Когда сломается вазовский вариатор — разбор эксперта


Гибридный вариатор Jatco JF015E предназначен для установки на автомобили, оборудованные двигателями внутреннего сгорания объемом до 1800 см³ (крутящий момент до 180 Н*м). В конструкцию агрегата введен 2-ступенчатый планетарный редуктор, позволивший уменьшить габариты картера коробки. Оборудование появилось в производственной программе завода в 2010 г.

Вариатор Jatco JF015E.

Где применяется

Коробка встречается в следующих автомобилях:

  1. Nissan Juke, Micra и Note, оснащенных моторами рабочим объемом от 0,9 до 1,6 л. Монтируется на машины Qashqai, Sentra и Tiida, оборудованные бензиновыми моторами объемом до 1,8 л.
  2. Renault Kaptur и Fluence с мотором 1,6 л.
  3. Mitsubishi Lancer 10-го поколения с двигателями объемом 1,5 и 1,6 л.
  4. Малогабаритных машинах Suzuki Swift, Wagon R, Spacia и Chevrolet Spark с бензиновыми силовыми агрегатами объемом до 1,4 л.
  5. Автомашинах Lada XRAY с мотором объемом 1600 см³.

Какое масло заливать в вариатор JF011?

Масло Nissan CVT Fluid NS2 код — KLE52-00004

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1

: код
S0001401
— бочка 20 л код
S0001610
— канистра 4 л код
MZ313973
— канистра 1 л

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J4

: код
MZ320185
, емкость 1 л код
MZ320261
, емкость 1 л Genuine CVT Fluid Eco J4 код
MZ320262
, емкость 4 л Genuine CVT Fluid Eco J4

Масло Nissan NS-3

, вариаторного типа, CVT NS-3, минеральное (для машин 2013- по н.в. г.в.) Nissan
NS-3
вышло на замену
NS-2
и по характеристикам соответствует
DIA QUEEN CVTF-J4
. Масло одинаковое и взаимозаменяемое. (По информации) код
KLE53-00004
, емкость 4 л код
999MP-NS300P
, емкость 1 л код
KLE53-00002
, емкость 20 л

Масло ELF ELFMATIC CVT

Масло MOPAR CVTF + 4

фасовка 0, 946 л (кварта), артикул
05191184AA
, фасовка 3, 785 л (галлон), артикул
05191185AA
, фасовка 1 л, артикул
68004937EA
, фасовка 4 л, артикул
68004942EA
При проведении сервисных работ рекомендуется использовать оригинальные запчасти и смазочные составы, которые одобрены заводом изготовителем. Попытки сэкономить на качестве масла неизменно приведут к проблемам при эксплуатации автомобиля.

Конструкция и ресурс

Трансмиссия оснащена клиноременным механизмом, состоящим из регулируемых конических шкивов и пластинчатого ремня. За счет синхронного изменения диаметров шкивов обеспечивается плавная корректировка передаточного отношения. В коробке устанавливается ремень толкающего типа, между мотором и коробкой располагается гидравлическая муфта. Для обеспечения циркуляции рабочей жидкости в вариаторе используется роторный насос высокого давления.


Конструктор jatco jf015e.

В конструкцию коробки введен 2-скоростной гидромеханический автомат, необходимый при движении автомобиля на скорости свыше 100 км/ч. Введение дополнительного редуктора позволило избежать работы вариатора в неблагоприятных режимах (при размещении пластинчатого ремня у внешней кромки конусов). Переключение на передачу заднего хода выполняется в гидромеханической части коробки, вариатор не задействован при этом. С помощью агрегата водитель переключает передаточные отношения в ручном режиме (из ряда фиксированных значений).

