Сколько нужно и можно долить электролита в аккумулятор


Множеству автомобилистов знакома такая проблема, как быстрая разрядка аккумулятора даже при отсутствии высокой нагрузки.

Встречаются совсем тяжёлые случаи — заряженный сегодня на 50% аккумулятор завтра же становится полностью разряженным и это обнаруживается во время попытки завести двигатель. Автомобилист заряжает аккумулятор на 100%, но завтра он снова наполовину разряжен. Как решить эту проблему? Покупка новой АКБ — это недёшево, но замена объективно требуется не в каждом случае, иногда достаточно проверки плотности и доливания электролита.

Множество автовладельцев волнует, насколько целесообразно доливание электролита в АКБ при недостаточной плотности. Возможно, лучше выполнить замену? Рассмотрим разные ситуации, чтобы выяснить, как лучше поступить в том или ином случае.

Полная замена электролита в аккумуляторе

Электролит представляет смесь серной кислоты с водой в определенной пропорции. О концентрации раствора узнают по плотности, измеряемой ареометром. Показатель основной, даже сотые доли влияют на способность электролита работать на накопление энергии.

Признаки негодного электролита:

  • Измерение плотности на заряженном аккумуляторе ареометром. Значение должно быть 1,25 -1,27 г/см3.
  • Мутный электролит – свидетельство того что внутри идут паразитные процессы сульфатирования.
  • Электролит перемерзал, но герметичность корпуса не нарушена.
  • Раствор черный или темно-коричневый со взвесью угля и окалины.

Замена электролита в аккумуляторной батарее будет эффективна, когда полости банок обследованы, промыты, удален сульфатный осадок. Если разрушены пластины, осыпалось активное вещество – аккумулятор не ремонтопригоден.

В домашних условиях полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля происходит в последовательности:

  • Подготовить эмалированную или стеклянную посуду для слива электролита, средства личной защиты, место для работы, лучше, на открытом воздухе.
  • Аккумулятор извлечь, из автомобиля, снять пробки или просверлить отверстия в необслуживаемом АКБ, слить жидкость в подготовленную тару, пользуясь грушей или шприцом.
  • Аккумулятор промывается дистиллированной водой многократно, пока не удалится осадок. Возможно, придется удалять сульфат свинца, если есть осадок на пластинах. Нужно убедиться что активная замазка не осыпалась, угольная решетка цела.
  • Медленно, с перерывами залить электролит нужной плотности в каждую банку выше пластин на 5-7 мм. Подождать 2-3 часа для выхода пузырьков, замерить плотность электролита, довести до нормы
  • Зарядку аккумулятора после замены электролита вести малым током 0,1 А, не допуская закипания. После набора половины емкости, зарядка ведется циклично.
  • Произвести герметизацию банок.

Сколько времени заряжать аккумулятор? Заряжать аккумулятор после замены электролита нужно бережно, как после глубокой разрядки. Операция замены электролита своими руками в автомобильном аккумуляторе считается законченной, если он полностью принимает ток длительное время. Зарядка ведется осторожно, кипение в банках недопустимо.

Предлагаем посмотреть видео по правильной замене электролита в автомобильном аккумуляторе.

Это интересно: Можно ли использовать противотуманные фары в качестве дневных ходовых огней

Что за жидкость в аккумуляторе

Прежде чем говорить про жидкость, что находится в аккумуляторной батарее (АКБ), уточним, что речь в этой статье идет об обслуживаемых АКБ. Если аккумулятор имеет другую конструкцию и производителем не предусмотрена возможность контроля уровня и доливки жидкостей в АКБ, то сделать это не представляется возможным.

Конечно, при необходимости можно необслуживаемую АКБ переделать в обслуживаемую. Но в таком случае нужно понимать, что можно нанести непоправимый вред аккумулятору, после чего его останется только утилизировать.

Также нужно понимать, что в качестве электролита может применяться специальный гель. Это так называемые гелевые аккумуляторы. Производителем таких аккумуляторов тоже не предусмотрена доливка жидкости.

Таким образом, определимся, что речь в нашем случае идет только об обслуживаемых аккумуляторах. В них в качестве электролита используется раствор серной кислоты и воды. Это соотношение составляет 3:7 (30% серной кислоты к 70% дистиллированной воды).

