростей. В его отсутствие главным прибором становится спидометр, так как по скорости транспортного средства также можно ориентироваться в оборотах приводного вала.

Педали и рычаги

Для получения навыков, как пользоваться МКПП необходимо разбираться с педалями:

  • сцепление – предназначено для левой ноги водителя;
  • газ (акселератор) – педаль установлено под правую ногу пользователя на некотором расстоянии от сцепления;
  • тормоз – педаль так же нажимается правой ногой, находится рядом с акселератором.


Педали управления

Такое расположение педалей в автомобиле снижает вероятность ДТП и ошибок:

  • правая нога либо давит на газ, либо тормозит машину, одновременно нажать их невозможно;
  • левая нога всегда находится на педали сцепления.

Основными нюансами управления авто являются:

  • газ – нажимается плавно, отпускается резко;
  • тормоз – вначале выбирается свободный ход, затем педаль нажимается плавно, при аварийной ситуации тормоз нажимается резко;
  • сцепление – для включения необходимо нажать до упора с любой интенсивностью, отпускать педаль следует плавно во время трогания и разгона, резко для переключения с высшей передачи на низшую.

Внимание: Для комфортного вождения, особенно в первое время, следует выбрать удобную обувь с подошвой средней толщины – туфли (для женщин без высокого каблука), ботинки, полусапожки. Это поможет «почувствовать» педаль сцепления и закрепить навык трогания с места.


Рычаг МКПП

Машины с одним ведущим мостом (переднеприводные или заднеприводные) укомплектованы только коробкой передач, поэтому переключение передач осуществляется единственным рычагом. При наличии двух мостов добавляется раздаточная коробка, появляется второй рычаг.


Рычаги коробки и раздатки

Схемы включения передач

На первых уроках инструктор по вождению МКПП обучает водителя переключать скорости на неработающем двигателе. Схемы включения передач не всегда совпадают на авто разных производителей. Однако соблюдаются общие принципы:

  • 3 и 4 скорость включаются из нейтрали вперед-назад ;
  • 1 и 2 передачи включаются влево, затем вперед-назад;
  • 5 и задняя скорость чаще всего включаются вправо, затем вперед-назад.


Варианты схем переключения передач

Однако на отечественных ВАЗах задняя скорость может включаться по схеме «дальше влево, затем вперед», поэтому на рычаге в обязательном порядке наносится схема, по которой переключаются скорости, а для заднего хода используются специальные приемы:

  • рычаг нужно утопить глубже;
  • необходимо приподнять пальцами втулку, расположенную под рукояткой рычага.

Внимание: Во время тренировок двигатель должен быть заглушен, переключайтесь до тех пор, пока схема не будет усвоена, а рычаг не будет переводиться в нужное положение рукой без поворота головы в его сторону.

Начало движения

Чтобы тронуть машину с механической коробкой передач с места, необходимо выполнить последовательность действий:

  • нажать педаль сцепления и установить рукоятку в нейтральное положение;
  • завести двигатель ключом и прогреть его в зависимости от температуры окружающего воздуха 2 – 15 минут (лето, зима, соответственно);
  • включить низшую (первую) передачу;
  • плавно нажимать педаль акселератора, одновременно так же плавно отпуская педаль сцепления с 2 секундной задержкой в середине ее хода.


Трогание на механике

Внимание: Во время прогревания ДВС педаль сцепления лучше держать в нажатом положении несколько минут, чтобы масло внутри коробки разогрелось быстрее.

Затем следует остановиться, заглушить двигатель, потом завести автомобиль и тронуться еще несколько раз, чтобы добиться уверенного старта. Техника трогания в гору, с горы, при повороте на перекрестке и по прямой использует одинаковый вышеуказанный принцип, но с некоторыми дополнениями.

По прямой

Первое упражнение, которое задает инструктор по вождению МКПП, это задача, как трогаться по прямой. Кроме вышеуказанных операций в этом случае следует уделить внимание нюансам:

  • в теории и при сдаче экзамена трогаться следует только на первой, низшей скорости;
  • однако в дальнейшем эта передача может выйти из строя, чтобы добраться до СТО можно стартовать на 2 передаче, но только по прямой;
  • нужно привыкнуть отпускать педаль сцепления в течение 2 секунд, так как более длительный срок вреден для диска сцепления.

Старт машины – это основа вождения, поэтому вначале учимся на ровных участках с уклоном 4 градуса максимум.

