Двигатели внутреннего сгорания отличаются довольно низким КПД. Любители мощности стараются исправить ситуацию различными доработками. Например, многие мастера сосредотачивают свои усилия на улучшении систем выхлопа и впуска, устанавливая «паук» 4-1 или 4-2-1 для повышения мощности мотора.
Если внутри выпускного коллектора максимально убрать все препятствия, то силовой агрегат будет работать более эффективно. Поэтому теоретически для достижения данного результата целесообразно убрать катализатор. Насколько это оправданно и какая из систем лучше, следует разобраться более подробно.
Нагрев катализатора: особенности
В некоторых случаях катализатор подвергается сильному нагреву, становится красным и начинает светиться. Это связано с попаданием в каталитический анализатор не полностью сгоревшего топлива. Оно начинает сгорать прямо в устройстве. Причиной этого могут быть следующие явления.
- В цилиндре не происходит воспламенение смеси.
- Лопнула мембрана, поддерживающая давление топлива.
- Форсунки заливаются горючей смесью.
Из-за сильного нагрева катализатора автомобиль теряет свою мощность, слышно, как двигатель начинает троить, густой едкий дым выходит из отсека двигателя. Чтобы отремонтировать автомобиль, необходима помощь специалистов автосервиса. А как заменить катализатор?
Деталь прикрепляется к резонатору через фланцевое соединение двумя болтами. Приемная труба удерживает катализатор подпружиненным фланцем и двумя развальцовками. Между ними установлено металлоасбестовое кольцо. Благодаря такому соединению не происходит передача вибрации от двигателя к выхлопной системе.
Во время замены не обязательно искать новые болты и новые пружины. Их нужно менять, только если они были повреждены при разборке.
Кольцо нужно обязательно установить новое. Через старое могут проникать просекающие газы, которые выведут из строя развальцовку катализатора. Установив новый катализатор, слегка вкручиваются крепежные болты. Полная затяжка начинается с кронштейна, крепящего резонатор.
Какую деталь в машине называют пауком?
Пауки. Большая часть потерь на выпуске приходится на выпускной коллектор. В спорте и тюнинге штатный заменяют на так называемый «паук» — отличается формой и порядком соединения приемных труб с выпускными окнами. «Пауки» бывают «короткие» и «длинные» (два У). Если взять 4-цилиндровый двигатель, то схема труб «длинного» строится по формуле 4->2->1, а «короткого» 4->1. К «длинному» пауку положена соединительная муфта 2->1, у «короткого» более сложная геометрия. Коллектор 4->1 дает добавочную мощность только в очень узком диапазоне оборотов, за 6000 об/мин, и его обычно применяют для высокофорсированных двигателей с широко фазными распредвалами, то есть на спортивных автомобилях. Коллекторы 4->2->1 подходят для любительского тюнинга, так как обеспечивают некий прирост мощности и крутящего момента в довольно широком диапазоне оборотов. Добавление мощности дает около 5-7% для вазовских моторов. В прямоточной системе применяют также промежуточные прямые трубы увеличенного диаметра, резонаторы пониженного сопротивления. Вместо жестких соединений часто ставят «гофры» (сильфоны) или шаровые соединения. Последние не создают паразитных частот резонанса, зато недолговечны. Зато «гофры» смягчают удары при запуске, и резком наборе мощности.
Все эти детали нетрудно установить самостоятельно, был бы подъемник или яма, инструмент, ловкие руки и светлая голова. Но лучше доверить работу сервису: на фоне цены деталей установка дешева, к тому же требует «болгарки», сварки и трубогиба. Да и гарантию терять не стоит. Движение отработавших газов в выпускной трубе представляет собой колебательный процесс, который может быть согласован экспериментально с колебательным процессом движения горючей смеси во всасывающем тракте с таким расчетом, чтобы улучшить очистку цилиндра от отработавших газов и его наполнение свежей смесью. Давление в выпускной трубе подвержено резким колебаниям в течение всего периода выпуска. В первый момент после открытия выпускного клапана продукты сгорания устремляются в выпускную трубу с весьма высокой скоростью, превышающей скорость распространения звука. Быстрое удаление 50% продуктов сгорания влечет за собой образование в цилиндре разряжения, которое может доходить до 0.5 кгс/см2. Точно так же и в выпускной трубе образуются периоды пониженного давления.
