Регулировка холостого хода карбюратора пошагово: инструкция по правильной регулировке оборотов своими руками

Холостой ход — это эксплуатация устройства без какой-либо нагрузки. У автомобиля холостыми оборотами двигателя называется его работа при полностью выжатом сцеплении. В это время крутящий момент не передается от коленчатого вала мотору и колесам. Они в этом случае полностью разобщены.

Нормальные обороты холостого хода составляют 800-1000 ед. При их уменьшении мотор глохнет, при повышенном числе начинается перерасход топлива. Какие обороты должны быть у вашего автомобиля, указано в инструкции по эксплуатации.

Для чего регулировать холостой ход карбюратора?

Согласно техническим характеристикам двигателей внутреннего сгорания, коленчатый вал должен стабильно вращаться на холостом ходу, без нажатия педали газа. Скорость вращения должна находиться в диапазоне 850-900 об/мин. Если карбюратор не отрегулирован, возникают такие проблемы:

  • троение двигателя;
  • мотор глохнет;
  • высокий расход топлива.


При неправильной настройке карбюратора двигатель работает со сбоями. Автомобиль плохо набирает скорость (с провалами), не хватает тяги.

Подсос воздуха в двигателе автомобиля.

Подсос воздуха в автомобильном ДВС является очень частой и распространённой проблемой. Как же проверить двигатель на подсос воздуха? Для этого существуют специальные дымогенераторы, но согласитесь есть они не у каждого, да и не на каждой СТО. Принцип работы дымогенератора заключается в принудительной подачи дыма во впускной тракт коллектора двигателя автомобиля. Для этого снимается воздушный фильтр и через отверстие по которому двигатель засасывает воздух от фильтра, подается порция дыма под небольшим давлением. Итог данной процедуры является самым быстрым и верным для проверки наличия подсоса воздуха в двигателе автомобиля. Если где то имеется неплотность то оттуда появиться струйка дыма.

Но что делать если под рукой нет дымогенератора? Можно использовать шприц с бензином или баллончик ВД-40. Заведите двигатель и оставьте на холостом ходу. Возьмите баллончик с ВД-40 и распыляйте в возможные места подсоса воздуха. При этом не забывайте о безопасности, ведь эта жидкость может воспламениться (на моей практике такого не было). Если жидкость попадет в очаг подсоса воздуха, вы сразу заметите изменения в работе двигателя на холостом ходу. Основными местами подсоса воздуха в автомобильном двигателе являются.

  1. Прокладки и уплотнительные кольца впускного коллектора.
  2. Уплотнительные кольца и резинки топливных форсунок.
  3. Уплотнительные кольца и резинки датчика холостого хода.
  4. Уплотнительные кольца и резинки датчика абсолютного давления (ДАД).
  5. Трубки и шланги идущие от впускного коллектора к клапану адсорбера а также к вентиляции картерных газов.
  6. Снимите патрубок идущий на вакуумный усилитель тормозов и заткните отверстие идущее во впускной коллектор. Бывали случаи когда подсос воздуха происходил через пробитую диафрагму вакуумного усилителя.

При выполнении выше пересказанных действий, если виновник среди них есть, вы сразу увидите изменения работы двигателя на холостом ходу, холостой ход должен значительно выравниваться.

Существует еще один верный и простой способ проверить наличие подсоса воздуха в автомобиле. Для этого нужно воспользоваться диагностическим оборудованием. В параметрах диагностической программы скорее всего будет ошибка «Бедная смесь». И в параметрах датчика кислорода (лямбда зонд), смотрим первый датчик кислорода до катализатора (банк 1), если имеется подсос воздуха на нем будет низкое напряжение. Датчик кислорода контролирует состав смеси по средствам выхлопа в выпускном коллекторе измеряя наличия кислорода в отработанных газах. Идеальная смесь считается 14.7 грамм воздуха на один грамм бензина.

