Редуктор заднего моста ВАЗ 2106 — это главное устройство, которое передаёт вырабатываемую мощность с двигателя на колёса. Такая конструкция используется практически на всех отечественных автомобилях советского образца. Она зарекомендовала себя как довольно крепкая деталь, но все же поломки случаются.
Максимально продлить срок эксплуатации поможет своевременное и качественное обслуживание.
Несмотря на то, что существует большое количество автомобилей, на которых устанавливается редуктор, в большинстве случаев его строение одинаковое. Главная задача его это передача усилия от одного устройства к другому. При этом скорость его движения может изменять интенсивность и направление. Это и есть основным предназначением устройства в системе заднего моста.
Задний мост ВАЗ 2106 — назначение
Задний мост (RAR) играет важную роль в конструкции автомобиля. Посредством этого узла ведущие колеса соединяются друг с другом, а также производят их прикрепление к корпусу и передачу на них крутящего момента. Устройство состоит из нескольких отдельных компонентов, которые со временем изнашиваются и требуют ремонта или замены. Поэтому конструкция заднего моста ВАЗ 2106, ее недостатки и ремонт заслуживают детального рассмотрения.
Редуктор ведущего моста
Сегодня существует две разновидности редукторов ведущего моста: колесный и центральный. Главный редуктор ведущего моста (центральный) предназначен для уменьшения угловой скорости ведомого вала и увеличения крутящего момента.
Редуктор ведущего моста колесного типа применяется для дополнительного увеличения крутящего момента, сохраняя основные технические характеристики и величины центрального редуктора. Благодаря этому удается увеличить клиренс и унифицировать мосты автомобилей грузового типа.
Редуктор ведущего моста автомобилей ВАЗ
Главная передача редуктора ведущего моста автомобилей ВАЗ 2101 – 2107 и их модернизированных версий представлена парой конических шестерен с необычным спиральным зубом. Вид зацепления – гипоидный.
Главным отличием данного типа зацепления является скрещивающееся под прямым углом зацепление, в то время как при стандартном зацеплении выполняется пересечение. Это делается за счет того, что расположение оси ведущих шестерен немного ниже относительно оси ведомой шестерни.
За счет такой конструкции кроме поперечного скольжения зубьев также удалось получить их продольное проскальзывание. На основе этого улучшился процесс приработки и притирания шестерен в процессе работы под нагрузкой.
Вдобавок к этому гипоидное зацепление дает возможность получить максимальный коэффициент перекрытия, что сохраняет дорожный просвет и обеспечивает бесшумность передачи, положительно отражаясь на курсовой устойчивости транспортного средства.
Шестерни главной передачи образуются попарно, поэтому выполняя ремонтные работы с редуктором ведущего моста и выбраковывая одну из всех шестерен, необходимо производить их замену. Парование шестерен осуществляется в заводских условиях с применением соответствующего оборудования.
Принцип подборки парной шестерни на центральный редуктор ведущего моста
Во время подбора ведомая и ведущая шестерни перемещаются вдоль своих осей, из-за чего происходит нарушение монтажного теоретического размера. На основе полученных данных вносится первая поправка. Далее выполняются измерения головки ведущей шестерни.
Результат, находящийся в допускаемых рамках, является исходным для выявления второй поправки. Сумма поправок или, по-другому, сумма отклонений, фиксируется с помощью электрографа на плоскости вала ведущей шестерни главной пары и фиксируется как общая поправка монтажного теоретического размера. Эти показатели предназначаются специалистам, которые выполняют ремонт и сборку редуктора ведущего моста.
Технические характеристики заднего моста
По конструкции и характеристикам ведущих топоров все классические «Жигули» одинаковы. Разница только в соотношении основных пар.
