Акустические полки для моделей Лада Приора стоят дорого. Да и надлежащим качеством заводские элементы не обладают. Поэтому большинство автомобилистов стараются изготовить конструкции своими руками. Самостоятельно выполненные установки для акустики намного прочнее и долговечнее. Кроме этого, полка сделанная в домашних условиях может быть задекорирована по усмотрению хозяина. Такое решение актуально для любителей своеобразных дизайнов в салонах авто.
Помимо внешнего вида самодельные полки значительно увеличивают качество звука. Здесь все зависит от выбранных материалов для создания акустической полки.
Акустические полки и подиумы в багажник
Специально для того, чтобы обеспечить салон автомобиля акустикой среднего уровня и были придуманы, весьма недорогие, чаще самодельные акустические полки и подиумы. Полки, в частности, заменяют и весьма удачно штатные, и за счет только этого значительно улучшаются характеристики качества звука. И даже самая простая с виду акустическая полка, способна дать меломану средний звук.
Что способны дать акустические полки и подиумы
Итак:
- Улучшится общий уровень качества звучания в салоне автомобиля.
- Исчезнут посторонние звуки при воспроизведении музыки, особенно явно слышимых на высоких тембрах громкости.
- Станет возможным устанавливать динамические головки различных размеров, которые просто не лезут в стандартные места, подготовленные автопроизводителем.
Примечание. Наличие акустических полок и подиумов позволит устанавливать в автомобиль большие и тяжелые колонки, мощность звука которых не сопоставима с динамиками малого размера.
- Установка акустических составляющих даст возможность грамотно монтировать динамики для автомагнитолы и выстраивать целые акустические сцены.
- Значительно повышается эстетическая составляющая в автомобиле.
Акустическая полка в багажник – это не просто эффективный способ превращения автомобиля в современное транспортное средство со всеми удобствами, но и явный прогресс комфорта, ощутимый при поездках на дальние расстояния. Слушать музыку в дороге приятно, а слушать хорошую музыку – приятно вдвойне.
Примечание. Багажник автомобиля Ваз 2114 может не просто быть использован для установки акустической полки, а сам выступать как целый акустический центр. Динамики можно врезать в пол багажника, по углам и даже сверху, создав настоящий ансамбль.
Как и всякая акустическая система, багажник авто после модернизации должен отвечать следующим требованиям.
Динамики врезанные по бокам багажника
- Иметь достаточную жесткость панелей, исключая тем самым резонансные явления, отрицательно сказывающиеся на чистоте и силе звука. Большие динамики имеют немалый вес и играя на полную мощь, должны иметь под собой надежную опору.
Примечание. Конструкция должна быть сделана таким образом, чтобы она сводила к минимуму практически все резонансные явления, включая дребезжания и прочее. Достигается это путем использования панели достаточной толщины, наличия ребер жесткости и отсутствием ровных участков с большой площадью.
- Должна быть создана герметичность, что исключит возникновение акустического короткого замыкания, снижения звука, его качества и т.д.
С учетом этих, вышеприведенных факторов и создается грамотная акустическая обстановка в багажнике Ваз 2114. В основном, типичные акустические полки багажника должны быть изготовлены из дерева или ДСП, но известны и образцы из карбона и углепластика, которые не менее эффективны. Кроме жесткости, достаточной толщины и хорошего крепления, акустическая полка и подиумы обязаны сочетаться с внешним видом интерьера. Из-за этого они покрываются такой же обшивкой, как и сам салон. В роли обшивки чаще всего выступает карпет. Сами полки в багажнике могут иметь разные типы конструкций, но распространены на сегодня всего два варианта:
- Полки одиночные в багажник, которая чаще используется в седанах и популярны в автомобилях Ваз. Она представляет собой простую панель, где имеются специальные отверстия под динамики.
- Сборная полка акустическая, которая состоит уже из трех частей и чаще всего, такая конструкция применима в хэчбеках и универсалах, но подойдет и для Ваз 2114. Главной в такой полке выступает центральная часть, которая откидывается или убирается при погрузке багажа. В качестве дополнения выступают две неподвижные полки сбоку, в которые и встраиваются динамики.
В магазинных полках уже предусмотрены специальные отверстия под динамики,но ярый меломан, ожидающий сильного звука и чистого акустического эффекта, таким вариантом не удовлетворится. Частенько полки бывают изготовлены собственноручно, с использованием многоуровневых акустических подиумов.
