Устройство и ремонт выхлопной системы автомобиля ВАЗ 2107

Неполадки выпускной системы автомобиля ВАЗ 2107 распознать несложно — шум работы мотора дополняется ревущим звуком, доносящимся из-под днища машины. В 90% случаев автолюбитель может решить проблему самостоятельно путём замены либо ремонта прогоревшего глушителя. Нужно лишь разобраться в устройстве выхлопа, правильно диагностировать неисправность и поменять изношенный элемент.

  • Устройство и работа выхлопного тракта
  • Неполадки глушителя и других элементов
  • Как поменять основной глушитель

    Подготовка инструментария и рабочего места

  • Порядок замены

    Видео: замена глушителя ВАЗ 2107 в гаражных условиях

  • Ремонт мелких повреждений без сварки
      Видео: как заделать выхлопную без сварки
  • Какой глушитель можно ставить на «семёрку»
      Видео: изготовление прямотока своими руками
  • Что важно знать о резонаторе
      Видео: как снять резонатор ВАЗ 2101—2107
  • Назначение системы выпуска

    Перед сжиганием в цилиндрах двигателя бензин смешивается с воздухом и подаётся через впускной коллектор в камеру сгорания. Там смесь подвергается восьмикратному сжатию поршнями и воспламеняется искрой от свечи зажигания. В результате процесса образуется 3 составляющих:

    • теплота и механическая энергия, вращающая коленчатый вал;
    • продукты горения бензина — углекислый и угарный газ, окись азота и водяной пар;
    • сжигание под высоким давлением порождает звуковые колебания — тот самый звук выхлопа.

    Поскольку КПД двигателей внутреннего сгорания не превышает 45%, около половины выделяющейся энергии преобразуется в тепло. Одна часть теплоты отводится системой охлаждения двигателя, вторая уносится отработанными газами наружу через выпускной тракт.


    Дым на выходе из тракта охлаждается до безопасной температуры, можно спокойно поднести руку — не обожжёт

    Система выхлопа ВАЗ 2107 выполняет несколько важных функций:

    1. Выброс продуктов горения из камер и вентиляция цилиндров после очередного цикла сжигания.
    2. Уменьшение амплитуды звуковых колебаний, то есть, понижение уровня шума работающего мотора.
    3. Отвод и рассеивание части выделенной теплоты в атмосфере.

    На «семёрках» с инжекторной системой питания выпускной тракт решает ещё одну важную задачу — очищает выхлоп от токсичных газов CO и NO путём дожигания в каталитическом нейтрализаторе.

    Ремонт электрооборудования своими руками

    Самый распространённый вид ремонта электросистемы автомобиля ВАЗ 2104 — замена предохранителя. При отказе электроприбора первым делом проверьте предохранитель. Идёт ли речь о лампочке, исполнительном механизме или индикаторе, начинайте с предохранителя.

    На ВАЗ 2104 первых лет выпуска устанавливались пальчиковые предохранители. Они представляли собой диэлектрические цилиндры с металлическими контактами на концах и плавким элементом внутри цилиндра. Конструкция была не слишком надёжна. Контакты грелись, предохранители выходили из строя.

    Впоследствии на ВАЗ 2104 применялись предохранители вилочного типа. Предохранитель этого типа представляет собой корпус из пластика, на котором нанесена цветовая и числовая маркировка номинального тока, и двух контактных плоских электродов, соединённых между собой плавкой перемычкой. Через окошко в верхней части корпуса видно, в каком состоянии находится плавкий элемент предохранителя.

    Блок предохранителей расположен в моторном отсеке с правой стороны. Сверху блок закрыт крышкой, на которой нанесены символы назначения реле, номера предохранителей и защищаемые ими цепи, что удобно для ремонта. Большинство цепей автомобиля ВАЗ 2104 защищено плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке.

