Вариатор Рав 4 — коробка с особенностями эксплуатации. От их соблюдения зависит надежность и ресурс . Рассмотрим, что такое бесступенчатая коробка передач, главные признаки неисправностей и порядок правильной эксплуатации.
В Японии бесступенчатые КПП устанавливают на Рав 4 с 2005 на двигатели объемом 2.0 и 2.4
Устройство и принцип работы
Коробка передач с регулируемой скоростью — единственный тип привода, который позволяет непрерывно изменять передаточное число между трансмиссией и силовым агрегатом. Автомобиль набирает скорость, не увеличивая обороты двигателя.
Конструкция вариатора автомобилей Toyota Rav 4 2010, 2011, 2013 и других годов выпуска включает в себя два скользящих вала. Они взаимодействуют друг с другом через натянутый между ними пояс. Один из этих шкивов подключен к силовому агрегату и считается основным, а второй, ведомый, подключен к ведущим колесам. Оба шкива состоят из двух половин. Когда эти элементы скользят друг относительно друга, ремень выталкивается наружу, а при оттягивании опускается внутрь. В результате синхронного изменения радиусов частей, по которым движется ремень, диаметр одного вала увеличивается, а диаметр другого уменьшается. Это способствует плавному изменению передаточного числа. Если размер коленчатого вала меньше размера ведомого вала, автомобиль движется с пониженной скоростью. При таком же диаметре шкивов машина едет на прямой передаче. Если размер ведомого вала меньше, машина движется с большей скоростью.
Вариатор Toyota
В КПП Toyota Rav 4 2014, 2015, 2016, 2022 используется гидротрансформатор в качестве сцепления. Его наличие в конструкции позволяет обеспечить плавный трогание с места и исключить толчки при разгоне. Благодаря использованию гидротрансформатора автомобиль переключается с пониженной передачи на более высокую передачу быстрее, если водитель резко нажимает на педаль акселератора. Чтобы автомобиль мог откатиться назад, в трансмиссии используется планетарная передача.
Работой трансмиссии привода управляет система управления, которая включает в себя центральный процессор, контроллер и блок управления валом. Модуль управления получает информацию о скорости машины, оборотах силового агрегата и положении педали акселератора. На основе этих данных центральный процессор выбирает передаточное число для конкретного режима движения. Если информация о вращении первичного и вторичного шкивов не совпадает, модуль управления дает команду гидравлической системе изменить размер валов. Рабочее давление в системе обеспечивает насосное устройство. Этот агрегат также смазывает внутренние детали коробки передач.
Параметр давления в системе обычно не определяется скоростью работы силового агрегата, а поддерживается пропорционально развивающемуся крутящему моменту. При увеличении этого показателя диски сильнее сжимаются, что не дает ремешку соскальзывать. Величина давления, создаваемого насосным устройством, определяет скорость редуктора вариатора. Чем больше этот параметр, тем быстрее будет меняться передаточное число. Для смазки внутренних деталей и узлов используется специальная смазка, предназначенная для вариаторов Toyota Rav 4 и выпускаемая производителем автомобилей.
Срок службы
Теперь посмотрим, сколько в среднем идет бесступенчатая трансмиссия. По словам владельцев, агрегат надежен и в среднем обслуживает порядка 100-150 тысяч километров, не доставляя неудобств автомобилисту. Только по истечении этого времени возможны первые ошибки передачи.
Слабые места, проблемы вариаторов
В эксплуатации вариатора Тойота Рав 4 могут появиться проблемы:
Ремень и конусы — По мере того, как ремень движется по конусам, особенно во время начального движения, происходит постепенный износ выемок. Они расположены с внутренней стороны ремня и служат рабочей поверхностью, обеспечивающей необходимое сцепление с конусами. При значительном истирании насечек тяга автомобиля снизится.
Шаговый двигатель — используется для изменения передаточного числа, работает не более шести лет. Если шаговый двигатель выходит из строя, вариатор работает в режиме с одной передачей.
Ремень износа (https://www.transakpp.ru/uslugi/cvt-ill.html)
Подшипники: Разрушение подшипников сопровождается повышенной вибрацией, посторонним шумом и гудением бесступенчатой трансмиссии.
Насос и клапан: неисправность возникает из-за использования некачественного или загрязненного масла. В первую очередь отмечается износ клапана, который начинает заклинивать, зависать, стучать, потом может выйти из строя помпа.
Теплообменник — со временем эффективность охлаждения масла вариатора снизилась. Это связано с постепенным засорением теплообменника, что также приводит к снижению КПД.
Признаки поломки CVT
неминуемый отказ привода Рав 4 можно определить по следующим признакам:
Сжатие автомобиля при трогании с места или движении, даже когда педаль акселератора слегка нажата. Этот сигнал указывает на засорение клапана масляного насоса.
Проявление постороннего шума из-за выхода из строя подшипников. На снижение их ресурса могут повлиять:
- использование неподходящего по своим характеристикам трансмиссионного масла;
- постоянный перегрев коробки;
- применение дефектных или некачественных подшипников после ремонта;
- сбой в электронике из-за выхода из строя какого-либо датчика;
- работа машины при высоких нагрузках.