Завод-изготовитель оценивает ресурс коробки в 120-150 тыс. км пробега. Заявленная цифра достигается при регулярной замене масла (каждые 30 тыс. км) и щадящем режиме эксплуатации (прогрев перед началом движения, плавные разгоны и движение со скоростями до 100-110 км/ч). Коробки, выпущенные до 2014 г., отличаются пониженным ресурсом из-за ряда узлов. Последующие серии коробок имеют доработанный насос и подшипниковые опоры, а также модернизированную версию программного обеспечения.

Устройство и особенности коробки

Особенности

Гибдд россии официальный сайт

Jatco – основной поставщик автоматических трансмиссий для автоконцерна Nissan. Если говорить о вариаторах, то здесь Джатко выступает в роли бесспорного лидера: из цехов фирмы выходит примерно половина вариаторных коробок передач.

Коробка Jatco JF015E принадлежит именно к семейству вариаторов. Ее сфера применения – компактные легковые машины с моторами до 1.8л. В РФ эту коробку можно встретить в популярных марках авто Nissan Juke, Qashqai. Она во многом похожа на «старшего брата» JF011E, но отличается максимальным крутящим моментом:

  • JF011E: до 250 Нм;
  • JF015E: до 180 Нм.

Видно, что новая коробка CVT передает меньший крутящий момент, и рассчитана на более экономичные и слабые двигатели. В старшие модели Qashqai, с мощными силовыми агрегатами, ставится «большая» коробка JF011E. Термин «большая» часто используется специалистами в автосервисах, чтобы отличать одну коробку от другой: вариатор JF015E в обиходе называется, соответственно, «маленькой» коробкой.

Помимо Nissan, эта коробка ставится на ряд моделей Suzuki (Swift, Alto и др.), некоторые автомобили концерна Mitsubishi, и т.д. Перечень оснащенных данным вариатором транспортных средств постоянно растет.

Устройство

Главная деталь любой вариаторной коробки – клиноременной механизм. В его состав входят конусные шкивы и ремень, передающий крутящий момент. Передаточное число коробки меняется за счет сближения и развода шкивов.

Клиноременной блок:

Кроме него, в состав рассматриваемой коробки входит гидроблок (гидротрансформатор) и необычный для таких коробок механизм – планетарный двухступенчатый редуктор. Он несколько усложняет конструкцию вариатора, позволяя взамен добиться важных целей:

  • сделать коробку меньше и легче;
  • увеличить диапазон смены передаточных чисел коробки.

Последнее можно сделать модификациями только вариатора, но такой шаг сделает коробку больше и массивнее, что нежелательно для небольших авто. Оснащение коробки гидроблоком и редуктором стало решением технической задачи без утяжеления АКПП. В физическом плане JF015E легче на 13%, и на 10% – короче коробки JF011E.

Необходимое для работы вариатора давление создается специальным насосом:

Как уже упоминалось, редуктор коробки – двухступенчатый. Для обеспечения движения в режиме D он имеет две ступени, переключаемые автоматически, без вмешательства водителя. Управляют планетарным механизмом фрикционная муфта и тормоз.

Очистка масла коробки обеспечивается двумя фильтрами:

грубой очистки (325010А);

тонкой (325013А).

Первый фильтр коробки очищает масло металлический сеткой меняется при проведении капремонта или после экстремального загрязнения масла, второй представляет собой бумажный картридж и меняется регулярно, при плановых заменах масла коробки.

Место установки фильтр-картриджа по мануалу:

Мануал к JF015E указывает, что использовать следует только оригинальное масло NS-3:

Обслуживание Jatco JF015E

Нельзя начинать движение в зимнее время на холодной коробке. Для прогрева рабочей жидкости используется теплообменник, подключенный к системе охлаждения двигателя. Начинать движение следует плавно, избегая резких рывков. Рабочая жидкость проверяется через 6 месяцев эксплуатации, нормальным считается прозрачное масло. При обнаружении помутнения жидкость меняется вместе с фильтрующим элементом тонкой очистки (расположен на картере коробки). Для продления срока службы рекомендуется ежегодная профилактическая замена масла и фильтра.


Обслуживание Jatco JF015E.

