Причины и способы устранения люфта в рулевом управлении


Что такое люфт рулевого управления

Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.

Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.

Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.

Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:

Урок 37 Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления

Дефектовка деталей

Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.

Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа

Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки

Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.
На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.

Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.


Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена

Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.

Причины появления люфта

Люфт в рулевом управлении появляется из-за износа рабочих поверхностей в подшипнике, во втулке, на валу сошки, в Т-образном пазу, в головке винта регулировки. Помимо увеличенного свободного хода рулевого колеса износ таких деталей приводит к стукам, вибрациям, что влияет на комфорт и безопасность во время езды.

Чаще всего первый узел, в котором появляется износ, это соединение между роликом и червяком. Из-за осевого смещения червяка при повороте руля на большой скорости машина может потерять управляемость и попасть в аварию.

В основном к износу в рулевом управлении помимо естественной выработки контактных деталей приводит плохое состояние дорог. Хотя основная нагрузка при езде по таким дорогам приходится на подвеску автомобиля, но механизму рулевого управления тоже частично достается. Также с подобными неисправностями связана резина плохого качества.

Ослабление затяжки гайки

Хотя большинство причин появления люфта связано с поломкой или износом какого-то узла, порой такой эффект появляется по довольно банальным причинам. Примером тому служит ослабление гайки, фиксирующей рулевое колесо.

В старых автомобилях для устранения этого эффекта достаточно снять декоративную часть рулевого колеса и затянуть гайку. Если в машине используется подушка безопасности, установлена в рулевом колесе, то ее нужно правильно отключить, чтобы она не хлопнула (для этого нужно отключить аккумулятор).

Износ наконечников тяг

Одним из самых опасных износов в рулевом управлении является износ наконечников рулевых тяг. На эти детали постоянно оказывается серьезная нагрузка, и они эксплуатируются в условиях агрессивной окружающей среды (постоянная вода и грязь, а зимой еще и реагенты для дорог).

Из-за постоянных нагрузок и агрессивного воздействия вкладыши шаровых опорах, что со временем сделает машину неуправляемой (наконечник разваливается, и колеса резко разворачиваются в разные стороны, чаще всего это происходит на повороте).

Помимо перечисленных причин люфт в рулевом управлении может быть связано с:

  • Развалившимся ступичным подшипником;
  • Некорректной затяжки гайки рулевого колеса или регулировочных тяг;
  • Износом шаровых опор;
  • Износом шарниров карданной передачи (она используется не только в трансмиссии авто);
  • Увеличенным зазором планки и шестерни или с их износом;
  • Неправильно подобранным гидравлическим маслом.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]