Если смотреть на график то при нормальной работе двигателя график должен быть похож на пилу. Почему на пилу? Расскажу ниже. При богатой смеси напряжение на датчике кислорода растет, а при бедной падает. Узкополосный датчик работает в диапазоне от 0 вольт до 1 вольта, а широкополосный датчик кислорода работает от 0 вольт до 5 вольт, поэтому и названия у них (УДК и ШДК) широкополосный датчик измеряет большой диапазон и применяется в более дорогих автомобилях. ШДК имеет на выходе пять проводов а УДК четыре.

Теперь читаем внимательно многие автоэлектрики этого не знают!

Алгоритм работы датчика кислорода такой – ЭБУ двигателя умышлено обогащает смесь путем изменения времени впрыска топлива, при этом отслеживает показания с датчика кислорода. Как только напряжение на датчике кислорода выросло до максимума, ЭБУ понимает что смесь богатая, он тут же начинает принудительно обеднять смесь путем изменения впрыска в меньшую сторону и снова отслеживает показания датчика кислорода. Как только напряжение упало до минимума, ЭБУ понимает что смесь бедная, он тут же начинает обогащать ее. Таким образом при нормальной работе двигателя, показания лямбда зонда на графике диагностической программы выглядят пилой. Этот процесс повторяется постоянно, что позволяет держать смесь в пределах нормы во всех диапазонах. Все вместе это называется лямбда регулирование.

Вы наверное сейчас скажете, причем тут холостой ход и датчик кислорода. Отвечаю — датчик кислорода не причем! Просто его показания помогут понять в каком состоянии смесь. Если на авто присутствует подсос воздуха, то показания на датчике кислорода всегда будут в бедном диапазоне. Почему в бедном? Спросите вы. Потому что датчик кислорода измеряет наличие кислорода в выхлопе и если присутствует подсос воздуха во впуске, то и в выхлопе содержание кислорода будет сверх нормы. Вы сейчас скажете но ведь двигатель засасывает воздух через фильтр в большим количеством и как может повлиять на это маленький подсос воздуха? Когда воздух проходит через фильтр, его количество измеряет датчик массового расхода воздуха и передает ЭБУ. Соответственно подсос воздуха который попадает из под форсунки, или прокладки, или в любом другом месте впускного коллектора, не как не учитывается ЭБУ.

Можете провести эксперимент. На исправном автомобиле принудительно сделайте подсос воздуха в коллектор, можно снять любую маленькую резиновую трубку идущую в коллектор и вы тут же увидите, как напряжение на лямбда зонте упадет к минимуму. Надеюсь теперь понятно, какую важную роль в автомобиле играет лямбда регулирование.

Случаи из жизни! Звонит мне «АВТОЭЛЕКТРИК» и спрашивает – «Вы можете программно отключить лямбда зонд?» Я спрашиваю – Зачем это нужно? – «Он не работает», говорит электрик. В смысле? – спрашиваю я. Купите новый датчик и поменяйте. Электрик отвечает, — «мы уже купили новый и он тоже не работает» (датчик кислорода стоит не дёшево). А в чем причина? – спрашиваю я. Эбу выдает ошибку, «Низкое напряжение на ДК» — отвечает электрик. Ну так устраните подсос воздуха и все станет в норму – ответил я и отказался прошивать блок.

Итог этой истории такой. Электрик по своей некомпетентности нагрузил клиента на замену лямбда зонда. Так как ошибка по датчику кислорода, «бедная смесь» или «напряжение ДК слишком низкое». Естественно лямбда зонд делал то, что он должен делать, он выполнял свою прямую функцию. Когда «чудо электрик» понял что замена датчика не помогла, приговорил ЭБУ на кастрацию, с чем и обратился ко мне. Представляете как бы пострадал клиент после такого электрика! Человек потратил кучу денег, покупка и замена датчика кислорода, прошивка ЭБУ, плюс . В итоге заплатил деньги за то, чтобы электрик полностью угробил его автомобиль, а изначальная неисправность как была так и осталась, только появилось еще куча новых проблем!

Ладно это статья не об этом, давайте дальше продолжим поиск неисправности холостого хода автомобиля. Тему подсоса воздуха думаю можно закрывать.

