Крышка расширительного бака один из самых простых механизмов в автомобиле. При этом выход его из строя может привести к серьезным поломкам двигателя. У многих возникает вполне очевидный вопрос: «А что там может сломаться? Это же просто крышка». На самом деле даже на первых моделях авто расширительный бак оснащался надежным запором.
Любопытных автовладельцев при разборе крышки могло удивить наличие в ее конструкции пружин и клапанов. Возникает вопрос, а для чего такие сложности при закрытии емкости с охлаждающей жидкостью.
В этой статье попробуем разобраться с этим. Начнем с назначения, перейдем к признакам, а после узнаем, как проверить крышку расширительного бачка. В конце пара советов от специалистов.
Назначение крышки бачка
В системе охлаждения работающей силовой установки постепенно повышается давление. Вызвано это нагревом антифриза. Этот параметр требует постоянной корректировки. Именно для этого и нужна крышка расширительного бака.
Стабильно высокое или низкое давление может сместить температуру закипания жидкости. В обычных условиях вода вскипит при +100 °C, антифризу и тосолу нужно около 120 °C. Рабочая же температура двигателей современных автомобилей уже вплотную подошли к этому порогу.
При некоторых режимах работы охлаждающая жидкость быстро нагревается. Чтобы предотвратить перегрев мотора, нужно поднять температуру кипения жидкости. Для этого достаточно повысить давление в системе.
Это натолкнуло инженеров на мысль, что в целях препятствия кипения охлаждающей жидкости в двигателе, при непродолжительном, но сильном его перегреве, нужно поддерживать стабильное давление в пределах 1.1-1.5 кгс/см2. Такого показателя вполне достаточно, ведь при еще большем значении, конструкцию придется комплектовать более прочными и надежными элементами.
Крышка расширительного бачка поддерживает требуемое давление, и при необходимости впускает воздух в бачок или спускает лишний.
Признаки и возможные последствия неисправности детали
Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.
Закипание ОЖ автомобиля
Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.
Плачевные последствия:
- разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
- появление течи в основном или отопительном радиаторе;
- разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
- лопнувший расширительный бачок.
Появление течи в основном радиаторе
Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.
Конструкция крышки расширительного бачка
Запор к емкости должен прилегать плотно, без зазоров. Для лучшего соединения крышка комплектуется уплотнительной резинкой. Свинтив ее с бачка и взглянув на внутреннюю поверхность, можно увидеть своеобразный датчик регулировки давления.
Как уже упоминалось выше, в крышке имеется два клапана. Один предназначен для предотвращения перегрева двигателя, второй препятствует разгерметизации из-за возросшего давления.
Каждый из них получил название, соответствующее его назначению. На автомобилях ВАЗ клапан высокого давления называется предохранительным, низкого – вакуумным. Оба устройства находятся в состоянии покоя, пока значение давления не приблизится к предельной величине.
Стоит знать, что автовладельцы не всегда могут заметить неисправности в работе клапанов крышки. Визуальный осмотр в большинстве случаев не дает точную информацию об исправности устройств. А ведь поломка одного из клапанов чревата серьезными последствиями и может привести к дорогостоящему ремонту.
Проверка крышки на моделях ВАЗ 2108 – 2116
У каждого поколения автомобилей, начиная с «восьмерки», технология обследования пробки бачка системы не особо различается. Разберемся по порядку.
Осмотр элемента на ВАЗ 2108/2109
Строение «восьмерок» и «девяток» позволяет произвести проверку готовность работы клапанов крышки всего за 60 секунд.
Порядок действий такой:
- Открыть капот ВАЗа. Подождать пару минут, чтобы ДВС немного постоял после эксплуатации.
- Ослабить крышку бачка охлаждающего контура.
- Сжать подводящий патрубок, что есть силы.
- Одновременно со сжатием шланга затянуть пробку на горловине.
- Потом отпустить патрубок.
Выпрямляется после сжатия, с клапанами все в порядке и вам нечего бояться.
Диагностика пробки на ВАЗ 2110—2112
Технология проверки данной детали в точности такая же, как и всех моделях автомобилей марки ВАЗ. Главное, чем отличается: при открытии крышечки механизм, который установлен в ней, может выпадать.
