Регулировка колдуна ВАЗ 2114 – пошаговая инструкция с фотографиями


Одна из самых загадочных, но не менее важных деталей автомобиля — регулятор тормозных усилий (колдун ваз 2114).

Важность этой детали состоит в том, что она регулирует поведение автомобиля при различных условиях торможения. При корректной работе регулятора, уменьшается тормозной путь, предотвращаются заносы и движения юзом.

Что такое колдун на ВАЗ 2114 и где он находится?

Столь странное название «колдун» получил у автовладельцев регулятор тормозных усилий. Это устройство впервые появилось в 1970 году. Наверное, это не случайно, потому что от этого механизма зависит поведение автотранспортного средства на дороге: длина тормозного пути, занесет ли машину на повороте и насколько. В процессе торможения нагрузка на переднюю и заднюю ось распределяется неравномерно, поэтому, чтобы выровнять усилие между осями для эффективного торможения требуется динамическая поправка процесса торможения. Эту коррекцию выполняет регулятор тормозных усилий. Эта небольшая деталь не позволяет задним колесам блокироваться раньше передних, и тем самым исключает занос машины во время торможения. При неисправном, или неправильно отрегулированном колдуне машина может даже перевернуться. На нижнем рисунке изображено устройство тормозного регулятора.


А ниже его схематическое изображение:


Регулятор тормозного момента на ВАЗ 2114 находится под кузовом сзади, со стороны левого заднего колеса, около балки задней подвески. На ВАЗ-2107 и других «классических» моделях этот механизм тоже имеется, но расположен с правой стороны. В новых транспортных средствах, оснащенных антиблокировочным устройством и электронным распределением усилий тормозов EBD, колдун не используется. Понимание того, как работает колдун, поможет автовладельцу правильно его настроить и в дальнейшем эксплуатировать. Колдун распределяет тормозные усилия следующим образом: во время резкого торможения перед прижимается к низу, а задняя часть задирается. При этом шток перемещается и тем самым закрывает поступление тормозной жидкости к цилиндрам задних тормозов. Пружинка сдерживает клапан, не давая ему закрыться целиком, поэтому задняя блокировка колес срабатывает, но немного позднее передних. В идеале, задние колеса должны тормозить через полсекунды после передних.

Проверка

Симптомы неисправности колдуна на ВАЗ 2110 проявляются при торможении:

  • Увод автомобиля в сторону;
  • Срыв в занос;
  • Недостаточная эффективность тормозов.

У ВАЗ 2110 расположен колдун на кронштейне под днищем, чуть слева, в районе задних колес. Работать с ним лучше на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. Основные дефекты легко обнаруживаются при внешнем осмотре. Потеки тормозной жидкости указывают на износ или повреждение манжет.

Колдун (РДТ) установленный на днище

Если поршень колдуна закис и не двигается, то это также определяется визуально, когда помощник несколько раз плавно нажимает на педаль тормоза. В обоих случаях ремонт нецелесообразен, необходима замена.

Все в порядке, если регулятор чист, зазор между рычагом привода и пластиной составляет 2 мм, шток перемещается при нажатии на педаль.

Замена колдуна на ВАЗ 2114

О том, что регулятор тормозного момента на ВАЗ 2114 пришел в негодность и нуждается в замене, говорят 3 признака:

  1. Износились манжеты и вследствие этого происходит утечка тормозной жидкости.
  2. При резком торможении машину сильно заносит.
  3. Закис поршень.

