Благодаря тесному сотрудничеству концерна АвтоВАЗ и Renault автолюбители получили надёжный и неприхотливый автомобиль Lada Largus. Эта модель стала достаточно популярной по многим причинам, среди которых функциональность, практичность, неплохое качество сборки и доступная цена. За счёт высокого клиренса и низких свесов обеспечивается отличная проходимость, мощная силовая установка выдает хорошие динамические характеристики, а современный рулевой механизм, дополненный гидравлическим усилителем руля, помогает с лёгкостью управлять автомобилем.
Характеристики ГУР у Лады Ларгуса
Этот узел не менее важен, чем тормозная система. От его работоспособности тоже зависит безопасность водителя и пассажиров. ГУР (гидравлический усилитель руля) обеспечивает возможность управления автомобилем путём лёгкой установки ведущих колёс в нужном направлении.
Схема ГУР Ларгуса
На Ладе Ларгусе устанавливается гидроусилитель комбинированного вида, т. е. некоторые его элементы расположены непосредственно в корпусе рулевого механизма. Иначе говоря, являются составляющей механической части рулевой колонки. ГУР Лады Ларгус состоит из стандартного набора элементов:
- бачок;
- насос ГУР, дополненный клапаном перепуска рабочей жидкости;
- трубопроводы;
- механизм перераспределения;
- рабочий механизм.
Составных частей не так много, чем объясняется высокая надёжность гидроусилителя. Неисправности связанные с его работой случаются нечасто. Обычно неполадки возникают по причине нарушений правил эксплуатации самими автовладельцами. Гораздо реже – из-за естественного износа деталей, но, конечно, нельзя не учитывать низкое качество комплектующих.
Обслуживание сводится к соблюдению простых правил. Главное заключается в регулярной проверки уровня рабочей жидкости в расширительном бачке системы. Дополнительных регулировок ГУР не требует.
Проверять несложно, для этого достаточно открыть капот. Жидкость в системе нужна ещё и для смазки элементов ГУР. Если уровень будет низким, детали начнут изнашиваться слишком быстро. При подобной эксплуатации узел скорее выйдет из строя.
Сколько заливать
В отличии от других моделей LADA, заправочные объемы Lada Largus в руководстве по эксплуатации не представлены. Данные сайту Лада.Онлайн предоставил один из дилерских центров LADA.
Агрегат | Объём, л |
Система смазки двигателя -11189 -21129 (масляный картер литой) -K7M -K4M | |
Система гидроусилителя руля (ГУР) | 1,2 |
Система гидропривода тормозов | 0,7 |
Система кондиционирования с хладагентом R-134а | 0,475 |
Особенности устройства гидроусилителя Лады
Рулевой механизм Ларгуса обычный, реечного типа. Устроен по принципу передвижения шестерни по рейке, но для облегчения прилагаемого давления на рулевое колесо используется гидравлический усилитель. Подобный механизм распространен на большинстве легковых автомобилей. Объясняется это просто: конструкция состоит из минимума деталей, КПД у ГУР высокое. Несмотря на свою надежность, рулевой механизм с гидроусилителем не выдерживает постоянного передвижения по ухабам и неровностям дорожного покрытия, отсюда и частое возникновение вибраций.
На ГУР Лады Ларгус устанавливается насос с лопастями, с помощью которых осуществляется возможность движения масла в системе ГУР. Лопастной насос находится на двигателе, где закреплен на кронштейне и встроен в привод ГРМ, т. е. в движение лопасти насоса приводятся поликлиновым ремнём привода коленвала. Это значит, нужно своевременно подтягивать ремень генератора, хотя для этого есть специальный ролик-натяжитель.
Привод рулевого механизма конструктивно имеет две рулевые тяги, соединённые с рычагами поворотных кулаков подвески спереди при помощи шарнирных соединений. В отличие от других моделей ВАЗ, на Ларгусе есть подрамник, на котором и закреплена рулевая рейка с ГУР в пыльнике (на всех остальных моделях ВАЗ рулевой механизм закреплён на щитке моторного отсека).
