Притирка клапана считается простой технологической операцией пригонки фаски грибка клапана к седлу. Этот процесс актуален в случае ремонта старого клапана. Также производится притирка при обновлении клапана. Во время процедуры на фаску клапана наносят специальную пасту или наждак с маслом. Происходит весь процесс с помощью колебательного движения воротка. Параллельно весь процесс продолжается пока не будет получен серый цвет фаски клапана и седла. В автосервисе для процедуры используют специальный станок, который обрабатывает сразу 3-5 изделий. Также произвести притирку можно самостоятельно без обращения к специалистам.
Что такое притирка и зачем притирать клапана
Притиркой клапана в основном шлифуется по поверхности клапанов (которые позволяют топливу и воздуху свободно поступать) и в месте, где они соприкасаются друг с другом. Это делается путем нанесения специальной пасты на края клапанов. В итоге получается идеальная герметичность, которая предотвратит выход газов во время использования двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания работает путем достижения определенной степени сжатия, которая отличается между моделями, и сжигания воздушно-топливной смеси, которая сжимается до определенного объема, устанавливаемого коэффициентом сжатия. И если топливно-воздушная смесь протекает через седло, объем воздушно-топливной смеси изменится, а процесс сгорания не будет точным, что приведет к снижению производительности двигателя.
Преимущества процедуры:
- Создает максимальное уплотнение между клапаном и головкой, которое предотвратит выход газов во время работы двигателя.
- Большая площадь контакта обеспечивает рассеивание тепла от клапанов к головке, что предотвратит сгорание клапанов.
В результате весь процесс приведет к получению более тонких поверхностей, устранению незначительных дефектов, созданию более надёжной герметичности.
Шлифовка ГБЦ своими руками
Двигатель одна из главных составных автомобиля, а ГБЦ сердце этой составной. При ремонте часто необходима шлифовка. Расскажем о способах шлифовки, причинах, подготовительных работах и процессе.
Поломка двигателя не одна из приятных ситуаций, а искривление головки блоков цилиндра часто бывает причиной поломки. В таком случае первым вопросом становится как отшлифовать ГБЦ, так как именно она отвечает за качество работы двигателя. Что же такое головка блоков цилиндров. Из себя, представляет крышку, которая закрывает цилиндры и по стандарту крепится к блоку шпильками и болтами.
В головке блоков цилиндров все взаимосвязано, если выход из строя одна деталь, то она тянет за собой остальные. Таким образом, стоит смотреть за двигателем как можно лучше и вовремя проводить ремонт. Что же касается шлифовки, то каждый раз при поломке её не стоит проводить, а нужно только в случае появления неровностей.
Что необходимо для притирки
Все инструменты для притирки работают одинаково. Это означает, что инструмент крепится к головке клапана, притирочная смесь наносится на седло клапана или на поверхность, а инструмент поворачивается в разные стороны, чтобы обеспечить прочную фиксацию.
Также для процедуры потребуется:
- керосин;
- притирочная паста;
- пружина, по наружному диаметру, которая проходит напрямую в седла клапана.
Приспособления для притирки клапанов
Существуют определенные приспособления для притирки клапанов. О них речь пойдет ниже.
Итак, приспособления, которые используются для притирки клапанов своими руками:
- Сухая ткань. Необходима для того, чтобы протирать обработанные поверхности.
- Растворитель. Специальное средство, которое обеспечивает качественную очистку рабочих поверхностей.
- Шланг и пружина. У пружин обязательно должна быть достаточно пониженная жесткость. Их диаметр составляет 2 или 3 миллиметра, он немного больше диаметра штока клапана. Его можно положить на стержень. Также можно использовать небольшой зажим для надежного закрепления. Также нужен короткий металлический стержень с диаметром, похожим на поршневой стержень, чтобы он свободно помещался в резиновый шланг.
- Керосин. Используется во всех процедурах притирки.
Необходимо также хорошо проверить притирку после совершения процедуры. Очень важно провести процедуру очень качественно.
