Знаменитая Вэдэшка WD-40: смазка или нет, чем заменить, как сделать


Всем привет! Каждый из вас наверняка слышал про такое средство как вэдэшка или просто WD-40. Но не все знают, что это такое на самом деле.

Сегодня постараемся исправить эту ситуацию. Предлагаю узнать, это смазка или нет, как может применяться средство в домашних условиях, для авто, какой у него состав и не только.

Но самое главное, рассмотрим несколько рецептов, позволяющих самостоятельно изготовить состав, во многом повторяющий оригинальный ВэДэ-40.

Какой рецепт аналога ВД 40 правильный?

В интернете очень много инструкций и вариантов как сделать аналог ВД 40. Все они были разработаны, основываясь на доступной информацию, согласно которой, в состав технического аэрозоля “вэдешки” входит:

  • растворитель уайт-спирит — 50%
  • вытеснитель, двуокись углерода — 25%
  • минеральное масло — 15%
  • инертные ингредиенты — 10%

Именно на основе таких компонентов в большинстве случаев и изготавливается аналог жидкого ключа. Но, тем не менее, в погоне за раскрытием секретного рецепта жидкости WD-40 есть несколько вариантов с применения масла, добавлением растворителей, проникающих жидкостей (керосин), консервирующих или разъедающих ржавчину ингредиентов.

Опытным путем таки был найден предположительно настоящий рецепт. Он включал в себя такие вещества:

  • уайт-спирит — 45–50%;
  • парафиновый дистиллят — 15–25% (должен быть тяжелый, не содержащий растворителей);
  • гидроочищенные изопарафины —12–18%;
  • двуокись углерода — 2–3 % (смесь нефтяных растворителей и парафинового дистиллята).

Поскольку в чистом виде большинство из них малодоступны, то, как правило, смешивают несколько другие приближенные вещества, которые также позволяют выполнить главную задачу – открутить прикипевшую или заржавевшую гайку. Эти, более доступные ингредиенты, зачастую есть в гараже любого мужика.

Как сделать жидкий ключ

Жидким ключом называют универсальные средства на основе керосина, которые проникают в заржавелое резьбовое соединение и позволяют открутить его без повреждений детали. Такую жидкость трудно назвать смазкой. Но поскольку оно вытесняет воду, растворяет ржавчину и прикипевшие детали, то, в обиходе средство жидкий ключ иногда именуют проникающей смазкой.

Состав такой жидкости довольно прост, она зачастую включает в себя: керосин, масло и растворитель. Хотя в зависимости от небольших дополнений будут отличаться, как свойства, так и само назначение такого средства. Самым популярным ныне «жидким ключом» является ВД-40, но его цена довольно большая, поэтому автовладельцы стараются заменить такое «чудо-средство» другим, более дешевым, и не менее действующим.

Чтобы не покупать жидкий ключ для автомобиля или бытовых потребностей втридорога, можно сделать проникающую смазку своими руками. Существует 9 бюджетных, но рабочих рецептов приготовления смазки, аналогичной WD-40.

Где используется WD-40?

Действительно уникальной является жидкость WD-40, её назначение широкое и разнообразное. Есть даже нестандартные варианты применения WD-40, о них мы также расскажем.

  • вытеснение влаги и защита от дальнейшего её попадания;
  • защита от коррозии;
  • смазка деталей без жирных следов;
  • проникновение в механизм;
  • удаление жирных пятен, следов от клея и битума;
  • очищение налёта с унитаза;
  • снятие кольца с пальца;
  • удаление жвачки с волос;
  • удаление следов от чая со столешницы;
  • удаление тёмных полос с напольного покрытия;
  • создание водоотталкивающего слоя на обуви;
  • восстановление внешнего вида номерных автомобильных знаков;
  • защита стёкол от промерзания.

Впечатляет, не правда ли? Как видите сами, для чего только не используется WD-40. Действительно уникальным является средство, разработанное американскими специалистами.

Сравнение

Поскольку вещество данного типа не единственное в своем роде, то специалистами была проведена сравнительная работа.

Сравнивались препараты с похожим механизмом действия, учитывались следующие характеристики:

  • способность защитить от образования коррозии;
  • проникающая способность, которая позволяет рассоединить элементы или устранить скрип;
  • экономичность расхода;
  • наличие резкого запаха;
  • коэффициент полезного действия (процентное содержание сухого остатка);
  • удобства распыления.

Проверяем жидкость в деле

Посещая любимый хозяйственный магазин, купил маленький баллончик WD-шки (100 мл) за 270 рублей. Зашел потом в Fix Price, там увидел отечественный аналог за 99 руб. — УПС-40. Купил и его.


