Система выпуска газов автомобиля ВАЗ 2104 — поиск неисправностей и ремонт своими руками

Штатные элементы выхлопной системы легкового автомобиля ВАЗ 2104 служат от 30 до 50 тыс. км пробега. Дальше начинаются проблемы — вследствие износа прогорают бачки предварительного и основного глушителя. Симптомы неисправности заметны без всякой диагностики — прорыв газов через свищи сопровождается неприятным ревущим звуком. Замена изношенных деталей не представляет сложности для опытного автомобилиста, новичкам рекомендуется предварительно изучить конструкцию выпускного тракта «Жигулей».

  • Конструкция выпускного тракта
  • Основной глушитель — устройство и разновидности

    Видео: как самому сделать прямоток

  • Диагностика неисправностей
  • Ремонт и замена секции глушителя
      Какой понадобится инструмент
  • Инструкция по разборке

    Видео: как самостоятельно заменить глушитель

  • Устранение мелких дефектов
      Видео: ремонт выхлопной с помощью герметика
  • Назначение и устройство резонатора
      Видео: как заменить резонатор на классических моделях ВАЗ
  • Устройство выхлопной системы ВАЗ 2107

    Как у большинства легковых авто, ВАЗ 2107 имеет систему выхлопа, состоящую из трех основных частей:

    1. приемная труба, в которую газы поступают из выпускного коллекторы;
    2. резонатор ВАЗ 2107 (дополнительный глушитель), куда газы направляются из приемной трубы и где происходит частичное снижение звука выхлопа;
    3. глушителя, в котором поглощается основная часть шума выхлопа двигателя.

    Кроме вышеперечисленных деталей, в систему выхлопа входят:

    • подушка крепления глушителя;
    • болт подушки;
    • ремень подвески глушителя;
    • болт хомута и хомут крепления глушителя к резонатору;
    • болт хомута и хомут крепления резонатора к приемной трубе;
    • болт хомута и хомут крепления приемной трубы к кузову;
    • гайки крепления приемной трубы к коллектору;
    • прокладка;
    • стопорная пластина;

    Виды изделий

    На отечественную марку вы сможете купить следующие типы глушителей:

    • модель сборки «Иж-Авто», которая подходит для ВАЗа 2104, 2106 и 2107;
    • модель для кузова седан, которая подойдет, помимо ВАЗ 2107, на разновидности 2101, 2103, 2105 и 2106.

    На рынке представлены такие типы выхлопных систем:

    штампосварные. Предусматривают штампование двух металлических частей банки изделия, их сваривание и прикрепление к трубе. Изначально выхлопные системы изготавливались таким образом, однако потом на смену пришел более надежный закатной метод;

    закатной. Предусматривает оборачивание листового металла вокруг глушителя. Несмотря на надежность метода, заводские детали изготавливаются лишь первым методом, так что закатные выхлопные системы вы сможете приобрести отдельно.

    Отличия системы выхлопа карбюраторных и инжекторных моделей ВАЗ

    Установка системы впрыска на ВАЗ 2107 потребовала модернизации выхлопной системы. В нее добавили две дополнительные детали:

    • датчик кислорода, определяющий состав смеси, который врезан в выпускной коллектор;
    • нейтрализатор выхлопных газов (“катализатор”), который установлен перед резонатором, в центральном тоннеле под днищем.

    В связи с установкой катализатора резонатор ВАЗ 2107 (инжектор) сдвинули немного назад.

    Новая система выхлопа стала немного сложнее, но позволяет обеспечить снижение токсичности выхлопа ВАЗ 2107 и соответствие автомобиля стандартам ЕВРО-2.

    Преимущества и недостатки инжекторной модификации ВАЗ 2107

    “Семерка” в инжекторном исполнении и с модернизированной системой выхлопа имеет ряд преимуществ перед старой “карбюраторной” моделью. Они заключаются в следующем:

    • благодаря инжектору двигатель во всех режимах работает более стабильно;
    • удельная мощность и крутящий момент инжекторного двигателя выше;
    • выхлоп ВАЗ 2107 с системой впрыска чище, чем дым из карбюраторного двигателя;
    • управление автомобилем с инжекторным двигателем проще, он не такой требовательный к квалификации водителя и “прощает” ошибки при работе педалями газа и сцепления.

    Но установка инжектора одновременно и ухудшила некоторые эксплуатационные характеристики:

    • клиренс инжекторной “семерки” уменьшился до 7 см, что ухудшило ее проходимость;
    • из-за установки катализатора снизилась “живучесть” выхлопной системы;
    • высокая температура катализатора иногда приводит к возгоранию травы и сухих листьев при остановке авто.

    Функции системы выхлопа и периодичность замены деталей

    При кажущейся простоте, система выхлопа выполняет несколько важных функций:

    • отвод продуктов сгорания топлива;
    • снижение уровня шума от выхлопа;
    • поддержание баланса воздуха систем впуска и выпуска;
    • обеспечение вентиляции и очистки цилиндров;
    • снижение содержания СО (при наличии катализатора).

    Воздействие высоких температур, влаги, продуктов сгорания топлива и масла приводит к сквозной коррозии деталей выхлопной системы. Это усугубляется внешним воздействием гравия, песка и солевых растворов, которыми обрабатывают дороги зимой. Поэтому детали системы приходится менять. Периодичность замены зависит от таких факторов:

    • активность пользования автомобилем;
    • частота эксплуатации машины при плохой погоде (в дождь, снег);
    • качество топлива;
    • качество деталей выхлопной системы.