В конструкции машины есть радиатор, подключенный к коробке. Соты теплообменника забиваются пылью и пухом, что приводит к перегреву масла. Необходимо ежегодно промывать радиаторы в специализированном сервисе.

Если в конструкции нет теплообменника коробки, то можно установить узел самостоятельно (вместе с термостатом, регулирующим интенсивность потока масла через охлаждающий блок).

Вариатор Jatco JF011E нет повода для паники — Вариаторная коробка передач — DSGFIX

Жажда знаний – пожалуй одно из самых благородных и полезных качеств, свойственных изменчивой и ветреной человеческой натуре. Именно жажда знаний позволяет нам пополнять свой интеллектуальный багаж, способный сыграть положительную роль в самых неожиданных ситуациях, которые так любит подкидывать нам жизнь. Именно для тебя, мой пытливый друг, написан этот материал. Поэтому, присаживайся поудобнее, дорогой автолюбитель, сегодня я расскажу тебе историю про один из самых известных и распространенных автомобильных вариаторов фирмы Jatco — JF011E (CVT).

Для начала разберемся, что это за зверь такой – вариатор – и в чем глубинный смысл его бренного существования. Если как следует напрячь мускулы и натянуть сову допущений на глобус объективной реальности, можно предположить, что первые наброски бесступенчатой трансмиссии явил миру еще Леонардо да Винчи, в далеком 1490 году. Само собой, его изыскания не имели никакого отношения к автомобилям, однако, факт наличия инженерной мысли, движущейся в этом направлении, имеет место быть. Более-менее реальные эксперименты и решения пришли к нам в начале 20 века – компания Dodge получила патент на вариатор в 1935 году, а уже в 1939 была введена в обиход первая полностью автоматическая КПП на основе планетарки.

Итак, вариатор. Если не зарываться с головой в узкоспециализированные технические термины, способные навести скуку на подавляющее большинство обывателей, то основным отличием от традиционных «автоматов» можно назвать отсутствие передач в КПП, в привычном понимании. Самые распространенные вариаторы работают за счет системы шкивов, что позволяет автомобилю осуществлять плавное ускорение во всем диапазоне работы, без характерных другим КПП рывков. Так же, благодаря особенностям конструкции, двигатель автомобиля с бесступенчатой трансмиссией всегда находится в наиболее оптимальном диапазоне оборотов, что положительно сказывается как на динамике, так и на расходе топлива. Впрочем, без минусов здесь так же не обошлось. Так, опять-таки, благодаря своей конструкции, вариаторы, в целом, обладают меньшим сроком эксплуатации, нежели традиционные «автоматы», а обслуживать их придется с завидной регулярностью – если ваша коробка оборудована ремнем, а не цепью, менять его придется каждые 50-60 тысяч, в зависимости от модели КПП.

Вариатор Jatco JF011E – пожалуй, самый популярный и известный агрегат среди собратьев по бесступенчатому цеху. Устанавливались такие коробки настоль любимые сердцу россиян автомобили как: Рено Сценик и Меган, Peugeot 4007, Citroen C-Crosser, Ниссан Кашкай, X-Трейл, Тиида и Теана

В принципе, при должном уходе и своевременной диагностике, данный узел не приносил владельцу большого количества проблем и нареканий, однако, к большому сожалению, правильно и, что важно, своевременно обслуживать свои транспортные средства у нас в стране любят далеко не все, что может сослужить вам плохую службу при покупке б/у автомобиля

Впрочем, как говорится в известной поговорке: волков боятся – всю жизнь на механике проездить. Все необходимые диагностические процедуры с автомобилем, оснащенным вариатором Jatco JF011E вы сможете провести в специализированном сервисе AUTO-FORUM, расположенном в Калуге, на улице Зерновая, 22А. Для вашего удобства и с целью минимизации времени, которое ваш автомобиль проведет вне вашего гаража в случае поломки, столь важные детали как гидроблок, гидротрансформатор, конусы и ремни – всегда есть в наличии в сервисе. Кроме того, если у вас возникла срочная и непредвиденная ситуация, в которой каждая минута – на счету, специалисты AUTO-FORUM держат в наличии полностью восстановленные вариаторы JF011E, предназначенные для установки на автомобили с передним приводом. То есть, всегда возможен вариант, при котором с вашей машины снимается поврежденный вариатор, а на его место устанавливается такой же, но любовно восстановленный из пепла и способный служить вам верой и правдой.

