Особенности конструкции и ремонт двигателя ВАЗ 2101


Характеристики мотора 2101

Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.

Прототип мотор 124 Фиат

Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:

ИзготовительВАЗ
Марка ДВСВАЗ-2101
Годы производства1970 – 1983
Объем1198 см3 (1,2 л)
Мощность47,2 кВт (64 л. с.)
Крутящий момент87,3 Нм (3400 об/мин)
Вес114 кг
Степень сжатия8,5
Питаниекарбюратор ДААЗ-2101 (вертикальный двухрядный, открытие дросселей последовательное)
Тип моторарядный
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндравозле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Допустимое короблениепрокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм
прокладка головки цилиндров 0,05 мм
Седло клапанаширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвалодин верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредваладиаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндракласс А – 76 – 76,01 мм
класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольцапоршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием
кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)
Диаметр поршнякласс А – 75,94 – 75,95 мм
класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазорыпоршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)
поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза
Кольцо компрессионное верхнее1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом0,03 – 0,07 мм
Коленвалчугун, литье
Количество коренных подшипников5
Диаметр шейки КП50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунныедиаметр шейки вала – 47,814 мм
толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвалапередний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм
задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм
Ход поршня66 мм
ГорючееАИ-92 (допускается А-76)
Нормативы экологииЕвро-2
Расход топливатрасса – 7,8 л/100 км
смешанный цикл 9,2 л/100 км

город – 12 л/100 км

Расход масламаксимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 21015W-30 и 15W-40
Объем моторного масла3,75 л
Периодичность заменыкаждые 5000 км
Температура рабочая80°
Ресурс моторазаявленный 200000 км
реальный 500000 км
Регулировка клапановгайками и щупом
Система охлажденияпринудительная, тосол-А40
Количество ОЖ9,75 л
Помпакрыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажиганиекатушка Б117А
Свечи на 2101оригинал – А17-ДВ, можно ставить любые подходящего размера с двумя электродами
Зазор между электродами свечи0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМдвухрядная роликовая, 114 звеньев
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрсухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтррекомендуемый Mann W914/2
Маховик129 зубьев, 0,62 кг
диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховикаМ10х1,25 мм, длина 23,5 мм
Маслосъемные колпачкипроизводителей Хорс или Corteco
Компрессиядавление в цилиндрах от 10 – 14 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла80°С
Температура срабатывания термостата80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктовСН <200%, СО <0,5%
Обороты ХХ850 –1000 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 37,24 Нм
маховик – 83,3 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.

Конструкция ДВС

Описание

Двигатель ВАЗ-2101 впервые увидел свет в 1970 году. Прототипом при его создании послужил известный ДВС FIAT-124. Но ВАЗ-2101 его копией не являлся. Имелись ощутимые расхождения даже в компоновке.

Например, распредвал на FIAT-124 имел нижнее расположение, а на ВАЗ-2101 он размещался сверху ГБЦ. Ощутимые расхождения имелись в размерах диаметров цилиндров и величине хода поршня.

Мотор представляет собой карбюраторный четырехцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 1,2 литра, мощностью 59 л. с и крутящим моментом 89 Нм.

Устанавливался на автомобили Лада:

  • 2101 (1970-1988);
  • 2102 (1971-1986);
  • 2103 (1972-1984);
  • 2105 (1980-1983).

Блок цилиндров чугунный, не гильзованный.

Поршни алюминиевые, с тремя кольцами, два из которых компрессионные и одно маслосъемное. Юбки покрыты оловом.

ГБЦ отлита из алюминия. К блоку крепится 11 болтами. Крышка головки металлическая. Распредвал изготовлен из высокопрочного чугуна, кулачки для повышения прочности подвергаются закалке. Гидрокомпенсаторов нет. Тепловой зазор клапанов регулируется вручную.

В качестве привода ГРМ используется двухрядная роликовая цепь.

Система питания стандартная для того времени. Включает карбюратор, топливный насос, соединительный трубопровод. Первоначально использовались карбюраторы «Солекс», впоследствии были заменены более совершенными «Озон».

Двигатель уверенно работает на низкооктановых сортах бензина. Кстати, он разрабатывался под бензин А-76.

