Выбор свечей на автомобиль с газовым оборудованием. Чем отличаются «газовые» от бензиновых

Последнее обновление — 21 октября 2022 в 07:38

После перевода транспортного средства на газовое топливо (чаще всего это установка ГБО 4 и 2 поколения), производители систем воспламенения, рекомендуют устанавливать на двигатель авто свечи зажигания для ГБО, разработанные специально к эксплуатации на «CNG» и «LPG» (метан/пропан).

И действительно, спустя какое-то время после монтажа газового оборудования, автовладельцы замечают снижение ресурса свечек зажигания, катушек, высоковольтных проводов.

В данной статье разберемся, в чём отличие свечей зажигания для газа и бензина. Ставить ли газовые свечи, или можно ограничиться регулировкой зазоров штатных деталей.

В КОМАНДЕ — ЗАМЕНА

Менять свечи, конечно же, надо. Хотя бы потому, что все наши предыдущие публикации (ЗР, 2005, № 10; 2007, № 8; 2008, № 9) неизменно вылавливали разницу в поведении бензиновых моторов после замены любого из «зажигательных» элементов — от свечей до проводов. А тут — смена топлива: газ и горит иначе, и смесь беднее. Скорость сгорания меньше, температуры выше — но сгорает чище, следовательно, отложений меньше. А ведь это как раз те параметры, которые влияют на выбор как минимум калильного числа свечей! Так можно ли там использовать обычные свечи, как для бензинового мотора? И есть ли вообще в природе специальные, «газовые»?

Значение оптимальных зазоров

Приемлемыми рабочими параметрами, при которых система остается работоспособной в полной мере, являются зазоры в пределах 0,6–1,2 мм. Четкие значения подбираются в зависимости от типа силовой установки, различных систем питания и зажигания. Ориентироваться стоит на следующие характеристики:

  • старые карбюраторные двигатели, в которых стоят моторы с небольшой степенью сжатия механическим функционалом искрообразования, будут работать оптимально при 0,6–0,7 мм;
  • аналогичные силовые установки, с модернизированным бесконтактным зажиганием на электронике окажутся эффективными при 0,8–0,9 мм;
  • для атмосферников усиленных турбинами и оснащенных инжекторным типом впрыска предпочтительней обеспечить зазор в 1–1,2 мм.

Чтобы не ошибиться со значением для конкретной марки двигателя, рекомендуем изучить подробно руководство пользователя. Там указаны различные параметры, в том числе и предпочтительный зазор.

ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС

Именно так отвечает Интернет на первые попытки отыскать в нем свечи для одинаково эффективного воспламенения газа и бензина. Однако пятерых участников все же определили. Германию представляет комплект платиновых свечей Bosch Platinum WR7DP, Чехию — Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Японии в конкурсе будут защищать два комплекта разных фирм — иридиевые NGK LPG LaserLine № 2 и Denso IW20. От братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ. Критерий отбора беспроигрышный: все эти комплекты рекомендуют для использования на газовых двигателях сами фирмы-производители на своих сайтах. А в качестве «нулевого меридиана» для отсчета возьмем заведомо хорошие свечи BERU 14R-7DU из Франции, которые, однако, ориентированы только на бензин и не снабжены четкой рекомендацией к использованию на «голубом» топливе.

Реальность происходящего

Автомобилист, на машине которого установлено газобаллонное оборудование, должен трижды подумать, прежде чем тратить деньги на покупку адаптированных свечей зажигания, способных якобы намного эффективнее и продуктивнее работать с голубым топливом, нежели с бензином.

Неоднократно автомобилисты, поставившие ГБО и купившие специализированные свечи, отмечают, что они являются лишь маркетинговым ходом. Так производители пытаются за более высокую цену продать ничем не отличающиеся от обычных свечей изделия. Да, они могут использовать другие, причём более дорогие, материалы и несколько менять конструкцию. Но по факту, как утверждают автолюбители, затраты себя не оправдывают. Работоспособность мотора остаётся на том же уровне, как и с обычными свечами.

Тут мало просто опираться на субъективные отзывы. Куда правильнее обратиться к результатам тестов и исследований. И они наглядно показывают, что даже наиболее высококачественные газовые свечи не отличаются по эффективности и работоспособности от устройств универсального типа, ориентированных преимущественно на бензиновые силовые агрегаты.

