Катализатор приора 16 клапанов признаки неисправности

Решил попробовать удалить катализатор с заводского выхлопного коллектора. У приятеля на Приоре он также был удален со штатного коллектора, я примерно знал как будет это дело в конечном виде выглядеть и работать. Скажу сразу — не громко, но есть некий свист не свист, звон не звон — что-то такое, наверное из-за того, что появился пустой объем этой самой «банки», где стоял катализатор. Иногда стало слышно заднюю банку, будто теперь не хватает пропускной способности.

Думал что будет «намного лучше» после удаления — не совсем! Честно, я ничего не почувствовал, думал поедет лучше (после резкого контраста чип-тюнинга), может уже катализатор был подзабит за 68000 км пробега, но 92 бензина машина вообще не видела. Короче хотел удалить, но сам был не уверен, что будет лучше.

Коллектор не снимал, даже защиту не снимал — не было необходимости. Высверливал при помощи дрели и длинного сверла (благо у дедушки запас всего этого дела вменяемый)

После того как удалил весь катализатор, даже немного расстроился. — ПОЧЕМУ?! — Да потому что он был в буквальном смысле новый.

Но опять же, руководствуясь законами физики, удаление принесло некий положительный момент, т.к любое препятствие прохождения воздуха (выхлопных газов) не есть хорошо.

И, да, в гараже пока машина заведена почувствовал резкий контраст — запас выхлопных газов стал более ощутим.

Катализатор («Приора»): описание, характеристики и отзывы

Конструкция системы отвода отработанных газов абсолютно всех современных автомобилей предусматривает наличие каталитического нейтрализатора (катализатора). Это обязательное условие для выполнения экологических норм.

ВАЗ-2170 не исключение. Его выхлопная система также оборудована катализатором. О нем и пойдет речь в этой статье. Мы рассмотрим, как устроен катализатор ( «Лада-Приора»), а также поговорим о проблемах, возникающих при его неисправности. Кроме этого, мы попытаемся разобраться с альтернативными устройствами, использующимися для его замены.

Особенности конструкции

Как устроен катализатор? «Приора» в смысле ее конструкции ничем не отличается от других современных машин. Деталь состоит из стального корпуса (банки) и рабочего элемента – металлических сот, поверхность которых покрыта активным веществом, способствующим нагреванию выхлопов. В качестве последнего выступает платиново-иридиевый сплав.

Несгоревшие вредные примеси, проходя сквозь соты устройства, оседают на поверхности каталитического слоя и под действием высокой температуры продолжают гореть, окисляясь практически до конца. В итоге на выходе мы имеем выхлоп с минимальным количеством вредных веществ.

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов Приора: конструктивные особенности и назначение

Многие не вникают в особенности функционирования таких устройств, как катализаторы, поэтому на вопрос их предназначения, звучит простой ответ — они нужны для того, чтобы снизить количество вредных выбросов в атмосферу (на 90-95%). Конечно, такой ответ является правильным, но каким же образом происходит этот процесс?

Для простоты понимания назначения каталитического нейтрализатора на Приоре и других современных машинах, необходимо знать следующую информацию:

  1. Такое устройство служит для уменьшения токсических выбросов в атмосферу, что достигается способом разделения азота и кислорода из оксидов. Конструкция способствует дожиганию угарных газов, а также несгоревших в камере сгорания углеводородов.

  2. Катализатором это устройство называется по той причине, что в химии так называют вещества, способствующие ускорению и образованию химических реакций. В качестве этих веществ выступают разные виды драгоценных металлов, начиная от меди и заканчивая дорогостоящими компонентами: золото, родий, палладий и другие.
  3. При сгорании ТВС в камерах сгорания в выпускной коллектор поступают выхлопные газы. Состав этих газов самый разный, и зависит он непосредственно от соотношения топлива и воздуха. В выхлопе содержатся как абсолютно безвредные для экологии вещества (азот, вода и углекислый газ), так и токсические, канцерогенные и очень опасные для человека и окружающей среды компоненты. К ним относятся: углеводороды, оксиды азота и окись углерода. Для предотвращения попадания в атмосферу этих опасных компонентов и применяются катализаторы.

Работает каталитический нейтрализатор на Приоре и других автомобилях не сразу после запуска холодного двигателя, а спустя некоторое время, пока не произойдет прогрев сотовой керамической конструкции (бывают также металлические конструкции, которые более эффективны и устойчивы к ударам). На автомобилях Приора используются элементы с керамической основой.

Главное их достоинство заключается в сниженной по сравнению с металлическими наполнителями стоимости. Эти соты покрыты напылением из драгоценных металлов: родий, палладий, платина, золото и т.п.

