Система охлаждения инжекторного двигателя на ВАЗ 2114 (схема)

Увы, качество сборки радиатора ВАЗ 2114 и всех системы охлаждение в целом оставляет желать лучшего, потому с течением времени она может выходить из строя. Главный минус ОС (охлаждающей системы) «четырнадцатой» модели заключается в необходимости постоянного мониторинга, регулярного обслуживания и ремонта.

Решение этих вопросов осложняет тот факт, что схема системы охлаждения инжекторного двигателя на ВАЗ 2114 довольно сложная и включает в себя 28 элементов. Познакомиться с ними удобнее всего на специальной графике.

Принцип работы ОС

Электровентилятор стоит на валу электродвигателя. В зависимости от показателей датчика, он включается или отключается. Одним из главных элементов ОС выступает клапан термостата с накопителем , который чувствует изменения температуры воздуха.

Если температура жидкости составляет около 87 градусов, включается основной клапан и запускает жидкость по большому контуру. При температуре 102 градуса, клапан стопорится в 8 мм.

От чего зависит стоимость радиатора?

Существует несколько факторов, которые сказываются на конечной стоимости данного элемента.

Первый — производитель. Оригинальные запчасти всегда очень дорогие, поэтому многие автовладельцы стараются в случае поломки, заменять их на импортные аналоги. На сегодня выделяют следующие фирмы, пользующиеся большим спросом на российском авторынке:

  • ДААЗ.
  • ПЕКАР.

Второй — характеристики радиатора. Для данной модели автомобиля радиатор создаются из двух типов металла: медь и алюминий. Каждый из них обладает своими уникальными особенностями, позволяющие ему действовать лучше.

Разновидностей данный теплообменник не имеет, не считая своей конструктивности. Поэтому конкретная стоимость будет исходить только из характеристик.

Замена жидкости охлаждения

Для нормализации системы охлаждения на ВАЗ 2114 порой достаточно заменить жидкость охлаждения. Чтобы определить, когда это требуется делать, следует знать некоторые нюансы:

  • Срок эффективной работы тосола составляет 2 года, а антифриза — 5 лет;
  • Обычно замена антифриза требуется при пробеге 20-40 тысяч километров, в зависимости от условий эксплуатации;
  • Изменившийся цвет состава свидетельствует о том, что его нужно заменить.

Специалисты рекомендуют использовать в качестве жидкости антифриз , поскольку он обладает длительным сроком эксплуатации и не так интенсивно изнашивает систему. В пользу тосола говорит только его доступная цена.

Перед заливкой новой жидкости, систему следует промыть. Для этого:

  • Сливают все имеющуюся охлаждающую жидкость из системы;
  • Плотно прикручивают пробки;
  • Заливают качественную дистиллированную воду до максимума;
  • Заводят двигатель и доводят до рабочей температуры;
  • Обороты при этом должны быть около 3 тысяч. Избегайте перегрева двигателя;
  • Заглушив мотор, машину оставляют на минут 7, после чего сливают воду. Если система загрязнена сильно, процедуру нужно повторить, пока не начнет выливаться полностью чистый дистиллят.

“Косяк” первый: кран печки

Первое проблемное место ВАЗ 2114 — это кран на входе тосола в печку. С одной стороны, несомненным его преимуществом является то, что при случайной поломке фитинга, на который вставляется патрубок, достаточно заменить вентиль. Например, на большинстве иномарок 1990-х годов эта фурнитура является неотъемлемой частью радиатора печки. Если вы сломаете их при ремонте, придется менять радиатор целиком. Но с другой стороны, из-за такой конструкции намного хуже качество циркуляции теплоносителя. Это означает комфорт пребывания в салоне.

Кроме того, на ВАЗ 2114 механически регулируется подача горячего антифриза на печку с помощью троса. И этот кабель пачкается и «тянется». Крепление самого кабеля со временем может ослабнуть. В результате плита не будет работать должным образом.

Обычно при появлении проблем с холодным воздухом от плиты рекомендуется натянуть шнур.