Да, если сопоставить дешёвые универсальные свечи и адаптированные под газ устройства для образования искры, преимущество будет на стороне последних. Но навязать борьбу с универсальными свечами более высокого уровня они никак не смогут.

NGK LaserLine 2

Чтобы понимать суть происходящего, нужно учесть ключевые отличия газовых или адаптированных под ГБО устройств от обычных бензиновых.

Во-первых, у газовых используется меньший зазор между электродами. Это позволяет обеспечить аналогичную эффективность сжатия смеси из газа и воздуха, сопоставимую со сжатием воздуха и бензина.

Во-вторых, у приспособлений для газобаллонного оборудования калильный индекс выше. Это означает, что такие свечи способны переносить более высокие тепловые нагрузки.

Практика и опыт автомобилистов наглядно доказывают, что покупка качественных универсальных свечей во многом равносильна использованию дорогих адаптированных под газовоздушную смесь устройств. Но при прочих равных, даже с учётом несколько большего ресурса газовых устройств, покупка универсальных изделий обойдётся дешевле.

Плюс универсальные, но качественные свечи способны обеспечить больший прирост мощности двигателя и сократить расход топлива.

Вы вряд ли почувствуете преимущества от любого из типа свечей, если неправильно установите ГБО, нарушите рекомендации по настройке, либо не будете следовать инструкциям по эксплуатации.

Также адаптированная и универсальная свечка не будут работать эффективно, если изначально купить дешёвые изделия. Экономить на таких деталях не стоит. Ориентируйтесь на конкретную ситуацию, пробуйте разные варианты и экспериментируйте.

Главное, чтобы выбранные свечи были качественными, они не оказались подделкой и работали в составе грамотно установленного и настроенного газобаллонного оборудования.

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ГАЗА И БЕНЗИНА: СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Испытания мы подогнали под принцип двухтопливности — газ/бензин. Сначала прогнали нашу обычную программу, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на двигателе ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же двигателе, предварительно оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обычный: в одних и тех же режимах — от минимальных оборотов холостого хода до больших нагрузок — с каждым комплектом свечей замеряли мощность, расход топлива, токсичность. Кроме того, измеряли температуру отработавших газов: главная страшилка противников газа — перегрев мотора!

Преимущества

Смесь эффективнее используется, не образуя нагар из непрогоревших смолянистых отложений, забивающих фильтры и скапливающихся в различных укромных уголках ходовой части.

Равномерное поступление паров газа не убирает смазочную масляную пленку с цилиндров и поршней.


Параметры возгорания смеси делают пропан-бутановое горючее более безопасным в плане возгораний и взрывов в автомобиле, чем бензин, в полную противоположность популярному мифу о ГБО, который усердно поддерживается и раздувается компаниями — производителями бензина.

svechi


Температурные модели свечей BERU 14R-7DU (слева) и Denso IW20 (справа) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин (внешняя скоростная характеристика, двигатель ВАЗ-21083). Так растет температура в выпускной трубе двигателя при переходе на газ.
Температурные модели свечей BERU 14R-7DU (слева) и Denso IW20 (справа) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин (внешняя скоростная характеристика, двигатель ВАЗ-21083). Так растет температура в выпускной трубе двигателя при переходе на газ.

На газе преимущества этих свечей проявились еще ярче. Тут заметнее и прирост мощности — до 6%, и экономия топлива — аж до 7,5%. Но самое интересное произошло с токсичностью. Существенное улучшение качества сгорания, давшее снижение СО и СН, было компенсировано увеличением содержания оксидов азота NOх. Все ясно: интенсивность, а с ней и температура сгорания растут, вот выход этой дряни и увеличивается. И аварийный цикл лишь усугубил картину.

