В данной статье речь пойдет о проведении технического обслуживания рулевой рейки автомобиля Лада Приора с электрическим усилителем руля. На автомобилях с ЭУР устанавливается простая рейка без наличия в ней специальной жидкости. Ниже в статье будет подробно описан весь процесс ее ремонта, а так же возможные признаки неисправности.
Рулевой механизм на автомобилях Лада, начиная с модели 2108, имеет в себе рулевую рейку. Она предназначена для перемещения рулевых тяг по горизонтальной плоскости, что способствует повороту колес автомобиля.
Конструкция реек, довольно простая и надежная за исключением одного маленького недочета – пластиковая втулка.
Эта втулка заводом изготовителем выполняется из некачественного пластика, что в скором времени приводит к люфту рашпиля в ней и появлению неприятного стука при движении по брусчатке.
Находится рейка между двигателем и салоном, перпендикулярно выпускному коллектору и крепиться двумя скобами к моторному щиту.
Смазка рулевой рейки Лада Калина без снятия — пошаговая инструкция
Автор: ides · Опубликовано 12.07.2016 · Обновлено 12.07.2016
Всем привет. Сегодня на ВАЗ Ремонте поговорим о рулевой рейке, а точнее о том, как смазать рулевую рейку на Калине, не снимая. Работа из разряда несложных, поэтому ее, как и много других работ, можно смело выполнять в домашних условиях.Рулевая рейка на Лада Калина такая же, как и в «десятке» и точно также, как и на ВАЗ 2110 она не отличается стойкостью к неисправностям, поэтому время от времени приходится с ней «возиться».
О признаках неисправности рулевой рейки я уже писал в статье: «Признаки неисправности рулевой рейки. Диагностика гур своими руками», поэтому особо зацикливаться на данном этапе не буду. Необходимость смазки рулевой рейки возникает в случае плохой или затрудненной работы последней. Чтобы понять нужно ли смазывать рулевую рейку, достаточно заглянуть под пыльники, которые крепятся на хомутах в торцах рейки. В моем случае шток рейки был сухим и выглядел вот так (см. фото.):
Безусловно, лучше было бы полностью снять рулевую рейку и произвести ревизию всех ее деталей, однако эта работа отнимает намного больше времени и необходима лишь в крайних случаях, когда рейка не просто нуждается в смазке, а полностью неисправна. Кстати, о том, как заменить рулевую рейку написано в этой статье.
Что потребуется для работы?
Для работы вам потребуются: несколько пластиковых хомутов; смазка («Литол» или «Фиол» или какая-нибудь альтернативная); шприц и кусок трубки от медицинской «системы» (желательно); бокорезы или нож (для срезания старого хомута).
Как смазать рулевую рейку не снимая — пошаговая инструкция
1. Итак, первым делом подбираемся к пыльникам и откусываем бокорезами или срезаем ножом старые хомуты, которыми крепятся пыльники рулевой рейки.
2. Далее оцениваем состояние смазки и ее наличие, у меня, как вы видели на фото выше, рейка была полностью сухой. Также произведите осмотр пыльника рейки, если он поврежден или потрескался, его необходимо поменять.
3. Поворачиваем руль максимально влево или вправо (зависит от того с какой стороны вы работаете), чтобы шток ушел вовнутрь рейки и не мешал набивать смазку, затем берем шприц с удлинителем (кусок трубки от медицинской «системы»), если есть конечно, набиваем туда смазки и выдавливаем содержимое шприца в полость рулевой рейки. Если же шприца нет, набиваем вручную, используя отвертку или что-то похожее на лопатку.
4. Когда смазка набита, берем пыльник и одеваем его на место, после чего фиксируем его пластиковым хомутом.
5. Теперь все вышеописанные действия повторяем с другой стороны, снимаем пыльник, крутим руль в обратную сторону и набиваем в рейку смазки.
6. Одеваем пыльник и крепим его стяжками.
7. Для пущей надежности можно покрутить рулем влево/вправо, тем самым как бы прокачивая смазку, после чего снова повторить процедуру. Однако, если вы выворачивали руль до упора и пользовались шприцом с удлинителем, то думаю в повторной смазке нет никакой необходимости.
После того как смазка рулевой рейки Лада Калина будет завершена, собираем весь инструмент, моем руки и проверяем работу. Ход руля должен стать более плавным и мягким. Если же смазка ни к чему не привела, придется искать неисправность в другом месте. Возможно она кроется в критическом износе деталей рейки или связана с рулевыми наконечниками, которые необходимо заменить.
Источник: 7bm.ru
Смазка
Для автомобилей ВАЗ единственная смазка для рулевой рейки, которая рекомендуется заводом-изготовителем, – это ФИОЛ-1.