Если говорить простыми словами, то при прохождении вредных веществ через соты катализатора, присутствующих в составе выхлопа, происходит их нейтрализация или обезвреживание:

  • несожженные частицы топлива догорают на сотах;
  • платина и палладий снижают количество несгоревшего топлива и окись углерода путем их сжигания;
  • платина и родий снижают количество выбросов оксидов азота;
  • оксиды углерода вступают в реакцию с несгоревшим кислородом, тем самым формируя углекислый газ.

Все эти процессы, проходящие внутри устройства, способствуют изменению состава выхлопных газов. На выходе при исправном катализаторе выхлопные газы состоят из воды, углекислого газа и азота.

Интересно! Химические реакции протекают только при высоких температурах (порядка 700-900 градусов). Именно поэтому в момент пуска двигателя и до его прогрева в атмосферу попадает некоторое количество вредных веществ.

Признаки неисправности каталитического нейтрализатора

Заявленный ресурс катализатора ВАЗ-2170 – 140 тыс. км пробега. Однако это не значит, что после этого километража устройство необходимо менять. Он может служить гораздо дольше, а может выйти со строя и после прохождения 10 тыс. км. Все зависит от того, как вы эксплуатируете автомобиль.

Как же понять, что пора менять катализатор? «Приора» , будучи автомобилем, напичканным различными датчиками, в первую очередь даст вам об этом знать горящей лампочкой CHECK на приборной панели (при считывании кода ошибка 0420). Выход из строя каталитического нейтрализатора также сопровождается:

  • затрудненным (длительным) процессом запуска двигателя;
  • снижением мощностных характеристик;
  • увеличенным расходом топлива;
  • плавающими оборотами на холостом ходу;
  • нехарактерными звуками работающего мотора;
  • резким (едким) запахом выхлопных газов.

Какие признаки говорят, что на Приоре вышел из строя катализатор

Вышедший из строя катализатор на Приоре приводит не только к тому, что в атмосферу выделяются вредные и токсичные вещества, но и другим неприятным проявлениям. К ним относятся:

  1. Ухудшение динамических характеристик двигателя. Автомобиль начинает «тупить», исчезает тяга с низов, медленно набирает обороты и плохо заводится. Водитель также может обнаружить такие признаки, как невозможность набора высоких оборотов (выше определенных значений обычно до 3 тысяч об/мин).
  2. Изменяется работа двигателя. Проявляется это тем, что бензиновый мотор начинает работать, как дизельный.
  3. Повышенные вибрации работы ДВС, а также характерный звон и дребезжание выхлопной системы.
  4. При прогазовывании из выхлопной трубы вылетают мелкие частицы или пыль серого цвета. Это составные части сот катализатора.
  5. Ошибки на БК или при считывании ELM327, которые свидетельствуют о неисправности второго лямбда-зонда. Здесь список этих ошибок. Однако они являются косвенным признаком того, что из строя вышел катализатор.
  6. Увеличение потребления топлива.
  7. Возможно покраснение выпускной трубы, что отчетливо видно в темноте.
  8. Едкий запах из выхлопной трубы.
  9. Сложности запуска двигателя. Он может глохнуть на холостом ходу.

Причинами всех вышеописанных проявлений является снижение пропускной способности выхлопных газов. Выходя из выпускной системы двигателя, они скапливаются в корпусе катколлектора, что приводит к формированию повышенного давления. За счет того, что выхлопным газам некуда деваться, двигатель не может функционировать на полную мощность. Он начинает «задыхаться» в своих выхлопных газах, откуда и возникают соответствующие признаки.

Стоит также обратить внимание на пробег автомобиля. На Приоре каталитические нейтрализаторы «отхаживают» обычно не менее 100 тысяч км. Проблемы с ними начинаются уже после 120 тысяч км пробега. Однако все зависит от разных факторов, и если автомобиль эксплуатируется для езды на малые расстояния, и при этом каждый день заводится и длительно прогревается, то признаки неисправности катализатора могут возникнуть гораздо раньше.

Интересно! Неисправный катализатор не подлежит ремонту. В случае его непригодности, его следует заменить или удалить (об этом более детально рассмотрим ниже). Отслуживший свой срок катализатор не нужно специально утилизировать, так как такие устройства скупают «охотники» за драгоценными металлами.

Начните с датчика

Заметив вышеперечисленные признаки, не отчаивайтесь сразу. Виной тому, что автомобиль утратил былую резвость, может быть и вышедший из строя кислородный датчик (лямбда-зонд). Кстати, их у «Приоры» два: управляющий и диагностический. Первый предназначен для того, чтобы определять количество кислорода в выхлопных газах, а второй — для того чтобы вовремя сообщать водителю о возможной неисправности первого устройства.

Нередко эти датчики называют чужими именами, например, спрашивая, сколько катализаторов в «Приоре» и каких именно. Это в корне неправильно. Катализатор – один, датчиков – два. Вернемся к ним.

