Ремонт / От Autoclub
- Руководство по ремонту помпы
Подготовительный этап — снятие детали - Как снять и поменять крыльчатку
Видео: технология демонтажа крыльчатки
- Видео: заделка трещины корпуса
Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».
Что такое помпа?
Сначала несколько слов о том, что же такое помпа ВАЗ 2107 и что можно ожидать в случае, если вдруг она течет. По сути, это обычный жидкостный насос, который состоит из корпуса, ротора, крыльчатки, шкива привода. На автомобилях классической серии приводится в движение она от коленчатого вала при помощи ремня генератора. Стоит также упомянуть о том, что на старых машинах на шкив привода устанавливался вентилятор. Но это было во времена, когда про электрические вентиляторы обдува радиатора еще даже не мечтали.
Что же происходит в том случае, если течет помпа ВАЗ 2107? Во-первых, теряется много охлаждающей жидкости. Следовательно, перед каждой поездкой нужно залить тосол в расширительный бачок. Во-вторых, ухудшается теплообмен, возможно повышение температуры, причем значительное. В-третьих, возможно появление воздушных пробок, которые также являются причиной плохого охлаждения двигателя.
Дополнительный насос охлаждающей жидкости
Однако такой механический привод, благодаря которому помпа ВАЗ 2106, 2107 прокачивает воду, имеет серьезный недостаток. Использование подобного привода приводит к тому, что помпа работает, пока работает двигатель. Если же при его выключении мотор перегрет, то в дальнейшем перегрев может только усилиться.
Во избежание подобного явления используется дополнительный насос, имеющий электрический привод. Благодаря его применению обеспечивается циркуляция тосола после того, как мотор заглушен. Его работа продолжается, пока температура в системе не достигнет определенного значения. В зависимости от конструкции, когда включается дополнительный насос, также может включаться общий вентилятор, имеющий электрический привод.
В процессе эксплуатации автомобиля подобное происходит достаточно часто, особенно в летнее время. Такое дополнительное устройство работает только при выключенном моторе и обеспечивает его защиту от перегрева, что продлевает ему «жизнь».
Замена помпы ВАЗ 2107
Прежде чем начинать работу, вам потребуется полностью слить жидкость из системы охлаждения двигателя. Для этого нужно поочередно выкрутить две заглушки – на блоке ДВС и в нижней части радиатора. Вот так просто происходит слив тосола ВАЗ 2107. Дождавшись, когда весь тосол сольется, можно приступать к проведению ремонта. Первым делом снимите ремень генератора, для этого немного выкрутите гайку на кронштейне. Обратите внимание на то, что чаще всего меняется та часть жидкостного насоса ВАЗ 2107, в которой находится крыльчатка.
Вторая половина не содержит в себе никаких специфических элементов, поэтому максимум, что с ней может произойти – это разрушение в результате механического воздействия (удара) или коррозии. Итак, чтобы разобрать насос, вам потребуется выкрутить болты крепления шкива к ротору. Затем при помощи ключа на «13» выкручиваете гайки, которыми скреплены две половинки помпы ВАЗ 2107. Плоскую отвертку закладываете между половинками и рассоединяете их.
Дело в том, что рассоединить бывает проблематично, так как при сборке мог применяться силиконовый герметик. Кроме того, сама прокладка со временем может прикипеть к корпусу. Перед установкой нового насоса необходимо тщательно очистить поверхность второй половины, которая установлена на двигателе. Затем установить прокладку (новую, конечно же), можно ее обмазать тонким слоем герметика для надежности. Установите помпу на место, наживите гайки. Затяжку их проведите через 5-10 минут, когда герметик немного подсохнет.
Руководство по ремонту помпы
Для устранения неисправности водяного насоса ВАЗ 2101-07 нужно снять его с автомобиля. Замена шкива — исключение, в этом случае насос разбирать не нужно. Для проведения ремонтных работ подготовьте следующий набор инструментов и материалов:
- молоток;
- плоская отвертка;
- стандартный набор головок и ключей (размеры 9-22 мм);
- монтажное полотно (крепление);
- емкость 10 литров и садовый шланг длиной 1 м для слива антифриза из блока цилиндров;
- 1 литр антифриза для доливки;
- тканевые тряпки и перчатки.