Регулировка тросика крана печки

Проблема возникает из-за общей ненадежности механической тросовой системы управления внутренним подогревом на ВАЗ 2114. Об этом мы уже говорили. Ослабление или растяжение шнура время от времени приводит к тому, что кран плиты не закрывается (открывается) полностью при перемещении ползунка на панели управления. Для решения этой проблемы вам понадобятся:

  1. Найдите трос управления краном печки. Работает под панелью в районе педали акселератора.
  2. Потяните за кабель так, чтобы при полностью открытом затворе он также полностью открывался. Иногда при сильном натяжении шнур для этого немного укорачивают. Не переусердствуйте, иначе кран не отключится. Теплый воздух будет дуть даже летом.

В основном это работает. Но может случиться так, что подтягиваться придется регулярно. Часто проблема периодически повторяется. Принципиальная мера ее решения заключается в следующем: снять кран с системы.

Удаление крана печки

Данная модернизация позволяет исключить из системы «лишний» элемент, повышая общую эффективность системы (улучшая циркуляцию) ВАЗ 2114.

Порядок работы следующий:

  1. Снимите кран.
  2. Чтобы сделать (без токаря не обойтись) трубу нужной формы, подсоедините к ней трубы.
  3. Для улучшения циркуляции в системе также установлен нагнетательный насос (обычно устанавливается на ГАЗель, его можно найти в магазинах запчастей для ГАЗ). Насос работает от электричества. Желательно включить его с помощью выключателя, установленного в кабине, чтобы насос можно было принудительно включить по мере необходимости.

Рекомендуется использовать этот способ регулирования только в регионах с холодными зимами (где температура держится в районе -20 градусов Цельсия и ниже более полутора месяцев в году). Во всех остальных регионах должно хватить обычной печи!

Из-за чего не работает ОС

Если вы не знаете, какой радиатор охлаждения лучше выбирать для ВАЗ 2114, посмотрите на имеющийся. Покупайте аналог от завода-изготовителя, либо приобретайте устройство с максимально близкими характеристиками.

На четырнадцатую модель ставят алюминиевый радиатор с двумя дополнительными бачками. В конструкцию радиатора включены:

  • Радиатор;
  • Верхний бачок с патрубками;
  • Нижний бачок с патрубками.

Стоит ли заморачиваться?

Термостат 21082 это цельная конструкция, надежно закрепленная на ГБЦ. Меньше соединений на хомутах, нет промежуточных шлангов — меньше вероятность протечек.

В будущем для замены термоэлемента потребуется меньше манипуляций — открутить 3 болта и отсоединить 2 шланга. Можно даже обойтись отсоединением одного шланга, если изловчиться. Замена термоэлемента становится намного удобнее.

Также преимуществом является уменьшенный диаметр байпасного отверстия, что (как говорят) сказывается на скорости прогрева двигателя и повышенном потоке через отопитель, хотя по логике увеличение потока вряд ли существенное.

Ну и размеры термостата освобождают пространство в зоне над КПП.

Кроме того, в схеме с термостатом 21082 расшитительный бачок включён в малый круг, а не в большой как в схеме 2108.

Замена радиатора

Сама процедура замены выглядит следующим образом.

  1. Открутите заглушку с расширительного бака и заглушки цилиндра и радиатора.
  2. Слейте охлаждающую жидкость в большую тару.
  3. Отключите вентиляционную систему радиатора от аккумулятора.
  4. Снимите силиконовые патрубки системы охлаждения ВАЗ 2114, отсоединив их от радиатора и бака.
  5. Демонтируйте болты крепления с кожуха.
  6. Придерживая радиатор, достаньте кожу и вентилятор вместе.
  7. Так вы полноценно освободите радиатор, потому без проблем его замените на новый.
  8. Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. В завершении замены радиатора запустите двигатель, и проверьте эффективность работы нового агрегата.

Как сделать модернизацию системы

Самая простая схема изменения системы охлаждения ВАЗ 2114 — замена местами патрубка, выходящего от печки, и патрубка, отходящего от расширительного бачка. Благодаря такой простой и быстрой модернизации происходит следующее: в процессе работы двигатель автомобиля нагревает охлаждающую жидкость, которая затем поступает на термостат.

