Топ-5 причин, из-за чего появляется скрип/визг автомобильных тормозов

Существует шесть основных причин, почему скрипят тормозные колодки автомобиля. Самым простым и банальным является их износ. Однако кроме этого причиной возникновения скрипа могут служить тормозные диски, ступичные подшипники, неправильно подобранные тормозные колодки, попадание в систему торможения пыли, грязи, влаги или каких-либо мелких предметов.

Как правило, для устранения перечисленных причин необходимо проводить ревизию указанных узлов и механизмов. Это можно сделать самостоятельно при условии, что у вас есть опыт выполнения подобных ремонтных работ и наличия соответствующих инструментов. Естественно, что самостоятельное устранение причин скрипа тормозных колодок позволит вам сэкономить деньги. Однако помните, что вы должны быть уверены в конечной исправности тормозной системы автомобиля, ведь она является критически важным узлом, и напрямую влияет на безопасность всех участников дорожного движения.

Почему скрипят тормоза? Объяснение простыми словами

Чтобы остановить транспортное средство, неподвижная часть тормоза, тормозной суппорт, также называемый на зарубежный манер тормозным калипером (чаще всего так обозначают тормозной механизм на мотоциклах и велосипедах):

с установленными внутри него тормозными колодками при помощи поршней прижимает последние к вращающейся части тормозного механизма, соединенного с колесом – тормозным диском или барабаном:

Во время торможения элементы тормозной системы начинают значительно разогреваться, неравномерно расширяясь по отношению друг к другу. Несмотря на то что изменение геометрии технических составляющих носит минимальный характер (сотые или даже тысячные доли миллиметра), из-за высокой скорости вращения и неравномерного износа пары тормозной диск/колодка даже этого достаточно для возникновения нежелательной вибрации, которая воспринимается человеческим ухом как скрип/писк.

Смотрите также: Скрип тормозов: причины, диагностика, методы устранения

Этот неприятный для слуха высокий звук всегда слышен, когда трение и скольжение поверхностей происходит неравномерно, например, когда тормозная колодка «прилипает» к тормозному диску (в диапазоне миллисекунд!) и отходит от него.

На заметку: конструктивные мероприятия, направленные против появления свиста

Для исследования инженерных ухищрений микроскоп не нужен. Они носят сугубо технический характер. Об одном из них разговор уже был – противоскрипные накладки на обратной стороне изделий. С иными средствами борьбы с вибрацией знакомьтесь ниже:

  • Скосы и прорези на фрикционном слое отодвигают резонансные колебания в область более высоких частот.
  • Прорези выполняют роль, аналогичную скосам + отводят грязь из пятна контакта.
  • Антивибрационные пластины гасят колебания относительно поршня и скобы суппорта.
  • Специально выгнутые элементы на обратной стороне колодки плотно входят в рабочий цилиндр, что помогает избежать шума на многих режимах торможения.
  • Проволочные скобы гасят колебания фрикционной детали вдоль направляющей.
  • На одном из направляющих пальцев суппорта ставят демпфирующие втулки, принимающие вибрации на себя.

Тормозная пыль или грязь прилипли к тормозам

Если тормозные колодки загрязнены тормозной пылью (высокодисперсным материалом – продуктом стирания подошвы колодок) или дорожной пылью, они могут начать скрипеть при замедлении.

Это также относится и к ржавчине на тормозах – эта проблема часто случается, когда машина простояла долгое время без движения. Впрочем, достаточно одного дня при стоянке в условиях повышенной влажности. Как правило, в последнем случае скрип исчезает сам по себе после десятка-другого торможений. Ржавчина достаточно легко стирается с тормозных дисков теми же колодками. Правда, важно помнить, что пока диски не очистятся от ржавчины, особенно если ее много, эффективность торможения может быть снижена.

Причина пятая – погодные условия

В осенний период причиной возникших звуков при нажатии на тормоза служит дождь, попадающий на поверхность колодок. Зимой же такой эффект провоцирует конденсат, появляющийся вследствие перепада температур. Резкие заморозки вызывают влажный налет, возникающий при соприкосновении холодного воздуха и разогретого тормозного диска. Возникает вопрос, что делать в таком случае. Нелишним будет, медленно двигаясь, понажимать на педаль тормоза несколько раз, чтобы, таким образом, «просушить» диск.