Для сброса водяного насоса потребуются стандартные слесарные инструменты
Для замены шкива понадобятся ключи и лом; нет необходимости в лотке для незамерзания и шланге.
Отдельно для вытаскивания крыльчатки нужно подготовить съемник болтов с наружной резьбой М18х1,5. Также очень желательно иметь тиски, без них разобрать помпу крайне неудобно. Если вам нужно снять пластиковую крыльчатку нового образца, обязательно приготовьте метчик M18 x 1,5, чтобы нарезать в нем резьбу. Старые металлические рабочие колеса лепятся на заводе.
Чтобы нарезать качественную резьбу, нужно использовать 2 метчика — номер один и два
Подготовительный этап — снятие детали
Перед разборкой агрегата необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы антифриз не потек через технологическое отверстие после разборки насоса. Для этого откручиваем болт — колпачок, расположенный на левой стенке блока цилиндров (если смотреть в сторону автомобиля). Подставьте под отверстие таз и тюбик, чтобы не пролить антифриз на землю.
Чтобы опорожнить блок цилиндров, открутите крышку и снимите крышку радиатора
Открутив заглушку на блоке, откройте верхнюю заглушку радиатора — охлаждающая жидкость стечет быстрее.
Когда поток антифриза спадет и начнет стекать по стенке блока, снова закрутите крышку и приступайте к разборке агрегата, выполняемой согласно подробной инструкции:
- Гаечным ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном крепежном болте генератора, расположенном под корпусом генератора. Полностью откручивать гайку не нужно.
Чтобы освободить генератор и ослабить ремень, открутите гайку под его гнездом
Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания стопорной гайки на кронштейне
Насос снимается после откручивания четырех крепежных гаек
ослаблять крепления шкива помпы удобнее, когда ремень привода генератора натянут, что не дает вращаться валу.
Когда ремень натянут, легче открутить болты шкива
После разборки очистить седло водяного насоса от остатков прокладки и герметика, а также очистить двигатель и прилегающие узлы от капель антифриза.
Как снять и поменять крыльчатку
Практика показывает, что разрушение лопаток рабочего колеса происходит от контакта с ответной частью корпуса, когда вал насоса очень ослаблен. Поэтому выход из строя лопаток других эффективных насосных элементов происходит крайне редко и является результатом производственного брака. Но если вы обнаружите только такую неисправность, процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.
Выход из строя рабочего колеса обычно сопровождается износом подшипника насоса
На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101-07 крыльчатки двух типов:
- старая модель, металлическая, с внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
- новый чемпион: беспроводные пластиковые элементы.
Все новые рабочие колеса сделаны без внутренней резьбы
Рабочие колеса обоих типов крепятся к валу одинаково, запрессовывая их с натягом. Демонтаж пластикового элемента нового образца производится в следующем порядке:
- Зафиксируйте ступицу вала в тисках и вбейте резьбу в рабочее колесо. Перед использованием смажьте прибор моторным маслом или другим жидким маслом.
- Вверните съемник для болтов в отверстие и слегка затяните внешний болт.
- Поворачивая головку внутреннего болта по часовой стрелке, вытащите крыльчатку и снимите ее с вала.
Внутренний болт съемника упирается в конец вала и толкает крыльчатку вверх
Старые металлические элементы (точнее чугун) просто раздавливают съемником, так как резьба в них уже нарезана производителем.
Новое рабочее колесо надевается на вал и прижимается легкими ударами молотка через адаптер, чтобы не сломать лопасти. Обратите особое внимание на соединение элемента: нижняя часть должна упираться в графитовое кольцо на сальнике, затем установить его на 2-3 мм (внутри находится пружина). Плоская поверхность вращающегося рабочего колеса плотно прижимается к кольцу, обеспечивая герметичность соединения.
После установки нижний край рабочего колеса должен прилегать к масляному уплотнительному кольцу
Видео: технология демонтажа крыльчатки
Инструкция по замене подшипника и сальника
В насосах классических моделей «Жигули» подшипник и вал являются уникальной запчастью и продаются в сборе. В результате при поломке вала он также меняется вместе с роликоподшипником.