Учитывая, что диагностический лямбда-зонд выходит из строя крайне редко, первым проверьте управляющий датчик катализатора. «Приора» в случае его поломки также оповестит вас горящей лампой CHECK. Остается только считать код ошибки сканером и расшифровать его. Если окажется, что возникла проблема с лямбда-зондом, вам повезло.

Дымит после удаления катализатора

Катализатор меняется в том случае, если он выходит из строя и не дает двигателю работать в нормальном режиме. Обычный повышенная дымность наблюдается на автомобилях с установленным неисправным нейтрализатором, а после удаления КН дым пропадает. Тем не менее, нередко автовладельцы жалуются, что машина дымит и после удаления катализатора. Причин такого явления может быть несколько:

  • не сделана перепрошивка, и не установлена «обманка» после удаления КН;
  • есть неисправности в ЭСУД (не работает один из датчиков), имеются проблемы с самим блоком управления;
  • залегли поршневые кольца;
  • не отрегулирован угол опережения зажигания (оно установлено слишком позднее).

Как проверить катализатор

Каталитический нейтрализатор можно проверить двумя способами: визуально осмотрев его и замерив давление внутри банки. В первом случае устройство демонтируется и проводится его визуальное обследование. Если корпус устройства имеет следы механического воздействия, а соты, просматривающиеся в отверстия, заплавлены, катализатор однозначно неисправен.

ПРИОРА — выбиваем катализатор и чипуемся! Есть ли смысл?

ПРИОРА

— выбиваем
катализатор
и чипуемся! Есть ли смысл? Все это вы увидите в этом видео! Подписывайтесь…

УДАЛЯЕМ КАТАЛИЗАТОР И ПРИЗНАКИ ЗАБИТОГО КАТАЛИЗАТОРА ВАЗ, ЛАДА

УДАЛЯЕМ КАТАЛИЗАТОР

И ПРИЗНАКИ ЗАБИТОГО
КАТАЛИЗАТОРА
ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2114, 2115, ЛАДА
ПРИОРА
, …

Проверка давления внутри банки устройства производится с использованием специального манометра, вкрученного вместо управляющего датчика. Двигатель запускают, греют и доводят до 3 тыс. об/мин. Если катализатор рабочий, давление не должно подниматься выше 0,3 кгс/см 2 .

Что такое катализатор и как он работает


Выхлопные газы – отработанный продукт работы двигателя. Он состоит из многих токсичных химических соединений, наносящих серьезный ущерб здоровью человека и природе.
Катализатор – устройство, нивелирующее их концентрацию до минимального значения. Он вмонтирован в выхлопную систему автомобиля между мотором и глушителем.

Катализатор состоит из трех основных частей:

  • Фильтрующий элемент или носитель. Он состоит из сот – ячеек, в которых при высокой температуре происходит нейтрализация (сгорание) вредных газов и остатков топлива.
  • Теплоизолятор. Необходим для сохранения необходимой температуры внутри устройства.
  • Металлический кожух с вентиляционной перфорацией. Предохраняет от непроизвольного касания раскаленного устройства, защищает изделие.

Работу катализатора контролируют датчики. Первый из них размещен до нейтрализатора. Он фиксирует информацию о количестве не сгоревшего топлива в выхлопных газах. Другой датчик контролирует качество отработанных газов на выходе катализатора. Информация от датчиков передается на ЭБУ двигателя, который регулирует подачу горючего.

Со временем сотовая структура катализатора забивается и устройство перестает выполнять свое предназначение. Дальше мы рассмотрим основные признаки забитого катализатора.

Почему катализатор выходит из строя

Основной неисправностью каталитического нейтрализатора является непроходимость сот. Со временем их рабочий слой сгорает, а сами они начинают плавиться, превращаясь в сплошную массу. Это создает препятствие для свободного выхода выхлопных газов, из-за чего, собственно, двигатель и «задыхается».

Преждевременный выход катализатора из строя может быть спровоцирован:

  • использованием некачественного топлива;
  • попаданием в топливо масла;
  • нарушениями в системе зажигания.

Расход топлива после удаления катализатора

Многие автовладельцы часто задают вопрос – может ли увеличиться расход топлива после удаления катализатора? Если каталитический нейтрализатор просто вырезали, лямбда зонд, установленный после катализаторной вставки, будет сигнализировать об ошибке, и ЭБУ переведет топливную систему в аварийный режим:

  • двигатель потеряет мощность;
  • возрастет расход топлива.

Но авторемонтники научились обманывать систему – они перепрошивают блок управления, исключают из цепи второй лямда-зонд. Электроника «считает», что второго датчика в системе нет, поэтому сведения об ошибке не появляются, и двигатель внутреннего сгорания работает нормальном режиме. С «обманкой» расход топлива после удаления катализатора практически такой же, как и с каталитическим нейтрализатором, единственное различие – выброс токсичных веществ в атмосферу с вырезанным КН увеличивается.