При установке элементов тормозной системы были допущены ошибки

Особенно часто такое можно наблюдать в том случае, если меняются только колодки, а не в паре с дисками. С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы заменить колодки. Как известно, диски стираются значительно, значительно медленнее, чем колодки, так они спроектированы.

Смотрите также: Как поменять тормозные колодки в вашем автомобиле

Тем не менее, поставив новые колодки, можно на пару сотен километров пробега столкнуться с этим неприятным звуком скрипа. Со временем колодки притрутся и звук должен уйти.

Также скрипеть тормоза (очень кратковременный писк, еле уловимый) могут из-за недостатка смазки на направляющих тормозных колодок. Эта смазка также помогает исключить коррозию в местах прилегания деталей.

Так же прилагаем расширенный список тормозных колодок

ПроизводительНомер деталиНазвание детали
NIBKPN3233Колодки тормозные дисковые NIBK, CITROEN, MITSUBISHI, PEUGEOT
NIBKPN0348WКолодки тормозные дисковые NIBK, AUDI, SEAT, SKODA, VW
NIBKPN7460Колодки тормозные дисковые NIBK, SUBARU, TOYOTA
NIBKPN8808Колодки тормозные дисковые NIBK, HONDA
NIBKPN3502Колодки тормозные дисковые NIBK, CHRYSLER, MITSUBISHI
NIBKPN2801Колодки тормозные дисковые NIBK, NISSAN
NIBKPN0391Колодки тормозные дисковые NIBK, CHEVROLET, DAIHATSU, HOLDEN, OPEL, VAUXHALL
NIBKPN0436Колодки тормозные дисковые NIBK, HYUNDAI, KIA
NIBKPN0019WКолодки тормозные дисковые NIBK, AUDI, CITROEN, FIAT, FORD, LANCIA, MERCEDES, PEUGEOT, RENAULT, SEAT, SKODA, VW
NIBKPN0446Колодки тормозные дисковые NIBK, HYUNDAI, KIA
NIBKPN7501Колодки тормозные дисковые NIBK, SUBARU
NIBKPN8397Колодки тормозные дисковые NIBK, ACURA, BYD, GREAT WALL, HONDA, MG, ROVER, SUZUKI
NIBKPN0349Колодки тормозные дисковые NIBK, AUDI, SEAT, SKODA, VW
NIBKPN0052Колодки тормозные дисковые NIBK, HYUNDAI, KIA
NIBKPN0148WКолодки тормозные дисковые NIBK, AUDI, OPEL, SEAT, SKODA, VW
FITFP1313Колодки тормозные дисковые FIT, HYUNDAI, KIA
FITDFP1202Колодки тормозные дисковые FIT, HYUNDAI, KIA
FITFP0929Колодки тормозные дисковые FIT, SUBARU, TOYOTA
FITFP1210Колодки тормозные дисковые FIT, SUBARU, TOYOTA
FITFP0768EКолодки тормозные дисковые FIT, AUDI, OPEL, SEAT, SKODA, VW
FITFT0086Колодки тормозные дисковые FIT, CITROEN, MITSUBISHI, PEUGEOT, SUBARU
FITFP0976Колодки тормозные дисковые FIT, LEXUS, MITSUBISHI, TOYOTA,
FITFP1467Колодки тормозные дисковые FIT, CHEVROLET, DAIHATSU, HOLDEN, OPEL, VAUXHALL
FITFP3260EКолодки тормозные дисковые FIT, AUDI, CITROEN, FIAT, FORD, LANCIA, MERCEDES, PEUGEOT, RENAULT, SEAT, SKODA, VW
FITFP0973Колодки тормозные дисковые FIT, CHVROLET, CITROEN, FORD, JAGUAR, MAZDA, OPEL , PEUGEOT, SAAB, VAUXHALL, VOLVO
FITFP1354Колодки тормозные дисковые FIT, GREAT WALL, LEXUS, SUBARU, TOYOTA
FITFP0537Колодки тормозные дисковые FIT, ACURA, BYD, GREAT WALL, HONDA, MG, ROVER, SUZUKI
FITFP1412Колодки тормозные дисковые FIT, HYUNDAI, KIA
FITFP0905Колодки тормозные дисковые FIT, INFINITI, NISSAN, RENAULT, SUZUKI
FITFP1616EКолодки тормозные дисковые FIT, CITROEN, FIAT, FORD, OPEL, PEUGEOT, PROTON, VAUXHALL
FRIXAFPD17Колодки тормозные дисковые FRIXA, CHEVROLET, OPEL
FRIXAFPE100Колодки тормозные дисковые FRIXA, LADA, RENAULT
FRIXAFPH17RКолодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI, KIA
FRIXAFPK01NRКолодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI, KIA
FRIXAFPH20Колодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI, KIA
FRIXAFPH26RКолодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI, KIA
FRIXAFLTH10Колодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI
FRIXAFPE102Колодки тормозные дисковые FRIXA, CITROEN, FORD, MAZDA, PEUGEOT
FRIXAFPH02NFКолодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI, KIA
FRIXAFPE103Колодки тормозные дисковые FRIXA, LADA
FRIXAFPD06Колодки тормозные дисковые FRIXA, CHEVROLET, DAEWOO
FRIXAFLH012Колодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI
FRIXAFPD17RКолодки тормозные дисковые FRIXA, CHEVROLET, OPEL
FRIXAFPK01NКолодки тормозные дисковые FRIXA, HYUNDAI, KIA
FRIXAFPD09Колодки тормозные дисковые FRIXA, CHEVROLET, DAEWOO
KASHIYAMAD3128Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, FORD, MAZDA, VOLVO
KASHIYAMAD3132Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, FORD
KASHIYAMAD2268Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD2270Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD2090Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD6039MКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, MITSUBISHI
KASHIYAMAD6106Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, MITSUBISHI
KASHIYAMAD6128MКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, MITSUBISHI
KASHIYAMAD2228MКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD2278MКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD2274Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD2254MКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
KASHIYAMAD2183MКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA, GEELY
KASHIYAMAD11268MHКолодки тормозные дисковые KASHIYAMA, HYUNDAI
KASHIYAMAD2269Колодки тормозные дисковые KASHIYAMA, TOYOTA
MAHLE0831301Колодки тормозные дисковые MAHLE, BMW
MAHLE0331800Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI
MAHLE03319N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, LAMBORGHINI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE03077N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE0045902Колодки тормозные дисковые MAHLE, MERCEDES-BENZ
MAHLE030TC17542000Колодки тормозные дисковые MAHLE, VW
MAHLETM1397Колодки тормозные дисковые MAHLE, BMW
MAHLE02202N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, DACIA, NISSAN, RENAULT
MAHLE0332000Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE0332001Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE08320N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, BMW
MAHLEDTM1105Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE01568N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, FORD
MAHLETI16105Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE03301N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, SEAT, SKODA, VW
MAHLE0307102Колодки тормозные дисковые MAHLE, SKODA, VW
MAHLED03048N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, VW
MAHLE0332002Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, VW
MAHLE01221N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, OPEL, VAUXHALL
MAHLE03090N0Колодки тормозные дисковые MAHLE, AUDI, MITSUBISHI, SEAT, SKODA, VW