Вал насоса продается в собранном виде с подшипником и доступен различной длины
Покупая новый вал для водяной помпы ВАЗ 2101-07, обязательно возьмите старую деталь с собой в магазин. Дело в том, что в продаже есть ремкомплекты на различные автомобили, различающиеся длиной и диаметром оси, и не всегда продавец разбирается в таких мелочах.
Для замены вала необходимо действовать следующим образом:
- Вытяните крыльчатку съемником, как описано в предыдущем разделе.
- Ослабьте и открутите стопорный винт плоской отверткой.
- Удерживая корпусной насос одной рукой, ударьте молотком по грузу концом вала. Если деталь не поддается, зажмите насос в тисках и вытащите его из дерева через направляющую.
После разборки крыльчатки старое дерево сшибают молотком
Ступица насаживается на вал легкими ударами молотка
Вставляя подшипник в обойму корпуса, убедитесь, что отверстия для установочных винтов совпадают с обеих сторон. Не пытайтесь затянуть колпачок слишком сильно, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и насос придется полностью заменить.
Сальник устраняется при вращении вала толстым концом
Если необходимо заменить протекающий сальник, от него легко избавиться, используя старый вал. Отшлифуйте корпус подшипника, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие насоса. Затем забейте стальную ось молотком до тех пор, пока сальник не отвалится. Это связано с тем, что второй конец вала под ступицей короче и больше в диаметре. Вставьте новый сальник в седло до упора с помощью круглого адаптера, например отрезая трубку.
Железа хорошо вставляется в тело с помощью оправки
Установка нового шкива
Замена шкива водяного насоса несложная и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Самый простой способ разборки выглядит следующим образом:
- Сначала ослабьте три болта, удерживающие шкив.
- Ослабьте гайки, удерживающие генератор и натяжение ремня.
- Поддерживая генератор монтажной лопаткой, прижмите ее к двигателю и снимите ремень.
- Отверните вручную 3 болта крепления и снимите шкив.
Для замены шкива не нужно сливать тосол и разбирать помпу
Установка новой запчасти и сборка агрегата производятся в обратной последовательности. Соблюдайте порядок действий: сначала установите шкив и максимально затяните болты гаечным ключом, затем наденьте ремень. Окончательная затяжка шкива производится после натяжения ремня привода генератора.
Видео: как меняются детали помпы
Финальный этап
И в завершении этой эпопеи будет установка ремня генератора и заливка тосола в систему. Если с ремнем все предельно понятно и просто, то с заправкой несколько вопросов может возникнуть. Один из главных – сколько литров тосола в ВАЗ 2107, каков объем системы охлаждения?
Зачастую этот вопрос интересует водителей, так как им нужно знать, какую канистру жидкости купить в магазине. Возьмите 10 литров, этого хватит, даже останется на доливку немало. Цена канистры тосола такого объема составит около 800 рублей. А вот цена жидкости, именуемой «антифриз» (зеленого или красного цвета) на сто рублей дороже.
А теперь о том, как же правильно залить жидкость в ВАЗ 2107. В частности, это руководство вам поможет и в случае, если осуществляется экстренная или плановая замена жидкости. Итак, машину желательно установить правильно – передняя часть слегка приподнята.
Помпа ВАЗ 2107
Водяной насос (помпа ВАЗ 2107) не отличается от узлов, установленных на других моделях “классики”. Это корпус (крышка) с установленным внутри валом с крыльчаткой. Движение охлаждающей жидкости обеспечивается за счет движения лопастей крыльчатки, вращающейся на валу. То есть, это насос центробежного типа.
Вращающий момент на вал передается со шкива, установленного на коленвале двигателя, через ремень, который заодно вращает электрогенератор автомобиля. На старых моделях ВАЗ шкив помпы использовался еще для одной функции — для крепления вентилятора принудительного охлаждения радиатора. Но ВАЗ 2107 оборудован электровентилятором охлаждения, поэтому данная деталь отсутствует.
