Print this article Font size 16
Автомобили постоянно развиваются, потому появление новых устройств — не неожиданность. Примером развития отечественного автопроизводства стало появление датчика Холла на карбюраторных версиях ВАЗ 2109.
Устройство и принцип работы
Конструкция контроллера состоит из следующих деталей:
- магнит;
- ротор;
- микросхема;
- корпус из пластмассы;
- выводы;
- магнитопроводы.
Работа датчика основывается на эффекте Холла. Принцип действия элемента заключается в следующем:
- На роторе находятся четыре зубца, которые вращаются во время работы двигателя.
- Постоянно считываются импульсы.
- Полученная информация в виде сигнала отправляется на коммутатор.
- Импульс поступает на установленную катушку.
- Усиленное напряжение в 22–25 кВ подается на свечи.
Тип функционирования не отличается сложностью.
Еще один способ диагностики
Перед тем как проверить датчик Холла на ВАЗ-2109, вам потребуется выполнить подготовку.
Но при этом вы наверняка определите целостность прибора. Процедура выполнения:
- Соединяете со свечой центральный вывод катушки зажигания.
- Корпус свечи соединяете с минусом питания (массой).
- Снимаете датчик Холла.
- Включаете зажигание. Колодка с проводами должна быть подключена к датчику.
- Проводите отверткой или любым металлическим (магнитным) предметом около активной части прибора. Если искра появится, то датчик исправен. Если нет – его нужно заменить.
Правда, если работа датчика нестабильная, этот способ может не помочь – попробуйте поставить заведомо исправный.
Схема подключения
На рисунке представлена принципиальный электрический рисунок для ВАЗ 2108 и 2109 с распиновкой контактов.
Работа системы зажигания осуществляется следующим образом:
- По проводу напряжение на датчик передается от переключателя через красный провод.
- Магнитом создается поле.
- К коммутатору подается импульс через зеленый провод.
С помощью элемента Холла регулируется напряжение, направленное на высоковольтную катушку.
Функции и расположение
На карбюраторных ВАЗ 2109 датчик Холла (ДХ) отвечает за размыкание и замыкание контактной группы. При вращении экрана с окнами, на устройство подается сигнал, трансформирующийся в электрический. Посредством коммутатора сигнал идет на катушку зажигания, а там превращается в электрозаряд — искру.
Располагается ДХ у девятки на распределителе зажигания. Искать устройство необходимо под пылезащитным экраном. Датчик закреплен на опорной пластине с помощью заклепок или пары винтов. Это уже зависит от типа используемого распределителя.
На инжекторных ВАЗ 2109 датчик Холла отсутствует. Его функции выполняет датчик положения коленвала.
Признаки неисправности
С течением времени прибор приходит в негодность. Распознать это можно по следующим признакам:
- двигатель плохо работает или глохнет;
- мотор не держит холостой ход;
- наблюдается детонация автомобиля;
- в процессе движения движок сам выключается.
Не всегда неполадки носят серьезный характер. Иногда причиной является простое окисление контактов. Достаточно их пошевелить, чтобы работа двигателя восстановилась. Такие симптомы проявляются из-за ослабления крепежа датчика. Для этого его необходимо подтянуть. Случается, что причина лежит в коротком замыкании проводки.
Как понять, что датчик сломан?
Перед тем как проверить датчик Холла на ВАЗ-2109, нужно определить, он ли виновен во всех бедах? Проблема в том, что многие симптому поломок системы зажигания схожи теми, которые возникают при неисправностях карбюратора или привода ГРМ. Вот основные признаки неисправности датчика Холла на ВАЗ-2109:
- Двигатель отказывается запускаться.
- Наблюдаются перебои при работе мотора. Причем они происходят во всех режимах. Плавность хода нарушается, ощущаются рывки.
- Холостой ход нарушен – обороты нестабильные либо мотор попросту останавливается.
- Неожиданные остановки двигателя.
- Существенное снижение мощности.
Если вы обнаружили один или несколько симптомов, то следует проверить систему зажигания. Ее разобрать намного проще, нежели карбюратор. Поэтому при поиске неисправностей стоит двигаться от меньшего «зла» к большему.
Как проверить
При подозрениях на неисправность датчика, его диагностику можно провести так:
- С помощью исправного элемента. От основного датчика отключается питание и подключается к новому прибору. Затем вынимается центральный провод зажигания и укладывается на металлическую поверхность. Делается это с целью визуальной фиксации искры. Включается зажигание. Для имитации работы экрана рядом с магнитом совершаются движения тонким металлическим предметом. Если заметно появление искры, значит, родной датчик был неисправен.