Эксперименты с выпускными трубами доказали, что длина трубы не влияет на эффективность очистки цилиндра в первой стадии процесса выпуска, но зато с увеличением длины трубы в известных пределах увеличивается длительность периода, в течение которого поддерживается разряжение. С изменением частоты вращения период пониженного давления в выпускной системе не только изменяется по длительности и величине разряжения, но и смещается по углу поворота коленчатого вала. Поэтому каждому режиму работы двигателя соответствует определенная оптимальная длина выпускной трубы. В выпускной системе ДВС присутствуют два процесса. Первый — сдемпфированное в той или иной степени истечение газа по трубам. Второй — распространение ударных волн (звука) в газовой среде. Оба процесса оказывают влияние на коэффициент наполнения цилиндров. В первом случае: большое сопротивление потоку газов (заткните выхлопную трубу!) вызовет снижение качества продувки и потерю мощности. Совершенно понятно, что чем короче и большего диаметра труба, тем меньше её сопротивление потоку. В реальной жизни для полуторалитрового мотора, работающего на оборотах не выше 8000 достаточно диаметра 45 — 50 мм при длине 3 — 3,5 метра. Дальнейшее увеличение диаметра не вызывает существенного уменьшения динамического сопротивления. Далее понятно, что если в выпускной системе построить на некотором расстоянии от клапана отражатель, который называют резонатором, то на определённых оборотах улучшится продувка цилиндров, что поднимет вращающий момент двигателя. Это явление называется «настроенный выхлоп» и используется для корректировки моментной кривой. Если задача стоит повысить мощность, как для спортивного мотора
Источник
Как отремонтировать систему выхлопа
Ремонт деталей выхлопной системы делается только в том случае, если были обнаружены пробоины от механического воздействия. При обрыве трубы и прогаре бачка необходимо провести полную замену деталей. Их гарантийный ресурс закончился. Надо сказать, что металлокомпенсаторы меняются в любом случае, вне зависимости от состояния выхлопной системы.
В связи с тем, что катализатор стоит очень дорого, любители вместо него приваривают стронгер. Катализатор срезается, остаются только соединительные фланцы совместно с развальцовкой. На освободившееся место приваривается стронгер. Эта деталь стоит намного меньше катализатора. Однако стронгер не способен сжечь остатки бензина. По этой причине он может монтироваться только на машину, оборудованную лямбда-зондом. После монтажа стронгера примерно на 10% увеличивается расход бензина.
Автомобили, оборудованные движками с 16-ю клапанами, часто имеют два металлокомпенсатора, закрепленные к «штанам». Размер такой гофры не превышает 50 мм. Стоимость подобной приемной трубы неимоверно высока. Промышленность не выпускает металлокомпенсаторы этого размера. Единственным выходом остается врезка гофры размером 100 мм с последующей подгонкой длины. Сварка производится встык со «штанами» и фланцем для прокладки.
Процедура демонтажа коллектора — пошаговая инструкция
Сам по себе процесс демонтажа не так сложен, сложен доступ к некоторым гайкам, поэтому желательно выполнять работу на подъёмнике или на смотровой яме. Алгоритм действий для инжекторной ВАЗ-2114 в этом случае выглядит так:
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора или отключаем выключатель массы.
Снимаем клемму с АКБ
Сливаем из системы охлаждающую жидкость
Снимаем топливные трубки
Поиск под капотом глава 1. сетевой паук
Отключаем датчик положения дроссельной заслонки
Отсоединяем приёмную трубу глушителя от коллектора
- Какую вставку «паук» выбрать вместо катализатора с 2022 года
Демонтируем крепления выпускного коллектора
Снимаем выпускной коллектор
Замена прокладок и установка коллектора
После демонтажа коллектора редко удаётся снять прокладку неповреждённой. Она меняется в любом случае, но на привалочной плоскости со стороны головки и со стороны коллектора обязательно останутся части разрушенной прокладки. Их необходимо аккуратно удалить.