В то же время кратковременная эксплуатация на АИ-95 значительного вреда мотору не приносит. Но в этом случае необходима корректировка зажигания.

В целом, ВАЗ-2101 особых хлопот автовладельцам не доставлял, но требовал к себе постоянного внимания.

Особенности конструкции

Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:

  • ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
  • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.

Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:

  • цепная передача ГРМ;
  • недоработанные модели карбюраторов;
  • капитальный ремонт через 20000 км пробега.


Цепь ГРМ

Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.

Механизм ГРМ

Преимущества

Положительных качеств у двигателя очень мало, поскольку это ранняя разработка от отечественных производителей. Но несмотря на это, они все же присутствуют в этом силовом агрегате:

  • Простота конструкции. Это главное преимущество силового агрегата, поскольку оно позволяет устранить большинство неисправностей самостоятельно в гараже с минимальными знаниями и набором инструментов.
  • Возможность работать практически на любом типе топлива. Небольшая степень сжатия дает возможность автомобилю с таким двигателем под капотом без особых проблем работать на бензине с небольшими показателями октанового числа.
  • Низкая стоимость запасных частей. Поскольку это отечественный двигатель, то приобрести запчасти на него можно по минимальным ценникам, а их доступность заставит позавидовать большое количество современных производителей.

Плюсы и минусы

В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:

  • шумная работа цепного привода;
  • повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
  • частая корректировка зажигания;
  • сложная регулировка клапанных зазоров.


Карбюратор Солекс

Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.


Карбюратор Озон

Недостатки

Силовой агрегат был разработан на основе прототипа мотора FIAT 124, поэтому он был не лишен и его характерных недостатков, которые беспокоили автовладельцев:

  • Так например, использование карбюраторов первого поколения привело к увеличению показателей расхода топлива. Даже в смешанном режиме этот 1,2 литровый мотор расходовал порядка 10 литров на 100 километров пробега.
  • Достаточно часто отмечались проблемы с зажиганием, которое постоянно требовало регулировки.
  • Также в процессе эксплуатации сбивались зазоры у клапанов, что приводило к проблемам в работе силового агрегата. В результате приходилось проводить сложный и трудоемкий ремонт со вскрытием клапанной крышки.

Техобслуживание

Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 год/20000
Зазор в клапане2 года/20000
Вентиляция картера2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
Топливопровод и крышка бака2 года/40000
Масло моторное1 год/10000
Фильтр масляный1год/10000
Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
Фильтр топливный4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
Жидкость охлаждающая2 года/40000
Датчик кислородный100000
Свеча зажигания1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной1 год

При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.

Положительные стороны двигателя

На “копейке” установлен 4-хцилиндровый рядный двигатель, распределительный вал находится в верхней части. Привод газораспределительного механизма на “копейке” осуществлён при помощи цепи. Если сильно не рвать мотор, то его ресурс – около 200 тысяч км. Стоит отметить, что несколько десятилетий назад проводились испытания двигателей, которые были установлены на автомобилях, колесивших по всему Советскому Союзу. В испытаниях принимали участие автомобили, которые ездили по пустыням, степям, в условиях вечной мерзлоты. Причем моторы прошли более чем 200 тысяч километров. И они ни разу не подвергались капитальному ремонту. Как показали проведенные проверки, они могли бы еще служить очень долго без ремонта. Их ресурс оказался довольно высоким. При этом масло в двигатель ВАЗ 2101 заливалось только то, которое рекомендовал производитель.

Неисправности: причины, устранение

В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:

ПоломкаПричинаУстранение
Дым сизого цветапорыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колецзамена расходных элементов и уплотнений
Перегрев ДВСполомка вентилятора или термостатазамена навесного оборудования
Расход масла увеличиваетсяпротечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндровзамена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец
Стукподшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапановзамена расходных элементов поле квалифицированной диагностики

Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.


Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

По отзывам автовладельцев ВАЗ-2101 является достаточно надежным двигателем. Чугунный блок цилиндров и простота конструкции ДВС для устранения мелких неполадок не представляли сложности. Неприхотливость к топливу и маслу так же подчеркивали надежность мотора.

Производитель установил ресурс пробега 125 тыс. км. На практике он значительно превышается. При нормальном уходе за двигателем пробег 250-300 тыс. км без капитального ремонта не является пределом.