    Замена глушителя ВАЗ 2107

    Глушитель ВАЗ 2107 (инжектор и карбюратор) соединен с резонатором хомутом, который находится спереди от заднего моста. Перед снятием хомута его следует обстучать молотком, чтобы облегчить раскручивание резьбового соединения и расстыковку труб. Чтоб поменять глушитель, необходимо проделать такие действия:

    • снять глушитель с подушки и ремней крепления;
    • установить новый глушитель на ВАЗ 2107;
    • затянуть хомут.

    Процесс снятия

    В процессе снятия элемента системы выхлопа с ВАЗ 2107 (инжектора) для последующей его замены. Вам пригодятся следующие инструменты:

    • ключ на 13 (рожково-накидного типа);
    • трещотка или же вороток;
    • глубокие головки на 13 и на 10;
    • болгарка;
    • плоская отвертка (возможна замена на зубило);
    • плоскогубцы;
    • молоток.

    Чтобы разобраться, как снять глушитель с вашего ВАЗа правильно и произвести его замену. Внимательно прочтите следующую инструкцию:

    • установите авто над смотровой ямой или же на эстакаду;
    • раскрутите (срежьте болгаркой) обжимную муфту;
    • при помощи отвертки или тонкого зубила отогните развальцованные окончания патрубка;
    • при помощи молотка, которым вы будете стучать по патрубку, отделите глушитель от резонатора;
    • отстегните подвесные подушки.

    После этого изделие свободно снимается для замены новым, которое устанавливается в обратном порядке.

    Учтите, что соединение патрубка глушителя с резонаторной трубой находится перед задним мостом. Окончания трубы с прорезями и крепежом «мама-папа» стягиваются при помощи муфты. Снятие изделия может усложнить коррозия, которая развивается под воздействием температур и смазки.

    По этой причине заблаговременно смочите детали с коррозией антикором (также подойдет машинное масло или тормозная жидкость). Если вы планируете установить новый глушитель, нелишним будет приобретение новых подвесных резинок (1 — сзади и 2 — для расположения по центру).

    Как шутят некоторые водители, глушитель относится к тем деталям, которые «на скорость не влияют». Действительно, добраться до гаража без глушителя, если уж так случилось, допустимо

    Но повседневная комфортная и безопасная эксплуатация автомобиля без этого важного элемента конструкции невозможна.

    Замена резонатора ВАЗ 2107

    Резонатор ВАЗ 2107 не имеет деталей крепления к кузову автомобиля, поэтому необходимо его придерживать при замене. Иначе приемная труба будет согнута.

    Работа по замене состоит из следующих этапов:

    • обстучать хомуты и соединения труб молотком;
    • ослабить болты хомутов и сместить хомуты крепления к “штанам” и глушителю;
    • отсоединить резонатор от глушителя, расстыковав трубы;
    • отсоединить резонатор от приемной трубы (“штанов”);
    • установить новый резонатор в правильное положение;
    • состыковать детали и затянуть хомуты крепления.

    Примечание: бачок резонатора должен располагаться параллельно земле, иначе деталь будет стучать по днищу автомобиля и цепляться за неровности дорожного покрытия.

    Замена нейтрализатора

    Как вы могли убедиться, выхлопная система у автомобиля ВАЗ 2110 достаточно стандартно устроена, ее ремонт не представляет ничего сложного даже для автомобилиста с небольшим опытом.

    Меняя глушитель и резонатор, вполне вероятно, вам может потребоваться замена нейтрализатора. Эта операция простая, выполняется за несколько шагов.

    Нейтрализатор служит для того, чтобы гасить вибрации от двигателя и не допускать их на выхлопной системе автомобиля отечественного производства ВАЗ 2110.

    Если потребовалась его замена, делается это так:

    1. Если старые пружины и болты целые, не имеют явных повреждений, можете дальше их использовать. Они проявляются характерные признаки износа, обязательно купите новые элементы.
    2. Кольцо следует заменить в любом случае, насколько хорошо ни сохранилось при этом старое. Если сквозь старое кольцо начнут пробиваться газы, это приведет к очень быстрому износу и повреждению развальцовки нейтрализатора и приемной трубы.
    3. После установки нейтрализатора надевают новые болты, они аккуратно, но сильно стягиваются. Причем первыми нужно зажать те болты, которые крепят резонатор.

    Замена приемной трубы (“штанов”) ВАЗ 2107

    При замене приемной трубы нужно обязательно заменить прокладку между ней и выпускным коллектором. Также лучше поменять гайки крепления “штанов” к коллектору. Порядок действий такой:

    • ослабить хомут и отстыковать штаны от резонатора;
    • открутить четыре гайки крепления приемной трубы к коллектору;

    Важно: откручивать гайки следует осторожно, чтобы не свернуть шпильки крепления. В противном случае придется высверливать и менять шпильки.

    • снять “штаны” (приемную трубу) и прокладку;
    • установить новую прокладку;
    • установить новую приемную трубу;
    • соединить приемную трубу с резонатором, затянуть хомут крепления;
    • затянуть гайки крепления “штанов” к коллектору.

    Выхлоп 2104

    Пришла пора менять приемную трубу и резонаторы. Вопросы возникли:

    1. система на 2104 отличается от седанов только глушителем или также приемной трубой и трубой с резонаторами?

    2. Лучше брать систему с одним резонатором или двумя? Критерии: подешевле, чтоб простояла подольше и повыше дорожный просвет. По всему видно — с одним резонатором лучше. Но не шумновато ли будет? А есть ли вообще труба с одной банкой на 2104?

    3. Что брать кроме собственно, труб? Два хомута, хомут подвеса к кпп, прокладку под приемную трубу. Что еще?