Насос охлаждающей жидкости ВАЗ 2106, устройство, принцип работы
На машинах ВАЗ 2106, 2107 помпа, прокачивающая тосол или воду через рубашку мотора, располагается сбоку от него. Привод для обеспечения ее работы не электрический, а выполняется от коленвала мотора с помощью шкивов и ремня. Конструктивно помпа является замкнутым объемом, внутри которого располагается вал с крыльчаткой. С помощью шлангов на ее вход, через патрубок, осуществляется подача холодной воды, поступающей из радиатора.
Вращение крыльчатки обеспечивается через шкив и ременную передачу благодаря моменту, поступающему от коленчатого вала ДВС. Вращающаяся крыльчатка создает давление, благодаря которому осуществляется поступление воды в рубашку двигателя, а также остальные узлы, обеспечивающие отвод и использование излишков тепла.
Следует учесть, что работа остальных узлов системы здесь не рассматривается, а также остаются не охваченными вопросы, касающиеся циркуляции тосола.
Неисправности помпы ВАЗ 2107
Данный узел имеет довольно простую конструкцию, поэтому неисправности не слишком разнообразны: утечка охлаждающей жидкости или неисправность подшипника.
Они нередко связаны, но следует разделять последствия этих двух поломок. В первом случае возможно критическое снижение уровня антифриза и перегрев двигателя. Какое-то расстояние проехать удастся, придется подливать антифриз (если его нет — воду). Во втором случае подшипник может заклинить, что приведет к обрыву ремня помпы и полному отсутствию охлаждения двигателя. В этом случае продолжить движение не удастся.
В обоих случаях необходима безотлагательная замена помпы ВАЗ 2107, так как ремонту данный узел не подлежит.
Резюмируем
При выполнении замены по инструкции выше, работа займет у вас не больше часа. На станции технического обслуживания цена замены помпы ВАЗ 2107 от 600 до 1000 рублей. Ввиду простоты выполнения работы, замену можно сделать своими руками и сэкономленные деньги потратить на другие требующие внимания узлы автомобиля.
ВАЗ 2107 в России является довольно популярным автомобилем, что обусловлено его неприхотливостью и простотой эксплуатации. Однако в этой машине есть немало узлов, которые требуют к себе периодического внимания с целью профилактики либо проведения ремонтных работ и помпа является одним из таковых.
Замена помпы
Прежде чем приступить к замене помпы, необходимо слить охлаждающую жидкость из радиатора и двигателя. Для этого необходимо снять крышку радиатора и последовательно открутить пробку на радиаторе и блоке цилиндров, подставляя емкость для слива антифриза. Когда система охлаждения пуста (или уровень охлаждающей жидкости ниже уровня крепления помпы, можно начинать замену последней. Чтобы это сделать, нужно выполнить следующие операции:
- снять ремень генератора, предварительно ослабив открутив гайку и уменьшив его натяжение;
- ослабить гайку, фиксирующую генератор, и отвести его ближе к брызговику;
- ключом на 13 открутить болты, крепящие шкив помпы, и снять его;
- открутить и демонтировать трубки подачи охлаждающей жидкости;
- открутить помпу и снять ее с блока цилиндров;
- снять герметизирующую прокладку (она подлежит замене при снятии помпы);
- открутить 4 гайки на помпе и разобрать ее;
- установить новый насос помпы с уплотнительными кольцами (их, как и герметизирующую прокладку, нельзя использовать дважды);
- собрать все детали в обратной последовательности.
Подготовка к проведению ремонта
Перед началом работ вам необходимо остудить двигатель. Не вздумайте проводить ремонт на горячем моторе, чревато это получением ожогов. Оптимально, если температура опустится до 40-50 градусов. В случае когда планируется замена помпы в системе впрыска, но антифриз новый заливать не собираетесь, то нужно подготовить чистую емкость для слива. Для большего удобства отключите и снимите аккумуляторную батарею. Так вы освободите пространство для работ.