Таблица: характеристики заднего моста «шестёрки»
Параметр | Фактор |
Заводской номер детали | 21062402010 |
Длина, мм | 1400 |
Диаметр картера, мм | 220 |
Диаметр бункера, мм | 100 |
Масса без колес и масла, кг | 52 |
Тип инструмента | гипоидный |
Передаточное число | 3.9 |
Необходимое количество смазки в картере, см 3 | 1,3-1,5 |
Процесс замены сальника
Для начала нужно будет вооружиться нужными инструментами. В частности, нужно подготовить:
- плоскую отвертку;
- штангенциркуль;
- обычную монтировку или какой-либо удобный металлический прочный стержень;
- ключи на 13 и 24;
- динамометрический ключ;
- динамометр;
- прочный шнур.
На ваз 2106 замена сальника заднего моста проводится после того, как сливается масло из картера. При этом нужно не забыть про крышку маслосливного отверстия, которую следует ввернуть на место.
Снятие полуосей
Приступаем к работе:
обе задние полуоси нужно будет демонтировать из балки заднего моста.
Чтобы все сделать правильно, нужно строго следовать инструкции. Итак:
- демонтируем колесо;
- снимаем тормозной барабан;
- видим четыре гайки, которые нужно будет вывернуть (чтобы проблем не возникло, нужно будет повернуть полуось до совпадения отверстий большого диаметра с двумя гайками-фиксаторами щита тормоза):
- отворачиваем гайки;
- снимаем пружинные шайбы;
- поворачиваем фланец полуоси на 90 градусов так, чтобы совпали отверстия большого диаметра и гайки крепления щита тормоза;
- тормозной барабан закрепляем двумя колесными болтами (можно затянуть их вручную).
Примечание. Эти колесные болты можно и не доворачивать, оставляя примерно 5 мм для обеспечения разгона барабана. Но нужно быть предельно осторожным, чтобы не повредить тормозной барабан.
резко на себя снимается полуось из балки заднего моста.
Совет. Существует специальный ударный съемник, который позволит снять полуось намного быстрее.
Специальный ударный съемник для снятия полуоси
Снятие старой манжеты
После того, как вышли обе полуоси, нужно сделать следующее:
- удерживая монтировкой кардан(см.Ремонт кардана своими силами) от прокручивания, отвернуть четыре гайки, фиксирующие фланец шарнира;
- вынуть болты;
Замена сальника заднего моста ваз 2106
- разъединяем фланцы с помощью плоской отвертки;
- теперь нужно намотать на фланец ведущей шестерни прочный шнур, который был заранее припасен (наматывая его, нужно сделать несколько оборотов и смотать);
- проверяем динамометром момент сопротивления проворачиванию или МСП ведущей шестерни (данное значение нужно запомнить или записать).
Примечание. МСП – это произведение показаний динамометра, выраженное в кгс и рычага приложения силы, выражаемое в см.
- теперь нужно будет отвернуть гайку крепления фланца, удерживая специальным ключом ведущую шестерню;
- снимаем плоскую шайбу.
Совет. Существует специальный ключ для удержания фланца ведущей шестерни. Его можно даже изготовить самостоятельно из куска металлической трубы нужного размера и двух болтов с гайками.
Самодельный ключ для удержания фланца ведущей шестерни
Замена сальника в заднем мосту ваз 2106 продолжается:
- фланец ведущей шестерни снимается;
- находим сальник ведущей шестерни и снимаем его из горловины, используя отвертку;
- устанавливаем новую манжету.
Монтаж
Примечание. Перед тем, как установить новый сальник, нужно смазать его рабочую кромку Литолом-24.
грамотно установить сальник на место помогут легкие удары молотком через специальную оправу.
Рекомендуется посмотреть вот это видео, где все подробно описано.
https://youtube.com/watch?v=_MHYhEGwT84
Примечание. Нужно помнить, что новый сальник следует запрессовать в картер редуктора на глубину 2 мм, считая от торца картера редуктора. В качестве оправки можно использовать какой-нибудь старый подшипник, вернее его кольцо или даже отрезок трубы подходящего размера и диаметра.
- ставим на место фланец ведущей шестерни;
- ставим нужную шайбу;
- заворачиваем гайку крепления фланца, при этом удерживая специальным ключом ведущую шестерню.
