Узлы и агрегаты стареют, некорректно работают, в них возникают неисправности вплоть до выхода из строя. Не исключение и так называемая рулевая рейка с ГУР, которая является одним из основных узлов рулевой системы автомобиля. И самой распространённой проблемой, которая возникает в ней, является такая неисправность, как течь рулевой рейки. Поэтому вопросы, связанные с причинами, последствиями и возможным ремонтом этого устройства всегда актуальны
Принцип действия гидравлической рейки системы управления
От нормальной работы этого узла зависит комфортное управление автомобилем и главное – безопасность в дороге. Надо сказать, тип рулевого управления на гидравлике, или точнее с гидроусилителем, является на сегодняшний день самым распространённым. Основными конструктивными элементами рулевой рейки с гидравликой являются контур, по которому циркулирует рабочая жидкость, зубчатый вал, опорная втулка, специальный золотниковый механизм, блок с клапанами, расположенный на валу руля и поршень двойного действия.
В общем, принцип работы заключается в следующем. В конструкцию системы входит насос, который приводится в действие от двигателя автомобиля. К нему подключена рейка. При повороте руля посредством торсиона открывается доступ к левому или правому цилиндр куда поступает под высоким давлением масло, что обеспечивает поворот авто без каких-либо усилий со стороны водителя.
Конечно, конструкция несколько громоздкая, но даже, несмотря на этот факт, она используется в подавляющем большинстве бюджетных легковых и практически во всех внедорожниках и грузовых автомобилях, обеспечивая надёжность и удобство управления.
Присадка в гидроусилитель руля «Супротек ГУР»
Для восстановления рабочих характеристик и продления ресурса гидроусилителя руля
подробнееотзывы
Что делать, если течет рулевая рейка? Срочно устраняем
Немногие автолюбители знают, что делать, если течет рулевая рейка. Попробуем разобраться, почему это происходит, и как с этим бороться. Ведь от состояния рулевого управления напрямую зависит безопасность эксплуатации автомобиля. Не стоит надеяться на авось, как только заметили малейший намек на неисправность, сразу стремитесь ее устранить любыми возможными способами. Простейшую диагностику можно провести самостоятельно. Определив причину неисправности, ее можно быстро устранить без особых проблем в любом гараже. Для этого, не потребуется никакого особого инструмента. Можно обойтись тем, что имеется под руками.
- Технические особенности
- Диагностика рейки
- Устранение неисправности
Технические особенности
Что делать, если течет рулевая рейка? Для ответа на этот вопрос следует определиться с техническими особенностями этого механизма. Тогда станет более понятно, почему так происходит. Для начала следует уяснить, что текут только гидравлические рейки. Поэтому, именно их мы и рассмотрим более внимательно. Внутри их корпусов находится специальная жидкость, которая облегчает работу рейки, подталкивая ее в нужном направлении. В конструкцию входит торсион, золотник, трубки, пыльники. Именно из-за последних зачастую и происходит проблема с утечками жидкости из системы.
Диагностика рейки
Определить утечку жидкости можно, просто заглянув под машину после продолжительной стоянки. Если под рейкой увидите лужицу темной маслянистой жидкости, то однозначно имеется течь. Загляните под капот, осмотрите все трубки ведущие к рейке. Увидев утечку, примите меры к ее устранению. В большей части случаев, подводящие жидкость трубки, а также их соединения, оказываются чистыми. В таком случае без эстакады не обойтись. Осмотр рейки снизу позволит определить поломку. Не стоит затягивать с ремонтом. Через повреждение наверняка попадет грязь. Это приведет к быстрому выходу из строя рейки. Ее замена целиком может обойтись недешево.
Причины появления течи масла из рейки
При всей своей надёжной конструкции этого узла, он сохраняет работоспособность порядка 120, максимум 150 тыс. км, а зачастую и значительно меньше. А затем водитель наблюдает за пониженным уровнем масла, характерными масляными пятнами на асфальте или даже слышит посторонний шумы при работающем насосе. Всё это говорит о неисправностях гидравлической системы.