В гору

Тронуться в гору на машине с механической коробкой значительно сложнее, чем на автомате. После парковки на горе по ходу подъема дороги стояночный тормоз полностью затянут, передние колеса выкручены к обочине, рычаг переключения передач для большей безопасности обычно установлен на 1, 2 или заднюю передачу, поэтому к вышеуказанным действиям добавляется работа со стояночным тормозом:

  • после посадки и регулировки зеркал заднего вида вы заводите двигатель, прогреваете его в зависимости от сезона;
  • при трогании в гору вначале левой ногой нажимается педаль сцепления, правой – педаль тормоза, рычаг переводится в 1 низшую передачу;
  • правая нога перемещается на педаль газа;
  • затем одновременно отпускается стояночный тормоз, плавно нажимается акселератор и так же плавно отпускается педаль сцепления.


Трогание в гору

Внимание: Машина должна тронуться сразу вперед без отката назад. В противном случае двигатель может заглохнуть.

Упражнение называется «эстакада», входит в обязательную программу при сдаче практической части обучения на права.

С горы

Старт под горку является очень простым упражнением, даже для чайников. Порядок действий здесь немного меняется:

  • после включения первой передачи правая нога выжимает педаль тормоза;
  • «ручник» отпускается полностью;
  • правая нога переставляется на педаль газа;
  • машина начинает катиться под гору, что облегчает старт.

Этот прием можно использовать при запуске ДВС при полностью разрядившемся аккумуляторе. Даже при поломке шестеренок 1 скорости передаточного числа 2 и даже 3 передачи хватает, чтобы завестись с горы.

Разгон

После трогания управление автомобилем происходит в следующем режиме:

  • разгон ДВС до 2500 – 3000 оборотов;
  • переключение на высшую передачу.

Однако разобравшись с этим, следует учесть нюансы:

  • время переключения составляет 2 – 4 секунды;
  • при движении в гору или на тяжело нагруженной машине обороты снизятся, поэтому следует переключаться на 3000 оборотах;
  • при спуске с горы, наоборот, достаточно набрать 2500 оборотов;
  • в пробках и в пределах прямой видимости перекрестка не имеет смысла переключаться на верхнюю передачу, так как, все равно, сразу же придется притормаживать;
  • на каждой передаче ДВС более уверенно работает на средних оборотах, а детали трения коробки при этом испытывают меньшие нагрузки.


Разгон с переключением скоростей

Для движения со скоростью 40 – 60 км/ч лучше переключиться на 3 передачу, 70 – 90 км/ч на 4 передачу, и так далее. Передавать на приводной вал обороты более 4000 мин-1 не рекомендуется.

Маневрирование

Во время учебы вождению для новичка на машине с МКПП существует скоростной регламент 40 км/ч. Однако даже на столь невысокой скорости ему может потребоваться обгон транспортных средств, двигающихся с меньшей скоростью, и перестроение по полосам дорожной разметки.

Так, еще до начала обгона/перестроения нужно убедиться, что скоростной интервал передачи, которым в данный момент пользуется водитель, достаточен, чтобы не помешать обгоняемому транспортному средству.


Обгон на механике

Другими словами, если машина идет перед вами со скоростью 30 км/ч, у вас должна быть включена минимум 3 передача, на которой можно развить скорость до 60 км/ч. Чтобы не создать помеху участнику движения, которое вы опередите.

Повороты

Перед тем, как переключать скорость, убедитесь, что в непосредственной близости по ходу движения отсутствуют повороты, так как для деталей КПП это вредно. Повороты нужно преодолевать на уже включенной скорости, не нарушая ее скоростной диапазон или обороты 3000 мин-1.


Повороты на МКПП совершаются без переключения скорости

Задний ход

Любой инструктор по вождению МКПП уделяет особое внимание режиму заднего хода, так как движение назад необходимо при парковке и выезде со стоянки. Принцип здесь тот же самый, что и при трогании, однако движение осуществляется по зеркалам заднего вида.

Чтобы тронуться задним ходом в гору, заведите ДВС, включите заднюю передачу, плавно отпускайте стояночный тормоз вместе с педалью сцепления при одновременном нажатии акселератора.


Задний ход

Внимание: Высших задних передач на легковых авто не существует. Включение задней скорости до момента полной остановки транспортного средства запрещено категорически.

