12 октябрь 2015 Лада.Онлайн 271 573 21
За работу всех систем современного автомобиля отвечают различные датчики. Они снимают показания и передают их электронному блоку управления двигателем (ЭБУ). В случае неисправности датчика в памяти сохраняется ошибка, а на щитке приборов в некоторых случаях появляется ошибка Check Engine.
Инжекторная система
В настоящее время автомобили стали совершеннее и технологичнее. Процесс управления с карбюраторного двигателя перешел на инжекторный. Инжектор двигателя автомобиля по сравнению с карбюратором намного надежнее.
Инжекторная система позволят более правильно управлять двигателем автомобиля, что позволяет экономнее расходовать топливо. Современные автомобили оснащаются только инжекторными двигателями, так как использования карбюраторного двигателя не целесообразно.
Инжекторная система использует большое количество различных датчиков, которые посылают сигналы на электронный блок управления двигателем. Так как в инжекторной системе используется большое количество датчиков, они довольно часто выходят из строя. Это связано со старением или же неправильной эксплуатацией автомобиля.
В данной статье речь пойдет про все датчики установленные на автомобили Лада, какую они выполняют роль и для чего нужны.
Предохранители и реле Lada Granta (ВАЗ 2190), 2011 — 2022
Большинство цепей питания электрооборудования отечественного седана и лифтбека защищено предохранителями. Мощные потребители тока подключены через реле. Защитные элементы установлены в монтажных блоках, которые находятся в подкапотном пространстве и салоне.
Рассмотрены схемы Лада Гранта (2190, 2191) 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2022, 2017, 2022 года выпуска.
В моторном отсеке
Для доступа к предохранителям, расположенным в блоке моторного отсека — поддев крышку, снимите ее с монтажного блока.
В салоне
Для доступа к защитным элементам монтажного блока в салоне автомобиля. Потянув, снимите крышку, преодолевая сопротивление фиксаторов. На внутренней стороне крышки есть актуальная схема расположения.
Общий вид. DELRHI
Датчик массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха он же ДМРВ, устанавливается на все инжекторные автомобили Лада и ВАЗ. Датчик расположен между гофрой впускного ресивера и боксом воздушного фильтра. Данный датчик участвует в процессе формирования топливно-воздушной смеси. Так же оценивает количество впускного воздуха, учитывая его температуру. При неисправности не всегда загорается лампочка «CheckEngine».
Признаки неисправности датчики:
- Потеря динамики автомобиля;
- Неустойчивый холостой ход;
- Подёргивания при движении;
- Затруднённый запуск мотора;
- Большой расход топлива;
Датчик скорости
Датчик скорости устанавливается на корпусе КПП, предназначен для измерения скорости автомобиля, и подсчета пройдённого километража. Так же датчик скорости подает показания для приготовления топливовоздушной смеси при движении авто. Можно заметить, что когда автомобиль катится на нейтральной скорости, то обороты ХХ немного выше, чем когда автомобиль стоит на месте. При неисправности практически всегда загорается лампочка «CheckEngine».
Признаки неисправности датчики:
- Нет повышенных оборотов при движении на нейтральной скорости;
- Спидометр не показывает скорость;
- Не работает одометр;
- Не работает ЭУР;
Ремонтируем вентилятор и радиатор
Нередко не работает регулятор печки на Приоре из-за того, что в теплообменник попало большое количество пыли или прочих мелких частиц грязи. Загрязнения со временем попадают внутрь отопительных устройств. Это не может не сказаться на производительности работы всей системы. Воздушные массы прогреваются плохо. Вы можете отметить, что печь работает только в 4 положении. В случае загрязнения можно просто поменять весь радиатор. Вынуть устройство нужно со стороны силового агрегата. Не забудьте предварительно слить из охладительной системы тосол, отключите стеклоочистители и провода, демонтируйте вентилятор полностью и выньте весь радиатор, сняв трубки, подводящие к нему.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости он же ДТОЖ. Устанавливается в корпусе термостата. Служит для приготовления топливовоздушной смеси при старте двигателя. Так же параллельно выносит показания температуры ОЖ на приборную панель автомобиля и включает вентилятор охлаждения двигателя. При неисправности лампочка «CheckEngine» не загорается.
