Притирка клапана считается простой технологической операцией пригонки фаски грибка клапана к седлу. Этот процесс актуален в случае ремонта старого клапана. Также производится притирка при обновлении клапана. Во время процедуры на фаску клапана наносят специальную пасту или наждак с маслом. Происходит весь процесс с помощью колебательного движения воротка. Параллельно весь процесс продолжается пока не будет получен серый цвет фаски клапана и седла. В автосервисе для процедуры используют специальный станок, который обрабатывает сразу 3-5 изделий. Также произвести притирку можно самостоятельно без обращения к специалистам.
Что такое притирка и зачем притирать клапана
Притиркой клапана в основном шлифуется по поверхности клапанов (которые позволяют топливу и воздуху свободно поступать) и в месте, где они соприкасаются друг с другом. Это делается путем нанесения специальной пасты на края клапанов. В итоге получается идеальная герметичность, которая предотвратит выход газов во время использования двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания работает путем достижения определенной степени сжатия, которая отличается между моделями, и сжигания воздушно-топливной смеси, которая сжимается до определенного объема, устанавливаемого коэффициентом сжатия. И если топливно-воздушная смесь протекает через седло, объем воздушно-топливной смеси изменится, а процесс сгорания не будет точным, что приведет к снижению производительности двигателя.
Преимущества процедуры:
- Создает максимальное уплотнение между клапаном и головкой, которое предотвратит выход газов во время работы двигателя.
- Большая площадь контакта обеспечивает рассеивание тепла от клапанов к головке, что предотвратит сгорание клапанов.
В результате весь процесс приведет к получению более тонких поверхностей, устранению незначительных дефектов, созданию более надёжной герметичности.
Что необходимо для притирки
Все инструменты для притирки работают одинаково. Это означает, что инструмент крепится к головке клапана, притирочная смесь наносится на седло клапана или на поверхность, а инструмент поворачивается в разные стороны, чтобы обеспечить прочную фиксацию.
Также для процедуры потребуется:
- керосин;
- притирочная паста;
- пружина, по наружному диаметру, которая проходит напрямую в седла клапана.
Приспособления для притирки клапанов
Существуют определенные приспособления для притирки клапанов. О них речь пойдет ниже.
Итак, приспособления, которые используются для притирки клапанов своими руками:
- Сухая ткань. Необходима для того, чтобы протирать обработанные поверхности.
- Растворитель. Специальное средство, которое обеспечивает качественную очистку рабочих поверхностей.
- Шланг и пружина. У пружин обязательно должна быть достаточно пониженная жесткость. Их диаметр составляет 2 или 3 миллиметра, он немного больше диаметра штока клапана. Его можно положить на стержень. Также можно использовать небольшой зажим для надежного закрепления. Также нужен короткий металлический стержень с диаметром, похожим на поршневой стержень, чтобы он свободно помещался в резиновый шланг.
- Керосин. Используется во всех процедурах притирки.
Необходимо также хорошо проверить притирку после совершения процедуры. Очень важно провести процедуру очень качественно.
Инструменты для притирки клапанов
К основным инструментам для притирки клапанов относится:
- Ручной держатель клапана. Один из самых наиболее часто использовавшихся инструмент. Зачастую держатель идет в комплекте со специальной пастой для шлифования клапанов. Также купить этот инструмент можно отдельно в любом магазине автозапчастей.
- Дрель или электрическая отвертка. С учетом того, что данная процедура всегда производится в двух направлениях вращения, многие предпочитают воспользоваться дрелью. Дрель, которая вращается сразу в двух направлениях и обеспечивает более эффективную притирку. Также для этих целей некоторые выбирают электрическую отвертку. По принципу действия она очень похожа на дрель.
- Притирочная паста для клапанов. Можно купить готовый состав в автомобильных мастерских. Если есть какие-то знания и навыки, то сэкономить и можно сделать ее своими руками.
Состав притирочной пасты
Основными компонентами паст для притирки клапанов являются:
- Масло, повышающее теплоёмкость и уменьшающее температуру на притираемых поверхностях. Некоторые пасты, с целью снижения вязкости, производят на водной основе.
- Мелкодисперсный абразив, производящий полировку.
- Антиокислительные вещества, снижающие механохимический износ.
- Ингибиторы коррозии, положительно влияющие на долговечность клапана.
- Осветляющие составы.
Эффективность любой притирочной пасты для клапанов определяется видом абразива. Используются карборунд, алмазная крошка, диоксид кремния, стекло, окись алюминия, а также карбиды кремния и бора.
