Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Автомобили ВАЗ имеют систему диагностики неисправностей, которая позволяет считывать и расшифровывать коды ошибок. На большинстве авто ВАЗ-2110 установлен контроллер старого типа «Январь-4». Сигналом обнаружения неисправности считается включение «CHECK ENGINE». Выявление неисправностей в таком контролере простое – коды ошибок вычисляются, начиная с цифры 12, и заканчивая 61. Для более современных моделей ВАЗ подходят электронные адаптеры ELM-327 с программой OBD-II.
Где находится диагностический разъём
На различных автомобилях семейства ВАЗ гнездо находится в различных частях машины. Рассмотрим несколько моделей в качестве примера:
- на ВАЗ-2112, как и на 2110, а также 2111, гнездо располагается правее водительского сиденья, сразу же под колонкой;
- на моделях 2108, 2109 и 21099 необходимое вам гнездо находится под бардачком, на специальной полочке;
- на машинах с европанелью его можно найти в центре консоли, около прикуривателя. Для его маскировки используется специальная декоративная крышка;
- на автомобилях Лада Калина разъем возле рычага переключения передач, он тоже скрывается под специальной крышечкой;
- на Лада Приора ищите сразу за бардачком, на стенке.
ВАЗ 2110
ВАЗ 2109 диагностическая колодка – удобство в обслуживании автомобиля
Бортовой компьютер в автомобиле – не острая необходимость, но полезный для автовладельца девайс, с помощью которого можно узнать техническую информацию о состоянии некоторых систем машины в режиме реального времени. БК на отечественных автомобилях ВАЗ 2109 – 2115 может быть установлен в случае, если автомобиль обладает системой впрыска топлива.
Как проводится диагностика авто
- Соединяете контакт «В», который имеет колодка диагностики и «массу»;
- Ключ в зажигании поворачиваете на третье положение, машину не заводите;
- Сначала лампа «CHECK ENGINE» 3-мя вспышками высвечивает код 12. Он показывает, что программы диагностики работают. На ВАЗ 2110 это происходит в таком порядке: лампа коротко мигает 1 раз (что следует считать обозначением цифры 1). После паузы, длящейся не менее 2-х секунд, мигает 2 раза подряд (двойка). Вот и получилась цифра два. И так повторяется 3 раза, чтобы водитель разобрал эти знаки;
- После того, как диагностическая программа заявила о своей исправности, она начнет высвечивать коды ошибок, если они конечно есть. Точно так же – вспышками и паузами.
Замена фильтра тонкой очистки топлива
Фильтр тонкой очистки бензина находится под капотом, если автомобиль карбюраторный. Он установлен на топливном шланге, который идет к бензонасосу. Чтобы заменить фильтр тонкой очистки, необходимо иметь всего лишь одну отвертку. Заменять его рекомендуется примерно через 15 тысяч километров пробега. На инжекторных авто такой фильтр находится сзади под днищем кузова. О его замене вы узнаете в другом обзоре.
Порядок выполнения работ:
- Открутите винты хомутиков.
- Вытащите фильтр из шлангов.
При замене фильтра обратите внимание на направление стрелки на корпусе, которая должна быть направлена в сторону топливного насоса.
Качество топлива влияет на состояние фильтра. Если вы производите заправку автомобиля на разных АЗС, в которых вы не уверены, то осматривайте фильтр чаще.
Засорение фильтрующего элемента приводит к рывкам при езде на высоких скоростях. А если загрязнение фильтра сильное, то и на малых скоростях. Если через прозрачный корпус виден грязный и мутный фильтрующий элемент, то произведите замену. На это уйдет всего несколько минут, не считая покупки в магазине. Зато вы сохраните нормальную работу двигателя и продлите его срок службы.
Расшифровка кодов ошибок
Первый символ — буква, обозначает блок неисправности:
- B — кузов;
- C — подвеска;
- P — двигатель (ЭСУД, КПП);
- U — шина обмена данными.
Второй символ — цифра, тип кода:
- 0 — SAE (стандартный);
- 1,2 — OEM (заводской);
- 3 — зарезервировано.