Во время запуска силовой установки масло в системе ГУР Ларгуса из бачка посредством создаваемого насосом давления движется к клапану распределения. При повороте колеса в ту или иную сторону при помощи этого клапана соединяется одна из полостей ГУР с трубками, а другая с трубопроводом высокого давления. Поршень гидроусилителя соединен с рулевой рейкой, приводит в движение шестерню, в результате чего начинает двигаться и рейка. Движение рейки вправо или влево заставляет поворачиваться поворотные кулаки, так осуществляется поворот направо или налево.
Повреждения ГУР не особо влияют на возможность управления автомобилем. Единственный недостаток – в значительном увеличении усилия при необходимости повернуть рулевое колесо.
Смотрите также
Комментарии 30
Пашол покупать ELF небыло предложили кастрол по залил пол года езжу все нармально менял все.
залил себе ravenol dexron dII
Если вы не вынули из бачка фильтр, то и не увидите там масло. Сбоку на просвет нужно смотреть уровень. Я сливал масло и потом заливал новое, 1 литра хватит. Руль стал крутиться заметно легче
Я себе мобил доливал
Себе заменил на DEXRON II на 60 тысячах. Работать стал тише и легче. Зимой проблем нет, но и проверить толком негде было ( у нас ниже -10 не было).
поменял летом ELF ELFMATIC G3, родное которое залито с завода при пробеге 50000 км было черным и вонючем, при этом с момента покупки авто декабрь 2015 на холодную выл насос, хотя и пишут что вроде залита синтетика мобил (сомневаюсь)! так вот в эту зиму при минус 30 насос работал четко без воя, я даже удивлен, как это минералка эльф работает лучше синтетики мобил! может уже и не льют давно эту мобил на заводе! литра эльфа мне хватила сполна, хотя брал 2 литра, хотел заменить, проехать 1000 км и еще раз заменить, но руки так и не дошли, а сейчас все устраивает, так что литр остался в запасе! так что рекомендую Эльф
Проблемы из-за низкого уровня жидкости в системе ГУР
Неисправностей ГУР на любом автомобиле может быть немало, т. к. конструкция и особенности работы деталей подразумевают естественный износ. Некоторые вещи связаны с малым уровнем рабочей жидкости. Главный признак, указывающий на недостаточный уровень масла в ГУР – это необходимость приложить значительные усилия при поворотах руля или скрип при повороте руля Лада Ларгус. Это еще может указывать на неисправность привода или загрязнение рабочей жидкости.
Также низкий уровень жидкости можно спутать с неполадками в работе насоса. Если в системе не хватает рабочей жидкости, насос не сможет закачать нужное количество масла в распределительный клапан и исполнительный механизм не сможет распределить нагрузку, что сразу же отразится на необходимости прикладывания большего усилия на руль при выполнении поворотов.
Низкий уровень жидкости ГУР также сопровождается попаданием воздуха в систему. Воздушные пузырьки приводят к снижению рабочего давления в системе ГУР. Подобная проблема также возникает из-за потери герметичности системы. О проблеме сообщит и индикатор на панели управления, который передает показания с датчика уровня масла в ГУР.
Снижение уровня масла в системе ГУР чаще всего является следствием утечки. Это одна из самых главных проблем гидроусилителя, с которой сталкиваются автовладельцы. Чаще всего она появляется в месте присоединения трубок к деталям системы, например, к насосу. Утечка возникает и из-за повреждения трубок или потере эластичности резиновых уплотнительных элементов, обычно такие прокладки используются во всех соединениях системы гидравлического усилителя. Для устранения утечки нужно сначала найти место подтекания, в случае с местами соединений достаточно их как следует затянуть. Если утечка произошла из-за повреждения трубок, последние следует заменить.
Сложнее дела обстоят с повреждёнными или изношенными уплотнительными элементами. Основная проблема в трудоемкости процесса, т. к. требуется снять узел с течью и ремонтировать с заменой резиновых уплотнительных элементов. В запущенных случаях возникают посторонние звуки, свидетельствующие о выходе из строя составных частей ГУР, появляется скрежет при поворотах.
Комментарии
ТОП материалы недели
ТОП товаров в магазине (еще)
Ваш отзыв о шумоизоляции Лада Ларгус:
Лада.Онлайн
Lada («Лада») — марка автомобилей, производимых АО «АВТОВАЗ». Ранее использовалась лишь для экспортных автомобилей, а для внутреннего рынка автомобили производились под маркой «Жигули». В 2004 году руководство «АВТОВАЗа» объявило о переходе на латиницу при официальном написании названий всех выпускаемых заводом автомобилей: Lada — вместо «ВАЗ» и «Лада».