Использование неоригинальных/некачественных деталей

Любой автовладелец, который использует неоригинальные детали при обслуживании тормозов по соображениям экономии и покупает их у стороннего поставщика, иногда сталкивается с проблемой того, что детали не подходят друг к другу на сто процентов. Остается небольшой зазор, или, наоборот, те же колодки приходится чуть ли не вбивать в посадочные места. Все это дает дополнительное расхождение между деталями.

Плюс некачественные колодки (чаще), диски (реже) могут быть сделаны из дешевых материалов с вкраплениями твердых частиц, которые непременно начнут пищать при первом удобном случае. Поэтому тормоза автомобиля – это не то место, где можно экономить.

Смотрите также: Как определить, когда менять колодки?

Итого: если писк не исчезает через короткое время, вероятно, это связано с качеством деталей, которые не подходят друг другу идеально.

Слишком сильно затормозил

Если тормозная система была перегрета из-за чрезмерного торможения (экстренная ситуация) или слишком длительного торможения (спуск с горы, по серпантину), возможно, что тормозные диски (диск) деформировались или деформации подверглись и диски, и колодки. Также не стоит забывать, что чрезмерное тепловыделение в буквальном смысле закаляет поверхность металла, снижая трение колодок о диск. В этом случае гораздо хуже скрипа то, что мощность торможения резко уменьшится.

Дайте новым тормозам притереться друг к другу

Новые тормозные колодки и диски не должны перегружаться в течение первых нескольких сотен километров. Таким образом, обе части тормозной системы могут адаптироваться друг к другу.

Если сходу переходить на интенсивный режим эксплуатации (высокие скорости, сильные торможения), этот стиль может привести к различному износу фрикционных поверхностей и постоянному визгу. Тем не менее, конечно, лучше даже с новыми тормозами в критической ситуации давить на педаль тормоза по максимуму. Уж лучше пусть скрипят тормоза, чем провоцировать аварию.