Притирочная паста для клапанов классифицируется от грубо- до мелкозернистой. В грубозернистой пасте абразивные частицы достаточно крупные, поэтому она используется для грубой притирки. Чем выше показатель зернистости притирочной пасты, тем более тонкую притирку можно ею выполнить.
Масло и шлифовальная паста имеют противоположные функции: в то время как абразив увеличивает трение, масло стремится уменьшить его, ограничивая одновременно режущее воздействие. Масло (или вода) являются также основой, в которой происходит перемещение абразивных частиц при притирке.
Некоторые пользователи самовольно снижают исходную вязкость пасты, что недопустимо: в результате уменьшается нагружающее усилие и режущее воздействие абразивных частиц на притираемые поверхности. Сами же частицы быстрее вымываются, что приводит к росту расхода притирочного состава.
Методы притирки клапанов
Данная процедура вполне успешно может быть выполнена без посещения автомастерской, однако для этого требуются некоторые механические навыки.
Ручной метод притирки
В целях технического обслуживания притирка клапанов считается обязательной процедурой. Большинство современных двигателей не нуждаются в притирке клапанов, потому что они изготовлены из алюминия, а в случае повреждения деталей двигателя риск замены клапана выше. Однако на ВАЗ 2109 это необходимая процедура.
Итак, как выглядит притирка клапанов ваз 2109:
- Нужно снять клапаны с головки. Начинают всегда именно со снятия клапанов с головки. Рекомендуется воспользоваться этим и удалить любые углеродные отложения с помощью латунной проволочной щетки. Потребуется ли повторное измельчение, зависит от состояния головки, но в этом случае будут установлены и захлопнуты новые клапаны для создания идеального уплотнения. В комплекте клапанных лапперов могут быть специальные инструменты для притирки клапанов, есть также варианты с четырьмя присосками для различных размеров клапанов.
- Затем нужно аккуратно вставить клапан. Следует убедиться, что клапан максимально чистый, прежде чем наносить небольшое количество шлифовальной пасты на его поверхность. Нужно вставить этот клапан в порт, к которому он принадлежит, и прижать соответствующую присоску к головке клапана — немного воды или смазки хорошо зафиксируют его на месте.
- Определить изменения тона. Теперь просто нужно повернуть клапан, потирая его между руками, и прислушаться к изменению тона от громкого шлифовального звука. Когда тон изменится, нужно будет поднять клапан и снова распределить пасту по лицевой стороне клапана.
- Следует продолжать делать это до тех пор, пока поверхность клапана не станет равномерно яркой и блестящей без признаков тусклых пятен. Важно тщательно очистить каждый клапан и головку, а после этого установить клапан на место.
- Готово! Это все, что требуется для самостоятельной притирки клапанов.
Притирка клапанов дрелью
Использовать дрель для притирки — отличное решение для экономии времени и усилий.
- Нужно взять предварительно подготовленный металлический стержень.
- На стержень следует положить шланг из резины того же диаметра. Рекомендуется для этого использовать зажим.
- Требуется зафиксировать его к металлическому стержню в патроне или к электрической отвертке.
- Положить пружину на шток клапана и установить ее на сиденье.
- Нужно убрать клапан из головки цилиндра и распределить аккуратно притирочную пасту по всей поверхность его пластины.
- Вставить шток клапана в резиновый шланг и, при необходимости, использовать зажим того же диаметра для лучшего крепления.
- Использовать сверло на низкой скорости и шлифовать клапан, перемещая сверло вперед-назад. В итоге установленная пружина будет особенно эффективна. После этого нужно повернуть движение сверла в противоположном направлении, пока на корпусе клапана не появится матовая поверхность.
- После притирки требуется протереть клапан от остатков пасты, предпочтительно растворителем. Необходимо удалить пасту не только с пластины клапана, но и с его седла. Не стоит менять клапаны, потому что притирка выполняется для каждого клапана индивидуально.
Как правильно притереть клапана с помощью пневматического инструмента вращательным методом
Еще один способ, с помощью которого можно притереть клапан — использовать пневматический инструмент. Такие инструменты хорошо работают при удалении топливных и масляных загрязнений. При выполнении этой процедуры обязательно нужно распылять очиститель только в наконечник датчика и отверстия по бокам. Можно использовать клейкую ленту, чтобы покрыть разъемы на концах и предотвратить их распыление. Для использования инструмента необходимо подключиться к источнику сжатого воздуха. На штифт требуется поставить присоску подходящих размеров, которая после будет установлена на тарелку клапана. Это самый простой способ для чистки, так как он обеспечивает хороший результат за короткий промежуток времени.
