Все чаще среди автомобилистов поднимается вопрос, связанный с тем, насколько эффективной является промывка двигателя соляркой. Необходимо это для подготовки двигателя к применению качественного масла. В сети существует много видео, направленных на обучение автомобилистов правильно использовать указанное вещество. Тем не менее, в этой статье мы расскажем о преимуществах, недостатках и правилах выполнения промывки керосином и соляркой.
Положительный эффект и возможные негативные последствия
Дизельное топливо обладает отличной диспергирующей способностью. То есть оно растворяет даже застарелые отложения различной природы, в том числе и шламовые. Поэтому многие автомобилисты лет 20-30 назад активно использовали солярку в качестве жидкости для промывки двигателей. То есть в те времена, когда детали двигателей были массивными с внушительным запасом прочности и минимальными требованиями к ГСМ.
Помимо этого, некоторое количество дизельного топлива, которое непременно останется в картере двигателя, не окажет ярко выраженного негативного эффекта на новое масло. Необязательно после промывки двигателя соляркой каким-то образом выгонять остатки дизтоплива из картера или несколько раз заливать и сливать свежее масло.
Также этот метод очистки мотора относительно недорогой. Если сравнивать с промывочными средствами, а тем более специализированными маслами, то помыть мотор соляркой выйдет в несколько раз дешевле.
На этом положительные стороны этой процедуры заканчиваются. Кратко рассмотрим возможные негативные последствия.
- Кусковое отслоение твёрдых отложений. На статичных поверхностях во многих моторах скапливаются шламовые наросты. Солярка может их просто отделить от поверхности и сбросить в поддон. Или запустить в масляный канал. Что вызовет частичную или полную закупорку и масляное голодание какой-либо пары трения.
- Негативное воздействие на резиновые (каучуковые) и пластиковые детали. Подавляющее большинство современных уплотнителей и фиксаторов в двигателе из пластика и резины устойчивы к химическому воздействию любых продуктов нефтепереработки. Но «уставшие» неметаллические детали солярка может разрушить до конца.
- Вероятное повреждение вкладышей и образование задиров в парах трения кольца-цилиндры. Дизельное топливо не обладает достаточной вязкостью для создания сколь-нибудь прочного защитного слоя.
Все эти последствия имеют статус вероятных. И они необязательно наступят в каждом отдельном случае.
Универсальное моторное масло для бензинового и дизельного двигателя
В последнее время большинство производителей ГСМ предлагают продукты, которые можно одновременно использовать как в бензиновых, так и в дизельных ДВС. Практика использования таких смазочных материалов активно навязывается официальными дилерами во время гарантийного обслуживания новых автомобилей, подобные решения пользуются широкой популярностью в развитых европейских странах и т.д. Особенно универсальное масло востребовано в том случае, если имеется автопарк смешанного типа, состоящий из бензиновых и дизельных авто.
- Универсальность такого масла достигается благодаря особому пакету присадок, который позволяет обеспечить необходимые свойства при условии работы как в агрегате на бензине, так и в моторе на дизельном топливе. Другими словами, универсальное масло хорошо моет двигатель, отличается устойчивостью к окислению, позволяет обеспечить необходимую защиту на высоких оборотах и т.д. Однако не следует забывать, что сохранение свойств, срок службы и общее состояние смазочного материала сильно зависит от качества топлива. Если в европейских странах бензин и дизтопливо чистые, не содержат большого количества серы и других примесей, то на территории СНГ ситуация сильно отличается.
- К этому следует добавить, что любой универальный продукт закономерно предполагает некий усредненный баланс. Это значит, что во время производства главной задачей изготовителя ГСМ будет стремление обеспечить такие свойства универсального масла, которые будут соответствовать усредненным показателям применительно к одновременной работе продукта в дизельном и бензиновом ДВС. Простыми словами, качественное масло, изначально рассчитанное для моторов только одного типа, будет превосходить по ряду важных показателей аналогичное универсальное решение.
В каких случаях категорически не стоит мыть мотор соляркой
Есть два случая, в которых промывка мотора соляркой перед заменой масла скорее будет иметь негативный, чем положительный эффект.
- Сильно уставший мотор с большой выработкой. Неспроста в некоторых инструкциях по эксплуатации авто говорится, что после определённой наработки (когда двигатель износится и все зазоры в нем увеличатся) желательно начать заливать более густое масло. Делается это для компенсации зазоров за счёт более толстой и прочной масляной плёнки, которую создаёт густое масло. Солярка имеет очень низкую вязкость. И даже при её непродолжительном использовании необратимым будет контакт металла по металлу во всех нагруженных парах трения. Результат – ускоренный износ до предельного состояния и высокая вероятность заклинивания.