Наиболее часто встречающимися неисправностями рулевой рейки, специалисты называют следующие:
- попадание воздуха в систему;
- существенный износ деталей конструкции;
- течь сальника, что встречается наиболее часто;
- перегрев насоса;
- использование некачественной рабочей жидкости.
Следует отметить, что это не весь перечень причин, почему течёт рейка. Кроме сальников уязвимыми деталями конструкции этого узла являются уплотнительные кольца, втулки скольжения – так называемые «тыльники», подшипники и опорные втулки, гидробарьерные кольца. Именно эти детали конструкции являются наиболее уязвимыми, потому что постоянно подвергаются высоким нагрузкам, которые фактически являются первой причиной износа.
Бывают случаи попадания грязи в систему через бачок или порвавшийся защитный пыльник. Ведь попавшие в масло пыль и грязь, превращаются для конструктивных деталей в своеобразный абразив, который значительно ускоряет износ трущихся поверхностей. Многие водители пропускают срок замены рабочей жидкости, другие применяют некачественные жидкости никому не известных производителей.
Вот поэтому и возникает вопрос – течёт рейка, что делать?! Первым желанием многих водителей, особенно имеющих небольшой опыт вождения, зная о сложности конструкции и возможных последствиях неисправности, возникает желание заменить весь агрегат целиком. Да, действительно, эта мера даст стопроцентный результат и уверенность в том, что подобная неисправность в ближайшем обозримом будущем не повторится. Однако существует большая проблема – цена вопроса. Новый узел стоит дорого. При этом надо понимать, что основные детали его конструкции обладают высокой надёжностью и повышенным ресурсом, поэтому могут служить продолжительное время.
Вывод напрашивается сам по себе. Если появилась течь – значит, необходимы восстановление или ремонт, и уж точно без необходимости замены узла целиком.
Подведем итоги
Многие автомобили комплектуются ГУРом. Он представляет собой узел, помогающий снижать усилие для вращения водителем руля. Кроме того, гидроусилитель способен ликвидировать вибрации и толчки, возникающие во время езды по неровным дорогам. Если в один момент водитель заметил протечку рулевой рейки, то ему необходимо определить причину неполадки. Течь жидкости возникает не только из-за рейки, но и при подтекании насоса ГУРа и при плохой герметичности шлангов и трубок. Определившись с причиной, владелец может самостоятельно поменять рейку, используя ремкомплект, либо доверить это дело профессионалам. Как только возникают подозрения на неисправность рейки или ГУРа, нужно срочно прибегнуть к ремонту. Откладывать решение и ликвидацию неисправности не следует, т.к. это усугубит проблему в целом.
Твитнуть |
Порядок восстановления и ремонта
Существует несколько путей, по которым может пойти автовладелец с целью устранить течь рейки ГУР. О первом – полной замене речь уже шла. Целесообразность этого действия специалисты ставят под большое сомнение. Хотя, каждый волен тратить свои средства по своему усмотрению. Можно, наверное, так рассуждая, и сам автомобиль поменять на новый. Следующий вариант – езда с подтекающим устройством и постоянным пополнением до нужного уровня рабочей жидкости. Достаточно распространённое среди автолюбителей явление, когда до ремонта по каким-либо причинам руки не доходят. А зря, ведь упускаемое время только ещё больше усугубляет проблему.
Третий вариант является способом, который может быть рекомендован сразу после обнаружения подкапывания из-под этого узла. Речь идёт о применении специальных герметиков.
Устранение течи рулевой рейки ГУР без ремонтных работ. Герметики
Понятно, что со временем самые уязвимые элементы гидроусилителя руля – сальники под воздействием высоких давлений теряют свои свойства, в частности эластичность. Это ведёт к деформациям и нарушениям герметичности системы. Заменить сальник без снятия и разборки самого агрегата невозможно. В некотором смысле альтернативой этим сложным мероприятиям, требующим затрат времени и средств, могут стать присадки в виде жидких средств, добавляемых к рабочим жидкостям.