Важные нюансы в регулировке карбюратора

Настраивать карбюратор необходимо только после прогрева двигателя до рабочей температуры. Если сделать регулировку при холодном двигателе, после прогрева он будет работать по-другому. Новые карбюраторы обычно не нужно настраивать, они имеют оптимальные заводские параметры.

В процессе эксплуатации происходит износ деталей, настройки могут сбиваться из-за вибраций, поэтому возникает необходимость регулировки.

При настройке нужно исключить влияние газов из картерного блока. Чтобы точно настроить карбюратор, следует использовать газоанализатор.

Можно обойтись и без этого устройства, но настройка будет не такой точной. Принцип настройки холостого хода одинаков для всех карбюраторов отечественных автомобилей.

Настройка производится с помощью двух винтов, расположенных на карбюраторе:

  • Винт «качества». Отвечает за размер отверстия для подачи топлива в двигатель.
  • Винт «количества». Изменяет количество оборотов коленчатого вала.


В импортных карбюраторах винт «качества» может изменять сечение жиклёра. Такая регулировка называется «по воздуху». В таких карбюраторах винт находится сверху конструкции. В отечественных карбюраторах винт располагается снизу, а регулировка производится «по бензину».

Почему обороты не постоянны?

Чем совершеннее система питания, тем менее заметны колебания оборотов. Если на двигателе стоит простой карбюратор, водитель сам регулирует холостые обороты. Его вмешательство требуется, если температура двигателя или нагрузка на него отличаются от выставленных при регулировке холостых оборотов. С электронным карбюратором с автоматом холодного запуска человек уже ничего не регулирует, но обороты заметно повышаются для обеспечения устойчивой работы.

А что система впрыска? Она позволят лишь немного завысить холостые обороты до прогрева лямбда-сенсоров и удерживать их до нормализации смесеобразования на 100–1000 оборотов в минуту. Обороты могут немного подняться при увеличении нагрузки со стороны системы кондиционирования или нагрузки от генератора. Во всех остальных случаях исправная система должна держать обороты практически постоянными, в пределах ± 30 оборотов в минуту.

Регуляторы холостого хода и дроссельные заслонки с электроприводом со временем загрязняются, не все свечи и форсунки работают идеально, системы EGR пропускают газы, барахлят системы регулирования фаз, а у цилиндров может быть разная компрессия. Получается, что в реальной жизни на старых машинах обороты все же немного «гуляют»: или излишне снижаются под нагрузкой или же, наоборот, завышаются.

Инструкция по регулировке карбюратора (пошагово)

Карбюраторы российского производства «Озон» настраиваются методом «по бензину». Однако в середине конструкции имеется и винт настройки «по воздуху», за счёт чего можно более тонко настраивать узел подачи топливовоздушной смеси в двигатель. Перед настройкой нужно проверить состояние привода дросселя, он не должен заклинивать. Это делается несколькими нажатиями на педаль газа.

Далее производится непосредственно настройка карбюратора следующим образом:

  1. До упора закрутить винт «качества».
  2. Аккуратно открутить винт на 1,5-2 оборота. Таким образом смесь максимально обогащается бензином.
  3. Прокрутить винт «количества» на 2 оборота от места проворачивания заслонки дросселя. Такая настройка обеспечит нормальный старт мотора.
  4. Завести двигатель.
  5. Постепенно проворачивать винт «качества», чтобы выйти на такой минимальный объём топливной смеси, при котором двигатель будет стабильно работать.
  6. Винтом «качества» установить такой объём топливной смеси, при котором на холостом ходу мотор будет работать на максимальных оборотах.
  7. Постепенно вращая винт «качества», добиться снижения скорости вращения коленвала до 900 об/мин.


Опытные автолюбители настраивают мотор на слух. Новичкам следует ориентироваться на показания тахометра. При правильной настройке заслонка на холостом ходу будет находиться в закрытом положении, при нажатии педали газа до предела – в полностью открытом.

Если полностью закрутить винт «качества», мотор должен глохнуть. В противном случае следует настроить положение заслонки дросселя, поскольку она чрезмерна открыта.

Как регулируются обороты

Теперь стоит затронуть тему того, как можно отрегулировать на двигателе завышенные обороты холостого хода.