Конечно, в двигателе немало проблемных мест (об этом несколько позднее). Но, во-первых, большинство из них провоцируют сами автолюбители, во-вторых, своевременное и качественное техническое обслуживание мотора в полном объеме сводит их негатив к минимуму или полностью исключает.

Многочисленные отзывы автовладельцев о двигателе так же подчеркивают его надежность. Например, Vovikas из Иркутска пишет: «…движок работает ровно, заводится с пол-оборота, едет шустро…». Алексей из Сарапула обращает внимание на отличный запуск двигателя в сильные морозы: «…уверенный запуск при -20֯, хороший при -30֯…».

Отрицательных отзывов меньше, но они есть. Как уже говорилось, множество неполадок возникает по вине самих автолюбителей. Василий из Сыктывкара подтверждает: «…мотор раскрутил до 8000 на третьей…немного загнуло впускной клапан в 4-м горшке…».

Комментарии, как говорится, излишни. Если кому-то кажется, что «копейка» со своим двигателем – болид, то переубеждать такого водителя в обратном бесполезно.

Грамотная эксплуатация и обслуживание делают ВАЗ-2101 практически не убиваемым.

Слабые места

Можно констатировать, что ярко выраженных слабых мест на двигателе нет. Почти все неполадки в моторе возникают не без помощи автовладельца.

Невозможность запуска двигателя. Причин этого явления множество. Основными считаются неисправности в системе зажигания, топливном насосе и карбюраторе.

Своевременное устранение обнаруженных неполадок, вовремя проводимое обслуживание и заправка качественным бензином существенно снижают возможность появления проблем с запуском.

Перегрев мотора. Обычно происходит из-за неисправного термостата, загрязненных элементов системы охлаждения или отказа в работе водяного насоса. Постоянный контроль за температурой ОЖ исключает опасные последствия перегрева двигателя.

Нестабильная работа ДВС на оборотах холостого хода, троение. Чаще всего причина кроется в засоренном карбюраторе.

Неполадку может вызвать неисправность в системе зажигания (неисправная свеча, неудовлетворительное состояние контактов в прерывателе-распределителе, пробой изоляции высоковольтных проводов).

Падение мощности агрегата. Здесь проблему нужно искать в топливном насосе, карбюраторе, увеличенном зазоре контактов прерывателя, сбившемся угле опережения зажигания, разрегулированных клапанах. Износ ЦПГ так же не способствует увеличению мощности двигателя.

Вывод: слабые места в двигателе имеются, но их негативное воздействие напрямую зависит от отношения автовладельца к мотору.

Ремонтопригодность

ВАЗ-2101 отличается высокой ремонтопригодностью. Автовладельцы отмечают, что этот двигатель выхаживает по нескольку кругов. Этому способствует простота конструкции мотора и чугунный блок цилиндров, который можно растачивать неоднократно.

Двигатель легко ремонтируется своими силами в гаражных условиях. Доступность запчастей и их низкая стоимость на фоне отсутствия сложных регулировок делают процесс восстановления доступным почти каждому автолюбителю.

При подборе деталей и узлов для ремонта нужно обратить внимание на их подлинность. Сейчас при покупке очень легко нарваться на откровенную подделку, использовав которую все работы придется делать заново.

О приобретении контрактного двигателя речь не идет, поскольку найти достойный экземпляр довольно проблематично.

Запчасти-аналоги так же в дефиците. Но имеется хорошая возможность подобрать нужные комплектующие с незначительно измененными конфигурациями. Такая замена может положительно сказаться на улучшении технико-эксплуатационных показателей мотора.

Например, замена родного контактного прерывателя электронным (бесконтактным) повышает экономию топлива и увеличивает мощность ДВС.

Таким образом, в ремонтопригодности ВАЗ-2101 сомнений нет.

Тюнинг

  • Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
  • Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.

Частые вопросы

Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км

Расход масла — 700 гр. на 1000 км

Вес двигателя ваз 2101 — 114кг

Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621

Какое лить масло в двигатель ваз 2101: 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40

Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.

При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс ваз 2101 : 1. По данным завода – 125 тыс.км 2. На практике – 200 тыс.км

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]