1. Смазка при сборке. Сначала смазывается рейка и внутренняя полость корпуса.
- Затем наносится обильный слой на пластиковую втулку.
- Закладывается смазочный материал в посадочное место для игольчатого подшипника.
- Рейка устанавливается в корпус.
- Смазывается вал-шестерня рулевого механизма.
- Смазка обильно забивается в подшипник.
- Смазывается упор.
- Устанавливаются винты и стопоры.
- Одевается кожух и пыльники.
2. Смазка без снятия рейки. После перекусывания пластиковых хомутов снимаются боковые защитные колпаки.
Для удобства и большей эффективности можно использовать шприц с насадкой из резинового шланга такого диаметра, чтобы можно было просунуть его между рейкой и корпусом. Шланг нужно проталкивать с той стороны, где крепятся болты тяг.
В этом месте на втулке имеется разрез, через который смазка пройдет в пространство за втулкой и смажется рулевой механизм.
Чем смазать рулевую рейку при отсутствии ФИОЛа:
- Литол. Является самой подходящей смазкой на замену рекомендуемой. Обладает хорошими смазочными свойствами и долговечностью.
- Солидол. Не рекомендуется ввиду его склонности к высыханию со временем и потерей смазочных свойств.
- Графитовая смазка. По той же причине, что и солидол, не совсем подходит для смазки рейки.
Рулевой механизм – достаточно ответственный узел, от исправности которого зависит, в том числе жизнь экипажа автомобиля. На современных авто применяется рулевая рейка.
Механизм «шестерня-рейка» имеет открытую конструкцию (в отличие от червячного), смазка для рулевой рейки может закладываться водителем в гаражных условиях.
Такая конструкция имеет и недостаток: при малейшей негерметичности, в механизм попадает влага и грязь, смазочный материал быстро выходит из строя.
О том, как правильно выбрать расходник для рулевого механизма, расскажет наш материал.
Какую смазку использовать для рулевой рейки
Рулевой механизм — один из основных элементов автотранспорта, который несет на себе немалую ответственность за жизнь, здоровье и безопасность водителя. Особое внимание требует к себе смазка для рулевой рейки, без которой невозможна передача рулевого вращения на колеса. Ведь в процессе трения металлические детали автомобиля постоянно подвергаются нагреванию и изнашиваются до негодного состояния. Обработка деталей облегчает поворот рулевого колеса, а в случае наличия электрического или гидравлического усилителей продлевает их срок службы.
Рулевая рейка – это устройство, позволяющее с помощью рулевого колеса управлять синхронной работой передних колес.
Признаки люфта в рейки
Во время движения по мелким неровностям типа гравийной дороги отчетливо слышны удары и стуки в подвеске передающиеся на рулевое колесо. Данные признаки не всегда будут относиться к люфтам в рейке. Похожие удары в руль могут появиться из-за разбитых рулевых наконечников или разбитой крестовины рулевого механизма. Перед тем как приступить к ремонту рейки необходимо исключить из подозрения наконечники и крестовину рулевого управления.
- Удары в руль при проезде неровностей
- Скрип при повороте руля
- Закусывание руля в различных положениях
- Руль не возвращается в нулевое положение
Проверка наличия люфта
Проверка на люфт производиться путем покачивания поворотных рычагов вверх и вниз. Для этого под капотом находим рулевые тяги и дергаем каждый из них вверх и вниз, никаких люфтов и стуков быть не должно. Если таковые имеются, то следует проводить техническое обслуживание рейки.
Чем смазать рулевую рейку?
В магазинах продается большое разнообразие смазок. Но как выбрать ту, которая наиболее подходит.
Все смазочные материалы отличаются своей основой, которую задает загуститель. Исходя из этого свойства, разделяют следующие виды смазок:
- кальциевая и графитовая (солидол). Этот тип смазки обладает удовлетворяющими многих автолюбителей эксплуатационными характеристиками и относительно невысокой ценой. Но при этом солидол не терпит пониженных температур;
- комплексная кальциевая. Данный смазывающий материал более устойчив к пониженным температурам, но впитывает влагу и склонен к термоупрочнению;
- натриевая и натриево-кальциевая. К сожалению, этот вид смазки совсем не устойчив к влаге, поэтому не так распространен. Зато выдерживает высокий диапазон температур;
- литиевая. Набирает популярность, за счет литола, который применяется на всех деталях и узлах автомобиля и имеет невысокую стоимость на рынке. Единственным недостатком смазки является ее постепенное выдавливание из деталей в результате разжижения. Именно этому материалу лучше отдать предпочтение при обработке рулевой рейки;
- бариевая и углеводородная. Устойчивы к воздействию воды, обладают неплохими консервационными свойствами, но содержат большое количество мыла, тяжело производятся в промышленных масштабах и плохо выдерживают низкие температуры;
- медная. Выдерживает экстремально высокие температуры и работает при большом давлении, часто применяется при шиномонтажных работах. Но плохо выдерживает влагу.