Ремень вариатора (https://www.transakpp.ru/uslugi/cvt-ill.html)
Какие вариаторы ставят на Toyota RAV4
Toyota уникальна тем, что устанавливает на свои автомобили только боксы производителя Aisin, в том числе Lexus. Это инжиниринговая компания, специализирующаяся на производстве трансмиссий для транспортных средств. Японская компания, которая зависит от Toyota, но не контролируется ею. Лишь около 42% акций Aisin принадлежат Toyota. В общем, достаточно надежный и известный производитель коробок передач, входящий в так называемую «большую тройку» — ZF, Borg-Warner, Aisin. Коробки передач Aisin можно найти на многих конкурирующих брендах Toyota. Компания решила стимулировать поставку виртуально собственных коробок передач чужим транспортным средствам.
Японский производитель известен своей консервативностью, поэтому руководство компании решило купить вариатор от Jatco, немного доработать его и адаптировать под технические характеристики RAV4. Многие конструктивные детали, такие как ремень или металлическая цепь, по-прежнему являются взаимозаменяемыми, что означает, что вы можете использовать эти копии вариатора от одного производителя и использовать их в бесступенчатой трансмиссии от другого производителя. К установке вариатора на Rav4 пошли медленно и осознанно, сначала протестировав это функциональное изменение на других моделях. После удачных испытаний на Verso, Avensis, Opa было решено собрать кроссовер с полным приводом и двухлитровым бензиновым двигателем.
Модификация вариатора для Toyota RAV4 — Aisin K111 / K111F. Трансмиссия давно обкатана на автомобилях, предназначенных для внутреннего рынка. Спустя всего пять лет использования автомобилей с Aisin K111 / K111F, Toyota вышла на международную арену. Все вариаторы разделены на условные группы, каждая группа ориентирована на определенный крутящий момент. Модификация K111 / K111F входит в «сотую» серию, выпускается для двигателей объемом 2,0 и 2,4 литра. Отличие K111 / K111F только в том, что индекс F указывает на то, что он предназначен для полноприводных автомобилей.
Toyota Rav4 в быту
Колоссальное отличие IV поколения от предшественников — габариты и геометрия салона. Не то чтобы он раньше был тесным и поджатым, но в этой генерации превзошёл и самого себя, и многих конкурентов вроде Ford Kuga. Задний диван даёт барский запас пространства для всех троих пассажиров, а багажник (500+ литров) хоть и пострадал от переноса запаски с пятой двери под пол, но всё равно принимает и длинномеры, и габаритные грузы.
И мелочь всякую тоже. По примеру старших товарищей вроде Audi этот Rav4 получил кучу аксессуаров для багажника типа сеточек и направляющих/ограничителей. Всё вместе работает на то, чтоб негабаритные предметы не летали по багажнику от стенки к стенке, а были надёжно зафиксированы.
По части опций рестайлинговые версии круче и упакованнее, нежели ранние экземпляры. У них есть продвинутая система кругового обзора, которая рисует красивую 3D-проекцию автомобиля и окружения, позволяя видеть на экране все слепые зоны. Прорисованы они, конечно, так себе, потому что разрешение камер низкое, и гнаться за подобными опциями вряд ли стоит.
У совсем поздних вариантов Rav4 (после 2016) появилась медиасистема с сервисами «Яндекса». Те же «Карты» в этом исполнении куда детальнее и точнее штатной навигационной системы, которая в Rav4 перекочевала из ранних «нулевых».
В остальном оснащение дорестайлинговых и рестайлинговых машин не отличается. И там, и там есть климат-контроль, USB-порт с функцией подзарядки подключённого гаджета и простенький бортовой компьютер. Так что если ценовой разрыв между понравившимися вариантами велик, можно смело брать постарше и подешевле. В плане функционала ничего не потеряете.
Наиболее частые проблемы с Aisin K111/K111F
Теперь выясним, каков ресурс вариатора Тойота Рав4. Если вы поговорите с сервисными работниками, которые ежедневно обслуживают японский автомобиль и его вариатор, легко увидеть, что K111 / K111F не такой уж беспроблемный агрегат. В нем подшипники гораздо реже «пилить» без причины, как в Nissan Qashqai, но эти детали подвержены преждевременному разрушению. Если посторонние шумы по-прежнему возникают, лучше сразу обратиться в ближайший СТО для диагностики. Повышение шума при работе трансмиссии машины также связано с преждевременным износом металлического ремня, который контактирует с конусами и выступает в качестве основной части коробки передач. Важно прогреть коробку передач, чтобы избежать обрыва ремня, что приведет к дорогостоящему ремонту. Специалисты обычно рекомендуют менять его в качестве профилактической меры при каждой замене подшипника.
Что касается шума, то причины его возникновения могут быть самыми разными. В некоторых случаях достаточно заменить трансмиссионную жидкость, но иногда требуется более серьезное вмешательство специалистов. Из-за отработанных фильтров система может быть загрязнена посторонними частицами — продуктами износа механических частей коробки передач. Не исключен производственный брак. Часто подшипники в той или иной модификации вариатора не обладают достаточной грузоподъемностью и высоким классом точности. По этим и многим другим причинам возможно проявление некорректной работы трансмиссии. Но случаи брака или других инженерных просчетов редки. В большинстве случаев компоненты вариатора изнашиваются из-за агрессивного вождения и неправильного обслуживания.
Коробка ни в коем случае не должна перегреваться: резиновые уплотнения и прокладки сдвоены. Если в нормальном температурном режиме вариатора часто наблюдаются неисправности, необходимо искать причину в грязном радиаторе. Ни одна коробка передач CVT не обходится без собственной системы охлаждения. Детали, сборочные механизмы активно нагреваются даже при размеренной и неторопливой работе, что приводит к сокращению их ресурса. Радиатор Aisin K111 / K111F быстро загрязняется мошками, грязью, пылью и другими инородными частицами, нарушающими естественную теплопередачу. Поэтому его следует регулярно чистить, чтобы в дальнейшем не тратились деньги на дорогостоящий ремонт.