Более подробно узнать о процессах, протекающих в аккумуляторной батарее, составе электролита и способах его приготовления можно прочитав статью “какую кислоту заливают в аккумулятор“.

Когда доливание электролита в АКБ более целесообразно, чем замена АКБ?

Составляющими электролита любой АКБ являются кислота и дистиллированная вода. Данные жидкости образуют смесь, в составе которой преобладает вода, тогда как кислоты намного меньше. К примеру, Вам нужен электролит, плотность которого должна составлять 1,28 г/куб. см. В этом случае в 1 л дистиллированной воды необходимо влить 0,36 л кислоты. Пропорция будет составлять примерно 1:3.


Для безопасности требуется заливание кислоты в воду, но ни в коем случае не на оборот! Поскольку в противном случае имеет место высокий риск химической реакции, сопровождаемой выделением тепла и разбрызгиванием. Попадание аккумуляторной кислоты на кожу приводит к сильным ожогам. Причина этого заключается в более низкой плотности воды по сравнению с кислотой, вследствие чего эти жидкости смешиваются крайне медленно.

Объёмную пропорцию воды и кислоты выясняют с помощью ареометра. Этот прибор определяет плотность жидкости. После понижения плотности электролита до определённого значения он недостаточно хорошо удерживает заряд. При плотности немного ниже нужных 1,3 г/куб см, следует доливать электролит.

Изменение плотности электролита зависит заряда аккумулятора. По этой причине точную плотность аккумуляторной жидкости возможно только когда аккумулятор заряжен на 100%. Как правильно заряжать АКБ вы можете прочитать в отдельной статье.

%rtb-4%

Как определить необходимое количество для АКБ?

Понять, какое количество нужно для пополнения смеси электролитом (при условии, что нужен именно он) или дистиллированной водой (в аналогичном случае) можно следующими способами.

Визуально

На корпус батареи производитель наносит специальные «риски» min – max. Именно по отметкам на АКБ можно ориентироваться сколько требуется (и чего именно) добавить в смесь. Производя заливку, надо следить, чтобы требуемое количество была добавлена выше минимальной отметки, но ниже максимальной.

Если отметок на корпусе нет, то нужно доливать так, чтобы металлические пластины были покрыты на 1-1,5 см.

Инструментально


Существуют специальные мерные трубочки, с помощью которых можно замерять уровень электролитической смеси.

При отсутствии прибора можно использовать любую стеклянную или пластиковую палочку. Подойдет палочка длиной 20-25 см, толщиной 5-7 мм.

Открыв все банки, в каждой по отдельности нужно замерить уровень. Для этого опустить трубочку до упора и поднять ее. На ней четко будет видно, сколько смеси в банке АКБ.

Доливать нужно до того момента, как уровень будет определяться в высоту 1,5-2,0 см. Если дистиллированная вода долита до нужного уровня, плотность электролитической смеси восстановится в первоначальные параметры 1,27 г/см.куб. Это необходимо для обеспечения полноценной работы АКБ.

Внимание! Долив в необслуживаемых аккумуляторах не предусмотрен производителем! Доступ к банкам строго ограничен полной герметизацией корпуса.

В видео подробная информация о том, как измерить уровень электролита в аккумуляторе:

Что нужно доливать

Среди начинающих автолюбителей можно часто услышать, что в аккумулятор необходимо доливать только электролит или даже соляную кислоту. Разберем подробнее эти ошибочные суждения. Сразу отметим, что в аккумулятор может заливаться только электролит на основе серной кислоты.

Серная кислота участвует в реакциях восстановления и окисления, которые происходят между пластинами аккумулятора. Благодаря этому взаимодействию появляется электродвижущая сила. Электролит на основе соляной кислоты не подходит для таких реакций.

Для ответа на вопрос, что нужно заливать в аккумулятор – электролит или дистиллированную воду, необходимо рассмотреть другой вопрос: что будет испаряться в первую очередь? Сама серная кислота в электролите не испаряется, так как является нелетучей жидкостью, – испаряется вода.