Несколько слов о видах устройств
Отличия таких механизмов легко могут увидеть владельцы машин, которые передвигались на различных моделях. Они могут сразу указать не только на внешние и конструктивные отличия, но и по ощущениям при управлении автомобилем. Сегодня на машины устанавливают несколько видов таких механизмов, они могут быть такими:
- Устройства с механическим приводом;
- Механизм с гидравлическим приводом;
- Узел, в основе которого установлен электрический привод.
Сегодня самыми современными устройствами являются рейки с электрическим приводом, но наибольшего распространения по-прежнему получают устройства с механикой или гидравликой в качестве привода. Электропривод и гидравлика в этом устройстве предназначены для уменьшения усилия на руле при его вращении водителем.
Как смазать рулевую рейку?
Заменить масло или смазку рейки невозможно без ее демонтажа. И для этого совершенно не обязательно отправлять машину в сервис. Прежде чем применять новую смазку для деталей механизма, необходимо для начала избавиться от старой, предварительно разобрав деталь. Нужно заранее подготовить саму смазку и пару хомутов, а затем приступать к работе. Важно, чтобы смазочный материал подходил еще и для материалов, из которых изготовлены пыльники.
- Для начала нужно поднять левую часть машины, вывернуть руль вправо и снять колесо.
- Затем немного отчистить прилегающую территорию.
- Ослабить многоразовую малую стяжку на правом пыльнике и разрезать большой внутренний одноразовый хомут.
- Сдвинув гофру вверх по валу, можно увидеть наличие смазки.
- Далее смазать, не жалея материала, рейку и сам пыльник изнутри. Повернуть руль до упора пару раз и добавить еще смазки. Установить обратно с применением заранее купленного хомута.
- Провести ту же самую операцию с левой стороны.
Признаки поломки
По средствам рулевых реек вращательные движения от руля через зубчато-реечный механизм передается к поворотным рычагам, которые осуществляют повороты передних колес тягами.
Если вы обнаружили на своем автомобиле один из перечисленных ниже симптомов, обязательно проведите полноценную диагностику состояния узла, а затем ремонт.
К признакам неисправности рулевой рейки относят:
- В области рейки во время вращения рулевого колеса наблюдается скрежет;
- Рулевое колесо периодически заедает;
- Из уплотнителей начинает вытекать смазка;
- Руль заметно люфтит.
Эти симптомы могут указывать также на проблемы в других узлах рулевого механизма, но прежде чем вы должны проверить состояние рейки, разобрать и принять решение — менять или ремонтировать.
Тревожные симптомы
Как бы часто Вы не меняли смазку рулевой рейки, продлить жизнь всех деталей механизма до бесконечности, к сожалению, она не в силах. Поэтому при обнаружении следующих факторов, рекомендуется незамедлительно прекратить эксплуатацию транспортного средства и обратиться в сервис.
- Увеличение рулевого люфта.
- Поворот руля требует большего усилия, чем раньше.
- Обнаружены следы протечки смазки рулевой рейки.
Стук и посторонние звуки в рулевом механизме. Обычно проявляются при резком повороте или выворачивании руля, либо при наезде на выступающие части дороги. Чтобы точно убедиться в том, что причина именно в рейке, надо:
- установить автомобиль на ровную поверхность;
- выйти из машины и открыть капот;
- выкручивать колесо до упора в обе стороны;
- внимательно слушать откуда исходит звук при резком повороте руля.
Своевременная диагностика убережет Ваш автомобиль от возможных будущих серьезных поломок и внезапных трат.
Все смазки обладают различным набором характеристик (состав, свойства, стоимость). И если возникает вопрос о том, какую смазку использовать, то предпочтение лучше отдать литиевой. Лучшими на рынке считаются Литол-24, Фиол, Циатим и Северол. Они влагоустойчивые, обладают длительным интервалом обработки, снижают вибрацию, не смываются, имеют в составе антиокислительные и износостойкие присадки. Смазка для рулевой рейки должна обладать высокой несущей способностью, чтобы избежать выдавливания.
Если в эксплуатации используется некачественное смазывающее вещество, которое не отвечает перечисленным качествам, то в скором времени это приведет к износу отдельных деталей и узлов рулевого механизма. Важно всегда прислушиваться к своему автомобилю, вовремя обращать внимание на тревожные знаки, тщательно выбирать какой смазкой смазывать, своевременно проводить смазку рулевой рейки и ответственно относиться к выбору смазывающего материала.