    Сняв предохранитель, защищающий цепь отказавшего прибора, убедитесь в том, что он вышел из строя. Вставьте новый. Не рекомендуется использовать для ремонта «жучки» из отдельных жил многожильного медного провода. Это опасно. Помните, что замена предохранителя не устраняет причину его перегорания и часто даёт только временную отсрочку. Заменив предохранитель, поскорее поезжайте в мастерскую, определите причину отказа и произведите ремонт.

    Запас предохранителей трёх номиналов для ремонта ВАЗ 2104 должен сопровождать вас в каждой поездке.

    Устройство и работа выхлопного тракта

    Система выпуска отработанных газов включает 3 основных элемента (начиная от силового агрегата):

    • двойная приёмная труба, на водительском жаргоне – «штаны»;
    • средняя секция, снабжённая одним либо двумя резонаторными бачками;
    • последняя секция — основной глушитель.


    3 секции выхлопной системы соединяются с помощью хомутов

    Согласно заводской инструкции по эксплуатации автомобиля, выпускной коллектор является деталью мотора и не относится к системе отвода дымовых газов.

    Количество резонаторов средней части тракта зависит от типа двигателя, установленного на ВАЗ 2107. Если машина комплектовалась мотором 2105 рабочим объёмом 1,3 л, на секции предусматривался 1 бачок (модификация ВАЗ 21072). Авто с силовыми агрегатами 1,5 и 1,6 л (ВАЗ 2107—21074) комплектовались трубами на 2 резонатора.


    Длина элемента одинакова для всех карбюраторных модификаций ВАЗ 2107, но на машинах с более мощными моторами 1,5 и 1,6 л предусмотрено 2 резонаторных банки

    Подробнее об устройстве карбюратора: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/karbyurator-ozon-2107-ustroystvo.html

    На ВАЗ 2107 с двигателем 2105 нежелательно ставить секцию на 2 бачка — это снижает мощность силового агрегата. Мечтая о тихой работе мотора 1,3 л, лично пробовал менять 1-бачковый резонатор на 2-бачковый. Снижения звука выхлопа не заметил, а вот падение тяги при нагрузке ощутил явственно.

    Весь тракт крепится в 5 точках:

    • фланец «штанов» прикручен к отводящему коллектору 4 бронзовыми гайками М8;
    • конец приёмной трубы крепится к кронштейну на коробке передач;
    • плоский бачок глушителя зацеплен 2 резиновыми подвесами;
    • выходная труба глушителя зафиксирована с помощью резиновой подушки, прикрученной к металлической скобе кузова.

    Принцип работы тракта довольно прост: выталкиваемые поршнями газы проходят через коллектор и «штаны», затем попадают в резонаторную секцию. Там происходит предварительное подавление звуковых колебаний и снижение температуры, после чего продукты горения поступают в основной глушитель. Последний максимально снижает уровень шума и выбрасывает газы наружу. Теплоотдача и охлаждение дыма происходит по всей длине выпускных элементов.


    На инжекторной «семёрке» газы проходят дополнительную очистку в катализаторе

    На «семёрках» с инжектором конструкция выхлопа дополнена каталитическим нейтрализатором и кислородными датчиками. Элемент расположен между приёмной трубой и второй секцией, способ соединения — фланцевый. Катализатор очищает дымовые газы от токсичных соединений (окиси азота и углерода), а лямбда-зонды информируют электронный блок управления о полноте сгорания топлива по содержанию свободного кислорода.

    Как устранить запах бензина в салоне: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/zapah-benzina-v-salone-vaz-2107-inzhektor.html

    Как снять и заменить штаны приемную тубу на ВАЗ 2107

    Из всех деталей системы отработанных газов, именно штаны (приемная труба) является самой долговечной. Если, к примеру, производить замену глушителя приходится как минимум раз в 50-70 тысяч км, то штаны могут прослужить более 100 000 километров пробега вашей ВАЗ 2107.

    Инструмент, который понадобится для снятия приемной трубы:

    • Трещоточная рукоятка
    • Головка глубокая на 13
    • Ключ рожковый или накидной на 13

    Прежде чем приступать к этому виду ремонта, первым делом необходимо будет отсоединить приемную трубу от резонатора. Крепится все это на хомуте, который сжимается двумя болтами и гайками. Вот их-то и нужно открутить первым делом.