    4. Реально самому поменять? Откуда удобнее открутчивать гайки — из-под капота или из-под машины?

    5. Глушак вроде нормальный. Хочу его оставить, реально ли отсоединить его от трубы без болгарки? Наверняка ли подойдет к нему новая труба с резонаторами?

    6. Какие трубы по производителям лучше брать (Питер)?

    Re: Выхлоп 2104 > 1. система на 2104 отличается от седанов только глушителем или также приемной трубой и трубой с резонаторами? Не знаю > > 2. Лучше брать систему с одним резонатором или двумя? С двумя

    > Критерии: подешевле, чтоб простояла подольше и повыше дорожный просвет. Так не бывает. Либо дешевле, либо простояла подольше.

    > 3. Что брать кроме собственно, труб? Два хомута, хомут подвеса к кпп, прокладку под приемную трубу. Что еще? Бронзовые гайки для приемной трубы

    > 4. Реально самому поменять? Откуда удобнее открутчивать гайки — из-под капота или из-под машины? Реально. Домкрат нужно ромбический — двигатель отжать когда трубу вытаскивать/одевать будешь Гайки откручивать сверху.

    > 6. Какие трубы по производителям лучше брать (Питер)? Валкер

    А почему с двумя лучше? Только по звуку? Мне казалось, обычная труба дольше простоит, чем труба с резонатором.

    Может оказаться, что негерметичная система выхлопа приводит в неустойчивой работе на ХХ?

    Источник статьи: https://forum.auto.ru/vaz-classic/1310763/

    Монтажные детали системы выхлопа

    Хомуты и элементы подвески системы выхлопа подвержены воздействию влаги и соли при эксплуатации машины. Кроме коррозии, в хомутах накапливается “усталость” металла. Хомуты начинают неплотно держать соединение, в результате чего выхлопные газы начинают прорываться наружу, создавая шум. Старые подушки подвески могут оборваться, что чревато повреждением деталей выхлопной системы. Поэтом желательно менять монтажные детали при каждой замене крупных деталей менять и монтажные элементы, на которых они крепятся. Это позволит избежать лишних проблем и трат.

    Штатные элементы выхлопной системы легкового автомобиля ВАЗ 2104 служат от 30 до 50 тыс. км пробега. Дальше начинаются проблемы — вследствие износа прогорают бачки предварительного и основного глушителя. Симптомы неисправности заметны без всякой диагностики — прорыв газов через свищи сопровождается неприятным ревущим звуком. Замена изношенных деталей не представляет сложности для опытного автомобилиста, новичкам рекомендуется предварительно изучить конструкцию выпускного тракта «Жигулей».

    Функции выхлопной системы ВАЗ 2104

    Чтобы получить от двигателя максимум энергии, нужно сжечь горючее в оптимальных условиях. К бензину добавляется нужный объём воздуха, затем смесь направляется через входной коллектор в цилиндры, где сжимается поршнями в 8—9 раз. Результат — после вспышки топливо сгорает с определённой скоростью и толкает поршни в обратном направлении, мотор совершает механическую работу.

    Помимо энергии, вращающей коленчатый вал двигателя, при сжигании топливовоздушной смеси выделяются побочные продукты:

    • отработанные вредные газы — двуокись углерода CO2, оксид азота NO, угарный газ CO и другие химические соединения в меньших объёмах;
    • большое количество теплоты;
    • похожий на рокот громкий звук, образующийся при каждой вспышке горючего в цилиндрах силового агрегата.

    Значительная доля выделяемой тепловой энергии рассеивается в окружающую среду благодаря водяной системе охлаждения. Остальную теплоту забирают продукты горения, уходящие через выпускной коллектор и выхлопную трубу.

    Какие задачи решает система выпуска ВАЗ 2104:

    1. Отвод дымовых газов из цилиндров во время такта выхлопа — продукты горения выталкиваются из камер поршнями.
    2. Охлаждение газов путём теплообмена с окружающим воздухом.
    3. Подавление звуковых колебаний и снижение уровня шума от работы двигателя.

    Последние модификации «четвёрок» — ВАЗ 21041 и 21043 оснащались системой топливоподачи с электронным управлением — инжектором. Соответственно, выхлопной тракт дополнялся секцией каталитического нейтрализатора, обезвреживающего токсичные газы путём химического восстановления (дожигания).

    Назначение системы выпуска

    Перед сжиганием в цилиндрах двигателя бензин смешивается с воздухом и подаётся через впускной коллектор в камеру сгорания. Там смесь подвергается восьмикратному сжатию поршнями и воспламеняется искрой от свечи зажигания. В результате процесса образуется 3 составляющих:

    • теплота и механическая энергия, вращающая коленчатый вал;
    • продукты горения бензина — углекислый и угарный газ, окись азота и водяной пар;
    • сжигание под высоким давлением порождает звуковые колебания — тот самый звук выхлопа.

    Поскольку КПД двигателей внутреннего сгорания не превышает 45%, около половины выделяющейся энергии преобразуется в тепло. Одна часть теплоты отводится системой охлаждения двигателя, вторая уносится отработанными газами наружу через выпускной тракт.

    Система выхлопа ВАЗ 2107 выполняет несколько важных функций:

    • Выброс продуктов горения из камер и вентиляция цилиндров после очередного цикла сжигания.
    • Уменьшение амплитуды звуковых колебаний, то есть, понижение уровня шума работающего мотора.
    • Отвод и рассеивание части выделенной теплоты в атмосфере.

    На «семёрках» с инжекторной системой питания выпускной тракт решает ещё одну важную задачу — очищает выхлоп от токсичных газов CO и NO путём дожигания в каталитическом нейтрализаторе.