Позвольте напомнить о том, что производитель не рекомендует изменять конструкцию регулятора тормозных сил, и производить с ним какие-либо манипуляции. Не рекомендуется также убирать его из тормозной системы автомобиля. Делая это, каждый автовладелец подвергает свою жизнь опасности. Замену вышедшего из строя регулятора и его последующую настройку рекомендуется также выполнять в автосервисе, доверив эту работу профессионалам. Однако, знание о том, как заменить регулятор давления задних тормозов на новы й, лишним для автовладельца не будет. Итак, вы приобрели новый регулятор и поехали на яму. Сначала снимем из нового регулятора резиновые заглушки. Специальным ключом на 10 отсоединяем 4 тормозные трубки и сразу вставляем в эти трубки заглушки, чтобы тормозная жидкость не вытекала. На кронштейне выкручиваем 2 болта крепления. На рисунке выше эти болты помечены цифрой 7. Болты выкручиваются тринадцатым ключом. Снимаем старый регулятор и устанавливаем новый. Сначала подсоединяем тормозные трубки, но пока не затягиваем их. Регулируем зазор 2 мм. О том, как настроить колдун ВАЗ 2114, тоже описано выше. Затем затягиваем тормозные трубки и болты крепления регулятора давления. После того, как узел закрепили болтами, обязательно прокачайте тормоза и убедитесь в отсутствии вытекания тормозной жидкости. При необходимости тормозную жидкость следует долить в систему.

Регулировка педали

После проведенного осмотра необходимо провести регулировку тормозной системы:

  • Поднять капот.
  • Отсоединить минусовую клемму с аккумулятора.
  • Сдвинуть переднее водительское сидение от панели приборов до упора к задним пассажирским сидениям. Это необходимо сделать для незатруднительного доступа под рулевую колонку.
  • Повесить приготовленный фонарь в салоне автомобиля, чтобы обеспечить достаточное освещение в месте проведения регулировки.

Примечание. Работы проводить аккуратно и последовательно.

  • Нажать ладонью руки на педаль тормоза. Нажатие проводить без резких толчков.
  • Другой свободной рукой надо попробовать установить пластину в промежуток от кронштейна педали до кнопки включателя.

В случае не входа пластинки или если обнаружен больший промежуток, более чем на 2 мм, надо провести следующие действия:

  • Педаль держать рукою, не отпуская.
  • Второй рукою, при помощи ключа, немного открутить по резьбе две гайки. Чтобы ослабить крепление включателя сигнальной лампочки тормоза.

Перемещать его аккуратно, чтобы добиться необходимого пространства между ним и тормозной педалью:

Примечание: расстояние должно быть не более 5 мм.

  • Закрутить сначала одну гайку, затем второй затянуть.
  • Руку убрать с педали.
  • Проверить проделанные операции.
  • Буфер включателя упирается в кронштейн тормозной педали, регулировка считается законченной.

Замена колдуна на тройник


Не секрет, что надежность регулятора тормозных сил оставляет желать лучшего, вызывает немало нареканий у автовладельцев, и многие мечтают от него избавиться. Самые рисковые и уверенные в себе водители устанавливают тройник. Вы его видите на снимке. Это устройство проще колдуна, меньше вероятность, что он потечет. Однако, распределение тормозных усилий не происходит, и торможение задних и передних колес происходит одновременно.

Плюсы и минусы установки тройника

Плюсы установки тройникаМинусы установки тройника
Тормоза становятся более жесткими и в то же время послушнымиВ зимних условиях возрастает опасность заноса, если задние колеса окажутся зафиксированными тормозными колодками раньше передних.
Возрастает срок службыТорможение становится опасным, особенно зимой
Стоимость тройника меньше, цены колдунаПри разрыве переднего шланга, что при установленном тройнике случается довольно часто, тормоза полностью выходят из строя. Даже стояночный тормоз в этом случае плохой помощник.

Вы, конечно можете воспользоваться, данной схемой и «модернизировать» тормозную систему в автомобиле, но гораздо безопаснее будет следить за состоянием этой системы и в частности, колдуна, почаще проводить профилактическую чистку этого устройства. Тогда он будет дольше служить.

Существует мнение, что тройник устанавливается не вместо колдуна, а после него, и тогда это устройство будет подстраховывать регулятор усилий.

