Бьет руль при торможении: причины и способы устранения


Не секрет, что за машиной надо следить. Когда неправильно работают внутренние системы, может возникнуть неприятное явление, при котором руль начинает вибрировать во время действия тормозной системы. Такие обстоятельства сильно мешают при движении. Ощущение биения возникает, как правило, из-за ударов или деформации дисков. Так или иначе, поломку нужно исправлять.
Узнайте стоимость диагностики тормозной системы онлайн за 3 минуты Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!
Получить цены

Откуда возникает биение рулевого колеса?

Под биением руля в момент торможения подразумеваются самопроизвольные рывки рулевого колеса в разные стороны. В особенно запущенных случаях вибрация настолько сильная, что водителю приходится в буквальном смысле ловить автомобиль на дороге. На скорости свыше 50 км/ч явление создает реальную опасность для пассажиров транспортного средства.
Поскольку баранка посредством рейки и шаровых наконечников жестко связана с передними колесными ступицами, источник проблемы нужно искать в ходовой части и тормозной системе авто. Основные причинысильной вибрации кроются в различных дефектах тормозного диска:

  • рабочая часть изделия деформирована и представляет собой волнообразную поверхность;
  • вследствие удара диск получил повреждение и треснул;
  • запчасть изначально бракованная либо установлена неправильно.

Передние тормозные диски названы виновниками не случайно. Стоит рабочей поверхности детали немного изменить форму или получить дефект, как после срабатывания колодок передние колеса начнут вилять, повторяя вращение неровного элемента. Еще сильнее бьет руль при торможении на большой скорости, поскольку частота оборотов передних колес повышается.

Как на диске появляется волнообразная деформация:

  1. В процессе движения автомобиля элементы многократно захватываются колодками и могут сильно нагреваться.
  2. Температура распределяется по поверхности неравномерно, соответственно, металл в разных частях детали расширяется больше или меньше.
  3. Если в момент максимального прогрева колесо попадает в лужу либо снег, металл резко охлаждается и сохраняет вогнутую форму.
  4. Тормозные колодки, схватывающие диск, заставляют колесо повторять траекторию вращения деформированной поверхности. Вот почему бьет руль в момент торможения.


Биение рулевого колеса также проявляется после неправильного крепления элемента или при наличии заводского брака, когда поверхность запчасти изначально кривая.

Вибрация на руле продолжается даже после замены дисков, ступицы или подшипника

Если вы уже производили ремонт ходовой части и вибрация продолжается, то причины нужно искать именно в этой системе. Если вы меняли ступицу, тормозные диски или подшипник, то проблема может быть не только из-за некачественной детали. Мастер или вы сами могли неправильно затянуть элементы крепления.

Некачественно проведённая работа является одной из основных причин, почему возникает сильная вибрация. Именно по этой причине нужно искать проверенного исполнителя, которые обладает хорошей репутацией среди клиентов. Если вибрация появилась после замены одной из трёх вышеназванных деталей, то можно отправиться к мастеру с претензией.

Также вибрация могла возникнуть из-за трещины на тормозном диске. Диск трескается из-за удара или любого другого вида механического воздействия. Данный тип повреждения может появиться на изношенных тормозах. Изношенность колодок не может стать причиной вибрации. Эта часть не двигается – всё зависит от поверхности тормозного диска.

Основные причины, почему возникает биение руля при снижении скорости транспортного средства:

  1. Неполадки в рейке руля или износ соединений шарового типа ходовой системы.
  2. Некорректное функционирование амортизаторов – руль дрожит, когда машина маневрирует.
  3. Поддерживающие элементы амортизатора износились или скоро просто сломаются.
  4. Резкие и сильный удар на диск – вибрирование возникло после удара о бордюр или в случае столкновения.
  5. Вибрация руля может начаться из-за неполадок в наконечнике рулевого типа.

Как определить причину

Прежде чем делать какие–то выводы касательно того, почему при торможении бьет руль, необходимо внимательно осмотреть все узлы агрегатов. Возможно, причина более чем ясная. И вы самостоятельно сможете составить ориентировочную смету ремонта.