Примечание. Момент затяжки гайки должен быть равен определеному значению в зависимости от момента сопротивления ведущей шестерни. Затягивая гайку, следует начинать с меньшего момента и периодически проверять момент сопротивления. Если же, в момент затягивания гайки обнаруживается, что момент сопротивления слишком превышен, то это говорит о недопустимой деформации. Придется заменить втулку, путем разбора редуктора и последующей регулировки зацепления шестерен главной передачи. Самостоятельно такую работу выполнить будет сложно, нужен высококвалифицированный специалист.
собираем все узлы и детали в обратной последовательности.
Процесс замены сальника завершен. В процессе нужно стараться сопоставлять приемы демонтажа и установки нового сальника с фото и схемам. Провести данную операцию своими руками несложно, достаточно будет следовать советам и примечаниям, которые дает инструкция. Самостоятельная замена поможет избежать лишних трат и сэкономит немало времени, ведь в хороших автосервисах сейчас большая очередь и цена на услуги высокая.
Устройство заднего моста ВАЗ 2106
Конструкция шестерни «шестерка» состоит из основных узлов: литой, коробки передач и карданного вала. Каждый из них является неотъемлемой частью, без которой невозможно нормальное функционирование данного механизма.
Корпус
Корпус или несущая балка заднего моста представляет собой два экструдированных трубчатых корпуса, соединенных между собой сваркой. С внешней стороны корпуса приварены фланцы с просверленными посадочными местами для подшипников и втулок карданного вала для предотвращения утечки смазки. Во фланцах имеется 4 отверстия для болтов крепления тормозного диска, на которых крепится тормозной цилиндр и колодки. Эти болты также удерживают масляную суспензию и пластину, фиксирующую полуоси подшипника на складе. В середине корпуса есть надстройка, которая является масляным поддоном заднего редуктора. В картере есть отверстия для сапуна, а также для заливки и слива смазки. Кронштейны для крепления элементов задней подвески привариваются непосредственно к обшивке.
Редуктор
Основная функция заднего редуктора — это уменьшение и передача крутящего момента от карданной передачи на колеса задней оси. Конструктивно агрегат состоит из корпуса, пары главных шестерен, дифференциала с подшипниками качения. Только количество зубьев на буфере и планетарной передаче зависит от передаточного числа узла. На ВАЗ 2106 количество зубьев ведомых 43, а шага 11. Передаточное число выставлено следующим образом: 43/11 = 3,9.
Полуоси
Основная задача карданного вала — передача крутящего момента, преобразованного коробкой передач, на колеса автомобиля. С одной стороны, половина оси имеет шлицы, которыми она соединяется с шестернями в коробке передач, а с другой — шариковый подшипник, обеспечивающий вращение механизма, и фланец для крепления тормозного барабана и заднего колеса.
↑ Диагностика деталей редуктора
Детали редуктора тщательно промываем в керосине и внимательно осматриваем. При повреждении хотя бы одного зуба (выкрашивание, волны, риски, задиры на рабочих поверхностях) заменяем шестерни новыми.
Грани между вершинами и рабочими поверхностями зубьев ведомой шестерни должны быть острыми. Если видны малейшие забоины или закругления – главную пару заменяем новой.
Незначительные повреждения оси сателлитов, шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий устраняем мелкой шкуркой с последующей полировкой.
Как проявляются неисправности моста
Задний мост ВАЗ «шестерка» наделен собственными характерными проблемами, которые так или иначе возникают.
Чрезмерный шум со стороны задних колёс
Причин появления сильного шума от колес задней оси может быть несколько:
- крепление колеса ослаблено. В этом случае проверьте и снова затяните винты;
- повреждение подшипника карданного вала. Подшипник полуоси со временем изнашивается, что приводит к появлению характерного шума. Осмотрите полуось и замените поврежденный компонент.