Варианты шлифовки ГБЦ
Шлифовка ГБЦ является тонким и долгим процессом. Лучшая шлифовка проводится в сервисных центрах на СТО, но как вариант можно сделать и в домашних условиях. Специальные приборы и приспособления стоят очень дорого. Если же брать отдаленные населенные пункты, то не всегда и простую СТО можно найти.
По сути можно разделить на ручную и механическую шлифовку. Механическая выполняется на специальных станках. Ручная шлифовка ГБЦ хоть и более долгая процедура, но требует большого терпения и усидчивости.
Инструменты для притирки клапанов
К основным инструментам для притирки клапанов относится:
- Ручной держатель клапана. Один из самых наиболее часто использовавшихся инструмент. Зачастую держатель идет в комплекте со специальной пастой для шлифования клапанов. Также купить этот инструмент можно отдельно в любом магазине автозапчастей.
- Дрель или электрическая отвертка. С учетом того, что данная процедура всегда производится в двух направлениях вращения, многие предпочитают воспользоваться дрелью. Дрель, которая вращается сразу в двух направлениях и обеспечивает более эффективную притирку. Также для этих целей некоторые выбирают электрическую отвертку. По принципу действия она очень похожа на дрель.
- Притирочная паста для клапанов. Можно купить готовый состав в автомобильных мастерских. Если есть какие-то знания и навыки, то сэкономить и можно сделать ее своими руками.
Основные причины для шлифовки
Первым и главным условием для начала шлифовки это неровная установка прокладки для ГБЦ и последующее её прогорание. Причинами такого появления может быть перегрев двигателя, попадание небольших механических частей или вода, которая при детонации может повредить прокладку.
Сама же прокладка не так уж и проста, она состоит из нескольких слоев и каркаса, делают её с перфорируемой тонколистовой стали. Основным назначением является герметизация стыков двух частей. Закипание двигателя, пузыри в системе охлаждения, смена цвета масла это первые показатели, что прокладка ГБЦ пришла в негодность.
Часто еще второй причиной шлифовки считается тюнинг двигателя. Признаком для этого является снижение мощности двигателя, при нажатии на педаль акселератора, или попросту двигатель перестает тянуть. Сразу хочется сказать, что процесс не с простых и потребует затрат как времени, так и денег.
Методы притирки клапанов
Данная процедура вполне успешно может быть выполнена без посещения автомастерской, однако для этого требуются некоторые механические навыки.
Ручной метод притирки
В целях технического обслуживания притирка клапанов считается обязательной процедурой. Большинство современных двигателей не нуждаются в притирке клапанов, потому что они изготовлены из алюминия, а в случае повреждения деталей двигателя риск замены клапана выше. Однако на ВАЗ 2109 это необходимая процедура.
Итак, как выглядит притирка клапанов ваз 2109:
- Нужно снять клапаны с головки. Начинают всегда именно со снятия клапанов с головки. Рекомендуется воспользоваться этим и удалить любые углеродные отложения с помощью латунной проволочной щетки. Потребуется ли повторное измельчение, зависит от состояния головки, но в этом случае будут установлены и захлопнуты новые клапаны для создания идеального уплотнения. В комплекте клапанных лапперов могут быть специальные инструменты для притирки клапанов, есть также варианты с четырьмя присосками для различных размеров клапанов.
- Затем нужно аккуратно вставить клапан. Следует убедиться, что клапан максимально чистый, прежде чем наносить небольшое количество шлифовальной пасты на его поверхность. Нужно вставить этот клапан в порт, к которому он принадлежит, и прижать соответствующую присоску к головке клапана — немного воды или смазки хорошо зафиксируют его на месте.
- Определить изменения тона. Теперь просто нужно повернуть клапан, потирая его между руками, и прислушаться к изменению тона от громкого шлифовального звука. Когда тон изменится, нужно будет поднять клапан и снова распределить пасту по лицевой стороне клапана.
- Следует продолжать делать это до тех пор, пока поверхность клапана не станет равномерно яркой и блестящей без признаков тусклых пятен. Важно тщательно очистить каждый клапан и головку, а после этого установить клапан на место.
- Готово! Это все, что требуется для самостоятельной притирки клапанов.
Притирка клапанов дрелью
Использовать дрель для притирки — отличное решение для экономии времени и усилий.