Источник: automorum.ru
Подтяжка
При обнаружении стуков в рулевой ее можно подтянуть, но подтяжка будет эффективна, только при наличии стуков от червячного механизма. Если же стук будет издаваться из-за разбитой пластиковой втулки, то подтяжка бесполезна.
Как известно по практике червячный механизм довольно надежен и очень редко является виновником стука. Чаще всего виновата втулка.
Определить виновника стука можно подергав рулевые тяги поочередно.
- Если при усилиях, прилагаемых к правой тяге, есть стук, то виновата втулка.
- Если при усилиях, прилагаемых к левой тяге, есть стук, то виновата червячная передача.
В первом случае подтяжка нецелесообразна. Так как гайка затяжки подтягивает только червячный механизм. Для устранения стука необходимо демонтировать рулевую рейку с автомобиля и подвергать ее ремонту.
Лечим присоску
С. Елфимов, Самара
Видавшая виды присоска кронштейна, крепящего гаджеты к ветровому стеклу, совсем «ослабела» и стала отваливаться. Чтобы восстановить ее работоспособность, я вырезал из линолеума толщиной около двух миллиметров шайбу, наружный диаметр которой равен диаметру присоски, а внутренний — на 10–15 мм меньше. Для облегчения монтажа шайбу можно сделать разрезной (как на фото). Устанавливаем шайбу между силиконовой присоской и кронштейном. Прогиб присоски возрастет, и кронштейн перестанет отваливаться.
Когда требуется ремонт рейки ВАЗ 2109?
Ремонт рулевой рейки может потребоваться в случае износа или выхода из строя определенных элементов механизма. Определить это можно по различным симптомам, при выявлении которых необходимо прекратить эксплуатировать транспортное средство и произвести ремонтные работы. На проблемы с рулевой рейки указывают:
- усилившийся люфт руля;
- шум или стук в системе рулевого управления;
- слишком тугое вращение руля.
Следует отметить, что рулевая система связана с некоторыми конструктивными элементами автомобиля, поэтому при ремонте необходимо обязательно проверять состояние рулевых тяг, колес, а также подрулевого блока управления.
Итак, если вы уверены, что ваша рулевая рейка на ВАЗ 2109 требует ремонта, вам придется сначала снять и разобрать рейку, а затем произвести ремонтные работы и установить механизм на место.
Не хрусти
На Приорах, Грантах и Калинах коробка передач часто хрустит при переключениях — как правило, при включении задней передачи, а также первой и второй. Поиск в интернете показал, что проблема массовая, но никто толком с ней не справился. Многие грешат на привод управления коробкой и хиленькие синхронизаторы. Однако я столкнулся с похожим явлением после замены тросика сцепления. Неоднократная регулировка не принесла успеха — дефект исчезал, но ненадолго. Лекарство нашел случайно: когда потянул педаль сцепления на себя, передачи в течение какого-то времени стали включаться четко. Причина дефекта — в бракованной пружине храпового механизма, расположенного в «салонном» наконечнике троса. А пока не поменяете пружину или трос, рекомендую после нескольких нажатий на педаль сцепления подтягивать ее, чтобы не мучить коробку.
Ремонт
Первое, что вам потребуется для проведения самостоятельного ремонта — это ремкомплект. Они доступны практически в любом магазине автозапчастей. Однако настоятельно рекомендуем покупать только качественные наборы, чтобы результат вашего самостоятельного ремонта продержался как можно дольше.
Предлагаемые рекомплекты бывают неполными и полными. Вам точно потребуются следующие компоненты набора:
- Игольчатый подшипник;
- Пара уплотнительных резинок для втулки;
- Опорная втулка, выполненная из пластика;
- Набор прокладок;
- Пружина;
- Стопорные кольца;
- Опорный подшипник;
- Приводная шестерня;
- Кожух пыльника;
- Рейка;
- Комплект стяжек для пыльника.
Неполный набор ремокомплекта не предусматривает наличие шестерни и рейки. Но подобный комплект вам потребуется только в том случае, если вы задумали проводить капитальный ремонт узла.
Теперь, когда комплект готов, инструменты имеются в наличии, а также есть достаточно свободного времени, можно приступать к работе.
- Первым делом снимите пыльник, торцевые колпачки и упоры. По мере разборки элементов, даже самых маленьких и незначительных на первый взгляд, обязательно оценивайте их текущее состояние. При необходимости все изношенные элементы будут меняться на новые, взятые из ремкомплекта.
- С помощью восьмигранника открутите резьбовые пробки, что позволит извлечь пружины, стопорные кольца, а также упорные втулки.
- Снимите подшипник, проверьте, не люфтит ли он. Ремкомплект включает в себя новый подшипник, потому при удовлетворительном состоянии старого компонент лучше сразу поменять. Не зря же вы брались за столь сложный процесс, чтобы все сделать на 50%.
