Выпускная система автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем

Print this article Font size 16

Выхлопная система вовсе не имеет сложную конструкцию и устройство. Ее основная задача заключается в выпуске отработанных газов. Но не все так просто. Если вы в атмосферу уходили отработанные газы, урон природе наносился бы огромный. Потому были применены современные разработки, которые позволяют очищать газ перед выходом, делая их более безопасными для окружающей среды.


Вид снизу

Изучим выхлопную систему на примере модели ВАЗ 2109.

Устройство глушителя на ВАЗ 2108 и 2109

Сразу следует отметить, что глушители автомобилей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 практически не отличаются друг от друга по конструкции. Единственным отличием являются размеры: выхлопная труба на «девятке» на 8 см длиннее.

Глушитель на автомобилях ВАЗ 2109 и 2109 состоит из двух частей:

  • глушитель основной;
  • глушитель дополнительный (он же резонатор).

Корпус главного глушителя имеет форму трубы овального сечения и выполнен из легированной стали. В корпусе есть ряд перегородок, образующих резонаторные отсеки. Там же присутствуют два выхлопных патрубка (выпускной и впускной) и главная выхлопная труба. Все эти элементы соединены с помощью завальцовки. Точечная сварка в подобных устройствах практически не применяется, чтобы не снижать их коррозионную стойкость.

Корпус резонатора представляет собой трубу круглого сечения с алюминиевым покрытием. Внутри располагается ещё одна труба с отверстиями, на концах которой есть крепёжные фланцы. С их помощью резонатор подключается к газоприёмнику автомобиля.

Где находится и принцип его работы

Глушитель устанавливается на днище автомобиля в конце выхлопной системы.

Как правило, перед ним, ближе к двигателю, устанавливается резонатор, который уменьшает низкочастотные колебания и в выхлопной системе играет роль дополнительного компонента.

Не смотря на, казалось бы, небольшие размеры устройства, звуковая волна проходит через него несколько километров. Достигается это наличием внутри глушителя лабиринтов, которые ослабляют звуковые волны.

Чем больше расстояния проходит волна, тем больше энергии она теряет и тем меньше становиться звук.

Чтобы разобраться из чего состоит глушитель, нужно понять, какие виды устройств бывают и чем они отличаются друг от друга.

Как определить неисправность глушителя

Понять, что глушитель автомобиля ВАЗ 2109 неисправен, несложно:

  • громкость работы двигателя резко увеличивается, мотор начинает рычать;
  • мощность двигателя при этом снижается в два, а то и в три раза;
  • в салоне пахнет выхлопными газами;
  • если водитель ничего не предпринял, рычание мотора сменяется оглушительным рёвом, который иногда может сопровождаться хлопками, похожими на пистолетные выстрелы.

Всё это говорит о том, что в корпусе глушителя образовалась дыра. Если ничего с ней не сделать, то проблемы неизбежны:

  • при неисправном глушителе двуокись углерода, содержащаяся в выхлопных газах, может оказаться в салоне автомобиля. Этот газ не имеет цвета и запаха, но вызывает сильную головную боль и головокружение. А если воздействие двуокиси длится долго, то это может привести к смерти водителя;
  • езду с неисправным глушителем никак нельзя назвать комфортной;
  • поездки с неисправным глушителем обходятся дорого: есть правила, ограничивающие шумную езду. Нарушение этих правил может привести к штрафам.

Основные неисправности глушителей ВАЗ 2109 и 2108

Существует несколько типичных поломок глушителя, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108:

  • в корпусе основного глушителя появляются дыры. Из-за высоких температур, сопровождающихся сильной вибрацией, корпус просто прогорает. Причиной может стать как термическая коррозия, так и химическая. Проблема решается наложением заплаты и последующей сваркой повреждённого корпуса;
  • глушитель постоянно перегревается. Как правило, это происходит из-за закоксовывания отверстий в резонаторных перегородках. В этом случае в «глушаке» скапливаются горячие выхлопные газы, а мощность мотора стремительно падает. Для устранения проблемы корпус глушителя вскрывается, повреждённые резонаторные перегородки заменяются новыми;
  • глушитель звенит. Звон в глушителе возникает тогда, когда в его корпусе полностью или частично отрывается резонаторная перегородка. Проблема устраняется в сервисе с помощью точечной сварки;
  • глушитель стучит. Это наблюдается тогда, когда сломался один или несколько крепёжных подвесов. После этого корпус глушителя начинает болтаться под днищем машины, периодически ударяясь об него. Устранить такую поломку в дороге не представляется возможным. Единственный выход — сбросить скорость до минимума и доехать до автосервиса со смотровой ямой, где механики смогут заменить сломанный крепёж.