Что делать?
Есть три пути решения данной проблемы. Выбор в пользу того или иного варианта напрямую зависит от ваших требований, пожеланий и местами финансовых возможностей.
Вариант решения | Пояснение |
Полностью демонтировать боковины и полку | Ничто в этой ситуации шуметь не будет, но вы сами себя лишите места для установки аудиосистемы. Про качественный звук внутри авто можно забыть |
Приобрести готовый подиум для прочного материала с отверстиями под динамики | Хороший вариант, требующий определенных финансовых затрат. Вам останется только установить на место. Недостаток — не всегда можно отыскать идеально подходящую по всем параметрам полку |
Изготовить подиум своими руками | Данный вариант предусматривает минимальные финансовые затраты и возможность создать такую полку, которая будет отвечать вашим мельчайшим требованиям. Минус — работу предстоит выполнять самому, с чем не каждый справится |
Наличие более прочной и толстой полки не только устраняет шум, но и повышает качество звучания аудиосистемы. Толстая полка играет роль высокоэффективного корпуса.
Сегодня мы рассмотрим, как можно своими собственными руками создать акустический подиум, который будет укладываться на заводские боковины. Можно попробовать сделать и вариант с собственными боковинами, но он значительно сложнее и новичку с ним справиться крайне проблематично. Не будем усложнять вам задачу. Вариант со штатными боковинами очень хорош.
Компрессия ребра
Для компрессии характерно сжатие ребра в вентродорсальном направлении. Это может происходить от микротравм, при постоянных рабочих нагрузках на грудину и ребра. В результате ребро становится короче в вентродорсальном направлении и шире – в латеральном.
Диагностика: вентральное смещение заднего угла ребра – при пальпации на месте угла ребра определяется «яма»; дорсальное утопление переднего конца ребра – пальпируется углубление на месте соединения костной части ребра с хрящевой; латерально по подмышечным линиям пальпируется выстояние ребра – бугор. Данная дисфункция возможна на 3-6-м ребрах.
Компрессия ребра справа
Лада Приора Хэтчбек › Бортжурнал › Установка акустической полки с боковинами «регионтехторг»
С момента покупки при езде даже на не больших скачках моя машина вела себя как погремушка, в особенности беспокоили звуки из багажника! Попал случайно один раз на сайт регионтехторга и увидел ту самую полку с боковинами! Мы с девушкой не долго думая заказали! При этом что нам очень понравилось можно было выбрать параметры такие как: — размер отверстий под динамики — карпет: импортный или отечесвенный, цвет карпета — установка динамиков скрытая или открытая (хотели открытые динамики, но при такой конструкции пришлось бы на всегда снимать ремни безопасности, что нас не устроило, на работу каждый день через пост ГАИ ездим, взяли скрытые ни капли не пожалели)! В итоге заказали эту полку с боковинами (7,8 кг) за 1600 руб. + предоплата за услуги почты 800 руб + 177руб комиссия!
И вот она к нам приехала из Тольяти в Городец дней за пять вроде! Привезена в белом мешке в идеальном состоянии со свежим запахом краски!
Взял я отвёртку открутил старую полку, встала проблема как вытащить ремень из неё, выход был таков: открутили ремень где он крепится с боку заднего сидения, и вытащили ремень из дырки в полке! Аналогично снял вторую полку! Затем накрутил динамики на новую полку, накосячил в этом месте: надо было сначала для саморезов дрелью поляну подготовить сверлом 3,6, а я так загнал:-) Трещинки поползли, но закрепилось все равно мощно!
Стал примерять в машине и одубел! Ни одного отверстия, уха, чтоб хоть как нибудь её прикрутить, я думал там всё просто будет но такого не ожидал! Паника! Пошел в гугле нашел видео про полки для двенашки! И главную суть уловил! Одна боковина крепится всего на 3 самореза: — два по бокам отверстия для ремня безопасности! Для одного самореза в железяке там уже есть отверстие с зажимной пластмаской, а для другого нет так что брал дрель + сверло на 3,6 и сверлил — один снизу вверх в готовую зажимную пластмаску на длинный саморез (вот только в конструкции полки, для этого самореза там воздушное пространство, пришлось изготавливать специальные деревянные чёпики и наращивать конструкцию для крепежа)
Фиксация ребра в положении выдоха по типу «рукоятки насоса»
Для данной дисфункции характерна фиксация ребра в опущенном положении, что соответствует его движению на фазе выдоха. В таком состоянии ребро свободно следует в выдох, но не может полностью совершить вдох.