- Извлеките и осмотрите приводную шестерню. Далее вы сможете достать полностью саму рейку.
- Обязательно выполните замену втулки опорного вала, не забыв про резинки. Они также присутствуют в комплекте.
- Не торопитесь снимать резинки со втулки. Сперва вставьте элемент в картер, после чего ножницами или острым ножом можно срезать резинку.
- Наиболее сложным этапом считается замена игольчатого подшипника. Чтобы его снять, потребуется специальный ключ. Но можно обойтись без него. В этом случае вооружитесь сверлом на 1,5 миллиметра и дрелью. Сверлом выполните отверстие таким образом, чтобы ослабить торец подшипника. Пробоем выбейте старый подшип из картера.
- Перед установкой нового игольчатого подшипника не забудьте тщательно зачистить картер рулевой рейки от скопившегося мусора и стальной стружки после сверления.
- Сделанное отверстие оставлять нельзя. Чтобы его устранить, можете перемешать металлические опилки с суперклеем. Такая смесь быстро затвердеет и даст отличный результат.
- Обработайте смазкой буквально все, что только можно смазать в узле рулевой рейки. Специалисты советуют использовать Литол 24 или другие аналогичные по качеству консистентные смазки. Не лишним будет смазать ШРУСы.
- Выполните сборку узла, следуя в обратной последовательности проведенного демонтажа.
Самостоятельный ремонт рулевой рейки позволяет существенно сэкономить на замене, плюс получить огромный опыт в выполнении далеко не самых простых работ, связанных с вашим ВАЗ 2109. Но можете поступить проще, не рискуя, обратившись к проверенному автосервису.
Проверка состояния
Завершив ремонт, не стоит думать, что теперь рулевая рейка будет служить десятки тысяч километров и более не доставит вам хлопот. Как и за множеством других узлов, за состоянием рейки необходимо периодически следить.
На что обращать внимание | Ваши действия |
Крепежные гайки и болты | Данные крепления по мере эксплуатации подвергаются вибрации после ремонта. Потому их рекомендуется проверять и подтягивать каждые 250-300 километров пробега |
Пыльник рейки | Проверять его можно немного реже, примерно каждые 500-1000 километров, в зависимости от условий эксплуатации вашего автомобиля. Из-за разного качества, одни пыльники способны прослужить достаточно долго, а другие попросят замены уже через 10 тысяч километров. Выбор за вами, какие детали использовать |
Рейка | За самой рейкой стоит следить постоянно. Прислушивайтесь к поведению рулевого механизма, обращайте внимание на указанные выше признаки неисправности. В рамках планового технического осмотра обязательно включайте в перечень мероприятий проверку рулевых реек |
Назвать ремонт сложным нельзя, но он занимает достаточно много времени. Плюс здесь крайне важно выполнять все операции максимально аккуратно и качественно. Иначе результат продлится не долго и вам вскоре вновь придется вмешиваться в конструкцию рулевого узла ВАЗ 2109
Маслом рейку не испортишь
У меня ВАЗ‑21104. После шести лет эксплуатации, на пробеге 200 тысяч километров рулевая рейка стала подклинивать при «околонулевом» положении руля. Снизу у рулевого механизма находится упорная (регулировочная) гайка с отверстием, которое закрыто резиновой заглушкой. Заправил трансмиссионным маслом медицинский шприц и надел на носик резиновую трубку. Вынул заглушку, залил масло в полость, после чего сразу же закрыл отверстие заглушкой. С тех пор прошло уже пять лет, общий пробег составил 355 тысяч километров, а рейка не подклинивает. И еще. Привычка оставлять передние колеса в положении «прямо» на парковке поможет дольше сохранять целым защитный чехол рулевого механизма.
Признаки люфта в рейки
Во время движения по мелким неровностям типа гравийной дороги отчетливо слышны удары и стуки в подвеске передающиеся на рулевое колесо. Данные признаки не всегда будут относиться к люфтам в рейке. Похожие удары в руль могут появиться из-за разбитых рулевых наконечников или разбитой крестовины рулевого механизма. Перед тем как приступить к ремонту рейки необходимо исключить из подозрения наконечники и крестовину рулевого управления.
- Удары в руль при проезде неровностей
- Скрип при повороте руля
- Закусывание руля в различных положениях
- Руль не возвращается в нулевое положение
Проверка наличия люфта
Проверка на люфт производиться путем покачивания поворотных рычагов вверх и вниз. Для этого под капотом находим рулевые тяги и дергаем каждый из них вверх и вниз, никаких люфтов и стуков быть не должно. Если таковые имеются, то следует проводить техническое обслуживание рейки.