- С применением прибора мультиметра. Сначала он переводится в режим работы вольтметра. Подключаются провода измерителя к элементу. При движении металлическим предметом внутри датчика будет происходить имитация работы экрана. Если прибор будет показывать изменение напряжения в пределах от 0.4 В до 11 В, значит, элемент исправен.
- С помощью создания имитации нового датчика. От элемента отсоединяется питание. Вынимается центральный провод трамблера, который помещается на массу с целью наблюдения за искрой. На следующем этапе замыкаются контакты «3» и «6» и наблюдается за появлением искры. Неисправность датчика подтверждается в случае ее проскальзывания.
Если такая проверка указала на поломку, то элемент нужно выбросить и установить новый.
Где находится?
На автомобилях ВАЗ-2109 с карбюратором датчик Холла монтируется в корпусе распределителя зажигания. Работает он за счет того, что в конструкции трамблера имеется экран в форме полуцилиндра. Его боковая поверхность имеет окна – прорези. Когда металлическая часть этого полуцилиндра проходит около активной части датчика, происходит подача импульса на электронный коммутатор. Как только у прибора появляется окно – происходит прерывание импульса.
На датчик Холла ВАЗ-2109 подается напряжение 12 В, но ток потребления крайне низкий. Его хватает только для того чтобы открыть полупроводник, находящийся в коммутаторе. Уже последний усиливает сигнал и подает его на катушку, которая является повышающим трансформатором. В итоге из 12 Вольт получается более 20 кВ. Правда, ток при этом уменьшается в разы. Поэтому искра для жизни человека опасности не представляет. Но если ударит таким током, то приятного в этом все равно мало.
Замена
Когда проверка показала неисправность датчика, то для снятия необходимо подготовить ключ на 10 мм, и отвертку. Этапы процедуры:
- От устройства отключается питание.
- С автомобиля демонтируется трамблер.
- Прибор относится на верстак и с него снимается крышка.
- Осторожно демонтируется пыльник с бегунком.
- Откручивается винт штекера.
- Снимаются винты опорной пластины.
- Демонтируется вакуумный корректор. Для этого выкручиваются 2 винта.
- Достаются все провода.
- Вынимается датчик вместе с опорной пластиной.
- Устанавливается новый элемент, и монтаж проводится в обратном порядке.
В процессе проведения замены все внутреннее пространство трамблера необходимо тщательно очистить от грязи. Как и при промывке карбюратора для этого используется ацетон.
Датчик Холла ВАЗ 2109 — замена без помощи специалистов
Автомобили ВАЗ 2109, оснащенные карбюраторными моторами, имеют бесконтактную систему зажигания с датчиком Холла. Основная задача датчика Холла ВАЗ 2109 — подача управляющих импульсов на коммутатор, который преобразует полученные импульсы и направляет их на первичную обмотку катушки зажигания. Расположен этот микроэлектронный датчик в корпусе датчика-распределителя зажигания под пылезащитным экраном. В зависимости от типа распределителя он крепится на опорной пластине при помощи 2 винтов или заклепок. Операция по замене датчика Холла ВАЗ 2109 не представляет собой ничего сложного. Замена может быть выполнена в течение получаса любым автолюбителем без помощи специалистов.
Проверка датчика
Не всегда при неисправности датчика Холла силовой агрегат автомобиля не запускается. Возможны проблемы с зажиганием, такие как перебои в работе двигателя на любых режимах, отсутствие или нестабильный холостой ход, а также потеря мощности. Проверить датчик Холла можно двумя способами. Первый подходит для тех, у кого нет специальных знаний в области автоэлектрики и электроники.
При этом способе необходимо приобрести новый и заведомо исправный датчик в магазине автозапчастей и правильно установить его на место старого. Если мотор после этой операции заведется, значит, проблема решена. Если нет, значит, проблема в резисторе, коммутаторе, катушке, замке зажигания, проводах, свечах или других деталях трамблера.
https://youtube.com/watch?v=DiWtCGGKN6s
Второй способ проверки датчика Холла ВАЗ 2109 требует наличия специальных знаний в электрике. Кроме того, для проведения самостоятельной диагностики необходимо приготовить следующие приборы и устройства:
- вольтметр или мультиметр с пределом измерения не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм;
- 3-штекерную колодку от трамблера с низковольтными проводами;
- резистор с сопротивлением в 2 Ом.