Лада.Онлайн – крупнейший русскоязычный ресурс автомобильной тематики с многотысячной ежедневной аудиторией, который посвящён, преимущественно, автомобилям этой марки, отечественной автопромышленности и автомобильному миру в целом.
Данный сайт не является официальным сайтом LADA.
© 2022 Лада.Онлайн. Копирование материала разрешается только с указанием ссылки на источник.
Источник
Заводское масло и правила выбора
Так как Лада Ларгус – это фактически аналог Рено Логан, для этого автомобиля подходит масло ГУР с французской модели. В свою очередь это подтверждает и производитель Ларгус.
Что рекомендуется использовать для замены жидкости в ГУР на Ладе Ларгус
Условия | Марка |
Масло как для «француза» Рено Логан имеет лучшие показатели вязкости и плотности, создано с учётом эксплуатации в российских условиях при температуре до минус 40 градусов, и этого оказывается вполне достаточно для использования в средней полосе. | Синтетическое или полусинтетическое масло на основе стандарта D2 ATF, а также PSF. |
Обратите внимание на сервисную книжку. | Там указывается масло марки ELF RENAULTMATIC D2. |
Если автомобиль активно эксплуатируется и нагрузка на рулевой механизм значительная или машина используется в районах с экстремально низкими температурами. | В таком случае рекомендуется использовать масло с маркировкой D3 или Elf RENAULTMATIC G3. |
Кроме этих марок рабочей жидкости ГУР, производитель рекомендует некоторые аналоги, которые по своим характеристикам максимально приближены к оригиналу:
- Mobil ATF 220 или 320;
- Castrol ATF D2 или D3;
- Liqui Moly ATF 1100.
При самостоятельной замене масла ГУР следует учитывать, что смешивать жидкость разных марок нельзя ни в коем случае.
Результатом таких смешиваний станет вспенивание масла и, как следствие, выход из строя ГУР. Для замены необходимо использовать полный объем рабочей жидкости. Только соблюдение таких простых правил и рекомендаций по контролю уровня масла и выбору нужной марки в конечном итоге приведут к стабильной работе всей системы рулевого управления в целом. Так можно сэкономить деньги на дорогостоящий ремонт, а также значительно снизить риск попадания в ДТП из-за неисправного рулевого механизма.
Какие технические жидкости залиты с завода
Информация ниже была предоставлена официальным сайтом LADA.
Моторное масло в двигатель
:
Трансмиссионное масло в коробке переключения передач (КПП)
:
Охлаждающая жидкость (антифриз)
:
Внимание!
Данная информация является справочной и может быть изменена АВТОВАЗом без предварительного уведомления Покупателя. Для получения информации о рекомендованных рабочих и смазывающих жидкостях рекомендуем обратиться к официальному дилеру LADA.
Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях!
Другая справочная информация по Lada Largus предоставлена тут.
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Меняем масло в ГУР на автомобилях Лада Ларгус
Рано или поздно система требует замены рабочей жидкости, так же как и в двигателе. Согласно техническому регламенту масло ГУР, залитое на заводе, рассчитано на пробег не более 40 000 километров или на 2 года эксплуатации машины.
Замена ранее положенного срока
Смена рабочей жидкости раз в 40 тысяч км пробега ещё не значит, что можно про нее забыть и не проводить периодически проверку ее состояния в системе. Внеплановая замена масла ГУР требуется в следующих случаях:
- металлические частицы в жидкости;
- потемнение масла;
- посторонние запахи.
Причиной замены жидкости может стать и снижение ее уровня в системе из-за утечки. Это связано с тем, что низкий уровень масла в системе гидроусилителя вызывает его чрезмерный нагрев, а это приводит к выходу из строя основных узлов ГУР. Если автомобиль долгое время не эксплуатировался, масло в ГУР подлежит обязательной замене, т. к. велика вероятность образования за это время конденсата, а он является причиной возникновения эмульсии. Соответственно, жидкость теряет все свои основные свойства и не может использоваться по назначению.