Toyota Rav4: для кого он вообще?
И почему «он», а не «она»? У прежних поколений «Рафика» была репутация дамского угодника, не в последнюю очередь благодаря миловидной округлой внешности и покладистому характеру. К четвёртому поколению произошла переоценка ценностей.
Во-первых, он окреп, огрубел, возмужал и заострился; во-вторых, стал универсальнее как автомобиль. И пассажирам всех возрастов, комплекций и роста в нём хорошо, и грузы возить можно, и получать удовольствие от вождения можно. Он рулится, острит, а в определённых ситуациях даже боком встаёт и едет, а это ценят уже мальчики.
Так что, если вы родились мужчиной и раньше стыдились смотреть в сторону Rav4, теперь можно не стыдиться. Он умеренно брутален, умеет ездить и пригоден для семьи.
Отзывы о вариаторе на РАВ4: преимущества и недостатки
Мнение летчиков, столкнувшихся с коробкой вариатора, а также технические характеристики — главные помощники при определении возможности приобретения RAV4 в конфигурации вариатора. Среди преимуществ решения основными являются:
- Экономично и безопасно: двигатель постоянно работает на оптимальной скорости без необходимости переключаться вверх или вниз. Это позволяет значительно снизить количество потребляемого топлива. Наряду с этим снижается и уровень вредных примесей в выхлопных газах.
- Бесшумное движение: особая форма дисков на валах полностью решает проблему рывков автомобиля при изменении передаточных чисел. РАВ 4 с коробкой вариатора плавно разгоняется и тормозит, что не доставляет дискомфорта.
- Низкий вес агрегата: вариатор намного легче, чем автомобили с автоматической коробкой передач и механика, а это означает, что вес автомобиля меньше. Этот показатель положительно влияет на динамику и ускорение, а также снижает износ деталей и механизмов, участвующих в работе ДВС и трансмиссии.
Помимо заметных преимуществ, у агрегата есть еще ряд недостатков. Они появляются, как правило, в начале эксплуатации автомобиля и сохраняются на протяжении всего жизненного цикла коробки. К основным недостаткам вне зависимости от поколения можно отнести:
- Посторонний шум — Независимо от оборотов двигателя, вариатор действительно громкий. В Toyota проблема частично решается за счет звукоизоляции, при этом многие сознательно отказываются от заводской защиты, тратя деньги на более производительные решения.
- Необходимость тщательного управления: управление транспортом на вариаторе частично отличается от обычных действий с механическим или автоматическим. Водители должны постоянно соблюдать набор правил, которые послужили поводом для многих инструкций владельцев РАФ 4. Техническое обслуживание также имеет свои нюансы.
- Цена — редукторы CVT считаются одними из наименее ремонтопригодных. На АЗС при обнаружении поломок принято использовать довольно дорогие ремкомплекты, заменяющие большую часть сломанных коробок. К тому же купить коробку передач в сборе непросто, приходится заказывать их прямо с завода, что приводит не только к затратам, но и к длительному простою автомобиля в ремонте.
Характеристики рассматриваемой коробки передач производят неоднозначное впечатление. Вариатор для Toyota RAV4, по мнению владельцев, проблемный, но удобный.
Решивший купить автомобиль в такой комплектации должен строго соблюдать правила эксплуатации и вовремя проводить все техническое обслуживание. Рассматривая вариант покупки с пробегом, желательно проверить, заменена ли коробка. Обычно они выходят из строя ближе к 150 тыс. Км.
Ремонт вариатора
Какие проблемы характерны для вариатора и как починить коробку в автомобиле с 2-х литровым двигателем или другим объемом:
- Выход из строя планетарного агрегата. При работе агрегата в условиях высоких нагрузок это приводит к разрушению осей шестерен, в результате ломаются их зубья. В этом случае зубы необходимо заменить.
- Жажда масла. Без смазки и с двигателем, работающим на высоких оборотах, при эксплуатации автомобиля по бездорожью планетарная передача выходит из строя. Увидеть такую неисправность можно при замене фильтрующего устройства. Установленные в поддоне магниты собирают продукты износа в виде металлической стружки, необходимо их осмотреть. Если пробег автомобиля более 150 тыс. Км и размер стальной стружки более 1 мм, это говорит о том, что в процессе эксплуатации агрегата происходит цепная реакция разрушения шестерен. Если оставить планетарный редуктор без присмотра, он может повредить насосное устройство и другие компоненты редуктора. В этом случае ремонт будет дорогим.
- Неисправность переднего редуктора. При эксплуатации автомобиля в агрессивных условиях эта деталь повреждается. Продукты износа элемента со временем повреждают «корону». Если вовремя не устранить проблему, наличие металлической стружки может повредить задний планетарный узел коробки. В результате выйдут из строя сцепления.
- При интенсивной эксплуатации, особенно в условиях бездорожья, происходит быстрый износ опорных устройств подшипников. Это детали, расположенные на входном и выходном валах. Решить эту проблему довольно сложно, так как в продаже вы не найдете подшипники вариатора Toyota. Детали вариатора не поставляются на вторичный рынок. Поэтому для решения проблемы придется искать подшипники на автоматической разборке или покупать аналогичные по размерам и шлифовать их на токарном станке под размеры устанавливаемых деталей. Этот вариант ремонта считается самым дешевым.