Регулировка

Работа колдуна на автомобилях ВАЗ, зависит от положения кузова. Поэтому регулировку необходимо выполнять не только при каждом техническом обслуживании, но и при замене амортизаторов и пружин, после проведения ремонта задней балки и, конечно, замене самого колдуна.

Автомобиль размещается на эстакаде или смотровой яме, для установки подвески в равновесное положение, пару раз качается руками багажник. Ключом на 13 ослабляются болты крепления к кронштейну, передний болт снизу не виден, его надо найти на ощупь.

Перемещая регулятор, достигается зазор в 2 мм между упругой пластиной (шток упирается в нее) и рычагом. Сопротивление пружины велико, надо использовать «монтажку» или специальное приспособление. Болты затягиваются, зазор проверяется щупом. При отсутствии щупа, можно использовать сверло диаметром 2 мм и даже двухрублевую монету.

Дальнейшая проверка проводится на ходу. Тормозя со скорости 40 км/час, самостоятельно или при помощи напарника вне машины оцените момент начала срабатывания задних механизмов по сравнению с передними.

Если его надо сделать позже, то зазор необходимо увеличить, а если меньше, то, соответственно, уменьшить.

Возможные неисправности колдуна

Самой распространенной неполадкой колдуна является протечка тормозной жидкости из-под манжеты, или на месте соединения с тормозными трубками. Протечки устранить невозможно, можно только целиком заменить весь узел. Колдун – в целом деталь надежная и неисправностей в нем возникает немного. Закисание поршня и заклинивание клапана это две взаимосвязанные неполадки. Происходят они от того, что поршень забивается грязью, которая может смешиваться с маслами и другими техническими жидкостями. Все это приводит к нежелательным последствиям. Чтобы колдун служил дольше, необходимо периодически, хотя бы раз в сезон загонять машину на яму и производить под кузовом генеральную уборку, в том числе и чистить от грязи регулятор давления тормозов.

Признаки воздуха в тормозной системе

Завоздушивание системы торможения автомобиля чревато серьезными последствиями, т.к. при очередной попытке остановить машину педаль тормоза может провалиться и не сработать. Диагностика при каждом техническом обслуживании – верный метод сохранения всей схемы конструкции. На большинстве гражданских автомобилей с завода устанавливается гидравлическая система торможения. При нажатии педали водителей происходит передача усилия на вакуумный усилитель, который приводит в действие суппорта с колодками. За счет этого и происходит торможение.

Ситуация, когда в этот контур попадает воздух, проявляется следующим образом:

  • Увеличение свободного хода педали;
  • Слишком высокая «мягкость» и «ватность» при нажатии;
  • Полное проваливание педали.

Вызвано попадание воздуха несвоевременным обслуживанием машины. Редкая замена колодок ведет к тому, что суппортам приходится работать на полное прилегание, т.к. сами колодки изношены. Недостаток жидкости в контуре ведет к раннему износу цилиндров в суппорте и постепенному просачиванию воздуха.

Отсутствие воздуха в контуре зависит от того, как правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2114. Процедура не сложная, но требует внимания и повторной перепроверки, т.к. работоспособность всех узлов должна быть в норме.

Порядок прокачки тормозов

Перед началом процедуры следует проверить все соединения и шлангов на предмет протечек. Если наблюдаются подтеки и следы от трения – замените шланги на новые. Также учтите, что тормозная жидкость, которую Вы будете заливать, должна соответствовать той, что уже находится в контурах. Начиная с заднего колеса, процедура производится по диагонали. Лишь соблюдая порядок прокачки тормозов ВАЗ 2114 Вы получите хороший результат.

Для удобства представим последовательность прокачки тормозов ВАЗ 2114:

  1. Заднее левое колесо.
  2. Переднее правое колесо.
  3. Заднее правое.
  4. Переднее левое.