Подводя черту под вышесказанным, хотелось бы отметить, что боятся автомобилей с бесступенчатой трансмиссией, особенно такой неприхотливой и широко распространенной, как Jatco JE011E – не стоит. Если не считать минусом тот факт, что за машинами с этими вариаторами нужно ухаживать, обслуживать их в срок и у грамотных специалистов – чаша весов со знаком «+» будет уверенно прижата к земле. А если что-то пойдет не так – приезжайте в AUTO-FORUM, оптимальное решение вашей проблемы будет быстро найдено с учетом ваших пожеланий и возможностей.

Проблемы данной модели

Недостатком коробки является загрязнение масла частицами металла, образующимися при истирании конусов и толкающего ремня. Заклинившие клапаны нарушают нормальную циркуляцию рабочей жидкости, что приводит к обездвиживанию автомобиля. Дополнительной проблемой являются подшипники качения, которые повреждаются металлической стружкой. При появлении неполадок, связанных с вариатором, запрещается дальнейшее движение. Автомашина доставляется в место проведения ремонта при помощи эвакуатора, движения на буксире не допускается.

Отказ от переключений

В конструкции коробки применен гидравлический блок с соленоидами, который находится в нижней части картера. При попадании в клапаны стружки нарушается подача рабочей жидкости, коробка работает в аварийном режиме с фиксированным передаточным отношением. Двигаться на машине запрещено, поскольку существует риск необратимого повреждения конусов ремнем.

Грязное масло

Загрязнение масла в коробке происходит из-за износа ремня и конических шкивов. Частицы улавливаются магнитными вставками и фильтрами, но при засорении элементов грязь остается в рабочей жидкости. Загрязняется гидравлический блок, что приводит к рывкам при движении машины. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с деградировавшим маслом приводит к фатальному повреждению клапанов блока и компонентов клиноременной передачи.


Загрязнение масла.

Поломка подшипника

Износ подшипниковых опор первичного и вторичного валов вариатора встречается редко. При повреждении тел качения или беговых дорожек нарушается взаимное положение валов, что может вызвать перекос ремня и появление шума при работе. При дальнейшей работе коробки нарастает объем металлической стружки, которая дополнительно изнашивает поверхности трения и выводит из строя перепускные клапаны масляного насоса и гидравлический блок.

Поломка насоса

В коробке передач используется роторный насос, унифицированный с узлом от предыдущей модели вариатора 011E. Попадание частичек металла или грязи в редукционный клапан может привести к заклиниванию узла. В этом случае вариатор работает в аварийном режиме с фиксированным передаточным отношением. Дефект наблюдается на коробках первых лет выпуска, позднее производитель доработал конструкцию клапана.

Поломка солнечной шестерни

Разрушение солнечной шестерни, которая находится в гидромеханическом узле, происходит из-за резких разгонов и длительного движения на скорости выше 140-150 км/ч. Повреждение шестерни — следствие вибрационных нагрузок, возникающих в момент резкого ускорения. При разрушении зубчатого колеса движение автомашины вперед невозможно, задняя передача остается работоспособной.


Cолнечная шестерня.

Особенности АКПП Jatco Джатко

Итак, фирма Jatco – крупнейший производитель автоматических коробок передач (АКПП) и вариаторных коробок передач (CVT). Сегодня контрольный пакет акций принадлежит Nissan, то есть Jatco фактически является дочерней компанией данного японского автопроизводителя.