Данная техника выполняется для 3-6-го ребер. Цель – восстановить компонент движения по типу «ручки ведра», застрявшего в положении выдоха ребра.
Положение пациента: лежа на спине. Рука на стороне пораженного ребра согнута так, что запястье контактирует со лбом.
Положение врача-остеопата: стоя рядом с пациентом на стороне, противоположной пораженному ребру.
Положение рук врача-остеопата: врач берет локоть и запястье пациента предплечьем одной руки. Согнутыми пальцами другой руки захватывает «крючком» пораженное ребро за задний.
Коррекция:
- Врач-остеопат индуцирует ротацию головы пациента в сторону, противоположную пораженному ребру, на 15-45° (чем ниже находится ребро, тем больше ротация).
- Врач просит пациента сделать вдох. На вдохе поднимать локоть и голову вверх, как будто пациент хочет сесть против сопротивления, в течение 3 секунд, создавая состояние напряжения.
- Через 3 секунды врач просит пациента сделать выдох и расслабиться. При этом на выдохе врач тянет заднюю дугу ребра книзу и латерально, увеличивая ротацию головы от ребра и отведение локтя.
- Весь цикл повторяется три раза.
Перетяжка полки
Материал для перетяжки
Перетяжка акустической полки на Ваз 2109 может стать самой проблемной частью работы. Именно поэтому ей мы уделили отдельную главу нашей публикации. Сделать салон своей «девятки» уютнее и привлекательнее мечтает каждый владелец Ваз 2109. Акустическая полка – это не только элемент, который служит для практической цели, но и отдельная составляющая всего интерьера. По этой причине ей нужно суметь придать красивый и соответствующий общему дизайну стиль. В качестве материала чаще всего используется карпет. С другой стороны, если сам салон обтянут кожей или заменителем, а может и алькантарой, оклеить полку таким же материалом будет, как нельзя кстати.
Какой должна быть акустическая полка
Прежде, чем мы перейдем к процессу изготовления полки, узнаем ее устройство. Любая полка должна отвечать следующим требованиям, чтобы ее можно было назвать акустической:
- Иметь достаточную жесткость панелей, чтобы исключить появление резонансных явлений и для прочной фиксации динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами), имеющих, порой, довольно большую массу;
- Обеспечивать достаточную герметичность, чтобы исключить появление акустического КЗ, снижающего в значительной степени уровень громкости и качество звука;
- Быть правильной конструкции, чтобы сводить к минимуму различные резонансные явления и устранять дребезжание.
Задняя акустика ваз 2107
Примечание. Последний пункт достигается, благодаря использованию достаточно толстого материала (в основном, фанеры) с наличием ребер жесткости. Кроме того, конструкция акустической полки не должна иметь ровных поверхностей большой площади.
Типичная акустическая полка, изготовленная самостоятельно или купленная, представляет собой деревянную панель (МДФ/фанера) толщиной 20-25 мм.
Примечание. В некоторых случаях, полки делают из карбона или углепластика.
Габариты и форма акустической полки должны повторять линии штатной полки Ваз 2107, чтобы обеспечивать точность и герметичность монтажа. Кроме того, полка должна иметь обшивку из текстильного материала (карпет), обеспечивающего эстетическую роль.
Разновидности
- Как правило, на Ваз 2107 ставится акустическая полка – одиночная панель. Такую устанавливают на все седаны, но особенно популярна эта конструкция на отечественных автомобилях Ваз «классика». Одиночная панель представляет собой простую полку с отверстиями, в которые устанавливаются динамики;
- В универсалах и хэтчбеках ставится сборная полка, состоящая из 3-х частей: откидная часть и две боковые. Откидная часть убирается или поднимается, если надо поставить что-либо в багажник.