Меняем катализатор на «Приоре» своими руками

Чтобы произвести замену каталитического нейтрализатора ВАЗ-2170, обращаться на станцию техобслуживания совсем необязательно. Это можно сделать и в условиях собственного гаража. Для этого потребуются:

  • набор ключей;
  • головка на 13 с рукояткой;
  • пассатижи;
  • шлицевая отвертка.

Замена катализатора («Приора») осуществляется следующим образом:

  1. Устанавливаем машину на смотровую яму.
  2. Поднимаем капот, отключаем минусовую клемму на аккумуляторе.
  3. Снимаем декоративный кожух силового агрегата.
  4. Переходим в смотровую яму. Откручиваем (не до конца) нижнюю гайку хомута, соединяющего основной и дополнительный глушители. Верхнюю гайку откручиваем полностью. Снимаем хомут и извлекаем уплотнительное кольцо.
  5. Пассатижами отгибаем усики термозащитного экрана катализатора.
  6. Откручиваем три гайки, крепящие фланец приемной трубы и фланец катализатора. Снимаем стопорную пластину.
  7. Приподнимаем дополнительный глушитель вверх и вынимаем его кронштейн из передней подушки его подвески (резинки).
  8. Отсоединяем приемную трубу дополнительного глушителя от шпилек катализатора. Извлекаем уплотнительную прокладку.
  9. Отсоединяем жгуты проводов от разъемов управляющего и диагностического датчиков кислорода.
  10. Снимаем держатели проводов датчиков с теплозащитного экрана рулевого механизма.

  11. С помощью головки на 13 откручиваем болты крепления катализатора к кронштейну.
  12. Откручиваем три гайки крепления теплозащитного экрана рулевого управления. Демонтируем экран.
  13. Откручиваем две гайки кронштейна трубы водяного насоса (помпы). Снимаем кронштейн.
  14. Демонтируем катализатор, открутив восемь гаек, крепящих его к головке блока цилиндров. Снимаем катализатор и уплотнительную прокладку.
  15. Установку нового каталитического коллектора производим в обратном порядке.

Примерный прайс

Новый каталитический нейтрализатор на Ладу Приору можно купить за 7000-10000 рублей. Примерные расценки в зависимости от производителя автодетали:

  • FortLuft – от 7000 рублей.
  • АвтоВАЗ – от 7500 рублей.
  • ASSO – от 10000 рублей.
  • Bosal – около 9000 рублей.

Б/у оригинальную запчасть можно купить за 2500-3000 рублей. Неоригинальные старые автодетали продаются по цене от 2000 до 2500 рублей.

Существует ли альтернатива

Будет ли работать «Приора» без катализатора ? Конечно, будет! Отсутствие каталитического нейтрализатора никак не отразится на ее характеристиках, как об этом заявляют некоторые «опытные» мастера. Да, машина уже не будет отвечать установленным экологическим нормам, но работать хуже не станет.

Если вы не хотите тратиться на штатный катализатор, вы всегда можете купить универсальное устройство, которое обойдется вам вдвое дешевле, учитывая установку. По сути, это такой же каталитический нейтрализатор с теми же функциями и аналогичной конструкцией. Да и производятся они в основном на тех же заводах, что и оригинальные, а цена на них ниже за счет отсутствия различных торговых наценок.

Ну а если вы пожелаете осуществить легкий тюнинг своей «Приоры», купите для нее хороший пламегаситель. Он устанавливается вместо катализатора. С ним и мощность двигателя увеличится за счет улучшения проходимости выхлопных газов, да и звук силового агрегата приобретет спортивные нотки.

Преимущества и недостатки установки пламегасителя

Установленный катализатор для Приоры выполнял функцию очистительного фильтрующего элемента. Пламегаситель исключительно снижает температуру выхлопов и препятствует сильному шуму при их прохождении. Поэтому возможны проблемы при проведении ТО. Хотя в большинстве случаев проверки системы и ее соответствия европейским правилам не проводятся.

Выполнение переоборудования выхлопной системы освободит владельца от больших затрат в будущем. Поскольку вставка катализатора Приора больше не потребуется. А работать автомобиль будет качественно и надежно. И проведение специальной диагностики выхлопной системы станет необязательным.

Существует и более лояльный способ, не требующий изменения конструкции выхлопной системы. Чтобы не потребовалось удаление катализатора на Приоре можно осуществить перепрошивку системы управления и установить сниженные запросы на качество и состав выхлопных газов.

Выполнять работу следует у специалистов, поскольку самостоятельная перепрошивка не всегда возможна. Обновленная Приора не будет столь «требовательной», правда, последующие замены катализатора владельцу все равно придется проводить.