При запуске двигателя АКБ выдает электрический ток, сила которого может составлять несколько сотен ампер. При химических реакциях происходит испарение воды, что входит в состав электролита. Также вода может испаряться, когда АКБ находится на зарядке.

Кроме того, интенсивное испарение воды может происходить при неисправности реле-регулятора на автомобиле. В этом случае по достижении полного заряда АКБ не возникает ограничение напряжения заряда, что вызывает повышенное испарение воды.

От соотношения воды и серной кислоты зависит плотность электролита. При повышении плотности возможно повреждение пластин и выпадение солей в осадок. Поэтому для достижения требуемой плотности необходимо заливать только воду, а не электролит.

Но при недостаточной плотности электролита и очень низких температурах он может замерзнуть, и батарея выйдет из строя. Поэтому при эксплуатации обслуживаемой АКБ очень важно следить как за плотностью, так и за уровнем электролита. Для необслуживаемой АКБ такой проблемы нет, так как батарея является герметичной и вся испарившаяся вода возвращается в отсеки батареи.

Но если заливать воду из водопроводного крана, то можно причинить вред аккумулятору. Обычная вода для доливки не подходит, так как содержит большое количество минеральных солей и различных органических соединений. Поэтому для доливки в АКБ должна применяться дистиллированная вода.

Если воды мало

Если жидкость в отсеке АКБ находится ниже необходимого уровня, нужно замерить плотность электролита и долить дистиллированную воду до требуемого уровня, не забывая контролировать плотность.

Если воды нет совсем

Некоторые аккумуляторные батареи реализуются без электролита. Это не значит, что продавец обманул покупателя и выдал некачественный товар. Такие батареи называются сухозаряженными и продаются без электролита. Электролит обычно идет в комплекте в виде 6 бутылочек, соединенных между собой таким образом, что их горлышки совпадают с заливными отверстиями в аккумуляторе. Так, заливка электролита происходит удобно, одновременно во все банки.

При производстве аккумуляторные батареи проходят процесс формовки, включающий в себя зарядку батареи, ее промывку и просушку потоком горячего воздуха. Для защиты свинцовых пластин от повреждения заливные горловины банок должны быть герметично закрыты специальной лентой или пробками.

Такая АКБ может храниться до 5 лет. Батарею с электролитом хранить больше 6 месяцев не допускается.

Заливка электролита в сухозаряженной аккумуляторной батарее

При покупке АКБ в комплекте с емкостью, полной электролитом, порядок действия будет следующим:

  1. Работы нужно производить в специальном проветриваемом помещении с температурой воздуха не ниже +20°С, с использованием средств защиты.
  2. Необходимо открыть специальное суфлирующее отверстие на АКБ.
  3. Снять с заливных горловин защитную ленту и пробки.
  4. Подготовить емкость, содержащую электролит, предварительно ее распаковав и открыв.
  5. Перевернув АКБ, вставляем в отверстия заливных горловин АКБ горловины емкости с электролитом.
  6. Осторожно переворачиваем батарею и емкость, не допуская пролива жидкости.
  7. После заполнения электролитом банок снимаем пустую емкость.
  8. Для полной пропитки и охлаждения нужно оставить аккумулятор примерно на 20 минут.
  9. Нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить.
  10. В период, не раньше чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после залива электролита, проверяется его плотность. Она должна находиться в пределах 1,25 г/см3. Если плотность ниже или напряжение меньше 12,5 В, то аккумуляторная батарея должна быть заряжена.
  11. После завершения подготовки батареи к работе суфлирующее отверстие и отверстия заливных горловин закрываются.

Если при неправильной эксплуатации или при хранении аккумуляторной батареи электролит испарился, скорее всего, такой АКБ придется утилизировать. Но все же есть некоторые шансы восстановить работоспособность такой батареи. Чем быстрее вы это заметите, тем больше шансов вернуть такой аккумулятор в строй.

Важно! Если нет опыта обслуживания аккумуляторных батарей, такую процедуру лучше доверить специалистам. В противном случае ее можно испортить или получить травму.

