Датчик уровня охлаждающей жидкости: устройство, ремонт, замена, как сделать своими руками

28.06.2021

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Задачи датчика уровня антифриза
  • Принцип работы датчика уровня антифриза
  • Проверка уровня антифриза
  • Признаки неисправности датчика уровня антифриза
  • Замена датчика уровня ОЖ
  • Мнение автовладельцев о работе датчика уровня антифриза

Датчик уровня антифриза устанавливается далеко не на всех автомобилях, но является очень полезным контрольным прибором. Если до старта двигателя, на стоянке, уровень ОЖ легко проверить, подняв капот и посмотрев на расширительный бачок, то в движении уже так не получится.

К сожалению, на некоторых марках автомобилей этот датчик часто «капризничает», поэтому необходимо периодически проверять его работоспособность. Из нашего материала вы узнаете, по какому принципу работает датчик уровня ОЖ, как узнать, что он неисправен, и заменить в случае необходимости.

Задачи датчика уровня антифриза

Даже если у вас нет большого опыта владения автомобилем и транспортное средство куплено не так давно, вы наверняка знаете, что мотор – это самая важная его часть. Без ДВС невозможно движение авто. Поскольку работа двигателя связана с воспламеняющимися веществами, выделяется огромное количество тепловой энергии. При сгорании горючего появляется тепло, которое оказывает негативное влияние на элементы мотора, приводит к их поломкам.

Чтобы ДВС не перегревался, используются замкнутые системы охлаждения, они выполнены в виде соединенных патрубков и каналов. По такой системе постоянно циркулирует специальная жидкость, она забирает тепловую энергию от мотора, охлаждается в радиаторе. Затем антифриз снова поступает в двигатель, и цикл охлаждения повторяется множество раз, пока ДВС заведен.

Чтобы в системе охлаждения не повышалось давление, установлен расширительный бачок. Как только температура антифриза увеличивается, газ, образуемый из-за высокого давления, удаляется через специальное отверстие в расширительном бачке.

А также он необходим для того, чтобы контролировать количество охлаждающей жидкости, поскольку именно в расширительном бачке расположен датчик уровня антифриза.

Далее подробнее рассмотрим, что собой представляет этот элемент, поскольку он выполняет важнейшую функцию. С помощью этого датчика можно контролировать уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Герконовый датчик уровня антифриза устанавливается чаще всего. Он выполнен в виде усовершенствованного поплавкового устройства с механическим переключателем. Такой уровнемер является бюджетным, у него простая конструкция, он редко выходит из строя и предоставляет возможность отслеживать изменение уровня антифриза в широком диапазоне.

Герконовые уровнемеры подразделяются на множество видов. В самом простом из них механический переключатель поплавкового датчика заменен на геркон, это делается для того, чтобы устройство стало более надежным. Однако в большинстве случаев применяется схема с несколькими герконами и поплавком с магнитами.

Для большей наглядности рассмотрим конструкцию, которая встречается чаще всего. Датчик выполнен в виде трубки, по ней легко передвигается поплавок. В трубке расположены герконы, количество которых может быть больше или меньше, это зависит от требований к дискретности измерения.

Для изготовления корпуса герконовых датчиков применяют разные материалы, дешевле всего стоят пластиковые изделия. Модели с повышенной прочностью стоят дороже и изготавливаются из нержавеющих сплавов. Чтобы правильно выбрать изделие, учитывайте место, где будет расположен датчик, а также требования к механической прочности и надежности.

Как поменять датчик охлаждающей жидкости

1. Откройте капот и отсоедините клемму аккумулятора.

2. Демонтируйте с наружного разъема датчика штекер с проводами и открутите датчик.

Многие руководства подразумевают слив охлаждающей жидкости. В этой операции нет необходимости, поскольку данное действие никоим образом не влияет на процесс замены элемента. Именно поэтому, сливание ОЖ нецелесообразно и лишь увеличивает время проведения работ.

3. Установите новый датчик и закрутите его крышку крепления. Подключите штекер с проводами к его разъему.