Как притереть клапана на 16 клапанном двигателе с помощью пневмомашинки методом пристукивания
Самостоятельная притирка клапана может быть подвержена ошибкам. Вот почему рекомендуется использовать пневмомашинку, которая сделает это автоматически. Притирка клапанов своими руками возможна с помощью пневмомашинки. В таком случае клапан будет очищаться не вращательными движениями, а только постукиванием. Этот метод напоминает настоящую работу двигателя.
Итак, как выглядит весь процесс пошагово:
- На шток приспособления нужно поставить одну из присосок (идет в комплекте).
- Следует надежно закрепить присоску на тарелке клапана.
- При помощи колесика можно контролировать работу инструмента.
- Инструмент имеет колесико для того, чтобы контролировать частоту оборотов.
- Притирка происходит с помощью постоянного повторения возвратно-поступательных движений.
Для данного метода не требуются каких-то особых навыков. Если опыта нет, то научиться можно в процессе притирки. Кроме того, этот метод полностью гарантирует высокую эффективность и безопасность. При использовании этой машинки можно не беспокоиться о рисках испортить детали или пострадать самому.
Благодаря повторению работы клапана в двигателе происходит максимально точное притирание.
Притирка новых клапанов
Притирка клапана считается неотъемлемой частью восстановления двигателя и должна выполняться даже при установке новых клапанов, чтобы соответствовать их головке. Соответственно, новые клапана также могут быть подвержены притирке.
Нужно ли притирать клапана на новой гбц
К подбору клапанов на новую Гбц нужно отнестись с особым вниманием. Следует поставить качественные варианты и не экономить на их покупке. В таком случае ничего делать не нужно будет. Однако некоторые предпочитают все же проводить притирку, но в данном случае она не обязательна.
Притирка клапанов своими руками видео
Ниже представлены видео, с помощью которых можно самостоятельно выполнить притирку клапанов без помощи специалистов.
Станок для шлифовки тарелки клапанов — logbook Ford Sierra 1984 on DRIVE2
Никому не верю, поэтому решил править тарелки клапанов сам.
Купил в магазине подходящий кронштейн, подшипники. Начало положено.
На базаре купил моторчик от советского видеомагнитофона для организации привода вращения клапана.
Закрепил моторчик сзади. В качестве пассика использовал кусок камеры от велосипеда.
Пассик хорошо прижимает клапан к роликам.
Проба вращения клапана от встроенного моторчика —
С помощью металлической пластинки соорудил ограничитель перемещения клапана.
С помощью другой металлической пластинки организовал прижим клапана сверху.
Теперь клапану некуда деваться. Только вращаться.
Саму шлифовку клапана организовал двумя способами.
Первый способ — дрель со шлифовальной насадкой. Преимущество — регулируемые обороты вращения. Поскольку обороты дрели практически полностью совпадают с оборотами моторчика привода клапана, я выбрал этот вариант как окончательный.
Второй вариант — электроточило. Преимущество — бесшумность, возможность раскрутить его от вращающегося клапана без подключения к сети 220 V.
Электроточило специально слегка наклонил, чтобы шлифовать под небольшим углом к плоскости вращения клапана.
Вот результат. Больше глубокой канавки нет.
Вид клапана после более тонкой шлифовки.
Притирка получается неплохо.
А это зкспериментальный клапан с большой шероховатостью фаски после шлифовки.
В любом случае, без правки камня ничего не получится. Я на решение этой проблемы убил уйму времени. Вот такой инструмент меня спас. Просто и надёжно. Даже не верил, что получится.
Как проверить притирку клапанов
Если есть дефекты в уплотнении и седлах клапана, то воздушно-топливная смесь может попасть в камеры сгорания. Это приведет к снижению производительности двигателя. Поэтому проведению детальной проверки совершенной притирки клапанов следует уделить особое внимание.
Во время притирки клапана важно наблюдать за зоной седла клапана. Это поможет понять требуется ли дальнейшая притирка клапана. После процесса притирки клапана наиболее распространенным способом проверки считается метод с использованием бензина. После завершения работы нужно поместить клапан в точное место в головке цилиндра и залить бензин в шток клапана. Затем наблюдается утечка бензина. Если бензин протекает через седло клапана, то можно прийти к выводу, что работа не увенчалась успехом. Если бензин не протекает через седло клапана, то можно сказать, что процедура была выполнена правильно.