- Современные технологичные двигатели. Здесь не может быть речи даже о том, чтобы использовать регулярное масло с неподходящей вязкостью. А использование в качестве промывки солярки как минимум (даже при однократной заливке) существенно уменьшит ресурс мотора.
Использовать солярку в качестве промывочной жидкости теоретически можно на примитивных по современным меркам моторах (старые нетурбированные дизеля, ВАЗовская классика, устаревшие иномарки).
Чем вреден капитальный душ для мотора?
С другой стороны, существует и ряд противопоказаний. Главным образом, зависящих от самой процедуры очистки.
Мойка двигателя осуществляется в 3 этапа:
- Извлечение отработанной смазки
- Заливка очистителя
- Сливание чистящей жидкости
В результате использования «разбавленной» смазки имеем:
- Скорую выработку ресурса
- Некачественное выполнение смазывающей функции
- Возникновение эмульсии
- Вспенивание смазки и прочие «прелести»
- Сокращение вязкости – основной характеристики, на которую полагается автолюбитель при заливе нового нефтепродукта.
Отзывы автомобилистов, опробовавших метод промывки дизтопливом
Хорошие отзывы о способе мытья мотора дизельным топливом в основном оставляют владельцы устаревшей техники. Например, соляркой водители часто моют моторы ЗМЗ и ВАЗ. Здесь в большинстве случаев не наступает ярко выраженных негативных последствий. Хотя не факт, что за одну помывку автовладелец не урезал ресурс мотора тысяч так на 50 км пробега.
На просторах интернета можно встретить и негативные отзывы. Например, после заливки дизельного топлива двигатель заклинивал. После разборки обнаруживались выеденные и провёрнутые вкладыши.
Поэтому вывод об этом способе очистки двигателя такой: использовать солярку можно, но осторожно и только на хорошо сохранившихся устаревших двигателях.
Промывка двигателя соляркой перед заменой масла представляет собою старый, однако надежный и простой способ очищения силового агрегата. Сегодня множество водителей посмеивается над «чудаками», использующими данный метод промывания. Солярка дает возможность устранить загрязнения и нагар без применения агрессивных присадок.
Можно не беспокоиться за части движка, которые способны повредиться при агрессивном влиянии. Благодаря промывке двигателя соляркой возможно просто, недорого и безопасно продлить эксплуатационный период мотора.
Содержание
Что в итоге
С учетом всех перечисленных выше особенностей постоянно использовать дизельное масло или универсальную смазку, больше рассчитанную на дизельные моторы, в бензиновых двигателях не рекомендуется. При этом непродолжительная эксплуатация универсального масла, ориентированного преимущественно на дизельные агрегаты, иногда допускается.
Напоследок добавим, что все равно будет лучше долить любое масло в случае аварийного снижения уровня, но только при необходимости дальнейшего движения своим ходом до ближайшей станции техобслуживания. Это поможет избежать масляного голодания двигателя и значительного износа его деталей. Во время движения мотор не следует нагружать. После устранения неисправности весь смазочный материал потребуется немедленно слить, после чего произвести замену моторного масла на подходящий вариант. В отдельных случаях также может понадобиться промывка двигателя перед заменой масла.
Когда необходимо промывание?
При использовании автомобиля в смазочном комплексе его ДВС скапливается смола. На стенах маслоканалов появляется нагар, способный значительно ухудшить циркуляцию масла, снизить эффективность охлаждения. Ситуация усугубляется заливкой масляной жидкости низкого качества. Все магистрали могут оказаться забитыми. Каждые десять-пятнадцать тысяч километров выполняют смену автомасла. Однако если авто эксплуатировалось в жестких условиях с плохой смазкой, то заливка свежего нефтепродукта будет бессмысленна без очистки бензинового/дизельного ДВС.
Масло длительное время не менялось
Промывать двигатель соляркой перед заменой смазочной жидкости необходимо в таких ситуациях:
- переход на иной вид автомасла;
- заливка смазки в только что купленную машину (при условии, что вам неизвестна марка заливаемого раньше масла);
- проникновение охладителя либо топлива в масляную жидкость;
- окончание полного ремонта силового агрегата.