В настоящее время распространены два вида таких средств.
Первый – герметики, непосредственно для устранения течей через сальники и другие уплотнения. В своём составе они содержат компоненты, проникающие в резиновые сальники. Они возвращают уплотнениям эластичность и вызывают определённую степень разбухания этих элементов. Второй вид – специальные герметики, имеющие в составе дополнительные присадки, задачей которых является улучшение работы гидравлической системы. Их особенностью является тот факт, что наряду с восстановлением свойств уплотнительных деталей, они уменьшают трение, температуру и в целом снижают риск возникновения неисправностей. Своим дополнительным качествам такие средства обязаны специальным кондиционерам и другим веществам, действие которых направлено восстановление уплотнителей и защиту трущихся деталей.
Кроме всего прочего, использование герметиков обеспечивает прочистку каналов, по которым движется гидравлическая жидкость, повышается эффективность моющих способностей ATF, исключается рассогласование между сервомеханизмом и рулевым приводом и, как следствие, значительно повышается ресурс деталей, продлевается работоспособность рабочей жидкости, снижаются издержки на ремонтные работы. После заливки и начала действия герметика течи, как правило, прекращаются уже через 150 километров пробега. Однократной заливки хватает на 20-30 тысяч километров. Указанные цифры неточные и могут отличаться в зависимости от конкретного герметика, выпущенного тем или иным производителем.
Казалось бы, эврика! Чудодейственное средство найдено! Однако всё далеко не так радужно. Дело на самом деле в том, что диагностика рейки ГУР в случае её течи без разборки возможна лишь по косвенным причинам. Поэтому с точки зрения положительного результата применение герметика является своеобразной рулеткой, действующей по принципу «повезёт – не повезёт». Повезёт, когда потеряли свои свойства сальники и другие резиновые или пластмассовые уплотнители. В этом случае вероятность устранения течи будет приближаться к 100%. А вот, не повезёт в других случаях если:
- сальник или другой уплотнитель попросту лопнул;
- высокий износ шланга высокого давления в системе ГУР привёл к появлению на нём трещины;
- получила неисправность опорная втулка;
- треснула перепускная трубка;
- износилась та или иная тефлоновая деталь.
Перечислять причины, по которым герметик ГУР будет бессильным можно и дальше. Однако специалисты советуют при появлении течи из рейки ГУР всё равно вначале применять специальный герметик, действуя по принципу – от простого к сложному.
Варианты решения проблемы
Прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо добраться до внутренностей узла и изучить степень изношенности деталей. Что делать, когда выявлены протечки масла из рейки:
- Установите автомобиль на смотровую канаву, зафиксируйте ручным тормозом и снимите передние колеса, подставив надежные колодки.
- Пользуясь съемником, выдавите шаровые пальцы рулевых тяг из проушин поворотных кулаков. Предварительно открутите гайки крепления шарниров.
- Снимите все элементы, мешающие демонтировать рейку. На большинстве легковых авто приходится убирать аккумулятор, воздушный фильтр и бачок абсорбера.
- Выверните баранку до конца, чтобы заблокировать ее механическим противоугонным замком. Разберите крепление рулевого вала к рейке.
- Опорожните систему ГУР и отсоедините от агрегата трубки подачи жидкости.
- Открутите рулевую рейку и снимите ее с автомобиля. На некоторых моделях она крепится к кузову, на других – к подрамнику.
Ремонт
Очевидным вариантом устранения течи, если не помогают герметики, является восстановительный ремонт. В настоящее время авторынок предлагает специальные ремкомплекты, с помощью которых можно устранить течь из устройства.