- Сломанные датчики. Коробки передач CVT оснащены большим количеством различных электронных контроллеров, предназначенных для считывания данных и передачи их в блок управления. Отказ датчика может повлиять на работу вариатора в целом. Если диагностика показала сбой контроллера, нужно его детально проверить. Необходимо проверить разъемы, а также контакты. Часто причина неработоспособности кроется в поврежденной вилке.
- Неисправности в системе управления. Если центральный процессор выйдет из строя, передача работать не будет. Если модуль управления «гаснет», но все еще работает, трансмиссия будет работать, но с перебоями. Лучше доверить решение проблемы в эксплуатации блока управления профессионалам. Иногда нужен перепрошивочный блок, но в домашних условиях сделать это практически невозможно.
- Обрыв приводного ремня. Из-за быстрого износа приводной ремень может порваться при неправильном использовании. Его соединения могут потеряться в трансмиссии и повредить другие компоненты привода.
Особенно опасно повреждение фланца дифференциала. Привод так называемой раздаточной коробки проходит через фланец на корпусе дифференциала. Этот элемент имеет тонкие стенки, и на практике часто возникают проблемы, когда деталь лопается из-за работы в условиях постоянных высоких нагрузок. Это вызывает утечку смазки. Если своевременно не обнаружить и не исправить, трансмиссионная жидкость может полностью вытечь из коробки. Кроме того, фланец разрушится в системе, и его осколки упадут на шестерни трансмиссии, повредив компоненты трансмиссии. Сложность ремонта заключается в том, что дифференциалов для трансмиссий CVT нет в продаже.
У автовладельца есть возможность приобрести новую сборочную единицу, которая будет стоить более 15 000 долларов. Проблему можно решить установкой контрактного привода, но найти такой агрегат в продаже тоже проблематично. К тому же стоимость такого агрегата будет довольно высокой. Оптимально решить проблему можно в фазе течи и трещин масла. В этом случае на поврежденный фланец надавите на любую подходящую компрессионную втулку и удалите все следы протечек. Но учтите, что дать точных гарантий по сроку действия этого решения невозможно. Обычно после таких манипуляций автовладельцы стараются как можно быстрее продать транспортное средство.
Правила эксплуатации и обслуживания
Какие нюансы следует учесть, чтобы не снизить ресурс вариатора Тойота Рав 4 :
- Не начинайте движение с места нажатием педали газа до упора. На конструктивные элементы коробки передач оказывается высокая нагрузка, которая приведет к повреждению деталей.
- Не буксируйте другие автомобили. Буксировка прицепов также не рекомендуется. Вариаторные КПП рассчитаны на работу с определенной массой транспортного средства и ее нельзя увеличивать.
- Заднюю передачу нельзя включать и отключать до того, как машина полностью не остановится.
- Постарайтесь меньше ездить на максимальной скорости. Это может привести к тому, что обороты двигателя начнут плавать.
- Исключите пробуксовку колес. Часто автомобили буксуют, когда застревают в грязи или в сугробах. Нельзя пытаться выехать из препятствия враскачку, поочередно включая режимы R и D. Это приведет к снижению ресурса эксплуатации вариаторной трансмиссии. Лучше включить нейтральную передачу и попросить кого-то вытянуть машину из препятствия.
- При включении аварийного режима автовладельцу необходимо заглушить силовой агрегат машины и снова попытаться его завести. Если после повторного запуска двигателя коробка работает нормально, то можно продолжать ее использовать. Если аварийный режим остался, то требуется диагностика агрегата, причем ее желательно выполнить как можно быстрее.
- В холодное время года всегда прогревайте КПП. Двигатель автомобиля нагревается быстрее трансмиссии, поэтому когда мотор нагреется, нельзя полагать, что прогрелась и коробка передач. При низких отрицательных температурах для полноценного прогрева агрегата потребуется не менее 10 минут. Только после этого допускается езда на нормальной скорости. Для более быстрого прогрева трансмиссии можно по очереди включить все режимы на селекторе КПП, задержавшись в каждом из них на несколько секунд. Это позволит маслу быстрее разойтись по каналам трансмиссионной системы.
- В ходе эксплуатации транспортного средства нельзя забывать о необходимости регулярной проверки уровня масла. Если диагностика показала, что смазки в системе меньше нормы, нужно проверить состояние КПП. Возможно, причина заключается в утечке жидкости. Если в масле видны продукты износа, а также от него доносится запах гари, смазочное вещество подлежит замене. Перед выполнением этой задачи ознакомьтесь с сервисной книжкой. По регламенту производитель запрещает использовать в трансмиссиях любое масло, кроме Toyota Genuine CVT Fluid TC или Toyota Genuine CVT Fluid FE. Применение расходных материалов от других производителей может привести к проблемам в работе коробки передач. В районе селектора КПП вы можете почувствовать вибрации, сам рычаг может заклинить. В некоторых случаях возможен полный выход из строя агрегата, если качество смазки не будет соответствовать стандарту.
- Нельзя включать режим нейтральной передачи при каждой недолговременной остановке, в пробке, на светофорах и т. д. Если вы знаете, что стоять долго, включите режим парктроника. Нейтральная скорость считается аварийной. Ее можно включать, если автомобиль нужно вытянуть из сугроба.
- Воздержитесь от езды по бездорожью. Toyota RAV4 относится к классу кроссоверов, но вариаторная КПП, установленная на эти авто, не предназначена для регулярной работы в условиях плохих дорог или сельской местности.
Канал АКПП Технология ремонта предоставил ролик, автор которого рассказал о том, какие нюансы учитывать при эксплуатации, чтобы увеличить срок службы вариаторной коробки передач.