Меняем прокладку коллектора
Также при установке новых прокладок выпускного коллектора не рекомендуют использовать герметики. Они могут быть разного качества, могут образовывать при обжиме частички, попадающие в картер, что крайне нежелательно.
Самостоятельное изготовление и установка пламегасителя
Большинство автотюнинговых мастерских нашли альтернативный вариант катализатора. Вместо него устанавливается пламегаситель. Он легко изготавливается даже в гараже. Услуги автомехаников не требуются. Главной функцией пламегасителя является тушение огня, вырывающегося из коллектора.
Это пламя обладает очень высокой температурой, поэтому возможен прогар одной из частей глушителя. Если вместо катализатора приварить обыкновенную прямую трубу, убрав внутренние детали, находящиеся в теле катализатора, выхлопная система быстро придет в негодность.
Она просто лопнет и прогорит, придется проводить полную замену. На помощь приходит пламегаситель, который обладает свойствами, аналогичными свойствам катализатора. Он не препятствует движению потоков и стоит намного дешевле катализатора. Купить такой пламегаситель можно в магазинах автозапчастей. Но иногда их не бывает в продаже. Поэтому деталь часто делают своими руками. Для работы необходимо иметь:
- металлические трубы;
- стальные щетки;
- сварочный аппарат.
Трубы должны обладать конкретными диаметрами. Один должен соответствовать размеру системы выхлопа, другой — быть немного больше. В первой трубе с диаметром, соответствующим диаметру трубы ведущей системы, делаются шестимиллиметровые отверстия. Они сверлятся по всей окружности и длине. Затем она вставляется в трубу с большим диаметром и после центрирования приваривается с одного края.
С помощью щеток трубы растягиваются и затем проталкиваются внутрь. Стальным прутом проводится их трамбование. Эта операция делается до заполнения щетками всего свободного пространства трубы большего диаметра. Когда операция с применением щеток закончена, заваривается свободный конец трубы, края при этом предварительно отгибаются.
Получился готовый пламегаситель, сделанный самостоятельно. Эту деталь можно монтировать на автомобиль взамен катализатора. Транспортное средство, оборудованное пламегасителем, будет отлично и тихо работать.
Замена катализатора на ВАЗ 2110
Когда нужно менять катализатор? 1) При сильном засорении катализатора, которое сопровождается: • Потерей мощности автомобиля. • А так же при засорение катализатора, стрелка тахометра может попросту плавать, на холостом ходу.
2) После того как катализатор засорился, со временем он начинает разрушаться, в связи с чем, внутри самого катализатора появятся различные звуки, такие как: • Грохот. • Или же просто его гудение.
Из-за чего может выйти из строя катализатор? 1) Основной причиной служит некачественное топливо, в особенности если на вашем автомобиле установлен катализатор, то вам категорически запрещается использовать для двигателя этилированный бензин, так как его использование может привести к разрушению катализатора.
2) Еще катализатор может выйти из строя, при появлении неисправности в системе зажигания.
Популярные мифы
Разновидности
Кто-то специально избавляется от катализатора, другие намеренно игнорируют забитый агрегат. Все это стало причиной распространения мифов.
- Убрав его, двигатель прибавляет в мощности. Заблуждение, которое возникло неизвестно по каким причинам.
- Двигатель из-за катализатора не может нормально «дышать». Абсурд. Он вполне хорошо функционирует, если сам кат находится в рабочем состоянии.
- Забитый элемент обеспечивает более экологичную езду. Очередной миф, о возникновении которого остается только догадываться. Скорее наоборот, забитое устройство еще больше вредит природе и вашему автомобилю.