4. Подсоедините клемму аккумулятора.

На этом замена датчика уровня охлаждающей жидкости завершена. Как вы заметили, это совсем не сложная процедура и выполняется без помощи специалистов автосервиса.

Принцип работы датчика уровня антифриза

Функционирует датчик уровня антифриза просто, именно поэтому является надежным.

Внутри устройства расположена обмотка, она образует электромагнитное поле. Вокруг нее находится поплавок (круглый магнит), он меняет сопротивление на выходе из обмотки. Подобная конструкция называется «геркон». Главный блок управления отслеживает показатели этого сенсора, изменяет данные в зависимости от сопротивления обмотки. В результате возможно точно контролировать уровень антифриза в системе охлаждения.

Датчик уровня антифриза расположен в бачке расширителя, чаще всего на дне емкости. Поэтому, если ОЖ превысит порог поплавка, датчик подаст сигнал блоку управления о том, что уровень имеет положительный допуск.

Когда уровень антифриза в расширительном бачке понижен либо повышен, произойдет изменение магнитного поля, пружинные контакты соприкоснутся и замкнут электроцепь.

Если уровень антифриза снизится, напряженность магнитного поля геркона упадет, благодаря пружинам контакты займут свое первоначальное положение. То есть при изменении уровня ОЖ происходит замыкание контактов. В электроцепи они выполняют несколько функций:

  • переключают;
  • замыкают;
  • размыкают.

Не важно, какая функция реализуется, происходит срабатывание цепи, в результате чего загорается индикатор на приборной панели. На современных авто лампочка загорается, когда датчик уровня антифриза сигнализирует, что ОЖ недостаточное количество: контакты размыкаются, включается цепь лампы. Когда контакты соприкасаются, цепь отключается и индикатор гаснет.

Когда объем антифриза в бачке недостаточный (ниже поплавка), датчик меняет сопротивление. Это приводит к тому, что электронный блок управления сигнализирует автомобилисту, что уровень охлаждающей жидкости слишком низкий и необходимо как можно скорее залить хладагент. Данная схема работы датчика уровня антифриза применяется чаще всего.

Когда же стоит думать о замене?

Утвержденный заводом-изготовителем график, указывает, что замена тосола на ВАЗ 2109 должна производится:

  • 1 раз в три года вне зависимости от пробега;
  • через каждые 60 тыс. км. пробега независимо от времени эксплуатации.

Целесообразность осуществления операции актуальна при проведении работ ремонтно-восстановительного плана с элементами «охлаждающего» контура, подготовка к которым предусматривает слив ОЖ. К таким работам можно отнести замену:

  • радиатора отопителя или теплообменника системы охлаждения;
  • термостата;
  • расширительного бачка;
  • центробежного насоса;
  • датчик температуры тосола.

Опытные механики не рекомендуют откладывать процесс смены тосола на длительное время. Потеря антикоррозионных и моющих свойств, снижение плотности жидкости способны привести к серьезным последствиям, требующим значительно больших капиталовложений, нежели операция по замене ОЖ.

Перед сменой рабочего вещества автовладельцу следует знать, какой объем системы охлаждения «Девятки» и сколько хладагента в нее войдет, чтобы купить необходимое количество жидкости для выполнения задачи. В пластиковый резервуар под капотом при смене войдет около 8,7 литра антифриза. Если рабочее вещество сливается из системы не до конца, то залить в нее получится примерно 7-7,5 л. Что касается контроля уровня, то он осуществляется по меткам расширительного бачка в моторном отсеке. Учтите, когда двигатель машины прогрет, объем жидкости может быть более высоким. Поэтому перед проверкой мотор нужно заглушить и дать ему остыть.

В идеале уровень хладагента должен находиться между двух отметок — MIN и МАХ.

Пользователь serber24 Sani4 в своем видео наглядно продемонстрировал процедуру смены антифриза в автомобиле ВАЗ 2109.