Они включают в себя сальники и другие мелкие детали, входящие в конструкцию, из-за которых чаще всего возникает проблема. Такие ремонтные комплекты можно подобрать для любой марки автомобиля. Стоят они сравнительно недорого. С комплектами уплотнительных деталей обычно приобретают наборы пыльников с хомутами и спецсмазкой, для того чтобы заменить сразу всё, не оставляя старые уплотнения и пылезащиту, которые в любое время могут порваться.
Порядок проведения ремонта
Когда выявлены причины протечки масла, их устранение лучше доверить специалисту и проводить восстановительные работы в условиях СТО.
Ремонт проводится в следующем порядке.
- Рейка демонтируется с авто, для чего он вывешивается на подъёмнике, затем снимается защита двигателя, демонтируется теплоизоляционная пластина, откручиваются крепёжные детали, она снимается с креплений и вытаскивается. Следует отметить, что специалисты советуют снимать устройство прямо совместно с рулевыми тягами. Это позволяет обеспечивать полную герметичность при установке новых пыльников.
- Разборка:
- откручивание от рулевых тяг;
- откручивание нижней заглушки зубчатого колеса;
- снятие стопорного кольца и выбивание вала;
- демонтаж нижнего сальника;
- извлечение штифта, стопорящего верхний сальник;
- извлечение стопорного кольца;
- вытаскивание самой рейки;
- снятие сальника, а также втулки;
- снятие сальника, заглушки, а затем извлечение пружины и с прижимным механизмом.
- Замена уплотнителей и при необходимости повреждённых деталей. Если на валу присутствует ржавчина, его заменяют на новый. С проточкой и шлифовкой вала специалисты связываться не советуют.
- Сборка узла и его установка на авто проводиться в обратной последовательности.
В зависимости от конкретной модели автомобиля порядок ремонта может несколько отличаться, но принцип остаётся один и в большинстве случаев для качественного ремонта без разборки гидравлического узла не обойтись.
Инструкция по замене механизма
Если водитель не доверяет мастерским, то ему следует поменять рейку своими руками. Для работы потребуется определенный перечень инструментов. К ним относят подпорки из дерева, отвертка, молоток и жидкий ключ. Дополнительным «оснащением» станут набор торцевых ключей и съемник для наконечников.
Перед процедурой нужно поставить автомобиль на ровную поверхность и заблокировать стояночный тормоз. Руль ставят на «нейтраль», а после этого по очереди ослабляют колесные гайки. Все перечисленные действия можно отнести к подготовительным работам.
Закончив подготовку, владелец поддомкрачивает авто и снимает колесо. Далее транспортное средство опускают на опоры. Чтобы вытащить рейку, нужно снять сигнализационную сирену и адсорбер. Далее происходит демонтаж наконечников, так как РР меняют вместе с ними. Работа на разных моделях машин отличается друг от друга.
Подробная инструкция, как заменить рейку своими руками:
Для начала нужно аккуратно извлечь рейку, отсоединив болт и отогнув фиксаторы.
Используя набор с ключами, водитель должен произвести разбор узла.
Далее нужно провести демонтаж пыльника, скручивание подшипника и снятие вала.
Втулку опоры ставят на место, предварительно обработав гнездо смазочным веществом.
Далее меняют подшипник и сальник. Для того чтобы сальник вошел на место правильно, придется слегка постучать по нему.
Для завершения процедуры остается сложить конструкцию, вмонтировав рейку в корпус, а вал на свое стандартное место. Далее идет монтаж гайки и пыльника.
Герметики для рулевого управления – панацея или катализатор неисправностей?
16.07.2018 Автор: Master Service 19087
Течь гидроусилителя руля – частая проблема, с которой хотя бы раз сталкивался каждый водитель. В таком случае большинство профессиональных механиков советуют обращаться в специализированные СТО, чтобы проверить рулевое управление и устранить течь.
Но есть и те, кто советуют использовать герметики-присадки, которые, якобы, устраняют течь и продлевают срок службы всех узлов гидроусилителя. И кому верить? Давайте разбираться.