Будем исходить из того факта, что аккумулятор находился в полностью заряженном состоянии до высыхания. Для того чтобы вернуть его работоспособность, АКБ нужно разрядить. Для этого заливаем во все банки дистиллированную воду. После заполнения банок и пропитки пластин можно приступить к разряду АКБ. Подключаем нагрузку, желательно небольшой мощности.

После разряда аккумулятора нужно его зарядить. Воду, которую залили в банки, не выливаем. Зарядку производим малым током. К примеру, если ток заряда, который рекомендуется для данного типа АКБ, составляет 10% от ее емкости, то ток в нашем случае должен составлять половину от этого тока, то есть 5%.

При зарядке следует проверять плотность. Если процесс проходит нормально, последняя должна повышаться. Сигналом к окончанию заряда будет служить интенсивное выделение газов из банок, так называемое «кипение» электролита. Плотность жидкости должна быть 1,15-1,2 г/см3. Если нужно продолжение заряда, ток следует уменьшить.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Если при заряде жидкость в банках аккумулятора потемнела, это значит, что он поврежден. В таком случае продолжать процесс восстановления не имеет смысла и АКБ придется утилизировать.

После достижения требуемой плотности жидкость сливается. Вместо нее заливается дистиллированная вода и цикл разряда-заряда повторяется. Этот процесс требует длительного времени, примерно 2 дня или более. В результате этих действий при заряде плотность не должна повышаться.

Затем, после того как вся жидкость будет слита с батареи, заливаем настоящий электролит и производим ее разряд снова. Для этого подключаем небольшую нагрузку. После полного разряда производим зарядку малым током.

При заряде обращаем внимание на содержимое банок и плотность электролита. Если электролит потемнел, а в банках есть признаки осыпания пластин, значит, аккумулятор придется утилизировать. Если электролит прозрачный, продолжаем заряжать до тех пор, пока плотность электролита во всех банках не будет находиться в диапазоне от 1,25 до 1,27 г/см3.

Возможна ситуация, когда плотность электролита в банках значительно различается. Для того чтобы выровнять ее, нужно повторить заряд-разряд несколько раз. Разряжать нужно до 10,5 В.

Что делать, если нет дистиллированной воды

Первое, что приходит на ум, — купить в магазине новую бутылку дистиллированной воды. Но некоторые автовладельцы предпочитают изготавливать дистиллированную воду самостоятельно, так как не доверяют качеству воды, имеющейся в продаже.

Ведь если некачественную воду залить в аккумулятор, он, конечно, некоторое время проработает. Но спустя некоторое время, его, возможно, придется просто выкинуть. Минеральные вещества, что содержатся в этой воде, осядут на пластинах и приведут к короткому замыканию. Предъявлять претензии продавцу такого товара уже никто не будет, так как времени пройдет много и доказать что-либо будет невозможно.

Лучший способ обезопасить себя от некачественного товара – приобретение товара от известного производителя, который гарантирует качество своей продукции. Это можно сделать как в специализированных магазинах, так и в интернет-магазинах. Признаками качества станут отзывы покупателей и стоимость товара.

Дистиллированную воду можно получить самостоятельно в домашних условиях с помощью перегонного куба (самогонного аппарата). Кроме того, можно очистить воду так: налить ее в пластиковую бутылку и подержать в морозильной камере в течение 2-3 часов. Для использования пригоден только лед, остатки воды сливаются.

После самостоятельного приготовления дистиллированной воды и в случае, если нет уверенности в качестве купленной, нужно проверить уровень ее жесткости. Самый правильный способ – использовать специализированный прибор, TDS-метр. Его можно приобрести в интернет-магазине за небольшую цену. В идеале он должен показывать 0 ppm, допускается применение воды с показателем 10-20 ppm.

Из чего состоит аккумулятор

Аккумуляторная батарея в автомобиле отвечает за запуск двигателя, исправную работу всей электрики автомобиля, а также «сглаживает» скачки напряжения. Внутри корпуса она представляет собой 6 последовательно соединённых элементов, состоящих из положительных и отрицательных токопроводящих пластин. Эти элементы залиты электролитом, взаимодействие с которым и обеспечивает результат работы.

Сама же жидкость состоит из дистиллированной воды и кислоты, смешанной в определённой пропорции. Нормы пропорций изменяются в зависимости от необходимой плотности смеси, а нормы плотности смеси, в свою очередь, зависят от температурных и климатических особенностей местности использования автомобиля.