Взвесим все за и против
Безусловно, раз Вы читаете статью, вы заботливый хозяин. И как минимум пытаетесь продлить срок своему мотору – это в дальнейшей перспективе сэкономит средства на покупку нового или замену старого авто. Но так ли нужен процесс помывки? Не навредит ли?
Случаи, когда капитальная уборка необходима:
- Мотор имеет немалый пробег. Во время долгосрочной бесперебойной работы внутри силового агрегата копятся сгустки, состоящие из смолистых отложений, накипи на стенках, шлаков. Чем дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше расходников у него появляется. Если же вы хотите продлить срок ему, то промывайте.
- Если вы не знаете, что залито в короб и желаете не рисковать смешением возможно несовместимых жидкостей
- В случаях смены производителей или типов горюче-смазочных материалов. Без промывки в лучшем случае вы получите смазку с усредненными свойствами, которая непредсказуемо поведет себя в экстремальных условиях. В худшем – поломку смазочной системы или ДВС в целом.
- Если есть подозрения о попадании охлаждающих компонентов в масло при использовании автомобиля. В результате поломок отдельных компонентов.
- После капитального ремонта «сердца». За счет таких работ внутри могут остаться мелкие частицы используемых смазок или рассыпавшейся накипи. Без промывки они усугубят прохождение смазки по предназначенным для этого каналам.
- Использование машины долгое время в крайних условиях: низкие или высокие температуры за бортом, повышенные обороты, пыльная или загрязненная среда эксплуатации
- Внутри турбированный движок, который особенно чувствителен к грязной смазки и может серьезно пострадать. Для таких моделей «капитальная ванная» требуется значительно чаще – каждые 3-5 тыс. км.
Особенности процедуры промывания
Главное, для чего моют двигатель соляркой – это полное очищение ДВС от прошлой смазки и загрязнений. Зачастую для очистки используются жидкости, которые способны растворить твердые образования, смолу и остатки старого масла. Обычно в автомасло перед сливанием добавляют особые присадки. Также можно заливать промывочное средство после слива отработавшего расходника. Сегодняшние промывки неплохо выполняют собственную задачу, однако они стоят дорого, считаются достаточно агрессивными. При их добавлении в мотор они могут разрушить его запчасти.
Частая замена масла, лучше промывки
Дизель издавна использовали те, кому нужно было промыть двигатель. В прошлом он являлся самой эффективной промывкой из всех. Солярка отлично растворяет смолу и остатки старой смазки. Она текуча, при проходе по маслоканалам растворяет шлаки, нагар, сгустки автомасла, выводит их из силового агрегата. Дизель по собственным моющим характеристикам может достойно конкурировать со специальными средствами, которые моют мотор. При этом он не вредит металлическим элементам, накладкам и уплотнителям. Надежность промывания ДВС дизелем проверена десятками лет эксплуатации авто разных моделей.
Умудренные опытом водители, чистящие двигатель соляркой, советуют смешивать ее с автомаслом. Подобная смесь получается при смешивании одинакового количества дизеля и смазки.
Так можно или нельзя
Лить смазку от дизеля в бензиновый двигатель можно, но на небольшой отрезок времени. А смазка от бензинового движка уничтожит дизельный. Так как в ней нет необходимых соединений, которые смогут очищать детали силового агрегата так же хорошо, как это делает дизельная смазка.
Опытные механики советуют использовать дизельную смазку с умом в бензиновом движке. Это не говорит о том, что смазывающее средство нужно считать панацеей от всех загрязнений. Не нужно бежать сломя голову в магазин, покупать подобное масло и чистить им мотор. Лучше использовать универсальную жидкость.
Универсальное масло
Сбалансированный состав современных смазывающих средств позволяет заливать такие жидкости в оба двигателя. Они одинаково хороши для дизелей и не навредят бензиновому мотору. Дополнительно жидкость проводит очистку моторов.
Разработаны специально для эксплуатации в широком температурном диапазоне. Щелочное число нейтрализуется за счет присадок. Окислительные процессы, которые приводит масло в действие попадая в движок, тоже строго регулируются за счет специальных добавок.
Универсальные смазывающие жидкости являются синтетическими полностью. В них нет природных минералов. Они выведены в химических лабораториях специально, чтобы решать проблемы комплексно.
Однако мнения одних опытных механиков расходятся с мнением других механиков. Некоторые утверждают, что универсальные смазки – это реальное и высококлассное решение, которое увеличивает продолжительность жизненного ресурса силового агрегата. Другие же категорически против использования подобных масел.