Что лучше: автомат или вариатор
Однозначный ответ на этот вопрос можно будет дать при независимом тестировании моделей с разными коробками передач. Автоматические трансмиссии отличаются высокой прочностью, надежностью и хорошей ремонтопригодностью. При правильном обслуживании автомобили проезжают не менее 300 000 км.
Однако на стороне соперника — комфорт за счет отсутствия толчков и меньшего расхода топлива.
Шок — это усиление шума, устранение которого требует дополнительных затрат для владельца. Вариатор на Toyota RAV 4 существенно теряет ресурс — проблемы можно найти уже через 100 тыс. Км.
Видео «Как произвести замену масла в вариаторной трансмиссии Рав 4?»
Пользователь Андрей Флорида в своем ролике подробно рассказал и показал, как выполняется смена смазочной жидкости в коробке передач CVT автомобиля Toyota Rav 4.
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта AUTODVIG помогут вам, задать вопрос
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (95.45%)
Нет (4.55%)
X
Пожалуйста, напишите, что не так и оставьте рекомендации по статье
Отменить ответ
Оценить пользу статьи: (91 голос(ов), среднее: 4,87 из 5)
Обсудить статью:
Как правильно ездить на вариаторе, чтобы служил дольше
Не так давно отечественные автомобилисты научились правильно водить РАВ 4 с вариатором. И многие уже привыкли, что третьей педали нет. Однако не стоит приравнивать автоматическую трансмиссию к бесступенчатой трансмиссии.
Не перегружайте его. Тойота-РАВ-4, оснащенная вариатором, «боится» парящих грузов. Кроме того, необходимо прогреть двигатель на морозе. Это необходимо для распределения масла по системе (холодная смазка не покрывает полностью все детали). Не рекомендуется менять режимы («PRND») для улучшения нагрева, так как это бесполезно. Следует помнить, что конструкция вариатора отличается от других редукторов. Вы можете на время активировать режим «N» (нейтраль) для прогрева гидравлической муфты (сцепления).
Не садитесь за руль, пока двигатель не прогреется должным образом. Чтобы полностью прогреть весь бокс, проехать не менее километра в спокойном темпе. Кроме того, время нагрева напрямую зависит от температуры воздуха (чем он холоднее, тем дольше время ожидания). Не рекомендуется пользоваться автомобилем, если градусник -35 ° С. Но если есть острая необходимость в поездке, обогрев должен быть не менее получаса, после чего нельзя использовать агрессивный режим движения во время путешествия. Расходуя больше бензина, вы экономите на замене вариатора Тойота-РАВ-4-2.0».
Внедорожник не рулит. Если автомобиль оборудован коробкой передач типа CVT, ездить на нем по бездорожью не рекомендуется. Внедорожники с вариатором, несмотря на рекламу производителей, по-прежнему относятся к «паркетникам».
Если вы столкнетесь с препятствием, существует опасность повреждения бесступенчатой трансмиссии.
Нет трейлера. Буксировка и занос одинаково опасны для вариатора. Перед тем, как начать буксировку Toyota-RAV-4, ознакомьтесь с инструкцией. Двигатель должен работать, чтобы защитить элементы от трения. Однако это не всегда страховка от поломки и последующей замены вариатора. Поэтому мы не рекомендуем использовать буксировку, особенно для бывших в употреблении коробок передач.
Вариатор или «автомат»: в чем разница и что лучше
Что роднит вариатор и АКПП? Нет необходимости переключать передачи. Главное, чем бесступенчатая коробка отличается от других, это отсутствие передач как таковых, в то время как «автоматы» и «роботы» ступени имеют, но могут переключать самостоятельно, без участия водителя.
Основные плюсы вариатора – за счет отсутствия ступеней движение машины получается более плавное, без рывков. Да и топливо расходуется экономнее.
Из минусов – разве что унылый гул, который можно разрядить, если переключать виртуальные передачи, но не во всех модеях такая функция предусмотрена.
Однако российские водители до сих пор не слишком доверяют вариатору. Говорят, что у таких коробок меньше ресурс и из строя они выходят чаще, что их нельзя использовать на бездорожье, буксирование опасно – это частые жалобы по отзывам владельцев машин с коробкой вариатор.
Но это в основном мифы – или причина кроется в ошибках, которые допускают сами водители. При правильной эксплуатации можно ездить без всяких страхов.
Сколько ходит вариатор на Тойоту Рав 4
Ресурс вариатора зависит от нескольких важных факторов, к которым относятся как условия использования автомобиля владельцем, так и правила эксплуатации, прописанные производителем. Эти условия включают.
- Отсутствие длительных постоянных высоких нагрузок на трансмиссию при движении по проселочным дорогам. Самая распространенная нагрузка — длительная езда на высокой скорости более 140-150 км / ч.
- Никакого проскальзывания при движении по снегу и льду. Хоть у Рав 4 и есть система полного привода, по сути, эта модель не является полноценным внедорожником, ее внедорожные возможности ограничены. При частом постоянном пробуксовке привод подвержен перегреву, что может привести к механическим деформациям и, как следствие, к выходу из строя.
- Избегайте транспортировки товаров с использованием прицепа и других транспортных средств на тросе. Электронный блок управления трансмиссией рассчитан на определенные нагрузки в зависимости от веса самого автомобиля. Продолжительное увеличение этой нагрузки приводит к сбоям в работе не только электронного управления, но и снижает ресурсы и надежность агрегата в целом.