Подготовительные работы

Перед обслуживанием батареи следует изучить инструкцию, в которой полностью описано, как правильно доливать электролит в аккумулятор, а также важно прочитать инструкцию о зарядке.

Для того чтобы правильно долить электролит в аккумулятор, важно приготовить рабочее место, где будет проходить эта операция.

Также не стоит пренебрегать техникой безопасности:

  • Первое, что нужно сделать — это надеть на себя спецодежду, которая включает в себя комплект штанов, куртки, прорезиненых перчаток и защитные очки.
  • Поставить на верстак батарею и очистить её от различной грязи с помощью ветоши. Основное внимание нужно уделить плюсовому и минусовому контакту.
  • Проверить батарею мультиметром.
  • Аккуратно открыть крышки с помощью крестовой отвёртки.

Это интересно: Сколько литров масла в двигателе Пежо 3008

В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?

Электролит в аккумулятор доливают, когда снижается емкость. При этом замеры ареометром содержимого каждой банки показывают снижение плотности. Возможно, в АКБ произошла сульфатация, связанный кислотный остаток в PbSO4 не участвует в реакции.

Если электролит, извлеченный из банок прозрачный, светлый, его можно использовать вторично, добавив корректирующий раствор, плотностью 1,4 г/см3. После снятия осадка на пластинах, батарея заливается прежним электролитом, но он низкой концентрации. Можно ли довести раствор до нужной плотности, доливая электролит? Какой состав взять, и сколько нужно долить в аккумулятор корректирующего раствора?

По технологии нужно заменить порцию слабого состава крепким. Долить и изъять электролит из банок раствор можно, воспользовавшись грушей и мерным цилиндром. Как поменять растворы, в какой пропорции видно из таблицы.

При этом следует использовать только электролит для корректировки. После операции замены, в течение получаса ведется подзарядка, чтобы жидкости смешались. Через два часа после отключения ЗУ проверяется плотность, если нужно, корректировка повторяется.

Предлагаем ознакомиться на видео, как долить электролит в аккумулятор.

Можно ли доливать электролит вместо дистиллята и наоборот?


Электролит и дистиллированная вода не являются взаимозаменяемыми субстанциями.
Если потребовалось залить дистиллят, пополнять АКБ нужно только им. Заменять его нельзя. Это неизбежно сократит срок службы батареи.

Если потребовалось залить электролита, пополнять АКБ нужно исключительно электролитом.

Электролит в АКБ – это смесь дистиллята и серной кислоты (в соотношении 65-35 %). Основное назначение раствора – подвести ток в момент включения двигателя и поддерживать работу автомобиля с отключенным двигателем (музыка, свет, и др.).

Смесь способна накапливать энергию и передавать электрический ток все время эксплуатации. Изготавливают ее в заводских условиях, но возможно самостоятельное приготовление.

В процессе изготовления серную кислоту (с плотностью 1,4 г/см3) перемешивают с дистиллированной водой (с плотностью 1,0 г/см3).

Итоговая плотность продукта, которая даст возможность полноценно работать батарее по своему назначению 1,27 г/см3. То есть электролит и дистиллят – это два совершенно разных вида. Объединяет их только то, что вода — неотъемлемая часть электролита.

Если плотность не будет в норме, то это приведет к проблемам в эксплуатации АКБ следующего типа:


  • Замерзание электролитической смеси при понижении температуры наружного воздуха.

  • Снижение функции накопления электрической энергии и ее передачи в необходимом объеме.
  • Быстрая разрядка АКБ вследствие неполноценного выполнения работы по назначению.
  • Снизится качество работы АКБ в выполнении функций по передаче электрической энергии.
  • Срок службы сократится.

Важно! Нужно помнить, что дистиллят и электролит заменять между собой нельзя! Правильный выбор продлит жизнь аккумуляторной батарее. Ошибка приведет к изъятию восстанавливаемой АКБ из пользования и покупке новой, что потребует значительных финансовых затрат.