Замена клапана холостого хода

Не забывайте, что при запуске автомобильный двигатель изначально непродолжительное время может работать при несколько повышенных оборотах в холостом режиме. Когда мотор прогревается, обороты падают и достигают своих нормальных значений. Предварительно стоит узнать, что именно считается нормой конкретно для вашего силового агрегата.

Если же после прогрева число оборотов не падает, это говорит о наличии той или иной неисправности. Её необходимо отыскать и устранить. Тут следует во многом отталкиваться от типа используемого двигателя.

Когда двигатель прогрелся, но обороты всё равно не падают, это считается уже ненормальным состоянием. Следует обязательно определить, почему на холостом ходу показатели не возвращаются в норму и в чём причина таких высоких оборотов двигателя.

Некоторые игнорируют этот совет, что является большой ошибкой. Если оставить двигатель в таком состоянии, который будет постоянно интенсивно работать при ХХ, начнёт повышаться температура ДВС. За этим последует перегрев двигателя и возможный прогиб головки блока цилиндров. Плюс постепенно начнётся образование выработки трущихся деталей. Ресурс мотора сократится, вы своими руками приблизите капитальный ремонт или отправку двигателя на заслуженный отдых куда-нибудь на свалку.

Выделяют несколько основных причин повышения оборотов. Они связаны с нарушениями и неполадками в:

  • датчике регулятора ХХ;
  • датчике положения заслонки дросселя;
  • самой дроссельной заслонке;
  • температурном датчике;
  • ЭБУ;
  • впускном коллекторе, где образовался подсос воздуха.

Важно заметить, что на карбюраторных моторах можно физически отрегулировать холостой ход. Что нельзя сделать в случае с инжекторным силовым агрегатом. Но зато можно устранить причины повышения оборотов при ХХ. Это разные понятия, о чём не стоит забывать.

Регулировка карбюраторов «Озон» 2105 и 2107

Чаще всего возникает необходимость регулировки именно карбюраторов автомобилей ВАЗ 2105 и 2107. В процессе регулировки нужно выйти на скорость вращения коленвала в 850-900 об/мин.

По возможности следует добиться объёма выхлопных газов, соответствующего ГОСТу для данных моделей, но для этого требуется газоанализатор. Настройка с таким прибором более сложная, поэтому обычно процедуру делают только на СТО.

Для регулировки требуются:

  • Тахометр. Можно ориентироваться на показания штатного тахометра или использовать отдельный прибор.
  • Шлицевая отвёртка шириной 3 мм.

Если тахометр отсутствует или неисправен, можно настроить карбюратор на слух. Но, для такой настройки требуется определённый опыт. Мастер должен по звуку двигателя определять нормальные, пониженные и высокие обороты.

Подготовка к настройке

Перед настройкой нужно:

  1. Проверить правильность угла опережения зажигания.
  2. Проверить состояние крышки трамблёра, силового провода, контактов прерывателя и свечи зажигания. Все элементы должны быть исправными.
  3. Если регулировка производится после обслуживания карбюратора или для установления исходных параметров, следует полностью закрутить настроечные винты. Далее винт «количества» выкручивают на 2-3 оборота, «качества» – на 1-2.
  4. Прогреть мотор до температуры от 85°С до 95°С.
  5. Заглушить двигатель, подключить тахометр, и снова завести.

Порядок регулировки

Настройка проводится таким образом:

  1. Вращая винт «качества», выйти на максимальный уровень оборотов ХХ.
  2. Достигнуть ещё большей скорости вращения коленвала, используя винт «количества». К примеру, обычно повышают скорость на 80 об/мин выше текущей.
  3. Винтом «качества» увеличить объём топливовоздушной смеси. Повысить объём воздуха в составе смеси для лучшего горения, вращая винт по часовой стрелке.
  4. С помощью винта «количества», проверить, максимальные ли это обороты для текущей позиции винта «количества». Для этого достаточно просто прокрутить его сначала против, а затем по часовой стрелке.
  5. Аналогичными вращениями винта «качества», определить, достигнуты ли максимальные обороты ХХ.
  6. Закрутить винт «качества» до такого положения, чтобы скорость вращения снизилась до 850-900 об/мин.

