Как узнать, что шаровая опора разбита
На неисправность элемента подвески может указывать один из четырех основных признаков, а именно:
- Во время езды по неровностям дорог от передних арок доносится отчетливый стук. Его интенсивность зависит от скорости передвижения.
- При езде по ровному прямому участку дороги машина начинает плавать из стороны в сторону.
- При повороте руля в одно из направлений шаровая издает скрип.
- Передние шины неравномерно изнашиваются, а точнее больший износ имеет то колесо, на котором установлена разбитая шаровая. Покрышка больше стирается со внутренней стороны.
В случае выявления хоть одного из перечисленных признаков, рекомендуется незамедлительно проверить элементы подвески транспортного средства, а именно шаровые опоры. Диагностику нужно проводить как можно раньше. Таким образом вы сэкономите на ремонте и сохраните жизнь и здоровье свое и своих пассажиров.
Признаки неисправности
Хорошо, что есть признаки, по которым удается определить начало износа или повреждения шаровой. Ниже опишем самые распространенные симптомы:
- стук из‐под передних колес при езде по ямам, кочкам — как правило, это указывает на износ стержня или недостаток литола;
- виляние автомобиля на трассе — обычно вызывается свободным ходом пальца (рыскает машина тем больше, чем выше скорость);
- потеря развала-схождения — это происходит на том колесе, где опора выходит из строя (проверяется на стенде в автосервисе, на глаз такие изменения не заметны);
- неодинаковый износ шин — если теряется развал‐схождение, то покрышки и стираются неравномерно, ведь колесо стоит не ровно к поверхности полотна, а под углом;
- скрип во время поворота руля — редкий для шаровой симптом, но тоже встречается;
- изменение направления движения во время торможения — машина обычно сворачивает чуток набок, как раз со стороны поломанного шарнира (одновременно с этим бывают слышны щелчки).
Если вы заметили эти признаки износа, действуйте незамедлительно. Поезжайте в ближайший автосервис и диагностируйте шаровые опоры.
Почему выходит из строя шаровая опора
Причин выхода из строя шарнира может быть всего четыре, к ним относятся следующие:
- Естественный износ деталей. Стоит заметить, что ресурс может отличаться в зависимости от изготовителя и правильности эксплуатации. Раньше указанных сроков выходят только некачественные детали, которые изготавливались с нарушением технологий. Они стоят намного дешевле оригинальных запчастей, поэтому пользуются популярностью среди многих автовладельцев, несмотря на опасность их использования. Но даже самая надежная деталь через 120 000 км пробега выйдет из строя. Если учесть влияние дополнительных факторов, таких как плохое дорожное покрытие, отсутствие своевременного обслуживания, частая езда на больших скоростях, по грязи, пыли и прочее, то ресурс снижается еще больше.
- Повреждение пыльника. Эта деталь выполняет защитную функцию, препятствуя попаданию внутрь конструкции влаги, пыли, грязи и т.п. Следует периодически проверять пыльник на наличие повреждений. Если таковые будут выявлены, расходник нужно немедленно заменить и смазать специальной смазкой.
- Повышенные нагрузки на шаровую опору. Могут быть вызваны агрессивным стилем вождения и быстрой ездой. У нас не так много дорог, где можно разгоняться автомобиль до 150-200 км/ч. Поэтому водить рекомендуется аккуратно. При заезде в яму основную динамическую нагрузку принимает на себя именно шаровая опора. То же самое происходит, когда водитель перегружает свое транспортное средство большими весами или берет на буксир другой автомобиль, который по массе превышает допустимые нормы.
- Пересыхание смазки. Внутри механизма обязательно должна находится смазка. Со временем она может высохнуть или испариться. Чаще это происходит по причине повреждения пыльника. Не забывайте периодически добавлять «Литол» при помощи шприца или специального оборудования.
Во избежание преждевременного выхода из строя шарового шарнира не жалейте денег на оригинальные детали.
Некачественные аналоги от малоизвестных брендов по низкой цене лучше не покупать вовсе. Они имеют очень короткие эксплуатационные сроки, к тому же небезопасны в использовании.
Конструктивные особенности
Если разобрать старую, изношенную шаровую опору, то можно увидеть несколько элементов:
- торчащий из корпуса стержень с резьбой и поперечным отверстием на конце – палец. Он изготовлен из высокопрочной стали, шаг резьбы очень мелкий;
- на палец одета защита из резины – пыльник, имеющая в нижней части металлическое кольцо для плотного прилегания к основанию. Она защищает шарнир от попадания сторонних предметов, воды, грязи, дорожной пыли;
- палец соединен с шаром, это одна неразъемная запчасть;
- вокруг шара расположены пластиковые вкладыши. Они фиксируют его положение, устраняют зазоры, обеспечивают необходимое перемещение, повороты;
- шар, вставлен в корпус шаровой опоры. Для крепления к рычагу имеется три отверстия. Если модель обслуживаемая, то в нее снизу вкручивают масленку для добавления смазочного материала.