- Своевременная замена трансмиссионной жидкости в зависимости от погодных, температурных и других условий эксплуатации автомобиля. Производитель предписывает проводить такую замену каждые 130 тысяч километров, однако на практике опытные владельцы проводят эту процедуру как минимум в два раза чаще. Своевременная замена жидкости увеличивает указанный ресурс агрегата.
В целом, по сравнению с другими вариаторами других производителей, данная модель хорошо справляется со своими задачами и при аккуратной эксплуатации может не только «отвести» выделенный ресурс, но и значительно его превысить. Известны случаи пробега 300 тысяч километров без ремонта в этой системе, что говорит о хорошей надежности вариатора Тойота Рав 4.
Что такое вариатор (CVT)?
Direct Shift-CVT
Вариатор является бесступенчатым видом трансмиссии. Другое название устройства – это английская аббревиатура CVT (Continuously Variable Transmission), что переводится как постоянно изменяющаяся передача. В работе механизма наблюдается изменение передач отличное от традиционной схемы, которая предполагает последовательное переключение передач.
Работу вариатора контролирует электроника, которая отвечает за передачу тяги в автоматическом режиме. Что позволяет отнести CVT к АКПП, но есть различия. Среди них:
- Меньшие габариты и масса.
- Идеальное соотношение передаточного числа, которое показывает соотношение частоты вращения коленчатого вала и колес, с действующей нагрузкой на силовой агрегат.
- Близкая к идеалу конструкция трансмиссии.
Несмотря на перечисленные качества Рав 4 с вариатором, следует тщательно изучить все нюансы, чтобы сделать окончательный вывод о надежности и ресурсе механизма.
Достоинства и недостатки
К преимуществам вариатора Тойота Рав 4 относятся:
- динамика разгона относительно АКПП;
- меньший показатель потребления топлива;
- плавность изменения передаточного числа;
- повышенный КПД (5-10%) в сравнении с АКПП.
При этом отмечаются и недостатки:
- сложный и дорогой ремонт;
- техническое обслуживание: частая смена масла (30 000 км);
- непростая схема электронного блока управления.
Rav 4 3 после рестайлинга 2010, тогда на смену 4АКПП пришел вариатор
Плюсы и минусы
Чтобы понять, что лучше — вариатор или автомат, нужно разбираться в плюсах и минусах вариаторных трансмиссий.
Преимущества:
- Более низкий расход топлива, чем у автоматических трансмиссий. Из-за отсутствия эффективного переключения передач и постоянной работы на оптимальной скорости двигатели CVT работают более экономично. Кроме того, снижается объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами.
- Плавное переключение передач во время движения. Благодаря этому при увеличении скорости автомобиля не возникает толчков и толчков. По этой причине также увеличивается срок службы отдельных редукторов.
- Надежность агрегата.
- Хорошая динамика автомобиля.
- Уменьшен вес коробки передач.
Недостатки:
- Шумность. Эффект от работы вариатора можно сравнить с шумом троллейбуса во время движения.
- Чувствительность передачи. При использовании автомобилей с коробками передач CVT необходимо строго придерживаться правил эксплуатации и обслуживания. В противном случае это может повредить конструктивные элементы коробки передач и сказаться на сроке службы.
- Дороговизна и сложность ремонта. В случае выхода из строя конструктивных элементов коробки передач найти новые детали проблематично. Они не всегда доступны в продаже.
Ипостаси Toyota Rav4 (CA40)
Rav4 IV поколения дебютировал на российском рынке в начале 2013 года, в 2016 пережил рестайлинг. И это был именно рестайлинг, а не модернизация. Изменились кузовные панели, оптика, отчасти детали интерьера. Технически весь жизненный цикл Rav4 прошёл с одним и тем же набором агрегатов.
Также СА40 сменил прописку. Дорестайлинговые версии шли в Россию из-за границы. После апгрейда полноформатную сборку вместе со сваркой и окраской кузова стали выполнять в Санкт-Петербурге.
Падения качества или народной любви из-за переезда не произошло. Покупатель как будто не заметил смены завода, поэтому импортированные и локализованные экземпляры стоят на вторичке примерно одинаково.
Поломки CVT на Rav 4
Несмотря на простую конструкцию, вариатор часто выходит из строя. Это связано с тем, что владелец машины просто не следит за машиной и коробкой передач. Вариатор не любит:
- грязное масло. Отработанная смазка больше не защищает боковые панели. В результате образуются царапины, которые плохо сказываются на ремне и приводят к быстрому износу коробки;
- грязный фильтр снижает скорость потока. В результате давление снижается. А это приводит к тому, что деревья начинают выходить из строя. Ремень начинает скользить или скользить. Разорванный и рассыпанный по всему ящику. В случае с металлической цепью капитальный ремонт гарантирован, так как это приведет к повреждению всех частей коробки.
Внимание! CVTK111 отличается некоторыми тормозами, в отличие от изменений японской компании Jatko на Nissan. Это связано с тем, что производители снизили скорость ускорения, чтобы ремень и шкивы оставались целыми и неповрежденными на весь срок службы.
Другие проблемы с коробкой:
- выход из строя электронного блока управления из-за попадания воды внутрь при неправильной мойке автомобиля;
- разрушение шкивов и ремня из-за перегрева.
А также некоторые другие, возникающие исключительно по вине автовладельца. Так как эти автомобили подходят как для городской езды, так и для легкого бездорожья. Грунтовые дороги, заснеженные дорожки, на которых приходится скользить, чтобы выбраться, они им не нравятся. В результате они перегреваются и быстро выходят из строя.