Скрежет постоянно усиливается и является достаточно резким

Одной из самых распространенных ситуаций, в которых вам потребуется воспользоваться помощью специалистов на СТО, является усиление скрежета или резкий сильный звук трения металла об металл. Скорее всего, колодка полностью стерлась, вы продолжаете тормозить подошвой колодки, которая выполнена из жесткого металла. Если не обратить внимания на эту проблему вовремя, тормозной диск может выйти из строя и потребовать замены. В таком случае ремонт будет втройне дороже, поэтому лучше сразу определить все возможные неполадки и проблемы, вызвавшие скрежет. В частности, для диагностики этой проблемы достаточно проделать следующие процессы:

  • определите, с какой стороны слышится скрежет, это поможет вам снизить вдвое количество работы для диагностики;
  • снимите колесо, которое по вашим предположениям издает неприятные звуки во время торможения;
  • исследуйте оголившийся тормозной диск на предмет канавок, сколов и прочих проблем с рабочей поверхностью;
  • посмотрите на остаточный слой тормозных колодок, определите степень их изношенности и необходимость замены;
  • также исследуйте второе колесо с этой стороны, а лучше всего просмотрите тормозную систему на всех колесах;
  • определите возможные неполадки, которые могли привести к скрипу и проконсультируйтесь со специалистами.

Зачастую это поможет вам определить причину скрипа при торможении бесплатно, но разбирать тормозную систему и выполнять ремонтные работы самостоятельно не всегда разумно. Вы можете воспользоваться услугами специалистов и гарантировать нормальную работу тормозной системы. Впрочем, вполне возможна ситуация, когда визуально все системы торможения выглядят вполне исправными, а скрежет все равно присутствует. Тогда проследите, изменилось ли поведение машины во время торможения. Если изменения есть, придется уделить больше внимания данной неполадке. При отсутствии изменений можно эксплуатировать авто дальше, пока скрежет не усилится и не даст конкретные подсказки.

Когда нужно ехать в мастерскую из-за писка?

Писк при торможении может иметь разные причины. Как правило, от него нет опасности. Это не признак серьезной неисправности тормозов. Он, конечно, неприятен, но не принесет вреда ни вашему здоровью, ни жизни и здоровью окружающих.

Но есть одно «но»! Если скрип сопровождается потерей мощности торможения, это означает: немедленно в мастерскую! Возможно, даже на эвакуаторе.

Смотрите также: Как понять, что шумит в автомобиле

Если причиной такого поведения автомобиля стала грязь или ржавчина на тормозах, этот недуг обычно можно устранить путем осторожного торможения – скрип прекратится, торможение улучшится. Однако если во время установки были допущены ошибки или использовались некачественные детали, скрип останется. Если тормоза были перегреты – скрип также никуда не уйдет. В таком случае поможет опытный мастер и замена компонентов. Опять же, ваша дорога лежит в мастерскую.

Как бороться со скрежетом?

Если при торможении слышен скрежет на передних колесах, проще всего поменять колодки на оригинальные. Подобное решение нельзя назвать экономным, особенно когда детали совсем новые. Вдобавок нет гарантии, что способ сработает. Первый совет: не стоит торопиться с покупкой запчастей, вначале следует предпринять ряд действий:

  1. Проверьте механизмы на предмет протекания тормозной жидкости, а в задних колесах – масла. При выявлении утечки нужно произвести ремонт и хорошенько вычистить трущиеся детали.
  2. Недавно обновленные колодки попробуйте обкатать, проделав несколько резких торможений.
  3. Выполните диагностику ходовой части и работоспособности тормозных механизмов. Разболтанные направляющие, суппорта и подшипники ступиц следует заменить.

Примечание. Иногда избавиться от скрипа помогает банальная промывка и очистка рабочих поверхностей. Грязь и песок, попадающие между ними, могут вызвать свист и точно провоцируют ускоренную выработку контактирующих плоскостей.

Что делать автолюбителю, когда вышеописанные меры не дали результата:

  • истертые до предела колодки – однозначно заменить;
  • попытаться самостоятельно прорезать на рабочей части канавки, разделив ее на 2 сектора;
  • аккуратно подпилить поверхности по краям, чтобы уменьшить площадь контакта;
  • если скрип не исчез после замены колодок, придется протачивать диски.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]