Проверку нужно осуществлять следующим образом.
- Сначала необходимо снять трамблер с машины.
- Затем надо подсоединить к разъему низковольтных проводов колодку с проводами, резистор и вольтметр по определенной схеме.
- После этого необходимо подать напряжение от аккумулятора (9-14 В) к положительному контакту и медленно повернуть валик распределителя.
- Во время проведения этой операции нужно записать минимальные и максимальные показания вольтметра.
В норме наименьшее напряжение должно быть менее или равным 0,4 В, а наибольшее не должно отличаться от напряжения, подаваемого с аккумулятора, более чем на 3 В. Если при поворачивании валика трамблера резкого скачка напряжения не происходит либо наименьшие и наибольшие значения отличаются от нормы, то это означает, что датчик сломан и его следует заменить.
Замена устройства
Заменяем датчик Холла
Для того чтобы заменить датчик Холла, сначала необходимо снять трамблер с привода вспомогательных узлов. Алгоритм демонтажа таков.
- В первую очередь надо отцепить клеммы от аккумуляторной батареи.
- Потом нужно снять бронепровода с крышки прерывателя-распределителя и отцепить шланг от вакуум-корректора.
- Затем надо вынуть трос газа из держателя, чтобы не мешал, открутить гайку, крепящую кронштейн, на котором держатся провода, снять кронштейн со шпильки и убрать его в сторону.
- Далее необходимо нацарапать отверткой или нарисовать маркером прямую линию, переходящую с корпуса трамблера на корпус привода вспомогательных узлов. Эта метка позволит во время установки трамблера сохранить прежний момент зажигания.
- После этого надо отцепить от прерывателя-распределителя колодку с проводкой.
- Затем нужно вытащить грязезащитную заглушку из лючка картера сцепления и при помощи отвертки провернуть маховик до той поры, пока поршень первого цилиндра не встанет в верхнее положение.
- Теперь необходимо открутить 2 оставшиеся гайки и снять трамблер.
После демонтажа агрегата можно приступить к замене датчика, для этого нужно выполнить последовательность действий.
- Открутить винты и снять крышку трамблера.
- Подтянуть бегунок вверх и снять его, затем вынуть пылезащитный экран.
- Снять разъем низковольтных проводов, открутив винтик.
- Открутить винты, фиксирующие опорную пластинку, и снять кольцо с ее штифта.
- Открутить винты вакуум-корректора, снять его тягу со штифта пластинки и вынуть его из корпуса.
- Приподнять пластинку отверткой и также вытащить из корпуса.
- Открутить винты, крепящие датчик, и заменить его новым.
Если датчик прикреплен к пластинке заклепками, то нужно менять их в сборе. Монтаж устройства следует проводить в обратном порядке. Перед установкой трамблера нужно повернуть внешний контакт бегунка к клемме первого цилиндра.
Цены
Для ВАЗ 2108–2109 оригинальный номер прибора Холла — продукт с артикулом 21080-3706800-00. Если его не окажется в наличии — обратите внимание на аналоги. Возможные варианты представлены в таблице.
Артикул | Организация производитель | Цена в руб |
21080-3706800-00 (оригинал) | LADA | 590 |
21080370680082 (аналог) | АВТОВАЗ | 240 |
GLSS133 (аналог) | GALLANT | 230 |
21080370680000 (аналог) | АВТОЭЛЕКТРОНИКА | 195 |
21080370680001 (аналог) | АВТОВАЗ | 190 |
RK02008 (аналог) | РЕМКОМ | 150 |
Представленные аналоги являются качественной продукцией, которую можно устанавливать на автомобиль.
Как заменить датчик холла на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание! Датчик снимается не сложно, но при установке с ним будьте аккуратны, особенно с его проводкой, потому что были случае из-за неправильно установленного датчика, шторки которые крутятся по кругу и которые есть в трамблёре, обрывали всю его проводку, более подробно с этим вы можете ознакомиться в одном из роликов в конце статьи и кстати, особо не бойтесь менять данный датчик, там ничего сложного нет, просто нужно запомнить некоторые мелочи и обязательно запомнить как в обратном порядке трамблёр собрать, если у вас это получиться, то и датчик вы замене без труда на своём трамблёре!