    Затем можно приступать к откручиванию гаек крепления штанов к выпускному коллектору, которых всего 4 штуки. Сначала лучше сорвать соединения обычным ключом:

    А потом удобнее всего воспользоваться трещоточной рукояткой, чтобы сделать это удобнее и быстрее:

    После того, как все гайки откручены, можно немного отодвинуть приемную трубу назад, сдернув ее со шпилек:

    Затем можно пробовать снимать ее полностью, немного проворачивая из стороны в сторону для поиска наиболее удобного положения для окончательного снятия:

    А ниже на фото показан окончательный результат проделанной работы:

    При необходимости замены штанов, покупаем новые, которые подойдут к вашей ВАЗ 2107 и проводим установку в обратном снятию порядке. Цена новой приемной трубы составляет около 500 рублей.

    Неполадки глушителя и других элементов

    Секция основного шумоподавления ВАЗ 2107 служит в течение 10—50 тыс. км пробега. Столь широкий диапазон объясняется разным качеством изделий и условиями эксплуатации. Ресурс приёмной трубы и резонатора лежит в тех же пределах.

    Возникновение неполадок глушителя характеризуется такими признаками:

    • появление рокота со стороны выхлопной системы, в запущенных случаях переходящего в громкий рёв;
    • постоянный глухой стук — труба задевает днище автомобиля;
    • более редкая неисправность — полный отказ двигателя, силовой агрегат не заводится и не подаёт признаков «жизни».

    На инжекторных моделях ВАЗ 2107 неисправность кислородных датчиков вызывает повышенный расход топлива, нестабильную работу силового агрегата и потерю мощности.


    Скапливающийся в бачке конденсат провоцирует коррозию и образование сквозных дыр

    Рокот и рёв свидетельствуют о прогаре выхлопной трубы или бачка глушителя, возникающем по таким причинам:

    • естественный износ металла;
    • сквозное повреждение от удара или выстрела со стороны двигателя;
    • воздействие коррозии, обусловленное большим количеством конденсата, который скапливается на дне бачка.

    Обычно прогары возникают на сварных соединениях труб с бачками глушителя либо резонатора. Если корпус прохудился от коррозии или механического воздействия, дефект виден на нижней части элемента. Нередко выхлопная «сечёт» – газы прорываются на стыке двух секций из-за ослабления соединительного хомута.


    Неплотное соединение труб иногда выдают потёки конденсата, вырывающегося вместе с дымом

    Обучая супругу водить «семёрку», мой знакомый неудачно выбрал площадку с низеньким парапетом вместо бордюра. Сдавая назад, девушка зацепила дорожное ограждение глушителем. Поскольку деталь уже отработала приличный срок, удара хватило, чтобы пробить корпус насквозь.

    Задевание бачка или трубы о днище авто происходит из-за растянутых либо порванных резиновых подвесов. Раскачивание и удары вызывают глухой надоедливый стук, устраняемый путём замены резинок.


    Растяжение или обрыв резиновых подвесов вызывает глухие стуки со стороны глушителя

    Если двигатель абсолютно «мёртв», стоит проверить катализатор инжекторной «семёрки» либо сам тракт на предмет засора. Полностью перекрытое сечение трубы не позволит выбросить газы из цилиндров и втянуть новую порцию горючей смеси.

    Засорение или забитый катализатор можно выявить по тихому шипению воздуха, доносящегося от одного из стыков трубы. Когда вы неоднократно пытаетесь завести мотор, поршни накачивают воздух в забитую систему выпуска, который под давлением начинает выходить через неплотности. Если открутить «штаны» от коллектора и повторить запуск, двигатель наверняка заведётся.

    Увидеть полный засор трубы мне довелось лично, когда товарищ обратился с просьбой завести машину с толкача (батарея разрядилась от длительного вращения стартера). Попытка не удалась, мы перешли к диагностике систем зажигания и топливоподачи. Тихое шипение воздуха от коллектора было замечено при проверке карбюратора. Оказалось, хозяин добавлял в топливо «хорошую» присадку, которая спровоцировала образование сажи, напрочь засорившей выхлопной тракт.