Установка заслонки

Заслонку устанавливают либо до, либо после глушителя. Громкость выхлопа прямотока будет явно снижена только при полностью закрытой заслонке. Остаются технологические просветы 3–5% для прохода отработавших газов — поэтому мотор не глохнет. В связи с этим мощность двигателя значимо уменьшается из-за перекрытия системы выхлопа.

заслонка изготовлена своими руками

Также применяют заслонку для переключения с прямоточного на обратноточный глушитель и наоборот при необходимости. В этом случае устанавливают новый глушитель параллельно старому, а заслонку монтируют перед ними. Эту схему уже используют на некоторых марках автомобилей с завода.

механическая регулировка заслонки осуществляется на ходу водителем из кабины

Проехать с закрытой заслонкой небольшое расстояние можно, а ездить постоянно — неприемлемо для двигателя.

заслонка установлена перед глушителем

Замена глушителя на ВАЗ 2109 и 2108

Замена глушителя на автомобилях ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108 всегда начинается с подбора необходимых инструментов и материалов. Вот что нам потребуется для работы:

  • новый глушитель;
  • набор рожковых ключей;
  • набор торцовых головок с трещоткой;
  • плоскогубцы;
  • фонарик.

Последовательность действий

Чтобы результат работы порадовал автовладельца, желательно действовать по такому алгоритму:

  1. Автомобиль устанавливается на смотровую яму. Двигатель глушится, под колёса ставятся противооткатные башмаки.
  2. Труба глушителя отсоединяется от трубы резонатора. Для этого гайка на хомуте удерживается рожковым ключом на 13, а болт снизу откручивается торцовой головкой с трещоткой.
  3. Освобождённый от болта хомут слегка разгибается плоскогубцами и снимается.
  4. Глушитель удерживается под днищем системой обрезиненных подвесов. На корпусе глушителя есть три подвесных крючка. Для извлечения глушителя его необходимо слегка приподнять, так, чтобы все крючки вышли из зацепления (обычно в этот момент слышится характерный щелчок).
  5. Снятый с подвесов глушитель извлекается из-под автомобиля.
  6. На место старого глушителя устанавливается новый. Все монтажные операции производятся в обратном порядке.

При установке «глушака» следует обратить внимание на надёжность соединений и убедиться в правильности его крепления под днищем автомобиля.

Видео: снимаем глушитель на ВАЗ 2109

Подушки двигателя

Если при езде слышны стуки в районе двигателя в независимости от того где автомобиль едет на ровной дороге или на кочках и при этом машина начинает вибрировать, трястись, бьет руль, то стоит обратить внимание на подушки двигателя, особенно часто на автомобилях ВАЗ 2110/2115 и других выходит из строя нижняя опора ДВС (на коробке передач)

Также нужно проверить состояние левой и правой подушек. Чтобы это сделать достаточно взяться за двигатель и пошатать его. Если агрегат свободно шатается, значит что-то неладное с его опорами. Также может наблюдаться сильная вибрация ДВС при его работе.

Выход тут один – замена вышедших из строя опорных подушек.

Разболтовка колесных дисков ваз, форд, опель, нисан, таблица разболтовки

Сборка двойного глушителя на ВАЗ 2109

Прежде чем описывать процесс сборки двойного глушителя, хотелось бы отметить, что для успешного проведения такой сборки водителю необходимо уметь работать со сварочным аппаратом. Если таких навыков нет, намного проще будет купить готовый двойной глушитель на ВАЗ 2109 в специализированном магазине.

Последовательность сборки двойного глушителя

Чтобы смонтировать глушитель, соблюдайте последовательность операций:

  1. Глушитель снимается с автомобиля в соответствии с инструкцией, представленной выше.
  2. Сбоку в корпусе глушителя аккуратно вырезается отверстие для трубы диаметром 5 см. Затем верхняя часть корпуса глушителя аккуратно срезается, все резонаторные перегородки извлекаются. На их место устанавливается перфорированная металлическая сетка, скрученная в трубку.
  3. Труба вставляется в корпус и приваривается к нему. Её конец вставляется в скрученную перфорированную сетку, в которой предварительно прорезается отверстие. Этот конец приваривается к сетке.
  4. К штатным патрубкам глушителя приваривается пара трубок Г-образной формы.
  5. Для тепло- и звукоизоляции вся конструкция заливается стекловатой.
  6. Ранее срезанная верхняя часть корпуса глушителя устанавливается на место и приваривается. Получившаяся конструкция представлена на фото ниже.
  7. Теперь двойной глушитель устанавливается на автомобиль.