Акустическая полка для хэтчбека
Примечание. Благодаря деревянной конструкции в полках удается вырезать отверстия под любые динамики. Имеется в виду не только размер, но и форма. Кроме того, акустические полки дают возможность установки динамиков в открытом исполнении (с внешней стороны) или же в скрытом исполнении (с внутренней стороны). Второй вариант предполагает сохранность обшивки полки, покрывающей отверстия. В акустическом плане обшивка считается «прозрачной» и на качество звука никак не влияет.
Делаем полку своими руками
Полка акустическая на Ваз 2109
Итак, если мы решили сделать полку своими руками, то вперед. Готовая акустическая полка стоит в магазине около 1000 рублей. Зачем же лишние траты, если все можно изготовить и самому, потратив некоторую часть своего времени и получив невыразимое словами наслаждение от процесса. Самодельная полка имеет преимуществ перед купленной и это не заметить просто невозможно.
Материалы
Вам потребуется:
- Фанера или МДФ.
- Макрофлекс.
- Клей (хватит и одной банки).
- Несколько метров карпета.
- Шурупы саморезы.
- Пена монтажная.
- Бумага для зашкуривания.
- Стандартная задняя полка, сделанная из пластика.
- Гвозди маленького размера (мебельные).
- Простой карандаш.
- Рулетка или простая линейка.
- Отвертка.
- Дрель со сверлами.
- Кисточка.
- Строительный степлер.
Инструменты
Примечание. Как и было сказано выше, в качестве макета используется готовая штатная полка Ваз 2109. Поэтому ее нужно будет снять. Простая отвертка, немного терпения и времени – полка демонтирована.
Итак:
- Ставим эту самую полку, очищенную от грязи и пыли, на ровный стол.
- Сверху укладываем лист ДСП.
- Берем карандаш и аккуратно обводим края, предназначенные для ремней безопасности.
- Рисуем карандашом овалы под динамики.
Как наметить акустическую полку
Основной этап работ
Акустическая полка самому на Ваз 2109
Подразумевается изготовление акустических подиумов, сооружение короба для ремней безопасности, оклейка и многое другое.
Подиумы
Итак:
- Основу подиумов изготавливаем также из ДСП.
- Работаем электролобзиком.
- Чтобы придать конструкции дополнительную жесткость, нужны подставки из бруска, имеющего размеры 20х40 мм. Брусков должно быть несколько штук и они вставляются между овалами при помощи шурупов.
Примечание. Подиумы, как и было сказано выше, делаем на отдельном куске ДСП.
- Подиумы ставим на стандартную полку и карандашом обводим.
- Отмечаем карандашом также места круглых отверстий, предназначенных для поступления воздуха из багажника.
- Между брусками подиума появляются пустоты, которые необходимо залить герметиком. Что касается отверстий внутри самого изделия, то они закрываются картоном. Это позволит пене не вываливаться в процессе высыхания.
- Заливаем монтажную пену.
Полка своими руками
- Ждем пока пена полностью высохнет.
- Берем острый нож и аккуратно срезаем лишнее.
- Обрабатываем поверхности наждачной бумагой.
- Теперь пропитываем кусок капрона эпоксидным клеем и обматываем им всю конструкцию. Делается это для усиления и прочности.
Как сделать акустическую полку на Ваз 2109
Делаем короб для ремней
Примечание. При изготовлении короба надо учитывать следующий момент: ремни должны заходить в короб сбоку.
- Карандашом обводим места.
- Вырезаем лобзиком.
Оклейка карпетом
- Оклейку можно осуществить с помощью бельевых прищепок.
Примечание. После этих операций короба собираются и прикручиваются шурупами.
Заключительный этап работы
- Заключительный этап подразумевает установку изготовленной полки на место. В качестве фиксаторов можно применить болты, крепящиеся к металлической части нашей «девятки». Гайки обязательно крепятся со стороны багажника.
Задняя полка Лада Гранта: особенности, сборка своими руками
Стандартная задняя полка Лада Гранта не имеет никакого оснащения. Что делать любителям музыки? Конечно, немного усовершенствовать ее под акустическую систему. Удобство такой работы в том, что много времени и усилий это не займет, к тому же процесс достаточно легкий, поэтому с ним справится каждый.
Правильная сборка своими руками
Акустическую заднюю полку на Ладу Гранта можно приобрести уже готовую. Это даст возможность подобрать любой цвет в соответствии с желанием автомобилиста и под имеющийся салон. Но можно сделать ее самому. Специалисты по автоделу отмечают, что оптимальным вариантом для таких целей будет полка из дерева.