    Разрыв корпуса случается при сильном ударе либо в результате выстрела со стороны выпускного коллектора

    Неисправности

    Любой водитель испытывает неприятное чувство, когда педаль сцепления проваливается в пол. Произойти это может, если порвался тросик сцепления, также возможен вариант, когда ломается вилка выключения (этот случай рассматривается в другой статье). Трос рвется чаще на старых авто, которые эксплуатируются в экстремальных условиях или круглый год.

    Тросик может разлохматиться, это сказывается на плавности хода педали и работе сцепления. Такой трос тоже требует замены.

    Если трос сцепления порвался, то на машине можно доехать до места ремонта. Нужно заводить автомобиль на первой передаче и в движении переключаться на перегазовке. Возможна такая ситуация: трос лопнул при включенной передаче, и машина заглохла.

    Есть вероятность, что возникнет трудность с включением нейтрального положения. Тогда ваш авто даже не откатить с проезжей части. Передача отключается при раскачивании машины вперед и назад и одновременном выключении передачи. Можно поддомкратить одно из колес и покрутить его вручную, это тоже поможет.

    Даже если трос не заменить, переключение передач возможно. Доехать до СТО реально, но такое вождение негативно сказывается на сроке службы КПП.

    Стоимость запчасти невысока, составляет около 300 рублей. Стоимость замены тросика в автосервисе 400 рублей.

    Какой глушитель можно ставить на «семёрку»

    Существует 4 варианта для замены:

    1. Штатный глушитель ВАЗ 2101—2107 из обычной стали с антикоррозионным покрытием. Плюс — низкая цена изделия, минус — непредсказуемая длительность работы. При покупке довольно сложно оценить качество металла и изготовления, разве что сварные швы будут сделаны совсем небрежно.
    2. Заводская секция из нержавейки. Вариант недешевый, зато долговечный. Главное, — не приобрести подделку из дешёвого китайского металла.
    3. Так называемый спортивный глушитель прямоточного типа, изготовленный в заводских условиях.
    4. Самостоятельно сварить выпускной элемент желаемой конструкции.


    Стандартные глушители изготавливаются из обычного металла с антикоррозионным покрытием

    Если вы не владеете навыками сварочных работ, четвёртый вариант автоматически отпадает. Остаётся выбрать между стоковой и спортивной деталью.

    Прямоточный глушитель отличается от штатного по следующим признакам:

    • форма — круглая, выход большего диаметра;
    • конструкция — внутри прямая перфорированная труба, обложенная несгораемым звукопоглощающим материалом;
    • звук работы — низкочастотный, более громкий.


    Прямоток заводского изготовления окрашивается снаружи термостойкой краской, выход трубы снабжен декоративной насадкой

    Сопротивление прямотока значительно меньше, чем заводской модели глушителя. Конструкция позволяет эффективнее вентилировать цилиндры и нарастить мощность двигателя в пределах 5 л. с. Побочный эффект — более высокий уровень шума, доставляющий удовольствие любителям экстремальной езды.

    Стоковая конструкция глушит шумы за счёт нескольких внутренних перегородок и дополнительных труб с перфорацией, заставляющих газы менять направление движения и многократно отражаться от препятствий. Отсюда высокое сопротивление элемента и небольшое падение мощности.


    В обычном элементе звук и газы несколько раз меняют направление движения, в прямотоке — рассеиваются через перфорацию трубы

    Любители тюнинга устанавливают прямоток в комплексе с другими средствами — фильтрами нулевого сопротивления, турбинами и так далее. Замена штатного глушителя на прямоточный без выполнения остальных мероприятий даст один результат — громкий рокот, прибавку мощности двигателя вы не почувствуете.

