Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель, который питается от АКБ. Задачей стартера является вхождение в зацепление с маховиком двигателя внутреннего сгорания для проворачивания коленчатого вала и последующего запуска мотора. Во время зацепления с маховиком (тормозной момент) автомобильный стартер принимает на себя электрический ток около 350 А.
Данное устройство рассчитано на непродолжительную работу, длительное вращение стартера значительно сокращает его ресурс. Отметим, что полностью исправный двигатель заводится от стартера практически сразу, без необходимости длительно вращать коленвал. В холодное время года допускается до 2 попыток запуска ДВС от стартера.
Виды и конструкция реле электростартера
Существуют три типа реле стартера:
- блокировочное (предотвращающее запуск устройства при работающем двигателе);
- разгрузочное (преобразовывающее меньшие токи в стабильные 12 V);
- втягивающее (тяговое), которое крепится непосредственно на стартер.
Первые два – безусловно важны, но устанавливаются не на каждый автомобиль, в отличие от «тягового», без которого мотор не заведется.
Тяговое электромеханическое реле отвечает за:
- Выброс бендикса в зацепление с маховиком.
- Замыкание и удержание моста между «плюсом» реле и стартера.
- Стабильную подачу питания на щеточный узел электростартера.
- Своевременное отключение механизма запуска.
Схема втягивающего реле стартера
Внутри оно устроено просто: под металлическим корпусом расположена двух-обмоточная катушка с сердечником. С одной стороны, корпус имеет выступающий шток (тянущий конец якоря), с другой – эбонитовую крышку с тремя выводами (2 мощных контактных болта и один «пин»). Нижний болт – соединен с плюсом электростартера силовым проводом (косой). Якорь – металлический сердечник – продольно «ходит» внутри двух обмоток (катушек): «втягивающей» (ВО) и «удерживающей» (УО). При втягивании, он давит на подвижный электрод, на конце которого закреплена подпружиненная медная контактная пластина. В конце хода якоря (сердечника) – пластина прижимается к «пятакам» болтов, замыкая короткую цепь — с одного на другой, и дальше — на щетки электростартера.
Край сердечника – соединен с рычагом-вилкой, двигающей шестерню бендикса вперед. В нерабочем положении – он далеко выступает из корпуса, а, когда на тянущую катушку подается ток – уходит под него, «утягивая» за собой верхний край «вилки». Качаясь на оси, нижний ее край выдвигается вперед – вынося, через поводковую муфту, бендикс (шестерню с муфтой свободного хода) в зацепление с зубьями на венце маховика. Когда это происходит, раздается металлический стук, или щелчок.
Принцип работы ВР
С аккумулятора подается постоянный плюс на верхний силовой болт «тягового». В свободном состоянии контактная пластина – не касается «пятаков» силовых болтов в крышке. Обе обмотки – тянущая (ВО) и удерживающая (УО), одним выводом соединены с малой «управляющей» клеммой, на которую приходит пусковой импульс с ключа зажигания (плюс). Вторым выводом – более мощная ВО – идет на перемычку с нижним силовым болтом (плюсом электромотора стартера), а УО – на «массу» (корпус).
Схема включения стартера
Как только ключ зажигания замкнет цепь подачи питания на ВО, ток в ней создаст магнитное поле, под действием которого сердечник сдвинется внутрь корпуса, вытолкнет бендикс вперед, и прижмет пластину к клеммам. Пластина создаст «короткий путь» для тока большого напряжения – с верхнего болта, на нижний и на щетки стартера. Когда ток пойдет по нему – у тяговой обмотки пропадает «минус». Теперь начинает работать только удерживающая, которая все еще запитана (и будет, пока ключ зажигания остается в положении «Start»).
Схема подключения
Управление стартером осуществляется дистанционно из кабины автомобиля. Схема включения может отличаться, но основные элементы цепи одинаковы.
Узел оснащен мощным электрическим двигателем (1). Минусовым контактом является двигатель внутреннего сгорания. Плюсовой провод от аккумуляторной батареи подключается к втягивающему реле(6). При его включении контакты сообщают плюсовой провод от АКБ и обмотки электрического двигателя.
Подача напряжения от АКБ (2) на обмотки втягивающего реле осуществляется с замка зажигания (3). Чтобы предотвратить появление нагара на контактах замка зажигания, современные автомобили оснащаются промежуточным реле (5), которое подает напряжение на втягивающее. Его управляющий контакт соединен с замком зажигания.
Почему реле щелкает, но стартер не крутит двигатель
Однократное щелканье – «говорит» о том, что втягивающая обмотка работает, бендикс «вышел».Если после этого шестерня не крутит — либо неисправен сам стартер автомобиля, либо – «обошлась» муфта свободного хода. Если втягивающее часто «стреляет» бендиксом – значит, проблема в удерживающей катушке, неспособной «подхватить» сердечник, когда тянущая — уже отключилась.
Чтобы мотор автомобиля запустился, бендиксу нужно крутиться с хорошим усилием, при этом — быть в четком зацеплении с зубцами венца маховика.