Не удивительно, что Ниссан повсеместно устанавливает автоматические коробки передач Jatco на свои автомобили. Также после слияния с Renault (альянс Renault-Nissan), автоматические трансмиссии Jatco также появились на моделях Renault. Еще следует добавить, что Jatco также поставляет свои коробки на конвейер Mitsubishi, Honda, Suzuki, GM и даже АвтоВАЗ.

Как видно, автомат Джатко можно встретить на многих популярных моделях. Сам производитель трансмиссий специализируется на разработке и изготовлении компактных и недорогих АКПП для установки на автомобили малого и среднего класса.

Другими словами, автоматы Jatco повсеместно встречаются как на бюджетных малолитражках, так и на седанах класса C/D, городских паркетниках и т.д. Например, на отечеcтвенной модели Lada Granta стоит 4-х ступенчатая АКПП Jatco JF 414E, на популярном Daewoo Matiz или Kia Picanto установлена коробка Jatco JF 402/405E и т.д.

На практике АКПП данного производителя отличают компактные размеры, относительная простота и надежность конструкции. Многие коробки Джатко дополнительно имеют функцию ручного переключения передач Типтроник. Специалисты отмечают, что АКПП Джатко достаточно просто обслуживать, в случае ремонта не возникает особых проблем с запчастями.

Также, даже с учетом компактных размеров, инженерам Jatco удалось добиться повышенной надежности трансмиссии благодаря целому ряду уникальных технических решений и собственных технологических наработок. Это значит, что коробки Джатко имеют большой ресурс, а также данные агрегаты хорошо подготовлены для тяжелых режимов эксплуатации.

При этом производитель предлагает свои коробки автомат по доступной цене, в результате чего снижена конечная стоимость автомобиля с АКПП. Однако более доступная цена не означает, что автоматы Jatco являются удешевленным вариантом.

АКПП этой фирмы являются высокотехнологичными, оснащаются сложной системой электронного управления, имеют усовершенствованные гидроблоки, усиленные пакеты фрикционов и т.д. В результате агрегат плавно переключает передачи, что позволяет добиться высокого уровня комфорта при езде, свойственного гидромеханической коробке автомат.

Одновременно с этим разработчики повысили КПД трансмиссии и добились улучшенных показателей топливной экономичности. Также постоянно совершенствуется программное обеспечение, используются уникальные алгоритмы работы электронного блока.

Также в автоматических коробках Jatco применяются соленоиды, которые менее требовательны к качеству трансмиссионной жидкости ATF, имеют лучшие характеристики по сравнению с многими аналогами. Данное решение позволяет менять масло в коробке автомат реже, то есть на практике удалось увеличить срок службы жидкости и фильтров АКПП.

Как указывает сам производитель, в АКПП Jatco трансмиссионное масло нужно менять каждые 60-80 тыс. км. пробега, параллельно меняется фильтр АКПП. При этом в рамках сервисного обслуживания не требуется каких-либо других дополнительных действий.

Диагностика устройства

Первичная диагностика трансмиссии производится при помощи компьютера, подключенного к разъему на автомашине. Методика позволяет выяснить неполадки, связанные с масляным насосом и пробуксовкой ремня по шкивам. Для определения состояния деталей требуется слить масло, а затем отделить поддон картера.

Если на установленных в поддоне магнитах обнаруживается слой стружки, то вариатор нуждается в переборке. Нужно учитывать, что при поломке солнечной шестерни дополнительная стружка не образуется.

Отзывы о плюсах и минусах вариатора JF015E

Если изучить отзывы о популярной японской CVT, можно сформировать объективное мнение о коробке. Пользователи отмечают такие плюсы, как относительно невысокая цена, если сравнивать со старшими версиями, ассортимент запчастей и «доноров» на вторичном рынке.