    Автолюбителю, владеющему сварочным аппаратом, нетрудно изготовить прямоток самостоятельно:

    1. Сделайте круглый бачок из листового металла (понадобятся вальцы) либо подберите готовую банку от другой марки авто, например, «Таврии».
    2. Внутрь поместите перфорированную трубу, предварительно просверлив множество отверстий диаметром 5—6 мм.


      Прорези в трубе делать проще, но лучше потратить больше времени и выполнить отверстия

    3. Полость между прямым каналом и стенками плотно набейте негорючим базальтовым волокном.
    4. Приварите торцевые стенки и подводящие трубопроводы. В качестве входного патрубка отлично подойдёт изогнутый элемент старого глушителя.


      При желании прямоток можно сделать двойным — тогда уровень шума снизится

    5. В нужных точках приделайте 3 крепления, соответствующие штатным подвесам.

    Облагородить выходной патрубок можно с помощью никелированной декоративной насадки. Выбор изделий по размерам и форме чрезвычайно широк, цены — вполне доступные.

    Видео: изготовление прямотока своими руками

    Причины громкого звука или диагностика выхлопной системы ВАЗ 2104

    Какие могут быть неисправности в выхлопной системе и когда требуется замена глушителя? Давайте разбираться по порядку:

    • Первое, что может быть причиной громкого выхлопа – это неисправность глушителя, а точнее его прогорание или прогнивание. Определить это можно путем внешнего осмотра. Ищите следы ржавчины – под ними зачастую скрываются отверстия мало заметные.
    • Идем далее – средний резонатор. Опять же он мог прогнить или в процессе езды вы могли зацепиться им и пробить его. Также внимательно осматривается на предмет трещин, отверстий и ржавчины.
    • Приемная труба или попросту штаны также могут служить причиной. Они, как правило, не прогорают. С ними происходит то, что и с резонатором. После удара днищем на штанах появляется вмятина, которая затем гниет и появляется отверстие.
    • Если вся выхлопная система после визуального осмотра и прощупывания своими руками оказалось целой и невредимой, то вывод один – причиной громкой работы однозначно является прокладка между штанами и выпускным коллектором.

    Примечание! При осмотре мест со ржавчиной обязательно попробуйте металл вокруг на прочность. Возможен вариант ремонта глушителя.

    Что важно знать о резонаторе

    Конструктивно предварительный глушитель идентичен вышеописанному прямотоку — сквозь цилиндрический корпус проходит прямая труба с перфорацией. Единственное отличие — перегородка, разделяющая пространство бачка на 2 камеры.

    Задачи резонатора:

    • погасить первичные звуковые колебания большой амплитуды;
    • облегчить работу основному глушителю и продлить его ресурс;
    • отвести часть теплоты дымовых газов.


    Резонаторная банка напоминает прямоток, только размер детали меньше

    Принцип действия элемента основан на физическом явлении резонанса — многократно отражаясь от перегородки и внутренних стенок банки, звуковые волны взаимно гасят друг друга.

    Автомобиль ВАЗ 2107 комплектуется 3 типами резонаторов:

    1. Классический вариант для карбюраторных моторов, применявшийся в первых моделях с инжектором, — длинная труба с одной либо двумя банками (зависит от объёма двигателя).
    2. На инжекторные модели, соответствующие нормам выхлопа Евро 2, ставилась укороченная резонаторная секция с фланцем на переднем конце трубы. К нему болтами прикручивался каталитический нейтрализатор.


      Последние модели ВАЗ 2107 оснащались нейтрализатором, отнимавшим часть длины резонаторной трубы

    3. После введения норм Euro 3 длина катализатора увеличилась, а резонатора — сократилась. Секция для инжекторной версии «семёрки», соответствующей этим требованиям, оснащается передним фланцем на 3 болта.


      Резонаторы Euro 2 и Euro 3 отличаются формой крепежного фланца и длиной

    При эксплуатации резонаторов возникают описанные выше неисправности — прогары, ржавчина и механические повреждения. Способы устранения неполадок аналогичны ремонту глушителя — сварка либо временная герметизация бандажом. Снять резонаторную секцию несложно — надо открутить крепление к КПП, затем отсоединить патрубки глушителя и «штанов». На ВАЗ 2107 с инжектором вместо переднего хомута разъединяется фланец.