- Нужно взять предварительно подготовленный металлический стержень.
- На стержень следует положить шланг из резины того же диаметра. Рекомендуется для этого использовать зажим.
- Требуется зафиксировать его к металлическому стержню в патроне или к электрической отвертке.
- Положить пружину на шток клапана и установить ее на сиденье.
- Нужно убрать клапан из головки цилиндра и распределить аккуратно притирочную пасту по всей поверхность его пластины.
- Вставить шток клапана в резиновый шланг и, при необходимости, использовать зажим того же диаметра для лучшего крепления.
- Использовать сверло на низкой скорости и шлифовать клапан, перемещая сверло вперед-назад. В итоге установленная пружина будет особенно эффективна. После этого нужно повернуть движение сверла в противоположном направлении, пока на корпусе клапана не появится матовая поверхность.
- После притирки требуется протереть клапан от остатков пасты, предпочтительно растворителем. Необходимо удалить пасту не только с пластины клапана, но и с его седла. Не стоит менять клапаны, потому что притирка выполняется для каждого клапана индивидуально.
Как правильно притереть клапана с помощью пневматического инструмента вращательным методом
Еще один способ, с помощью которого можно притереть клапан — использовать пневматический инструмент. Такие инструменты хорошо работают при удалении топливных и масляных загрязнений. При выполнении этой процедуры обязательно нужно распылять очиститель только в наконечник датчика и отверстия по бокам. Можно использовать клейкую ленту, чтобы покрыть разъемы на концах и предотвратить их распыление. Для использования инструмента необходимо подключиться к источнику сжатого воздуха. На штифт требуется поставить присоску подходящих размеров, которая после будет установлена на тарелку клапана. Это самый простой способ для чистки, так как он обеспечивает хороший результат за короткий промежуток времени.
Как притереть клапана на 16 клапанном двигателе с помощью пневмомашинки методом пристукивания
Самостоятельная притирка клапана может быть подвержена ошибкам. Вот почему рекомендуется использовать пневмомашинку, которая сделает это автоматически. Притирка клапанов своими руками возможна с помощью пневмомашинки. В таком случае клапан будет очищаться не вращательными движениями, а только постукиванием. Этот метод напоминает настоящую работу двигателя.
Итак, как выглядит весь процесс пошагово:
- На шток приспособления нужно поставить одну из присосок (идет в комплекте).
- Следует надежно закрепить присоску на тарелке клапана.
- При помощи колесика можно контролировать работу инструмента.
- Инструмент имеет колесико для того, чтобы контролировать частоту оборотов.
- Притирка происходит с помощью постоянного повторения возвратно-поступательных движений.
Для данного метода не требуются каких-то особых навыков. Если опыта нет, то научиться можно в процессе притирки. Кроме того, этот метод полностью гарантирует высокую эффективность и безопасность. При использовании этой машинки можно не беспокоиться о рисках испортить детали или пострадать самому.
Благодаря повторению работы клапана в двигателе происходит максимально точное притирание.
Притирка новых клапанов
Притирка клапана считается неотъемлемой частью восстановления двигателя и должна выполняться даже при установке новых клапанов, чтобы соответствовать их головке. Соответственно, новые клапана также могут быть подвержены притирке.
Нужно ли притирать клапана на новой гбц
К подбору клапанов на новую Гбц нужно отнестись с особым вниманием. Следует поставить качественные варианты и не экономить на их покупке. В таком случае ничего делать не нужно будет. Однако некоторые предпочитают все же проводить притирку, но в данном случае она не обязательна.
Притирка клапанов своими руками видео
Ниже представлены видео, с помощью которых можно самостоятельно выполнить притирку клапанов без помощи специалистов.
Какую притирочную пасту использовать
Наши деды изготавливали средство для притирки самостоятельно. Они собирали пыль под наждаками с алмазным кругом, после чего смешивали ее с маслом. Сегодня, благодаря прогрессу и развитию торговли, у автомобилистов имеется приличный выбор в специализированных магазинах. Поэтому у новичков возникает закономерный вопрос о том, чем притереть клапана, какой пастой. О цене речь не идет. Здесь каждый выбирает на свое усмотрение и в соответствии с возможностями. Гораздо важнее определиться с зернистостью и составом.