К сведению: Признаки неисправностей датчика коленвала и его проверка
Это не признак неисправности, просто заводской дефект. Если его правильно не установить, то данный элемент контура, увы, недолго проработает.
Проверка детали для охлаждающего контура на ВАЗ 2113—2116
Все просто, товарищи автомобилисты:
- Запустить двигатель.
- Приоткрыть капот и начинать откручивать крышку бачка системы.
- Если при первых же манипуляциях из-под крышки доносится звук газов, все в порядке и не о чем волноваться.
Разработчики новых моделей русской марки создают более новые и сложные механизмы. Поэтому проверка работоспособности клапанов в кустарных условиях может не принести результатов. Придется в таком случае обращаться к специалистам в сервис. Там вам смогут продиагностировать крышку бачка охлаждающей системы при помощи специального оборудования.
Последствия выхода из строя крышки расширительного бачка
Это зависит от того какой из клапанов вышел из строя. При поломке механизма стравливания избыточного давления, в лучшем случае сорвет какой-либо патрубок и вытечет ОЖ. Если водитель этого не заметит, то двигатель очень быстро перегреется.
В худшем случае может разорвать расширительный бак, образуется трещина в радиаторе либо отопителе салона. В этом случае придется хорошо потратиться на ремонт.
Если предохранительный клапан заклинит в открытом положении, в системе не будет давления, нужного для нормальной работы охлаждения. Соответственно снизится температура кипения.
В случае выхода из строя вакуумного клапана последствия также могут быть неприятными. Это приведет к возникновению воздушной пробки, в итоге из печки будет дуть холодный воздух при хорошо прогретом двигателе. В холода это не прибавит комфорта при вождении.
Как устроена крышка и принцип её работы
Данный элемент имеет простое строение:
- Пластмассовая крышка (оболочка);
- 2 пружины с клапаном;
- Пробка с отверстиями;
- Резиновый уплотнитель.
Принцип работоспособности пробки также очень прост: в случае чрезмерного нагрева охлаждающего контура, регулятор спускает избыточное давление. Наоборот, если оно в контуре низкое, регулятор пропускает через себя атмосферный воздух, чтобы набрать давление. Благодаря впускному клапану, охлаждающий контур постоянен.
Если один из элементов охлаждающего контура окажется негерметичным, то в системе окажется воздух. В результате возникает воздушная пробка. К чему это приведет? Перегрев ДВС или нарушение циркуляции во всей системе.
Признаки неисправности крышки расширительного бачка
Выход из строя даже одного из клапанов крышки может привести к определенным неисправностям автомобиля и неудобствам вождения. На необходимость проверить работоспособность механизмов могут указать косвенные симптомы. К ним относятся следующие:
- из-под капота повалил густой белый дым;
- идет холодный воздух из печки при разогретом двигателе;
- сорвало хомуты на патрубках;
- разрыв трубок системы охлаждения;
- появилась трещина на радиаторе;
- разорвало расширительный бачок;
- сжались резиновые трубки.
Дым чаще появляется, если давление в системе превысило допустимое значение. Высокая температура двигателя и холодный воздух из печки указывают на его низкий показатель
Нормальное давление в системе охлаждения поддерживает оптимальную работу двигателя и обогревателя салона. Поломка крышки расширительного бака, ведет к росту температуры мотора, что влечет за собой выход из строя клапанов и цилиндров. Вернуть автомобилю рабочее состояние поможет только капремонт.
Способы проверки
Перед тем как проверить пробку расширительного бачка, необходимо знать, что в автосервисах для такой операции применяются специальные нагнетающие насосы. Они настроены таким образом, чтобы доводить проверку до критических значений сработки. Тогда будет видно, произошло ли открытие или закрытие в нужный момент.
Самостоятельное тестирование не всегда дает объективные показания. Однако при его проведении удается в большинстве случаев выявить потерю работоспособности узла.
Контроль эксплуатационных характеристик осуществляется следующим образом:
- На остывшем двигателе снимаем крышку и осматриваем для выявления сколов, трещин или пробоин. Все уплотнения должны быть пластичными и обеспечивать герметичность. Не должно быть механических повреждений.
- Даже если выявлены какие-то незначительные повреждения, то возвращаем все на свои места, плотно закручиваем и заводим мотор.