Разборка: 1) Для начала снимите с автомобиля трамблёр (О том как его снять с девятки, читайте в статье: «Замена распределителя зажигания на ВАЗ»), когда он будет снят можете переходить к разборке, сперва выкрутите два боковых винта которые крепят крышку к распределителю зажигания и после чего её снимите, когда она будет у вас в руках, снимите бегунок который за ней стоял (см. маленькое фото) он снимается при помощи руки, то есть просто потяните за него и тем самым он снимется с вала и кстати осмотрите его, трещин, следов обгораний, коррозии на бегунке быть не должно в противном случае он подлежит замене.
2) Теперь снимите с помощью отвёртки (Поддев) пылезащитный экран как на фото показано, его тоже осмотрите, он трескается бывает и в связи с чем, образуются сквозные трещины из-за которых во внутрь самого трамблёра, рано или поздно попадёт грязь, что очень плохо на нём отразится.
3) Затем открутите крестообразной отвёрткой винт, благодаря которому разъём к которому подсоединяется колодка проводов держится и не падает (см. большое фото ниже), после отворачивания, выньте разъём из корпуса трамблёра и далее, разожмите лапки у держателя который крепит к корпусу трамблёра провод датчика холла (см. маленькое фото) и выньте провод датчика.
4) Следом аккуратно отвёрткой подденьте стопорное кольцо, которое удерживает тягу вакуум-корректора на штифте (Тягу находящуюся на штифте, вы сможете увидеть на маленьком фото ниже, она красной стрелкой указана) и после чего, снимите данную тягу с этого штифта, затем выкрутите два винта которые сам вакуум-корректор крепят и снимите его (см. основное фото, на нём показывается выворачивание одного винта крепления вакуум-корректора).
5) И в завершение два винта открутите которые стрелками указаны и приподняв опорную пластину (см. маленькое фото), снимите её с регулятора напряжения и на ней кстати, будет стоять этот самый датчик который вам нужен.
Примечание! Когда опорная пластина будет снята, выкрутите ещё два винта крепящих датчик и отсоедините его от этой пластины (На некоторых распределителях датчик ещё может крепиться на заклёпках, если у вас так, тогда меняйте датчик в сборе с пластиной на новый), замените на новый и обязательно правильно и как положено установите (Как он стоял ранее запомните, так и ставьте его, если не запомнили, тогда открывайте в конце ролики и их пересматривайте, на них подробно было показано как этот датчик снять, как его проверить и как установить обратно)!
Сборка: Собирается всё в обратном порядке, при сборке рекомендуется смазать все втулки и вал на который устанавливается бегунок чуть-чуть моторным маслом и во время сборки, следите за тем, чтобы на деталях не было трещин и следов сильного износа, в противном случае замените их на новые.
Дополнительный видео-ролик: Наглядно посмотреть пример неверно поставленного датчика холла, вы можете в ролике ниже, кроме этого там ещё описывается каким образом можно его проверить на работоспособность.
Будет полезно: Как снять стартер с нивы шевроле
Примечание! Кроме верхнего ролика, есть ещё один, в котором показывается весь процесс как говориться «от и до» разборки и сборки распределителя зажигания он же трамблёр, его обязательно изучите и просмотрите, чтобы работу провести правильно без косяков!
Преимущества наружней рекламы и брендирования авто
Выделяя часть средств на наружную рекламу, владелец помогает дальнейшему развитию своей компании. Разница между…
Далее
Автор статьи
- Игорь Юрьевич Публикации: 937
Рубрики
Обзор автомобиля Genesis GV70
Обзор Audi A4 2021-2022
Как выбрать качественные амортизаторы для капота
Преимущества наружней рекламы и брендирования авто
Свежие публикации
- 17.02.2022
Обзор автомобиля Genesis GV70 - 17.02.2022
Обзор Audi A4 2021-2022 - 17.02.2022
Как выбрать качественные амортизаторы для капота - 17.02.2022
Преимущества наружней рекламы и брендирования авто - 12.02.2022
Почему стоит выбрать квартиру от застройщика - 11.02.2022
Что учесть при перевозке груза из Беларуси - 10.02.2022
Что такое линейные шариковые подшипники - 04.02.2022
Стеклоподъемники на ваз 2109 — замена, ремонт, устройство - 04.02.2022
Замена и ремонт лобового стекла ваз 2109 - 04.02.2022
Как сделать блокировку дифференциала на ваз 2109
Избранная рубрика