Крупнозернистые пасты неопытному автолюбителю использовать не стоит. Ошибка в работе может привести к появлению существенных дефектов не фасках клапана и седла, что повлечет за собой дополнительные расходы. По этой причине лучше использовать среднезернистые пасты для основной работы и мелкозернистые для шлифовки.
Очень часто в комплекте идут уже два тюбика, что облегчает задачу для покупателя. В магазинах часто встречается паста «ФАБО» в стилизованной (в форме клапана) упаковке. Кстати, название – это аббревиатура и расшифровывается как Финишная Антифрикционная Безабразивная Обработка. Эту пасту нужно использовать в качестве финишной, после того, как клапан будет притерт при помощи паст «Классическая» или «Алмазная», продающихся в такой же упаковке.
Кроме вышеупомянутой пасты в продаже есть средство ABRO Grinding Paste GP-201. В данном случае в одной упаковке будет сразу два варианта: крупнозернистая и мелкозернистая. Стоит намного дешевле ФАБО. Кроме того, эта паста подходит и для удаления ржавчины с любой металлической поверхности, а также для правки режущих инструментов. Одним словом, такая паста многофункциональная. Среднезернистую и мелкозернистую пасту в одной упаковке можно получить, купив Done Deal. Основа здесь – порошок карбида кремния. Также универсальное средство, пригодится в хозяйстве. А если есть вероятность и необходимость работать с хромированными поверхностями, то стоит обратить внимание на пасту PERMATEX. В любом случае, перед покупкой рекомендуется внимательно изучить инструкцию и уже потом делать выбор.
Теперь давайте ответим на вопрос, что делать, когда пасты нет. Иногда бывают такие ситуации, когда нужно притереть клапана если нет пасты. Что ж, в этом случае придется вспомнить дедовские способы, о чем уже говорилось выше или немного разнообразить их. Итак, если нет пыли с алмазного круга, то понадобится самая мелкая наждачная бумага. С нее нужно снять абразив и смешать его с моторным маслом или солидолом. В качестве финишной пасты используется паста ГОИ, смешанная с теми же смазочными материалами. Разумеется, качество обработки такими средствами будет намного ниже. Особенно, когда нет соответствующего опыта.
Как проверить притирку клапанов
Если есть дефекты в уплотнении и седлах клапана, то воздушно-топливная смесь может попасть в камеры сгорания. Это приведет к снижению производительности двигателя. Поэтому проведению детальной проверки совершенной притирки клапанов следует уделить особое внимание.
Во время притирки клапана важно наблюдать за зоной седла клапана. Это поможет понять требуется ли дальнейшая притирка клапана. После процесса притирки клапана наиболее распространенным способом проверки считается метод с использованием бензина. После завершения работы нужно поместить клапан в точное место в головке цилиндра и залить бензин в шток клапана. Затем наблюдается утечка бензина. Если бензин протекает через седло клапана, то можно прийти к выводу, что работа не увенчалась успехом. Если бензин не протекает через седло клапана, то можно сказать, что процедура была выполнена правильно.
Проверка герметичности клапанов после притирки с помощью клапана EGR
Проверка требует, чтобы при холостых оборотах двигателя клапан был отсоединён от шланга, по которому идет разрежение (вакуум). При наличии вакуумного насоса можно его подсоединить к отверстию клапана. За счет этого будет создано разрежение. Если есть неисправности и проблемы, то двигатель будет «задыхаться» и обороты резко снизятся.
Проверка компрессором
Чтобы убедиться в том, что была произведена правильная притирка клапанов, рекомендуется прибегнуть к методу проверки компрессором. Это самый быстрый способ. Нужно замерить компрессию, залить в свечное отделение около 20г масла и провести замер. Если показатели компрессора увеличились, то все с клапанами нормально.
Сколько тереть?
Как понять, когда клапан притёрт? Есть несколько способов
- проверка воздухом
- керосин
- карандаш
Лучше всего показал себя вакуум-тестер, что и неудивительно, ведь принцип работы вакуум-тестера схож с процессами, протекающими в двигателе. В двигателе газы прорываются сквозь щели, что мы этим тестом и проверим.