Постоянный шум заднего моста во время движения
Шумы, не характерные для нормальной работы коробки передач, в большинстве случаев являются признаком неисправности. К основным причинам выхода из строя можно отнести:
- деформация чулок. Если корпус деформирован, его можно попробовать отремонтировать, но лучше заменить на исправный;
- изгиб карданного валаИ чрезмерное избиение. В этом случае часть заменена;
- Увеличение многоэтажного потребления. Требуется управление шестернями и многоэтажными выстрелами, а затем замена поврежденных элементов;
- Коробка передач неправильно отрегулирована, шестерни или подшипники изношены или повреждены. Требуется полная разборка, дефект и ремонт механизма;
Шум при разгоне машины
Шум во время ускорения автомобиля может быть связан со следующими причинами:
- Изношенные или неправильно отрегулированные подшипники дифференциального механизма. Требуется разборка, контроль и ремонт дифференциального механизма;
- Неправильное перехват между зубами конической и планетарной передачи. Проблема решается правильным регулированием;
- Расход кроватей подшипников. Поврежденная обувь должна быть демонтирована и заменить подшипник;
- Недостаточная смазка. Эта проблема может быть устранена так же, как в случае постоянного шума.
Шум при ускорении и торможении мотором
Если на стороне коробки передач имеется шум, при ускорении и выпуске двигателя причина может быть следующим
- Чрезмерное потребление или повреждение подшипников вала. Требуется разборка и диагностика передач;
- Неправильная настройка инъекции конических и планетарных зубчатых зубчатых зубчатых зубчатых колес. Исправляет это, проверяя целостность деталей и установив правильную провину.
Видео: выявление причины шумов в заднем мосту
Шумы на поворотах
Внешний шум может происходить не только при движении прямо, но и на углах. Это может привести к следующим причинам
- Трудности в вращающихся спутниках на осях. Разборка, проверка пригодности и замены элементов, состояние которых не позволяет им продолжать их использование;
- Оси шестерни. Если шестерни и поверхности, с которыми они контактируют, являются небольшими повреждениями, они очищаются с шумом. В противном случае поврежденные элементы должны быть заменены;
- Неправильная настройка для расширения дифференциального механизма. Требуются диагностики и правильная корректировка слабых корректировку;
- Повреждение подшипников полки. Поврежденные элементы должны быть заменены.
Стук в начале движения
Если задний мост на груди «шесть» (RZM) тратит зажима, когда только машина начинает двигаться, это может означать, что:
- Чрезмерная игра между воротником и Wielegapust. Требуется многослойный совместный контроль и замена используемых деталей;
- Увеличение зазора между стеблем и планетарной передачей. Удалено путем регулировки зазора;
- Увеличение посадочного пространства для спутниковой оси. Если возникает эта ошибка, замените коробку;
- Он отказался от крепления полевого луча при свисании назад. Проверьте и затяните винты при необходимости.
Течь масла
Утечка утечки от передачи может иметь место по следующим причинам:
- Расход воротника конической передачи. Если утечка от стеблевой стороны, замените масляную прокладку;
- Повреждение оси дроссель. Если на тормозных дисках есть следы смазки, это означает, что прокладка вала оси используется и требует замены;
- Монтажные передачи в корпус коробки передач ослаблены или прокладка повреждена. В этой ситуации необходимо затянуть винты или замену прокладки.
↑ Регулировка зазоров
Регулировку зазора в главной паре и предварительный натяг подшипников дифференциала проводим одновременно, в несколько этапов:
- заворачиваем гайку со стороны ведомой шестерни до полного устранения зазора в зацеплении;
- Штангенциркулем измеряем расстояние между крышками;
- заворачиваем вторую гайку до упора и дотягиваем ее на 1–2 зуба гайки. Расстояние между крышками должно увеличиться приблизительно на 0,1 мм;
- вращением первой гайки выставляем требуемый зазор в зацеплении 0,08–0,13 мм. Это минимально ощутимый пальцами люфт в зацеплении, сопровождающийся легким стуком зуба о зуб;
- рукой контролируем постоянство величины зазора в зацеплении и постепенно затягиваем обе гайки до тех пор, пока расстояние между крышками не увеличится на 0,2 мм. Это обеспечит необходимый натяг подшипников.