Например, последние утверждают, что для использования масел в разных моторах подходят только строго профилированные. Иначе снижается долговечность движка.
Что-то конкретно по этому поводу сказать нельзя. Так как все зависит не столько от масла, а сколько от эксплуатации автовладельцем своей машины. Если за двигателем не ухаживать, вовремя не отправлять его на профилактическое обслуживание, то можно убить движок и за два года.
Дизельное масло
Заливать дизельное масло в бензиновый двигатель нужно исключительно в редких случаях. Потому что изначально смешивать различные масла по внутренним параметрам смазочных средств нельзя. Что говорить уже о видах масел для разных движков.
Автодизель рекомендуют использовать только в крайних случаях. Предварительно хорошо промыв систему от остатков смазки для бензинового силового агрегата. И только потом заливать свежее дизельное смазывающее средство.
Если необходимо добавить смазку, а рядом нет никакой, кроме дизельной, то опытные механики рекомендуют доливать любое смазывающее средство, чтобы избежать масляного голодания. После подобного маневра рекомендуется побывать в сервис-центре. Необходимо произвести полную промывку двигателя и смену жидкости.
Как выполняется промывка?
Мотор моют дизелем после сливания старого автомасла. Сливание выполняется стандартно, через отверстие в картерном поддоне.
- Поставьте собственное авто на смотровую канаву либо специальную эстакаду.
- Посредством специального инструмента ослабьте крышку слива.
- Установите под слив заранее приготовленную емкость.
- Снимите крышку, резко отведя ее вбок. Это необходимо, чтобы струя масла оказалась направлена точно в емкость.
- Дождитесь, пока весь расходник не окажется слит.
- Демонтируйте автомобильный маслофильтр. Обычно это делается ручным методом, однако если надо, можете воспользоваться ключом.
- Поставьте временный маслофильтр. Он необходим лишь для процедуры промывки мотора, потому желательно приобретать наиболее недорогое изделие.
- Резко налейте в двигатель внутреннего сгорания дизель (можете перемешать его со смазкой либо использовать керосин). Трех литров будет вполне достаточно. Начальный импульс струи заливки нужен для того, чтобы солярка растеклась по всему силовому агрегату. Дизель пройдет по смазочному комплексу, вытечет из слива. Это позволит устранить самые серьезные загрязнения и остатки отработанного масла.
- Закройте крышку слива картерного поддона.
- Налейте в ДВС дизель. Лейте столько солярки, сколько обычно льете смазки.
- Запустите движок на короткий срок, чтобы прогнать его в режиме подгазовки.
- Следите за тем, чтобы ДВС не нагрелся до рабочей температуры.
- Отключите мотор.
- Снимите крышку слива.
- Выполните слив дизеля. Если вы заметили, что грязевые частички выходят вместе с последними каплями солярки, повторите промывание.
- Когда из слива начнет течь чистая солярка, закройте его крышку.
- Снимите временный маслофильтр.
- Установите новый маслофильтр для дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
- Выполните заливку свежего нефтепродукта.
- Проверьте силовой агрегат на герметичность.
Если вы все сделали правильно, то промывание можно считать завершенным.
Средства для промывки силового агрегата: что выбрать
Все составы, имеющиеся в продаже и предназначенные для очищения деталей мотора от угарного налёта и различных шлаков, делятся на 3 группы:
- специальные промывающие масла;
- присадки для щадящей промывки;
- добавки для быстрой промывки (жидкости – «пятиминутки»).
Промывочные масла отличаются от обычных менее вязкой консистенцией, позволяющей проникать во все застойные зоны масляных протоков, и расширенным пакетом моющих добавок. Изготавливаются на минеральной и синтетической основе и продаются в канистрах ёмкостью 4 и 5 л. При промывке данный состав полностью замещает слитую ранее старую смазку и действует в течение 10—15 минут на запущенном двигателе, после чего тоже сливается.
Комплект масел для замены с промывкой
Использование промывочных масел хорошего качества — лучший способ очищения, который даёт положительный результат и не наносит вреда деталям силового агрегата. На производстве таких составов специализируются известные бренды Liqui Moly и Castrol. Недостаток способа заключается в длительности процедуры, на неё придётся потратить минимум 1 ч времени, что актуально для слишком занятых автомобилистов.