Потому следите за состоянием катализатора на ВАЗ 2114, проверяйте его функциональное состояние, а при необходимости меняйте на новый или заменяйте пламегасителем. Оба варианта показали свою эффективность.
Как заменить катализатор на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Снятие: 1) Сперва отверните две гайки болтов, которые крепят катализатор, к резонатору, удерживая для этого одним накидным ключом, болт от проворачивания, а другим в это же время, отворачивайте гайку крепления этого болта.
2) Далее переберитесь к двум болтам, которые крепят катализатор, к приемной трубе автомобиля, и после чего полностью отверните их.
Примечание! Когда вы будете отворачивать последний болт, рукой придерживайте сам катализатор, от падения!
3) И в завершение операции, извлеките оба болта, совместно с двумя пружинами.
Примечание! Все потресканные, а так же деформированные пружины, обязательно замените на новые!
Установка: 1) В начале на болты, которые крепят катализатор, к приемной трубе автомобиля, установите две пружины.
2) Далее приложите край нового катализатора, к приемной трубе автомобиля, и после чего заверните два удерживающих болта, с пружинами.
3) И в завершение операции, воспользовавшись двумя накидными ключами, заверните две гайки болтов, которые крепят катализатор к резонатору автомобиля.
Важно! Работу по снятию катализатора, лучше всего проводить на холодном двигателе, или же в перчатках, потому что при длительной работе двигателя, катализатор нагревается до очень высоких температур, порядка 600 °С!
Убрал катализатор, и вот что изменилось в поведении автомобиля
Всем привет, сегодня поговорим о том что будет если убрать катализатор и стоит ли это делать. В конце статьи лайфхак как заработать на вынужденном ремонте.
Владельцы б/у автомобилей часто сталкиваются с необходимостью удаления катализатора.
Есть небольшая опасность если подойти к вопросу неграмотно можно получить проблемы с мотором.
Пример засорения катализатора. Фото из открытых источников
Катализатор — устройство, которое расположено в выхлопной системе и нужно для очистки выхлопных газов. В данном устройстве при помощи химических реакций из выхлопных газов нейтрализуются вредные вещества, тем самым выхлопные газы приводятся в соответствие с экологическими нормами.
Его внутренняя часть выполнена по подобию медовых сот, сделана она из керамики и покрыта веществами-катализаторами, такими как платина и палладий. Именно из-за этого он имеет высокую стоимость.
Со временем эффективность катализатора снижается, соты в нем могут забиться отложениями или прогореть. Если автомобиль не новый, то в наших условиях проще его удалить.
Так как установить новый катализатор довольного дорого, а на б/у машине неоправданно дорого, то часто катализатор удаляется, вместо него ставится пламегаситель и в некоторых авто может потребоваться электронная обманка.
Проблема в том, что если сделать это неправильно, то может загореться «чек» двигателя, машина может работать не стабильно, появится повышенный расход топлива
Лучше всего дополнительно провести обновление программного обеспечения двигателя, для работы без катализатора, проще говоря «перепрошить».
100% гарантию обычно не дают, всё зависит от опыта сервисменов.
Пламегасители различных видов
Признаки неисправности катализатора:
- Прежде всего это потеря мощности, машина плохо разгоняется, теряется тяга, появляются сложности на обгонах и при подъемах в горочку
- Повышенный расход топлива
- Неприятный запах от выхлопа, очень похож на запах тухлых яиц
- Тяжелый запуск двигателя
В моем случае после проверки в сервисе был вынесен вердикт: катализатор начал прогорать и осыпаться.
Взвесив все за и против, при учете что машина у меня далеко не новая, решил удалить катализатор, установить пламегаситель и установить электронную обманку, иначе бы загорелась лампочка неисправности двигателя.
В процессе
В итоге всё нормализовалось, машине стало легче разгоняться, двигатель стал работать ровнее, упал расход топлива. Негативных моментов пока не проявилось.