Медленно проворачиваем ведомую шестерню на три оборота и одновременно прощупываем люфт в зацеплении каждой пары зубьев.
Если он равномерен во всех положениях шестерен, то устанавливаем стопорные пластины.
Уменьшение (увеличение) люфта в каком-либо секторе говорит о деформации корпуса дифференциала и необходимости его замены или торцевания на токарном станке.
Стопорные пластины бывают двух типов: с одной или с двумя лапками.
В зависимости от положения прорези гайки устанавливаем одну из них.
Масло в задний мост
На стороне ВАЗ 2106 снижено трение внутренних узлов заднего моста за счет использования трансмиссионного масла GL5 с вязкостью 85W-90. Объем этого вещества — 1,3 л. В настоящее время существует множество подобных масел, но для «Жигулей» можно использовать более дешевое, например, ТАД-17.
Рекомендуется менять смазку в задней оси каждые 50 тысяч. км.
Проверка уровня и доливка масла
Ключ на 17 и специальный шприц нужны для проверки уровня смазки и доливки. Процедура состоит из следующих шагов:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности.
- Отвинтите крышку маслозаливной горловины и пальцем проверьте уровень масла: он должен быть на уровне нижнего края заливного отверстия.
Если масло необходимо заменить, просто перелейте его в подходящую емкость, хорошо слейте, а затем добавьте новое в нужном объеме.
Задний мост ВАЗ «Шестерка» — довольно надежный агрегат и не требует особого внимания. Необходимость в ремонте, если таковой имеется, возникает редко. Наиболее частые проблемы — негерметичность вала или сальника вала. Их замена проста и не вызывает никаких проблем. Более сложная процедура — замена подшипников полуоси или ремонт коробки передач. Однако эти механизмы можно отремонтировать и в условиях мастерской, внимательно прочитав и следуя пошаговой инструкции.
Важные нюансы в работе
- При забивании сальника с помощью оправки не перестарайтесь. Наносите несильные удары и контролируйте глубину захода сальника. Если сильно будете бить, можно с легкостью повредить сальник;
- Перед установкой сальника нужно смазать ободок и уплотнительную кромку свежим маслом;
- Перед установкой осмотрите фланец на износ в районе прилегания уплотнительной кромки сальника. Если есть «борозда” фланец нужно заменить.
Как видите, сам процесс замены сальника редуктора ВАЗ 2107 довольно простой и не занимает много времени. Самое главное в этой работе — правильно затянуть гайку фланца заднего моста.
Немного анатомии
Классические «Жигули» в последние годы своей жизни на конвейере АвтоВАЗа оставались едва ли не единственным в мире легковым автомобилем с жёстким ведущим мостом. Конструкция эта проста и технологична в производстве, но обладает серьёзными недостатками в эксплуатации:
- большая неподрессоренная масса моста, которая негативно сказывается на плавности хода автомобиля;
- склонность к подруливанию при наезде одним из колёс на препятствие — в это время из-за перекоса моста оба колеса наклоняются от вертикали и стремятся катиться в сторону наклона;
- уменьшение полезного объёма багажника, потому что между мостом и кузовом автомобиля должно иметься свободное пространство для перемещения моста при ходе сжатия подвески.
Достоинство жёсткого моста, помимо технологичности, в его лучшей приспособленности к плохим дорогам: клиренс под мостом практически не изменяется от нагрузки, а привод колёс надёжно защищён от внешних воздействий картером моста.
Мост «Жигулей» состоит из штампосварной балки моста (такие балки за их характерную форму называют «Банжо»), редуктора главной передачи с дифференциалом, и полуосей. Редуктор выполнен в отдельном открытом корпусе, фланец которого соединяется болтами с картером. В корпус установлены на конических подшипниках ведущая шестерня с фланцем крепления карданного вала и дифференциал с ведомым колесом. Шестерни главной передачи гипоидные, то есть их оси расположены под углом 90 градусов друг к другу, но при этом не пересекаются (являются скрещивающимися). Величина, на которую ось ведущей шестерни смещена относительно оси ведомой, называется гипоидным смещением. Такая передача, если она точно изготовлена и хорошо отрегулирована, работает мягко и с наименьшим шумом, но из-за интенсивного скольжения криволинейных зубьев она очень чувствительна к качеству и количеству масла в мосту.