Теперь в вашу задачу входит одно — избавиться от антифриза в Откройте кран печки, чтобы слить всю жидкость. Сначала выкручиваете на радиаторе заглушку. Под нее, конечно, установите емкость литров на 10. Дождитесь, покуда не стечет весь антифриз, для ускорения процесса откройте крышку на радиаторе. Затем выкручиваете на блоке ДВС бронзовый болт — это вторая заглушка. Вот и все, антифриз слили, теперь возможна на автомобиле ВАЗ 2107 замена помпы.
Особенности заливки тосола (антифриза)
После замены помпы ВАЗ 2107 остается натянуть ремень генератора и залить охлаждающую жидкость. Последней понадобится около 10 литров.
Чтобы залить антифриз, не создавая воздушных пробок в системе охлаждения, следует проделать такие действия:
- установить автомобиль так, чтоб передняя часть была выше задней. Тогда радиатор отопления окажется ниже остальных элементов системы.
- отсоединить тонкий шланг системы охлаждения, идущий к карбюратору или дроссельной заслонке (в зависимости от того, карбюраторный или инжекторный тип двигателя установлен на машине);
- открыть пробки на расширительном бачке и радиаторе;
- убедиться что сливные пробки установлены и тщательно затянуты;
- залить тосол (антифриз) в радиатор, используя лейку;
- продавить руками резиновые шланги системы охлаждения, выгоняя воздух (уровень жидкости при этом упадет);
- долить радиатор до краев и закрыть пробку;
- залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок и закрыть его;
- завести двигатель, прогреть его до рабочей температуры;
- на работающем двигателе несколько раз сдавить и отпустить шланги охлаждения, чтоб удалить остатки воздуха из системы;
- долить жидкость в расширительный бачок до рекомендуемого уровня.
- установить шланг, идущий к дросселю и затянут хомут.
Существует еще способ как развоздушить систему охлаждения,но показан на этом видео:
Одно из обязательных условий корректной работы системы охлаждения любого двигателя внутреннего сгорания — равномерная и постоянная циркуляция охлаждающего реагента. Это касается как моторов с воздушным охлаждением, так и двигателей с водяной системой охлаждения. Кстати, зря обвиняют воздушные системы в малой эффективности и это уже много лет доказывают заднемоторные Фольксвагены, Порше и устали доказывать Запорожцы. В ВАЗовских классических двигателях традиционно применяется фиатовская жидкостная система охлаждения, которая служит верой и правдой десятилетиями. Однако некачественные запчасти и неправильная эксплуатация могут подпортить кровь владельцу.
Особенности системы охлаждения классических Жигулей
Система охлаждения ВАЗ 2107 фактически ничем не отличается от остальных двигателей, построенных на базе мотора Фиат 124. Описывать её работу и конструкцию не входит в наши планы, тем не менее помпа несёт основную нагрузку и отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости. При всей простоте устройства водяного насоса, к нему предъявляется целый ворох требований и несоблюдение хотя бы одного из них может стать причиной утечки антифриза или нарушения его циркуляции. Как следствие, мотор будет перегреваться со всеми вытекающими последствиями.
Насос циркуляции охлаждающей жидкости
Работу подобного изделия лучше всего рассмотреть на примере автомобилей ВАЗ 2106, 2107. Но прежде всего, для понимания той роли, которую играет насос охлаждающей жидкости при отводе тепла, надо хотя бы в целом вспомнить, что собой представляет весь этот процесс. Он схематически приведен ниже на рисунке, который позволяет оценить направления перемещения воды при ее циркуляции.
На данном рисунке, чтобы сделать процесс более понятным, не показана печка. Однако даже без этого элемента, картинка позволяет оценить, что именно благодаря циркуляции жидкости обеспечивается отвод тепла от цилиндров двигателя.
Вот для ее непрерывного движения и предназначена помпа. При нарушении циркуляции ухудшается отвод тепла, происходит перегрев мотора, а при существенном превышении заданной температуры может привести к заклиниванию поршней.
Цена и устройство помпы на ВАЗ 2107
Сама по себе помпа стоит недорого и в зависимости от производителя, её цена может быть от 500 до 900 рублей. Производят жигулевские помпы десятки предприятий в РФ и десятки импортных компаний. Однозначных рекомендаций по выбору того или иного производителя никто дать не может, поскольку в силу неактуальности модели качество запчастей сильно плавает. Также есть в продаже и валы с напрессованными подшипниками по цене около 200-300 рублей для любителей поковыряться.
