Какие вообще системы привода на авто существуют?
Классическая классификация подразумевает существование трех видов привода для машины. Это передний, задний и полный. Но внутри этих видов можно выделить еще несколько подвидов, знать о которых порой стоит при выборе автомобиля. Все понятно с передним и задним вариантом привода, но вот полный вызывает определенные вопросы, именно с ним возникает больше всего сложностей при подборе.
Итак, вот общепринятые обозначения разных типов привода:
- FWD (Forward Wheel Drive). Это традиционный передний привод, более 70% авто сегодня обладают именно таким вариантом передачи крутящего момента на колеса. Конструкция классическая, в большинстве случаев никаких подвидов и дополнительных параметров здесь выделить не получится.
- RWD (Rear Wheel Drive). Под этим обозначением кроется традиционный задний привод. Единственным различием данного варианта передачи момента является расположение двигателя, от чего зависит и конструкция трансмиссии. В 99% двигатель устанавливается в передней части, а момент передается через карданный вал. Но встречается и расположение мотора сзади.
- 4WD (Four Wheel Drive). Это классический полный привод, который может быть постоянным или подключаемым. Раньше такие виды технологий можно было легко узнать по двум рычагам в центральном тоннеле. Основное отличие – механическая блокировка дифференциала, чтобы была возможность передачи момента сразу на все колеса в равной мере.
- AWD (All Wheel Drive). Это современная адаптированная версия полного привода, когда электроника решает, какие колеса подключать к двигателю в конкретный момент времени. Сложная электроника и довольно слабая эффективность стали недостаткам первых машин с AWD, но сегодня все активно меняется.
Два последних вида полного привода можно также условно разделить на еще две группы. В первой будут машины с основным приводом на задние колеса и подключением передней оси. А во вторую группу будут входить изначально переднеприводные машины с подключаемым задним мостом.
Плюсы и минусы AWD
Сильные стороны технологии:
- относительная простота и дешевизна конструкции;
- полностью автономное управление;
- от водителя не требуется специальных знаний и навыков;
- высокая экономичность потребления топлива;
- программы прекрасно работают на грунте, песке, снеге;
- компьютер может предугадывать проблемы в движении;
- намного более высокая точность и скорость реакции на ситуацию;
- более щадящие нагрузки на двигатель и трансмиссию.
Слабые места All-wheel drive:
- нет пониженных передач и блокировок дифференциалов;
- программа может совершать ошибки и неадекватные действия;
- водитель, как правило, никак не может влиять на поведение AWD;
- трансмиссия, в большинстве случаев, менее надёжна на фоне 4WD;
- на шоссе машина теряет все преимущества полного привода;
- более ограниченные способности к транспортировке грузов;
- меньший дорожный просвет и клиренс по сравнению с 4WD.
Таким образом, выбор между автомобилями с 4WD и AWD напрямую зависит от того, в каких условиях вы планируете использовать авто. Если вам нужна повседневная машина, на которой можно иногда выбраться на природу, то AWD — идеальный вариант. Ну а для поездок на охоту или рыбалку в глубины дикой природы, или для перевозки грузов по остаткам разрушенных дорог пригодны только тяжёлые внедорожники или пикапы с постоянным полным приводом и комплектом внедорожных опций.
Полный привод: устройство и работа
Наибольшее распространение получила полноприводная трансмиссия с вискомуфтой. В ее состав входят МКПП или АКПП, сцепление, раздаточная коробка, карданные и главные передачи, межколесные и межосевой дифференциалы.
Такой вариант полного привода используется на авто с передне- и заднеприводной компоновкой. В первом случае КПП устанавливается поперек оси машины, во втором — вдоль. Это влияет на особенности конструкции «раздатки» и карданов.
Сцепление на МКПП выполняет две функции:
- предохраняет трансмиссию от перегрузок;
- обеспечивает кратковременное разъединение двигателя и КПП во время переключения скоростей.
АКПП оборудуются гидротрансформатором, выполняющим аналогичную функцию.