Торможение двигателем

В базовые принципы, как управлять автомобилем на механике, в обязательном порядке заложено торможение двигателем. Устройство механической КПП позволяет переключаться с высшей передачи на низшую без 2 секундной задержки педали сцепления. Обороты в этом случае, наоборот, сбрасываются педалью тормоза.

Однако при аварийной ситуации, когда торможение педалью не окажет значительного эффекта из-за большой длины тормозного пути, применяется торможение двигателем:

  • отжимается педаль сцепления;
  • рычаг переводится в следующую низшую передачу;
  • сцепление отпускается резко.


Торможение двигателем

Внимание: Запрещено перескакивать передачи, например, переключаться с 5 на 3 или с 4 на 2. Даже при аварийной ситуации останавливайте машину ступенчато, через все передачи последовательно.

Парковка

Чтобы полностью научиться водить машину в городском цикле на механической коробке передач, необходимо овладеть навыком парковки. Основными нюансами для этого упражнения являются:

  • боковая парковка осуществляется движением назад, так как это позволяет снизить радиус разворота транспортного средства;
  • во время парковки обычно используется 1 и задняя передача, боковые зеркала;
  • передачи включаются после окончательной остановки машины педалью тормоза;
  • при парковке на крутом склоне дополнительно используется стояночный тормоз и упражнение «эстакада»;
  • после установки транспортного средства затягивается стояночный тормоз;
  • на ровных участках включается нейтральная передача;
  • на крутых склонах включается задняя или первая передача, колеса выкручиваются в сторону обочины/тротуара.

При въезде в гараж или парковки перпендикулярно бордюру задняя скорость включается только при выезде со стояночного места.

Остановка

При остановке на перекрестках или у тротуара/обочины правила управления машиной на механике подразумевают последовательность действий:

  • выжимается педаль сцепления;
  • включается нейтральная передача;
  • педалью тормоза плавно снижается скорость машины.

Внимание: Не рекомендуется стоять на перекрестках с отжатой педалью сцепления и включенной 1 передачей. Это вызывает износ главного цилиндра сцепления и пружины штока.


Остановка на механике

Во время остановки для высадки/посадки пассажиров или выгрузки вещей следует затягивать стояночный тормоз. Независимо от уклона проезжей части.

Процесс освоения передач

Расположение скоростей указаны на ручке их переключения, и их нужно просто вызубрить! Согласитесь, что во время езды будет трудновато подсматривать, опуская глаза вниз. И еще: если не хотите, чтобы любая передача включалась со скрежетом либо хрустом, сигнализирующем об износе шестерен, выжимайте педаль сцепления до пола. А еще лучше перед посадкой за руль сесть на переднее сиденье рядом с опытным водителем и проследить, как ему удается синхронизировать переключение передач с отключением сцепления. Также это поможет вам изучить, какую скорость можно развить на конкретной передаче.

Уроки вождения на механике для начинающих показывают, что новички на первых порах все равно мысленно вспоминают, где какая передача находится. Не волнуйтесь, дальнейшая практика позволит вам это делать на бессознательном уровне, без отвлечения от дороги. Пройдет совсем немного времени – увеличится и скорость переключения, и плавность данного процесса.

Также безусловной проблемой для молодого водителя является определение того, при какой скорости движения автомобиля нужно включать ту или иную передачу. Обычно нужно следовать простому совету: слушайте двигатель, и если его обороты низкие, а машина не разгоняется – значит, следует перейти на понижающую передачу. И наоборот, чтобы разгрузить коробку при очень больших оборотах, нужно включить повышенную передачу.

В этой практике можно пользоваться тахометром, если он имеется «на борту». Конечно, в зависимости от модели, марки и модификации автомобиля порядок переключения может быть разным, однако доказано на практике, что новая передача должна задействоваться тогда, когда обороты мотора достигли 3000 об./мин. Дополнительно рекомендуется наблюдать за спидометром. Например, переключайте скорости каждые 20-25 км/ч, однако помните, что это общее правило. Если у авто мощный мотор, то эти цифры могут быть однозначно большими.

Как не заглохнуть?

Чтобы тронуться и не заглохнуть, мало уметь правильно работать ножным органом управления. Необходимо вовремя увеличивать обороты акселератором и уметь «чувствовать» машину. Момент, когда двигатель может заглохнуть наступает, когда авто еще не тронулось, а муфта уже отпущена до критической точки. В этот момент диск резко встречается с маховиком и мотор не успевает разогнать коробку передач. В результате такого столкновения двух деталей двигатель глохнет.