Техническое обслуживание аккумулятора

После ряда этих манипуляций, обеспечивающих удобное обслуживание, специалисты проводят полную диагностику технического состояния аккумулятора. В основном они заключаются в шести пунктах:


  • Перед тем как решить, что доливать в АКБ: электролит или воду, нужно обязательно полностью зарядить его специальным устройством.

  • Далее произвести замер плотности во всех банках с помощью ареометра и зафиксировать все результаты в блокноте. При фиксировании показаний было бы удобнее проставить каждой банке свою цифру и напротив неё указать значение со шкалы.
  • Если показания плотности у заряженного аккумулятора в некоторых банках различаются и не входят в рекомендуемую норму (1.25−1.29 г/куб. см), то это означает, что водителю нужно провести корректировку. Она заключается в следующем: при пониженном показании плотности нужно рассчитать, сколько доливать электролита в аккумулятор и залить его, а при повышенном залить дистиллированную воду.
  • Плотность каждой банки в предельных значениях, а уровень электролита по какой-то причине опускается всё ниже. Лучшим решением для этой проблемы будет банальная доливка воды.
  • Иногда бывает так, что плотность в секциях ниже номинального значения (меньше 1.21 г/куб. см). Чтобы найти решение, нужно забрать с помощью специальной клизмы небольшой раствор кислоты и слить его в мерный стакан. Дальше записать показания объёма и перелить электролит в стеклянную кружку. Пользуясь технической таблицей, залить в мерный стакан нужное количество раствора серной кислоты с повышенной плотностью и с помощью клизмы влить в ту банку, из которой забирался электролит. В тех ситуациях, когда есть значительная разница в сторону уменьшения плотности, лучше всего доливать кислоту с плотностью 1.40 г/куб. см. Необходимый уровень важно достичь дистиллированной водой.

  • После того как во всех банках плотность стала одинаковой, необходимо подключить аккумулятор на небольшую подзарядку. Это делается для того, чтобы недавно залитый раствор тщательно перемешался внутри. После этого снова измерить плотность, и если её уровень изменился, то провести повторную операцию.

Каждому автолюбителю нужно знать, что перед тем как перейти на зимнюю эксплуатацию автомобиля, важно повышать значения плотности в АКБ, а при переходе на летнее время — понижать.

А также ежедневно перед каждым выездом нужно проверять не только уровень масла в двигателе, но и чистоту клем батареи и надёжность крепления пробок на её корпусе.

Дистиллированная вода или электролит

Если самостоятельно изучить техническую литературу, то можно без особого труда понять, что во время работы аккумулятора из него испаряется некая часть жидкости, благодаря чему снижается уровень электролита над пластинами, а плотность кислоты в несколько раз увеличивается.
Поэтому можно сделать вывод, что недостаточный уровень электролита в батарее при её ежедневной эксплуатации оказывает значительное влияние на состояние пластин и скоропостижно снижает срок годности. Только при постоянной поддержке необходимого уровня кислоты уменьшается негативное действие повышенной плотности на аккумуляторную батарею.

Многие опытные механики знают о том, когда можно добавить электролит в аккумулятор, но чаще всего они заливают туда дистиллированную воду, ведь кислота не имеет свойства испаряться при кипении, поэтому из аккумулятора выходит наружу лишь кислород с водородом.

Важно помнить о том, что если в аккумуляторе мало электролита из-за его потери, например, разлился при открытых крышках, то именно в этом случае можно смело заливать его в горловины.

А также бывает, что проводя проверку плотности во всех отсеках аккумулятора, замечается её пониженное значение. Из этого можно с полной уверенностью сделать вывод о том, что произошла частичная сульфатация батареи. Когда количество электролита становится меньше за счёт кристаллизации серы на пластинах, то в этой ситуации аккумулятору просто необходимо срочное восстановление.

Рекомендуем: Причины и устранение сульфатации автомобильного аккумулятора

Как разобрать необслуживаемый аккумулятор чтобы долить электролит

В современных АКБ, таких как VARTA, под декоративной наклейкой можно увидеть 6 пластинок, плотно утопленных в корпус. Если подковырнуть кружок шилом, можно под ним обнаружить пробку резиновую. Тогда появится возможность отобрать пробу электролита, провести замер плотности, откорректировать состав. Если нет пробки – в каждой банке колется отверстие тонким шилом, а вода запускается из шприца, каплями.