Инструкция по замене масла
Поменять рабочую жидкость в системе гидроусилителя сможет любой автовладелец. Здесь нет ничего сложного, и обращаться в автосервис нет необходимости. Работа по замене масла своими руками начинается с подготовки следующих инструментов и материалов:
- около двух литров рекомендованного производителем масла;
- шприц на 20 куб. миллилитров и наконечник со шлангом к нему;
- торцевые ключи;
- подходящая ёмкость для слива старого масла.
Перед тем как начинать процедуру замены, следует прогреть двигатель до рабочей температуры. После с помощью шприца и шланга откачать жидкость из расширительного бачка. Дальнейший процесс выглядит следующим образом.
- Автомобиль устанавливается на эстакаду или над смотровой ямой, если нет такой возможности можно просто поднять переднюю часть с помощью домкрата.
- Снять АКБ и дополнительно его кожух.
- Чтобы добраться до всех нужных патрубков у рулевого механизма, нужно демонтировать все мешающие пластиковые детали.
- Провести осмотр всей системы ГУР, выявляя тем самым подтёки или трещины на расширительном бачке.
- Так как жидкость из бачка удалена, можно его демонтировать, сняв с креплений.
- От бачка отсоединяется трубка, идущая к гидроусилителю на рулевом механизме, при этом следует обязательно закрыть штуцер, на котором была установлена трубка.
- Найти патрубок для слива нетрудно: его размер меньше. После чего он опускается, в подготовленную заранее подходящую ёмкость.
- Далее понадобится помощь второго человека. Помощник должен, находясь в салоне, поворачивать руль вправо и влево до конца. Отработанная жидкость будет сливаться в ёмкость. Для ускорения процесса можно запустить двигательную установку.
- При сливе жидкости нужно помнить, что нельзя допускать попадание воздуха в систему гидравлического усилителя. Для исключения таких ситуаций второй человек должен периодически подливать в бачок масло. Если помощника нет, нельзя запускать двигатель. Достаточно вращать руль в обе стороны до тех пор, пока вся жидкость не сольётся с патрубка.
После слива старой жидкости в бачок заливается новое масло и запускается мотор. Теперь нужно поворачивать руль в обе стороны до крайних положений. Периодически нужно следить за уровнем жидкости в бачке. При снижении следует долить масло и продолжать манипуляции с рулём до тех пор, пока уровень в бачке не прекратит падать и не будут появляться пузырьки воздуха. После замены и тестирования остаётся собрать все пластиковые детали и установить их на место, затем ещё раз проверить затяжку хомутов на соединениях.
При правильной замене рабочей жидкости гидроусилителя рулевое колесо вращается легко и без необходимости прикладывать усилия (при запущенном двигателе).
Отзывы
Григорий, Днепропетровск. Проехал на Ларгусе 110 тыс. км, машина еще держится. Достойная рабочая лошадка, которая стоит своих денег. Этот фургон уже давно себя окупил и приносит стабильную прибыль. На комфорт и мультимедиа-опции мне фиолетово, лишь бы подвеска выдерживала перевозимые грузы из пункта А в пункт Б. Вазовский мотор 1.6 потребляет в районе 11 литров в городском цикле.
Владимир, Липецкая область. У моей жены Логан, а у меня – более практичный семиместный Ларгус, подходящий для вылазок на природу по пересеченной местности. Главное достоинство Ларгуса на фоне предыдущего Логана – очень много места. И в этом плане у универсала просто не может быть конкурентов за такие деньги. Неприхотливый 1.6-литровый мотор никогда не подводит, главное вовремя заливать масло и фильтры. Средний расход 9 л.
Источник
Почему нельзя экономить при выборе жидкости для гидроусилителя руля
При выборе жидкости для гидроусилителя следует обращать внимание на известных производителей аксессуаров для автомобилей. Подобный расходный материал лучше приобретать в специализированных магазинах для автолюбителей, поскольку он напрямую влияет на безопасность движения
Некачественная жидкость для гидроусилителя может иметь следующие недостатки: Потеря свойств при повышенных температурах. При работе жидкость гидроусилителя на некоторых автомобилях «разогревается» выше 100 градусов по Цельсию. Масло с присадками низкого качества может начать сворачиваться при столь высоких температурах, что приведет к затруднению вращения рулевого колеса. Особо низкокачественные жидкости для гидроусилителя могут вовсе вывести из строя гидроусилитель при высоких температурах. В такой ситуации рулевое управление продолжит работать, но после водителю придется ремонтировать элементы гидроусилителя;
Выделение опасных паров для пассажиров автомобиля. Количество химических реагентов, намешанных в жидкость для гидроусилителя, ничуть не меньше, чем в присадках для автомобиля. Жидкость гидроусилителя при повышенных температурах выделяет пары, которые могут быть опасны для здоровья пассажиров. Если приобретать подобные масла в специализированных магазинах и от проверенных брендов, беспокоиться о вредных парах не стоит, тогда как в стремлении сэкономить при покупке «с рук», можно получить жидкость с содержанием вредных или даже опасных элементов.