В хозяйственном магазине WD-40 стоит 270 руб., а УПС-40 — 99 руб. Фото автора

Чистка дверного замка

Замок на входной двери начало заедать. Менять его не хотелось: это недешевое удовольствие. WD-шку я все время забывал привезти с дачи. А входной замок работал все хуже: ключ вставлялся с трудом, туго проворачивался. В том, что волшебная жидкость поможет его механизму, я сильно сомневался. По закону Мерфи события могут развиваться только от худшего к еще более худшему. В общем, пришло время проверить — два раза пшикнул WD-шкой в замочную скважину.


Чтобы починить замок, достаточно пшикнуть в скважину пару раз. Фото автора

Вставил ключ, покрутил, закрыл-открыл. Вытащил ключ, вытер салфеткой. На ней осталась грязь. Значит, жидкость реально промыла замок.


После очистки замок перестало заедать. Фото автора

Жена прониклась результатом, пшикнула в замочную скважину замка входной двери на лестничной площадке. Тот замок вообще плохо открывался — даже новый. Целую неделю, когда выходил из дома, открывал и закрывал эти два замка. Они реально лучше работали, ключ стал легче вставляться, проворачивался без усилий. Просто магия какая-то!

Реанимация для инструментов

Старые плоскогубцы туго раскрывались, много лет меня это не особо напрягало. Спрыснул из баллончика.
Старые плоскогубцы плохо раскрываются. За дело берется WD-40. Фото автора

Оставил отмокать на

салфетке

. Через десять минут приподнял. Из плоскогубцев потекла конкретная грязь, она же осталась и на салфетке. Плоскогубцы стали открываться значительно легче.


Грязь смывается отменно. Инструмент в порядке. Фото автора

В Интернете нашлось много роликов, как WD-шкой отмывают, чистят разные поверхности от сложных загрязнений. Больше всего меня поразил ролик, в котором парень

суперклей

с ковра удалил. Циакриновый клей даже теоретически отмыть НЕВОЗМОЖНО — его можно только отодрать.

Смываем загрязнения с ламината

Имело смысл проверить чистящие свойства жидкости. На куске
ламината

немного порисовал разными фломастерами.

Делаю тестовые загрязнения на ламинате. Фото автора

Капнул и размазал любимый клей Titebond («побратим» ПВА). Зимним сапогом черканул с нажимом, чтобы на поверхности ламината остались конкретные следы. Подождал часов 8, пока подсохнет клей.

И еще немного «трудных пятен». Фото автора

Прыснул WD-шкой на ватный диск и немного на ламинат, начал оттирать. Хлопок тут же окрасился.

Жидкость легко удалила фломастер с ламината. Фото автора

Через пару минут ламинат блестел как новый. Получилось стереть все, кроме клея. Он хороший, американский, его просто так не сотрешь.


Клей не поддался! Фото автора

Кстати, процедуры по удалению загрязнений с поверхностей следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Жидкость сильно пахучая. Устойчивый запах после протирания ламината держался около суток при открытых

форточках

. Конечно, запах WD-шки не сравнить с ароматом дешевого уайт-спирита, но тем не менее воняет конкретно.

Тестируем аналог WD-шки — УПС-40

С другой стороны панели я испачкал ламинат симметрично: фломастеры, сапог, клей. Спрыснул ватный диск отечественным средством УПС-40.


Справится ли аналог? Фото автора

Запах УПС походил на запах WD-шки, но чувствовался еще и лимонный ароматизатор, которого производители явно не пожалели. Все замечательно оттерлось и с УПС. Кроме клея…


Клей не оттерся! Фото автора

Оба состава хорошо впитываются в

древесину

. Теоретически этими жидкостями можно покрывать ручки

инструментов

. Древесина после покрытия WD-шкой и УПС меняет цвет — после испарения легких фракций, похоже, что-то остается на поверхности. Предположительно, это могут быть легкие парафины.


Можно попробовать пропитать древесину, чтобы защитить ее поверхность от воды. Фото автора

Обе жидкости хорошо горят, их можно использовать при разжигании

костра

, углей в мангале в тяжелых условиях. Чтобы проверить это свойство, я пропитал два ватных диска.


Подписал контрольные образцы. Фото автора

Отправил ватные диски поплавать в тазике с водой. Чиркнул спичкой — кораблики в тазике весело загорелись.


Получается, с WD-шкой и УПС можно поджечь даже сырые дрова. Фото автора

Если вы планируете готовить на огне еду, дайте жидкости как следует прогореть, чтобы в пищу ничего не впиталось.