Но если обнаружено, что в банках на пластинах белесые полосы – это сульфатация. Чтобы очистить полости, убрать осадок внизу, потребуется вскрыть крышку распиливанием.

Посмотрите видео, как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор.

Долить электролит в гелевый аккумулятор

Необслуживаемый гелевый аккумулятор представляет тот же свинцовый аккумулятор, но электролит загустили, он находится в виде геля. С годами вследствие электрохимических паразитных реакций получается водород, выходящий из резинового вентиляционного клапана. Гель обезвоживается и уже неплотно прилегает к пластинам. Емкость АКБ уменьшается.

Долить воду в банки аккумулятора просто. Нужно снять наклейку на корпусе, снять колпачки-клапаны и закапать в каждую банку по 1,2 мл воды. Вода должна впитаться в желеобразную массу. Нужно время. Через полчаса, если вода выше поверхности пластин батареи – извлеките ее фильтром или шприцом.

Когда необходимо заправлять аккумулятор

По мнению многих специалистов, АКБ не подлежит техобслуживанию. Поэтому вопрос автовладельцев, что доливать в аккумулятор, мастера считают неактуальным. Однако это только если он эксплуатируется в нормальных условиях.

Данный вопрос обязательно должен учитываться, если автовладелец отправляется путешествовать на своей машине на дальние расстояния. В состав электролита входит дистилированная вода, соответственно в процессе работы аккумулятора она испаряется и в случае неисправности реле-регулятора жидкость может начать переходить в парообразное состояние.

К основным моментам неисправности устройства относятся:

  • Появление пара из заливных отверстий.
  • Перегрев аккумулятора в процессе работы автомобиля.
  • Появление электролита на корпусе АКБ.

Помимо этого, необходимо учитывать тип батареи. АКБ бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми.

В первом случае (когда АКБ обслуживаемые) процесс испарения будет больше, соответственно актуален вопрос о доливании в аккумулятор электролита или воды. В необслуживаемых АКБ жидкость герметично закрыта, поэтому в процессе эксплуатации она поднимается вверх, но только до предельно-допустимого уровня, не выходя за границы корпуса, после чего – опускается вниз и выпадает в осадок. В необслуживаемых аккумуляторах замкнутый цикл, поэтому они не требуют проверки раствора.

Немного теории

Норма плотности электролита в АКБ для средней полосы России — 1,25—1,30 г/см. куб. Идеально, если показатель равен 1,28г/куб. см. Если, например, батарея перемёрзла или закипела, то плотность электролита изменится в одну или другую сторону, что приведёт к той самой быстрой разрядке аккумулятора. В таком случае необходимо найти причину проблемы и устранить её.

В поисках главным помощником будет ареометр — специальный прибор, с помощью которого и определяется плотность электролита.

Ареометр, определяющий плотность электролита

Чтобы воспользоваться им, в первую очередь откручивают круглую заглушку с каждого из отсеков аккумулятора, опускают прибор в жидкость и смотрят получившиеся показания.

Важно проверить каждый из отсеков!

Стоит также помнить, что эти манипуляции проводятся на не работающем в момент проверки устройстве.

Ещё один момент — жидкость должна на 1–1,5см закрывать элементы батареи. Если уровень жидкости меньше, то её доливка срочно необходима.

Ближе к практике

Если с определением проблемы всё понятно, то назревает вопрос: что доливается в аккумулятор – вода или электролит? С ответом поможет результат измерений ареометром: если раствор слишком плотный, то долив воды решит проблему. Если же раствор обладает слишком низкой плотностью, то без электролита не обойтись.

Разберёмся с водой. Почему так важно доливать дистиллированную или, на крайний случай, талую воду? Дело в том, что в бутилированной воде или воде из крана содержатся примеси, которые при взаимодействии с электричеством будут давать как минимум осадок, а в худших случаях приведут к полной негодности АКБ. Поэтому необходима максимально очищенная вода.

Для долива воды понадобится обыкновенная воронка, последующая зарядка аккумулятора и повторная проверка плотности получившейся смеси.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]