- Ожидаем, когда прогреется ДВС в течение нескольких минут и осторожно начинаем выкручивать крышку по резьбе. В том случае, когда послышится небольшой хлопок, аналогичный звуку открытия бутылки с напитком, нужно знать, что происходит сдерживание давления в системе.
- Внимательно проводим осмотр толстых гибких шланг системы охлаждения. Если замечено вдавливание их вовнутрь, то это признак того, что клапан стимулирует образование нежелательного вакуума внутри полостей.
Иногда проводят тест на проверку устранения минимального давления. Для этого вывинчиваем, снимаем крышку и сжимаем один из гибких толстых шлангов. Далее завинчиваем все на место и лишь после этого отпускаем шланг. При работоспособных клапанах шланг вернется в нормальное состояние, а в противном случае, останется сжатым.
Иногда после раскручивания клапан остается внутри бачка. Такая ситуация не является нормой, поэтому необходимо искать изделию работоспособную замену.
Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка
Во избежание ожогов, проверка проводится на полностью остывшем двигателе. К тому же у разогретый антифриз в радиаторе находится под давлением. При выкручивании пробки он может выплеснуться наружу и оставить серьезные ожоги.
Существует несколько методов проверки. Рассмотрим каждый из них:
- Визуальный осмотр – нужно внимательно осмотреть крышку, она не должна иметь следов повреждения (сколов, вмятин и т.д.). Если такие есть, то со временем в этом месте появится очаг коррозии и металла будет постепенно разрушаться. В этом случае крышку следует хорошо зачистить и покрасить заново. А лучше заменить испорченное изделие на новое.
- Проверка пружины – в каждой крышке есть пружины, которые относится к предохранительным клапанам. Для проверки их нужно сдавить пальцами. Если она не оказывает практически никакого сопротивления, значит вышла из строя. На разборной крышке можно заменить нерабочую пружину. Но чаще пробки необслуживаемые, поэтому потребуется купить новую.
- Проверка вакуумного клапана – его нужно потянуть пальцами так, чтобы он открылся. Затем бросить и посмотреть, как он вернулся в обратное положение. Также нужно внимательно осмотреть седло механизма на наличие в нем следов загрязнений и отложений. Если они имеются есть два решения. Первое – попробовать отчистить его. Второе – поставить новую крышку. Выбор метода решения зависит от степени загрязнения вакуумного клапана.
- Проверка клапана на срабатывание – для этого понадобится специальное оборудование. О нем мы поговорим чуть ниже.
Можно воспользоваться народным методом проверки крышки расширительного бака. Проводится он следующим образом: хорошо прогревается мотор и на незаглушенном автомобиле прощупывается патрубок радиатора. Если давление ощущается, значит крышка исправна, если легко сминается – клапан пропускает.
Есть еще один народный метод, но опытные водители подтвердят, что он не рабочий. Суть его заключается в следующем: на заведенном моторе нужно сдавить верхний патрубок рукой. Если крышка рабочая, то в этот момент в расширительном бачке поднимется уровень жидкости. Можно еще снять один конец патрубка и посмотреть, как будет вытекать жидкость. Но дело в том, что сжатие руками не создаст давления, требуемого для поднятия клапана.
Инструкции по проверке
Пытаться создать давление ртом, чтобы проверить на работоспособность потенциально вышедшую из строя клапанную крышку от расширительного бачка, обычно тщетно. Лучше отказаться от такой затеи. Иначе есть риск хлебнуть антифриза. А если он еще и горячий, то тут без визита в больницу не обойтись.
Проще всего выполнить проверку в автосервисе. Там имеются специальные насосы для создания давления. Они нагнетают нужное число атмосфер, что дает наглядно понять, срабатывает клапан или нет.
Но многих интересует именно самостоятельная проверка. Она также возможна.
Тут нужно действовать по определенному алгоритму.
- Сначала выключите двигатель, дайте ему некоторое время остыть, после чего аккуратно открутите крышку с бачка. Изучите ее состояние визуально. Любые среди разрывов уплотнителя, сколы и трещины говорят о необходимости замены;
- При отсутствии механических повреждений еще нет гарантии, что элемент исправен. Закрутите пробку на место, включите мотор на холостых оборотах;
Довольно простой, но эффективный способ самостоятельной проверки. Его преимущество заключается в том, что такой метод подойдет для любого автомобиля с системой жидкостного охлаждения двигателя.