    Это интересно: Замена двигателя на более мощный – перед кем нужно отчитаться?

    Конструкция выпускного тракта

    На всех классических моделях ВАЗ, включая «четвёрку», выхлоп устроен одинаково и состоит из трёх деталей:

    • к фланцу выпускного коллектора прикручена приёмная секция в виде двойной трубы — так называемые штаны;
    • средняя часть тракта представляет собой одинарную трубу, оснащённую резонаторным бачком (на автомобилях с двигателями 1,5 и 1,6 л стоит 2 таких бачка);
    • в конце тракта располагается главный глушитель.

    В инжекторных модификациях «четвёрки» добавлен бачок нейтрализатора, установленный между «штанами» и секцией резонатора. Эффективность работы элемента контролируется кислородным датчиком (иначе — лямбда-зонд), посылающим сигналы электронному блоку управления.

    Каждая деталь системы выполняет свою функцию. Приёмная труба гасит первичный шум, собирает газы в единый канал и отводит львиную долю теплоты. Резонатор и основной глушитель поглощают звуковые волны и окончательно охлаждают продукты горения. Вся конструкция держится на 5 креплениях:

    1. Приёмная труба стыкуется с мотором посредством фланцевого соединения, крепёж — 4 гайки с резьбой М8, сделанные из термостойкой бронзы.
    2. Второй конец «штанов» привинчен к кронштейну, расположенному на картере коробки передач.
    3. Бочонок главного глушителя подвешивается к днищу на 2 резиновых растяжки.
    4. Задний конец выхлопной трубы прикреплён к кузову с помощью резиновой подушки.

    Средняя резонаторная часть ничем не крепится к днищу и держится только за счёт соседних секций — глушителя и приёмной трубы. Данный момент нужно учитывать при разборке выхлопа. Будучи неопытным автолюбителем, я самостоятельно менял глушитель и в процессе разъединения труб отломил хомут крепления «штанов». Пришлось искать и покупать новый зажим.

    Диагностика неисправностей

    Первые неполадки системы выпуска газов могут начаться после 20 тыс. км пробега. Как проявляются неисправности глушителей на модели ВАЗ 2104:

    • главный признак — повышение уровня шума со стороны выхлопной трубы вследствие прорыва газов, громкость звука зависит от размеров дефекта;
    • изнашиваются крепления звукопоглощающей секции, бачок начинает шататься и бить по элементам кузова, во время езды из-под днища слышен глухой стук;


      Резинотехнические изделия со временем растягиваются, корпус глушителя начинает болтаться в горизонтальной плоскости и задевать днище авто

    • в редких случаях труба забивается сажей, не пропускает поток газов, мотор глохнет и больше не заводится;
    • выход из строя лямбда-зондов на автомобилях с инжектором приводит к переобогащению топливной смеси, резкому повышению расхода бензина и сбоям при работе силового агрегата на всех режимах.

    Получая сигналы лямбда-зондов, электронный блок управления регулирует подачу топлива в цилиндры. Когда кислородный датчик не подаёт признаков «жизни», контроллер переходит в аварийный режим работы и дозирует горючее «вслепую», следуя заложенной программе. Отсюда чрезмерное обогащение смеси, рывки во время движения и прочие неприятности.

    Катализатор — дорогостоящий элемент, поэтому владельцы «четвёрок» меняют его на прямой кусок трубы

    Засорение глушителя либо катализатора приводит к полному отказу — двигатель отказывается заводиться. Мой товарищ долго искал причину, когда столкнулся с указанной проблемой на своей «четвёрке». Менял свечи, высоковольтные провода, измерял давление в топливной рампе…а виновником оказался забитый нейтрализатор — керамические соты напрочь засорились сажей. Выход оказался простым — вместо дорогостоящего элемента был установлен прямой участок трубы.


    Нижний прогар корпуса свидетельствует о конденсате, который скапливался на дне бачка

    Наиболее распространённая неполадка глушителя — прогар бачка или соединения труб, фиксируемого хомутом. Причины неисправности:

    1. В банке глушителя накапливается агрессивный конденсат, постепенно разъедающий металл. От воздействия химической коррозии в нижней стенке бачка образуется множество мелких отверстий, куда прорывается дым.
    2. Естественный износ секции. От постоянного контакта с раскалёнными продуктами горения металл становится тоньше и прорывается в слабом месте. Обычно дефект проявляется возле сварного стыка трубы с бачком.
    3. Механическое повреждение банки от внешнего удара либо в результате догорания топлива внутри выпускного коллектора. В последнем случае слышится громкий хлопок из трубы, иногда ударная волна способна разорвать корпус глушителя по швам.

    Лопнувший глушитель — следствие неполадок в системе зажигания или газораспределения — остатки топлива сгорают в выпускном тракте

    Самая безобидная неисправность — прорыв газов в местах соединения патрубков глушителя и резонатора. Шум выхлопа усиливается незначительно, но если не принимать мер, громкость постепенно нарастает. Крепление стыка ослабевает, резонаторная секция начинает провисать и задевать выступы дорожного полотна.

    Явный признак выхода газов на стыке выхлопных труб — потёки конденсата, прорывающегося вместе с дымом, когда двигатель машины не успел прогреться до рабочей температуры.


    Свищ на стыке патрубков можно выявить по мокрым следам от конденсата

    Основной глушитель — устройство и разновидности

    Элемент заводского изготовления делается из тугоплавкой «чёрной» стали и покрывается слоем антикоррозионной краски. Деталь состоит из 3 частей:

    • передний патрубок, изогнутый для обхода заднего моста;
    • трёхкамерный бачок глушителя с системой перегородок и трубок внутри;
    • выходной патрубок с кронштейном под крепление резиновой подушки.