Проверка уровня антифриза

Опытные водители всегда перепроверяют показания датчика уровня антифриза. Для этого они осматривают расширительный бачок. Если двигатель холодный, то уровень хладагента должен быть между максимальной и минимальной отметками. На заведенном прогретом моторе уровень ОЖ может быть немного превышен.

Если же вы едете на автомобиле, при этом уровень хладагента резко упал из-за образования течи, узнать об этом, осмотрев расширительный бак, не получится: невозможно останавливаться каждые 15 минут и заглядывать в подкапотное пространство.

Рекомендуем

«Уходит антифриз из расширительного бачка: причины и диагностика» Подробнее
Поэтому и необходим датчик уровня антифриза, на показания которого следует ориентироваться.

Если образуется течь и хладагент вытечет, либо когда уровень антифриза станет ниже отметки min, датчик сигнализирует об этом. На панели приборов вы увидите мигающий индикатор. В этом случае следует незамедлительно прекратить движение, припарковать авто и осмотреть расширительный бак, чтобы выяснить причину поломки. Датчик уровня антифриза позволяет быстро определить, что есть неисправность, и не допустить перегрева мотора.

Рекомендуется проводить проверку уровня антифриза утром, когда мотор не заведен, поскольку ОЖ расширяется. Кроме того, следует проверять электрические контакты на схеме, приходящие к датчику. В большинстве случаев происходит повреждение проводки, ведущей к сенсору, с помощью которого отслеживается уровень хладагента.

Признаки неисправности датчика уровня антифриза

Благодаря тому что на автомобиле установлен датчик уровня антифриза, водителям не нужно постоянно проверять количество ОЖ в расширительном бачке. Однако этот прибор иногда ломается, как быть в такой ситуации?

Никто не сможет предугадать, когда датчик сломается. Если у вас подержанный автомобиль, нельзя полностью доверять показаниям этого прибора.

Когда датчик уровня антифриза неисправен, может произойти самое страшное: мотор перегреется. Чтобы не допустить такую серьезную поломку, следите за состоянием сенсора.

Важно регулярно менять датчик, ориентируясь на то, насколько активно вы эксплуатируете машину. Замену следует производить до того момента, когда датчик полностью станет неисправен. Так вы убережете ДВС от перегрева, предотвратив капитальный ремонт. Кроме того, вам не нужно будет постоянно осматривать расширительный бачок.

Понять, что геркон вышел из строя, вы сможете в ситуации, когда уровень хладагента ниже положенного, однако индикатор не горит. В редких ситуациях такое происходит из-за того, что лампочка перегорела либо вышла из строя проводка, но при этом сам датчик исправен. Но когда перечисленные элементы в порядке, это указывает на то, что пришло время для замены геркона.

Датчик температуры ваз 2109 инжектор где находится

Собственно однажды вижу как ползет стрелка ОЖ в красную зону. Вентилятор включился на 120, по компьютеру выдало 105градусов. Не откладывая заменил 2 датчика 1. ДТОЖ 2. Температурный датчик
Первый стоит на термостате, легко выкрутить и поставить, другой на головке под термостатом. Тосол в обоих случаях польется, главное успеть закрутить. Для всего этого нужно снять кожух воздушного фильтра.

В итоге после установки имеем среднюю температуру 80-81. Стрелка стоит на середине, а показывает 80градусов. Придется разбирать щиток для установления стрелки ОЖ в правильное положение. Или еще что то можно придумать?

Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой датчик включения вентилятора на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.

Замена датчика уровня ОЖ

Отремонтировать или восстановить датчик уровня антифриза в большинстве случаев не получится. Дело в том, что при производстве этого прибора корпус делают герметичным, его отливают в специальных формах. Разобрать и собрать такой элемент нельзя. Однако цена на новую деталь небольшая, поэтому проще не ремонтировать датчик, а просто заменить его.