В каком случае начинает стучать шаровая опора
Стук элемента подвески может появиться только при возникновении большого люфта, из-за сильного износа детали. Как мы уже выяснили, узнать о неисправности можно при передвижении по неровностям дороги, во время поворотов, торможения и т.д.
Но стоит понимать, что не каждый стук колеса может быть вызван износом шаровой опоры. Например, когда вы слышите этот звук на автомобиле с передним приводом только во время поворота, то это может указывать на сильный износ ШРУСов.
Но если симптомы указывают на неисправность шаровой, не стоит затягивать с проверкой. Провести диагностику можно даже в полевых условиях без ямы и домкрата. Об этом мы поговорим чуть ниже. Первым делом, нужно определить какой именно тип шаровой установлен на вашем автомобиле.
Типы подвесок
От того, какой конструкции установлен этот элемент подвески, может зависеть и способ его проверки. Всего встречается два вида подвесок:
- Однорычажная (Макферсон) – ее конструкционные особенности заключаются в том, что верхняя часть колеса и его ступица закреплены на стойке, а внизу оно опирается на рычаг, который соединен с шаровой опорой. Такой тип конструкции чаще встречается на недорогих автомобилях.
- Многорычажная – данный механизм предусматривает наличие сразу двух рычагов, а именно сверху и снизу, на которые закрепляется поворотный кулак. Так как в конструкции два рычага, то и шарниров тоже два – по одному на каждую сторону.
В подавляющем большинстве случаев на транспортных средствах установлены однорычажные типы подвески, но мы рассмотрим, как проверять оба варианта.
Методы проверок шаровых опор
На сегодня есть три способа самостоятельной проверки состояния шаровой опоры машины. В первом случае даже не потребуется снимать колесо и поддомкрачивать транспортное средство. Во втором потребуется домкрат – с его помощью поочередно вывешиваются колеса. И третий – с использованием подъемника. Последний вариант возможен только в условиях СТО или если у вас в гараже есть нужная установка. Именно при помощи подъемника можно получить наиболее достоверную информацию о состоянии шаровых опор авто.
К тому же способ диагностики может отличаться в зависимости от конструкции элемента подвески (однорычажная или многорычажная). Для начала рассмотрим, как проверить неисправность шаровой без использования подъемника, а ориентируясь по стуку, люфтам и степени износа.
Как проверяется шаровая опора
Далее по порядку рассмотрим алгоритм проверки шаровых опор разных конструкций. Сразу стоит оговориться, что во многом диагностика их схожа. Поэтому методы зачастую можно применять на разных конструкциях.
Проверка верхней шаровой опоры на авто
Чтобы проверить верхнюю многорычажную шаровую опору (или однорычажную) на возможный люфт, нужно сделать следующее:
- Загнать автомобиль на ровную площадку.
- Установить его на ручной тормоз.
- Попросить помощника выжать педаль тормоза. Если никого рядом нет, можно попытаться зафиксировать ее при помощи подручных средств – тяжелого предмета или упереть в педаль и сиденье монтировку. Это необходимо для исключения возможного появления люфта ступичного подшипника (если он есть).
- Взять руками верх колеса и попробовать его покачать из стороны в сторону, перпендикулярно направлению вращения (от себя/к себе).
Если люфт есть, то во время раскачивания он будет отчетливо ощущаться. Также в этот момент можно услышать скрип, хруст, щелчки и подобные звуки, исходящие со стороны шаровой опоры.
Важно! Такая проверка дает результаты только при значительном износе узла, на начальной стадии подобные действия могут не дать никакого результата.
Поэтому для получения более точной информации лучше все же воспользоваться домкратом. Алгоритм практически такой же, но только раскачивать колесо нужно со всех сторон (сверху, снизу и по бокам). Чтобы проделать это, возьмите одной рукой за верх колеса, а второй за низ. Раскачивайте его в горизонтальной плоскости.
В случае выявления посторонних звуков (скрипов, стуков, треска), шаровую нужно заменить на новую. Таким простым способом без снятия колеса и использования подъемника можно провести диагностику исправности элемента подвески.