Быстрая замена
А. Лупандин, Москва
При замене датчика положения коленчатого вала на ВАЗ‑2110 с 16‑клапанным двигателем случилась заминка — за долгие годы эксплуатации он закис, а болт его крепления обломился прямо под головкой. Обильное нанесение проникающих смазок не сработало. Помогли длинная отвертка и молоток. Упираясь отверткой в торец датчика, молотком попробовал стронуть его — то в одну, то в другую сторону. Получилось!
Обнаружил, что металлическая втулка из ушка на корпусе прикипела к болту и осталась на нем. Вот почему датчик невозможно было снять! Втулку я без особых усилий стащил пассатижами. Но как закрепить новый датчик? Не снимать же крышку масляного насоса, чтобы высверлить остатки болта! Я поступил так: смазал ушко датчика, чтобы обезопасить от закисания, и двумя пластиковыми хомутами с обеих сторон притянул датчик к посадочной поверхности. Соединение надежное, тем более что датчик центрируется обломком болта.
Диагностика
Коды ошибок
с1044 — неверная последовательность датчика положения ротора (ДПР)
c1621 — не верное напряжение 5V
с1622 — отказ цепи сигнала скорости
c1011 — цепь сигнала оборотов двигателя автомобиля, отсутствие сигнала — сигнал с датчика хола (или штатного тахометра через ограничитель напряжения) разделить на 4 и подать на вход тахометра,
c1022 — ошибка, напряжение основного вывода датчика момента — возможно, что крышка вала перетерла изоляцию и средней, зеленый провод замыкает на массу
Ручка, держись!
С. Левин, Московская область
Nissan X‑Trail T31 (2007–2014 годов выпуска) страдает неприятной болезнью. Зимой тросик, идущий от наружной ручки к механизму замка, замерзает в оболочке — и его наконечник вылетает из посадочного места. Если это произошло, нужно снять обивку двери и первым делом нанести на тросик влагостойкую и влаговытесняющую смазку. А чтобы такая неприятность не приключилась вновь, советую закрепить наконечник на рычаге ручки пластиковым хомутом. Хомут возьмите подороже, чтобы не лопнул от мороза. А торчащий конец коротко обрежьте.
Уважаемые знатоки автомобиля! Присылая советы, не забывайте сообщать свой почтовый адрес с шестизначным индексом, фамилию, имя и отчество (полностью), а также телефонный номер для связи. Это существенно упростит и ускорит отправку вам заслуженных призов.
Свои советы вы можете присылать на электронную почту [email protected] По возможности иллюстрируйте собственные ноу-хау фотографиями и/или схемами.
Призы авторам нашей подборки:
- внешний универсальный аккумулятор на 12 000 мА·ч компании AirLine
- мобильная зарядная станция AkkuEnergy PowerBank на 5400 мА .
ч компании Heyner - канистра масла ZIC компании SK Lubricants
- канистра масла Rolf
- дневные ходовые огни фирмы Osram
- набор автокосметики ASTROhim
Источник: www.zr.ru
Замена рулевой колонки ВАЗ 2107
Замена рулевой колонки – занятие достаточно непростое, но вполне реализуемое самостоятельно при наличии определенного опыта ремонта авто. Понадобятся следующие инструменты:
- Ключи на 17 (накидной и рожковый).
- Торцовые головки на 17 и 30.
- Рукоятка с трещоткой.
- Монтировка.
- Молоток.
- Вороток.
Снятие колонки производится в следующем порядке:
- Отключить АКБ.
- Демонтировать рулевое колесо.
- Снять кожух рулевого вала.
- Снять колодку проводов с замка зажигания.
- Демонтировать замок зажигания.
- Демонтировать подрулевые переключатели.
- Извлечь рулевой вал, зажатый в колонке.
- При помощи головки на 30 и мощного воротка открутить гайку крепления рулевой колонки. Усилие затяжки здесь значительное, поэтому вороток должен представлять собой достаточно длинный рычаг. Если открутить не получается, можно удлинить вороток, надев на него отрезок трубы.
- Открутить 3 болта, крепящие колонку к кузову. Процедура это непростая – расстояние между деталями и кузовом слишком маленькое, болты сложно удерживать от проворачивания. Тут пригодится рукоять с трещоткой, которая ускорит процесс.
- Снять колонку с вала. Для этого необходимо сбить колонку со шлицов рулевой тяги, используя монтировку. Делать это необходимо рывками, упираясь ногами в кузов.
- Открутить и извлечь уплотнение вала, установленное снизу колонки.
После демонтажа старой колонки необходимо очистить от загрязнений посадочное место. Прежде чем устанавливать новую колонку, следует проверить состояние ее шарнирных соединений и игольчатых подшипников. Если все в порядке, можно приступать к монтажу, который производится в порядке, обратном снятию.