Герметик для ГУРа. Какой лучше?
Гидравлический усилитель руля (ГУР), как и любая другая система, использующая в своей работе давление жидкости, в процессе работы нередко подвергается разгерметизации. Течь жидкости ГУРа не только вынуждает автовладельца систематически восполнять её объём, но и может привести к другим неприятным последствиям. Например, даже непродолжительная работа гидронасоса (в течение нескольких минут) без масла может вывести его из строя. Герметики для ГУРа предназначены для временного устранения течи масла из этой системы.
А если продолжать ездить и доливать жидкость
Небольшая утечка жидкости ГУР допускается при обстоятельствах, когда насос работает хорошо, а руль крутится без видимых усилий. При этом требуется доливать масло внутрь бачка ГУР на постоянной основе.
Если же продолжать эксплуатировать автомобиль с течью, то могут появиться следующие проблемы:
- полная потеря управляемости автомобиля;
- выход из строя гидравлического насоса;
- риски аварийной ситуации, ДТП во время движения.
Таким образом, утечки гидравлического усилителя руля нельзя оставлять без внимания. В крайнем случае, лучше воспользоваться различными герметиками. Если игнорировать проблему, то можно спровоцировать аварию или дорогостоящий ремонт.
Герметик для гидроусилителя руля Hi-Gear STEER PLUS: особенности
Hi-Gear STEER PLUS — эта присадка очень эффективна в устранении протечек сальников, что было неоднократно доказано на практике. Она подходит для защиты элементов:
Добавляя герметик Hi-Gear STEER PLUS в гидравлическую жидкость, можно значительно увеличить рабочий ресурс системы и избежать преждевременной поломки вышеозначенных узлов. Он позволяет снизить шумность ГУР во время работы и способствует снижению нагрева.
Hi-Gear STEER PLUS можно использовать в профилактических целях. Он обеспечивает эластичность резиновых элементов и сохраняет их форму, предотвращая образование свищей. Данный герметик считается универсальным, поскольку подходит для любых транспортных средств, оснащенных гидроусилителем руля.
Присадка не требовательна к гидравлическим жидкостям, их составу и качеству. Она быстро прокачивается по всей системе и обеспечивает полноценную герметизацию сальников и прокладок изнутри.
Герметик для ГУР: какой лучше?
Кратко рассмотрим три самых распространенных герметика для гидравлического усилителя на рынке РФ.
Средство стоит, в зависимости от формата и наценки продавца, от 400 до 600 рублей.
Все вышеперечисленные средства не требуют какой-то специальной подготовки: просто добавляются в расширительный бачок гидроусилителя. В случае с Hi-Gear и Step Up может потребоваться откачка излишней жидкости из ГУР, чтобы после добавления средства не был превышен рекомендуемый уровень.
Обо всех средствах в интернете есть как положительные, так и отрицательные отзывы. И, если провести анализ, то становится понятно: все составы работают, если используются по назначению. То есть в ситуациях, когда течь вызвана мелкими повреждениями уплотнителей или их «высыханием».
Источник
Где происходит утечка
Неисправность происходит в месте соединения рулевых тяг с рейкой, что приводит к быстрой утечке жидкости. Если в машине утечка, то можно использовать специальное средство с усилителем рулевого управления.
Последствия
Есть некоторые последствия, которые приносит данная неисправность:
- Повреждение автомобиля. Выглядит так будто управление просто заблокировано. Это особенно заметно на низких скоростях и чрезвычайно затрудняет движение.
- Потеря мощности тормозов. В некоторых моделях возможна также потеря гидроусилителя тормозов. Они будут в рабочем состоянии, но потребуется оказать на них гораздо большее давление.
- Повреждение насоса. Насос будет поврежден, если ездить с утечкой, потому что уровень жидкости будет постепенно снижаться, а помпа проработает всухую. Это вызовет повышенное трение и нагрев. Возможны дорогостоящие повреждения.
- Перегрев.