Усилие – полностью обеспечивает мотор электростартера, но «открывает ему путь» — реле, поэтому стабильная работа приборов — взаимосвязана. Если стартер щелкает — проблема точно не во втягивающей обмотке.
Вероятные поломки:
- Сел аккумулятор, или не затянуты клеммы.
- Нет стабильной «массы» для ВО.
- Замыкание якоря стартера.
- Потеря проводимости на «пятаках».
- Раскрошились щетки.
- Оторвалась общая «масса» (АКБ).
Чтобы быстро проверить один проблемный узел – отверткой или ключом – стукните 2–3 раза (коротко, резко, но не сильно) по корпусу втягивающего реле, ближе к крышке. Потеря проводимости часто бывает от перекоса пластины, замыкающей пятаки. Так вы заставите ее вернуться на место.
Замыкаем стартер «на французах» (частные случаи)
Доступ к стартеру всегда открыт из-под днища – надо только снять защиту картера. Пример – на фото ниже.
Под днищем Рено Меган 2
Из подкапотного пространства дотянуться до стартера трудно. В лучшем случае он закрыт фильтром (ВАЗ), в худшем – аккумулятором. Фильтр снять можно, а как быть с АКБ?
Место установки стартера (круг)
Всё сделано так, чтобы стартер можно было менять, ремонтировать его, но не замыкать.
Как выглядит клемма S
На автомобилях Рено клемма выглядит, как резьбовой отвод. Гайка на него накручена «белая», хотя сам он – из меди (см. фото).
Стартер Рено Логан, фаза 1
Про ВАЗ мы уже говорили – там используется штекер. Если его снять, можно видеть «лепесток».
Метод запуска с помощью отвёртки – не самый лучший. Проблема заключается в ограниченном доступе.
50 Ампер
Втягивающее реле на «Десятке» потребляет 50 Ампер. Для бюджетных моделей «Лада» ток равен 30 А, для многих иномарок – выше. Значит, ток в 40-50 Ампер пойдёт от клеммы B к клемме S. Подумайте, чем это грозит.
Мы собираемся замкнуть стартер отвёрткой, но в точках соединения, где пойдёт ток, она может «прикипеть». В этом случае без лишней паники снимают клемму «минус» с АКБ.
Чтобы снять клемму «минус», нужен рожковый ключ «на 10». Держите его при себе.
Неисправность, в которой втягивающее не при чем
Ситуация, когда стартер крутит, но не работает зацепление между зубьями шестерни бендикса и венца маховика – случается часто. Особенно – после ремонта с заменой бендикса, либо – у автомобилей с пробегом «за двести».
Изношенная шестерня бендикса
Несмотря на то, что прозвучал щелчок, сигнализирующий о том, что бендикс вышел – длины его хода не хватило на полный контакт, и мотор будет крутить муфту вхолостую. При этой неисправности слышно характерное жужжание работающего стартера, бодрое, но безрезультатное. Ни со второго, ни с десятого пуска избавиться от проблемы не удастся – нужно снимать электростартер, проверять выталкивающее усилие «тягового», состояние зубьев на бендиксе и стартерном венце маховика.
Щеточный узел
Если не удаётся решить проблему, то причина заключается в другом. Чаще эту неприятность создаёт щёточный узел. В этом случае не обойтись без разборки узла, так как только при разборке стартера можно добраться до самих щёток, чтобы увидеть их состояние.
Их износ можно определить только визуально. Предположительно можно посчитать такую неисправность можно лишь по продолжительности эксплуатационного срока. Исправить это можно только заменой щёточного узла.
Типичные неисправности втягивающего реле и их признаки
Обрыв или замыкание в управляющей цепи. Могут случиться на любом отрезке — от замка зажигания, до клеммы на корпусе ВР. Эта категория включает: износ контактной группы самого замка, перегоревший предохранитель, замкнувшее реле блокировки, КЗ в жгутах проводки, окисление клемм в колодках. Поломка проявляется по‐разному. Чаще — полным отсутствием реакции устройства на попытки запуска. Иногда — стартер щелкает только вначале, пока не сядет батарея.
Подгорание контактной группы внутри устройства, из-за которого большой ток – не поступает на щетки электромотора, и он не крутится. Потеря проводимости из-за нагара, окисления «пятаков», сломанной, или съехавшей со своего места пластины — вторая по распространенности проблема реле стартера. При подобных неисправностях пусковое иногда щелкает, но не крутит шестерню.
Подгоревшие провода и окисленные контакты втягивающего реле
Обрыв удерживающей обмотки в месте ее крепления к корпусу – из-за которого, вместо одного срабатывания, слышен целый «каскад» бесполезных щелчков. Бендикс не успевает входить в зацепление с зубьями маховика – его тут же отбрасывает назад. Автомобиль при этом выдает четкую картину коротких «холостых» срабатываний муфты со стуком, воем, треском или жужжанием. Случай не совсем подходит под определение: «щелкает реле, а стартер не крутит», но относится чисто к поломке втягивающего реле.