Замена глушителя не представляет особой проблемы даже для водителя-новичка. Всё, что для этого нужно — смотровая яма, пара ключей и немного терпения. А вот ремонт этого устройства практически всегда связан со сварочными работами. И если подобного навыка у автовладельца нет, тогда без помощи квалифицированных автомехаников обойтись не удастся.

Наиболее распространенной проблемой с выхлопной системой ВАЗ 2109-2108 является прогорание глушителя и случается это нередко даже после 50 000 км пробега. Здесь в первую очередь все зависит от качества стали, из которой он изготовлен. Заводской, как правило, ходит гораздо дольше, чем установленные после, так как качество оригинальных деталей несколько выше. Если глушитель вашей машины прогорел, то его необходимо менять.

Конечно, есть некоторые владельцы, которые пробуют варить места прогорания, но надолго таких «заплаток» явно не хватит, и рано или поздно все равно придется менять деталь на новую. Для этой работы понадобится следующий инструмент:

  • головка глубокая на 13
  • трещоточная рукоятка
  • рожковый или накидной ключ на 12 или 13 (в зависимости от установленного болта крепления)

Итак, первым делом необходимо разъединить глушитель с резонатором, для чего нужно открутить стяжку хомута. Одним ключом удерживаем болт от проворачивания, а вторым откручиваем гайку:

О ремонте

Некоторые владельцы прибегают к ремонту глушителя. Но нужно сказать, что такие мероприятия если не бесполезные, то как минимум временные. Дело в том, что газы могут прорываться не только наружу из глушителя, но и внутри. То есть после установки заплатки звук выхлопа не изменится. Стоимость нового глушителя на «девятку» сейчас около тысячи рублей. А прослужит он гораздо дольше, чем старый отремонтированный.

Особенности устройства системы

Строение системы выведения отработанных газов имеет схожую структуру на всех автомобилях отечественного производства. Одним из таких примеров является ВАЗ 2109.

Выхлопная система рассматриваемого автомобиля подразумевает следующее строение:

  • Труба приемного типа. В полость трубы монтирован зонд специального назначения. В область возможностей устройства входит обработка состава выделяемых газов, что позволяет проводить анализ смеси, используемой в качестве горючей жидкости и, согласно поступающим данным, осуществлять необходимые изменения, что подразумевает контроль качества жидкости;
  • После приемной трубы монтируется каталитический нейтрализатор. В основу функций данного элемента входит очистка газовой смеси от вредных элементов, что является главной задачей системы выведения;
  • Дополнительный глушитель. Фиксация данного элемента осуществляется с помощью хомута. Место его крепления располагается на каталитическом нейтрализаторе. Дополнительный глушитель устанавливается с целью снижения показателей образуемых звуковых волн;
  • Основной глушитель. Данный элемент закрепляется на дополнительном глушителе с помощью идентичного хомута. Его функция сопоставима с функцией дополнительного глушителя.

Обращая внимание на выхлопную систему нового автомобиля ВАЗ 2109, то можно заметить что она установлена на резиновых крепежных подвесах, вкрученных в дно.

Основные элементы системы выхлопа

Резонатор глушителя устанавливается сразу после приемной трубы и катализатора, а в задачи его входит нивелирование пульсаций потока газов. В разрезе он выглядит, как перфорированная труба, помещенная внутрь металлической камеры большего диаметра. Труба может изменять сечение на пути от входа до выхода газов.

Главный глушитель может иметь конструкцию посложнее и на нем лежит основная функция по шумоподавлению. Современные системы могут иметь в устройстве задней банки глушителя практически все схемы реализации шумоподавления. Камера, через которую проходит основная труба, может иметь несколько секций, в каждой из которых происходит шумоподавление на своем уровне. Как правило, эти камеры заполнены термостойким волокнистым материалом, что еще больше демпфирует вибрации и поглощает звуковые колебания.

Конструкция автомобильного глушителя постоянно развивается, а мы стараемся следить за новостями из конструкторских бюро самых прогрессивных автопроизводителей и тюнинг-ателье. Оставайтесь с нами, и пускай ваши глушители только ласкают слух заядлых автомобилистов. Удачных всем дорог!