Постоянные засоры и необходимость регулярной прочистки заставляют народ всерьез рассматривать плюсы и минусы удаления катализатора. Даже если вы изо всех сил стремитесь сохранить природные ресурсы в неприкосновенности, наверняка вас будет сильно смущать стоимость нового устройства. По данным разведки, аналоговый катализатор обойдется в $500.

Стоимость же оригинального водители, интересовавшиеся вопросом, сравнили с ценой Жигулей – не новых, но на ходу и без необходимости срочно что-то менять или восстанавливать. Для большинства бюджетов это больно. Пока катализатор можно прочищать, выбрасывают их редко. Но вкладываться настолько серьезно в новый согласны единицы.

Плюсы и минусы удаления катализатора оценивались со всех сторон. Рассматривались и альтернативные варианты. Посмотрим, к чему пришли наши исследователи.

Несколько слов о «пауках»

Есть еще один вариант для тюнинга, предусматривающий полную переделку выхлопной системы. Называется он «прямоток». Его суть заключается в том, чтобы убрать из системы все элементы, препятствующие свободному выходу выхлопных газов, в том числе и катализатор.

Главная деталь прямотока – вставка («паук»). Это аналог выпускного коллектора, отличающийся от последнего особенным соединением труб, при котором отработанные газы, выходя из цилиндров, практически не оказывают никакого воздействия на последующие выхлопы.

На «Приору» устанавливают два вида пауков: 4-1 и 4-2-1. Цифры обозначают, как соединены трубы коллектора. Вставка катализатора («Приора») 4-1 предусматривает соединение четырех труб в одну. У «паука» 4-2-1 трубы коллектора сначала объединяются в пару, а потом сходятся в одну.

Считается, что оптимальным для ВАЗ-2170 соединением труб является схема 4-1, но и другая ничем не хуже. Важно, чтобы совпадали элементы крепления всех деталей выхлопной системы, ведь кроме вставки вам также потребуется приобрести резонатор и глушитель.

Перепрошивка после удаления катализатора

Когда из выхлопной системы автомобиля удаляется неисправный катализатор, машина «оживает» – появляется динамика. Для того чтобы убрать ошибки в ЭСУД (электронной системе управления), блок перепрошивают под «Евро-2». В России пока еще такая система работает – нормы экологии не такие жесткие как в Европе. Если в системе установлен только один лямбда-зонд на катализатор (перед «банкой»), перепрошивка ЭБУ не требуется.

Как продлить жизнь катализатору

Напоследок ознакомьтесь с советами, которые помогут вам длительное время не возвращаться к теме замены каталитического нейтрализатора:

  1. Не используйте некачественный бензин. Это решение спасет не только катализатор. «Приора» — совсем не тот автомобиль, в бак которого можно лить все, что горит.
  2. Не допускайте попадания масла в топливо. Заметив, что выхлоп приобрел сизый оттенок, не поленитесь проверить компрессию в цилиндрах. Возможен износ деталей поршневой группы, из-за чего масло попадает в цилиндры.
  3. Обращайте внимание на приборную панель. Если загорелась сигнальная лампа CHECK, а автомобиль стал плохо заводиться, утратил мощность, не тяните с диагностикой.

Российский автомобиль малого класса вот уже на протяжении десяти лет не теряет своих позиций, и является одной из наиболее востребованных отечественных моделей. Каждая модификация Приора отличается своей качественностью, но в то же время доступностью в ремонте.

Комментарии

Гости не могут оставлять комментарии на сайте, пожалуйста авторизируйтесь.

Товары для LADA по лучшей цене

Подборка аксессуаров для LADA с AliExpress

Современные нормы токсичности требуют применения систем очистки отработанных газов. Для автомобилей, работающих на бензине, таким устройством является катализатор. Владельцы транспортного средства часто сталкиваются с засорами и необходимостью прочистки этой детали. Приобретение и установка нового элемента обходится недешево, поэтому отработавшую деталь просто убирают. Удаление катализатора имеет свои плюсы и минусы, их нужно знать каждому водителю.

Нюанс модификации Лада Приора: замена катализатора

Однако, всё больше критиков и экспертов сходятся на том, что модель точно нельзя назвать самой надёжной, так как у Приоры часто возникают неполадки с ходовой частью и выхлопной системой. В последнее время участились случаи обращения автовладельцев с проблемами неисправности катализатора. Согласно статистике, каждая четвёртая поломка автомобиля связана как раз с «очистителем» Лада Приора, замена катализатора поэтому у владельцев не вызывает удивления. В сегодняшней статье мы и обсудим этот щекотливый момент.
Давайте для начала определимся с тем, что же это такое катализатор? Итак, катализатор – это один из узлов выхлопной системы автомобиля, отвечающий за очистку «вредных» газов.