Существуют альтернативные варианты диагностики, но они не всегда могут быть проведены из-за конструктивных особенностей мотора. Если вы можете дотянуться и достать до одного из толстых шлангов, идущих от бачка с ОЖ. Он сжимается, а перед этим откручивается пробка. Сжав шланг, закрутите пробку, и затем разожмите трубку. Если она примет исходную форму, клапан выполняет свои функции.
Несмотря на столь скромные размеры и внешнюю неприметность, такой элемент системы охлаждения оказывает огромное влияние на работоспособность всего двигателя. Потому обязательно следует запомнить причины, признаки и методы диагностики состояния клапанной пробки на расширительном бачке.
Спасибо всем, кто нас читает и оставляет комментарии! Продолжайте в том же духе! Ждем ваших отзывов и актуальных вопросов!
(
8 оценок, среднее: 3,88 из 5)
Проверка крышки с помощью подручных средств
Провести проверку работоспособности клапанов на крышке довольно просто при наличии нужных инструментов. Для начала требуется отсоединить любой патрубок системы охлаждения. Затем при помощи компрессора с манометром (это поможет узнать точное давление сброса) нужно подать воздух в систему. Шипение из крышки укажет на то, что клапан открылся.
Обратите внимание: если клапан не спустил воздух, не рекомендуется быстро сбрасывать давление, так как при открытии крышки или отсоединении патрубка может выплеснуться антифриз. В нормальных условиях этому препятствует клапан.
Проверка проводится в два этапа:
- Сначала пальцем приподымается пятачок механизма. Идеально если он передвигается с приложением минимальных усилий (практически без сопротивления).
- На холодном моторе на свое посадочное место устанавливается крышка. Затем отсоединяется патрубок, идущий к расширительному бачку и через него подуть в радиатор. Клапан срабатывает при небольшом избыточном давлении, поэтому у любого человека получится создать его. Если крышка в рабочем состоянии, вы услышите характерное шипение при выходе воздуха.
Важно! Для такой процедуры лучше использовать компрессор, если он есть, иначе вы рискуете хлебнуть антифриза.
Что необычного в крышке бачка с охлаждающей жидкостью
Казалось бы, обычная пробка, которая закрывает емкость с жидкостью, но в основном весь негатив исходит из-за не ликвидности этого элемента ДВС. В данном элементе системы присутствуют 2 клапанных механизма (регулятора). Один сбрасывает избыточное давление, а другой наоборот, нагнетает воздух для увеличения давления.
Статья по теме: Как удалить воздух из системы охлаждения автомобиля
Когда система нагревается при запущенном двигателя автомобиля, клапан сбрасывает лишнее давление для поддержания системы в рабочем состоянии. В случае остывания двигателя давление падает в охлаждающем контуре. Чтобы патрубки не начали сжиматься, и система не пришла в нерабочее состояние, другой регулятор вступает в игру, увеличивая попадания воздуха из атмосферы внутрь системы.
Немало важный факт, связанный именно с крышкой отечественного производства, заключается в том, что данную деталь порой нужно дорабатывать самому в гаражных условиях или на дому. С завода у пружин много витков, тем самым образуется плотное соприкосновение клапанов с крышкой.
Проверка прокладки крышки
Проверяя клапана есть смысл сразу убедиться в герметичности верхней прокладки крышки бачка. Даже когда воздух со свистом проходит через крышку, это лишь свидетельствует об исправности клапана. Но если крышка закрывается негерметично, через щель постепенно будет испаряться антифриз. Как следствие упадет его уровень в системе.
Также возможен и обратный процесс, когда система засасывает воздух из атмосферы, вместо того, чтобы взять антифриз из расширительного бачка. Это приводит к образованию воздушных пробок (завоздушивание).
Чтобы провести проверку, нужно отсоединить патрубок, идущий от расширительного бачка и надуть через него воздух в систему. Давление требуется небольшое – примерно 1.1 бар. Затем закройте трубку и прислушайтесь. Если шипения нет – все нормально. Для большей точности можно сделать мыльный раствор и по периметру нанести его на пробку. Ели прокладка негерметична, появится пена. В этом случае потребуется замена детали.