Третий символ — цифра, система:
- 1, 2 — топливная система;
- 3 — система зажигания;
- 4 — снижение токсичности отработавших газов;
- 5 — холостой ход;
- 6 — ЭБУ (ECU) или его цепи;
- 7, 8 — трансмиссия (АКПП).
Четвертый и пятый символ — цифры, непосредственно код ошибки.
Для диагностики ВАЗ 2114, 2113 или прошивки ECU автовладельцам, диагностам или механикам необходимо знать расположение OBD2 диагностического разъема, а так же его распиновку и тип. Для прошивки электронного блока или его замены нужно так же знать расположение ЭБУ и назначение выводов.
Первые выводы
Проанализировав общие результаты, можно сделать выводы:
- компрессия в 0-4 атмосфер свидетельствует о вероятном прогорании поршня, клапана или прокладки ГБЦ;
- компрессия в 4-6 атм. обычно свидетельствует о поломанных поршневых кольцах или перегородок между этими кольцами;
- если компрессия в каждом цилиндре примерно одинакова и составляет 8-10 атмосфер, то это свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы, поэтому необходимо готовиться к предстоящему капитальному ремонту двигателя;
- компрессия 12-12,5 атмосфер может быть у нового и обкатанного двигателя.
Если у автомобиля с приличным пробегом получились результаты, равные или превышающие нормальные, то это свидетельствует о возможном попадании масла в цилиндры. Вероятная причина этого – износ цилиндропоршневой груммы или направляющих втулок клапанов.
Теперь необходимо полученные данные сопоставить с результатами визуального осмотра.
Где находится разъем для диагностики у ВАЗ-2114
ВАЗ 2108—2115 с «европанелью» диагностический разъем находится перед КПП, прямо под прикуривателем. Колодка закрыта декоративной крышкой. На инжекторных моделях с 2002 года используется 12-ти контактный прямоугольный разъем.
Расположение разъема указано на схеме в позиции №8. Далее представлены наглядные фото диагностической колодки.
Фото расположения колодки:
Про ЭБУ и его расположению написано в статье «Диагностика ВАЗ 2114» . Далее представлена распиновка разъема OBD2 и назначение контактов электронных блоков управления, которые ставились на Четырнадцатые модели ВАЗ.
Тип разъема №1— 16-ти контактный разъем OBD-II в форме трапеции:
Марки и года: часть моделей после 2002 г., имеющих системы управления BOSCH MP7.0 Euro-3, BOSCH M7.9.7, Январь-7.2, Январь-7,3.
Тип разъема №2 — 12-ти контактный прямоугольный разъем: Марки и года: все инжекторные модели, кроме части моделей после 2002 г., имеющих OBD-II разъем
ВАЗ 2109 диагностическая колодка – удобство в обслуживании автомобиля
Место установки диагностической колодки авто ВАЗ 2109
Связь с электронным блоком управления (ЭБУ) основных узлов авто осуществляет колодка диагностики. На автомобилеВАЗ 2109 колодка диагностики находится с правой стороны под приборной панелью рядом с ЭБУ. Специальный диагностический прибор или подсчет чисел вспышек встроенной лампы «CHECK ENGINE» могут прочитать коды неисправностей автомобиля, которые хранятся в памяти ЭБУ. В статье предлагается познакомиться с порядком считывания кодов неисправностей в автомобиле ВАЗ 2109 и как все операции выполнить своими руками.
Распиновка OBD1 — 12 PIN (GM12)
Описание:
OBD1 (GM12) коннектор прямоугольный формы, состоит из 12 контактов.
Марки и года:
Все инжекторные модели, кроме части моделей после 2002 г., имеющих OBD-II разъем.
Доступ и расположение:
Открытый доступ. Расположен рядом с замком зажигания, частично закрыта кожухом рулевой колонки.
Распиновка:
M | L | K | J | H | G |
A | B | C | D | E | F |
Key * |
* Connector Keying — Конструктивный элемент разъемного соединителя, гарантирующий правильную ориентацию вилки и розетки.
