Занос автомобиля: действия при сносе и заносе на разном приводе

Главная — Уроки вождения

  • Занос
  • Торможение на скользкой дороге
  • Антиблокировочная система
  • Руление при заносе
  • Занос переднеприводного и заднеприводного автомобиля
  • Занос на повороте
  • Занос при резком ускорении
  • Техника вывода автомобиля из заноса

Неразумное торможение на скользкой дороге приводит к заносу автомобиля – это знают все. Но только ли при резком торможении может случиться эта неприятность? Все ли из вас знают, как возникает и развивается занос, как с ним бороться и можно ли его вовсе избежать?

Заранее должен Вам признаться, что тема заноса трудна для восприятия и осознания. Но не это самое страшное. Теоретически разобраться с причинами возникновения заноса и методами борьбы с ним можно. Проблема же заключается в том, что когда занос происходит не на бумаге, а на реальной дороге, многим водителям не удается соединить теорию с практикой.

Чтобы окончательно что-то усвоить, это «что-то» надо «пощупать». Поэтому рекомендация будет следующей. Выберите время, найдите подходящее место и потренируйтесь в выводе машины из заноса, используя информацию, полученную из этой главы и из других книг. Если Вы отважитесь на тренировки, то первый «случайный» занос на обычной дороге не застанет Вас врасплох. Ну а пока, советую почаще включать свое воображение, тогда написанное на бумаге начнет приобретать реальные формы.

Юз

Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина «держится» за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.

Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает «газ», другой немного прижимает педаль тормоза, а третий «с квадратными глазами» так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.

В последнем случае колеса машины уже не в состоянии «цепляться» за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).

Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.

Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании «в пол» педали «газа», в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим «визгом резины».

Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.

Занос

Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения машины.

Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.

Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более «скользкие» колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).

Рис. 55. Занос

Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?

Если у Вас найдется пара свободных минут, рекомендую выйти на улицу и посмотреть на реальные машины, которые активно тормозят перед перекрестком. Обратите внимание на кузов автомобиля, водитель которого «прижал» педаль тормоза.

Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении «клюет носом»! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.

За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса «давят» на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.

Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.

И это хорошо, что в первую очередь именно задние колеса «срываются» в занос, с таким заносом можно успешно бороться. О передних колесах такого не скажешь. Если в занос «уходит» передняя ось, то машина становится практически неуправляемой!

Сильно пугаться не стоит, занос передней оси случается очень редко. А с заносом задней оси мы сейчас разберемся.

Тяжело в учении — легко в бою

Для того чтобы повысить знания управления при подобных внезапных ситуациях советуем тренироваться. Конечно, участок для таких тренировок необходимо выбрать подальше от города и с минимальным передвижением машин. Тем самым вы сможете проводить различные эксперименты с заносами и контролировать их. Также для лучшего усвоения необходимо задачу усложнить, и попробовать исправить ситуацию при управляемом заносе. И для этого звучит такая поговорка «Тяжело в учении, но потом легко в бою».

Торможение на скользкой дороге

Как остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?

Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.

С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза «что есть сил».

Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!

Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.

Однако в экстремальных условиях мало кому удается проконтролировать первое нажатие на педаль тормоза. Обычно водители рефлекторно давят на тормоза с максимальным усилием.

Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось «сдержать эмоции» и с первого раза Вы тоже «пережали» тормоза. Колеса автомобиля заюзили, и начался занос.

Если продолжать удерживать педаль тормоза «в полу», то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую «свободу» своего автомобиля, увидели, что «нос» Вашей машины вернулся обратно, после «клевка» в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же отпустить педаль тормоза!

Да-да, вот они стоят машины, а Вам надо отпустить педаль тормоза! Если этого не сделать, то, вращаясь вокруг своей оси, Ваш автомобиль врежется в стоящие машины!

Как только Вы преодолеете инстинкт «давить на тормоза, что есть мочи» и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.

Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!

Сделаем важный вывод:

Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!

Можно и чуть короче: Действие – Занос – Противодействие. Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.

Теперь вернемся к предшествующим событиям, ведь мы еще не остановились, а впереди стоят машины!

Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо опять «давить на тормоз». Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.

Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!

Занос?! А почему? Нажали на педаль тормоза? Ну так, сделайте обратное действие – прекращайте давить на педаль. Что? Останавливаться надо? Так есть же педаль тормоза – давите! Опять занос? Почему? И так далее.

В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл «надавил – отпустил» три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.

Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: «Прерывистое торможение».

Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без «прерывистого торможения» Вам не обойтись. В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!

На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!

Весна, март, капель, ручьи и большие плоские лужи. Те из вас, кто встает рано утром, могут вспомнить еще и второе состояние этих весенних луж. Гладкий и прочный лед на них будет блестеть часиков этак до 9–10 утра.

К сожалению, по весне эти катки можно встретить не только на тротуаре, но и на проезжей части дорог. Малейшее прикосновение к педали тормоза или любое другое действие органами управления автомобилем моментально приводят к тому, что начинается практически неуправляемый занос, и к противоположной кромке льда-асфальта автомобиль подходит уже боком. А затем происходит то, что называют опрокидыванием или проще «перевертышем».

Вывод прост:

Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то «не дыша», ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.

Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.

Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.

Избежать «перевертыша» в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.

Сначала переднее правое колесо никак не может преодолеть кромку асфальта и выехать из грязи. Чтобы колесо смогло все-таки преодолеть кромку и выбраться на асфальт, приходится все больше и больше поворачивать руль налево. А дальше, в какой-то момент, резким прыжком правое колесо наконец-то выбирается с обочины на проезжую часть.

Но куда при этом поехала машина? Она устремилась на левую встречную сторону дороги! И это была вторая сокрытая часть проблемы.

Если изначально знать о грозящем резком изменении траектории движения, то, конечно, можно подготовиться к активной работе рулем сначала налево, а затем не менее активно направо. Но лучше вообще не «соскакивать на ходу» на мокрую обочину. Если же выезд на обочину неизбежен, то, по крайней мере, надо постараться успеть снизить скорость до съезда с асфальта.

  • Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.
  • На небольших участках скользкой дороги любые действия органами управления автомобилем категорически запрещены.
  • Если при движении автомобиля по асфальту его правые колеса съезжают на мокрую неукрепленную обочину, следует постараться вернуться на асфальт, не применяя активного торможения.

Антиблокировочная система

Современные автомобили могут быть оборудованы различными устройствами, которые помогают водителю управлять машиной в тех или иных условиях. К таким устройствам относится и антиблокировочная система (АБС).

Когда в экстренной ситуации водитель нажимает педаль тормоза, как правило, он не контролирует усилие своей ноги. В таких случаях педаль «давится в пол», в результате чего колеса автомобиля блокируются. А дальше Вы знаете — юз, занос и много неприятностей.

Антиблокировочная система предотвращает полную блокировку колес при любом усилии на педали тормоза. С помощью датчиков, установленных на колесах автомобиля, система получает информацию о начинающейся блокировки и сразу же дает команду исполнительным механизмам применить прерывистое торможение, примерно такое же, о котором шел разговор выше. Работу исполнительных механизмов системы легко почувствовать на педали тормоза — она вибрирует.

Иными словами, АБС вместо Вас выполняет цикл прерывистого торможения «нажал» — «отпустил», не допуская при этом юза колес автомобиля.

Антиблокировочная система — это, конечно, хорошо, но абсолютно хорошо никогда не бывает. Тормозной путь при работе АБС может оказаться не тот, на который Вы рассчитывали; возможно срабатывание АБС в ситуации, когда этого не требовалось; могут быть и другие сюрпризы. Мало того, наличие АБС иногда расслабляет водителя настолько, что ему кажется, что система всесильна. Но, увы, это не так.

Антиблокировочная система не может полностью исключить вероятность заноса, особенно при прохождении поворотов.

Поэтому учитесь контролировать свои действия при управлении любым автомобилем, будь он оборудован по высшему разряду или это продукт автопрома без «наворотов».