Специальная химия и присадки для мойки
Наиболее известные и зарекомендовавшие себя на практике производители щадящих присадок — бренды Hi Gear и Bbf, хотя в продаже можно увидеть множество жидкостей других торговых марок. Они выпускаются в пластиковых и жестяных ёмкостях объёмом 400—500 мл и представляют собой смесь моющих компонентов, добавляемых в картер ещё во время эксплуатации. Например, инструкция к американской промывке Hi Gear гласит следующее:
- для очистки двигателя с малым износом нужно добавить присадку за 200 км до замены масла с расчётом 1 банка на 4—5 л моторной смазки;
- в изношенный мотор или с пробегом свыше 70 тыс. км надо заливать 2 банки: одну спустя 1500—2000 км после замены масла, вторую — за 200 км перед следующей.
Моющие добавки Liqui Moly и Runway
Присадки этой группы удобны в применении и достаточно эффективны, они хорошо подходят занятым людям, которым некогда возиться с промывочными маслами. По отзывам пользователей, моющие жидкости для мотора нареканий не вызывают, исключая случаи неправильного применения.
Промывки – «пятиминутки» (например, от бренда Runway) представляют собой агрессивную жидкость, рассчитанную на объем до 5 л масла и предназначенную для быстрой очистки двигателя. Применяют их так:
- Убедившись, что уровень отработанной смазки находится посередине между минимальной и максимальной отметкой, заливают «пятиминутку» в мотор.
- Запускают двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах без перегазовок в течение 5 минут.
- Сливают отработку вместе с присадкой, меняют фильтр и заполняют картер новым смазывающим материалом.
Данный тип промывок считается наиболее вредным для трущихся деталей силового агрегата и резиновых сальников, невзирая на заверения производителей в безопасности продукта. Мало того что жидкость довольно агрессивна, она за столь короткое время не успевает качественно промыть все каналы. Единственный плюс — простота в использовании.
О народных промывочных средствах: дизельном топливе, бензине и керосине, ацетоне и прочих
В советские времена, когда выбор химических средств для обслуживания автомобилей был весьма ограничен, водители промывали силовые агрегаты разными доступными жидкостями, в том числе:
- Чем лучше промыть двигатель перед заменой масла
- дизельное топливо;
- керосин, сольвент;
- ацетон;
- различные масла – «веретёнка», трансформаторное, дизельное.
Перечисленные препараты служили ингредиентами для создания народных моющих средств, ведь в чистом виде заливать в мотор солярку или ацетон недопустимо. Трансформаторное масло смешивали с дизельным топливом в пропорции 1:1 или с керосином (400 мл на 2,5 л смазки). После эту смесь заливали в картер и давали поработать на холостых оборотах 15—25 минут. На тот момент рецепт действовал неплохо.
Современные автомобили сильно отличаются от старых «Жигулей» и «Волг», где степень сжатия была невысокой, отсутствовали датчики и электроника, а для изготовления ЦПГ и клапанов применялись дешёвые сплавы и металлы. По этой причине использование подобных смесей, особенно содержащих ацетон, недопустимо во всех двигателях нового образца. Промывать детали мотора керосином или соляркой можно лишь по отдельности, когда агрегат полностью разобран для ремонта.
Основание для промывания ДВС
Процедура промывки керосином или соляркой пришла из советского периода. Этот известный метод применяется среди автолюбителей для очистки агрегатов, выпущенных в нашей стране.
Этот способ промывки до сих пор порождает многочисленные вопросы и разногласия, ведь автовладельцы не могут прийти к единому мнению, насколько полезна эта процедура.
Мнение бывалых автовладельцев: промывание ДВС соляркой либо керосином способствует повышению ресурса использования масляных узлов двигателя, так как это превосходные нефтепродукты, которые с легкостью могут заменить специальные промывочные смеси.
Операция очищения этими средствами позволяет вернуть первоначальный вид внутренним механизмам. Нефтепродукты способны избавить силовой агрегат от образовавшегося нагара, грязи и осуществить очистку циркуляционных путей. Так видят очистку двигателя внутреннего сгорания бывалые автомобилисты.
Подведение итогов и выводы
При проведении промывки агрегата соляркой следует учитывать один небольшой нюанс. В отличие от масла, солярка менее вязкая и не обеспечивает необходимого сцепления деталей. При запуске двигателя в процессе промывки возможны небольшие проблемы с запуском – возможен пуск не с первого раза.
В наше время предлагаются различные промывочные составы для очистки двигателя автомобиля, но они обладают достаточной агрессивностью. Значительно более мягким является способ промывки агрегата при помощи солярки. Такой метод используется уже не одно десятилетие и доказал свою эффективность.