Признаки неисправности датчики:
- Потеря динамики автомобиля;
- Неустойчивый холостой ход;
- Подёргивания при движении;
- Затруднённый запуск мотора;
- Большой расход топлива;
- Затруднённый пуск в холодное время года;
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведёт к прекращению работы двигателя.
Датчики, подключаемые к ЭБУ
Перечислим все элементы по одному:
Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).
Каждый элемент легко будет найти под капотом
Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).
Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, не сливая охлаждающую жидкость. А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Посмотрим на ещё одну картинку.
Подкапотное пространство и мотор 21124
Важно понять, где находятся следующие элементы:
Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.
Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала он же ДПКВ. Устанавливается на кронштейне возле шкива привода ремня генератора. Работает на законе электромагнитной индукции. Считывает показания с венца шкива привода генератора. Выставляет угол опережения зажигания (УОЗ). При неисправности лампочка «CheckEngine» загорается.
Признаки неисправности:
- Двигатель работает с перебоями;
- Двигатель не запускается (нет искры);
Артикулы
Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.
Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120
Перечислим артикулы остальных датчиков:
Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.
В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.
Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.
Датчик фаз
Датчик фаз устанавливается на двигателя с 16-ю клапанами, расположен возле топливной рампы. Основан на законе электромагнитной индукции, считывает показания с задающего шкива впускного распределительного вала. Учувствует в процессе образования топливовоздушной смеси для каждого цилиндра отдельно. При неисправности двигатель начинает работать в аварийном режиме. При неисправности практически всегда загорается лампочка «CheckEngine».
Признаки неисправности:
- Двигатель работает с перебоями;
- Увеличенный расход топлива;
- Не стабильная работа двигателя на ХХ;
Итого
Заводской показатель расхода топлива на Приора с двигателями на 16 клапанов составляет 6,6-6,9 литров на смешанную «сотню». В действительности же аппетит составляет от 8 до 14 л. зимой и 5,5-11 л. летом.
Повышенный расход топлива может быть вызван наличием неисправностей в топливной системе, в ЭСУД, забитым воздушным фильтром, засоренным катализатором, некорректной работой клапана продувки воздуха, подсосом воздуха. Давление в шинах и манера движения также предопределяют энергопотребление.
Рано или поздно эйфория от новой машины проходит, и владелец начинает все больше обращать внимание на стрелку уровня топлива, сопоставляя заявленные цифры производителя, с реальным состоянием дел. Зависимость этих значений от давления в шинах или неполадок системы зажигания понятна даже для начинающих автомобилистов. Но не всегда первопричина перерасхода горючего заключается только в этом, иногда источники проблемы приходится искать глубже.
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода он же РХХ устанавливается в дроссельной заслонке. Предназначен для регулирования ХХ на двигателях без системы «Е-ГАЗ». Довольно не надежный датчик и выходит из строя очень часто. Представляет из себя моторчик с червячной передачей. При не исправности лампочка «CheckEngine» не загорается.
Признаки неисправности:
- Не ровный холостой ход;
- Плавают обороты;
- Троит двигатель;
Неисправности и их устранение
Одна из проблем АПС Приоры — это реализация механизма обмена данными между иммобилайзером и ЭСУД автомобиля через линию диагностики. При этом возникают неисправности в системе — горит на панели приборов сигнал иммобилайзера и не заводится двигатель.
Код в иммобилайзере может сбиться:
- от подключения диагностического оборудования;
- от появления наведенных токов от передатчика сотового телефона,
- от перепадов напряжения в бортовой сети машины.
- от обнуления заряда в аккумуляторе.
В последних моделях Приоры была реализована процедура аварийного отключения противоугонной системы. Необходимо эту функцию активировать и зарегистрировать в ЭБУ пароль. Тогда при возникновении нештатной ситуации с АПС можно, манипулируя по заводской инструкции педалью газа, завести автомобиль, игнорируя блокировку иммобилайзера.