Если при торможении бьет руль, в первую очередь проверяем тормозные барабаны, диски и колодки.

Диск должен быть с идеально круглой, ровной поверхностью. Если же они деформированы, «пошли волнами», образовались «шишки» или крайне изношены, стоит задуматься, почему. Владелец авто мог сэкономить на качественных комплектующих и купил подделку неизвестного производителя. Сильно нагретый диск мог попасть в лужу или снег. Сильные перепады температур губительны для металлов. Либо водитель применил экстренное торможение, и в этот момент колодки оставили борозды или погнули диск. Перегретый ранее металл можно легко определить по синеватому оттенку.

Тормозной барабан также должен быть идеально круглый. Стоит учитывать, что его все же сложнее деформировать, чем диск.

Колодки должны быть целыми, неизношенными. Регулярно проверяйте состояние этих механизмов.

Возможные варианты решений

После того как вы определились с возможными вариантами, почему при торможении бьет руль, необходимо продумать оптимальный вариант решения проблемы.

Если причина в дисках, барабанах или колодках, эти механизмы стоит незамедлительно заменить. До завершения ремонта эксплуатация автомобиля крайне не рекомендована.

В случае если при диагностике были обнаружены люфты и зазоры рулевой тяги, их необходимо своевременно устранить.

Износившаяся шаровая опора требует безотлагательной замены. Иначе это может привести к тому, что её вырвет при первом же попадании в крупную яму, которых у нас на дорогах хватает с избытком. Эксплуатация автомобиля до замены также крайне нежелательна.

При нарушенном балансе стоить посетить шиномонтажную мастерскую. Не забывайте, что балансировать необходимо сразу все четыре колеса.

Грязь по возможности надо смывать сильной струей или чистить механически. Не стоит сильно усердствовать, чтобы случайно не повредить другие агрегаты.

Ослабленные болты и гайки необходимо своевременно проверять и подтягивать по мере необходимости. После шиномонтажа всегда самостоятельно проверяйте надежность закрутки. Помните, что гайки не должны также быть закручены слишком сильно во избежание деформации колесного диска.

Постарайтесь выбирать пункты ремонта, оснащенные динамометрическим ключом.

Элементы тормозной системы

Чаще всего бьет в руль при торможении из-за проблем с одноименной системой. И произойти это может из-за:

  • ДЕФОРМАЦИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ. Это одна из самых распространенных причин. В результате трения с колодками тормозной диск при торможении достаточно сильно разогревается и если его резко охладить (к примеру, на него сразу попала вода из лужи), то он коробиться (нарушается его геометрическая форма). Искривление рабочих поверхностей диска приводит к биению в колодках, которое передается на суппорт, а от него в свою очередь на ступицу и рулевые тяги. А вот коробление задних тормозных дисков или барабанов перейдет в сильную вибрацию кузова. Устранить проблему можно либо проточкой тормозных дисков (методом, позволяющим провести работы без снятия элемента с авто) или же заменой;

  • НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС КОЛОДОК И ИХ ПОВРЕЖДЕНИЕ. В этом случае биение будет давать неровная поверхность фрикционных накладок. Поскольку колодки прирабатываются к рабочим поверхностям тормозных дисков, то при замене или проточке последних они в обязательном порядке должны меняться;

  • ПОДКЛИНИВАНИЕ СУППОРТА. Нередко направляющие суппорта прикипают в своих посадочных отверстиях. Из-за этого суппорт при торможении будет неравномерно прижимать колодки и водитель почувствует биение в руль. «Лечится» все разборкой узла, чисткой и смазкой его направляющих и их посадочных мест.

Отметим, что нередко проблемы с тормозной системой проявляются не только биением в руль, но и в педаль тормоза.

Также в случае с подклиниванием суппорта автомобиль может тормозить неравномерно (рывками).

Зная дополнительные симптомы можно значительно сузить круг поиска причин неисправности.