Отпускать педаль нужно до момента просадки оборотов. В этот момент нужно обязательно увеличить обороты и поднять до 1500 об/мин. Удерживая заданную частоту вращения коленвала, водитель быстро отпускает муфту и дает возможность автомобилю быстро и плавно начать движение.

Легче всего выполнить эти рекомендации на полноприводных автомобилях с большим крутящим моментом. Чем мощнее двигатель, тем больше шансов плавно тронуться без газа и не заглохнуть. Для помощи слабому мотору и используют прием с увеличением частоты вращения коленчатого вала. В этом случае вряд ли получается поехать без пробуксовки.

Запускаем двигатель!

Перед тем, как повернуть ключ зажигания для запуска мотора, нажмите педаль сцепления и переведите рычаг МКПП на «нейтралку». Далее нужно прогреть силовой агрегат до рабочей температуры. Причем если вы делаете это в холодную пору года, первые пару минут во время прогрева держите педаль сцепления в нажатом положении – это помогает быстрее нагреть застывшее масло. И самое главное: никогда не запускайте мотор с включенной передачей

, иначе машина может поехать, к чему вы вряд ли будете готовы. Так и до ДТП недалеко…

Как трогаться под горку?

Данное выражение означает, что начинать движение необходимо с горы. Под горку трогаться проще, чем по прямой. Для этого необходимо:

  1. Удерживая тормоз, выжимаем сцепление и включаем передачу.
  2. Отпустить тормоз.
  3. Плавно отпускать муфту и начать движение.

Жать на газ необязательно. Под действием силы тяжести, машина сама начнет движение накатом. В этом случае муфту допускается отпускать быстрее.

Педаль сцепления используем правильно

Как уже было сказано, сцепление помогает водителю плавно переключать скорости, но его всегда следует выжимать до конца, иначе вы рискуете повредить коробку. Не менее важно запомнить, что педалью сцепления должна заниматься исключительно левая нога. Правая нужна вам для торможения или набора скорости. Уроки вождения на механике для начинающих редко обходятся без ситуаций, когда новичок «путает педали». Стоит ли говорить, что лучше их избегать?

После переключения передачи сцепление следует отпускать плавно.

На первых порах это делать нелегко. Совет: отпускайте сцепление очень медленно до той поры, пока не почувствуете появление крутящего момента, передаваемого на колеса. И избегайте ненужных ускорений в ситуациях, когда педаль нажата не до «пола». Также выработайте «железное» правило, которое гласит: даже на светофорах держать сцепление отжатым более двух секунд крайне не рекомендуется.

Если понаблюдать за опытными водителями, то нетрудно заметить, что они отпускают сцепление достаточно быстро. Если у вас так не получается, не комплексуйте. Чем чаще вы будете ездить в плотном траффике, чем больше накатаете часов вождения – тем совершеннее станет этот навык.

Как избежать рывков при старте

Неровное, дерганное начало движения сигнализирует о том, что водитель что-то делает не достаточно плавно. Это может быть слишком быстро отпущенное сцепление или низкое число оборотов двигателя (недостаточно газа).

Чтобы избежать рывков на старте, нужно тренировать левую ногу: отпускать сцепление следует плавно. Кроме того, нога должна «помнить», при каком положении педали сцепления авто начинает движение. Начинающие водители обычно отпускают педаль почти до половины, затем пытаются полностью включить сцепление. Диск резко прилегает к маховику, отсюда и рывки.

Если оборотов двигателя недостаточно — также могут возникнуть подобные проблемы. Добавлять обороты нужно при движении на подъем, для загруженной машины или если есть прицеп.

Учимся координировать действия

Машина с МКПП при умелом управлении доставляет водителю массу немало драйва. Ведь она предоставляет возможность резкого ускорения, что недоступно машине с АКПП. Уроки вождения для женщин помогают довести это действия до автоматизма, четко координируя манипуляции с органами управления. Приведем пример правильного алгоритма при езде на 1-2 скоростях.

Выжмите до упора педаль сцепления, включите первую передачу. Постепенно медленно отпускайте сцепление, одновременно столь же медленно и плавно нажимайте на педаль газа. Когда педаль сцепления дойдет примерно до середины, вы наверняка почувствуете, что крутящий момент стопроцентно передается на колеса и автомобиль начинает движение. Плавно отпустите сцепление и продолжая плавно нажимать на газ, набирите скорость около 20 км/ч. Теперь самое время включить вторую передачу. Отпустите газ, полностью выжмите сцепление и передвиньте рычаг МКПП на вторую передачу, отпустите сцепление и плавно прибавляйте газ.