От термостата часть охлаждающей жидкости идет на печку, а другая часть — на помпу, а оттуда — на двигатель (проходит через небольшой кружок). Часть жидкости, подаваемой в печь, отдает часть тепла и в несколько охлажденном виде снова попадает в термостат.

Термостат смешивает охлаждающую жидкость от печки с нагретой жидкостью от двигателя. В результате общая температура жидкости снижается (из-за охлаждаемого печкой теплоносителя) и клапан не открывается. Благодаря этому клапан термостата откроется только тогда, когда вся жидкость в нем будет иметь температуру +85 С.

Как видите, циркуляция жидкости и ее температура в системе станут намного более равномерными и не будут претерпевать резких изменений, как при использовании «классической» схемы, установленной на заводе.

Для этого должен быть установлен термостат с 6 отверстиями («новый дизайн»). Если по какой-либо причине есть термостат с 5 отверстиями, его необходимо заменить на указанный.

Готовясь к тюнингу системы охлаждения ВАЗ 2114 по приведенной выше схеме, следует помнить, что при замене патрубков в некоторых местах их длина не подойдет — один будет длиннее, а другой короче. Поэтому для выполнения необходимой процедуры вам придется приобрести новые трубки и отрегулировать их по длине или изготовить самостоятельно.

На протяжении этой процедуры вам понадобится минимум инструментов:

Перед тем, как разбирать форсунки, подложите под них тряпку, чтобы охлаждающая жидкость не пролилась.

При креплении труб хомутами важно не прилагать чрезмерных усилий. Чрезмерная затяжка может вскоре привести к разрушению материала трубы.

Обновляя систему охлаждения таким образом, можно добиться следующих результатов:

  1. Даже в самые сильные морозы салон автомобиля будет теплым (за счет более равномерной циркуляции жидкости и увеличения КПД печки в среднем на 20%.
  2. В летнюю жару охлаждение салона будет почти в 2 раза эффективнее (ведь скорость циркуляции жидкости увеличится более чем вдвое).
  3. Работа двигателя автомобиля станет более равномерной и плавной, исчезнут характерные «провалы» ВАЗа (и других автомобилей отечественного производства».

Вдобавок ко всему, показания датчика температуры теперь будут отображать фактическую температуру, которая точно соответствует температуре в системе.

Как видите, очень простая и быстрая процедура (саму замену можно произвести за несколько минут) помогает решить одновременно ряд серьезных проблем. Также стоит отметить, что такой тюнинг можно делать не только на 2114, но и на других автомобилях ВАЗ.

Ремонт радиатора

В некоторых случаях радиатор можно отремонтировать, потому покупать новую запчасть вам не придется.

Чаще всего жидкость вытекает в местах стыка пластиковых и металлических деталей. При небольшой утечке можно внутрь радиатора залить специальную жидкость с охлаждающей смесью. Благодаря особому составу, данное средство закупорит дефекты, вызвавшие утечку. При серьезных повреждениях ремонт уже не спасет ситуацию, придется все равно менять радиатор.

Для проверки герметичности радиатора можно провести простой опыт в домашних условия.

  1. Наберите в ванную достаточно воды для погружения радиатора.
  2. Закройте плотно все отверстия патрубков.
  3. Опустите радиатор под воду примерно на 30-50 сантиметров. Подайте в него давление 0,2 МПа.
  4. Следите, что будет происходить. Если пузырьки появились, система не герметична и нуждается в ремонте, либо замене.

Даже не пытайтесь отремонтировать радиатор после боковых или лобовых ударов при ДТП. В подобных ситуациях он страдает в первую очередь, и никакие закупоривающие жидкости вам уже не помогут.

Проблемы с термостатом

При достижении температурного показателя в 95 градусов по Цельсию, жидкость начинает идти через термостат. За счет работы данного агрегата, двигателю требуется минимум времени и ресурсов для разогрева. Термостат находится между радиатором и двигателем.

Чаще всего встречаются два вида неисправностей.