Ослабленные болты и гайки

«Бьет руль при торможении. Ваз 2110», — нередко такую фразу может услышать мастер на СТО. В первую очередь, конечно же, он проверит, насколько сильно затянуты болты. Источник проблемы очевидный и крайне простой. Но вместе с тем один из наиболее опасных. Если при работе на шиномонтаже «забыли» закрутить гайки, колесо при одном из маневров может «отпасть», что чревато серьезными травмами. Слишком перетянутые болты могут деформировать колесный диск, отчего он также может начать вибрировать.

Недокрученные гайки, помимо отлетания колеса, могут спровоцировать серьезный ремонт колесных и тормозных дисков, колодок, ступицы. Также нарушаются болты, шплинты, крепежные отверстия в дисках.

Лично контролируйте затяжку болтов, что поможет избежать множества проблем в будущем.

Как выявить износ тормозных дисков?


Перед ремонтом необходимо диагностировать поломку. Вибрирует только руль? Вероятная причина – износ передних тормозных дисков или системы в целом. Педаль тормоза также изменила своё поведение? Обратите внимание на заднюю систему торможения.
Для определения неисправности может использоваться ручник. Если при его использовании вибрация прекратилась, то следует искать неисправность в передней тормозной системе. Биения осталось? Изучите техническое состояние задних тормозных дисков и систему в целом. Процедура позволяет определить местоположение деформированных деталей.

Далее следует протестировать колёса или изучить внешний вид тормозных дисков. Поднимите машину на домкрате, снимите её с передачи. Если под подозрение попала задняя ось, то необходимо опустить ручник. Прокрутите колесо. Вращение неравномерное и меняет интенсивность в одном и том же месте? Проблема выявлена. При отрицательном результате проверки переходите к следующему колесу.

Внешний вид тормозного диска многое говорит о его техническом состоянии. Заметили трещины, неровности или сколы? Требуется замена или проточка, в зависимости от ситуации. Наличие синеватого оттенка на поверхности – признак перегрева.

При осмотре уделите внимание тормозным суппортам. Маловероятно, но они также могут быть причиной вибраций в руле.

Ноу-хау

Проводить все вышеперечисленное самому означает потерять колоссальное количество сил и времени. Без опыта в этой сфере стоит обращаться за помощью к профессионалам, которые помогут вам сэкономить и оперативно устранить неисправности, после чего вибрация прекратится. Кроме того, ответственность за возможные неполадки ввиду неправильного самостоятельного ремонта придется взять на себя.

Предлагаем сайт Uremont.com. Здесь пользователи находят для себя самые качественные компании, занимающиеся ремонтом машин. На ресурсе происходит постоянное обновление информации для более точного понимания репутации сервисов. Агрегатор позволит вам заказать услугу непосредственно на сайте и не тратить времени на очередь.

Проверка рулевого механизма

Автомобиль будет необходимо поднять с помощью домкрата. Первое, на что необходимо будет обратить внимание – наконечники рулевой тяги. Не должно быть никаких зазоров. Проверьте люфт тяги – за неё необходимо взяться и подергать. Ваш помощник должен в это время крепко держать руль.

Внимательно осмотрите рулевую рейку – изношенность может быть одной из причин, почему бьет руль при торможении на большой скорости.

Диагностика

«Почему бьет руль при торможении?» — этот вопрос в первую очередь стоит задать механику автосервиса. Согласно правилам дорожного движения, с неисправными тормозной системой рулевой на дороги общего пользования выезжать запрещено. Конечно, изучить свой автомобиль вы можете и самостоятельно или доверить это «специалисту» по гаражному кооперативу. Но после этого все же стоить отправить на диагностику к профессионалу. Наиболее верный вариант – гарантийная мастерская. Особенно это важно, если авто было приобретено недавно. Если машина подержанная, то на местном автофоруме завсегдатаи подскажут мастера, которому можно доверять. Но будьте осторожны, можно «попасть» на дорогостоящий ремонт, если столкнуться с мошенником.