Раздаточная коробка, включающая понижающий редуктор и межосевой дифференциал, распределяет крутящий момент между осями и увеличивает его при включении «пониженной передачи».
Для улучшения внедорожных характеристик трансмиссия оснащается блокировкой межосевого дифференциала. В простейшем случае он автоматически блокируется вискомуфтой. В более продвинутых моделях используется многодисковая фрикционная муфта и дифференциал Torsen с самоблокировкой.
На машинах, рассчитанных на езду по бездорожью, устанавливается автоматическая либо ручная блокировка дифференциалов между колесами.
Работает система следующим образом:
- крутящий момент от мотора передается через сцепление на КПП;
- мощность двигателя распределяется по осям через раздаточную коробку;
- карданные передачи приводят в действие межколесные дифференциалы задней и передней осей.
Part-time 4WD: жёстко подключаемый полный привод
«Парт-тайм» — наиболее простая и кондовая система принудительно подключаемого полного привода, традиционная для внедорожников со времён военного Jeep Willys. Из-за своей утилитарности на современных машинах она встречается всё реже. Исключение — Suzuki Jimny, который даже в новом поколении 2022 года остаётся с тем же жёстким 4WD, что и все предыдущие «Джимники». Также part-time используют все УАЗы (включая «Патриот»), Toyota Land Cruiser 70 («Охотник»), Fortuner и FJ Cruiser; Jeep Wrangler и многие пикапы: Toyota Hilux, Tacoma и Tundra; Nissan Navara и NP300, Mazda BT-50. Чаще «парт-тайм» встречается на старых моделях: Suzuki Escudo/Grand Vitara (до 2005 г.), Nissan Safari/Patrol (до 2010 г.) и других.
Схему part-time называют жёсткой, поскольку при включении 4WD передняя и задняя оси машины связаны напрямую, без дифференциала. О конструкции дифференциала и его роли в автомобиле лучшее видео сняли в General Motors ещё в 1937 году. Оно настолько наглядно, что не требует перевода. Насладитесь довоенным отсутствием компьютерной графики:
Дифференциал позволяет колёсам ведущей оси вращаться с разной скоростью, что нужно при поворотах. Если автомобиль полноприводный и ведущих осей две, то между ними также необходим дифференциал. Как уже говорилось, в жёсткой схеме part-time межосевого дифференциала нет, что накладывает на такой полный привод ограничения: его нельзя использовать на асфальте. «Парт-тайм» создан для временного подключения: на грунте, в грязи, в песке, в снегу, на льду — везде, где колёса могут немного проскальзывать при повороте, компенсируя отсутствие дифференциала. При возвращении на чистый асфальт полный привод необходимо отключить. Кстати, не все владельцы тех же «Джимников» об этом знают, катаясь всю зиму с включенным 4WD. Последствия: повышенный износ резины и нагрузка на узлы трансмиссии, а также плохая управляемость — машина не хочет толком входить в повороты. Но и езда на заднем приводе зимой чревата заносами, ведь скользкий участок может возникнуть неожиданно. Поэтому схема part-time не слишком удобна в городских условиях и на высоких скоростях.
Подключаемая (part time)
В обычных условиях энергия мотора передается на одну ось (заднюю либо переднюю). При необходимости полный привод включается с помощью специального рычага или кнопки. Это самый простой и дешевый тип «four wheel drive», используемый для езды по бездорожью. В данной трансмиссии обычно отсутствует дифференциал, распределяющий момент между осями. Поэтому ее нельзя постоянно эксплуатировать на шоссе. В противном случае увеличивается расход топлива и ускоряется износ покрышек и трансмиссии.
На твердом покрытии нужно отключать полный привод. Его стоит задействовать только в грязи, песке, на льду либо в снегу. Его недостаток в том, что отсутствие дифференциала между осями ухудшает управляемость авто на льду и мокром асфальте.
Полный привод с муфтой
Плюсы:
- дешевизна и простота устройства;
- малая масса;
- возможность тонкой настройки системы.
Минусы:
- слабая надежность и стойкость к перегрузкам;
- нестабильность характеристик.