Почему плавают обороты дизельного двигателя?

Часто причина плавающих оборотов кроется в завоздушенности (подсосе лишнего воздуха) в системе подачи топлива. Воздух в топливную систему дизеля может попасть из разных мест, все зависит от условий и сроков эксплуатации мотора. … Часто нарушается герметичность топливопровода в месте обратного слива топлива на форсунках.

Интересные материалы:

Как войти в кабинет ПФР? Как войти в командную строку при загрузке? Как войти в плей маркет на андроиде? Как войти в режим биос? Как войти в свой вибер? Как войти в ВК Украина? Как возместить из фсс расходы на выплату пособия на погребение? Как возникла Армения? Как возникла Республика Вьетнам? Как возвести число в степень на калькуляторе Citizen?

Регулировка карбюратора «Солекс»

Многие модели автомобилей ВАЗ оснащены карбюраторами «Солекс». Они экономичнее и выдают более качественную топливовоздушную смесь. Такие карбюраторы регулируются следующим образом:

  1. Полностью закрутить винт «качества».
  2. На 5 оборотов выкрутить винт «качества».
  3. Завести двигатель.
  4. С помощью винта «количества» выйти на скорость вращения в 750 об/мин.
  5. Винтом «качества» повысить обороты до максимальных.
  6. Винтом «количества» снизить скорость до 800 об/мин.
  7. Слегка докрутить винт «качества», чтобы мотор начал работать слегка нестабильно.
  8. Выкрутить винт «качества» на 1 оборот.
  9. Вращать винт «количества» пока скорость вращения на холостом ходу не достигнет 800 об/мин. В холодное время года можно устанавливать значение в 900 об/мин.

Таким образом можно настроить практически любой карбюраторный двигатель. Приведённые инструкции актуальны и для большинства импортных карбюраторов. Обычно они отличаются только расположением винтов.

Настройка карбюратора позволяет достигнуть не только стабильной работы мотора. При правильной регулировке удаётся снизить потребление топлива до минимума при холостом ходе.

Для чего «холостые» нужны?

При работающем моторе мощность растет исключительно с ростом оборотов, а крутящий момент имеет пик в области средних или высоких оборотов (на наддувных агрегатах момент появляется раньше, но тоже не с нуля).

Чтобы дать мотору полезную нагрузку, нужно, чтобы он уже устойчиво крутился и был готов создавать крутящий момент. Иначе он просто заглохнет. Никаких способов обойти это ограничение не существует. Те обороты, с которых мотор может воспринимать нагрузку, и принято называть холостыми. Обороты выше холостых — рабочие.

Для большинства моторов легковых автомобилей холостые обороты составляют 500–900 оборотов в минуту, что не так уж мало.

Фото инструкция по настройке карбюратора для ВАЗ 2109

Порядок выполнения регулировки

В том случае, если у Вас установлен сервопривод, поверните руль, пока передние колеса не станут в среднее положение. Автомобиль должен стоять на ручном тормозе. Аккумулятор должен быть заряжен. Уровни масла в двигателе и охлаждающей жидкости должны соответствовать нужным значениям.

  1. Вакуумные шланги нужно подключить все до одного.
  2. Свою герметичность должна сохранить система всасывания воздуха.
  3. В цилиндрах должна быть хорошая компрессия.
  4. Система возврата выхлопных газов должна быть в хорошем состоянии.
  5. Заслонка дросселя должна хорошо закрываться и открываться.

Вам придется выключить потребители электроэнергии. Не должен работать даже вентилятор охлаждения.
Двигатель необходимо прогреть, стрелка термометра должна оставаться в среднем положении. В процессе работы двигатель должен сохранить такую температуру, Вы должны будите запускать двигатель, чтобы прогреть его заново. Обороты двигателя должны быть менее 1000 об/мин.

Тахометр подключается согласно инструкциям по эксплуатации. Вам нужно будет запустить двигатель, и посмотреть со стороны смотрового окошка карбюратора и проверить, что уровень топлива находится на средней линии.