    В торце передней трубы сделаны прорези для стыковки с резонатором. Соединение фиксируется снаружи хомутом, затягивающимся болтом и гайкой М8.

    Продающиеся нынче глушители для «классики» не отличаются надёжностью — запчасти нередко делаются из второсортного металла и прогорают спустя 15—25 тыс. км пробега. Выявить некачественную деталь при покупке довольно сложно, единственный способ — визуально проверить качество сварных швов.

    Помимо заводской версии, на ВАЗ 2104 можно установить другие виды глушителей:

    • элемент, полностью сваренный из нержавеющей стали;
    • спортивный (прямоточный) вариант;
    • самодельная секция с бачком круглой формы, сделанным из тонкостенной железной трубы.

    Выпускной элемент из нержавейки обойдётся в 2—3 раза дороже заводской детали, зато способен отработать до 100 тыс. км. Я убедился в этом лично, когда купил и поставил нержавеющую выхлопную систему на свой ВАЗ 2106 — конструкция идентична выпускному тракту «четвёрки». О прогарах трубы благополучно забыл на несколько лет.

    Прямоточная разновидность глушителя отличается от штатной детали принципом работы. Газы проходят через перфорированную трубу и не меняют направление движения, сопротивление секции равно нулю. Результат: двигателю легче «дышать», но шум подавляется хуже — работа мотора сопровождается рокочущим звуком.

    Если вы «дружите» со сварочным аппаратом, заводской вариант глушителя можно доработать либо изготовить элемент с нуля. В самодельных изделиях реализуется принцип прямотока, поскольку сварить плоский бачок с перегородками значительно сложнее — проще купить готовую деталь. Как своими руками сделать основной глушитель:

    1. Подберите трубы для внешнего кожуха и прямоточного канала. В качестве бачка можно применить круглый глушитель от «Таврии», изогнутый передний патрубок взять со старой секции от «Жигулей».
    2. Изготовьте внутреннюю перфорированную трубу, просверлив отверстия Ø5—6 мм и сделав сквозные прорези тонким кругом по металлу.

    Завершающий этап изготовления — окрашивание детали термостойким составом. После установки любого глушителя — заводского или самодельного — выступающий конец трубы можно облагородить с помощью декоративной насадки, фиксирующейся снаружи стопорным винтом.

    Видео: как самому сделать прямоток

    Что важно знать о резонаторе

    Конструктивно предварительный глушитель идентичен вышеописанному прямотоку — сквозь цилиндрический корпус проходит прямая труба с перфорацией. Единственное отличие — перегородка, разделяющая пространство бачка на 2 камеры.

    Задачи резонатора:

    • погасить первичные звуковые колебания большой амплитуды;
    • облегчить работу основному глушителю и продлить его ресурс;
    • отвести часть теплоты дымовых газов.

    Принцип действия элемента основан на физическом явлении резонанса — многократно отражаясь от перегородки и внутренних стенок банки, звуковые волны взаимно гасят друг друга.

    Автомобиль ВАЗ 2107 комплектуется 3 типами резонаторов:

    При эксплуатации резонаторов возникают описанные выше неисправности — прогары, ржавчина и механические повреждения. Способы устранения неполадок аналогичны ремонту глушителя — сварка либо временная герметизация бандажом. Снять резонаторную секцию несложно — надо открутить крепление к КПП, затем отсоединить патрубки глушителя и «штанов». На ВАЗ 2107 с инжектором вместо переднего хомута разъединяется фланец.

    Ремонт и замена секции глушителя

    При обнаружении свищей в корпусе элемента опытные водители предпочитают обращаться к знакомому сварщику. Мастер проверит толщину металла и сразу даст ответ — можно ли устранить дефект или придётся менять деталь целиком. Прогар днища бачка заваривается прямо на автомобиле, в остальных случаях глушитель нужно демонтировать.

    Без сварочного оборудования либо достаточной квалификации самостоятельно заварить свищ не получится, придётся покупать и ставить новую запчасть. Если в стенке бочонка видно множество мелких отверстий, проеденных коррозией, обращаться к сварщику тоже бессмысленно — металл наверняка сгнил, прихватывать заплатку не к чему. Проще поменять глушитель своими силами и не платить за довольно простую операцию.

    Какой понадобится инструмент

    Чтобы разъединить трубы и демонтировать глушитель, подготовьте следующий инструментарий:

    • 2 накидных ключа размером 13 мм;
    • рожковый ключик 10 мм;
    • трубный ключ №3, предназначенный для надёжного захвата круглых деталей размером 20…63 мм;
    • молоток слесарный;
    • пассатижи;
    • отвёртка шлицевая с широким остриём;
    • перчатки тканевые.

    Из расходных материалов потребуются новый комплект резиновых подвесов (подушка и 2 растяжки с крюками) и аэрозольная смазка WD-40, существенно облегчающая раскручивание прикипевших резьбовых соединений.

    Работы рекомендуется выполнять на яме, эстакаде либо автомобильном подъёмнике. Лёжа под машиной отсоединять глушитель от резонатора весьма неудобно — из-за недостатка свободного пространства придётся действовать голыми руками, размахнуться и ударить молотком нереально.

    Мне приходилось разбирать в дорожных условиях аналогичную выхлопную систему ВАЗ 2106. Поскольку разъединить патрубки руками не получалось, я максимально поднял домкратом и снял правое заднее колесо. Благодаря этому удалось отсоединить трубу, ударив 3—4 раза молотком.