Конструкция моста относительно проста и технологична, хотя и не лишена недостатков
Причины замены сальника и симптомы неисправности
Сальники в редукторе меняют по одной причине: они начинают подтекать. Сальник может состариться, порваться или же быть некачественным с самого начала, что неизбежно скажется на сроке его службы. Кроме того, герметичность редуктора может быть нарушена из-за неправильного монтажа, в результате чего сальники сдавливаются слишком сильно. Определить неисправность можно по следующим признакам:
- На заднем мосту, в районе редуктора, появились небольшие капли масла.
- После выезда со стоянки на асфальте остаётся масляное пятно.
- На хвостовике редуктора появился небольшой радиальный люфт. Определить его просто: достаточно лишь подвигать хвостовик руками вверх и вниз. Как правило, такой люфт свидетельствует не только о порвавшихся сальниках, но и об износившихся подшипниках.
Именно на нём можно обнаружить люфт
Статья в тему: Ремонт и восстановление автомобильных аккумуляторов своими силами
Идём в магазин
Итак, мы сделали, всё, что могли, но течь не прекратилась. Значит, время менять сальник. Вообще-то, согласно ГОСТу, эти изделия называются «Манжеты резиновые армированные для валов». Или просто — манжеты. Если в магазине вам предложат деталь с таким названием, не удивляйтесь. Заводское обозначение детали: 2101–2402052. Дальше через тире могут быть прописаны её вариации: -01, -02 и так далее. Это все изделия взаимозаменяемые и отличаются нюансами конструкции и изготовителем
Пожалуй, самое важное при выборе сальника — это изготовитель. Выбирайте изделия известных заводов
Детали no name в принципе не должны привлекать вашего внимания, потому что не только по нашим, но и по западным стандартам на манжете должна быть маркировка товарного знака изготовителя, размерности манжеты, типа материала. Отечественный ГОСТ предусматривает ещё и маркировку года выпуска. Как правило, это две цифры года, когда была изготовлена пресс-форма, а рядом с ними точки, каждая из которых обозначает один год эксплуатации этой оснастки. Пересчитываете точки, складываете их количество с цифрами и узнаёте, в каком году была изготовлена ваша деталь. Год изготовления важен, потому что со временем любая резиновая смесь «стареет», теряя свою форму и упругость.
Тип смеси, из которой изготовлен сальник, тоже имеет немаловажное значение. Самый дорогой и самый стойкий — фторкаучук
Он хорошо работает в агрессивных средах и при высоких температурах. Обычно он маркируется латинскими буквами FBR. Оптимальным по показателю цена — качество для автомобильных трансмиссий считается бутадиен-нитрильный каучук (NBR). Также встречаются сальники из акрилатного полимера ACM, но их обычно применяют в узлах, которые не должны подвергаться прямому воздействию воды. Химики постоянно совершенствуют свою продукцию, поэтому принципиальных различий между смесями становится всё меньше,за счёт вводимых в них добавок, улучшающих слабые стороны тех или иных рецептур. Почитайте отзывы в интернете, послушайте рекомендации продавца и принимайте решение исходя из своих финансовых возможностей.
При внешнем осмотре в первую очередь обращайте внимание на качество рабочей кромки: она должна быть ровной и гладкой по всей окружности. Можно воспользоваться увеличительным стеклом
Будет большим плюсом для сальника редуктора наличие внешнего пыльника — как бы второй кромки, но без пружины и с отверстием чуть большего диаметра. Пыльник, сообразно с названием, защищает рабочую зону от пыли и грязи. Наличие наклонной насечки на пыльнике или рядом с рабочей кромкой говорит о том, что сальник предназначен для валов, вращающихся в одном направлении.