Прибор присоединяется поочерёдно ко всем отверстиям- со стороны впускного и выпускного коллектора и создаётся вакуум. Если клапана плохо притёрты, то будет недостаточное разряжение на манометре, так как через клапаны прорывается воздух. Такого не должно быть.
Другим способом проверки, который доступен в любом гараже, является проверка керосином. Клапана вставляются на свои места, головку ложат камерой сгорания вверх, а сверху заливают керосином. По приданию, если за ночь керосин весь не вытечет (или если совсем не вытечет? Ходят разные мнения), то клапана притёрты правильно. Но нестыковка в том, что двигателю нет никакой разницы, прольётся керосин или нет, через сопряжения воздух может как прорываться, так и нет, поэтому данным методом проверки можно пренебречь.
Ещё один простой способ- проверить на равномерность распределения маркирующего вещества. На рабочей кромке седла клапана рисуют радиальные риски по всей окружности. Потом вставляют клапан, прижимают и делают вращательные движения. Потом клапан вынимают и смотрят, какой образовался узор: если риски стёрлись и закрашена вся поверхность седла равномерно, то нормально, может работать, если есть какие-то неровности- продолжаем притирку.
Как выглядит притертый клапан
Под притиркой клапана подразумевается процедура, обеспечивающая правильную посадку для впускных и выпускных клапанов в цилиндрах двигателя. Зачастую данная процедура выполняется после проведения капитального ремонта двигателя или в случае обновления клапанов. Клапаны обеспечивают максимальную герметичность в камере сгорания, за счет чего гарантируется нормальное функционирование двигателя и его технических характеристик, также гарантирован высокий уровень сжатия и эффективная работа двигателя. На клапане после притирки не должно остаться совершенно никаких линий, а поверхность должна равномерно и аккуратно закраситься. Если были замечены какие-либо дефекты, то притирку рекомендуется провести повторно.
Наконец, притирка клапана является одним из средств повышения эффективности двигателя автомобиля. По мере того, как двигатель улучшит свою производительность, он повысит топливную эффективность. Сжигание топлива будет значительно улучшено.
Проверка работоспособности
Есть три способа проверки правильности притирки клапана.
- С помощью вакуум-тестера. Самый надёжный и простой вариант. Подключите инструмент к каждому отверстию со сторон впускного и выпускного коллекторов. Теперь используйте его. Если клапана притёрты плохо, уровень разряжения на манометре будет недостаточным.
- С помощью керосина. Установите клапана на место, положите головку вверх камерой сгорания и налейте сверху керосин. Оставьте их так на несколько часов. Если керосин не вытек — всё в порядке. Эксперты не рекомендуют использовать этот метод, так как он не слишком надёжен.
- С помощью карандаша. Рисуем радиальные линии по всей окружности рабочей кромки седла клапана. Устанавливаем клапан на место, крепко прижимаем его и вращаем по кругу. Достаём изделие и смотрим на узор. Если линии стёрлись и равномерно закрасили поверхность — всё в порядке. Если имеются неровности — притирка выполнена неправильно.
Подведем итоги
Итак, как видно из всего вышесказанного, притирка – процедура ответственная, трудоемкая, но крайне необходимая для хорошей работы двигателя не только после ремонта, но и после пробега свыше 60 000 километров. Невыясненным остался лишь вопрос: нужно ли притирать клапана на новой головке.
Что касается такого случая, есть два варианта: если головка абсолютно новая и приобреталась полностью укомплектованной, то можно не притирать. Во всяком случае, специалисты говорят, что делать это не обязательно. Однако если приобреталась головка отдельно от клапанов, то притирка понадобится. Опять же, в любом случае перед ее установкой герметичность прилегания тарелок можно всегда проверить уже известным способом, то есть при помощи заливания бензина или керосина в ГБЦ или коллекторы.
Процесс шлифовки ГБЦ
Снимать головку блоков цилиндров для каждого автомобиля разный и описывать его нет смысла. Но стоит понимать, для этого понадобится слить масло, охлаждающую жидкость, снять все, что мешает, ну и запастись новыми расходниками.