Само пространство багажника будет служить в роли акустического ящика. В данном варианте музыкальные динамики лучше монтировать сверху. Дополнительно на них будут устанавливаться декоративные решетки. В таком случае фонарь стоп-сигнала станет выниматься из полки. Самодельная полка для Лады Гранта будет создаваться из следующих материалов:
- карпета; Для соблюдения точных размеров замерьте габариты заводской полки
- листа фанеры;
- клея;
- ткани;
- шурупов;
- дрели;
- пилы.
Работа начинается с изготовления потолка изделия. Сначала создается эскиз в натуральную величину на твердом картоне. После того как он сравнивается по размерам с салоном машины, его можно будет перенести на фанеру. Стороны, расположенные у окна, делаются наискось, а концы хорошо стачиваются.
Для того чтобы создать правильный по размерам эскиз, задняя часть автомобиля, точнее, сама заводская полка Лада Гранта, измеряется в длину и ширину. Далее, ориентируясь на полученные цифры, делают набросок на картон.
После того как с расчетами покончено, а чертеж перенесен на фанеру, следует заняться отверстиями под динамики. Круги выпиливают ровно по диаметру вставляемых биперов. Само же радио можно замаскировать при помощи ткани.
Заранее следует подумать и о кармашке. Он может служить для хранения различных предметов. Для такой конструкции необходимо вырезать отдушину в потолке панели.
Все сегменты соединяют и дают сутки на то, чтобы они склеились и высохли.
Когда полка высохнет, ее обтягивают карпетом или другой по выбору тканью. Место крепежа обшивки должно располагаться максимально близко к защелкам на заднем сиденье машины Лада Гранта.
Качественная шумоизоляция
Шумоизоляция задней полки, да и всего автомобиля, является очень важными этапом. Она обеспечит более комфортное пребывание внутри салона, к тому же шум улиц (во время езды) не будет мешать наслаждаться музыкой.
Шумоизоляция полки проводится в два слоя
Сначала нужно снять заводскую полку на Лада Гранта. Для этого снимаются сиденья сзади, после чего демонтируются крепления ремней безопасности, чтобы была возможность снять и их. Далее удаляются крепления под детское автокресло. Чтобы снять саму панель, необходимо отщелкнуть пластиковые пистоны.
Шумоизоляция выполняется двумя материалами. Для первого слоя берут те, что могут хорошо поглощать вибрации, например, это может быть визомат, вибропласт, ЭКО, БиМаст и т.д. Для второго случая используют те материалы, которые имеют хорошие звукоизоляционные свойства: акцент, битопласт или изотон.
Для первого слоя материал разрезается на отрезки необходимых размеров, после чего их стоит прогреть феном и только потом уложить на поверхность полки. При помощи твердого валика происходит раскатка материала. Площадь поверхности может быть покрыта вся или частично, но не меньше 2/3 всей полки.
Для второго слоя материал наклеивается. Но в этом случае пластины должны покрывать всю полку
На данном этапе важно подобрать толщину материала, иначе могут возникнуть проблемы с креплением полки, если он будет слишком толстый
При качественной шумоизоляции шумы от задних арок и самого багажника перестанут беспокоить водителя. К тому же сама акустика будет лучше.
Процесс изготовления
Потребуется: 2 листа фанеры 10 мм, инструмент, электролобзик, дрель, мебельные уголки, карпет, клей или мебельный степлер.
Вырезаем полку из фанеры по чертежу. Боковы получатся точней, если снять пластиковые боковины с автомобиля и обвести в том месте, где будет прилегать полка.
Боковая часть полки не обязательная часть акустической полки (если покупать готовую заднюю полку, то этого элемента нет). Закрепляем под углом к полке, используя мебельные уголки. Загибаем их по месту на машине.
Делаем еще одну копию по шаблону полки без крышки, только оставляем небольшие выступы, которые будут удерживать крышку. Скрепляем два листа фанеры между собой клеем и саморезами. Крышку удерживают вот такие петли.
Осталось перетянуть заднюю полку карпетом, используя клей или мебельный степлер.
Устанавливаем получившуюся конструкцию в автомобиль, закрепляя по периметру в четырех местах багажника.