Жесткая блокировка дифференциала — это неплохо на бездорожье, но как заставить систему полного привода дозировать момент в динамике? Степень пробуксовки ведь всегда разная… Решение было найдено в середине 50-х годов.
Система Active Torque Split AWD для Mazda CX-7 с многодисковой муфтой вместо межосевого дифференциала
Обычный механический дифференциал дополнили вязкостной муфтой (вискомуфтой). Вискомуфта — это деталь, в которой ряды лопаток, связанных с входным и выходным валами, вращаются в специальной жидкости. Входной и выходной валы свободно вращаются относительно друг друга, но секрет муфты именно в наполнителе, который при повышении температуры увеличивает свою вязкость.
AWD или монопривод
AWD – это новый тип компоновки (монопривод), постепенно завоевавший автомобильный рынок. Он применяется на многих современных седанах, внедорожниках, кроссоверах: Ауди S4, Рено Дастер, Субару Форестер, Хюндай Грета. Модели с такой системой ездят в стандартной ситуации на одном приводе, но когда не хватает тяги, автоматически подключается вторая ось.
Хотя транспортные средства с All Whell Drive считаются внедорожными, таковыми они фактически не являются. Все четыре колеса здесь вращаются не постоянно, а время от времени. Обычное процентное соотношение усилия на мосты составляет 60/40 в пользу переднего. На Субару, Ауди и подобных им распределение осуществляется в пропорции 50/50.
Различают два типа AWD:
- постоянный (привод автоматически подается на обе оси, что обеспечивает преимущество на льду, снегу и грязи);
- подключаемый (вращение посылается только на одну ось, в зависимости от модели это может быть передний или задний мост).
Full-time 4WD: постоянный полный привод
В схеме full-time нет возможности отключить 4WD: ведущие колёса всегда связаны с двигателем, а для нормальной езды по асфальту между осями установлен третий — центральный — дифференциал. Такой тип привода называют «фултайм», постоянным полным. Им оснащены многие автомобили: Toyota Land Cruiser 80/100/200, Land Cruiser Prado; Volkswagen Touareg; Land Rover Discovery, Defender; и конечно, старушка Нива — с 1977 года! Список автомобилей с full-time 4WD очень велик и включает даже легковые автомобили и паркетники: Audi с классической трансмиссией Quattro, Toyota RAV4 первых двух поколений, Mark II и Crown в four-комплектациях; Suzuki Escudo/Grand Vitara 3 поколения, модели Subaru с трансмиссией VTD и другие. Правда, среди новых машин честный «фултайм» встречается всё реже.
Идеальна ли схема full-time? Разумеется, нет. Межосевой дифференциал классической конструкции («свободный» или «открытый») имеет существенный врождённый недостаток: он направляет тягу по пути наименьшего сопротивления. На практике это выглядит так: автомобиль с гордым шильдиком FULL-TIME 4WD попадает всего одним колесом в глубокий песок или грязь и не может тронуться — колесо в грязи беспомощно буксует, а все остальные стоят. 1WD! Всё потому, что дифференциалы (сперва межосевой, затем межколёсный) направляют крутящий момент на колесо, которое проще всего провернуть — то есть туда, где самое худшее сцепление с дорогой. Чтобы таких неловких ситуаций не возникало, требуется блокировка дифференциала — принудительное ограничение его стремления к свободному вращению.
Кнопка принудительной блокировки межосевого дифференциала
Способы блокировки центрального (межосевого) дифференциала у разных машин отличаются. У серьёзных внедорожников есть возможность принудительной 100-процентной жёсткой блокировки — в таком режиме полный привод фактически превращается в part-time, со всеми присущими этой схеме ограничениями (нельзя использовать на асфальте). У легковых машин и паркетников жёсткой блокировки обычно нет — вместо неё дифференциал автоматически блокируется вязкостной, гидро- или электромеханической муфтой. Такие решения не обеспечивают полной блокировки, поэтому даже старый «Равчик» на бездорожье неровня «Прадо», хотя формально у обоих честный «фултайм».