Проверка нижней шаровой опоры авто
Как вы знаете, нижняя опора может быть только в многорычажной конструкции. Проверка проводится по тому же принципу, как и верхняя. Для получения более точного результата загоните транспортное средство на эстакаду или подъемник и выжмите педаль тормоза. Далее для проверки вам потребуется монтировка и домкрат. Этот метод, также подойдет и для однорычажной системы.
Для удобства осмотра машину загоняем на смотровую яму (подъемник, эстакаду). Алгоритм действий выглядит так:
- Транспортное средство устанавливается на ручной тормоз.
- В случае использования эстакады (смотровой ямы) проверяемое колесо вывешивается при помощи домкрата. В случае работы с подъемником, автомобиль поднимается на удобную для работы высоту.
- Затем очень аккуратно, чтобы не порвать пыльник, плоский конец монтировки просовывается между цапфой и рычагом опоры.
- Также аккуратно монтировка раскачивается в вертикальной плоскости. Таким образом нагружается и разгружается диагностируемый шарнир. В этом случае шаровой палец будет двигаться вверх и вниз.
Если узел полностью исправен, то люфта под монтировкой не будет. В противном случае вы увидите и ощутите неисправность сразу. Наличие даже незначительного люфта, указывает на выход из строя механизма и необходимость его замены.
Важно! Если вы выявили неисправность шаровой опоры с одной стороны, обязательно проверьте противоположную. Зачастую эти узлы выходят из строя попарно, хоть и сила износа отличается. Замена шаровых опор также проводится парами.
Что потребуется для самостоятельной проверки
В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле.
Для этого понадобится следующее:
- подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования;
- домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником;
- монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой;
- надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом;
- комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла;
- съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля.
Проверка нижней шаровой опоры без подъемника
Данный способ проверки возможен при использовании дополнительного упора. Подойдет пенек, шлакоблок, кирпичи и тому подобное. Главное, чтобы предмет выдержал вес автомобиля.
Первым делом нужно поддомкратить проверяемое колесо и подставить под шаровую опору упор, таким образом нагрузив этот узел. Если она исправна, колесо останется подвешенным и будет беспрепятственно вращаться. При этом от него не будет исходить никаких посторонних звуков. В случае появления стука, хруста, скрипа – можно судить о неисправности элемента подвески.
В некоторых автомобилях в конструкции предусмотрено специальное диагностическое отверстие. Оно необходимо для замера расстояния от поверхности шаровой опоры до основания пальца. Если такое имеется в конструкции вашей машины, перед проверкой посмотрите допуски в технической документации, приложенной к транспортному средству. Замер проводится измерительным прибором. При наличии такого отверстия, процесс диагностики значительно упрощается и ускоряется.
Замена
Заменить нижнюю шаровую опору передней подвески под силу даже начинающему автолюбителю. Рассмотрим процесс замены на примере автомобилей ВАЗ.
Готовимся к работе
Для работы нам потребуются:
- баллонный ключ;
- щетка по металлу;
- домкрат;
- ВД-40;
- торцовый и накидной ключи на 13;
- ключ рожковый на 22;
- раздвижные пассатижи;
- съемник шаровых опор.
ВНИМАНИЕ! Съемник шаровых опор стоит не дешево, но он существенно упрощает и ускоряет процесс замены
Эксперты рекомендуют использовать шаровые опоры , «Белмаг», «Белебей», «Кедр», Trek TRS Sport, которые продаются в комплекте с крепежом или без такового. Набор с крепежом стоит дороже, но и работать с ним удобнее. В этот набор, помимо шаровой опоры, входят гайка шарового пальца и три болта с гайками и граверами.
СПРАВКА. Верхние и нижние усиленные шаровые опоры внешне очень похожи друг на друга. Поэтому производители выбивают на них буквы «В» — верхняя и «Н» — нижняя
Перед установкой необходимо проверить наличие смазки под пыльником опоры. Если ее нет – добавляем, но без фанатизма, поскольку от избытка смазки пыльник может быстро порваться.
Ход работы
Подставляем под задние колеса антипокатные упоры, ставим автомобиль на передачу и на ручник. Ослабляем колесные болты, поднимаем автомобиль с помощью домкрата, окончательно откручиваем болты и снимаем колесо. Под кузов автомобиля устанавливаем страховку, для этого подойдет снятое колесо или деревянный брусок.
Если меняем левую опору, то выкручиваем рулевое колесо в крайнее левое положение, если правую опору – то в правое. Теперь берем щетку по металлу, очищаем шаровую и обрабатываем ее ВД-40 или тормозной жидкостью.