В результате получилась несъемная, акустическая полка с боковинами. Этот недостаток можно решить, если использовать более простые крепления, либо воспользоваться другой конструкцией, где боковые части останутся штатными. Напомним, если вы решили оставить штатную заднюю полку, но она ужасно скрипит, последуйте этим рекомендациям.
Как чудесно слушать в машине хорошую музыку. Однако для этого тоже нужно сначала потрудиться. Дело в том, что , предусматривает установку только двух колонок. В дверях автомобиля, в нижней части, и в районе петель. Однако современные музыкальные комплексы для автомобилей намного лучше звучат в комплектации «квадро». То есть при наличии 4 колонок. И лучше всего, когда две дополнительные колонки (динамики) расположены в задней части салона.
Правильная установка овалов
Как же правильно установить такие динамики? Надо помнить, что следует инсталлировать их только в седанах, так как у такого автомобиля багажник отделён от багажника. В хэтчбеках, универсалах и других однообъёмных кузовах добиться хорошего звука от «овалов» очень сложно, да и просто не имеет смысла этого делать.
Место установки должно быть максимально жёстким и прочным, не дребезжать и не вибрировать. Если в полке не было отверстий, нужно их вырезать под монтажный размер динамиков, по возможности, между металлическими ребрами жёсткости.
Металл полки должна быть качественно проклеен вибро- и шумоизоляцией. Для этого можно использовать вибродемпфирующие материалы толщиной 3 или даже 4 мм, в качестве первого слоя и шумоизоляционный материал, вторым слоем. Шумоизоляцию нужно подбирать по толщине, чтобы можно было установить сверху пластиковую облицовку, если она есть.
Салон должен быть полностью отделён от багажника, без щелей и зазоров. Еще можно использовать фанеру, которая вырезается под размер полки и жестко устанавливается на неё. Саму фанеру, для более эстетичного вида, можно обтянуть карпетом, кожзаменителем или покрасить.
Динамики же следует устанавливать, прикручивая их через фанеру к металлу. Лучше использовать болты с гайками, а не саморезы. Если нет желания возиться с фанерой, можно применять проставочные кольца из той же фанеры или МДФ. Динамики должны быть зафиксированы прочно, жёстко и без перекосов.
После установки надо правильно настроить звук. Когда динамики овалы — единственные в системе, то можно только немного поменять установки эквалайзера. Если же у вас есть и передние динамики, то желательно сместить баланс немного вперед, перетянув туда, тем самым, «сцену».
А еще лучше сделать «срез» на магнитоле, если она позволяет это сделать, заставив играть динамики овалы только низкие частоты. В таком случае, это позволит добиться эффекта, как от сабвуфера. Если у головного устройства нет LPF, можно просто удалить среднечастный компонент и твитер из «блина», добившись того же результата.
Анатомические особенности ребер
Анатомические особенности строения грудной клетки
В анатомии ребер человека нет ничего сложного, это более простой элемент, нежели позвоночник или мелкие косточки стоп и кистей. Ребра обладают изогнутой конструкцией, они достаточно длинные, состоят из костей и хрящей. Толщина костных элементов достигает 5 мм. Всего в грудной клетке соединяется 12 пар ребер. Они отличаются названиями, размерами и даже не всегда выступают единственными элементами в этой системе.
Нумерация ребер человека начинается сверху вниз, чем ближе к тазовой зоне, тем мягче и тоньше становятся эти кости. 10 ребро у человека находится чуть ниже мечевидного отростка, а 1 расположено недалеко от ключицы. В пластине этих костей находится 3 основных элемента: головка, тело и шейка. С помощью головки и шейки ребро крепится к позвоночнику. Они обеспечивают суставное соединение. Тело же первых 7 пар постепенно переходит в хрящевую ткань и соединяется с грудной клеткой. Главной особенностью такого перерастания из кости в хрящ становится высокая подвижность соединения.
К другим особенностям реберной системы можно отнести:
- первые, самые мощные 7 пар, называются истинными, а 8, 9 и 10 – ложными ребрами, так как они соединены друг с другом хрящевыми пластинками;
- 11 и 12 пара – это подвижные, или свободные ребра, получившие свое название за счет максимальной подвижности, крепятся они только к позвоночнику;
- верхняя часть костной ткани закруглена, а нижняя – острая;
- в борозде нижней, изнаночной стороны проходят нервные волокна и сосуды.