Сняв ГБЦ, становится много вопросов, сколько стоит шлифовать её, как это стоит делать и как проверить результат. Но все не настолько страшно как кажется на первый взгляд. Не лишним будет при шлифовке проверить клапана и заменить сальники клапанов. Это делают для того, чтоб после сбора не пришлось притирать прогоревший клапан.
Для начала шлифовки нам понадобится точильный камень или ему подобное, чтоб ровно, точно и без изгибов снимать неровные слои. Далее стоит взять кусок стекла по размерам ГБЦ и немного дизельного топлива, так как оно имеет свойства не высыхать быстро. После небольшой шлифовки протираем тонким слоем всю поверхность ГБЦ дизтопливом и прикладываем чистое и сухое стекло. Оно сразу покажет, где еще есть зазор, а где переборщили с процессом.
Стоит знать, что шлифуя ГБЦ, движения шлифовальным камнем должны быть плавными в виде нуля или восьмерки, но никак не прямые и резкие. В результате должна получиться зеркальная и полностью ровная поверхность, после этого можно смело устанавливать на место и собирать двигатель.
Цена шлифовки ГБЦ
Во многом стоимость подобной процедуры будет зависеть от выбранного способа и марки двигателя. Стоит помнить, чем дороже автомобиль и больше двигатель, тем дороже обойдется процедура.
На специальном станке, такая процедура будет стоить от 800 рублей за 1 цилиндр, ручная работа будет дешевле, порядка 500 рублей за цилиндр. Но стоит помнить, если дело ведет не профессионал, то при ручной шлифовке ГБЦ могут быть допущены ошибки. Через время снова понадобится повторять процедуру.
Видео шлифовки ГБЦ:
Инструкция
Станок для шлифовки
Своими руками произвести этот процесс навряд ли получится, поскольку, как видно на видео, для этого необходимо фрезерный станок. Тем не менее, мы все-таки ознакомим вас с технологией этого процесса, чтобы вы имели представление о нем.
Когда ГБЦ демонтируется с мотора на станок, в первую очередь вопрос, который возникает, касается толщины фрезеровки. В данном случае вы должны ознакомиться с самой максимальной ремонтной глубиной фрезеровки поверхности, а это прописано в сервисной книжке к вашему авто. Если вы будете соблюдать все нюансы этого вопроса, то проблем с дальнейшим функционированием мотора у вас не возникнет. Кроме того, когда вы узнаете нужную толщину, вам обязательно следует сказать об этом специалисту, который будет производить фрезеровку на станке, чтобы он выбрал прокладку нужно толщины.
Также мы рекомендуем осуществить замену сальников клапанов и протереть сами клапана. Желательно это сделать до начала работы, чтобы не пришлось после этого протирать прогоревшие элементы. Также следует отметить, что это позволит увеличить мощность мотора, а покупать новые элементы вовсе не обязательно, вполне можно использовать и старые. Разумеется, если их состояние не печальное.
Необходимо зачистить и внутреннюю поверхность ГБЦ от остатков прокладки. Это осуществляется с помощью обычного ножика или точильного камня. Учтите, что движения, которые вы осуществляете для удаления остатков прокладки, должны быть выполнены в форме нули или восьмерки. Также они должны быть плавными. Когда все остатки будут удалены, вы сможете увидеть, насколько искривилась головка, поэтому обрабатывать ГБЦ нужно до того момента, как не исправятся все неровные участки. По итогу вы должны получить как можно наиболее ровную и зеркальную плоскость узла, что позволит обеспечить наиболее максимальное уплотнение.
Как вы понимаете, в домашних условиях осуществить этот процесс вряд ли выйдет должным образом, поэтому советуем вам обратиться за помощью к профессионалам.
Шлифовка головки блока цилиндров в гаражных условиях: ожидания и реалии
Каждый опытный автомобилист, который когда-либо сталкивался с ремонтом головки блока цилиндров знает, что эта часть является одной из самых специфических в устройстве авто. Собственно, именно этому узлу и посвящен наш материал. Сегодня мы вам расскажем, как осуществляется шлифовка головки блока цилиндров в домашних условиях с видео, когда это нужно и что необходимо учесть перед началом работ.