Пример на фото:
Выводы и их назначение:
Вывод | Цвет | Назначение |
A | Масса | |
B | L-линия диагностики (не всегда разведена) | |
D | СО-потенциометр (не всегда разведена) | |
G | Управление бензонасосом | |
H | Питание +12В (не всегда разведена) | |
M | K-линия диагностики |
Распиновка разъема ODB: удобная схема расположения контактов
Чтобы собственноручно выполнить диагностику автомобиля ВАЗ-2110 через разъем, расположенный под рулевой колонкой, необходимо знать, куда подключать то или иное оборудование. Эту задачу существенно облегчает распиновка, которая представляет собой схему размещения контактов. В ней обозначены следующие основные выходы:
- А – к этому выходу подсоединяется масса от аккумулятора автомобиля;
- B – выход предназначен для подсоединения оборудования типа L-Line. Он применяется не на всех модификациях ВАЗ-2110, поэтому обязательно обращайте на это внимание, когда подбираете компьютерный сканер или адаптер;
- M – к этому выходу осуществляется подключение устройств типа K-Line. Они вполне заслуженно считаются оптимальным выбором для самостоятельной диагностики ВАЗ-2110, так как обеспечивают отличное взаимодействие с любой компьютерной техникой;
- H – выход, на который подается питание в процессе выполнения диагностических операций;
- G – очень важный элемент распиновки, так как именно он обеспечивает контроль безопасности всех проводимых процедур, исключает какие-либо замыкания или другие аварийные ситуации.
Такое обозначение контактов позволит вам избежать ошибок при подключении диагностического оборудования, а также качественно выполнить все необходимые работы. Теперь, когда вы знаете расположение разъема ODB, а также основных его компонентов, можно приступать к оценке технического состояния автомобиля.
Распиновка OBD2 — 16 PIN
Описание:
OBD2 коннектор в форме трапеции, состоит из 16 контактов.
Марки и года:
Бензиновые легковые автомобили и легкие грузовые автомобили, произведенные или импортируемые в США с 1996 года (американское законодательство CARB и EPA) и в Европе (EOBD) с 2000—2001 года (директива Евросоюза 98/69EG) и Азии (в основном с 1998 г.).
Доступ и расположение:
Распиновка:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Меньшая сторона трапеции |
Пример на фото:
Выводы и их назначение:
№ | Цвет | Назначение |
2 | J1850 Шина + | |
4 | Заземление кузова | |
5 | Сигнальное заземление | |
6 | Линия CAN-High, J-2284 | |
7 | К-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) | |
10 | J1850 Шина- | |
14 | Линия CAN-Low, J-2284 | |
15 | L-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) | |
16 | Питание +12В от АКБ |
Контакты диагностического разъема для используемых протоколов
Контакты 4, 5, 7, 15, 16 — ISO 9141-2.
Контакты 2, 4, 5, 10, 16 — J1850 PWM.
Контакты 2, 4, 5, 16 (без 10) — J1850 VPW.
Протокол ISO 9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 и отсутствием 2 и/или 10 контактов на диагностическом разъеме.
Если отсутствует контакт 7, в системе используется протокол SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation) или SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation).
Все три протокола обмена данных работают через стандартный кабель OBD-II J1962 connector.
Правильная схема соединения 12 PIN колодки с адаптером 16 PIN
Какие факторы могут влиять на измерения
- компрессией в 12 атмосфер может обладать лишь новый либо качественно отремонтированный автомобиль, например, после капремонта двигателя;
- холодный двигатель, не набравший рабочую температуру, будет обладать значительно меньшей компрессией;
- если аккумулятор подсел или начинает «сыпаться», то двигатель будет крутиться не так быстро, поэтому в этом случае компрессия будет меньшей;
- компрессия увеличивается за счет сгорания масла в цилиндрах – в результате его горения происходит уплотнение соединения.
- Записав все данные по замерам, необходимо их проанализировать. Разброс результатов всех цилиндров не должен превышать одной атмосферы. К примеру, если в одном цилиндре компрессия равна 9 атмосфер, а в остальных трех – 11, то в этом случае необходимо задуматься. Для более точного определения характера неисправности необходимо внимательно следить за показаниями манометра, а точнее за тем, как с каждым оборотом коленвала растет давление.