Как правильно проверить крышку и устранить проблему
Первоначально окинуть взглядом деталь на предмет повреждений. Неосмотрительность-главный фактор, который может навредить всей охлаждающей системы и двигателя в целом. При покупке новой крышки следует ее проверить на наличие повреждений, так как возможен брак с магазина.
Если крышка без внешних дефектов, ее следует закрутить и завести двигатель. ДВС должен поработать, чтобы набрать рабочую температуру. После данного действия нужно осторожно прокручивать пробку против часовой стрелки. Должен появиться шипящий звук. Отсюда можно понять, что пробка, действительно, работает как надо.
Пока двигатель заведен, следует проверить толстые патрубки охлаждающего контура. Если в системе несоответствующее давление (низкое), то патрубки на работающем двигателе будут вдавленными.
Открутить крышку расширительного бачка и сдавить патрубок. После закрыть пробку и отпустить патрубок. Он должен прийти к изначальной форме при повседневном для силового агрегата давлении в охлаждающем контуре.
Лучшим вариантом для теста пробки бачка системы является насос с измерительным показателем уровня давления в контуре.
Диагностика элемента на автомобилях моделей Калина, Приора, Газель
Чтобы понять исправность крышки, нужно не только проверить ее состояние, но и произвести диагностику атмосферным воздухом. В специальных сервисных центрах используют оборудование-насос давления, которые нагнетают необходимое количество атмосфер. Им можно вычислить работоспособность клапанов в крышке расширительного бачка.
К примеру, у водителей на Приоре нет специального насоса, как ему проверить работоспособность крышки расширительного бачка?
Это интересно: Что делать если дверь автомобиля бьет током
Диагностика качества работы пробки будет менее точная, но все равно можно выявить неисправности работы клапанов:
- Сначала следует заглушить двигатель.
- Как силовой агрегат автомобиля немного постоит, выкрутить пробку с горловины расширительного бачка.
- Провести осмотр детали на наличие ярко выраженных дефектов. Осмотреть резиновый уплотнитель внутри крышки.
- Если пробка в исправном состоянии, вернуть крышку обратно и снова завести двигатель.
- Ожидать, пока двигатель не наберет штатную температуру.
- Взять пробку в руку и плавно откручивать до шипящего воздуха. Если он появился, то клапаны в пробке готовы к дальнейшей эксплуатации.
- Двигатель заглушить и дать постоять.
- Осмотреть прилегающих к контуру шлангов. Если они будут втянуты, то в системе давление ниже нормы. Соответственно, вакуумный клапан не справляется с регуляцией давления.
Это основная инструкция к моделям АвтоВАЗа. Данная инструкция подойдет к Калине, Приоре и моделям марки Газель.
Проверка прибором для диагностики крышки расширительного бачка
Многие, кто интересовался проверкой пробки системы охлаждения, слышали о специальном приборе для диагностики. Такой инструмент стоит довольно недешево, в 2022 году я слышал о приблизительной сумме в 15 000 рублей. Далеко не каждый автовладелец может позволить себе купить такой тестер. Поэтому он доступен только для автосервисов, которые постоянно занимаются устранением подобных проблем.
Рядовой автовладелец, при желании, может собрать аналогичный прибор самостоятельно. Для этого понадобятся следующие компоненты:
- радиатор – можно взять с любой старой машины, состояние не имеет значение, главное, чтобы была целая верхняя часть, куда крепится крышка;
- наждачная бумага;
- холодная сварка;
- ниппель от камеры;
- компрессор с точным манометром.
С радиатора обрезается расширительный бачок и глушатся все соты, чтобы через низ не проходил воздух. То же самое нужно сделать и с боковыми стенками. Затем проделывается отверстие, в него вставляется ниппель от камеры и тщательно заделывается холодной сваркой. На этом все, прибор готов.
Теперь можно переходить к испытаниям. Проверяемая крышка устанавливается на посадочное место. Компрессор присоединяется к ниппелю, и через него в бак накачивается воздух. Сравнивая показания манометра с моментом спуска избыточного давления, можно судить о работоспособности крышки.
Главное преимущество такой самоделки – это дешевизна приспособления. Недостаток – трудоемкость изготовления и неуниверсальность. То есть прибор подойдет только если диаметр крышки и резьба совпадают. В противном случае придется делать еще одно устройство, но уже из подходящего радиатора.