Отзывы

Положительные
1.Геннадий: полтора года Гранте с момента покупки, особых замечаний нет. Но шумоизоляция слабая, виброизоляция также хромает. По совету товарищей дополнительно оклеил Визалисом. Благо процесс не сложный, предварительно ознакомился с инструкцией.
2.Василий: два года машине, сборкой доволен, после салона сразу заказал дополнительную шумоизоляцию. По кузову нареканий нет. Систематически провожу осмотр в СТО, покупаю оригинальные расходные материалы, бережно отношусь к технике.
3.Алексей: несмотря на то, что машина бюджетного сегмента, сборка достойная, качество выше среднего. Конечно, бывают поломки, но они малозначащие и легко устранимы своими силами.
4.Кирилл: за год активной эксплуатации машины замечаний нет, капитальных вложений не делал, за исключением покупки расходных материалов для ТО. Дополнительно проклеил периметр карты уплотнителем, так как на брусчатке стучала. Виброизоляция в заводском исполнении.
5.Дмитрий: машиной доволен, наконец – то отечественный производитель научился делать качественные модели. Конечно, случаются неполадки, но они легко устранимы самостоятельно, без обращения в мастерские.
6.Василий: мой положительный отзыв о Лада Гранта. Качество изготовления, сборки деталей выше среднего, запчасти доступные, цены умеренные.
7.Александр: два года активной эксплуатации машины, собственного гаража нет, авто ночует под открытым небом. Капитальных поломок не было, пластик не деформирован, посадка плотная.
Отрицательные
1.Виктор: карта начала скрипеть уже на 350000 км. В сервис не обращался, оклеил уплотнителем самостоятельно. На отметке в 65000 км заменил пластик с правой стороны, деформировался.
2.Геннадий: после нескольких простоев машины под солнцем повело пластик, начал стучать, скрипеть. Заказал в СТО переборку, дополнительную шумоизоляцию.
3.Иван: проблемы с машиной начались после ее покупки: стук, скрип пластика, разгерметизация салона. Много недоработок, которые нужно оперативно устранять.

Демонтаж дверной карты проводится в исключительных случаях: авария, удар, столкновение, а также при необходимости проведения дополнительной шумоизоляции. Процесс регулировки замка, замены двери вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны мастера. Чтобы исключить нарушениярегламента, заблаговременно ознакомьтесь с инструкцией, просмотрите видеоуроки. Приобретайте преимущественно оригинальные детали с заводскими каталожными артикулами.

svechi

Почему? Потому, что скорость сгорания газового топлива значительно ниже, чем у бензина. А чем более вялое горение в цилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной смеси. Потому-то платиновые и иридиевые свечи с их тонкими электродами и большой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени в цилиндрах куда веселее, чем обычные.

Как проверить и как его выставить

Какой зазор должен быть на поршневых кольцах ваз 2106
Процесс это не такой сложный, как кажется на первый взгляд. Для начала просто выкручиваем свечи зажигания, затем смотрим на повреждения, если их нет, то можно для начала почистить, затем проверить зазор.

Зазор конечно можно замерить обычными измерительными приборами, тупо линейкой. Однако определить на вид 0,5 или 0,7 мм, очень сложно! Поэтому сейчас в магазинах можно купить так называемые наборы «щупов» или специальные ключи для проверки зазора.

Щупы похожи на металлические загнутые буквы «Г», с различными размерами, просто их подставляем между электродами и с точностью до 97% определяете зазор. Если он больше, например на инжекторе чем 1,1 мм, то контакты сближают друг к другу, элементарно можно постучать ручкой отвертки. Если слишком близко – то раздвигаем друг от друга, опять же проверяет щупом.

Посмотрите мое видео о зазоре.

svechi

Наложение друг на друга температурных графиков для одного и того же комплекта свечей при работе на газе и на бензине показывает, что газовое топливо добавляет и без того горячей трубе до 60 градусов. А свечи к температуре очень чувствительны! Слишком малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениями — продуктами неполного сгорания топлива и масла. Высокие температуры выжигают эти отложения, но способны привести к калильному воспламенению топлива. Напоминаем: это когда горение начинается не от искры, а от контакта с горячей деталью. А самая горячая деталь в цилиндре — изолятор свечи.

Зачем для ГБО специальные свечи

Прежде чем обсудить вопрос о том, какие же свечи будут лучше для газа, в зависимости от финансовых возможностей потребителя, нужно разобраться в не менее важном споре. Специалисты, которые устанавливают газобаллонное оборудование на машины, изначально оснащённые бензиновыми силовыми установками, рекомендуют поменять традиционные свечи на специальные, предназначенные именно для работы с голубым видом топлива

Специалисты, которые устанавливают газобаллонное оборудование на машины, изначально оснащённые бензиновыми силовыми установками, рекомендуют поменять традиционные свечи на специальные, предназначенные именно для работы с голубым видом топлива.

Но многие автомобилисты и автолюбители не понимают, зачем переходить с имеющихся свечей на какие-то специальные, якобы предназначенные сугубо для воспламенения газа. Они уверены, что это лишь хитрая маркетинговая уловка, и никакой реальной разницы между устройствами нет.