Если на первом обороте наблюдается низкое давление (3-4 атм.), а с последующими оборотами оно повышается, это свидетельствует об износе цилиндров или о проблемах с кольцами. В этом случае при добавлении в цилиндр около 10 кубиков моторного масла будет наблюдаться повышение компрессии уже с первым оборотом.
Когда на первом обороте наблюдается компрессия в 5-8 атмосфер, а с последующими оборотами картина практически не меняется, это свидетельствует о возможной деформации клапана или протекании прокладки головки блока цилиндров
Лада 2108 Сафари › Бортжурнал › Колодка диагностики. +немного запов
Общая схема подключения:
Не принципиально, но ССССССССР-е запы всегда радуют глаз, нарыл некие экз-ры:
Заглушки правого зеркала:
Приборная панель ссср)
Бензофильтр, спасибо за подгон thebestofmyself
Газовые опоры 3ей двери, т.к. мои уже мертвы (:
Бачок расширительный, старых запасов, мой был негерметичным:
Резина СССР ЕХ-85 (ЕХ — раннее название БЛ-85) и БЛ-85, тоже, соответсвенно новая и очень старая, 86ые,88ые года)
Штамповки старого образца (о них подробнее позже) — 88г.в.) Новые 2 шт. только(((
Нашлась арматура для карт дверей 2108, т.е. старого образца, с длинной ручкой. Где бы найти сами карты)))) За подгон спасибо //////Ник не могу вспомнить(((((
P/S/ Ищу карты старого образца в норм состоянии
Смотрите также
Комментарии 122
Разъём диагностики был у меня на машине 98 года. А поскольку у меня всегда под рукой была книга по ремонту, то я все непонятные разъёмы быстро определил по ней:) вот датчика в кпп не было. На бежевой датчик есть, но коробка уже 2110
Датчик ВМТ ставили до 1995 года, емнип.
Как обстоит езда на Ех-85, мне интересно?! )))
Несколько лет назад купил другу щиток приборов 2108, советский с тестовым «пробегом» 00002 по очень смешной цене.
Есть тот самый датчик ВМТ, вкручен сейчас в колокол кпп (та, что ссср). Если интересует — вышлю. Состояние правда хз.
Спасибо, такой есть но без тестера он скорее просто для красоты)
А, как тестером можно провести диагностику? И что за тестер?
Заглушки зеркал до сих пор на складе(где работал) лежат и левые и правые в большом количестве!
вынеси несколько комплектов, если есть еще
Заглушки зеркал до сих пор на складе(где работал) лежат и левые и правые в большом количестве!
Куплю если ещё остались.
И хотите сказать, что этот разъем можно использовать?
А почему нет, если есть прибор
У меня до сих пор датчик на КПП стоит. Все голову ломал, на кой черт он там нужен. Теперь уже знаю. Еще одна «фишка». Возле блока предохранителей (с правой стороны) у ранних (впрочем как и у других) моделей, есть «специфический» разъем, чем то напоминающий разъем прикуривателя. Это разъем под переноску, у которой с обратной стороны два магнита для фиксации к кузову (у меня она до сих пор служит верой и правдой). avtohpp-ru.1gb.ru/index.p…rer_ >
был у меня такой разъём. Переноску нашёл в гараже поздно, уже после продажи машины
У меня тоже разъем есть, думал для чего он, спасибо за статью. Надо будет на коробку глянуть, датчик посмотреть.
Старый расширительный и я бы с огромным удовольствием поставил! Зачетные мелочи… История!
а прибор для диагностики какой был?
их — море, даже от газели вроде подходит, но я не проверял, а так www.ebay.co.uk/itm/Lada-S…ain_3&hash=item540583a8d8
за эти деньги можно инжекторный двиг поставить и ещё на OBD хватит)
Elm 327 не подключается к эбу (электронным блоком управления): что делать?
Если адаптер elm327 не подключается к ЭБУ ваз 2114, то возможно, что Вы приобрели версию 2.1 либо версию 1.5, которая переделана из 2.1. Дело в том, что в таких устройствах используется другой вариант блютуз-модуля, поддерживающий работу лишь 2-х протоколов из имеющихся 6-ти. В этом случае адаптер соединяется со смартфоном/планшетом, но, при попытке соединения с ЭБУ авто, появляется надпись, что ЭБУ не отвечает.
