2000 год принес за собой существенные изменения в требованиях к силовым агрегатам, поэтому мотор ВАЗ-2111 уже устарел. Это повлекло за собой задание перед инженерами компании спроектировать новый двигатель ВАЗ 11183, с которым они справились без особых трудностей.
Но только запуск производства пришлось отложить до 2004 года, поскольку на то было ряд существенных причин. У производителей действительно получился довольно интересный ДВС, который выгодно отличался своими характеристиками не только от предшественников, но и от заграничных конкурентов.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 1596 |
Максимальная мощность, л.с. | 80 — 84 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 120 (12) / 2500 120 (12) / 2700 120 (12) / 2900 125 (13) / 3000 132 (13) / 2700 132 (13) / 3800 |
Используемое топливо | Бензин АИ-95 Бензин АИ-92 |
Расход топлива, л/100 км | 7.8 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | распределенный впрыск топлива |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 80 (59) / 5100 80 (59) / 5200 81 (60) / 5100 81 (60) / 5200 82 (60) / 5100 82 (60) / 5200 84 (62) / 5200 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 75.6 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Скорость и экономия. Кто победит
Большой ресурс ремонтопригодности блока цилиндров, а также предусмотренные в соответствии ремонтной, конструкторской документации налаженное производство деталей с ремонтными размерами, позволяют ремонтировать ДВС и продлять жизнь автомобилям. Если объемы выпуска моторов вырастут, то разумно будет закупать дополнительное оборудование и организовывать производство деталей шатунно-поршневой группы в Тольятти.
Особенности
Очередной отечественный силовой агрегат удалось спроектировать и запустить в производство только в 2004 году. Достаточно большое количество элементов конструкции производители взяли с мотора ВАЗ-21114. Производство ДВС продолжалось достаточно долгое время, аж до 2017 года. В 20111 была выпущена модифицированная версия ВАЗ-11183-50, которая отличалась установкой электронного привода управления дроссельной заслонкой.
В строении мотора наблюдаются классические решения, поскольку он является рядным с четырьмя цилиндрами, обеспечивающими рабочий объем в 1.6 литра. Характеристики двигателя ВАЗ 11183 были достаточно хорошими, поскольку его мощность составляла 80 лошадиных сил, а крутящий момент в своем пиковом значении доходил до 120 Нм.
Большинство специалистов в сфере обслуживания и ремонта моторов заявляют о том, что силовой агрегат получил достаточно простую конструкцию и устройство, если сравнивать его с остальными отечественными ДВС, имеющими 8 клапанов.
Высокопрочный чугун оказался материалом, из которого отливался блок двигателя ВАЗ 11183. Высота этого элемента была увеличена на 2.3 миллиметра в сравнении с двигателем ВАЗ-2110. Гильзы отсутствовали, поскольку цилиндры вытачивались прямо в блоке.
Головка блока цилиндров изготовлена из алюминия. В её конструкции установлен один распределительный вал и 8 клапанов, по системе SOHC. Для того, чтобы получить повышенную степень сжатия, производители решили увеличить камеры сгорания. Тепловой зазор клапанов придется регулировать самостоятельно, так как гидрокомпенсаторы в силовом агрегате не предусмотрены.
Коленчатый вал был кованый и изготавливался исключительно из стали повышенной прочности. Его радиус кривошипа пришлось увеличить на 2.3 миллиметра для того, чтобы достичь хода поршня в 75.6 миллиметра. Привод газораспределительного механизма ременный. Если в приводе оборвет ремень, то двигатель просто заглохнет, и клапана не встретятся с поршнями.
Для нормального функционирования навесного оборудования использованы индивидуальные приводные ремни. В качестве системы питания использовался инжектор, работающий по принципу распределенного впрыска топлива в камеры сгорания. Многие говорят о том, что двигатель отлично чувствует себя на бензине АИ-92. Это вполне логично, поскольку производители сделали степень сжатия меньше 10.
Номер двигателя ВАЗ 11183 отыскать не очень трудно. Для этого потребуется просто открыть капот, и если стать лицом к автомобилю, то его можно заметить с правой стороны на торце остова над картером.