Запомните, чем раньше вы диагностируете проблему и отправитесь на ремонт, тем дешевле он вам обойдется.

Перед диагностикой стоит проехаться на пустынной трассе на разных скоростных диапазонах – медленном, среднем, быстром. Определитесь, бьет ли руль при торможении или ускорении. На каких скоростях биение появляется, на каких становится больше, на каких пропадает. Зависит ли вибрация от плавных ускорений и торможений или только от резких.

Устранение вибраций

Устранить проблему после её выявления, а не наоборот, вот главная задача. Дальше уже по средствам и возможностям, либо самостоятельно ремонтировать, либо обратиться к профессионалам. Теперь услышав в рулевом стук на неровностях и на скоростях, либо при торможении бьет руль, причину явления вы уже понимаете. Что делать с поврежденными деталями:

Погнутый кардан или приводные элементы на передних колесах остается только заменить. Сайлентблоки только заменять.

Не забывайте наряду с нижними шаровыми проверять и верхние, конечно на нижние нагрузка идет больше, однако и верхние выходят из строя постепенно.

Рекомендую не соглашаться на ремонт или замену поломанных деталей подвески – восстановленными (отремонтированными), особенно когда заводом такой ремонт не предусмотрен. Ведь вам жить не надоело? Мне однозначно нет.

Рулевой механизм обычно пробуют отрегулировать, так как он имеет для регулировки специальные болты. Да и крепления иногда разбалтываются от вибрации, а при невозможности регулировки, заменяют.

Диски, барабаны протачивают, если позволяет толщина металла, иначе тоже замена.

Полотно колодок никто не будет ровнять, только менять, причем замена делается сразу всех колодок, либо на двух параллельных колесах, по одной заменять, значит не решить проблему. Новая колодка не сношена, остальные уже стерлись на некоторую величину, и при торможении получаем то, с чем боролись. Наглядное видео по теме Развал схождение нужно проверять каждое ТО-1, а балансировку шин рекомендуют выполнять через 5 тысяч пробега, даже если руль у вас не стучит. Своевременное прохождение ТО, которое предписано производителями и обязательно есть в руководстве к машине, помогает своевременно найти неисправность, не дожидаясь, когда руль начнет вибрировать, а машина терять управление.

Попробуйте наш сервис по подбору СТО

Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут

У многих автолюбителей при эксплуатации своих машин при торможении, особенно на больших скоростях за 80 км/ч, начинает бить в руль. Но бывает так, что вибрацию в руках водитель ощущает и при тихоходном движении.

Данная проблема достаточно опасна, поскольку водитель во-время торможения из-за биения в руль теряет управление автомобилем, в некоторых случаях вибрация настолько сильная, что практически выбивает руль из рук.

Следует ли обращать на биение внимание, если оно не мешает ездить?

В случае рулевой вибрации или отдаче ее на всем кузове машины надежнее будет не доводить ситуацию до критической, а обратиться к специалисту. Как правило, проблема не требует как можно более быстрого решения – ездить с ней можно месяцы (а порой и годы). С другой стороны, следует помнить о том, что в случае ненадлежащего закручивания гаек поведение тормозного диска может быть непредсказуемым, что сказывается на безопасности езды. При всем этом биение нагружает и детали ходовой системы: амортизаторы, рулевое управление, части ступицы – причем в случае поломки все эти элементы (как и их замена) будут стоить недешево.

Кроме вышесказанного, заметим, что биения на большой скорости весьма опасны – сильное вибрирование может привести к потере управления машиной, и, как следствие – к ДТП. Само по себе управления автомобилем уже является источником повышенной опасности для водителя и окружающих. В связи с этим на устранении причин, вызывающих вибрацию, лучше не экономить.

Кстати, многие автомобилисты даже не подозревают, насколько нелепо смотрятся со стороны с вибрирующим рулем; помните об этом, когда будете возить свою семью или просто подвозить попутчика – со стороны трясущийся руль выглядит весьма заметно.