Если же Ваш адаптер elm327 ваз 2114 действительно относится к версии 1.5 и имеет все шесть протоколов, то откорректировать работу и подстроиться под команды ЭБУ можно при помощи ручного введения строк инициализации.
Столь внимательное и ответственное отношение к техническому состоянию собственного автомобиля станет гарантией безопасности для Вас и Ваших близких. Поездки любой дальности перестанут быть испытанием собственного везения и превратятся в комфортные путешествия, приносящие максимум удовольствия.
Следует отметить, что подобные ситуации возникают довольно редко. Как правило, качественный автосканер, приобретенный у добропорядочного продавца, не преподносит обладателю никаких неприятных сюрпризов. Главное, чтобы в процессе покупки/заказа устройства была учтена марка машины, год ее выпуска и пр. Целесообразно уточнить у продавца, насколько хорошо адаптируется и работает elm327 на ваз 2114.
Проверка герметичности
Проверить герметичность цилиндра можно следующим образом:
- Промасленной тряпкой или ранее описанным устройством со свистком закрывается отверстие проблемного цилиндра.
- Также необходимо приподнять автомобиль (достаточно поднять одно ведущее колесо). Все будет намного проще, если имеется «кривой стартер».
- При включенной высшей передаче нужно крутить ведущее колесо или крутить двигатель с помощью кривого стартера на нейтральной передаче. Вращать коленвал необходимо до тех пор, пока не вылетит промасленная тряпочка или не начнет свистеть свисток. С помощью такого нехитрого способа можно определить такт сжатия в требуемом цилиндре.
- Далее автомобиль опускается, включается ручной тормоз и передача, после чего подозрительный цилиндра накачивается компрессором (в крайнем случае может быть использован воздух из колеса).
По шипению воздуха можно получить более точную картину:
- выходящий из соседнего свечного отверстия воздух свидетельствует о прогорании прокладки головки блока цилиндров;
- выходящий воздух из карбюратора свидетельствует о проблеме с впускным клапаном;
- шипение в глушителе свидетельствует о прогорании выпускного клапана. Побочным эффектом этой неисправности является «троение» и дымление двигателя. Такая проблема является наиболее распространенной;
- выходящий из отверстия вывода картерных газов воздух свидетельствует о прогорании поршня или износе колец.
Итак, с помощью вышеописанных несложных процедур можно точно определить, стоит ли покупать этот автомобиль (если целью диагностики являлось именно это), либо узнать, нуждается ли в ремонте ваша любимая машина.
Автомобили ВАЗ пользуются большой популярностью благодаря доступной цене, надежности и наличию запчастей на авторынке. Многие водители знакомы с конструкцией автомобиля, поэтому могут выполнить ремонт самостоятельно. В статье рассказывается о самодиагностике, рассматривается диагностическое оборудование, в том числе адаптер для диагностики на автомобиле ВАЗ.
Разъём OBD 2
На ВАЗ 21099, выпускаемых с 2002 года, стали устанавливать разъём диагностики, соответствующий стандарту OBD 2. Внешне от вазовского он отличается трапециевидной формой:
Осуществить диагностику на инжекторной ВАЗ 21099 можно с помощью автосканера (например, на базе процессора elm 327). Делается это с предварительной установкой приложения, продающегося в комплекте лицензионного сканера, даже при помощи смартфона. Войдя в установленное приложение, Вы легко установите коды ошибок, а также удалите их.
Правда, рынок завален китайской продукцией, которая «не видит» ЭБУ отечественных машин, поэтому у Вас есть два пути:
- перепрошить китайский сканер;
- приобрести кабель для диагностики, подключаемый к ноутбуку, марки Vag-com.
Если у Вас на машине «старая» колодка GM12, то подключиться к сканеру или кабелю поможет такой переходник:
Впрочем, в тех случаях, когда потребуется вывод ошибок на компьютер, а переходника нет, то подключиться можно, самостоятельно подсоединившись к любому из разъёмов для диагностики, используя такую схему соответствия:
Автомобили ВАЗ имеют систему диагностики неисправностей, которая позволяет считывать и расшифровывать коды ошибок. На большинстве авто ВАЗ-2110 установлен контроллер старого типа «Январь-4». Сигналом обнаружения неисправности считается включение «CHECK ENGINE». Выявление неисправностей в таком контролере простое – коды ошибок вычисляются, начиная с цифры 12, и заканчивая 61. Для более современных моделей ВАЗ подходят электронные адаптеры ELM-327 с программой OBD-II.