Тестер поможет определить рабочий диапазон давлений крышки расширительного бака. В зависимости от типа двигателя показания могут отличаться:
- Бензиновый автомобиль. Предохранительный клапан открывается при 83-110 кПа, для вакуумного давление открытия составляет -7 кПа.
- Дизельный транспорт. Для предохранительного клапана значение должно быть 108 кПа, ±15 кПа. Вакуумный откроется при 83 кПа.
Приведенные выше значения являются усредненными, однако по ним вы можете ориентироваться. Более точные данные по давлению предохранительного и вакуумного клапанов можно найти техпаспорте к вашему автомобилю, либо на сайтах производителей. Если же при тестировании полученные значения сильно отличаются от указанных, то можно судить о неисправности данного узла. Следовательно, крышку нужно заменить на новую либо попробовать восстановить.
Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?
Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.
Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.
Укорачивание пружинки пробки
Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см 2 . С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.
Ремонт крышки расширительного бачка
Крышки радиаторов на современных автомобилях делаются чаще неразборными, так что отремонтировать ее вряд ли получится. Так самостоятельно можно удалить следы коррозии, и покрасить изделие заново либо заменить резиновые прокладки.
Но если же вышел из строя одни или оба клапана, разобрать их не получиться, так как корпус в большинстве случаев литой. В случаях, когда к ним можно добраться, есть вариант попробовать отчистить их от грязи и заменить пружины. Хотя это временная мера и вскоре вам все равно придется идти за новой крышкой.
Полезное видео
Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:
Современный автопром диктует свои правила в технической составляющей, если раньше какой-то узел был практически «незаметным» (незначительным). То сейчас, от него может зависеть чуть ли не работоспособность всего силового агрегата в целом. Спросите – «а что это, за незначительная часть?» ДА хотя бы пробка расширительного бачка. Причем на горячих моторах, она может быть причиной его «клина». И что самое важное ее нужно правильно проверять! Однако все по порядку (от простого к сложному), ну и конечно же, видео версия в конце …
Я сейчас подробно не буду рассказывать, как работает пробка расширительного бачка, у меня про это уже есть целая подробная статья. В этом материале я постараюсь рассказать, как ее правильно проверить.
Какую лучше купить крышку
Вопрос, которым рано или поздно задается почти каждый автовладелец. Наверное, сразу стоит обратить внимание, что по характеристикам она должна полностью соответствовать той, что стояла раньше. То есть иметь такой же диаметр, шаг резьбы, размеры клапанов, а также аналогичное рабочее давление.
В большинстве современных автомобилях установлены пробки, рассчитанные на эксплуатацию при показателях 0.9-1.1 бар. Но перед тем как покупать крышку, следует уточнить эти данные, так как иногда встречаются исключения.
Сегодня в продаже можно встретить так называемые «тюнингованные» крышки расширительного бачка. Они рассчитаны на работу при более высоком давлении – порядка 1.3 бар. Делается это для еще большего увеличения температуры кипения охлаждающей жидкости, благодаря чему поднимается КПД двигателя. Такие изделия устанавливаются на спортивные автомобили, силовые установки которых работаю с большими, но кратковременными нагрузками.
Для обычного автомобиля, который используется для езды по городу, такие крышки совершенно не подходят. Их установка приведет к ряду негативных факторов, среди которых следующие:
- Детали системы охлаждения работают «на износ» – это ведет к уменьшению их ресурса и преждевременному выходу из строя. Хорошо, если после такой затеи лопнет патрубок или слетит хомут, и вы вовремя успеете заметить вытекший антифриз. Но все может закончиться значительно хуже – может лопнуть радиатор или расширительный бак. А это уже приведет к очень недешевому ремонту.
- Уменьшение эксплуатационного срока антифриза. Все технические жидкости имеют определенный диапазон рабочих температур. Превышение его ведет к снижению эксплуатационных характеристик антифриза, что негативно сказывается на сроке его работы. Если вы все же решили поставить тюнингованную крышку, почаще меняйте охлаждающую жидкость.
Отсюда вывод – не экспериментируйте, а пользуйтесь рекомендованными заводом-изготовителем деталями. Относительно вопроса, какого лучше бренда купить крышку расширительного бачка, то однозначного ответа нет, у всех изделий есть свои особенности. Главное, чтобы деталь была оригинальной.