Кстати, распределение крутящего момента между передней и задней осями у full-time 4WD далеко не всегда 50/50. Для лучшей управляемости в современных машинах с постоянным полным приводом применяют самоблокирующиеся дифференциалы Torsen, которые могут смещать до 80% тяги на одну (обычно заднюю) ось, или добиваются того же эффекта с помощью электронной блокировки. Так автомобиль становится более предсказуемым в поворотах, ничуть не теряя в «честности» полного привода.
Плюсы и минусы part-time 4WD
✅ Простота и надёжность.
✅ Возможность отключать 4WD для экономии топлива.
⛔ Ограничения использования на твёрдых покрытиях.
⛔ Ухудшение управляемости в режиме 4WD.
Плюсы и минусы full-time 4WD
✅ Простота и надёжность.
✅ Возможность ездить на 4WD по любым покрытиям.
⛔ Необходимость блокировки межосевого дифференциала.
⛔ Повышенный расход топлива.
Постоянный полный привод (Full-time 4WD)
В машинах с таким типом трансмиссии усилие всегда передается на четыре колеса. Они разделяются с помощью межосевого дифференциала, который улучшает управляемость, уменьшает износ шин и снижает нагрузку на агрегаты. Для улучшения проходимости машины «Full-time 4WD» оснащаются блокировкой дифференциалов (межколесного и межосевого). Эта функция реализуется в двух вариантах: автоматическом либо ручном.
Такой тип машин наименее подвержен заносу и отличается наилучшей проходимостью. При наличии блокировки дифференциала ее нужно включать лишь перед преодолением грязи, снега, песка или затяжного скользкого подъема. В остальных случаях это лишь ухудшает ходовые характеристики и уменьшает срок службы покрышек и агрегатов.
Многорежимный полный привод (Selectable 4WD)
Самый лучший тип трансмиссии, сочетающий в себе преимущества всех вышеперечисленных. Единственный его недостаток — высокая цена. Автомобиль с многорежимным полным приводом может ездить с одной и двумя ведущими осями. Водитель сам выбирает состояние дифференциалов. На асфальте достаточно передней оси, на скользкой дороге следует включить постоянный привод на 4 колеса, а на бездорожье — заблокировать дифференциал (на наиболее тяжелых участках все три — межосевой и межколесные).
Автомобили с передним приводом FWD
Отсутствие дополнительных компонентов в задней части автомобиля означает, что больший процент его веса приходится на переднюю ось. Этот тип конструкции отличается более высокой устойчивостью к боковым порывам ветра и лучшим сцеплением с мокрой и заснеженной поверхностью. Однако езда по скользкой поверхности становится более сложной, когда задняя часть автомобиля загружена большим количеством багажа. Особенно это заметно при подъеме в гору.
Из-за двойной функции переднего моста — вождения автомобиля и поворота — передний привод не подходит для автомобилей с большой мощностью. Во время динамичных стартов и разгонов чувствуется, как руль «рвет» в стороны.
Передний привод также не приспособлен к агрессивному прохождению поворотов – колеса не способны эффективно передавать мощность и одновременно направлять автомобиль в нужном направлении. Речь идет о недостаточной поворачиваемости, на которую также влияет характеристика распределения веса переднеприводного привода.
Недостаточная поворачиваемость называется расширение изгиба. Она проявляется в том, что передние колеса теряют сцепление с дорогой и, как следствие, не в состоянии удерживать колею, заданную им положением руля. Это приводит к тому, что автомобиль выносится за пределы кривой.
Преимущества, недостатки и применение переднеприводного привода. Привод FWD, благодаря своим характеристикам, в настоящее время является самым популярным решением. Он используется в основном в небольших городских компактных автомобилях и седанах среднего класса. Из-за своих ограничений подавляющее большинство из них — автомобили малой или средней мощности.
Преимущества привода FWD
- Компактный багажный отсек и ровный пол на заднем ряду сидений;
- Меньший вес и более простая конструкция транспортного средства, что приводит к более дешевой эксплуатации;
- Более низкие производственные затраты на транспортное средство, что отражается на покупной цене.