ELM327-адаптеры
Получив адаптер, следует проверить его версию, например, программой Torque. Для этого сначала спариваем адаптер с коммуникатором (планшетом) по Bluetooth, обычно используется ключ 1234. Далее подключаем питание адаптера. Подключать адаптер к диагностической линии автомобиля на данном этапе не требуется. Получив питание, адаптер включает красный светодиод. Теперь можно запустить Torque и дождаться, пока иконка адаптера перестанет мигать и станет постоянной. В этот момент на адаптере может начать мигать зеленый светодиод. Далее переходим из главного меню в раздел Adapter Status и смотрим пункт Adapter Version, там должно значиться «ELM327 V1.5». Если это так, благодарим продавца; если же стоит V2.1 или пусто, возможно, нам продали не то.
Стоит еще отметить, что после соединения с ЭБУ иконка автомобиля перестает мигать, горит постоянно, и начинает мигать желтый светодиод.
Если в вашем автомобиле (некоторые ВАЗ) стоит разъем не OBD-II, а так называемый GM-разъем или разъем OBD-I, к нему также можно подключиться согласно распиновке разъемов, используя 3 провода — «+», «-» и K-линия. Единственное, на что стоит обратить внимание: на этом разъеме не всегда присутствует напряжение питания («+»), т.к. этот пин подключен к бензонасосу, который отключается при включенном зажигании, но выключенном двигателе. Для надежности лучше запитывать адаптер от прикуривателя, а в разъеме подключать только K-линию.
Смотрите также
Комментарии 122
Разъём диагностики был у меня на машине 98 года. А поскольку у меня всегда под рукой была книга по ремонту, то я все непонятные разъёмы быстро определил по ней:) вот датчика в кпп не было. На бежевой датчик есть, но коробка уже 2110
Датчик ВМТ ставили до 1995 года, емнип.
Как обстоит езда на Ех-85, мне интересно?! )))
Несколько лет назад купил другу щиток приборов 2108, советский с тестовым «пробегом» 00002 по очень смешной цене.
Есть тот самый датчик ВМТ, вкручен сейчас в колокол кпп (та, что ссср). Если интересует — вышлю. Состояние правда хз.
Спасибо, такой есть но без тестера он скорее просто для красоты)
А, как тестером можно провести диагностику? И что за тестер?
Заглушки зеркал до сих пор на складе(где работал) лежат и левые и правые в большом количестве!
вынеси несколько комплектов, если есть еще
Заглушки зеркал до сих пор на складе(где работал) лежат и левые и правые в большом количестве!
Куплю если ещё остались.
И хотите сказать, что этот разъем можно использовать?
А почему нет, если есть прибор
У меня до сих пор датчик на КПП стоит. Все голову ломал, на кой черт он там нужен. Теперь уже знаю. Еще одна «фишка». Возле блока предохранителей (с правой стороны) у ранних (впрочем как и у других) моделей, есть «специфический» разъем, чем то напоминающий разъем прикуривателя. Это разъем под переноску, у которой с обратной стороны два магнита для фиксации к кузову (у меня она до сих пор служит верой и правдой). avtohpp-ru.1gb.ru/index.p…rer_ >
был у меня такой разъём. Переноску нашёл в гараже поздно, уже после продажи машины
У меня тоже разъем есть, думал для чего он, спасибо за статью. Надо будет на коробку глянуть, датчик посмотреть.
Старый расширительный и я бы с огромным удовольствием поставил! Зачетные мелочи… История!
а прибор для диагностики какой был?
их — море, даже от газели вроде подходит, но я не проверял, а так www.ebay.co.uk/itm/Lada-S…ain_3&hash=item540583a8d8
за эти деньги можно инжекторный двиг поставить и ещё на OBD хватит)