Слабые места двигателя ВАЗ 11183
Наиболее часто повторяющиеся слабые места Генератор . Неожиданно после покупки нового автомобиля Вы начали слышать непонятный гул под капотом? Причин может быть много, но циничная статистика укажет Вам на то, что скорее всего Вы столкнулись с разрушением подшипника генератора. Конструкция двигателя не предусматривает механизм регулировки натяжения ремня генератора, и водитель может проверить натяжение только поворотом полотна ремня на 90 градусов. Данная проблема устранима. Возможна установка доработанного механизма натяжения и регулировки ремня генератора, который присутствует в свободной продаже в магазинах автотоваров.
Дроссельная заслонка. В ходе произведенных модернизаций конструкторы смогли решить проблему быстрого загрязнения дросселя на предыдущих двигателях АвтоВаза и установить электронный привод дроссельной заслонки, но все же случается, что работа узла на двигателе Гранты огорчает плаванием оборотов холостого хода и самопроизвольной остановкой двигателя. Рецепт всё тот же – промывка дроссельного узла жидкостью для очистки карбюраторов.
Датчик массового расхода воздуха. Если вы заметили потерю мощности, рост расхода топлива и загоревшийся чек на приборной панели. Данные причины указывают на необходимость проведения проверки датчика массового расхода воздуха, для чего, необходимо вооружиться мультиметром и гаечным ключом на 10. Водитель должен найти в разъёме датчика жёлтый выход провода (он ближе к лобовому стеклу) и зеленый выход (третий слева с той же стороны). Эти выводы датчика как раз и нужны нам. В авто разных лет в электрических схемах цвета данных проводов могут отличаться, но места расположения выводов одинаковые. Для контроля работоспособности, делается замер напряжения между указанными выводами при включенной массе, на неработающем моторе. Щупы тестера по своему размеру способны пройти через резиновые уплотнители разъёмов, вдоль указанных проводов, не нарушая их изоляции. Включаем массу, подключаем мультиметр и наблюдаем. Напряжение на исправном датчике в состоянии будет составлять 0.996…1.01 Вольт. Если напряжение до 1 В, все в порядке — ищем причины дальше, если же выше – просто заменяем его новым и радуемся улучшению приёмистости и экономичности ДВС.
Преимущества
Двигатель ВАЗ 11183 инжектор 8 клапанов имеет достаточно большое количество положительных качеств, с которыми многие связывают его популярность. Владельцы машин с таким мотором отмечают следующие преимущества:
- Запас прочности основных элементов зарезервирован заводом. Это приводит к тому, что двигатель при правильном подходе отлично поддается тюнингу. При этом, увеличение мощности до 130-150 лошадиных сил никак не сказывается на его ресурсе.
- Многие говорят о том, что мотор получил намного больший ресурс, в сравнении со своими собратьями. Это вполне оправданное заявление, поскольку его начали собирать на компонентах улучшенного качества, поэтому при правильном подходе он может проехать намного больше.
- Мотор очень неприхотлив в эксплуатации. Особое внимание многие уделяют системе смазки, поскольку качество масла практически не имеет значения, так как в конструкции отсутствуют гидравлические компенсаторы. Конечно, стоит придерживаться рекомендаций производителя.
- Неприхотливость к топливу. Степень сжатия была повышена, но до разумных приделов, а система питания разрабатывалась таким образом, чтобы мотор хорошо справлялся с работой на бензине с низким октановым числом. Это отличное решение, учитывая качество отечественного бензина.
- ГРМ. Основное преимущество использования 8-ми клапанного механизма заключается в том, что в случае обрыва ремня не происходит контакта поршней с клапанами. Поэтому не стоит бояться того, что может потребоваться незапланированный ремонт.
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
По заключению сервисменов и автовладельцев ВАЗ-11183 является более надежным в сравнении с ранее выпускавшимися моторами концерна. Особенно заметно выросшее качество узлов и механизмов, применяемых в двигателе.
Производитель определил усредненный ресурс пробега. Реально он превышает более, чем в два раза заявленный. Этот факт наглядно подтверждает возросший показатель надежности агрегата.
Кроме этого отмечается неприхотливость двигателя в процессе эксплуатации. Особенно в этом плане выигрывает система смазки. Требования к качеству масла несколько занижены из-за отсутствия гидрокомпенсаторов. Стабильная работа мотора на низкооктановом бензине так же радует большую часть автовладельцев. Другими словами – повышена экономичность ДВС не в ущерб надежности.