Сильно оплавившийся катализатор на машине моего знакомого
Про возможность заработать: когда я стал искать причину неисправности и читать про катализаторы мне стала попадается реклама, о том что удалим катализатор бесплатно и я задумался, в чем выгода сервиса. Вот что я узнал: сервис удаляет катализатор, оставляя его себе, вваривает вам просто кусок трубы, а катализатор сдает в приемку. Так вот, принимают б/у катализаторы по 5-10 т.р., а стоимость трубы для сервиса ничтожна, так и наживаются. Что сделал я, сначала купил пламегаситель (а не просто кусок трубы), это примерно 2000 рублей, плюс заплатил за установку его вместо катализатора. Потом поехал и сдал свой старый катализатор в приемку. В итоге не просто получил бесплатную замену, а еще и остался в плюсе.
Выбираем подходящую модификацию
Установленая на машину деталь
При выборе «паука» на Приору чаще всего рассматриваются два варианта — 4-1 или модификация 4-2-1. Здесь все зависит от того, какой окончательный результат мы хотим получить. Коллектор 4-1 выдает оптимальное повышение мощности в достаточно узком диапазоне оборотов. У него четыре трубы от клапанов соединяются в одну без переходов. Выпускаются коллекторы как с короткими, так и с длинными трубами. Модификация 4-1 подойдет для двигателей с высоким форсажем, диапазоном оборотов от 6 до 10 тысяч в минуту. Обычно этих «пауков» ставят на двигатели с распределительными валами, имеющими фазу более 285 градусов.
Выпускной коллектор на ваз 2114
Паук 4-2-1 представляет собой деталь, у которой четыре трубы от цилиндров соединяются сначала попарно, а потом в одну общую трубу. Он дает менее значимую прибавку, но в более широком диапазоне оборотов. Эти детали ставят на среднефорсированные двигатели. Считается, что короткие варианты модели 4-2-1 эффективны при оборотах более 4500 в минуту, а длинные — при средних оборотах от двух с половиной до четырех тысяч в минуту.
Конфигурация «паука» 2-2, когда четыре трубы переходят попарно в две, каждая из которых имеет отдельный выход, (получается два выхода) в серийном производстве практически не встречаются. Однако сварщики-любители выполняют для себя такие модификации, как это представлено на фото. Такие работы были проведены автогеном и кемпингом, для них трубы-заготовки были нарезаны и подогнаны посредством уголков. Некоторые считают, что такая конфигурация «паука» 2-2 не дает возможность подключения лямбды, поэтому ее применение не всегда оправданно.
Единой схемы по подбору «паука» 2-1 или другого на машину «Приора» не существует, т. к. выбор модификации производится преимущественно во время испытаний на стенде. Но есть формула для длины первичной трубы (расстояние от клапана до окончания первичной трубы), которая представляет собой следующее:
Л = А х С х ДхД /1400 (константа) х ВхВ, где
Переменная
Значение
Ваз удаляем катализатор ставим паук 4-1, большой расход чистка ДМРВ масло в воздуховоде
Полученную длину нужно умножать на целые числа. Полная длина труб от соединения до клапана на Приору приблизительно (!) определяется по формуле (вне зависимости от модификации 2-1/4-1):
М = 2159 х (К+180)/Т — Р, где
К — размер открытия выпускного канала в градусах до НМТ, по коленвалу;
Т — требуемые обороты двигателя, под которые тюнингуется авто;
Р — длина выпускного канала.
После того, как автовладелец определился с требуемой моделью «паука» ему нужно для проведения работ докупить подогнанные по длине глушитель, резонатор (прямоточный, спортивный), графитовое кольцо и датчик кислорода. Модели 4-2-1, предлагаемые в магазинах для машины «Приора», имеют гайку под кислородный датчик, поэтому установить его будет совсем несложно. Если у паука нет встроенного датчика, то после его установки потребуется замена прошивки на ЭБУ.