Основные причины потери работоспособности

Несмотря на многие нюансы, структура выхлопной системы рассматриваемого автомобиля отличается высоким уровнем качества. Так как конструкция достаточно простая, ломаться там практически нечему, разве что, возможно нарушение структуры глушителя. Чаще всего, снижение работоспособности глушителя происходит в результате появления пробоин. Пробитый глушитель для дорог с некачественным покрытием является обычным делом.

Тюнинг

Те, кто хочет изменить звук выхлопа на более спортивный, могут установить прямоточный глушитель «Стингер». Выхлопная система ВАЗ-2109 также дорабатывается путем установки паука марки «Стингер».

В результате газы будут беспрепятственно покидать камеру сгорания. Но нужно понимать, что звук выхлопа увеличится в несколько раз. Так как в прямоточном глушителе нет таких лабиринтов, все газы идут напрямую в атмосферу.

Машина будет звучать по-спортивному, однако о существенной прибавке мощности говорить не стоит. Более правильным решением является установка такого глушителя после модернизации мотора. Начинать можно с установки 16-клапанной головки, далее менять впускную систему, монтировать турбину и так далее. Ставить прямоток на простой вазовский двигатель нет никакого смысла. Штатная выхлопная система и так справляется с выхлопом от простого атмосферного двигателя. В случае же установки турбины на «девятку» такая доработка просто необходима.

Демонтаж и восстановление основного глушителя

Довольно часто, пользуясь автомобилем ВАЗ 2109, возникают проблемы с работоспособностью глушителя. Зачастую это происходит в результате небрежной езды, когда автомобиль наезжает на кочку или яму. Появляется пробоина, которая и нарушает работу. Эксплуатация автомобиля, с нарушенной системой вывода отработанных газов, ограничивается специальной технической регламентацией. Так или иначе, для восстановления работоспособности необходим ремонт элемента, отвечающего за нейтрализацию звуковых колебаний.

Прямоток – как сделать его своими руками.

Глушитель — элемент выхлопной системы двигателя. Его наличие не зависит от вида топлива, на котором работает двигатель — бензин, соляр или метан. Глушитель гасит звуковые колебания, помогает затуханию, затиханию и резонансному уменьшению звуковых волн выхлопа двигателя. Собеседники не смогут общаться около работающего двигателя без глушителя. Шум мотора будет заглушать их речь. Тем не менее многие автовладельцы мечтают переделать выпускную систему и сделать прямоток. Некотрые могут создать его своими руками.

Демонтаж дополнительного глушителя

Процесс замены дополнительного глушителя также не вызывает затруднений, достаточно немного разобраться в сути сего мероприятия. Для начала, основной глушитель отсоединяется от дополнительного. Помимо этого, элемент соединяется с каталитическим нейтрализатором, который также следует отсоединить. Проводится это с помощью ключа, накидного типа. Им откручиваются 2 болта.

После этого, элемент немного подымается и освобождается от прорезиненных частей подвески. При возникновении сложностей, используется твердый металлический предмет, типа отвертки. Демонтаж дополнительного глушителя более простой. Монтаж новой детали или восстановленной, проводится по порядку, только уже в обратной последовательности.

Мероприятия по замене каталитического нейтрализатора

Работоспособность данного элемента достаточно высокая. Нарушение его функционирования, достаточно редкий случай, однако, понимание и знание основ его демонтажа и ремонта, в будущем, смогут весьма облегчить жизнь. Прежде, чем начать ремонт, следует ознакомиться с правилами безопасности. Все элементы, так или иначе задействованные в процессе выведения отработанных газов, во время работы нагреваются до высоких температур. Катализатор не исключение, его температура может превышать отметку в 600 ?С. На его остывание потребуется больше времени, нежели на охлаждение глушителей.

Снятие катализатора возможно по следующей схеме:

  • Для начала, каталитический нейтрализатор освобождается от глушителя дополнительного типа. При откручивании болтов, используется накидной ключ, с целью фиксации гаек;
  • После этого, идентичным способом, катализатор освобождается от приемной трубки, на которой он держится с помощью болтов;
  • Удалив все возможные крепления, каталитический нейтрализатор может быть вынут из прорезиненной подвесной части автомобиля.

Ознакомившись с информацией, можно сделать определенные выводы о сложности ремонта. Все работы, по сути, вполне осуществимы без посторонней помощи, главное условие — наличие инструментов. Наибольшее внимание отводится безопасности, так как решить проблему работоспособности автомобиля можно без проблем, чего не скажешь о здоровье организма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]