Прежде, чем выхлопные газы покинут автомобиль, они проходят через систему катализатора, где посредством взаимодействия с керамической пластиной, а точнее её слоем благородных металлов, становятся экологически толерантными.

О важности катализатора говорить лишний раз не приходится, особенно если вы часто посещаете европейские страны, где за концентрацией выхлопа очень внимательно следят.

Почему забивается катализатор

Если исключить случаи участия машины в ДТП или повреждения выхлопной системы в результате наезда днищем на препятствие, то основных причин три.

Плохое качество горючего. При его сгорании температурный режим может быть выше допустимого. Составляющие основного элемента, носителя, оплавляются и выходят из строя. Присадки с частицами железа, добавляемые в топливо, нейтрализуют рабочую поверхность сот. В результате химическая реакция прекращается, катализатор перестает работать.

Засорение сотового фильтра. Ячейки забиваются нагаром, сажей и т. д. Это препятствует проходу через них выхлопных газов.

Причины поломки и замена катализатора Приора 16 клапанов

Эксперты выделяют несколько основных факторов, которые могут привести к выходу из строя катализатора:

  • Удар – да, самый обыкновенный удар днищем о камень или бордюру. Он, скорее всего, приведёт к появлению микротрещин, которые будут лишь увеличиваться по мере дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • Заправка автомобиля некачественным топливом, а также использование разного рода присадок (для большинства типов катализаторов топливные присадки категорически противопоказаны).
  • Неправильный уход за катализирующим нейтрализатором, а также нежелание проводить плановую диагностику элемента.

Из-за чего катализатор ломается?

Существует устоявшееся предвзятое мнение, что это устройство капризно и недолговечно. Мы бы с ним не согласились: большинство катализаторов (при их-то цене!) рассчитано на пробег в 100-150 тыс. км. Да не каждый автовладелец накатывает столько на своей машине – во всяком случае, без ее смены. Но практика показывает, что расчетный километраж по плечу только половине катализаторов. Ранний выход их из строя обусловлен несколькими факторами.

  • Главная причина, по которой катализатор не вырабатывает свой ресурс – некачественное топливо. А им снабжают порой практически все отечественные заправки. Продлить жизнеспособность устройства в этом случае может его регулярная прочистка, о которой многие автомобилисты напрочь забывают;
  • Следующее по распространенности, что выводит катализатор из строя – попадание на раскаленный корпус воды, антифриза или масла. Особенно опасно это явление для керамических (более дешевых) версий. С этой точки зрения принципиально важно соблюдение герметичности системы и отслеживание образования конденсата;
  • Не отлаженное зажигание. Если с первого раза запустить мотор не получилось, бензин, не израсходованный на пуск, накапливается в выпускном тракте. Следующий завод приводит к его взрыву в катализаторе. Керамические соты разлетаются кусочками, металлические могут быть деформированы;
  • Прилет в катализатор щебенки опасен только керамике, которая разлетается от столкновения. Металл держится куда лучше и дольше, но многочисленные лобовые встречи постепенно все больше деформируют его, хотя корпус спасает от них значительно надежнее, чем керамические соты;
  • Можно сделать вывод: преждевременные поломки в основном вызваны небрежностью хозяина машины. Даже влияние плохого бензина может быть смягчено внимательностью, которая в этом случае будет проявляться в своевременной профилактике.

Замена катализатора на Приоре: признаки неисправного механизма

Любая поломка, которую удалось обнаружить еще перед «фатальным концом», исправляется гораздо проще. Поэтому, нужно всегда следить за состоянием «очистителя» и уделять внимание таким симптомам:

  • Заметное падение мощности автомобиля, которое часто сопровождается отказом силовой установки запускаться.
  • Резкие перепады показателей оборотов двигателя, работающего на холостом ходу.
  • Из-под сидения автомобиля исходит нехарактерный дребезжащий звук.
  • На приборной панели загорелся сигнал «Чек».

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Диагностика и замена катализатора Лада Приора

Сразу же после обращения в автомастерскую, специалисты приступают к диагностике катализатора. Она осуществляется в несколько этапов:

  1. Компьютерная диагностика катализирующего элемента.
  2. Внешний осмотр катализатора, а также выхлопной системы в целом.
  3. Замер противодавление катализатора:
  • Мастер снимает лямбду, установленную перед очистителем.
  • На её место устанавливается штуцер.
  • К нему прикручивается небольшой отрезок тормозной трубки (опытные мастера отдают предпочтение трубкам с накидными болтами).
  • На её свободный конец надевается шланг, который мастер просовывает в салон.
  • К нему подключается специальный прибор – манометр, с помощью которого и измеряется показатель противодавления (нормальным считается показатель до 0.35 кг/см3).
  1. Видео-эндоскопия катализирующего нейтрализатора.
  2. Замеры температурных показателей катализатора с помощью инфракрасного прибора.