Устройство крышки
Важно понимать, что запорный элемент для расширительных бачков есть на любом автомобиле, под капотом которого установлен ДВС. И не принципиально важно, дизельный он, бензиновый или работающий на газу.
Потому проблема с выходом из строя этого узла может встречаться на любых авто, включая такие модели как:
- Лада Калина;
- Форд Фокус;
- Газель Некст;
- Дэу Ланос;
- Фольксваген Пассат;
- Лада Приора;
- ВАЗ 2110;
- Рено Логан;
- Опель Астра;
- ВАЗ 2114;
- Шевроле Лачетти и пр.
Вы уже поняли, что крышка служит не только для предотвращения выливания ОЖ из бачка. Это еще и регулятор давления в системе.
Внутри крышки, выполненной обычно из пластика, скрывается клапан. Именно он берет на себя такую ответственность. Клапан погружается внутрь расширительного бачка, и по мере необходимости нагнетает или стравливает избыточное давление.
Прежде чем покупать новый элемент, если прежний вы заподозрили в поломке, его можно проверить. Выбирать следует аналогичный тип запорного механизма.
Учтите, что все современные иномарки в подавляющем большинстве случаев перешли на одноклапанные крышки для расширительных бачков. То есть физически присутствует лишь одна конструкция клапана. Просто он может выполнять одновременно сразу две функции. В то время как на отечественных автомобилях до сих пор можно встретить пару клапанов. Каждый из них отвечает за выполнение соответствующей функции. Хорошо это или плохо, судить сложно. Но факт остается фактом.
Срабатывание крышки происходит только тогда, когда фиксируется избыток давления или его дефицит в системе. Для каждого авто есть свои нормы температуры и давления для срабатывания элемент.
Купил новую крышку, а она не работает. Что делать
Владельцы ВАЗов 2110 и 2114 иногда сталкиваются с ситуацией, когда на купленной новой крышке расширительного бачка не работает один или оба клапана. В этом случае ее можно попробовать доработать. Чаще нарушения в работе клапанов связаны с использованием производителем слишком жестких пружин.
Чтобы решить проблему, первым делом нужно разобрать крышку. Делается это с помощью плоской отвертки и пассатижей. При разборке важно запомнить какая деталь где стояла, так как они могут разлететься в разные стороны.
После извлечения пружинок, их нужно немного подрезать – большая (с предохранительного клапана) укорачивается на один виток, у маленькой (с вакуумного) убирается два витка. Укорачивая первую деталь, важно учитывать момент срабатывания механизма. Здесь главное не переусердствовать и не срезать лишнее. Со второй пружиной немного проще – она должна оказывать хоть минимальное давление после закрытия.
По завершению процедуры, компоненты собираются в обратном порядке. Теперь нужно провести проверку работоспособности системы и убедиться, что клапана срабатывают в нужный момент.
Доработка новой крышки
К сожалению, качество запчастей для отечественных автомобилей оставляет желать лучшего, и лучше проверить новую крышку на стенде. Если давление не держится или избыточное давление не стравливается, можно подрезать пружины. Для этого деталь разбирается, уплотнительную резинку поддевают и снимают отверткой. Затем отверткой аккуратно снимается внутренняя крышка и вынимаются пружины.
Большая пружина подрезается на один оборот, а малая пружина на два оборота. В результате выпускной клапан начнет открываться при давлении в 1 атмосферу, а не в 1.7 атмосфер. Впускной клапан при проверке должен свободно продуваться.
Укорачивание пружины пробки
Несколько советов по поддержанию исправного состояния системы
Избежать большинства проблем, от мелких неприятностей до серьезных поломок, связанных с крышкой расширительного бачка, можно, если придерживаться нескольких правил. Профессионалы советуют следующее:
- Меняйте крышку расширительного бака не реже одного раза в 2-3 года. Агрессивные компоненты охлаждающей жидкости воздействуют на детали механизма и уплотнители, постепенно разрушая их.
- Берите только оригинальную крышку на замену изношенной. Некоторые аналоги не позволяют работать двигателю при нужных температурах.
- Проверяйте и настраивайте клапана только на холодном двигателе, иначе вы рискуете получить ожог от выплеснувшегося под давлением кипятка.