    Инструкция по разборке

    Перед началом работ загоните «четвёрку» на смотровую канаву и дайте машине остыть в течение 15—30 минут. Детали выхлопной системы прилично нагреваются отходящими газами и способны обжечь вам ладони даже сквозь перчатки.

    Когда глушитель остынет, нанесите на стык и болт крепёжного хомута смазку WD-40, затем приступайте к разборке:

      Пользуясь двумя ключами 13 мм, открутите гайку и расслабьте крепёжный хомут, удерживающий вместе патрубки резонатора и глушителя. Отодвиньте зажим в сторону.

    С помощью широкой отвёртки нужно разгибать края прикипевшего патрубка, после чего расшатывать соединение руками, удерживая резонатор газовым ключом. Если перечисленные методы не помогают, попросту отрежьте трубу угловой шлифовальной машиной.

    Установка новой запчасти производится в обратной последовательности. Здесь важно насадить патрубок глушителя до упора, иначе элементы выхлопного тракта начнут ударять по днищу либо провиснет резонаторная секция. Резьбовые соединения смажьте солидолом.

    Видео: как самостоятельно заменить глушитель

    Устранение мелких дефектов

    При отсутствии сварки небольшой свищ в глушителе можно временно устранить с помощью высокотемпературного керамического герметика. Специальный состав для ремонта выхлопных труб продаётся в любом автомобильном магазине. Дополнительно понадобятся следующие расходные материалы:

    • жесть толщиной 0,2…0,5 мм;
    • обезжириватель — уайт-спирит, бензин «калоша»;
    • ветошь;
    • щётка с металлическим ворсом, крупная наждачная шкурка, ножницы по металлу.

    Кусок жести можно вырезать из оцинкованного профиля, используемого для монтажа гипсокартонных систем.

    Перед заделкой свища желательно снять глушитель, иначе вы рискуете пропустить другие дефекты. Исключение — герметизация отверстий в нижней части банки, в данном случае демонтировать секцию необязательно. Как правильно закрыть свищ:

    1. Щёткой и наждачной бумагой очистите место дефекта от грязи и ржавчины. Операция позволяет выровнять поверхность и максимально проявить место повреждения.
    2. Заготовьте жестяной хомут — вырежьте полосу по размеру дефекта.

    Когда герметик застынет, заведите мотор и убедитесь в отсутствии прорывающихся газов. Ремонт с бандажом — временная мера, заплатки хватает на 1—3 тыс. км, потом глушитель всё равно прогорает.

    Видео: ремонт выхлопной с помощью герметика

    Назначение и устройство резонатора

    По строению резонатор похож на прямоточный глушитель — внутри цилиндрического корпуса проложена перфорированная труба без всяких перегородок. Разница заключается в перемычке, разделяющей банку на 2 резонаторных камеры. Элемент выполняет 3 функции:

    • воспринимает и предварительно глушит звуковые волны;
    • рассеивает часть теплоты, поступающей с продуктами горения;
    • продлевает срок службы главного глушителя.

    При работе двухкамерный бачок использует принцип резонанса — звуковые колебания многократно отражаются от стенок, сталкиваются со встречными волнами и взаимно гасят друг друга. На ВАЗ 2104 ставились 3 типа секций:

      Машины с карбюраторной системой питания оснащались длинным резонатором на 2 бачка. На модификацию с мотором ВАЗ 2105 объёмом 1,3 л устанавливался элемент с 1 банкой.

    Повреждения и неисправности резонаторных банок аналогичны секции основного глушителя. В процессе эксплуатации корпуса и трубы прогорают, ржавеют либо ломаются от внешнего воздействия. Способы ремонта идентичны — сварка, временный бандаж либо полная замена детали.

    Видео: как заменить резонатор на классических моделях ВАЗ

    С годами становится труднее отыскать качественные запчасти для отечественных автомобилей, давно снятых с производства. Практика показывает — лучше многократно ремонтировать оригинальный заводской глушитель, чем покупать деталь неизвестного происхождения, которая буквально рассыплется спустя 10 тыс. км. Второй надёжный вариант — понести финансовые затраты, но поставить долговечную выхлопную трубу из нержавеющей стали.

    От чего зависит цена?

    Для изготовления корпуса и трубок качественных узлов используют специальные нержавеющие и жаростойкие стали, рассчитанные на работу при постоянной термической нагрузке с резкими перепадами температур. Такие глушители служат дольше, но они самые дорогие. Долго прослужат и запчасти из алюминизированных сталей или алюмоцинка. Для удешевления стоимости иногда используют «черные» сплавы.

    Чем больше объем глушителя, тем лучше. Другие факторы, повышающие срок эксплуатации и увеличивающие стоимость узла — более толстые стенки и сложная внутренняя конструкция, а также дополнительная термозащита.

    Резонатор

    Назначение и конструкция глушителя автомобилей ВАЗ 2104–2107

    Отработавшие газы вырываются из цилиндров двигателя под высоким давлением и с сильным шумом. Глушитель принимает и замедляет газы, преобразует их кинетическую энергию в тепловую, сглаживает пульсации и приглушает звук, затем выпускает ослабленный выхлоп в атмосферу.

    Таки образом, среди основных функций глушителя:

    • уменьшение шума работы мотора;
    • преобразование энергии отработавших газов;
    • безопасный выпуск газов в атмосферу.

    В обиходе глушителем называют выпускной тракт или систему выпуска отработавших газов. На самом деле он лишь один, хотя и самый важный, элемент топливной системы. У автомобилей ВАЗ классической компоновки она состоит из подсоединённой к выпускному коллектору двигателя приёмной трубы, дополнительного (резонатора) и основного глушителя.