По результатам диагностики у мастера складывается весь пазл происходящего, и он может принять решение о дальнейшей судьбе катализатора. Стоит отметить, что немаловажную роль во время принятия решения играет платёжеспособность клиента, так как замена катализатора Лада Приора на оригинальный от дилера стоит достаточно дорого.

Звук после удаления катализатора

Нередко после удаления катализатора работа двигателя сопровождается неприятным звуком, исходящим из выхлопной системы. Причиной этого звука может быть:

  • пустотелость внутри банки – керамику из катализатора вырезали, а железный корпус заварили и просто установили на место;
  • установленный пламегаситель не надлежащего качества, он слишком «пустой»;
  • при удалении катализатора плохо заварили корпус, он негерметичный, и поэтому сечет;
  • при установке пламегасителя плохо состыковали элементы выхлопной системы.

Чтобы не переделывать работу, лучше сразу устанавливать качественные пламегасители, просто заваренная пустая банка катализатора долго не прослужит и доставит автовладельцу немало хлопот:

  • в салон будет попадать запах отработанных газов;
  • появится неприятный звук под капотом;
  • банка быстро прогорит от высокой температуры.

Замена катализатора Приора на ПАУК

Многих владельцев Приора не устраивает работа базового катализирующего нейтрализатора и они обращаются в автомастерскую для его замены на ПАУК. Принцип работы ПАУКа практически такой же, как и у обычного коллектора – он также занимается выводом газа из цилиндров силовой установки. Существует несколько разновидностей элементов, но принцип их установки одинаковый:

  1. Лада Приора устанавливается на «яму», после чего мастер снимает защиту картера.
  2. Болты крепление коллектора и трубки катализатора откручиваются и элементы рассоединяются.
  3. В случае частичной замены катализатор остаётся на месте, при полной – демонтируется.
  4. Затем мастер поднимает крышку капота и откручивает болты крепления выпускного коллектора.
  5. Мастер осуществляет демонтаж базового коллектора.
  6. Далее проходит установка ПАУКа.
  7. ПАУК прикрепляется к катализатору, а при полной замене, к альтернативе катализатора, пламегасителю.

Несмотря на то, что замена катализатора Приора на Паук выглядит не очень сложным, браться за его выполнение самостоятельно категорически не рекомендуется. При обнаружении любых неполадок нужно сразу же обращаться за помощью к компетентным специалистам.

Разновидности каталитических нейтрализаторов на Приору: какой лучше выбрать на замену

Автомобили ВАЗ-2170 оснащаются разными типами двигателей (21114, 21116, 21124, 21126 и 21127). В модельном ряду имеются как 8-клапанные моторы, так и 16-клапанные (все объемом 1,6 литра). В зависимости от типа двигателя отличаются и используемые на автомобилях катализаторы. На Приорах устанавливаются следующие типы катализаторов, которые имеют соответствующие артикулы:

  1. 11183-1203008-00 — устанавливался на 8-клапанные двигатели автомобилей Приора и других марок авто от АВТО-ВАЗ. Имеются две их модификации: нового и старого образца.
  2. 11194-1203008-10, 11, 12 и 13 — устанавливались на 16-клапанные моторы автомобилей Приора.

Существуют также разные модификации катколлекторов для Приор, которые ставились на разные типы двигателей, но практически все они являются взаимозаменяемыми.

Отличаются изделия не только внешними характеристиками, но и материалами и способами производства. Разные производители предлагают катколлекторы на Приору, которые изготавливаются из листовой стали и чугуна. Причем стальные варианты производятся путем штамповки и сварки, а чугунные — методом литья.

В продаже имеются устройства таких , «Delphi» и изделия от «Уральский электротехнический комбинат» и другие. Выбирая новый катколлектор, необходимо уточнить каталожный номер, который указан на корпусе элемента, установленного на автомобиле.

По этому номеру и рекомендуется подбирать нейтрализатор для своего автомобиля. Цена таких изделий зависит от производителя, и варьируется от 2-3 тысяч рублей. Однако выбирая неоригинальные варианты, владелец рискует тем, что устройство едва прослужит 50 тысяч км пробега.

Интересно! Выбирая между изделиями по материалу изготовления стальными и чугунными, предпочтение лучше отдать модификациям второго типа. Они не только дольше прослужат, и не нужно переживать о возможности повреждения корпуса, но и работают гораздо тише (не издают звонкого неприятного звука на оборотах выше 2,5 тысяч об/мин).

Цена чугунной приемной трубы с катколлектором обойдется дороже аналогов из металла, но при этом водитель получит удовольствие от приятной работы мотора.

Ниже представлена схема приемной трубы с катколлектором и составных деталей с их номерами и артикулами, которые могут понадобиться при проведении работ по замене изделий.