- Используйте тюнингованные крышки расширительного бака только временно. Такая деталь не обеспечит оптимальные параметры работы двигателя, поэтому плохо подходит для установки на автомобиль.
В большинстве случаев, чтобы восстановить работоспособность механизма, достаточно просто почистить клапана и уплотнительные резинки от загрязнений и осадка. Если же такая процедура не помогла, тогда проще купить новую, так как современные крышки расширительного бачка делаются неразборными.
Старые моторы и пробка
Пару слов хочется сказать о старых моторах, и почему НЕ крышка расширительного бачка. Просто раньше она была на радиаторе (не на бачке) — носила номинальный характер (то есть от нее мало что зависело). Зачастую моторы работали при атмосферном давлении, то есть система охлаждения двигателя (СОД), не нуждалась ни в каком давлении и герметизации (нет, может быть давление и было, но не такое большое), да и заливали раньше в систему зачастую воду, а не антифриз или ТОСОЛ.
Происходило это потому что, силовые агрегаты раньше были с толстыми стенками (зачастую чугунными), работали при относительно небольших оборотах, да и если при каком-то подъеме (скажем в горах) у вас начинал парить радиатор, то можно было просто остановиться подождать пока машина остынет и двигаться дальше. Запас прочности был огромным.
Пробка как регулятор
Есть всего два типа неисправности пробки расширительного бачка:
- Нет давления. В современном (горячем моторе), крышка ПРОСТО ОБЯЗАНА способствовать нагнетанию атмосфер (от 1,1 до 1,4). Иначе закипим! Сами подумайте — мотор работает при 110 градусах, а пробка не держит, и создает в системе атмосферное давление, антифриз очень быстро закипит, его может — как минимум, выкинуть из бачка. Как максимум перегреете мотор, со всеми вытекающими.
- Излишнее давление. Когда пробка держит больше 1,4 АТМ, например 2,0 или даже выше! Это также опасно, у вас может скинуть шланги и патрубки с системы охлаждения, разорвать радиаторы (а они сейчас сделаны с пластиковыми стенками). Это опять может привести к разгерметизации системы и ее перегреву.
Поэтому очень важно, особенно на современных моторах проверять пробку расширительного бачка.
Новые движки и крышка
Сейчас все совершенно по-другому, как я уже писал (ссылка сверху), пробка сейчас это клапан высокого давления. Который работает примерно от 1,1 до 1,4 АТМ (все зависит от производителя).
Как это работает? Да все просто. Пробка расширительного бачка, закрывает охлаждающую систему, делая ее герметичной. Когда охлаждающая жидкость разогревается, то по законам физики она расширяется, соответственно растет давление, а так как система замкнутая, вот вам и 1,1 — 1,4 АТМ. Но если нагнетание продолжится, крышка должна открыться! ЭТО ВАЖНО.
Для чего это делается, в смысле нагнетать давление? Опять все просто – для того чтобы охлаждающая жидкость закипали как можно при больших температурах.
Сейчас современные антифризы итак могут кипеть при 105 – 110 градусах Цельсия, а если их запереть при 1,4 АТМ, закипят при 120 – 130 градусах!
НО ЗАЧЕМ ТАК МНОГО? И тут простое объяснение — зачастую современные моторы, например CHEVROLET, OPEL, BMW, MERCEDES, VOLKSWAGEN и т.д., работают при высоких температурах. Зачастую при 110 градусах Цельсия (у CHEVROLET даже нет шкалы температуры на приборной панели, чтобы вас не шокировать)!
Их называют – «горячими двигателями», этому способствует как конструкция (например — увеличение степени сжатия, увеличение оборотов, сейчас не редкость даже на АТМО – 6 – 7000), так и установка ТУРБИН. И чтобы их не перегреть — их нужно эффективно охлаждать (это вам не древняя СОД), иначе они быстро придут в негодность.
Сейчас силовые агрегаты тонкостенные (срезают металл, откуда это только можно), ТУРБИРОВАННЫЕ, с увеличенной степенью сжатия. И если их перегреть может повести головку блока, либо сам блок (возможно даже заклинит поршни), либо «выдует» прокладку головки блока
НУ и что получается в конце. ДА то, что пробка расширительного бачка, сейчас часть этой сложной системы. Она должна контролировать как низкое давление, так и высокое (чтобы оно не росло излишне), немного подробнее