Затем обороты двигателя нужно увеличить до 2000 — 3000 об/мин, и держать от двух или трёх минут, а потом дать поработать минуту на холостом ходу. Посмотрите на тахометр, обороты двигателя должны быть примерно 750±50 об/мин. В том случае, если обороты не соответствует необходимому значению, Вам придётся вращать винт, пока значение не встанет в требуемые пределы. А если же холостой ход отрегулировать не удастся, но вышеперечисленные системы работают без сбоев, то, скорее всего вам понадобится замена карбюратора.

Глушите двигатель, тахометр оставьте подключенным.

После Вам понадобится отключить штекер лямбда-зонда посередине крышки выпускного коллектора. Второй штекер нужно отключить от клапана регулировки всасываемого воздуха. Он находится на правой стороне катушки зажигания почти перед самой стойкой подвески. Справа, около теплозащитного экрана выпускного коллектора, располагается заборная трубка, задача которой измерение содержание СО. Колпачок трубки снимается и подключается прибор для измерения СО, при подключении нужно соблюдать инструкцию. Герметичным должно быть соединение между трубкой и измерительным прибором.

Позже нужно запустить двигатель, и разгоните его до 2000 — 3000 об/мин, а затем вернуть на холостые обороты. Показания прибора должны быть в пределах 1.0±0.5%. Если содержание СО не соответствует положенному значению, Вам придется вращать винт регулировки, вставляющийся в блок заслонок дросселя. Он, закрывается пломбой, чтобы не допускать самопроизвольно вращения. Есть одна причина, из-за которой нужно снять карбюратор, для того, что бы высверлить пломбу, эта работа проводится в специально предназначенной для этого мастерской. Если работу Вы производите самостоятельно, не сверлите пломбу слишком глубоко. После того как высверлите пломбу, карбюратор снова устанавливается и стоящий внутри винт вращается обычной отверткой, пока значение СО не установится в нужных пределах, в отверстие нужно вставить новую пломбу.

Карбюратор для этого снимать не нужно.

Автомобили, на которых отсутствует катализатор. На таких автомобилях холостой ход можно регулировать, по такой же схеме, как и на моделях с установленным катализатором, однако, чтобы отрегулировать состав смеси, понадобится специальная отвертка, которая должна вставляться в засечки регулировочного винта. Для того, чтобы получить максимально лучший результат, воспользуйтесь тахометром и прибором измеряющим содержания СО. Если Вы не имеете прибор, работа может выполняться и без него, если соблюдать последовательность, однако, Вы должны помнить об охране окружающей среды.

Во-первых, нужно отрегулировать холостой ход. Вам придется проделать вышесказанные подготовительные операции и снять показания тахометра. В случае, если обороты вне пределов 750±50 об/мин, придется регулировать.

Порядок выполнения

  1. Прогрейте, двигатель чтобы рабочая температура держалась все время.
  2. Для того, что бы отрегулировать поступающую смесь, нужно воспользоваться винтом, которым регулируется холостой ход. Нужно полностью ввернуть винт, при помощи специальной отвертки, сильно затягивать его не нужно, после болт выворачивается на два полных оборота. В итоге обороты холостого хода увеличатся на 50 об/мин, по сравнению с предыдущим значением. При помощи этой же отвертки поворачивается регулировочный винт, изменяющий состав смеси, после настройки двигатель начнет работать с максимально возможным количеством оборотов. После этого винт нужно ввернуть. Нужно помнить и о количестве СО, соответствие требуемому значению равно 1.5±0.5%.

То же самое можно сделать при помощи прибора измеряющего содержания СО

Порядок выполнения

Вам так же предстоит отрегулировать холостой ход, как уже было описано, проверить, чтобы двигатель сохранял рабочую температуру. Прибор для измерения СО вставляется в выхлопную трубу (минимальная глубина 40 см). Через смотровое окошко нужно проверить уровень топлив, он должен стоять на средней линии. Пользуясь специальной отверткой, регулировочный винт состава смеси поворачивается так, чтобы показания прибора имели значение 1.5±0.5%.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]