Слабительное для гайки

СЛАБИТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ГАЙКИ

СЛАБИТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ГАЙКИ

ТЕСТ ПРОНИКАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

Отвинтить основательно приржавевшую гайку и не свернуть при этом «шею» болту или шпильке — задача не из легких. И ладно бы, если соединение не ответственное — крепежом можно пожертвовать. Но иной раз, свернув вместе с гайкой шпильку, потом, при замене ее на новую, придется разобрать полмашины.

Способов, облегчающих борьбу с упрямыми гайками, придумано немало. На флоте, к примеру, все резьбовые соединения, подвижность которых должна сохраняться постоянно, ежедневно «гоняют» в строгом соответствии с предписанной последовательностью. Другой радикальный прием — прикипевшую гайку разогревают ацетиленовой горелкой докрасна. Способ безотказный, но с недостатками — нужен газ, противопожарные мероприятия, да и не к каждой гайке подберешься горелкой. К тому же повторно использовать отожженный крепеж не следует.

А если попробовать размочить резьбовое соединение какой-нибудь жидкостью? Еще недавно в распоряжении автолюбителя были только народные средства — вода, керосин, уксусная эссенция, йод и т. п. (К слову, чеховский злоумышленник как-то обходился и без них.) Сегодня выбор богаче — в любом магазине найдется десяток чудо-эликсиров, именуемых жидкими ключами. Но какова их эффективность? Это мы и решили проверить.

Купили 12 различных баллончиков (см. фото) ценой от 50 (наши) до 260 (импортные) руб. и первым делом охладили их до —15°С. Первый тест — морозостойкость все прошли успешно, ни один конкурсант не замерз и все уверенно пускали струйку или обеспечивали мелкий распыл в зависимости от конструкции баллончика.

Испытание второе — оценка проникающей способности. Ее оценивали по высоте и скорости подъема жидкости по слою ржавчины. Чем быстрее и выше поднималась жидкость — тем лучше. Технически это сделать совсем несложно. В испытуемый образец помещали торец густо покрытого ржавчиной стального стержня — обычного гвоздя. Результаты — в таблице.

Наряду с разъединением приржавевших гаек жидкости призваны еще защищать металл от коррозии. Проверили и это — зачищенные наждачной шкуркой образцы наполовину покрыли составами и поместили в соляную ванну. Пока железо ржавеет, жидкостями смочили чистые листки бумаги и высушили. «Жидкий ключ» ВЭЛВ и керосин испарились бесследно, особо жирные масляные пятна остались после WD-40, Liqui Moly и Pennzoil Z-4, остальные рецепты показали промежуточные результаты. Естественно, что и антикоррозионная защита проявилась в соответствии с количеством масла в составе: чем больше — тем лучше, образцы из соляной ванны через несколько суток это подтвердили.

Однако не для того покупают эти флакончики, чтобы узнать, как хорошо они смачивают ржавчину, чем пахнут и каковы на цвет и вкус. Нужно, чтобы и отвинчивать помогали. Пора переходить к главному тесту — борьбе с приржавевшими гайками.

Оснастка. Для чистоты эксперимента взяли четыреста (!) болтов с гайками М10, тщательно промыли, обезжирили, затянули моментом 2 кгс.м и подвергли ускоренному ржавлению. Замачивали в соляной кашице, в воде и кислоте, сушили и прокаливали, вновь погружали во всякие едкие растворы. И так до тех пор, пока соединения не покрылись густой коркой ржавчины. На обычный динамометрический ключ установили индикатор — с этим устройством погрешность измерения момента уменьшалась до нескольких граммов на метр.

Испытуемые резьбовые соединения, набравшие к этому времени необходимую «прочность», вначале проверили насухую — зажав в тиски головки болтов, пытались отвинтить гайки. Те из них, что поддались моменту 5 кгс.м, отбраковали, остальные стали нашими подопытными.

Кроме 12 фирменных жидкостей, на этикетках которых перечислены все их доблести: разъединяют, смазывают, консервируют, защищают от коррозии — в конкурсе участвовали народные средства — керосин, тормозная жидкость, йод, аккумуляторный электролит и обычная вода. Всего 17 претендентов на звание «самый жидкий ключ».

Первую партию из десяти болтов отвинчиваем без каких-либо жидкостей — средний результат — 9,5 кгс.м. С этой величиной и будем сравнивать эффективность наших чудо-примочек.

Строго по инструкции встряхиваем каждый баллончик и наносим жидкость на резьбовые соединения. Ждем ровно пять минут и развинчиваем их динамометрическим ключом. Каждому претенденту отводится десять попыток. Результаты записываем, осредняем и сводим в таблицу.