    У автомобилей ВАЗ классической компоновки система выпуска отработавших газов состоит из подсоединённой к выпускному коллектору двигателя приёмной трубы, дополнительного и основного глушителя

    Всё перечисленное находится под днищем автомобиля. Элементы системы — труба, резонатор и глушитель — крепятся друг к другу хомутами. Приёмная труба жёстко прикручена к коллектору и крышке коробки передач, корпус основного глушителя подвешен к кузову резиновыми ремнями, выхлопная труба — с помощью резиновой подушки.

    На Политбюро министр автомобильной промышленности Александр Михайлович Тарасов выступил с докладом, в котором рассказывал о положении дел в автопроме и говорил о необходимости постройки нового завода с использованием зарубежного опыта, а Дмитрий Фёдорович Устинов, бывший глава Минобороны, курировавший вопросы военно-промышленного комплекса, возразил, что имея такую «оборонку», ничего не стоит построить новый завод собственными силами. И тогда Косыгин предложил строить два завода — один по советским «лекалам», а второй — с иностранцами. Идея была принята, и в результате появилось два на 220 000 автомобилей в год и ВАЗ с годовой мощностью в 660 000 авто.

    Иннокентий Кишкурно

    Колёса

    Где находится и принцип его работы

    Глушитель устанавливается на днище автомобиля в конце выхлопной системы.

    Как правило, перед ним, ближе к двигателю, устанавливается резонатор, который уменьшает низкочастотные колебания и в выхлопной системе играет роль дополнительного компонента.

    Не смотря на, казалось бы, небольшие размеры устройства, звуковая волна проходит через него несколько километров. Достигается это наличием внутри глушителя лабиринтов, которые ослабляют звуковые волны.

    Чем больше расстояния проходит волна, тем больше энергии она теряет и тем меньше становиться звук.

    Чтобы разобраться из чего состоит глушитель, нужно понять, какие виды устройств бывают и чем они отличаются друг от друга.

    Замена и ремонт глушителя автомобилей ВАЗ 2104–2107

    Для замены глушителя понадобится:

    • смотровая яма или подъёмник;
    • отвёртка;
    • набор автомобильных ключей;
    • молоток.

    Снятие и установка глушителя

    Чтобы демонтировать «глушак», отремонтировать его, а затем вернуть на место, придерживайтесь такой последовательности действий:

    1. Загоните машину на смотровую яму. Заглушите двигатель, выключите зажигание. Обождите, пока остынет выпускной коллектор.
    2. Разогните крючья резиновых ремней подвеса глушителя.

    Разогните с помощью отвёртки крючья резиновых ремней, на которых подвешен глушитель

    Открутите гаечным ключом крепление выхлопной трубы к резиновой подушке

    Ослабьте хомут между трубами основного и дополнительного глушителя

    Аккуратно выбейте резонатор из крепления, ударяя молотком через деревянную прокладку

    Открутите приёмную трубу от кронштейна коробки передач

    Аккуратно отогните стопоры и открутите приёмную трубу от коллектора

    Новый глушитель установите в противоположной снятию последовательности. При этом не используйте бывшую в употреблении прокладку. Трубы в местах соединения хомутами перед сборкой обработайте графитной смазкой.

    Видео: замена глушителя ВАЗ 2107 в гаражных условиях

    На ВАЗе в 1979 году специально для «дорогого Леонида Ильича» построили автомобиль, который получил обиходное название «полседьмого». Случилось это после представления руководству страны моделей ВАЗ-2105 и 2107, до серийного производства которых было ещё довольно далеко, а Брежнев пожелал подарить такую машину кому-то из членов семьи. В результате появился уникальный автомобиль, кузов и интерьер которого представлял гибрид «шестёрки» и «семёрки» – отсюда и название.

    Иннокентий Кишкурно

    Колёса

    Как отрегулировать зазор между клапаном и блоком цилиндра?

    1. Используем щуп толщиной 0,15 (мм). Он должен подлазить под клапан с небольшим натягом (не сильным и не слабым). Если щуп проваливается в зазор или наоборот не влазит, то с этого момента начинается регулировка клапанов на ВАЗ 2105.
    2. Одним ключом ослабляем нижнюю контргайку, вторым ключом проворачиваем винт хода клапана (вверх или вниз, зависимо от результата проверки щупом).
    3. Затягиваем контргайку без особого фанатизма.
    4. Делаем контрольную проверку щупом на 0,15 (мм).

    Надеюсь, инструкция доходчива и понятна.

    Материал по теме: Замена моторного масла и масляного фильтра на Лада Приора. Какое масло выбрать и как часто менять

    Дополнительная информация

    После регулировки собираем все элементы двигателя на место (крышку клапанов, кожух ремня ГРМ, корпус воздушного фильтра).

    Делаем пробный заезд, прислушиваемся к звуку. На этом самостоятельное обслуживание клапанов ГРМ можно считать успешно выполненным.

    Обратите внимание, что ВАЗ 2105 является классикой ушедшего в прошлое советского автопрома. К классической линейке также можно отнести и ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2104 и ВАЗ 2106. Начиная с ВАЗ 2107 в автомобилях используется инжекторная система подготовки горючей смеси

    То есть, семерка уже к классике не относится. Порядок регулировки клапанов 2105, а также 2101, 2102, 2103, 2104 и 2106 полностью одинаков. То есть, классика настраивается по одному и тому же принципу.

    Начиная с ВАЗ 2107 в автомобилях используется инжекторная система подготовки горючей смеси. То есть, семерка уже к классике не относится. Порядок регулировки клапанов 2105, а также 2101, 2102, 2103, 2104 и 2106 полностью одинаков. То есть, классика настраивается по одному и тому же принципу.