Надежность системы ГРМ выше всяких похвал. Обрыв ремня привода не вызывает загиба клапанов, что избавляет автовладельца от дорогостоящего ремонта.
На различных форумах можно встретить такие отзывы: «… движок класс, тяга что надо, на малых оборотах на 3 в горочку, да еще и с грузом 4 чел. по 80 кг. Заливаю только 92, т.к. двигатель конструктивно очень прост, ему много и не надо, чтобы хорошо работать». Еще один – «…двигатель 1.6 восьмиклапанник по сегодняшним меркам – каменный век. Но присмотримся поближе как ведет себя на дороге. При полной загрузке мощности вполне хватает, ездил на ласточке 150 и запас ещё остался».
Таким образом можно сделать вывод, что ВАЗ-11183 вполне надежный и экономичный двигатель.
Слабые места
Любому двигателю присущи слабые места. Не избежал их и рассматриваемый агрегат.
Чаще всего автовладельцев настораживают возникающие стуки в моторе. Причем как на прогретом, так и на холодном. Здесь уместно заметить, что двигатель сам по себе является довольно громким в работе (конструктивная особенность движка). Но стуки могут вызывать и не отрегулированные клапана. В любом случае для выяснения причин громкой работы необходимо обратиться в автосервис.
Перегрев двигателя. Проблема характерна для всех вазовских моторов. Обычно решается заменой термостата.
Электрика. Так же является слабым звеном. Особенно различные датчики. Например, ДМРВ. Результат выхода его из строя – отказ работы двигателя (глохнет на ходу). Компьютерная диагностика ДВС поможет выявить образовавшуюся неисправность. Иногда начинает глючить ЭБУ. Так же, без компьютерной диагностики здесь не обойтись.
Троение ДВС на оборотах холостого хода могут вызвать не отрегулированные зазоры клапанов или прогоревшие клапаны. Причиной могут стать свечи зажигания. Истинную причину троения легко выявить на профильном СТО.
Подтекание масла – довольно частое явление. Проблема кроется в некачественных уплотнителях сопряженных деталей и узлов двигателя. Банальная подтяжка или замена сальника (прокладки) позволяет надолго забыть о течи масла.
В любом случае за двигателем нужно постоянно следить и своевременно устранять обнаруженные неисправности.
Ремонтопригодность
Ввиду простоты устройства двигатель легко ремонтируется даже в гаражных условиях. Чугунный блок цилиндров позволяет делать несколько полных капитальных ремонтов.
Запчасти в любом ассортименте можно приобрести в любом специализированном магазине. Главное – не нарваться на подделку. Дело в том, что рынок буквально наводнен контрафактной продукцией. Особенно запчастями для не дорогих автомобилей.
Проблемы
Но несмотря на достаточно продуманную конструкцию и достаточно большое количество преимуществ двигатель ВАЗ 11183 1.6 литра имеет и проблемы. Многие владельцы уже ни раз сталкивались с классическими поломками, поскольку мотор производится на протяжении длительного времени:
- Двигатель на холодную может начать работать очень громко, на манер дизельного. Многие не относят это к поломкам, а говорят что это просто особенность ДВС. Но посторонние стуки и шуми могут последовать из-за неправильных зазоров в клапанах. Если такое произошло на прогретом двигателе и с клапанами все нормально, то тут только в сервис.
- Постоянной причиной перегрева является поломка термостата, поэтому если его заменить, то все проблемы сразу уходят. С этим связано то, что отечественные запасные части не всегда отличаются нормальным качеством, а заменить их нечем.
- Автомобиль может просто заглохнуть во время движения. Первой и, наверно, единственной причиной тому является датчик массового расхода воздуха. Этот датчик начал глючить, поэтому его просто необходимо заменить на новый.
- Постоянно дискомфорт создается из-за течи масла, причем с таким часто сталкиваются даже владельцы новых машин. Основными местами, откуда происходит просачивание смазывающей жидкости являются сальники и прокладки, нередко можно увидеть её из-под клапанной крышки.
- Электрика тоже нередко вызывает проблемы. Электронный блок управления 11183 1411020 52 постоянно выходит из строя, поэтому его приходится менять. Благо дело, что отыскать такую запасную часть не составляет особого труда.