На этом этапе одинаково высокий результат показали WD-40 и «Жидкий ключ» от ВЭЛВ. Вода и тормозная жидкость потерпели фиаско. Керосин, йод и электролит хоть и помогают, но хуже специальных составов.

Изменим условия. Покрываем резьбы составами несколько раз, не скупясь, пока жидкость не перестанет впитываться, а ржавчина не набухнет, оставляя на тряпке жирные коричневые следы. Не спешим — на каждую партию болтов уходит по полчаса. Что ж, правду говорят, что время лечит — аутсайдеры почти догнали лидеров. Заметно отстают только вода, йод и тормозная жидкость. Керосин же ничем не уступает фирменным средствам. Отсюда вывод: баллончики, конечно, хороши, удобны и в целом неплохо справляются со ржавчиной, но и старый добрый керосин не подведет.

В продаже встречается крайне редко. Неудобна распыливающая головка.

«Жидкий ключ», ВЭЛВ, Санкт-Петербург.

Объем — 150 мл. Очень удобная

и практичная упаковка, работает в любом положении. Хорошо вытесняет воду.

Объем — 300 мл. Современная

но распыливает неравномерно.

Liqui Moly, Германия. Объем — 300 мл. Громоздкий баллон, не всегда удобен в стесненных условиях.

«Жидкий ключ», «Троль-Авто»,

Объем упаковки — 300 мл, а жидкости в нем значительно меньше. Упаковка удобная, современная. Запах обычного керосина.

Motul multi protect, Франция.

Объем — 400 мл. Упаковка громоздкая, неудобная.

Резкий, неприятный запах.

Hycote, изготовитель неизвестен.

Объем — 400 мл. Тонкая гибкая трубка позволяет подавать жидкость в самые труднодоступные места.

«Жидкий ключ», ОАО «Торговый дом автокосметики», Санкт-Петербург.

Объем упаковки — 500 мл. Жидкости гораздо меньше. Упаковка неудобная, работает «по площадям». Запах чистого керосина.

Гранды и аналоги

Не все даже умудренные опытом автомобилисты знают, что у WD-40 есть аналоги, которые схожи по своим качествам, но при этом существенно отличаются по цене. Есть и сопоставимые по стоимости, но большинство либо предпочитает брать привычное средство, либо ориентируется на доступность или известность бренда.
Для нашего потребительского теста были выбраны многофункциональные препараты разных ценовых категорий – как от известных . А именно:

  • универсальная смазка PiTon;
  • смазка многофункциональная Nowax Cobra NX-40;
  • универсальное масло XADO;
  • «Супер смазка «Нанопротек»;
  • универсальное масло Auto Assistance;
  • универсальный аэрозоль WD-40.

Самым бюджетным из участников теста оказался Auto Assistance, самым дорогим средством (по фактическому объему в миллилитрах) – WD-40.

Аналоги

В принципе, на рынке присутствует довольно большое количество препаратов, аналогичных по составу и принципу воздействия. Также имеются вещества, которые вполне можно использовать вместо WD 40, как по отдельности, так и в смеси. Вот о них мы и расскажем. Если повнимательнее посмотреть на состав, то можно заметить, что там имеется большое количество Уайт-спирита. Для более выраженного эффекта, там добавлены вещества, которые обладают проникающими свойствами. Поэтому, при выборе заменителя, нужно обращать внимание именно на жидкости со сходными параметрами.

Летучие (легкие) углеводороды

Если с остальными ингредиентами все более-менее понятно, я сейчас про масло и УЙАТ-СПИРИТ, да и найти их не так-то сложно!

То вот с летучими углеводородами не все ясно, что это такое и где их взять.

Начинаем вспоминать, что это такое. Если верить «Википедии» то летучими (или легкими) называются легкие фракции нефти, а самыми «легко-летучими» являются «ГАЗОЛИН» или газовый бензин. Если не томить вас долго, то можно взять обычный нефтяной эфир или тот же бензин.

Однако обычный бензин «летуч», но не так сильно, поэтому ищем специальный. И кстати такой есть – это бензин «ГАЛОША».

Если верить составу, то там легкие углеводороды!

Его берут для бензиновых зажигалок, каталитических обогревателей, для разбавления масляных, битумных и лакокрасочных составов.

Аналоги популярного средства

Высокая стоимость оригинальной «ведешки» подталкивает отечественных потребителей к поиску более доступных аналогов. Зачастую им это удается, но ценой экономии является снижение качества. Если настоящий американский WD-40 обладает мощным водоотталкивающим эффектом и без труда устраняет окисление болтовых соединений, то отечественные и зарубежные аналоги действуют гораздо медленнее и не настолько эффективно.