Проверка герметичности клапанов после притирки с помощью клапана EGR
Проверка требует, чтобы при холостых оборотах двигателя клапан был отсоединён от шланга, по которому идет разрежение (вакуум). При наличии вакуумного насоса можно его подсоединить к отверстию клапана. За счет этого будет создано разрежение. Если есть неисправности и проблемы, то двигатель будет «задыхаться» и обороты резко снизятся.
Проверка компрессором
Чтобы убедиться в том, что была произведена правильная притирка клапанов, рекомендуется прибегнуть к методу проверки компрессором. Это самый быстрый способ. Нужно замерить компрессию, залить в свечное отделение около 20г масла и провести замер. Если показатели компрессора увеличились, то все с клапанами нормально.
Почему руками плохо?
Минус такой обработки- качество, что значительно влияет на надёжность. Обычно после данного вида обработки двигатель проходит 10-20 000 км, а потом снова надо ремонтировать. Но и этот пробег двигатель будет работать неустойчиво- прорыв газов неизбежен. Это обусловлено тем, что невозможно правильно отцентровать клапан относительно седла при притирке. Поэтому, если есть возможность обработать деталь на профессиональном оборудовании, не стоит искать халявы и делать механическую обработку «на коленке», не забывайте- «Краилово-ведет к попадалову»(с).
Как выглядит притертый клапан
Под притиркой клапана подразумевается процедура, обеспечивающая правильную посадку для впускных и выпускных клапанов в цилиндрах двигателя. Зачастую данная процедура выполняется после проведения капитального ремонта двигателя или в случае обновления клапанов. Клапаны обеспечивают максимальную герметичность в камере сгорания, за счет чего гарантируется нормальное функционирование двигателя и его технических характеристик, также гарантирован высокий уровень сжатия и эффективная работа двигателя. На клапане после притирки не должно остаться совершенно никаких линий, а поверхность должна равномерно и аккуратно закраситься. Если были замечены какие-либо дефекты, то притирку рекомендуется провести повторно.
Наконец, притирка клапана является одним из средств повышения эффективности двигателя автомобиля. По мере того, как двигатель улучшит свою производительность, он повысит топливную эффективность. Сжигание топлива будет значительно улучшено.
Общие сведения о притирочной пасте
Притирочная паста используется для притирки клапанов, которые входят в состав двигателей внутреннего сгорания. Процедура притирки улучшает физико-технические характеристики клапанов (прочность, упругость, твердость, отсутствие трещин), а также позволяет увеличить срок годности клапана. Притирка выполняется в трех случаях:
- Замена старых клапанов на новые. Притирка снижает риск образования трещин. Такая обработка минимизирует контакт поверхности металла с жидкостями, что снижает риск образования накипи, ржавчины.
- Капитальный ремонт авто или двигателя. В случае длительной эксплуатации двигателя на клапанах образуется накипь, которая негативно влияет на технико-эксплуатационные характеристики детали. Если деталь является старой, ее можно заменить. Если же деталь находится в хорошем состоянии, ее можно лишь обработать ПП — в таком случае замену выполнять не придется.
- Срочный ремонт авто или двигателя. Механические повреждения при ДТП распространяются по автомобилю неравномерно. Если двигатель получил легкие повреждения, то можно не выполнять замену клапанов — можно только обработать их притирочной пастой, которая укрепит детали, сделав их более крепкими, надежными.
ПП бывает двух типов — самодельная и фабричная. Самодельные смеси изготавливаются из подручных материалов, а их себестоимость является низкой. Однако у таких смесей есть крупный недостаток — качество подобных ПП находится на низком уровне, что снижает их функциональные свойства. Сегодня большой выбор фабричных смесей, которые содержат множество полезных компонентов, оказывающих комплексное воздействие на детали мотора.
ПП отличаются по массе параметров — зернистость, вязкость, тип, наличие дополнительных присадок, марка, объем упаковки. В России в продаже имеется различная притирочная паста для клапанов. Базовые популярные марки — ВМП Классическая, ВМП Профессиональная, ABRO GP-201, абразивно-притирочная смесь Done Deal, ГОИ. Покупку следует делать с учетом технических характеристик Вашего двигателя. В идеале подбором ПП должен заниматься работник автомастерской, у которого есть соответствующий опыт, квалификация.