- Двигатель может начать троить. Это происходит крайне редко, но случается, поскольку прогорают клапана. Тому может быть две причины — несвоевременная регулировка или низкокачественное топлива. Но перед обращением в сервис нужно посмотреть состояние свечей и катушки зажигания.
- На холостом ходу могут начать плавать обороты, и причин для этого может быть несколько. Нередко виновником сбоев в работе двигателя являются глюки в датчиках, а также такое может случится если дроссельная заслонка сильно загрязнится.
- Бывают в таком силовом агрегате и критические поломки, которые легко диагностировать. Если во время разгона слышен глухой металлический стук, постепенно усиливающийся по мере набора скорости, то стоит подготовится к замене коренных или шатунных вкладышей.
Неисправности: причины, устранение
При обрыве ГРМ привода мотор 11183 не гнет клапана, однако в нем имеются следующие типовые поломки:
Плавающие обороты | 1)неисправность модуля зажигания 2)пробой прокладки 3)прогар клапана 4)выход из строя датчика ДПДЗ | 1)замена модуля 2)установка новой прокладки 3)замена клапана 4)ремонт или замена датчика положения дроссельной заслонки |
Посторонний шум | 1)разрегулировка зазоров клапанов 2)износ поршней 3)износ подшипников 4)выработка вкладышей | 1)регулировка прокладками клапанов 2)замена поршней, колец 3)замена подшипников 4)использование новых вкладышей |
Порыв ремня генератора | избыточное натяжение, заводской дефект | регулярная проверка, замена по мере необходимости |
Поскольку особенностью ДВС 11183 является продуманная схема клапанов и поршней, капремонт в большинстве случаев проводится в установленные сроки без дополнительных вложений пользователя.
Датчик ДПДЗ на 11183
Техническое обслуживание
Нормально и долго работать двигатель ВАЗ модель 11183 будет только в том случае, если его правильно обслуживать. В первую очередь каждые 45 тысяч километров пробега необходимо произвести замену ремня привода ГРМ. Вместе с ним также рекомендуется отрегулировать и клапана.
О замене масла также не стоит забывать. Несмотря на рекомендации производителя, на практике оказывается, что двигатель будет функционировать дольше и лучше, если менять смазывающую жидкость каждые 15 тысяч километров. Вместе с ней также нужно заменить и фильтрующий элемент.
В каких авто использовался?
Производителем АвтоВАЗ мотор 11183 использовался для комплектации нескольких моделей авто:
- Лада Калина – универсал, седан, хетчбэк;
- Lada Kalina II – второе поколение в аналогичных кузовах;
- Лада Гранта – седан, хетчбэк;
- 21101 – седан четырехдверный;
- 21112 – универсал пятидверный;
- 21121 – хетчбэк укороченный пятидверный;
- 2113 (с 2011 года) – хетчбэк трехдверный;
- 2114 (2006 – 2013 г.г.) – хетчбэк пятидверный;
- 2115 Лада Самара-2 (2007 – 2012) – седан компактный.
Лада Гранта лифтбек
Улучшенные характеристики двигателя обеспечивали спрос на машины подобной комплектации.
Модификации
В результате определенных доработок получился двигатель ВАЗ-11183-50, который не имеет принципиальных отличий от основной модели, но благодаря доработкам удалось увеличить мощность до 82 лошадиных сил, а крутящий момент вырос на 12 Нм. Экологическую норму также увеличили. Основным отличием является установка механизма электронного управления дроссельной заслонки, что позволило улучшить управляемость двигателем, но повлекло проблемы с датчиком ДПДЗ.
Инженеры путем доработок также справились с рядом постоянных проблем, например теперь в двигателе перестала загрязняться дроссельная заслонка. Результатом модернизации также стало повышение тяги мотора и улучшение его эластичности. Владельцы таких двигателей отмечают, что мотор стал немее капризным и более надежным, но одновременно с этим увеличился расход топлива.
Техобслуживание
По некоторой информации изменение индекса связано со сменой поставщика шатунно-поршневой группы, если в двигателе 21116 поставщиком выступала компания Federal Mogul, то в двигателе с индексом 11186 АвтоВАЗ самостоятельно освоил выпуск ШПГ. В прежнем катколлекторе с цилиндрическим блоком четыре канала, идущих от двигателя, сходились почти в одну точку, потоки выхлопных газов сталкивались, создавая дополнительное противодавление.