Если вы сотрудник СТО или слесарной мастерской, и вам по долгу службы требуется невероятное количество этого аэрозоля, то его можно заменить следующими средствами:

  • G-Power (для большего удобства приводим среднюю стоимость и объем – 250 р./400 мл);
  • 3TON (150 р./520 мл);
  • ABRO Masters «AB-8» (335 р./450 мл);
  • CC 1000 (150 р./400 мл);
  • «Элтранс УПС-40» (108 р./210 мл).

Если вы ищете аналог с идентичным составом и качеством, то вряд ли удастся найти 100% совпадение. Тем и хорош знаменитый WD-40. Но можно попытаться сделать его самостоятельно по популярному и проверенному рецепту, который будет приведен далее.

Видео.

Все мы с вами знаем прекрасный препарат WD-40. Это аэрозольный препарат, который отталкивает воду, предотвращает коррозию, имеет смазывающие и очищающие свойства, самое главное (как мне кажется) имеет очень хорошие проникающие возможности (если им обработать ржавое резьбовое соединение, которое «не поддается», затем его легко можно открутить), всех достоинств и не перечесть. Этот препарат разработан американской компанией и продается почти во всех странах мира, любой механик просто не представляет своего существования без него! Все бы хорошо, но вот цена его сейчас немного «высоковата», а если пользуешься им каждый день и расходуется он достаточно быстро, что делать? Ведь хочется сэкономить! Спокойно, можно сделать почти полный аналог, своими руками. Сегодня мой фирменный рецепт, которым пользуюсь уже несколько лет (плюс будет видео в конце) …

Необходимые ингредиенты

Чтобы сделать собственную «ведешку», мы рекомендуем взять:

  1. «Уайт спирит» – если изготавливаете средство для себя и будете пользоваться им раз в несколько месяцев, то смело покупайте зарубежный растворитель. Если же хотите сэкономить или предполагаете, что вам потребуется большое количество конечного продукта, то приобретайте нефрас-С4-155/200, он тоже сгодится.
  2. Бензин «Галоша» – он так и называется. Вы можете найти и любой другой бензин повышенной летучести, однако именно этот чаще всего указывается в ходе кустарного изготовления. Он состоит из тех самых легких углеводородов, которые нужны.
  3. Минеральное масло – можно взять обычное моторное масло для автомобилей. Идеальным выбором станут 5W-40 и 5W-30. Некоторые народные умельцы экспериментировали и с синтетическим маслом, но лучше не рисковать.

Теперь очень интересный нюанс. Бытует мнение, что в состав оригинального WD-40 входит рыбий жир. Именно поэтому его нередко используют в качестве приманки на крупную рыбу. Так это или нет – вопрос остается открытым. Однако при изготовлении собственной «ведешки» все же рекомендуется воспользоваться аналогом рыбьего жира – парафином. Потребуется всего несколько грамм обычного свечного воска, не растопленного.

Важно! При изготовлении WD-40 ни в коем случае не поджигайте свечу и не растапливайте парафин самостоятельно.

Он нужен в твердом виде: «уайт спирит» растопит его. Помните, что вы будете смешивать легко воспламеняющиеся ингредиенты, поэтому любой источник открытого огня строго запрещен!

Техника безопасности

Работа вдали от открытого источника пламени – это самое главное требование, которое необходимо учесть при самостоятельном изготовлении «ведешки». Помните, что от этого может зависеть ваше здоровье и даже жизнь!

Поскольку и «уайт спирит», и бензин «галоша» – это крайне летучие и легко воспламеняющиеся вещества, необходимо работать вдали от любых нагревательных приборов с открытыми элементами. Это могут быть мощные лампы и, разумеется, обогреватели.

Температура воздуха должна быть в пределах от –40 до +30 градусов Цельсия. Работать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Разумеется, следует избегать попадания ингредиентов на слизистые оболочки и кожу.

История

Изначально WD 40 предназначалось для очистки различных поверхностей от труднорастворимых пятен. В процессе испытаний выяснилось, что препарат просто изумительно разъедает ржавчину. Это позволяет использовать жидкость при демонтаже различных конструкций. Первая презентация состоялась в 1953 году. После чего, препарат некоторое время использовался строго в военных целях. Первая партия в свободную продажу поступила в 1958 году.

С тех пор, продажи только росли. Любопытна версия появления названия. По словам одного из создателей, состав удалось получить, проведя ровно 40 экспериментов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]