Специалисты не советуют брать высокую скорость на трассе и ездить на ней двадцать минут. Это приведет к перегреву, истиранию коленвала.
Источники
- https://autodvig.com/kpp/resurs-variatora-tojota-rav-4-27639/
- https://toyota-navi.ru/toyota/opisanie-variatora-na-toyota-rav4-resurs-ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-korobki.html
- https://Autoprokat-RentMotors.ru/korobka-peredach/variator-rav-4-resurs.html
- https://igor-somov.ru/otzyvy/variator-rav4.html
- https://7road.ru/remont-i-tyuning/variator-rav-4-2017-otzyvy.html
- https://auto-kontent.ru/resurs-variatora-toyota-rav4-2-0/
- https://max-lada.ru/toyota/opisanie-variatora-na-toyota-rav4-resurs-ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-korobki.html
- https://4-x-4.ru/variator-na-rav-4-otzyvy/
- https://kvadrocikly-stels.ru/inostrannye-avto/variator-na-rav-4-otzyvy.html
- https://www.zr.ru/content/articles/922601-poderzhannaya-toyota-rav4/
- https://toyota-camry-corolla.ru/rav-4/izuchaem-variator-rav-4/
- https://gil-service.ru/obzor/variator-rav4.html
- https://razborov.net/toyota/opisanie-variatora-na-toyota-rav4-resurs-ustroystvo-i-ekspluataciya-korobki-2.html
- https://Avto-remont-Toyota.ru/cvt-toyota-rav-4-osobennosti-bolezni-i-otzyvy-vladelcev.html
Что не любит вариатор
Вариатор действительно требует к себе более бережного отношения — это плата за комфорт. Бесступенчатая коробка способна прожить долго и счастливо, если правильно ухаживать за ней, соблюдать спокойный стиль вождения и не нарушать требования производителя.
И наоборот, следующие типичные ошибки водителей приводят к преждевременному выходу КПП из строя. Чего нельзя делать на вариаторе?
Резкий старт с места
Вариатор предназначен, прежде всего, для комфортной плавной езды. Он не любит резких скачков оборотов двигателя, поскольку они ведут к проскальзыванию ремня (цепи) на шкивах. В результате образуются задиры и стружка, которая действует как абразив на внутренние детали узла. Это провоцирует их несвоевременный износ.
Поэтому на машине с вариатором не рекомендуется «рвать с места», пытаясь опередить всех на светофоре. Это грозит подорвать здоровье трансмиссии.
Кстати, о виртуальном переключении передач, которое предлагают многие бесступенчатые коробки для имитации привычного ритма. Несмотря на то что такой режим предусмотрен в автомобилях с вариатором, пользуемся им не слишком часто.
«Передачи» в современных CVT с ручным управлением действительно существуют, хотя реализованы они иначе, нежели в других типах коробок. Понятие той или иной передачи в классической трансмиссии подразумевает фиксированное соотношение двух шестерён разных диаметров, которые в данный момент находятся в жёстком зацеплении. Конструкция же вариатора по определению предполагает плавное и непрерывное изменение этого значения в процессе движения. Но дабы водителю было привычнее, если он вдруг захочет «порулить» коробкой самостоятельно, – электроника будет эмулировать те самые 5-6 (или более) скоростей. При выборе каждой из них вручную ремень (цепь) вариатора будет находиться в определённом фиксированном положении, сохраняя постоянное передаточное отношение между шкивами. Однако частое использование такого режима не пойдёт агрегату во благо, так как чревато образованием на шкивах борозд.
Езда на повышенных оборотах
Вариатор боится не только резких стартов, но и продолжительных ускорений. Длительная езда на большой скорости приводит к перегреву механических частей трансмиссии — и, как следствие, к их быстрому износу.
Чем чаще вы будете «гонять» со светофора — тем быстрее отправитесь на ремонт КП.
Старт с двух педалей
Владельцы автомобилей с автоматическими коробками умело используют прием одновременного нажатия двух педалей для быстрого старта и ускорения. Это позволяет им резво разгоняться со светофора, оставляя позади остальных участников движения.
Но вариатор на подобный «фокус» не рассчитан — с помощью двух педалей можно добиться лишь сокращения ресурса гидротрансформатора, ремонт которого влетает в копеечку.
Пересели на машину с вариатором — забудьте старые «привычки».
Начало движения без предварительного прогрева
Спор о том, стоит ли прогревать автомобиль перед поездкой, почти такой же древний, как спор о курице и яйце. У производителей нет строгих обязательных рекомендаций, а в заботе об экологии к прогреву сейчас относятся скорее негативно. Однако авто с бесступенчатой коробкой передач лучше прогреть перед началом движения, несмотря на недобрые взгляды прохожих. Вариатор негативно реагирует на резкие перепады температуры, это влечет все ту же пробуксовку ремня на шкивах.
Начинать движение следует только после того, как масло в коробке прогреется до рабочей температуры. Это особенно актуально для холодного времени года.
Частая пробуксовка
Грамотно управляя автомобилем с вариатором, можно играючи преодолевать препятствия в виде песка и снега. Этому способствует плавная работа трансмиссии. А вот пробуксовка для нее опасна. Поэтому опасные участки в виде грязи и снега лучше объезжать стороной. Иначе не избежать ударных нагрузок на коробку, проскальзывания ремня и перегрева.
Пробуксовка особенно не рекомендуется в зимний период, в условиях низкой температуры воздуха.