Ещё одним больным местом водяного насоса так и остаётся сама крыльчатка. Фирменная ВАЗовская помпа выпускалась с чугунной крыльчаткой, а более современные технологии позволили отливать её из композитных материалов. Какая крыльчатка лучше — большой вопрос, поскольку антифриз может применяться совершенно разный и как будет реагировать материал на него не знает никто. Несертифицированные охлаждающие жидкости могут превратить полимерную крыльчатку в ядерный пепел, в то время как с хорошим антифризом она может пройти более 150 тысяч км. Но может быть и совсем наоборот — некачественный чугунный сплав может подвергаться коррозии даже при работе с хорошей жидкостью.
Как проверить помпу на ВАЗ 2107
Поскольку возникла необходимость в проверке помпы, то налицо проблемы в системе охлаждения, а именно — перегрев двигателя или явные признаки неисправности насоса. Это может быть:
- повышенный шум, исходящий от помпы, при работе двигателя;
- явные течи на валу под шкивом;
- утечка антифриза через прокладку корпуса;
- увеличенный люфт на валу насоса;
- отсутствие циркуляции антифриза и, как следствие, перегрев мотора.
Циркуляция жидкости может быть просто недостаточной, то есть давление в системе охлаждения не соответствует норме. Это может случиться только в одном случае. Помпа ВАЗ 2107 инжектор рассчитана на большую производительность и если установить обычную помпу от карбюраторного мотора, то её производительности может не хватить, двигатель будет перегреваться.
Собственно, продиагностировать состояние насоса несложно. Очевидно, что помпа требует замены, если есть люфты и протечки жидкости. Тем не менее, есть возможность на глаз проверить производительность насоса. Для этого при прогретом до рабочей температуры двигателе нужно кратковременно пережать верхний шланг, идущий к радиатору. Если после освобождения шланга чувствуется скачок давления, с крыльчаткой все в порядке, жидкость циркулирует нормально.
Меняем насос на классике
Замена помпы ВАЗ 2107 не вызовет никаких сложностей и займёт от силы час-полтора. Никаких особых приспособлений иметь не нужно, достаточно будет стандартного набора ключей. Алгоритм работы простой:
- Слить антифриз через кран на блоке цилиндров (если не нужно менять его полностью).
- Снять ремень привода генератора и помпы, для этого ослабить гайку крепления генератора к кронштейну и отодвинуть его максимально назад.
- Открутить шкив насоса, снять его.
- Открутить помпу, снять её с блока, очистить ответную плоскость от старого герметика или прокладки.
- Новая прокладка промазывается герметиком с двух сторон, но перед этим она примеряется по отверстиям, после чего устанавливается на подготовленную очищенную ответную плоскость, устанавливается новая помпа, а сборка производится в обратном порядке.
Так можно быстро и без особых усилий заменить помпу на семёрке, сэкономив как минимум полторы тысячи рублей. Именно столько берут на СТО за эту операцию. Не перегревайте двигатель и добрых всем дорог!
Основные признаки поломки насоса
Но как же определить, нужна ли на ВАЗ 2107 замена помпы? На самом деле, нет ничего проще, всю диагностику можно провести визуально. Первое — не должно быть течи жидкости. Если они присутствуют, то, скорее всего, имеется повреждение прокладки либо сальника. Очень редко поможет затяжка которые выкрутились от вибрации. К сожалению, такое тоже порой случается.
Второе — не должно быть люфта вала помпы. Чтобы проверить его, необходимо снять и рукой попробовать повращать ротор. Не должно быть ни заеданий, ни люфтов при осевом смещении. Третье — не должно быть посторонних звуков. Например, при износе подшипника очень часто слышен свист. Но перед тем как проводить замену помпы, удостоверьтесь, что поломка кроется именно в ней, ведь подобный симптом и у генератора. И самое главное — натяжение ремня проводите правильно.