  1. Клапан закрывается. Если двигатель не прогрет, обороты удерживаются с трудом. Он попросту может заглохнуть.
  2. Клапан открывается. В период морозов эксплуатировать автомобиль можно, однако требуется включать отопление на максимальные обороты. В противном случае силовой агрегат попросту перегреется.

Если вам не удается сдвинуть клапан во время ремонта термостата, не бойтесь слегка ударить по корпусу простой отверткой. Это позволит решить распространенную проблему.

При полноценной разборке термостата герметично закрываются патрубки, что позволит не допустить утечку охлаждающей жидкости. Только после этого можно приступать к работе.

Вообще выбор между тосолом и антифризом не должен становиться проблемой для вас. Выбирайте антифриз. Он хоть и стоит дороже, зато служит дольше, позволяет минимизировать возможные проблемы с износом охлаждающей системы. Мнимая экономия за счет тосола не зря так называется. В будущем вы заплатите куда больше за устранение тех поломок, к которым привело использование тосола.

Но прежде — проверка

Однако перед тем, как приступить к демонтажу печи и внесению технологических изменений в ее работу, убедитесь, что другие части системы работают правильно. Улучшения не будут работать, если проблема в другом.

  1. Убедитесь, что насос работает. Сломанное рабочее колесо ухудшает теплопередачу. Если автомобиль стал часто перегреваться летом, а печка плохо работает зимой, это может указывать на эту проблему.
  2. Убедитесь, что ваш термостат работает правильно. Если она закрыта на замок, плита вообще не нагревается. Антифриз не пропадает по большому кругу. Если он заперт в открытом состоянии, машина (а вместе с ней и плита) очень медленно нагревается, воздух становится немного теплым.
  3. Убедитесь, что вентилятор печки работает. Он должен работать во всех скоростных режимах.
  4. Убедитесь, что салонный фильтр не забит. Где? Почти, наверное, это твоя проблема. Откройте капот, вы найдете его в части между моторным отсеком и салоном, примерно по центру.
  5. Убедитесь, что у вас не забит радиатор печки. Рекомендуется периодически (раз в 2-3 года) промывать ее специальными средствами.

И только убедившись, что модернизация необходима, а все остальное работает, приступайте к разборке печки ВАЗ 2114 и ее доработке. Сделать это самостоятельно вполне возможно и даже нужно. Вряд ли автосервисы возьмутся за такую ​​работу.

СХЕМА И УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Система охлаждения ВАЗ 2114 жидкостная, с принудительной циркуляцией. В качестве охлаждающей жидкости в систему заливается тосол или антифриз. В самом крайнем случае можно залить и воду, но долго на ней ездить нельзя – зимой можно разморозить двигатель, а в остальной сезон при длительной эксплуатации мотора на воде разъедается рубашка охлаждения в блоке и головке блока цилиндров, накапливается ржавчина в радиаторе.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2114 (СОД) состоит из следующих элементов:

  • Радиатора. Он является основной охлаждающей частью в системе и выполняет функцию отдачи тепла жидкости в окружающее воздушное пространство;
  • Водяного насоса (помпы). Насос создает принудительное движение антифриза в системе, тем самым охлаждая всю СОД, в том числе и двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Насос вращается от ремня ГРМ;
  • Патрубков (шлангов). По ним циркулирует антифриз;
  • Термостата. Он регулирует прохождение охлаждающей жидкости (ОЖ) по всем патрубкам или только по малому кругу и поддерживает необходимую рабочую температуру ДВС;
  • Электрического вентилятора. Вентилятор расположен на плоскости радиатора и за счет создаваемого потока воздуха при включении охлаждает его поверхность. Включается электромотор только при достижении температуры, которую задает датчик (103°C);
  • Расширительного бачка. В бачок заливается жидкость, а при срабатывании вентилятора через обратный шланг в него вытекает антифриз, тем самым сбрасывая излишки давления в СОД;
  • Пробки расширительного бачка. В пробке есть клапана, которые сбрасывают избыточное давление воздуха, создаваемое в системе при циркуляции тосола.