Недостатки привода FWD
- Распределение веса может повлиять на устойчивость при разгоне и торможении;
- Хуже при большой мощности, чем другие типы привода.
Исключения из правила
Справедливости ради следует отметить, что схема part time не является панацеей от бездорожья или обязательной отличительной чертой профессионального внедорожника. Достаточно вспомнить Mercedes-Benz G-Class, Land Rover Defender и вообще продукцию марки из Солихалла, Toyota Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200, Mitsubishi Pajero и других серьезных «проходимцев», оснащенных системой постоянного полного привода, в которой тягу на все четыре колеса распределяет межосевой дифференциал.
Автоматически подключаемый полный привод (AWD)
Вот мы и добрались до условно «нечестных» схем автоматически подключаемого полного привода, которые с каждым годом становятся популярнее. Принцип их работы схож: в нормальном режиме автомобиль остаётся условно моноприводным, а вторая ведущая ось активно включается в работу лишь при пробуксовке первой. Конечно, безо всяких дифференциалов — чаще всего тяга передаётся через вязкостную или фрикционную муфту.
Автомобилей с различными вариациями AWD сегодня большинство: фактически, это почти все полноприводные легковушки и кроссоверы. Европейские производители массово применяют в своих системах 4WD муфту Haldex, которая насчитывает уже 5 поколений. Азиатские автоконцерны чаще конструируют что-то своё: ATC/DTC у «Тойоты» или Active AWD у «Субару» (да-да, отнюдь не все Subaru оснащены честным полным приводом).
Нужно признать, что системы AWD прогрессируют, активно изживая детские болезни прошлых лет, за которые многие автомобилисты их до сих пор не любят. В продвинутых системах запаздывания подключения 4WD свели на нет, постоянно подводя 5–10% тяги на задние колёса. Умная электроника сама выбирает подходящий режим, оптимально распределяя крутящий момент между осями. А отключение полного привода, когда он не нужен, ощутимо экономит топливо.
Электронные эмуляции блокировок дифференциалов неплохо справляются с диагональными вывешиваниями, когда приходится съезжать с асфальта. Но на серьёзном бездорожье с AWD делать нечего: буксование в грязи или глубоком снегу приведёт к быстрой поломке муфты и очень дорогому ремонту. Фактически, системы AWD — это «асфальтовый» полный привод, предназначенный для комфортной эксплуатации в городе и на трассе.
Автоматическая (Automatic 4WD)
Как и описанная выше система Part time, данный вид трансмиссии включается лишь при необходимости. Однако вместо водителя это делает автоматика. Подключение реализуется с помощью вискомуфты или многодискового сцепления под управлением электроники. Второй мост включается в работу при пробуксовке колес основного ведущего моста. Система обеспечивает хорошие ходовые качества на песке, грязи или нечищенной зимней дороге. Однако она плохо приспособлена для езды по бездорожью: второй мост подключается слишком поздно, когда первый уже забуксовал.
Подробнее о том, что же такое AWD
Итак, рассмотрим технологию AWD, а именно что это такое на практике в современной машине, и ознакомимся с термином «привод на все колеса».
Сам по себе принцип идеи этой технологии остроумен:
- Как известно, в каждом колесе приводную систему снабжают многими датчиками, сенсорами. Их задача – измерять, какая величина угловой скорости вращения и прочие важные параметры.
- Вся эта информация в автомобиле передаётся компьютеру. В нём происходит её расшифровка.
- Компьютер анализирует полученную массу данных в соответствии со своей программой. И зависимо от того, как себя ведёт каждое колесо, он делает оптимальное распределение мощности, крутящего момента. Причём не только по осям, но и отдельно по колёсам. Надо ли говорить, что это значит для автомобиля, насколько удобно и важно для него.
Чем отличаются разные типы полноприводных технологий?