Берем в руки ключ на 22 и откручиваем гайку шарового пальца. Из-за особенностей конструкции поворотного кулака полностью открутить гайку не получится. С помощью ВД-40 обрабатываем резьбу шарового пальца и гайку. Закручиваем гайку и снова обрабатываем ее ВД-40. Циклы «открутил – полил ВД-40 – закрутил» повторяем до тех пор, пока гайка не начнет откручиваться без усилий.
Если замена производится без съемника для шаровых опор, то берем наставку из мягкого металла, кувалду и начинаем с силой бить по проушине поворотного кулака. Как правило, для распрессовки шаровой опоры достаточно нескольких сильных ударов. Если распрессовки не произошло, нужно терпеливо постукивать проушину до тех пор, пока усилия не увенчаются успехом. При наличии съемника демонтаж нижней шаровой опоры значительно упрощается и ускоряется.
После распрессовки пальца откручиваем крепежную гайку. Если гайка откручивается плохо, применяем схему «Открутил – полил ВД-40 – закрутил». После того, как гайка демонтирована, вооружаемся ключами на 13 и откручиваем болты, с помощью которых шаровая прикреплена к рычагу. Снимаем опору.
Очищаем нижний рычаг от грязи, осматриваем место посадки опоры на рычаге на предмет разломов и трещин. Если рычаг поврежден, то его следует заменить. Если все в порядке, значит устанавливаем новую опору, смазываем палец литолом, нигролом или моторным маслом и собираем детали в обратной последовательности.
Проверка пыльника шаровой опоры
Во время проведения диагностики шарового шарнира обязательно следует посмотреть на состояние пыльника. Это резиновый элемент, который препятствует попаданию внутрь механизма влаги, пыли и другого мусора с дороги в процессе эксплуатации автомобиля. Пыльник относится к расходным материалам, поэтому подлежит периодической замене.
Под воздействием перепада температур, времени и других факторов, резина постепенно рассыхается и на ее поверхности появляются трещины. Через них в узел начинает попадать пыль, песок и другой мусор. Смешиваясь со смазкой, он образует абразив, который будет мешать нормальной работе механизма и постепенно разрушать металлические поверхности опоры.
Именно поэтому важно периодически проверять пыльник на наличие трещин, мусора и качество смазки. В случае обнаружения повреждений, его нужно заменить новым. Иначе вы сокращаете сроки службы опоры. Проводя замену пыльника, полость нужно обязательно заполнить свежей смазкой – «Литолом», ШРБ-4 или аналогами.
Инструменты и приспособления
Для замены пыльника или всей шаровой на Hyundai Accent вам потребуется следующий инструмент:
- Набор ключей и головок.
- Съемник шаровой.
- Съемник наконечника тяги.
- Домкрат.
- Смазка WD-40.
- Щипцы для демонтажа стопорных колец.
Также необходимо приобрести следующие компоненты для замены:
- Шаровую для Акцента. Каталожный номер 54503-25A00, 54530-0U000. Цена в магазинах составляет 450-600 рублей.
- Если опора «живая», а имеются трещины в пыльнике, то достаточно поменять только их.
- Смазку типа Литол-24.
В комплекте с шаровой обычно идет небольшое количество смазки, но ее явно недостаточно. Поэтому заранее запаситесь такими мелочами. Стоимость пыльника, конечно, намного ниже. Но сразу оцените состояние подвески, можно параллельно произвести замену сайлентблоков рычага.
Альтернативный способ узнать о неисправности шаровой
Есть еще один нестандартный метод проверки. Он подходит для тех транспортных средств, у которых опора расположена пальцем вверх. Если в них попадет вода, то останется внутри, как в сосуде. Проникнуть туда она может только через уплотнение сальника.
Если на вашем автомобиле сложно добраться или снять шаровую опору, диагностировать неисправность поможет обычный медицинский шприц. Наберите в него 2-3 кубика жидкого масла, пробейте иглой пыльник и залейте в полость смазку.
Теперь сравните характер стука до заливки масла и после. Если он поменялся, шаровая опора вышла из строя и ее следует заменить. За отверстие, проделанное медицинской иглой можно не беспокоиться, вода через него не проникнет.
Проверка новой шаровой опоры
Большинство новых автомобильных деталей, не всегда выполнены в таком качестве, как того требует транспортное средство. В частности, это относится к бюджетным брендам и запчастям от неизвестных китайских производителей. Поэтому проверка шарового шарнира актуальна и для новых деталей.