FakeHeader

Comments 28

А какие трубки соединять друг с другом. Можно схему

честно, я тебе не смогу точно ответить, так как уже купил такую, и просто когда менял шланги на железо, то соединил как было, фиг знает как там ведь у них контуры устроены на гтц, где зад где перед, у меня щас получилось, не крест на крест, как в стоке, а перед, зад, и гтц буду менять так же как было соединю и все, хочу от новой нивы, вут и гтц) вообще супербл будет, жду когда моя система кончится)

У тебя значит и на гтц трубки меняны местами

может быть х.з. ничего сказать не могу, но думаю хуже уж точно не будет)

Выкинул колдун. При плавном нажатии зад быстрей схватывает. Я на драйве вычитал что надо еще на гтц контура поменять местами у кого здт

я не заметил ничего подобного, я и не знал, что колдуна нет у меня))) пока не решил проверить просто от нефиг делать задние тормозные трубки)) у меня при плавном нажатии тормозит как обычно, при резком машина по словам пассажиров встает колом, но мне все равно хочется получше, вут и гтц от новой модернизированной нивы, в задумках, здт ооочень хочется, но живу я в татарстане, в мааааленьком городке, где злые презлые мусора((( заипут с здт

У меня пока не видали здт. А у тебя передние диски с перфорацией и насечками стоят. Если да то какие колодки ставишь

да диски такие, алнас, колодки АТЕ, с зади начало)

А какие трубки соединять друг с другом. Можно схему

схему так никто не подсказал? а то колдун хочу выкинуть а найти какую трубку с какой соединить так и не могу нигде

Нее. Но я думаю так.

схему так никто не подсказал? а то колдун хочу выкинуть а найти какую трубку с какой соединить так и не могу нигде

Соединять трубки между собой. Вреде бы от УАЗ

Необходимый инструмент

Процесс прокачки следует проводить с напарником, т.к. самостоятельно выполнить работу будет трудно. Для получения результата при самостоятельной работе понадобятся следующие инструменты:

  • Шланг, подходящий к штуцеру на колесах машины;
  • Набор ключей и головок;
  • Тормозная жидкость;
  • Ветошь для счистки грязи с колпачков;
  • Тара для скопления жидкости;
  • Запасные штуцеры на случай обламывания старых.

Также стоит знать порядок прокачки тормозов на ВАЗ 2114, т.к. при выполнении процедуры стоит начинать с задних колес.

Откуда берется воздух в тормозах?

Несвоевременное обслуживание и невнимательное отношение к техническому состоянию машины – не все причины, по которым происходит неприятность с завоздушиванием. Рассмотрим несколько основных причин нарушения герметичности всех контуров:

  • Замена технической жидкости во всем контуре предполагает слив старого DOT4. В момент повторной заливки в контур попадает и воздух;
  • К тормозному цилиндру идут шланги, повреждение которых весьма распространенная ситуация на ВАЗ. Со временем они начинают «потеть» и завоздушиваться;
  • Подтеки цилиндров (как задних, так и передних);
  • Утечка из ГТЦ.

Своевременно техническое обслуживание предполагает замену всех жидкостей в автомобиле, в т.ч. и тормозной. Игнорирование данного факта с водителями играют злую шутку. При больших пробегах в систему так или иначе попадает влага, что снижает устойчивость DOT4 к низким температурам. При морозе патрубки могут потрескаться и привести узел остановки машины в негодность. Также не допускайте попадание DOT4 на поверхность лакокрасочного покрытия. В его составе содержатся довольно агрессивные элементы, способные повредить краску. Если Вы проводите манипуляции самостоятельно, с применением компрессора для накачки давления, соблюдайте ТБ. Излишнее давление приведет к разрыву патрубков и расплескиванию их содержимого на Вас. По завершению работы не спешите разгоняться и проверять эффективность тормозов на большой скорости. Достаточно несколько раз нажать на педаль и прочувствовать, насколько сильно она проваливается. В ситуации, когда соблюдение инструкции не дало результатов – обратитесь в сервис к мастерам. За ремонт тормозной системы лучше заплатить деньгами, чем своей безопасностью.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]