Буксировка других транспортных средств
Длительные повышенные нагрузки запросто могут «убить» вариатор прямо на дороге. Поэтому не рекомендуется использовать машину с бесступенчатой трансмиссией в качестве «буксира». Медленное движение в натяг, под нагрузкой и особенно в горку, так же вредно, как резкое ускорение и гонки на повышенных скоростях.
Категорически нельзя использовать авто с вариатором как «трактор», пытаясь вызволить другое транспортное средство из грязи или снега.
Езда по бездорожью
Бесступенчатая трансмиссия создана, прежде всего, для города и качественной загородной трассы. Однако кроссовер с CVT может использоваться на бездорожье — но в разумных пределах. Ведь вариатор больше всего ценит умеренность, а вот повышенные нагрузки и удары могут сыграть с ним злую шутку.
Уточнение эксперта:
Суть в том, что при критическом повышении температуры трансмиссионной жидкости резко снижаются фрикционные свойства ремня (цепи) – он начинает банально проскальзывать. Тем самым нарезая борозды на шкивах и провоцируя их быстрый и резкий износ. Об этом эффекте мы уже упомянули выше в описании работы «передач» вариатора. Только в случае активных штурмовок грязевых, песочных или снежных участков губительный эффект возникает в разы быстрее и резче. Немалую лепту вносят и современные электронные ассистенты для бездорожья. Речь, прежде всего, об электронных имитациях блокировок. При резком и частом подтормаживании буксующего колеса,удары в трансмиссии неизбежно доходят до тех же пресловутых шкивов – вызывая микропробуксовки между ними и ремнём. Последствия пердсказуемы: выработка на поверхности.
Вывод: за рулем авто с вариатором на бездорожье нужна максимальная аккуратность.
Однако технологии не стоят на месте, и эта рекомендации уже звучит не так однозначно. По крайней мере, для определенных моделей. Новые вариаторы Toyota имеют шестеренчатую механическую первую передачу, работающую на малых скоростях. А значит, в раскачке бесступенчатая коробка не участвует и не страдает, с ремня сняты нагрузки при движении по бездорожью внатяг.
Езда по бордюрам
Даже небольшой бордюр представляет опасность для подвески и трансмиссии автомобиля, особенно когда речь идет о вариаторе. Если вы время от времени встречаетесь передними колесами с препятствием — ждите скорого выхода коробки из строя. А при достаточно сильном ударе КП может перейти в аварийный режим, и тогда шкивы займут промежуточное положение, при котором ремень испытает критическую нагрузку.
Наезжать на бордюр небезопасно для машины с вариатором.
Частые переключения вперед-назад
CVT вообще не любит резких движений, в том числе резкого переключения между режимами. Многие водители не знают об этом и на машине с вариатором применяют традиционный способ «раскачки» вперед-назад (когда нужно выбраться из снежной ямки или песчаного наноса). Не считая вариаторов с механической первой передачей. Однако чем меньше паузы между переключениями — тем быстрее коробка выходит из строя.
При парковке, сдавая назад-вперед, нужно каждый раз дожидаться полной остановки автомобиля.
Резкие переключения между режимами N и D
Когда водитель переводит рычаг в нейтральное положение (N), внутри коробки падает уровень давления. Чтобы оно восстановилось, требуется несколько секунд. В противном случае происходит осыпание фрикционов и страдает ремень, что прямо сказывается на сроке службы КП.
Включив нейтраль, стоя в пробке, не стоит резко газовать, следуя за впереди идущим автомобилем — лучше поберечь трансмиссию.
Езда накатом в нейтральном режиме
Еще одна ошибка — включать нейтральный режим, когда машина двигается накатом, без участия двигателя. Этим самым водители пытаются «освободить» колеса от сцепки с мотором. Что имеет смысл в случае с механической КП или автоматом, но совершенно бессмысленно в случае с вариатором.
Лишний раз разъединяя бесступенчатую коробку и двигатель на ходу, вы приближаете необходимость ремонта вариатора.
Остановки без включения режима N или P
А вот когда включать нейтраль (N) или парковочный режим (P) действительно нужно — так это при остановке, даже кратковременной. Если машина полностью остановилась, не лишним будет убрать механическое напряжение от гидротрансформатора. Это продлит срок службы коробки передач.
Даже при короткой остановке, скажем, в пробках, переключайтесь в нейтралку, а при более длительной — активируйте парковочный режим.
11. Несвоевременная замена масла
Масло в коробке переключения передач нуждается в периодической замене. В процессе эксплуатации оно вырабатывается, теряя свои свойства, провоцируя перегрев и усиленное трение частей конструкции. Мелкая стружка действует как абразив и ускоряет износ деталей.
Меняйте масло, не дожидаясь рекомендованного производителем срока (его рекомендация очень условна). Лучше делать это через каждые 30-40 тысяч км пробега.
Отсутствие периодической очистки
Обслуживание коробки не ограничивается одной только заменой масла. Нужно чистить поддон, магниты и клапаны гидросистемы, а также не забывать менять фильтры. Если не делать этого — абразивные частицы будут продолжать накапливаться и усиливать свое негативное влияние на внутренние детали конструкции.
Очистку удобно проводить каждый раз при замене масла и сопутствующих расходников.
Неправильная эвакуация
Неопытные владельцы авто с вариатором нередко допускают фатальную ошибку — буксируют машину с выключенным двигателем. В этом случае вращение колес приводит в движение один вал, а ремень (или цепь) «подтачивает» другой. Результат — преждевременный ремонт трансмиссии.
Буксировать автомобиль с вариатором можно исключительно при заведенном двигателе. А эвакуация допускается только при условии, что ведущие колеса погружены на платформу.