Промывка двигателя керосином (соляркой) – польза и вред
Правда, подобные методы применялись и были актуальными несколько десятилетий назад, так как количество пунктов по сервисному обслуживанию автомобилей было крайне низким. В настоящее время современные технологии прочистки оснащены компьютерными устройствами, что позволяет быстро и точно промыть ДВС.
На сегодня способ промывки движка этими составами уходит в прошлое, так как помимо пользы от процедуры можно получить и вред.
С течением времени конструкции двигателей и смазочные жидкости для автомобилей претерпевают постоянные изменения. Если водитель все-таки решил промыть новый силовой агрегат керосином или солярой, то он моментально распрощается с его гарантией.
Единственным рациональным вариантом такого промывания считается ситуация, когда силовое устройство полностью демонтировано и разобрано по частям.
Несмотря на легенды, которые окружают эти промывочные нефтесредства, они не справятся с поставленной задачей полностью. В двигательной системе всегда присутствуют труднодоступные участки, где плотно залегают загрязнения.
Поэтому если керосин проникнет в эту область, даже в незначительном количестве, то нефтепродукт и останется там. А это чревато последствиями.
Если владелец машины заливает новую порцию смазывающей смеси, то остаток керосина перемешается с этой моторной жидкостью. Как итог, смазывающий материал потеряет некоторую часть своих полезных свойств.
Необходимость процедуры промывки при замене масла
Владельцам машин, посещающим станцию технического обслуживания с целью поменять масло в двигателе, персонал СТО нередко предлагает попутно промыть силовой агрегат. Мотивация понятна — реализация промывающих средств плюс оплата за выполненную работу приносит прибыль. При этом ни автомеханик, ни сам хозяин машины зачастую не представляет, чем чревато бездумное проведение этой процедуры. Чтобы определиться, нужно ли делать очистку в каждом конкретном случае, необходимо разобраться в физике процесса, протекающего внутри мотора при эксплуатации.
Нагар и отложения внутри двигателя образуются всегда, какое бы масло вы ни заливали. Важно другое — как они могут повлиять на работу силового агрегата.
Так выглядит чёрный нагар при снятом поддоне
Слой чёрной накипи, появляющийся на поверхностях деталей — это результат закономерного угара масла. Его количество зависит от технического состояния цилиндро-поршневой (ЦПГ) и клапанной группы. А вот отложения жёлтого и чёрного цвета появляются по другим причинам:
- использование дешёвых минеральных масел;
- постоянное несоблюдение графика замены смазки;
- заливка поддельных смазывающих материалов.
Как правило, нагар наблюдается на всех поверхностях под клапанной крышкой и на деталях ЦПГ, а отложения располагаются во всех масляных каналах и скапливаются в поддоне картера. Чтобы это привело к снижению проходимости протоков и ухудшению смазки трущихся поверхностей, требуется длительное время и большой пробег авто — свыше 200 тыс. км. А до того нагар и отложения довольно крепко держатся на стенках при условии, что владелец постоянно заливает одинаковое масло.
Эти желтоватые отложения свидетельствуют о том, что масло меняли редко
Чем опасна очистка внутри
Серьёзные проблемы случаются, когда вся эта грязь начинает отрываться из-за внешних воздействий такого рода:
- при заливке сильнодействующих промывочных составов или масел;
- после перехода на моторную смазку более высокого качества.
В составе любого моторного масла есть различные присадки, способствующие вымыванию всех видов накипи. В бюджетных минеральных смазках пакет присадок ограничен несколькими добавками, без которых нельзя обойтись. Более дорогие синтетические масла с расширенным пакетом присадок отличаются повышенной моющей способностью. Вот почему переход на синтетическую моторную смазку после длительного использования минеральной может ознаменоваться отрывом грязевых сгустков и их путешествием по масляным каналам.
Справка. Быстрое потемнение масла в двигателе вовсе не говорит о его низком качестве. Это означает, что в силовом агрегате имеется нагар, а смазывающая жидкость его хорошо отмывает. А в дизелях она чернеет практически сразу после заливки.
После добавления химически активной промывки либо заполнения хорошим маслом в моторе происходит следующее:
- Значительная часть налёта и отложений растворяется и движется по каналам к масляному фильтру, где и задерживается.
- После опорожнения картера старая смазка с остатками грязи удаляется не полностью. В системе остаётся от 0,2 до 1 л этой жижи (в зависимости от модели автомобиля).