Датчик положения дроссельной заслонкой
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) устанавливается на дроссельной заслонке на автомобилях без системы «Е-ГАЗ». Предназначен для регулирования оборотов двигателя. Не надежный датчик, очень часто выходит из строя. При неисправности лампочка «CheckEngine» загорается не всегда.
Признаки неисправности:
- Не ровный холостой ход;
- Плавают обороты;
- Троит двигатель;
- При пуске двигателя повышенные обороты;
- Самопроизвольное повышение или понижение оборотов;
Датчик давления масла
Датчик давления масла устанавливается в головку блока цилиндров. Предназначен для показания давления масла и индикации давления масла при запущенном двигателе. Очень надежный датчик, выходит из строя крайне редко. Лампочка «CheckEngine» не загорается при неисправности.
Признаки неисправности:
- Постоянно горит лампочка давления масла;
- Не загорается лампочка давления масла при включении зажигания;
Датчик кислорода
Датчик кислорода устанавливается в выпускном коллекторе автомобиля. Служит для мониторинга выхлопных газов и корректировки топливовоздушной смеси. Надежный датчик выходит из строя крайне редко. При неисправности лампочка «CheckEngine» загорается не всегда.
Признаки неисправности датчики:
- Потеря динамики автомобиля;
- Неустойчивый холостой ход;
- Подёргивания при движении;
- Затруднённый запуск мотора;
- Большой расход топлива;
- Черный дым при езде на больших оборотах;
Ремонт лямбды на Приоре: как починить и особенности правильной очистки
Не имеет смысла ремонтировать кислородный датчик, если он прослужил уже более 100 тысяч км пробега. Такой промежуток времени изделия служат редко, и зачастую проблемы с ними возникают уже на пробеге от 50 тысяч км. Если причиной неисправности изделия является слабый отклик, то можно попытаться отремонтировать ее. Процесс ремонта подразумевает очистку поверхности от нагара. Однако удалить нагар не так просто, и проводить такую операцию с помощью металлической щетки нельзя. Причиной тому является конструкция изделия, так как наружная поверхность содержит слой платинового напыления. Механическое воздействие повлечет за собой его удаление.
Чтобы почистить лямбду, можно воспользоваться простой методикой. Для этого понадобится ортофосфорная кислота, в которую следует поместить датчик. Рекомендуемое время удержания изделия в кислоте — 20-30 минут. Для лучшего результата, наружную часть датчика следует снять. Сделать это лучше всего на токарном станке. После прочистки в кислоте, прибор следует просушить. Колпачок возвращается обратно путем его приваривания аргоновой сваркой. Чтобы не снимать защитный экран, можно сделать в нем небольшие отверстия, и через них выполнить очистку.
Возвращая деталь обратно на свое место, не забываем обработать резьбовую часть смазкой из графита, что позволит исключить ее прикипание к корпусу катализатора (выпускному коллектору).
Датчик детонации
Датчик детонации устанавливается на блоке цилиндров под впускным ресивером. Основан на принципе пьеза элемента. Измеряется детонацию двигателя и корректирует топливно-воздушную смесь. Довольно надежный датчик. При неисправности «CheckEngine» не загорается.
Признаки неисправности датчики:
- Потеря динамики автомобиля;
- Неустойчивый холостой ход;
- Подёргивания при движении;
Датчик кондиционера
Датчик кондиционера устанавливается под бампером рядом с датчиком температуры воздуха. Предназначен для включения кондиционера или же защиты от включения при низких температурах. Напомним, что кондиционер в автомобилях Лада работает только при температуре наружного воздуха от +5 градусов. Надежный датчик, поломок не выявлялось.
Признаки неисправности:
- Не включается муфта кондиционера;
Машиностроение шагает в ногу со времени поэтому довольно быстро появляются новые датчики в управлении двигателя автомобиля.