Область применения
Трансмиссионное масло Мобил АТФ 52475 можно использовать в любых автоматических коробках передач легковых автомобилей, внедорожников, мини-грузовиков, а также в качестве жидкости для гидроусилителя руля, если оно соответствует допускам производителя.
Имеет одобрения к применению в трансмиссиях Allison C-4, Ford Mercon, General Motors Dexron III. Это масло для трансмиссий и гидроусилителей рекомендуют Мерседес-Бенц, Renault, МАН и LADA LARGUS, LADA X-Ray. В частности, в гидроусилитель руля на Ладе Ларгус эта жидкость заливается на заводе.
Может применяться в любых климатических и дорожных условиях, в том числе экстремально тяжелых.
Когда требуется официальная замена?
По заявлению производителя первый раз заменить масло в ГУР желательно через 40 тысяч километров или через два года эксплуатации Рено. В этот же период производится осмотр, узла, а при необходимости и ремонт вышедших из строя элементов. Но, несмотря на такие рекомендации, рабочая жидкость может потребовать более ранней замены.
О замене можно говорить при появлении следующих симптомов:
- Неприятное зловоние.
- Потемнение масла ГУРа.
- Появление в составе мелкой металлической стружки (мусора).
В упомянутых случаях может потребоваться последующая проверка элементов гидроусилителя и ремонт вышедших из строя узлов. Если не заливать рабочую жидкость (при снижении уровня) или не менять состав при упомянутых выше симптомах, то температура смазывающей жидкости растет, как и риск поломки всего механизма. В дальнейшем не избежать более серьезных затрат на ремонт ГУРа Renault Logan. Минус и в том, что гидрусиление перестает нормально работать, а водителю сложнее рулить, что повышает риск попадания в ДТП.
Проверка качества антифриза
Не следует доверять цифрам на канистре, указанный срок замены на упаковке не всегда соответствует действительности. Положившись на эти цифры, легко оказаться в ситуации, когда антифриз, выработав свой ресурс, перестанет выполнять свои функции. А это неизбежно приведет к перегреву силовой установки, хотя по сроку замена ещё не нужна. Но можно избежать таких ситуаций и следующих за ними неприятностей.
Рекомендуется научиться самостоятельно определять качество антифриза в системе охлаждения и на основе этой проверки принимать решение о замене жидкости.
Способов определения качества существует около десяти, но не все из них доступны рядовому автовладельцу. В домашних условиях самостоятельно можно поверить охлаждающую жидкость тремя основными методами, самыми простыми и не требующими финансовых вложений.
Проверяем сами
Способы | Ваши действия |
Тестовые полоски. | Лакмусовая бумажка знакома многим ещё со школьной скамьи на уроках химии. Их можно купить в любом магазине автозапчастей, некоторые производители предлагают их вместе с антифризом, как дополнение. Проверка простая: нужно окунуть тестовую полоску с реагентом в антифриз, подождать пять минут и оценить результат окрашивания с инструкцией по эксплуатации. Так можно оценить срок до следующей замены. |
Визуальный осмотр. | Антифриз, который утратил свои основные свойства, легко определить по наличию различных посторонних примесей (хлопья, осадок, шлам, известковый налет и т. д.). О качестве можно судить и по цвету жидкости: мутный цвет сигнализирует о необходимости скорейшей замены. |
Кипение. | Для проверки качества можно вскипятить антифриз. Стоит использовать небольшое количество жидкости, например, нагреть столовую ложку с ОЖ на газовой горелке или плите. Если при закипании отчётливо чувствуется запах нашатырного спирта (аммиака), значит антифриз низкого качества или это подделка. Такую жидкость лучше не использовать. Намного опаснее, когда при нагревании образуется осадок из гранул медного купороса. При использовании такой жидкости в автомобиле гранулы забьют каналы системы охлаждения, что в конечном итоге приведет к перегреву силового агрегата. |
Зная эти нехитрые способы, можно в домашних условиях быстро определить качество охлаждающей жидкости. Таким образом удастся избежать проблем с низкокачественным продуктом.