Каталитический нейтрализатор ВАЗ 2110, Богдан. Особенности и замена
Регулировка клапанов ваз 2110 является немаловажным процессом, который необходимо проводить профессионалу своего дела. Рассмотрим проблему, которая может возникать при неправильной регулировке. Последствий может быть много:
- нарушается полноценная работа зазоров клапана;
- быстрее изнашиваются подшипники на распределительном вале;
- ухудшается показатель упругости и как результат – ломается пружина клапана;
- происходит их зависание;
- изнашивается зубчатый шкив привода на распределительном вале.
Также быстро выходит из строя колпачки, которые отражают масло, стержни клапанов и направляющие части втулок. Собирается накипь и нагар на клапанах, что обусловлено большой выработкой установленного ресурса мотора. Как следствие, приходят в непригодность большая часть конструктивных элементов. Распространенный вариант – если владелец нарушает основные правила эксплуатации двигателя, допускает использование неправильного, отработанного масла и нерегулярную его замену. Негативно сказывается заправка авто некачественным бензином, в котором находится большое количество смол, оседающих на поверхности стержней клапана. Если мотор долго работает на больших оборотах, это так же становится причиной поломки.
Как известно, двигатель внутреннего сгорания автомобиля в процессе своей работы выделяет углекислый газ, воду, угарные газы, моноокись азота и углеводороды. Все эти газы, за исключением первых двух достаточно ядовиты и опасны для окружающей среды.
Чтобы хоть как-то уменьшить вредное воздействие этих веществ на внешнюю среду придумали устройство, называемое катализатор. Он разлагает эти ядовитые вещества на более безопасные для здоровья.
Современный катализатор автомобиля в совокупности с системой обратной связи (лямбда-зонд) способен редуцировать выбросы вредных веществ до 90%. В химических реакциях этого устройства используются даже драгоценные металлы, такие как родий, платина, палладий. Именно этим объясняется его высокая стоимость.
Причиной выхода из строя нейтрализатора могут быть эксплуатация автомобиля на этилированном бензине, перебои в системе зажигания.
Если Вы готовы выложить кругленькую сумму на новый катализатор для 2110, то смотрите ниже иллюстрированную инструкцию по его замене на автомобиле.
Штатный «глушак» – чем плох?
Собственно начинаем подбираться к самому интересному, чем же штатная система то не угодила? Почему ее срочно нужно заменить (так думаю все тюнеры)?
Для начала, что такое формула 4-1 – это четыре трубы (от каждого цилиндра) которые соединяются в одной точке (трубе) и далее все это дело идет в основной тракт через катализатор, резонаторы и прочее.
ТЕПЕРЬ ПОЧЕМУ ОНА НЕ РАЗВИТАЯ? Как правило, чтобы угодить инженерам, экологам и прочим – производитель делает короткие трубы от цилиндров двигателя, которые тут же соединяются в одну. Чем это плохо? ДА тем, что расстояние до соседних труб очень короткое. При выпуске образуется определенная волна, которая должна отводить газы в основной выхлоп – НО также эта волна поступает в соседние трубы и цилиндры, тем самым тормозя отвод газов. Отягощает ситуацию наличие катализатора (ибо он фильтр и создает дополнительное сопротивление), наличие продвинутых резонаторов (звук гасят хорошо, а вот отвод газов хуже) и диаметр трубы (зачастую делают тонкими, в пределах разумного конечно).
Если сказать простыми словами — мотор как бы душит сам себя, то есть в этом и есть НЕРАЗВИТОСТЬ системы отвода газов. Двигатель должен «дышать» (отводить «отработку» свободно), тем самым и мощность подрастет.
Как заменить?
- Поднимите Ваш автомобиль на удобную для работы снизу высоту.
- Зафиксируйте при помощи ключей гайки.
- Открутите болты, удерживая гайки крепления резонатора к нейтрализатору и снимите пружинные шайбы с болтами.
- Тоже самое проделайте с гайками крепления нейтрализатора к приемной трубе.
- Теперь можно аккуратно снять каталитический нейтрализатор с автомобиля.
- Новый катализатор устанавливается в обратном снятию порядке.