Закономерный вопрос при покупке современных кроссоверов и внедорожников – в чем отличие AWD и 4WD. На самом деле, отличия заключаются в том, что в системе 4WD вы сами можете управлять процессами передачи крутящего момента на колеса, а в кроссоверной адаптированной версии электроника делает все за вас. Все меньше и меньше машин получают классический вариант 4WD, уступая место более дорогим и технологичным системам.
Как правило, в машинах c 4WD отключается передняя ось, а задняя имеет постоянное подключение к системе трансмиссии. В AWD все происходит наоборот. Механические блокировки, настройки и возможности управления системой привода – это исключительная привилегия настоящих джипов с 4WD.
В классической технологии применяется раздаточная коробка, в которой есть множество функций, а в современных машинах всю работу выполняет электронная система управления с множеством автоматических функций. Как видите, отличается 4WD и AWD довольно сильно.
Есть ли явные преимущества у технологий AWD
Чтобы проиллюстрировать ключевое явное преимущество технологии AWD перед иными подобного рода форматами привода на авто, представим себе поездку по обычной отечественной дороге, не идеальной, но и не разбитой вдребезги. Ясно, что для такой дороги использовать передний привод нет никакой нужды, поскольку это приведёт лишь к повышенному расходу горючего. Можно вполне обойтись приводом на два передних колеса: это даст не только экономию, но и неплохую управляемость машиной.
А вот совершенно иная картина. Так, вы попали на грунтовую ужасную дорогу, тем более после дождя, и она превратилась в сплошное месиво. Если использовать два ведущих колеса, далеко не уедешь, так как есть большая вероятность капитально «бросить якорь» в какой-либо вовремя не замеченной яме, полной жижи. Поэтому система AWD с помощью бортового компьютера в автоматическом режиме подключает к работе оба задних колеса. На них перебрасывается часть мощности мотора. Иначе говоря, автомашина становится полноприводной.
Что касается разницы с форматом 4WD, то с её помощью мощность между колёсами и осями она распределяется поровну. В нашем случае основную нагрузку практически получает передняя ось, забирающая более 60 % и вплоть до 90 % мощности, а также крутящего момента. Лишь отдельные марки автомобилей (например, Audi) распределяют их поровну, в соотношении 50 на 50. Если покупать машину, последний момент надо непременно учитывать.
Подведем итоги
Приобретая полноприводный автомобиль, необходимо отдельно учитывать, в каких условиях будет использоваться машина, с какими нагрузками и т.д. Для наибольшей тяги и мощности в условиях полного бездорожья полноприводная система 4WD с «раздаткой» будет лучшим решением. Такая трансмиссия отлично подойдет для буксировки или перевозки тяжелых грузов, преодоления сложных участков и т.п. Однако, расход топлива и затраты на обслуживание такой машины будут выше.
Данная трансмиссия конструктивно проще и дешевле, но на экстремальные нагрузки не рассчитана. В любом случае, потенциальный владелец должен учитывать рассмотренные выше нюансы, выбирая привод AWD или 4WD.
Источник
Какие есть недостатки у системы привода AWD
Важным отличием рассматриваемой системы привода от системы 4WD является также отсутствие пониженных передач, нет практической возможности и блокировать дифференциалы. Это не очень удобно при езде по бездорожью, вызывая справедливые нарекания многих профессионалов автодела, так как с помощью пониженной передачи можно было бы заметно повысить мощность, а блокирование дифференциалов исключило бы проскальзывание колес.
Поэтому ещё один немаловажный совет: если вы приобрели автомобиль, оснащённый системой AWD, постоянно помните, что в поездке главную роль вполне может сыграть не ваше водительское мастерство, а качество программы установленного на борту авто компьютера.
Плюсы и минусы автоматически подключаемого AWD
✅ Работа в автоматическом режиме без вмешательства водителя.
✅ Автоматическое отключение 4WD для экономии топлива.
⛔ Отказы и перегрев муфт при активном буксовании.
⛔ Невозможность использования на серьёзном бездорожье.