Отрицательные отзывы о трансмиссии JF015E встречаются регулярно и содержат ряд претензий к ее надежности. Автовладельцы отмечают недостаточно высокий ресурс вариатора и необходимость частой замены масла. Люди часто жалуются на проблему с гулом подшипников.

Валерий: «Для 1,6 двигателя нормальная коробка, у меня уже 150 тыс. километров набегала. Не думаю, что движок отходит в разы больше, поэтому и повода переживать не вижу. Вот уже на 2,0 вопросы будут, ибо там моторы и по 500 тыс. ходят при должном уходе, и три раза за этот срок вариатор менять – ну такое.»

Сергей: «У меня на Рено стоит JF015E, слабоватая коробка конечно, прежний Ниссан с JF011E – другое дело. Ну, хотя бы не пинается и не воет, как всякие автоматы, собранные на коленке, уже хорошо.»

Возможно, на вашем авто тоже стоит JF015E, поделитесь своими впечатлениями о его работе в комментариях.

Ремонт вариатора

При капитальном ремонте вариатора JF015E производится обслуживание гидравлического трансформатора с заменой прокладок и сальников. Штатный теплообменник имеет уменьшенный объем, внутренние каналы засоряются грязью. Если владелец автомашины жалуется на перегревы коробки, то вместо теплообменника вставляется переходник, позволяющий смонтировать радиатор. Для проверки температурного режима работы практикуется нанесение специальных наклеек, меняющих цвет при прогреве до 120°С.

Для переборки коробки требуется приобрести комплект прокладок и сальников и набор фрикционов. Совместно с фрикционными блоками часто меняется клапан насоса (на оригинальный или ремонтный) и устанавливаются новые подшипники первичного вала. Для коробки используются ремни с 8 или 9 лентами, допускается применение элемента от вариаторов Honda (Bosch 901064), который оснащен 12 лентами. Если при вскрытии коробки обнаруживается повреждение рабочих поверхностей конусов, то элементы меняются на детали, заимствованные с разобранного вариатора с пробегом.

Как правильно эксплуатировать вариатор JF011E

Изготовитель предъявляет следующие требования к использованию трансмиссии F011EJ:

  1. Картридж фильтра тонкой очистки необходимо заменять раз в 30 000 км. При продолжительной эксплуатации продукты изнашивания ремня и конусов засоряют поры детали, снижают эффективность работы.
  2. Запрещено резко ускоряться и тормозить до того, как рабочая жидкость прогреется до 65 градусов. При низкой температуре автомасло не смазывает ременные пластины и конусные поверхности. Если автомобиль резко набирает обороты, поверхности истираются, что отрицательно отражается на эксплуатационном периоде рабочей жидкости, фильтрующих узлов, КПП.
  3. Нужно время от времени (раз в полгода) проводить визуальную проверку качества автомасла. Если смазка потемнела, ее необходимо заменять.
  4. В некоторых авто применяется штатный радиатор КПП, располагаемый перед теплообменником охлаждающей системы. Для уменьшения загрязнения сот пылинками и пухом монтируется сетка с мелкими ячейками – она устанавливается в окно воздухозаборника.
  5. Если авто используется в городских условиях, нужно добавить в конструкцию КПП дополнительный тепловой обменник, который будет охлаждать автомасло. В конструкции радиатора предусматривается термостат, который служит для предотвращения переохлаждения жидкости зимой. Радиатор выводится перед тепловыми обменниками охлаждающей системы движка и кондиционера. Для установки дополнительного радиатора используется усовершенствованный адаптер с 4 выводами, располагаемый на трансмиссионном картере.
  6. Нежелательно долго ездить со скоростью, превышающей 150 км в час.
  7. Запрещается пытаться выехать из снега либо грязи, резко переключая трансмиссию из режима движения вперед в режим заднего хода. Переводя селектор, нужно делать паузы, ожидая остановки машины. Если не соблюдать данное требование, шлицы, расположенные в соединении муфты планетарного редуктора, будут разрушены.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]