    Узнайте, как можно контролировать расход топлива: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/rashod-topliva-vaz-2107.html

    Процесс снятия

    В процессе снятия элемента системы выхлопа с ВАЗ 2107 (инжектора) для последующей его замены. Вам пригодятся следующие инструменты:

    Чтобы разобраться, как снять глушитель с вашего ВАЗа правильно и произвести его замену. Внимательно прочтите следующую инструкцию:

    После этого изделие свободно снимается для замены новым, которое устанавливается в обратном порядке.

    Учтите, что соединение патрубка глушителя с резонаторной трубой находится перед задним мостом. Окончания трубы с прорезями и крепежом «мама-папа» стягиваются при помощи муфты. Снятие изделия может усложнить коррозия, которая развивается под воздействием температур и смазки.

    По этой причине заблаговременно смочите детали с коррозией антикором (также подойдет машинное масло или тормозная жидкость). Если вы планируете установить новый глушитель, нелишним будет приобретение новых подвесных резинок (1 — сзади и 2 — для расположения по центру).

    Инструкция по замене топливного фильтра

    Осмотрите визуально фильтр. Если вы обнаружите какие-то посторонние детали внутри или внешние дефекты, следует обязательно его заменить. Если же вы не знаете, где находится топливный фильтр, спросите у специалиста или же доверьте ремонт специализированному салону.

    Подготовьте все необходимые инструменты и детали: новый топливный фильтр, а также ключи на 10, 17, и 19.

    Далее приступим к подготовительным работам. Отсоедините массу вашего авто. Несмотря на то, что среди всех операций с топливной системой замена фильтра не такая уж и сложная, пока вы будете в яме, случиться может что угодно.

    Воспользуйтесь ключами на 19 и 17. Если первого у вас нет, можно держать фильтр руками и отворачивать штуцер ключом на 10. Следите за тем, что бензин, который остался в топливном баке не попал вам в глаза. Заранее подготовьте емкость, чтобы слить туда бензин. Аналогично откручиваем штуцер, расположенный на противоположном конце фильтра топливного насоса.

    Воспользуйтесь ключом на десять, чтобы ослабить хомут до такой степени, когда его можно будет вынимать.

    Важным моментом установки новой детали является соблюдение полярности фильтра

    Обратите внимание, прежде всего на стрелку, которая нарисована на корпусе. Направление движения бензина должно строго совпадать с ходом стрелки на корпусе фильтра

    Последний этап предполагает выполнение завершающих работ

    Таким образом, после замены проблемного элемента на новый следует собрать в обратном порядке всю разобранную ранее конструкцию. Чаще всего, осуществляя данную операцию, владельцы авто также заменяют и хомут, который фиксирует расположение топливного фильтра. Однако, если этот элемент еще в порядке и не потерял своих эксплуатационных свойств, можно оставить старый и заменить его при следующем осмотре, если будут выявлены какие-либо неполадки в работе или внешние повреждения. После того как вы узнали, как заменить топливный фильтр на ВАЗ 2110, можно отправлять в магазин автозапчастей, приобретать новую деталь и приступать к ее замене.

    Меры предосторожности:

    • Нельзя курить во время ремонта топливной системы, малейшее возгорание может привести к большим неприятностям.
    • Имейте поблизости огнетушитель.
    • Во время работы надевайте защитные очки и противогаз.
    • Рабочее место должно отлично проветриваться.
    • Обязательно промойте кожу водой с мылом, если на нее попало топливо.

    При замене топливного фильтра, также довольно удобно провести проверку лямбда зонда.

    Источники

    • https://mashintop.ru/articles.php?id=2368
    • https://vaz-russia.ru/remont/zamena-toplivnogo-filtra.html
    • https://autoremka.ru/raznoe/zamena-toplivnogo-filtra-vaz-2110-podrobnaya-instrukciya.html
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]