Покупая в магазине первым делом осмотрите внешнее состояние. Если повреждений или дефектов не обнаружено, можно переходить дальше. Наиболее простой способ проверить новую или снятую шаровую опору – это перевернуть ее пальцем вниз. Если после этого его верхний конец опустился под собственным весом или, что еще хуже, палец выпал, то этого указывает на неисправность узла.
И даже если большого люфта сейчас не наблюдается, вскоре он появится. Также стоит пошевелить палец в разные стороны на посадочном месте. Перемещение не должно быть свободным и сопровождаться даже малейшим люфтом. Если для его выполнения вы прикладываете небольшое усилие, значит деталь исправна.
Иногда в магазинах встречаются шаровые механизмы, у которых палец перемещается довольно туго. Если эта деталь хорошего качества, то после смещения пальца в любую сторону, дальше он должен передвигаться легко. В противном случае от такой покупки стоит отказаться.
Еще один признак, указывающий на шарнир плохого качества – это наличие тавотницы или места для ее установки. У хорошей детали такого механизма быть не должно, так как это считается устаревшей технологией.
Справка. Тавотница – это старое название пресс-масленки. Оно происходит от названия смазочного материала, который сейчас не используется – тавот. Другими словами, это приспособление для подачи масла.
Помимо этого, на новой шаровой следует проверить исправность пыльника. На нем должны полностью отсутствовать какие-либо трещины и другие повреждения. Также стоит посмотреть наличие и количество смазки – важно чтобы ее было достаточно много. Если смазывающего материала мало, его нужно добавить самостоятельно при установке детали в автомобиль.
Такую же проверку можно проводить и с демонтированной шаровой, если по какой-либо причине вы сняли ее с транспортного средства. Хотелось бы сказать пару слов по поводу ремонта данной детали. Все современные шаровые опоры относятся к неремонтопригодным. А вот старые модели для авто марок «Москвич» либо «ВАЗ» часто изготовлены с возможностью восстановления работоспособности. Для этого нужно лишь заменить полимерный вкладыш.
Эксплуатационные сроки шаровых опор
На современных автомобилях устанавливаются шаровые шарниры, которые могут спокойно проработать до 100 000 км пробега. Однако при бережном управлении этот срок может быть значительно больше. На транспортных средствах, выпущенных более 20 лет назад, используются детали, выполненные по устаревшим технологиям. Их реальный срок службы не более 30 000 км пробега.
Раньше установленного времени шарнирная деталь может выйти только в случае механического повреждения и при частой езде по разбитым дорогам. Покупая некачественные запчасти стоит понимать, что их эксплуатационный срок значительно меньше указанного, к тому же она может сломаться в любой момент.
Ремонт шаровой опоры не предусмотрен.
Выбор детали
54530-31600 — оригинальный каталожный номер шаровой опоры для Хендай Акцент. При этом название может быть указано, как — несущий направляющий шарнир. Средняя цена на рынке составляет 1200 рублей за штуку.
Аналоги
Кроме оригинальных деталей мы можем увидеть, что есть список аналогов, которые можно применять на Акценте:
Производитель | Каталожный номер | Цена в рублях |
Delphi | TC1078 | 600 |
Moog | MI-BJ-10371 | 900 |
Lemforder | 29666 02 | 900 |
Monroe | L42010 | 900 |
Ruville | 918441 | 900 |
Blue Print | ADG08636 | 900 |
555 | SB-7232 | 900 |
Moog | HY-BJ-1630 | 900 |
TRW | JBJ287 | 1000 |
Febi | 41866 | 1000 |
Можно ли ездить с разбитой шаровой опорой
Конструкция шаровой опоры выполнена таким образом, чтобы исключить возможность выпадения пальца из отверстия даже при очень сильном износе. Полностью разрушиться деталь может только в крайних случаях. Например, под воздействие очень большого механического усилия на детали подвески либо при долгой эксплуатации транспортного средства с неисправным узлом.
Главная опасность езды с изношенной деталью, заключается в том, что во время торможения автомобиль сильно уводит в сторону. Также возникают трудности при вхождении в поворот. Такие изменения в управлении несут реальную угрозу попасть в ДТП.
Если шаровые шарниры начали стучать, нужно понимать, что управление таким транспортным средством несет опасность жизни и здоровью не только вам, но и окружающим. Появление даже незначительного скрипа или стука подвески при проезде по лежачим полицейским или неровностям дороги, должны настораживать автовладельца. Провести самую простую проверку можно даже в полевых условиях, для этого не нужно иметь специальных приспособлений и сложных устройств.