Как работает AWD
Типичный сценарий работы All-wheel drive таков. Представьте, что вы едете по нормальной дороге, пусть даже с кочками и лужами, но всё же далёкой от состояния бездорожья. Понятное дело, что в таких условиях полный привод ни к чему, потому что это вызывает повышенный расход топлива. Вполне достаточно привода на передние колёса — это и экономично, и обеспечивает хорошую управляемость.
Совсем другое дело, когда вы съезжаете на грунтовую дорогу, особенно если недавно прошёл дождь, и грунт превратился в грязь. На двух ведущих колёсах можно основательно «засесть» в какой-нибудь яме или луже. Поэтому бортовой компьютер AWD автоматически подключает задние колёса, перебрасывая на них часть мощности двигателя. Автомобиль становится полноприводным. Но и здесь есть некоторые отличия от традиционных полноприводных машин.
Традиционная технология полного привода — 4WD, как правило, распределяет мощность между осями и колёсами поровну. В случае с AWD почти всегда большую часть получает передняя ось, на неё приходится от 60 до 90 процентов мощности и крутящего момента двигателя. Лишь некоторые производители вроде Audi и Subaru предусматривают привычное равное (50/50) распределение между осями.
Ещё одно отличие от 4WD — отсутствие пониженных передач и возможности блокировок дифференциалов. Многим любителям бездорожья такое отсутствие «взрослых» опций не нравится, и их негодование вполне обосновано. Ведь пониженная передача значительно повышает мощность, которая подаётся на колёса, а блокировки дифференциалов исключают проскальзывание колёс. Без этих функций штурмовать серьёзное бездорожье довольно безрассудно.
Съезжая с асфальтированной дороги на автомобиле с AWD, помните, что успех поездки зависит, главным образом, не от вашего водительского мастерства, а от качества программы бортового компьютера. Некоторые производители привносят в All-wheel drive элементы традиционного 4WD, предусматривая ручное управление, но это редкость. В общем, AWD прекрасно подходит для езды по лёгкому бездорожью, но не по глухим глубоким топям.
Отличие 4WD от AWD
Говоря обобщённо, AWD предусматривает автоматически подключаемый полный привод, а в 4WD он либо постоянный, либо подключается и отключается вручную. Кстати, в автотематике ещё не вполне устоявшаяся терминология подчас нарушается, что ещё больше запутывает потребителя. Скажем, Ford Tempo и Subaru Justy в своё время «раскручивались» на рынке как авто, оснащённые AWD, хотя по сути регулировка функционирования ведущих мостов производилась в ручном режиме. А ведь есть в мировой практике ещё и такое понятие, как on «demand four wheel drive», т. е. подключаемый в случае надобности 4-колесный привод. Из него неясно, кто данной системой управляет – человек или робототехника. Так или иначе, виноваты в таком «винегрете» преимущественно безответственные СМИ, допускающие ляпсусы при публикации автообозрений, прайс-листов и пресс-релизов, а также интернет-копирайтеры, вольно-невольно искажающие информацию в погоне за уникальностью.
Part-Time 4WD появился первым и является самым простым и надёжным типом полного привода
Прежде автомобили были в подавляющем большинстве моноприводными, с задней (реже – передней) ведущей парой. Затем были созданы образцы с раздаточной коробкой («раздаткой»). Через неё тяга распределялась между осями в установленной конструкторами пропорции. Так появились первые вездеходы. Позже был изобретён ряд версий полноприводного варианта трансмиссии:
- Part-Time 4WD – частичный полный привод. Допускается лишь кратковременное применение системы данного типа, ибо на сухих твёрдых дорогах наблюдается её повышенный износ и выход из строя.
- Full-Time 4WD – тотальный неотключаемый привод. Крутящий момент непрерывно распределяется между мостами в соотношении, имеющем постоянную величину. Авто в таком приводном режиме перемещается по произвольной местности, однако для достижения подлинно внедорожных качеств он снабжается жёсткой блокировкой межосевого и межколёсного дифференциалов.
- AWD – полный привод, работающий в режиме автомата. Компьютер либо вискозная муфта определяют момент проскальзывания колёс самостоятельно, дополнительно подключая второй мост.