Схема устройства выпускной трубы с катализатором Приора

В качестве альтернативы новому катализатору, можно приобрести изделия б/у с разборки. Такие устройства будут стоить значительно дешевле, но самое главное при покупке уточнять пробег автомобиля, с которого был снят соответствующий тип детали.

Интересно! На Приоре катализатор совмещен с выпускным коллектором, поэтому устройство называется катколлектором или приемной трубой с каталитическим нейтрализатором.

Советы по продлению срока эксплуатации катализатора Лада Приора

Конечно, нельзя предотвратить износа катализирующего конвертора, но его можно заметно отсрочить. В этом помогут следующие советы и рекомендации:

  • Ведение графика диагностики очистителя, а также правильный уход за ним.
  • Своевременная замена свечей зажигания (кстати, устанавливать нужно только оригинальные элементы, приобретённые у официальных дилеров).
  • О важности использования качественного топлива лишний раз говорить не будем.
  • Нейтрализатор плохо переносит резкие перепады температур, поэтому, в процессе эксплуатации автомобиля Лада Приора 16 клапанов, старайтесь избегать этого.

Кроме того, на ресурс работы катализатора влияет качество элемента, а также профессионализм мастеров, устанавливавших его.

Снимать или не снимать?

Итак, вы столкнулись с окончательным выходом из строя катализатора и невозможностью его реанимации. Удалять устройство или нет?

  • Без него ухудшается качество выхлопа: оно начинает соответствовать стандартам ЕВРО 2. Считается, что при этом становится затруднительным прохождение ТО. Однако нам этот довод кажется сомнительным: катализаторы ставятся только на инжекторы, к тому же машины обязательно электронизированы. Как-то же проходят техосмотр Лады с 1 по 7 модель;
  • Автомобиль по мощности начинает превосходить предыдущие показатели, что прольется бальзамом на душу хозяина.
  • В плюсы записываем и меньшее потребление топлива. Сокращение порой достигает 10-15%;
  • По минусам список оказывается довольно внушительным. Прежде всего – это почти 100% появление в отчетности ошибок и непрерывное горение Check engine. Кто-то способен безразлично к этому относиться, кого-то это будет раздражать, но главное – появляется вероятность пропустить серьезное предупреждение о других неполадках в автомобиле;
  • Глушитель станет работать хуже. Мало того, прогорать он будет быстрее, поскольку в него начнут прорываться отработанные газы с недопустимо высокой температурой. Плюс выхлоп приобретет громкий и неприятный отзвук. Вероятно появление огня из выхлопной трубы;
  • Работа двигателя станет шумнее; вероятна передача вибрации на салон.

На наш взгляд, плюсы и минусы удаления катализатора сочетаются с преобладанием последних. Окажется совершенно недостаточно просто вырезать его: слишком многое при этом теряется. Как минимум, понадобится пламегаситель вместо катализатора. А чтобы убрать постоянное напоминание Check engine, нужно ставить еще и обманку лямбда-зонда вроде «Стронгера».

Причем во многих случаях обманки оказывается недостаточно, и вопрос приходится решать монтажом последовательного R-C фильтра. Все работы в совокупности, даже если проводить их с участием авто-мастеров, оказываются все равно дешевле (и намного!) нового катализатора. Однако до его поломки лучше все же за ним поухаживать, чтобы он прожил по возможности дольше.

Взвешивание всех плюсов и минусов – принятие решения

Если устройство повреждено до такой степени, что перестало выполнять свои функции, встает вопрос: убирать его совсем, провести замену на новую деталь или найти альтернативную запчасть. При вырезании нужно обратиться к квалифицированным специалистам, которые отрегулируют шум выхлопной системы, устранят ошибки в программе и поставят защиту от прогорания выхлопной трубы.

Замена катализатора на пламегаситель

Появление запаха устранить трудно. Но концентрация вредных веществ в машине с малым объемом двигателя гораздо ниже, чем при объеме 4–5 литров. При повышенной чувствительности к нему стоит выбрать установку нового устройства. Для прибавки мощности можно установить прямоточную выхлопную трубу или использовать спортивный нейтрализатор.

Помимо удаления катализатора, нужно использовать другие варианты замены.

Пламегаситель является распространенным способом замены катализатора. Он более экономичен, а большой ассортимент моделей подходит ко всем видам двигателей. Другой способ решить проблему – установка механической обманки, с последующим монтажом R-C фильтра.

При соблюдении всех необходимых условий эксплуатации катализатор прослужит довольно долго, а поврежденный и забитый отходами прибор необходимо убрать или заменить.

Видео по теме: Удаление катализатора — плюсы и минусы

Но многие владельцы отмечают, что Приора катализатор может приводить к многочисленным проблемам с эксплуатацией транспорта. Поэтому практичным решением станет его замена на пламегаситель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]