- Часть отложений также остаётся на стенках картера и под клапанной крышкой в виде полурастворенной слизистой субстанции.
- После заливки новое масло начинает усиленно отмывать остатки грязи, устремляющиеся к сетке маслозаборника. К ним присоединяется оставшаяся в системе липкая жижа и довольно быстро забивает эту сетку.
- Насос не в состоянии прокачать жидкость через засорённую сетку и подать её в главный масляный канал. Трущиеся поверхности не смазываются, отчего происходит авария — перегрев и заклинивание мотора.
Чистая (слева) и засоренная (справа) сетка маслозаборника
Когда можно промывать мотор и обязательно ли это
Вывод из вышесказанного такой: промывать двигатель — можно, хотя и не всегда нужно. Главное, скрупулёзно подойти к выполнению этой процедуры и следовать таким рекомендациям:
- Спокойно делайте промывку силового агрегата 1 раз в 4—5 замен моторной смазки, если вы — первый хозяин автомобиля и постоянно заливаете одинаковое масло.
- Когда вы приобретаете машину с большим пробегом или переходите с «минералки» на «синтетику» спустя 150—200 тыс. км, то сразу заливать моющее средство в двигатель нельзя. Потрудитесь сначала снять клапанную крышку и поддон картера, чтобы вручную удалить оттуда всю грязь или убедитесь, что её там нет. Потом можно производить промывку и заполнение новым маслом.
- Такие же действия нужно совершить, если вы никогда не промывали мотор, а спустя 200 тыс. км решились это сделать. В крайнем случае, чтобы не снимать поддон, выполните многоступенчатую промывку с использованием химического средства, промежуточного масла и дополнительного фильтра.
- При использовании качественного моторного масла и его замене каждые 6—8 тыс. км процедура промывания силового агрегата просто не нужна. Этим будут заниматься масляные присадки в течение всего пробега до капитального ремонта.
Не менее важно правильно выбрать способ очистки двигателя и хорошее средство, не разрушающее резинотехнические изделия, — сальники. Иначе вам придётся платить немалые деньги за их замену.
Как промыть двигатель керосином или соляркой
Если владелец авто, несмотря на все рекомендации, решил осуществить задуманное, то есть прочистить движок, то важно знать, что наиболее безболезненная промывка будет для собственников отечественного автопрома и подержанных иномарок.
Процедура не слишком полезна, но добиться чистоты в ДВС можно. Для осуществления операции следует запастись как минимум 5 литрами керосина или соляры.
Производить промывку этими средствами рациональнее в период замены смазывающей смеси. Поэтому стоит заранее запастись новым фильтрующим элементом.
Операция промывки включает в себя ряд последовательных действий:
- довести двигатель до рабочего температурного показателя;
- избавиться от прежней технической жидкости;
- ввести промывающий компонент (керосин/солярку);
- произвести запуск мотора, немного погазовать;
- заглушить машину на 5 минут, чтобы система немного остыла;
- повторить действия несколько раз;
- избавиться от промывочных компонентов в системе.
После всех этих манипуляций остается сменить масляный фильтр и внести свежую смазывающую смесь.
Нужно ли мыть двигатель?
Если в двигатель льётся хорошее масло, то вероятность образования залежей отсутствует
Солярка или керосин – незаменимые моющие средства деталей, узлов, блока, если они разобраны и доступны для мытья.
Однако, промывка внутренней полости двигателя начисто, вызывает сомнение. Блок цилиндров имеет каналы, труднодоступные лабиринты, откуда трудно вывести солярку, используемую как промывочная жидкость. Итак, нужно запасти пять литров дизельного топлива или керосина, фильтр (не дорогой).
Смешанное масло и солярка в пропорции 60/40
Необходимо предусмотреть качественный фильтр, моторное масло от производителя, которое будет заливаться посла промывки мотора.
Полезные советы при использовании промывочного масла
Какое использовать промывочное масло для двигателя, как его выбрать – это сугубо индивидуальное решение
Основные принципы, на которые надо обращать внимание, описаны выше
Специалисты советуют обращать внимание на следующее моменты:
- если история заливки технических жидкостей в автомобильный мотор не известна, то лучше всего использовать промывку;
- применение пятиминутки крайне нежелательно;
- применение промывочных составов абсолютно не нужно, если автомобиль
- используется недавно, и соблюдаются все рекомендации по смене технической жидкости.