При установке новой рулевой колонки ВАЗ 2107 необходимо обратить особое внимание на то, чтоб все крепежные болты и гайки были хорошо затянуты. Учитывая, как важен данный узел для управления автомобилем, люфт, а тем более, проскальзывание шлицов рулевой колонки могут привести к трагическим последствиям
При установке рулевого колеса следует обратить внимание на положение его спицы. После завершения монтажа деталей и подключения колодки проводов к замку зажигания можно подключать аккумуляторную батарею
Замена колонки завершена
После завершения монтажа деталей и подключения колодки проводов к замку зажигания можно подключать аккумуляторную батарею. Замена колонки завершена.
Устройство рулевой рейки Приоры
Снятие рулевой рейки Приоры
Потребуется: снять передние колеса и приготовить инструменты (головку «на 13», ключ «на 15», накидной ключ «на 19», большую шлицевую отвертку, пассатижи, монтажную лопатку и молоток).
В салоне следует снять нижнюю часть промежуточного вала со шлицев вала-шестерни:
- Отвернуть гайку болта крепления, используя головку «на 13».
- Вытащить болт.
- Разжать клеммное соединение с помощью большой шлицевой отвертки.
- Снять нижнюю часть промежуточного вала со шлицев вала-шестерни.
Чтобы снять рулевую рейку Приоры без рулевых тяг следует отсоединить внутренние наконечники рулевых тяг от рулевого механизма:
- Снять стопорную пластину болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг, подцепив ее плоской отверткой.
- Отвернуть один болт полностью, используя накидной ключа «на 15», а другой болт ослабить.
- Повернуть соединительную пластину вниз.
- Снять рулевую тягу. Вторую рулевую тягу снимаем после того, как открутим второй болт.
Чтобы снять рулевую рейку Приоры вместе с рулевыми тягами, придется отсоединить наружные наконечники рулевых тяг от поворотных рычагов амортизаторных стоек:
- Разогнуть, а затем вытащить шплинт с помощью пассатижей.
- Отвернуть не полностью гайку крепления шарового пальца, используя накидной ключ «на 19».
- Выпрессовать палец используя специальный съемник. Если его нет, тогда вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наружным наконечником, а затем наносим удары молотком по торцу поворотного рычага.
- Выпрессовать палец шарового шарнира до конца, используя большую шлицевую отвертку.
Теперь, чтобы вытащить рулевую рейку с тягами или без следует:
- Отвернуть две гайки крепления скобы рулевой рейки к щитку передка, используя головку «на 13».
- Снять две скобы.
- Снять рулевую рейку через окно в арке левого колеса, предварительно сдвинув ее вперед, чтобы вывести вал–шестерню из отверстия в щитке передка.
Если будете выполнять снятие рулевой рейки Приоры своими руками, тогда Вам потребуется не менее 1ч.
Подтяжка
При обнаружении стуков в рулевой ее можно подтянуть, но подтяжка будет эффективна, только при наличии стуков от червячного механизма. Если же стук будет издаваться из-за разбитой пластиковой втулки, то подтяжка бесполезна.
Как известно по практике червячный механизм довольно надежен и очень редко является виновником стука. Чаще всего виновата втулка.
Определить виновника стука можно подергав рулевые тяги поочередно.
- Если при усилиях, прилагаемых к правой тяге, есть стук, то виновата втулка.
- Если при усилиях, прилагаемых к левой тяге, есть стук, то виновата червячная передача.
В первом случае подтяжка нецелесообразна. Так как гайка затяжки подтягивает только червячный механизм. Для устранения стука необходимо демонтировать рулевую рейку с автомобиля и подвергать ее ремонту.
Установка рулевой рейки Лада Приора
Перед монтажом проверить, чтобы рейка была установлена в среднее положение. Для этого раздвижными пассатижами за лыску на вале-шестерне вращаем вал в любую сторону до упора, после чего поворачиваем вал в обратную сторону на два полных оборота и доворачиваем вал так, чтобы лыска на вале располагалась вертикально с правой стороны по ходу автомобиля. В остальном установка рейки производится в обратной последовательности.
Рулевая рейка Lada Priora такая же как и рейка Калины или ВАЗ 2110-2112 нового образца и имеет каталожный номер: 11183-3400010 (внутри рашпиль 21100-3401068). Цена примерно 3500р.
Разборка рулевого механизма
Разборку рулевого механизма проводим при его ремонте. Снимаем рулевой механизм. Снимаем чехол рулевого механизма
Снимаем опору рулевых тяг. Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.
Отворачиваем гайку, нанося удары по бородку (правая резьба)…
…и снимаем трубу картера.
Отжимаем отверткой два фиксатора втулки, расположенной внутри трубы…
…и вынимаем втулку.