Важно заметить, что традиционные свечи зажигания рассчитаны на работу по обеспечению горения топливовоздушной смеси, то есть сочетания паров топлива и кислорода (воздуха). А когда они переходят на работу с воздухом и газом, то могут довольно быстро потерять свою работоспособность и окончательно выйти из строя

Нельзя забывать о более высоком электрическом сопротивлении газовоздушной смеси по сравнению с топливовоздушной. Из-за этого необходимо, чтобы зазор между электродом на свечке был меньше для обеспечения эффективного и своевременного возгорания.

Уменьшив зазор, производители не стали останавливаться на достигнутом. В настоящее время от изготовителей свечей под ГБО можно услышать утверждения о том, что с газом смогут работать лишь специализированные высококачественные изделия, для производства которых применяются исключительно благородные металлы. То есть самые дорогие, что соответствующим образом отражается на стоимости самого девайса.

Denso IW 20

Куда более правильно аргументировать необходимость использования специальных свечей тем, что при сгорании газа температура оказывается значительно выше, нежели при горении обычного топлива. Высокая температура способствует ускоренному износу, а потому срок службы источника искры сокращается.

Всё это указывает на реальную необходимость использования качественных изделий, выполненных из определённых материалов.

В основе современных и эффективных свечей для ГБО лежат 3 материала:

  • Из меди выполняют стержни бокового электрода. Это обусловлено тем, что медь способна улучшать эффективность теплоотвода.
  • Платина. Она применяется для создания напайки на боковых электродах.
  • Ещё активно используется иридий. Он нужен в качестве материала для создания центральных электродов.

Это общий принцип формирования свечки под газобаллонное оборудование. Каждый производитель может вносить собственные коррективы, экспериментировать с конструкцией, наносить на поверхность корпуса дополнительные слои защиты. Всё это направлено на то, чтобы уменьшить активность образования нагара от сгорающего газа, повысить эффективность работы и продлить срок службы изделия.

Но это всё выглядит идеально лишь на бумаге или в теории. Если отталкиваться от практики и реальных условий эксплуатации, то отыскать специально предназначенные конкретно для газобаллонного оборудования устройства, обеспечивающие искру, проблематично.

Учитывая неизменность фаворитов, можно определить, какие свечи зажигания в настоящее время лучше всего подойдут для газового оборудования и почему стоит выбрать те или иные варианты.

Brisk A-Line

svechi

Вот здесь-то в очередной раз проявляются преимущества свечей с тонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудновато — на сей случай придуманы расчетные методы моделирования. Так вот, температура центрального электрода иридиевой свечи с тонким электродом на 60–80 градусов ниже, чем для обычной свечи. Почему? Площадь нагрева тонкого электрода намного меньше, а теплопроводность иридиевого сплава значительно выше, чем у стали обычного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше.

А ЕСЛИ НЕ МЕНЯТЬ?

А что все-таки будет, если при переводе на газ оставить обычные свечи? Да ничего страшного! Об этом говорит сопоставление обычных свечей BERU и специально «заточенных» под газовое топливо украинских Plazmofor. Но ресурс обычной свечи на «голубом» топливе будет, очевидно, ниже. Впрочем, простая свечка заведомо дешевле иридиево-платиновой экзотики…

Наше резюме: для работы на газовом топливе лучше выбирать тонко-электродные свечи, рекомендованные производителем.

Свечи зажигания, или Газовые зажигалки

Как зазор в свечах влияет на работу двигателя?

Зазор свечи

зажигания – это расстояние между верхним и нижним электродами, нужно для оптимальной работы и поджигания топливной смеси. Если это расстояние отличается от рекомендованных норм,
двигатель
будет
работать
не ровно, возможны либо подергивания, либо детонация схожая с «троением» вашего агрегата.

Интересные материалы:

Как перенести почту с Gmail на Gmail? Как перенести подпись в Outlook? Как перенести с внутренней памяти на SD Honor? Как перенести с Word в Excel? Как перенести шапку в Экселе? Как перенести сохранения с Ведьмака 2 в Ведьмак 3? Как перенести текст из таблицы Excel в Word? Как перенести текст на другую строку в Эксель? Как перенести текст с изображения в Word? Как перенести текст с одного листа на другой?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]