Как завести машину для начинающих: пошагово

До того как тронуться с места водитель должен сделать следующее:

  • Визуально осмотреть транспортное средство, проверить колеса, фары, габариты, исключить потеки масла и топлива.
  • Установить кресло в удобное положение, отрегулировать боковые зеркала.
  • Пристегнуться ремнем безопасности и проверить ремни пассажиров.

После этого можно познавать азы вождения для новичков на механике дальше. Изучите педали и их местонахождение. У новичков автомобиль часто глохнет, т.к. они не чувствуют транспортное средство. Педали расположены в следующем порядке:

  • сцепление;
  • тормоз;
  • газ.

Правая нога нажимает на газ и тормоз, левая – на сцепление. Сцепление необходимо выжимать до упора, а на газ и тормоз нажимают осторожно, т.к. они чувствительны к воздействию. Дальше мы подробно расскажем о том, как правильно пользоваться сцеплением на механике.

Дауншифтинг

Под этим странным термином подразумевается то, как переключать низкие передачи машины в момент ее замедления. Метод здесь совершенно другой в сравнении с принципами работы коробки-автомата, он сложнее, но позволяет не просто снизить скорость, но и одновременно включить необходимую передачу.

Зачем уроки вождения на механике для начинающих включают в себя умение «дауншифтить»?

Они нужны, чтобы научиться снижать скорость до полной остановки без применения педали тормоза. Как говорят профи, можно тормозить и двигателем. Чтобы это сделать на скорости примерно в 70 км/ч, совершите следующие манипуляции:

выжав сцепление, включите третью передачу, передвинув правую ногу с акселератора на тормоз;

медленно отпускайте сцепление – это позволит избежать повышенных оборотов;

перед остановкой повторно выжмите сцепление;

первую скорость в качестве понижающей не активируйте.

Роль сцепления в машине

Чтобы научиться трогаться на механике, необходимо разобраться в принципах работы данной коробки. Сцепление в автомобиле с МКПП выполняет роль включателя/выключателя, разъединяя двигатель с трансмиссией. При до конца выжатой левой педали связь между этими узлами автомобиля разрывается, в этот момент можно переключить передачу. Плавность хода в начале движения также обеспечивается именно сцеплением.

Сложности и ошибки при езде на механике связаны с неправильной работой педалью сцепления. Водителю нужно довести до автоматизма все движения, в том числе и по старту с места.

Кроме того, нужно запомнить положения рычага КПП, соответствующие определенным передачам, и при движении переключать их не глядя. Достигают этого простым упражнением: при выключенном двигателе и стоянке на ровной площадке выжимают педаль сцепления, включают первую передачу, плавно отпускают педаль. Такие движения повторяют для всех передач.

Задний ход

В обращении с задней передачи следует быть осторожным, так как если ее включить неправильно, она может «выскочить». И пока транспортное средство полностью не остановилось, никогда не включайте движение задним ходом!

Также учитывайте, что в некоторых легковых авто для манипуляции с нею нужно сначала нажать сверху на ручку МКПП. Не будем забывать и о высоком диапазоне работы задней передачи в сравнении с первой, из чего следует: давить на педаль газа не следует, ибо вы можете набрать излишне высокую скорость.

Как тронуться с места

Перед тем как тронуться с места нужно пройти по всем пунктам написанным выше. Возможно, вы хотите узнать, как быстро научиться водить машину на механике, и вам кажется, что необязательно тратить время на мелочи. В дальнейшем подготовка не займет много времени. Но новичку следует выработать правильные привычки.

После подготовки соблюдайте следующий алгоритм действий:

  • Нажмите на педаль сцепления;
  • Снимите автомобиль с ручника;
  • Включите нейтральную передачу, если рычаг не находится в нужном положении, при этом погаснет индикатор на панели управления;
  • Отожмите сцепление;
  • Нажмите на педаль сцепления до упора;
  • Включите первую передачу;
  • Плавно нажмите на педаль газа и через пару метров одновременно отожмите сцепление.