Самое обсуждаемое

Блоги

Рожденные 6 сентября Поздравить…

5 250 6 5932 7 06.09

Новости

Актер Михаил Ефремов получил 8 лет колонии общего режима Суд признал его виновным в ДТП со смертельным исходом…

5 87 6 7625 7

Блоги

Мария Захаровадиректор Департамента информации и печати МИД России

Всем очевидно: Берлин блефует О какой секретности может идти речь, если, по информации СМИ, набирает обороты обмен информацией между клиникой «Шарите», лабораторией Бундесвера, британской лабораторией Портон-Даун, а также болгарскими учреждениями…

5 370 6 40381 7 08.09

Блоги

Сергей Марковполитолог

Беслан Задуман был не просто огромный теракт. Задумано было взорвать войну между осетинами и ингушами. И вражду между христианами и мусульманами. Чтобы загорелся весь Северный Кавказ…

5 131 6 16282 7 02.09

Новости

ТАСС: Евгений Пригожин перечислил в клинику «Шарите» миллион рублей на лечение политика Алексея Навального В сообщении пресс-службы «Конкорда» приводятся слова бизнесмена, который говорит, что немецким врачам нужно лечить Навального до тех пор, пока он выздоровеет, потому что тот должен Пригожину деньги…

5 93 6 33386 7

Блоги

Сергей Марковполитолог

Почему рационально думать, что это дезинформация? Обвинение в использовании властями России яда Новичок для политического отравления связано с отравлением Скрипалей Новичком и жесткой антироссийской кампанией. По Скрипалям ничего не было доказано…

5 119 6 18123 7 07.09

Блоги

Анна Розэжурналист «Эха Москвы» в Берлине

Почему Меркель не запретит «Северный поток 2»? Демократически избранному главе исполнительной власти невозможно с одного дня на другой хлопнуть кулаком по столу и запретить независимый негосударственный экономический проект…

5 93 6 14374 7 03.09

Новости

В Новосибирске совершено нападение на штаб коалиции оппозиционных кандидатов «Новосибирск 2020» Об этом рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» один из пострадавших волонтеров штаба Артем Яумбаев…

5 32 6 5245 7

Блоги

Григорий Явлинскийполитик, основатель партии «Яблоко»

Отравленная репутация Полностью дискредитировавшее себя государство с отрицательной репутацией рано или поздно становится объектом для нападок, как справедливых, так и нет, эдаким всемирным козлом отпущения…

5 399 6 71062 7 04.09

Интервью Особое мнение

гость: Сергей Марков политолог

Вы правду сейчас не говорите мне, но даже вы, я абсолютно уверен, знаете, что Алексей Навальный является американским агентом. Вам запрещено просто правду говорить. Вас с работы, может, уволят…

5 47 6 8768 7 08.09

Блоги

Правительство Германии: В анализах Алексея Навального есть следы яда «Новичок» Федеральное правительство ФРГ решительно осуждает эту атаку. Российское правительство должно объяснить этот инцидент…

5 380 6 76184 7 02.09

Новости

Лукашенко признал, что «немного пересидел» на посту президента, но просто так уходить не собирается Вместе с тем он не исключает проведение досрочных выборов…

5 27 6 5544 7

Блоги

Видео дня

+ Белорусские СМИ показали перехваченный разговор Варшавы и Берлина по ситуации с Алексеем Навальным Один из собеседников говорит, что в случае с Навальным подтверждение отравления не так важно, потому что «на войне всякие методы хороши». Другой соглашается…

5 203 6 41801 7 04.09

Блоги

+ Беслан. Без слов Спортзал школы №1…

5 111 6 23321 7 03.09

Новости

Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев вступился за доктора Леонида Рошаля Реакция на высказывания медика о создании совместной с немцами группы для лечения Алексея Навального, по мнению Фадеева, похожа на травлю…

5 29 6 6042 7

Блоги

Акция в поддержку Марии Колесниковой в Минске. Хроника событий Бойцы белорусского ОМОНа жестко задерживают участниц женского марша протеста в Минске…

5 95 6 19705 7 08.09

Руление при заносе

Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.

Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?

Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью «газа», не мешает поработать еще и головой.

Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением

Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.

Существует известное выражение «крути руль в сторону заноса». Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:

При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.

Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас «обогнать» и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).

В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.

Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции «перелететь» через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!

Рис. 57. Водитель «передержал» руль

Можно ли избежать повторного заноса?

Да, можно, если воспользоваться «опережающим воздействием на рулевое колесо».

Данное выражение означает, что Вы должны вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место. Для этого Вам придется постоянно контролировать положение багажника своей машины. Как только прекратится скольжение задних колес и багажник «замрет» в крайней точке отклонения от траектории движения (рис. 57, поз. 3), следует сразу же начать поворачивать руль обратно. Причем «возврат» руля должен немного опережать «возврат» багажника. В противном случае машина так и будет «повиливать задом», пока какой-нибудь столб не прекратит эти «танцы на дороге».

Конечно, с первого раза не всем удается почувствовать тот момент, когда надо начинать поворачивать руль обратно. Поэтому будем считать, что багажник Вашей машины все-таки «перелетел» на другую сторону (рис. 57, поз. 4) и теперь Вам предстоит бороться с повторным заносом.

Если не паниковать и продолжать сохранять выдержку, то «победить» повторный занос будет не трудно. В этот раз багажник уйдет в сторону от траектории движения не так далеко, как раньше. Поэтому, повторив грамотное руление сначала в сторону нового заноса (направо), а затем опережающим действием в обратную сторону (налево), Вы без особых усилий сможете выстроить задние колеса вслед за передними.

Опережающее действие рулевым колесом позволяет избежать повторного заноса автомобиля.

Авто с ведущей задней осью

В случае заноса заднеприводного автомобиля порядок действий следующий:

  1. необходимо ударить по сцеплению и принять ногу с педали газа. Если в авто установлена АКПП, достаточно просто отпустить педаль акселератор. Работой ногами вы способствуете возвращению сцепления задних колес с дорожным полотном;
  2. в тот же момент необходимо начать выворачивать руль в сторону заноса. Если вас разворачивает по часовой стрелке, руль необходимо крутить в противоположную сторону.

Занос заднеприводного и переднеприводного автомобиля

В зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.

Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, «толкают» перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.

Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели «Жигулей» от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.

Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, «цепляясь» за покрытие дороги, «тянут» кузов машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.

Среди автомобилей Волжского автозавода переднеприводными являются модели ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 и т.д.

Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.

Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет… плывущая по реке баржа.

Да-да, обычная баржа. Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади («толкальщиком») или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).

Задний привод

Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит «толкальщик», упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).

А теперь представьте, что в какой-то момент «толкальщик» слегка «перестарался» и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).

Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.

Рис. 58. Задний привод

То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли «толкальщика» у него выступают задние колеса и поэтому продолжать «толкать» ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить «давить на газ» и начать активно работать рулем.

Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали «газа».

Иногда достаточно лишь ослабить давление на педаль «газа», а иногда лучше отпустить ее полностью. Но это уже сам водитель должен почувствовать, каких действий в данный момент требует от него сложившаяся ситуация.

Передний привод

Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть «каравана», а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).

Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?

Если не добавить «газу», не потянуть баржу за «нос», то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и «вытащить» за собой все то, что «болтается» у него сзади.

Рис. 59. Передний привод

У переднеприводного автомобиля сзади «болтается» – багажник на задних колесах (рис. 59 в).

Передние колеса, «цепляясь» за дорогу, тянут за собой машину, а задние – так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив «газу» (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.

Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.

Занос на повороте

Итак, занос возник на повороте. А на повороте чего?

В том-то и дело, что неважно, где произошел занос – на вираже дороги, на перекрестке или на учебной площадке. Важно то, что занос возник в результате резкого поворота рулевого колеса. И теперь мы имеем ту же проблему – задняя часть автомобиля начинает смещаться в сторону относительно траектории движения передних колес и продольной оси автомобиля.

Исходя из предыдущих разговоров (руление при заносе), для прекращения заноса руль надо поворачивать навстречу непослушному багажнику Вашей машины.

Если задняя часть автомобиля пошла налево, то и руль надо поворачивать тоже налево. При этом нельзя забывать об опережающих действиях рулем при возврате багажника на место.