Когда у вас нет возможности посетить СТО, при этом датчик уровня антифриза сломался, заменить его получится своими руками, даже если у вас нет опыта проведения подобного вида работ. Алгоритм действий следующий:

  • удаляем из расширительного бачка охлаждающую жидкость;
  • снимаем воздушный фильтр;
  • достаем датчик из резинового чехла.

Затем вместо него устанавливаем исправный геркон, ориентируясь на маркировку, расположенную на корпусе герметизированного переключателя. Для выполнения этой работы потребуется гаечный ключ на 21, он подходит практически для всех моделей датчиков.

Диагностика и ремонт

Проверить работоспособность датчика довольно просто. В большинстве случаев, система при его неисправности сразу же оповещает при помощи светового сигнала на приборной панели. Типичные признаки неисправности датчика температуры и уровня охлаждающей жидкости:

  1. Атипичное положение механического указателя или определенные коды при автоматическом контроле автомобиля;
  2. Перебои в работы двигателе на холостом ходу;
  3. Невозможность завести мотор;
  4. При работе горит радиатор;
  5. Громкие, необычные звуки двигателя при работе.

Мнение автовладельцев о работе датчика уровня антифриза

1. Почистил контакт, но ничего не изменилось.

«Откатал 25 километров, и на приборной панели выскочила надпись «Coolant Level Low», означающая, что уровень хладагента недостаточный. Также начал светиться индикатор, указывающий на перегрев мотора. Сразу же припарковал авто, проверил расширительный бачок, антифриза было достаточно. Продолжил движение, в течение всей поездки надпись то исчезала, то снова появлялась.

На следующий день добавил охлаждайки до максимальной отметки. Снова проехал 25 километров, и ситуация повторилась, как и вчера: индикаторы мигают, при этом охлаждайки в расширительном бачке достаточно.

Снял датчик, почистил контакт, но ничего не поменялось. Купил новый и установил. Теперь все в порядке, никаких ошибок не выдает. Старый датчик хочу отремонтировать, может, получится. Что касается инструкции и мигания, считают, что, когда моргает индикатор, значит уровень ОЖ недостаточный. Когда перегрелся мотор, то индикатор горит вместе со «стопом», какая надпись при перегреве появляется, я не заметил. У меня авто 2010 года выпуска».

2. Электронный блок управления выдает ошибки.

«Электронасос носит название «насос системы охлаждения», он расположен так, что его легко можно осмотреть: внизу с левой стороны края мотора, надеюсь, понятно объяснил.

Даже после замены электронасоса ситуация осталась прежней. Снова отправился на СТО, механик установил новый датчик уровня антифриза. Пока езжу на авто в тестовом режиме. Что сказали в автосервисе: когда происходит считывание кодов неисправности, ошибка электронасоса охлаждения прописывается, поэтому его решили заменить. Когда выходит из строя датчик уровня антифриза, на индикаторе отказ проявляется, однако сам он не прописывается.

То есть если при считывании кодов не обнаружили бы ошибки, механик поменял бы датчик уровня. Но поскольку насос охлаждающей системы был в отказе, решили, что причина в этой детали, и заменили его. Сейчас все работает без проблем. Я считаю, что неисправность возникла из-за датчика, но к этой поломке еще добавился электронасос системы охлаждения».

Принцип действия и измерения

В основном в автомобиле используются поплавковые датчики уровня жидкости. В момент, когда охлаждающая жидкость находится на нормальном уровне, магнитное кольцо воздействует на геркон (это магнитный переключатель, оснащенный контактами). В этот момент контакты датчика размыкаются, сопротивление находится в пределах 3300 Ом. Когда уровень омывающей жидкости падает, то поплавок вместе с магнитом опускается до уровня геркона, и тот замыкается контакты датчика. В этот момент раздается сигнал на приборной панели, контакты которой замыкаются на массе.


Фото – показания датчика

При этом кондуктометрические датчики и прочие измерительные устройства охлаждающей жидкости опрашиваются блоком управления каждую секунду. В случае неисправности измерителя или во время недостаточного сопротивления, для определения уровня не хватает данных.


Фото – датчик уровня топлива

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]