    Начиная с ВАЗ 2107 настраивать работу ГРМ нужно уже по-другому. Регулировка клапанов у ВАЗ 2107 проводится на более тонком уровне. С этой работой смогут справиться только автослесаря должной квалификации. Без солидного опыта обращения с транспортом к ГРМ ВАЗов, начина с семерки, лучше вообще не лезть. Проще отогнать машину в ближайшее СТО.

    Надеюсь, статья, как проводится регулировка клапанов ВАЗ 2105, оказалась полезной. Ровных вам дорог и меньше поломок.

    1. Необходимый инструмент
    2. Признаки нарушения зазора клапанов
    3. Порядок проверки зазора клапанов
    4. Регулировка зазора клапанов
    5. Видео на тему: Регулировка клапанов своими руками на Жигулях

    Особенностью автомобилей ВАЗ, относящихся к «Классике», а именно модели ВАЗ-2101-2107, является использование силовых установок, конструктивно очень схожих. Отличаются в основном двигатели этих моделей некоторыми техническими характеристиками. Благодаря этому многие выполняют обслуживающие и ремонтные работы самостоятельно.

    Для стабильной работы силового агрегата данных авто требуется периодическая регулировка клапанов. Стоит отметить, что выполнение этой операции у двигателей ВАЗ «Классика» выполняется путем регулировки зазора между рычагом привода клапана и кулачком распределительного вала. Поскольку на «Классике» данная операция производиться одинаково для разных моделей, рассмотрим последовательность работ на примере одной модели — ВАЗ-2105

    Регулировку можно проводить как на холодном двигателе так и на теплом, для этого соответственно используются щуп 0,15 или 0,20 мм.

    Но для более точной регулировки клапанов работы нужно проводить на холодном двигателе.

    Как связаны стук и положение глушителя

    Если глушитель вдруг начал стучать о какие-то места автомобиля, найдите источник посторонних звуков. Обычно причина кроется в растянувшихся резиновых креплениях. После их замены стук прекратится.

    Иногда стук появляется после проведения работ, связанных со снятием глушителя. В этом случае посторонние звуки — следствие ошибок монтажа. Круглые трубы в местах соединений хомутами могут быть слегка повёрнуты относительно правильного положения: больше или меньше, чем требуется задвинуты одна в другую.

    Для устранения стука восстановите оптимальное положение элементов системы выпуска отработавших газов.

    Аналогичными способами — заменой резинок и коррекцией положения сочленений — «лечатся» провисшие глушители.

    Видео: ремонт провисшего глушителя ВАЗ 2106

    Нюансы ремонта глушителя

    Глушитель «классических» автомобилей ВАЗ, согласно рекомендациям изготовителя, ремонту не подлежит. При возникновении неисправности какого-либо элемента выпускного тракта деталь подлежит замене новой.

    На деле автомобилисты часто предпочитают устранять прогоревшие в глушителе дыры — самый распространённый дефект — с помощью сварки.

    О возникновении «свищей» свидетельствует изменение звука мотора и появление дыма из-под машины. Для поиска неисправности установите машину на эстакаду, осмотрите элементы системы выпуска отработавших газов.

    Если причина в прогоревшей прокладке, снимите глушитель и замените её. Когда есть помощник, можно обойтись без снятия всех элементов системы. Действуйте в следующем порядке:

    1. Открутите крепление трубы к КПП.
    2. Развинтите гайки крепления приёмной трубы к коллектору.
    3. Вдвоём с помощником стяните «штаны» со шпилек, одновременно вращая за изгиб трубы резонатора.
    4. Замените прокладку, установите трубу на место, закрутите крепления.

    Замена сгоревшей прокладки глушителя устраняет посторонние звуки из мотора

    Заваренный глушитель обычно служит меньше чем новый. Но и сварка обходится дешевле, чем покупка. Обычно при необходимости ремонта глушителя сваркой обращаются к профессионалам. Если есть оборудование, работу можно выполнить самостоятельно. Для этого понадобится:

    • сварочный аппарат;
    • заготовки для заплаток из листового металла толщиной 1–2 мм;
    • отрезок трубы такого же диаметра, как вышедшая из строя;
    • шлифмашина с отрезным диском по металлу;
    • металлическая щётка;
    • наждачная бумага;
    • термостойкая краска по металлу.

    Для ремонта глушителя придерживайтесь такой последовательности:

    1. Снимите глушитель с автомобиля.
    2. Наружным осмотром определите место неисправности и размеры повреждений.
    3. Если в корпусе глушителя значительное отверстие, оцените состояние внутренних деталей. Возможно, ремонт внешней поверхности не принесёт желаемого восстановления функций глушителя без замены внутренностей. В этом случае целесообразно обратиться к профессионалам или попросту поменять неисправную деталь на новую.
    4. Вырежьте прогоревший участок. Из заготовки сделайте заплатку большего размера, чем повреждение. Приварите заплатку поверх дырки сплошным швом.
    5. При повреждении в местах стыков трубы и корпуса глушителя вырежьте дефектный участок, замените повреждённую часть трубы, приварите отремонтированную трубу к глушителю сплошным швом.
    6. Отремонтированный глушитель очистите от грязи и ржавчины, окрасьте деталь двумя слоями термостойкой краски.

    Фотогалерея: сварка глушителя

    Видео: ремонт глушителя ВАЗов сваркой

    Замена и ремонт глушителя — грязная и трудоёмкая работа. Но ничего сложного в ней нет. Глаза боятся — руки делают.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]