Если машина заглохла, начинайте заводить автомобиль с первого пункта. Вождение для начинающих на механике с нуля не всегда проходит гладко и это нормально. Первые уроки желательно проводить на специальной площадке, чтобы можно было без ущерба остановить машину. Повторяйте упражнение до тех пор, пока движение не станет плавным, а двигатель перестанет глохнуть.

Трогание в гору

Поскольку автодороги весьма редко являются идеально плоскими, умение управлять машиной, стоящей под вертикальным углом, является весьма нелишним. Навыки в данном случае тоже вырабатываются практикой, однако добиться желаемого результата сложнее. Алгоритм действий таков.

1) Загоните автомобиль на наклонный участок дороги, поставьте на ручной тормоз, включите «нейтралку».

2) Постепенно отпуская ручник, выжмите педаль сцепление, перейдите на первую передачу и трогайтесь, добавив газа.

3) В определенный момент вы почувствуете: машина назад не съезжает. Значит, вам удалось удержать авто на горке, не применяя тормоз.

Как заехать на эстакаду на автодроме

Упражнение «Движение с места на эстакаде» на экзамене выполняется в соответствии с регламентом. Общие принципы аналогичные описанным выше, но есть и исключения при остановке и трогание на подъеме.

Подробный алгоритм действий:

  1. Подняться на эстакаду до линии «СТОП-1».
  2. Выжать сцепление, одновременно нажать на педаль тормоза.
  3. Поднять стояночный тормоз.
  4. Перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
  5. Убрать ноги с педалей.
  6. По команде экзаменатора начать движение (способ описан выше). Нельзя допускать отката назад более 30 см.
  7. Проехать эстакаду, остановиться перед линией «СТОП-2» в конце упражнения.

С 1 апреля 2022 года экзамен на автодроме и в городе объединен в один этап, но это не означает, что отрабатывать «Эстакаду» больше не нужно. Навыки начала движения в горку будут проверены в условиях города.

Распространенные ошибки при подъеме на горку

Начинающие водители допускают одинаковые ошибки при подъеме в горку:

  1. Заезжают за линии «СТОП-1» и «СТОП-2».
  2. Останавливаются на расстоянии больше 1 м до стоп-линии.
  3. Допускают откат автомобиля на расстояние более 30 см.

Еще одна ошибка — заглохнувший двигатель. Возникает она, если неправильно работать педалью сцепления: отпускать ее слишком быстро или рано. Такая же ошибка может быть при движении в городских условиях.

Практикуйтесь чаще!

Уроки вождения на механике для начинающих поначалу кажутся чрезвычайно тяжелыми. И это нормально. Но чем больше вы будете практиковаться, тем скорее до автоматизма отработаете буквально все навыки. И если «права» уже на руках, а садиться за руль страшновато – найдите удобную площадку, где нет машин, и занимайтесь самостоятельно.

Когда вы почувствуете, что более-менее приспособились к авто с «механикой», переходите к практическому опыту в реальных дорожных условиях. Начинайте с простых упражнений, предварительно изучив местность, по которой вы будете ездить чаще всего. Рекомендуется заниматься рано-рано утром, часов в 5, либо после полуночи – в это время машин на дороге меньше всего, что придаст дополнительную уверенность.

И не слушайте знакомых или родственников, которые говорят, что механическая коробка передач – это архаизм, устаревшие технологии, риск и так далее. Помните: «механика» в автомире считается одной из самых надежных. Безусловно, иногда она снижает комфортность вождения, но наградой за это становится повышенная мощность, топливная экономичность, низкая цена на ремонт. И самое главное: вы приобретете бесценный жизненный опыт и умение стопроцентно контролировать транспортное средство!

Основы езды на механике

Прежде чем узнать, как научиться ездить на механике, желательно понимать, с чем вообще придется иметь дело:

  1. Педали. При управлении ТС используется три педали: газ (крайняя правая), тормоз (по центру), сцепление (располагается слева). В отличие от автоматической трансмиссии, здесь используются в управлении обе ноги. Если водитель, севший за руль механики новичок, поначалу, это делать будет непривычно.
  2. КПП. При помощи смещения шестеренок в трансмиссии, происходит переключение скоростей. На многих автомобилях данный селектор оснащен подсказками, используя которые проще разобраться, какая передача выбрана.
  3. Тахометр. Располагается на панели приборов, и позволяет определить, сколько коленвал двигателя делает оборотов в минуту. При помощи него новички контролируют, когда необходимо переключаться на следующую передачу.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]