А что нам делать ногами?

С левой ногой все понятно – в экстремальных ситуациях сцепление трогать нельзя. Об этом мы с Вами уже давно договорились. С правой же ногой немного сложнее. Прежде всего, Вам необходимо вспомнить, в каком автомобиле Вы сейчас находитесь – в заднеприводном или переднеприводном, и лишь после этого приступать к работе педалью «газа».

На автомобиле с задним приводом надо ослабить усилие на педали «газа» или вообще полностью убрать «газ». Иначе задние колеса могут так разогнать багажник, что он обгонит капот Вашей машины.

Если Вы уберете «газ» и грамотно поработаете руками, то задние колеса выстроятся вслед за передними и машина начнет двигаться именно туда, куда Вы изначально и собирались поворачивать. Позже, когда автомобиль «успокоится», можно будет прибавить «газу», но только немного, не допуская проскальзывания колес относительно покрытия дороги.

На автомобиле с передним приводом все совсем наоборот. Если не потянуть за «нос» машины, то задние колеса очень скоро окажутся там, где раньше были передние колеса.

Для прекращения заноса переднеприводного автомобиля надо прибавить «газу». Тем самым Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних. Прибавлять «газ» надо по мере необходимости и, конечно, в разумных пределах.

В процессе «борьбы» с заносом надо также осознавать, что по окончании заноса переднеприводный автомобиль активно устремится туда, куда в этот момент будут направлены его передние колеса. С какой скоростью он туда устремится, полностью зависит от того, как сильно Вы будете «давить на газ». Поэтому, почувствовав прекращение заноса, необходимо прекратить и излишнее давление на педаль «газа».

Передний привод

Для переднеприводного авто порядок действий следующий:

  1. выкрутить руль в сторону заноса;
  2. ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.

Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.

Занос при резком ускорении

Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.

Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. Если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.

Вместо «проскачу» – «проеду» (а если «не проеду» – значит, остановлюсь), вместо «крутану» – «поверну» (может быть и быстро, но не резко), «вдарю по газам или по тормозам» – «поработаю педалью» и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.

Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: «Действие – Занос – Противодействие».

Если зимой при включении зеленого сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы «что есть мочи» надавили на педаль «газа», то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, надолго оставшись в дверце или в крыле соседнего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, которое приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.

Если занос возник по причине большого «газа», значит, надо сделать его меньше либо отпустить педаль «газа» вовсе, иначе Ваш автомобиль так и будет «плыть» на соседнюю машину.

Подготовка водителя

Проведя подготовительную работу с автомобилем, рекомендуется «прокачать» и собственные водительские навыки. Безопасное вождение на скользкой дороге базируется на трех китах — это правильное посадка, правильное положение рук и концентрация.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Посадка

Положения водителя в кресле должно быть максимально комфортным. Машины нового поколения не зря оснащены приводами и рычагами, которые позволяют без усилий подогнать кресло под свои габариты, длину рук и ног.

Если у водителя в дороге возникает боль в спине, затекают руки или появляются другие признаки дискомфорта, это неизбежно отразится на качестве вождения. И наоборот, комфортное положение позволяет не отвлекаться на постороннее, а уделять все внимание ситуации на дороге.

Положение рук

Управлять рулевым колесом одной рукой — это не показатель профессионализма, а фактор риска. Во время движения должны быть задействованы обе руки — это дает гораздо больше пространства для маневра. Другое дело, если вы застряли в пробке и движетесь со скоростью пешехода. Однако и в такой ситуации важно соблюдать дистанцию и следить за происходящим вокруг.

Держите руки в меру расслабленно и правильно. Чтобы вернуть себе контроль при потере управления, зачастую достаточно мгновения, но если вы держите руки неправильно, есть риск не успеть повернуть руль достаточно быстро, когда в этом возникнет необходимость.

Концентрация

На зимней или мокрой дороге, тем более при плохой видимости, отвлекаться чрезвычайно опасно. Потеря бдительности даже на пару секунд чревата потерей управления. Не разговаривайте даже с пассажирами, тем более не отвечайте на звонки по телефону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]