Правила выбора охлаждающей жидкости
Система охлаждения автомобиля Лада Ларгус вмещает 5,45 литра антифриза, рекомендуется для замены приобрести не менее 6 литров, оставшийся объем можно будет использовать для долива по мере эксплуатации или при возникновении утечек (обрыв патрубка, потеря герметичности радиатора, подтекание из-за слабых хомутов и т. д.).
Для Лады Ларгус производитель рекомендует заливать охлаждающую жидкость торговой марки Glacoel RX, именно такой антифриз заливается на заводе. При выборе альтернативного варианта следует учитывать, что жидкость должна соответствовать D-классу. Это значит, что она производится на основе этиленгликоля, в который добавляется дистиллят, чаще всего вода. В качестве аналога можно использовать марку Motul Inugel Optima Ultra. Подобный бренд используется также на автомобилях Renault. В целом можно подобрать и другой вариант из большого ассортимента, главное, чтобы было соответствие с основными параметрами.
Вопрос о смешивании
Многие автомобилисты сомневаются, а можно ли смешивать разный антифриз. Такие вопросы возникают из-за того, что некоторые производители берут один и тот же антифриз (т. е. химический состав идентичный), но в качестве красителей используются составы разных цветов. Как бы то ни было.
Смешивать хладагент разных цветов, а тем более различных марок не допускается.
Дело в том, что антифризы с разными химическими составами, смешиваясь, могут принести больше вреда, чем пользы. Некоторые автовладельцы на свой страх и риск экспериментируют с различными хладагентами. Но повторять их действия не рекомендуется.
В руководстве по эксплуатации многих автомобилей и Лада Ларгус в частности, написано, что производители охлаждающей жидкости для окрашивания добавляют в состав специальный компонент. А вот цвет окрашивания будет зависеть от конкретного химического состава жидкости. При выборе по цвету также рекомендуется ориентироваться на оттенок заводского хладагента.
Замена, все фазы
Существуют два разных стандарта, DEXRON II и DEXRON III. И вроде бы, какое масло заливать в ГУР Рено Логан, явно указано в документации.
Таблица выбора ГСМ Рено
Но если не считать себя умнее инженеров «Автофрамоса» и ВАЗа, то надо лить именно DEXRON III. К тому же для этих масел есть результат тестов журнала «За рулём».
Десятка лучших
К сожалению, тесты проводились несколько лет назад. Поэтому в списке нет некоторых современных материалов – Motul Multi HF или Motul Multi ATF, например.
Неплохое масло стандарта DEXRON III для ГУР
Список, приведённый дальше, содержит проверенные временем варианты, а перечислены они в порядке «начиная от лучшего»:
- ENEOS ATF III – «Масло Номер 1 в Японии», морозостойкость – до -46 C.
- ZIC Dexron III – полусинтетика, низкая вязкость. Замерзает при -40 C.
- Bizol ATF III – отличная морозостойкость (-47 C), почти нет пенообразования, но цвет не соответствует стандартам (жёлтый).
- Mobil ATF D/M – хорошая морозостойкость и полное соответствие своему стандарту.
- BP Autran DX III – не самые лучшие смазывающие свойства.
- Luxoil ATF Dexron III – лучшая морозостойкость (-48 C), других явных достоинств нет.
- ХАДО ATF III – не пенится, хорошо смазывает, но не отвечает требованиям по коррозионной стойкости.
- Castrol Automatic TQ Dexron III – ещё один «прокол с коррозией».
- Mannol Dexron III Automatic Plus – синтетика (не подходит). Нет стойкости к коррозии.
- Elf Elfmatic G3 – в «За рулём» поместили этот материал на десятое место по одной причине: масло активно растворяет медь.
В системе ГУР нет никакой меди, и последний вариант будет одним из самых подходящих! Делайте выбор.