Снимаем с втулки два резиновых кольца (стрелками показаны фиксаторы втулки).
Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем… …и снимаем стопорное кольцо… Снимаем гайку крепления трубы.
Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку. Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.
Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора.
Вынимаем пружину упора. Поддев отверткой…
…снимаем уплотнительное кольцо.
Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки. Поддев отверткой…
…снимаем вкладыш с упора. В проточке упора установлено резиновое кольцо.
Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка.
Снимаем пыльник с вала-шестерни. Шестигранником «на 6» отворачиваем два винта (показаны стрелками)…
…и снимаем крышку картера.
Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.
Снимаем уплотнительное кольцо крышки.
Вынимаем рейку из картера.
Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх.
Вынимаем вал-шестерню с подшипником из картера. Поддеваем отверткой…
…и снимаем стопорное кольцо втулки.
Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.
Для чего предназначена рулевая рейка переднеприводных автомобилей
В машинах с передним приводом никак не установить классическую, давно проверенную систему управления поворотом передних колёс. Этого не даст сделать и поперечная установка мотора, и силовые приводы к колёсам. Поэтому громоздкую систему рычагов заменила рулевая рейка. Её основная задача — передача усилия с рулевого колеса на поворотные рычаги.
Важно! Большинство «Приор» оборудовано электрическим усилителем руля (ЭУР) а не гидроусилителем. Это является особенностью данной модели.
Расположение и устройство рулевой рейки «Приоры» с ЭУР
Для экономии пространства данный элемент системы управления «Приоры» расположен на стенке моторного отсека. На переборке между двигателем и салоном «Приоры». Рейка соединена с рулевой колонкой, находящейся в салоне.
Устройство рулевой рейки
Этот важный узел управления «Приоры» собран из следующих компонентов.
- Рейка передвижная.
- Корпус.
- Шлицевой вал с подшипником.
- Металлический корпус (кожух).
- Уплотнители и сальники.
- Крепёж и фурнитура (болты, гайки).
- Пружины.
- Резиновый чехол механизма.
Основой этого механизма является металлический штырь (рейка), если можно так сказать. На одной его части имеются зубцы. Они входят в сопряжение с валом привода от руля, расположенным под прямым углом к несущему штырю. Это, по сути, известная всем червячная передача. Вал вращаясь передвигает, зацепляясь зубьями, рейку внутри кожуха. В защитном кожухе имеется специальная прорезь для присоединения наконечников рулевых тяг. В центре штыря (рейки)имеются специальные отверстия под наконечники, которые через особые рычаги соединены с поворачивающимися колёсами.
Неисправности и их признаки у рулевой рейки «Приоры» с ЭУР
Чаще всего выходят из строя трущиеся детали этого узла. Определить поломку или просто изношенность рулевого механизма довольно просто. Это будет ознаменовано следующими признаками:
- Трудно поворачивается руль.
- При вхождении в поворот из механизма слышится постукивание и скрежет.
- В движении, при использовании рулевого колеса чувствительные толчки передаются от него в руки.
В общем и целом значительно ухудшается управляемость «Приоры».
При осмотре, мастер определит необходимость замены рулевой рейки «Приоры» визуальным осмотром. Обычно, он берётся рукой за тягу, а напарник проворачивает рулевое колесо. По излишнему люфту и посторонним звукам мастер выносит вердикт.
Внимание! Это устройство вполне ремонтопргодно. В продаже имеются готовые ремонтные комплекты для рулевой рейки «Приоры». На эту тему имеются отдельные статьи.
Немного об устройстве этого узла
Главной задачей для любой конструкции устройств, управляющих автомобилем, является передача и трансформирование вращательного движения руля в поступательные подвижки рулевых наконечников. В качестве главного элемента таких устройств выступают рулевые рейки. В её конструкцию входят в обязательном порядке зубчатая рейка и шестерня. Именно с их помощью возможна и происходит передача вращательного движения руля на колёса.
Шестерня связана с рулем, при его вращении она цепляется своими зубцами за такие же зубья на рейке и толкает её в том направлении, куда нужно водителю. От рейки эти движения передаются рулевым тягам, они устанавливаются на обоих концах этого устройства. Эти тяги связаны с рулевыми наконечниками. Именно они предназначены для передачи движения руля шкворням передних колёс.
Только изучив и поняв, как работает этот механизм, можно избежать выхода его из строя, раньше установленного срока.
Важно знать и понять принцип проведения обслуживания, какие сроки для этого отводятся, какие смазки для этого можно использовать без боязни навредить этому устройству. На сроки проведения регламентных работ влияет пробег автомобиля на момент проведения обслуживания, состояние деталей этого узла. Чем более длительный срок использования этого механизма, тем тщательнее должен быть подход к обслуживанию.