Также мастера с СТО рекомендуют промывать силовой агрегат следующим образом:
- На подержанном ТС производится промывка мотора.
- Заливается свежий моторный состав, и на нем авто совершает пробег от 1 до 2 тыс. км.
- Отработка удаляется из отсеков мотора; снова заливается свежее.
- Следующая смена происходит через 4-5 тыс. км. И так до того момента, пока сливающееся масло не будет нормальным.
Такая поэтапная промывка всегда приносит результат. Потому что он менее агрессивен, и постепенно отслаивает прикипевшую к стенкам грязь. Безусловно, это сопровождается финансовыми затратами, но это гораздо дешевле, чем покупка нового движка.
Владелец автомобиля всегда может проконсультироваться на станции, чем помыть двигатель автомобиля от масла или как пользоваться промывочным маслом. Но лучше доверить машину мастерам.
Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.
Недостатки
Очистители или солярка не могут удалить отложения начисто из ДВС вследствие наличия труднодоступных каналов.
Результат после промывки вручную. Использование солярки в качестве промывочной жидкости не даст такого результата.
Например, солярка являясь топливом не растворяет шлаки, нагар, а отслаивает их от стенок. Эти загрязнения, не удаляемые полностью, циркулируют со свежим моторным маслом, ухудшая его полезные свойства. То есть, отслоившиеся загрязнения плохо вымываются при сливе полностью.
Они представляют опасность в том, что забивают каналы смазки, сетку, приводя к снижению циркуляции, масляному голоданию работающих узлов . Применение промывочной жидкости с щелочными присадками неизбежно приводит к порче резины прокладок, сальников, уплотнителей. А это прямая дорога к выходу силового агрегата из строя.
Напрашивается пословица «Старый друг лучше новых двух». А может солярка лучше щелочных средств.
Возможные последствия – результат не всегда ожидаемый
Действительно, промывочной жидкостью можно очень быстро очистить двигатель. Но с некоторыми моторами через непродолжительное время начинает происходить непонятное. Уровень нормальный, а давления нет. Если продолжать эксплуатацию, двигатель может полностью выйти из строя, что с некоторыми и происходило. Разборка показывает сильные отложения, загрязнение, сетка маслозаборника закупорена вязким смолянистым веществом.
Иногда удается реанимация мотора без замены деталей – его просто отмывают и собирают. Бывает, что последствия очень серьезные, страдает, в первую очередь, головка блока цилиндров: изношен распредвал. Смазка к деталям головки практически не поступала, они испытывали масляное голодание. Уже отмечалось, что сетка маслозаборника оказывалась забитой. Почему так произошло, ведь двигатель промыли, масло залили чистое?
Для создания промывочных жидкостей используются самые дешевые минеральные масла с низкой смазочной способностью
Следует отметить, что подобное случается, как правило, с моторами, в которые постоянно заливалось низкокачественное масло, периодичность замены не соблюдалась. Пробег у них солидный, условия эксплуатации трудные. Все в отдельности и вместе приводило к поломке после промывания. Отложения, собираясь в первую очередь в поддоне, накапливаются годами. Они плотно держатся металла и угрозы сами по себе не представляют.
Когда промывочная жидкость попадает в поддон, она активно растворяет отложения, но отведенного времени не хватает. Полностью отложения не растворяются, промывочная жидкость сливается, и в картере остается жидкая смолистая грязь. Заливается чистое масло, которое разбавляет размокшие отложения и разносит их по всему мотору. Скоро забивается центральная магистраль системы смазки, фильтр маслонасоса. Масла хватает, но оно не поступает к маслонасосу, распредвалу, деталям ЦПГ.
Современный сервис – стоит ли экспериментировать?
Чистка двигателя при помощи соляры еще кое-как была уместна в те же далекие советские времена, когда качество масла оставляло желать лучшего, а двигатели, которые промывали, были разработаны еще во времена дорогого Леонида Ильича, т.е. в 70-е годы 20 века. Сегодня, когда на дорогах огромное количество современных автомобилей, оснащенных еще большим количеством высокотехнологичных компьютеризированных систем, промывка соляркой более похожа на ересь, нежели на правду.
Если вы, к примеру, расскажете об этом немцу или, прости Господи, американцу, то его, наверняка, хватит сердечный приступ. Ведь когда ты платишь за авто более 50 тысяч евро и при этом в определенный час начинаешь в своем гараже что-то там чем-то промывать… Первое, что получится – это лишение гарантии на авто и удивленные взгляды в спину доморощенному автомеханику.