Опасность возникающих вибраций

Справедливо будет сказать, что лёгкие вибрации на торможении часто не ведут к каким-то моментальным проблемам. Обычно они могут продолжать проявляться с той же интенсивностью ещё несколько месяцев, и даже лет.

При лёгких вибрациях, чтобы продлить срок службы автомобиля и не заниматься ремонтом, обязательно исключите любые манёвры, требующие экстренного торможения.

Если не тормозить резко, вдавливая педаль тормоза в пол, есть хорошие шансы избежать дорогостоящего ремонта в ближайшие 1-2 года. Всё зависит от конкретных обстоятельств.

Но параллельно, когда вибрации продолжаются долгое время, они оказывают негативное влияние на тормозную систему, ходовую часть и подвеску. В итоге срок службы этих узлов сокращается, что в последующем выливается в дорогой и сложный ремонт.

Не занимаясь ремонтом при возникновении лёгких вибраций, которые стали заметными по ощущениям на руле, в краткосрочной перспективе вы можете сэкономить немного денег на диагностику и ремонт. Но если говорить о долгосрочных перспективах, тогда ни о какой экономии речи не идёт. Откладывая с посещением автосервиса, вы постепенно увеличиваете тот объём средств, которые придётся вложить в восстановление изношенного вибрациями автомобиля.

Как только вы почувствуете сильный и резкий удар в руль, в очередной раз нажимая на тормоз, какой-то узел уже практически вышел из строя, и при следующем торможении может вовсе отказать. Оттягивать до возникновения такой ситуации настоятельно не рекомендуется. Это уже вопрос вашей безопасности и жизни, поскольку поломка на ходу автомобиля может закончиться серьёзной аварией со всеми вытекающими последствиями.

Профилактика

Для того, чтобы не разбираться в причинах вибрации руля, наилучшим вариантом будет своевременная диагностика и профилактика ходовой части и тормозов. Иногда можно даже не пользоваться услугами автосервисов, определить некоторые неполадки можно визуально по определенным признакам. Например, если тормозной диск приобрел синеватый цвет, это свидетельствует о том, что он подвержен постоянному перегреву и в этом случае необходимо искать причину. Это же касается и появления волн на поверхности.

Старайтесь регулярно посещать шиномонтаж, чтобы там постоянно перепроверялась балансировка всех колес. Если этого не делать, вибрация может быть довольно сильна, более того, подобное упущение может привести еще к большим проблемам и тогда ремонтные работы будут стоить на порядок выше. Также, в случае износа покрышек, необходимо проводить их замену, чтобы не допустить возникновения неполадок в иных узлах, что может привести к биению руля.

Выводы

Любая поломка автомобильного транспорта нуждается в срочном и качественном ремонте. Важно понимать, что все детали, особенно в ходовой системе, подвержены очень значительным и постоянным нагрузкам. Отказываясь от ремонтных работ, можно столкнуться с огромными финансовыми затратами в будущем. Кроме того, это может сказаться и на безопасности эксплуатации транспортного средства. Вибрация руля также пагубно сказывается на удобстве управления машиной.

Источники

  • https://autochainik.ru/bienie-rulya-pri-tormozhenii.html
  • https://www.syl.ru/article/207313/new_bet-rul-pri-tormojenii-na-bolshoy-skorosti
  • https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/1289-bet-rul-pri-tormozhenii.html
  • https://AvtoNov.com/%D0%B2%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/
  • https://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%B2%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D1%8C%D1%91%D1%82-%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%87%D1%91%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82-%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B
  • https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/podveska-i-rulevoe/pri-tormozhenii-bet-v-rul.html
  • https://olade.ru/tryaska-rulya-vo-vremya-tormozheniya-simptomy-i-ustranenie
  • https://DriverTip.ru/repair/pri-tormozhenii-poyavlyaetsya-bienie-rulya.html
  • https://uremont.com/publications/articles/bienie-rulya-pri-tormozhenii
  • https://auto-gl.ru/4-osnovnye-prichiny-bieniya-i-vibracii-rulya-pri-tormozhenii-i-2-sposoba-ih-ustraneniya/
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]