Схема охлаждения ВАЗ 2114 на рисунке ниже:


Схема охлаждения ВАЗ-2114

Схема системы охлаждения двигателя на ВАЗовской модели 2114 проста и практически ничем не отличается от схемы любого другого инжекторного ДВС легкового автомобиля. После запуска двигателя от вращающегося коленчатого вала через ремень ГРМ приводится в движение водяной насос. Помпа создает циркуляцию ОЖ в системе, и антифриз проходит по малому кругу (насос, верхний патрубок, блок цилиндров). При нагревании ДВС до рабочей температуры открывается клапан термостата, и ОЖ через нижний патрубок идет в ДВС по большому кругу.

РАДИАТОР

Радиатор ВАЗ алюминиевый, состоит из двухрядной сердцевины и двух пластмассовых бачков по бокам. ОЖ заливается в него через расширительный бачок, внизу имеется сливная пробка.

ПАТРУБКИ

В комплект патрубков системы охлаждения входят:

  • Верхний и нижний патрубки (основные);
  • Металлическая трубка водяного насоса;
  • Заливной шланг от расширительного бачка к радиатору;
  • Обратный шланг от бачка к радиатору;
  • Два шланга на подогрев дроссельной заслонки.


Проверяйте целостность патрубков (очень часто в автомагазинах продают брак)

Пробка, датчики и расширительный бачок

И немного о мелочах, которые, как может показаться, не сильно влияют на работу двигателя. Но все же, если нарушится функционирование пробки, то мотор начнет закипать. А причина в том, что в ней имеется два клапана, которые, работая вместе, поддерживают давление чуть больше одной атмосферы. Следовательно, если клапаны забиваются, то в системе охлаждения резко возрастает давление (жидкость расширяется, а воздуху, который находился в бачке, деваться некуда).

Лично у меня на ВАЗ 2109 однажды бачок вздулся, еще немного и он бы лопнул! Сейчас вот пишу и удивляюсь, как не дошло до такого дело. Когда остановился и открыл капот, я просто ошалел – круглый, как мячик, бачок, бурлит, пар валит отовсюду. Поэтому состояние пробки крайне важно для нормального функционирования системы.

Аналогично и с датчиками – один, который установлен возле термостата (в случае, если в системе питания инжектор, такая схема применяется), служит не только для выработки сигнала для подачи на индикатор, но и для включения электровентилятора. Сигнал от датчика идет на электронный блок управления, который и отвечает за своевременное включение/отключение электрического вентилятора.

НЕИСПРАВНОСТИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ

Как правило, из-за неисправностей в охлаждающей системе двигатель перегревается, а это приводит к его поломке. Неисправным может быть любой из элементов.

  1. Может течь. Возможна протекание через алюминиевые трубки, пластмассовые бачки. Нередко отламывается пластмассовый отвод под обратный шланг расширительного бачка.
  2. Может забиться, и по этой причине будет греться двигатель.

Патрубки. Из-за них происходит течь тосола по причине того, что патрубок:

  1. Рваный.
  2. Старый и потерял эластичность.

Термостат.В зависимости от того, насколько неправильно срабатывает клапан в термостате, ДВС может:

  1. Перегреваться (в этом случае тосол «выкидывает» через расширительный бачок).
  2. Не разогреваться до рабочей температуры. Как следствие, автомобиль плохо едет, а в холодную погоду в салоне машины холодно.

Водяной насос (три основные проблемы):

  1. Шум и люфт в подшипниках. С таким дефектом ездить долго не стоит, насос может заклинить или развалиться.
  2. Течь жидкости через контрольное отверстие. Тоже сигнализирует о скорой «кончине» детали.
  3. Обрыв крыльчатки. При таком дефекте двигатель очень быстро перегревается.
  • Неисправный вентилятор также приводит к перегреву ДВС.

Могут быть неисправны или плохо затянуты хомуты. Случается, тонкие шланги забиваются мусором («обратка», подогрев дроссельной заслонки).

Доработка термостата ВАЗ 2110

Если решили заменить термостат на новый, то вместе с этим можно сразу же его и доработать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]