Замыкание ВО – при этой поломке стартер щелкает, но не может полностью вытолкнуть бендикс и подать питание на нижний силовой болт (к щеткам). Неисправность выявляется только при снятии с авто и поочередной «прозвонке» катушек.
Популярные марки:
Infiniti QX80
Как проверить втягивающее реле
Проверить ВР можно двумя способами — не снимая с автомобиля и после снятия вместе со стартером. Если вы предполагаете, что сигнал с замка — теряется где‐то в цепи — проведите сначала обычный тест на автомобиле, затем — по результатам, узел можно будет снять и проверить более точно — мультиметром.
Проверка не снимая с автомобиля:
- Поставьте машину на ручник, убедитесь, что она стоит на нейтральной передаче.
- Включите зажигание, оставьте ключ в замке.
- Снимите с управляющей клеммы ВР разъем (тонкий провод).
- Отверткой замкните клемму с верхним силовым болтом (плюс от АКБ).
Если после этого машина завелась – проблема в управляющей цепи (импульс с замка не приходит на клемму). Если стартер и дальше щелкает, но не крутит – проверяйте приборы по отдельности. Для этого «тяговое» нужно отсоединить от корпуса стартера (снимать с машины их проще вместе, а затем – разъединить).
Проверка после снятия:
- Включить мультиметр в режим звуковой «прозвонки».
- Соединить один щуп прибора с управляющей клеммой.
- Второй – с нижним силовым болтом (клемма на щетки).
- Если идет сигнал — втягивающая обмотка цела.
- Оставив первый щуп на клемме, второй приложить к корпусу.
- Если идет сигнал — удерживающая катушка — тоже цела.
- Установить устройство вертикально, на якорь, выводами вверх.
- Накинуть щупы на болты — один на верхний, другой — на нижний.
- Нажать на реле, вдавив якорь до упора.
- Если есть звук — силовые клеммы корректно замыкаются, пластина работает.
- Если звука нет, но табло выдает цифры — не работает. Причина — постороннее сопротивление.
Проверка втягивающего реле мультиметром
При выявлении хотя бы одной поломки, деталь идет под замену на новую, или заведомо исправную. Если обе катушки целы, а пластина нормально замыкает «пятаки», остается провести испытание усилия, с которым запчасть двигает плунжер якоря. Для этого – сначала измерьте свободный ход плунжера, вставив реле на место в корпус, до плотного касания петлей рычажка вилки, и замеряйте линейкой расстояние между корпусом электростартера и самого втягивающего. Вытащите деталь, утопите плунжер до касания пружины, теперь отложите на плунжере полученное расстояние, от края корпуса. Отметьте (маркером или шилом).
Из оборудования вам понадобятся: заряженный аккумулятор, три отрезка провода сечением 2 квадрата, с клеммами «крокодил» и штекером под управляющую клемму (разъем 50).
Силовая проверка:
- Зафиксируйте два провода одним концом на «массе» (корпусе) детали.
- Один из этих проводов соедините с минусовой клеммой АКБ.
- Наденьте на плюс АКБ третий провод с о штекером.
- Одной рукой прижмите деталь к поверхности, «сжав» плунжер до отметки.
- Наденьте штекер на разъем 50.
- Коснитесь концом свободного провода (с корпуса) нижнего силового болта.
- Если сердечник преодолеет сопротивление и втянется — проблемы нет, втягивающее реле — рабочее.
Для оценки усилия, нужно надежно зафиксировать устройство (за петлю на якоре) на ровном твердом основании. Поверхность не должна проводить ток — например, деревянный, или покрытый картонкой стол.
АКБ
Так как питание стартер получает от АКБ автомобиля, то сначала проверяем именно аккумуляторную батарею. Возможно она разрядилась или просто подошел к концу срок ее эксплуатации. Проверить работоспособность АКБ очень просто:
- Вставляем и крутим ключ зажигания ТС. Если при этом не только отсутствует «ответ» от стартера, но и гаснет приборная панель, то наиболее вероятная причина в АКБ. Также стоит попробовать включить дальний свет фар. Если лампочки на панели потускнеют, то аккумулятор разряжен.
- Оцениваем звуки, которые издает машина после поворота ключа. Если слышна целая серия щелчков, то это АКБ извещает о низком заряде.
- Проверяем клеммы АКБ и контакты. Возможно происходит утечка тока, из-за чего стартеру не хватает питания. Если контакт массы постоянно появляется и пропадает, то его следует отсоединить от кузова и хорошо зачистить. Также стоит снять «минусовую» клемму и при помощи мультиметра проверить напряжение выходов аккумулятора. Если прибор показывает менее 9В, то АКБ нужно зарядить.
Полезно! В момент пуска силового агрегата стартеру требуется порядка 200 ампер. Если контакт будет недостаточным, то устройство получит слишком маленький заряд и не начнет работать.
В этом случае все довольно просто, возможно водитель забыл выключить фары и АКБ разрядился. Заряжаем его или прикуриваем и отправляемся в путь. Но, если никаких предпосылок к сильному разряду не было, то проблема может возникнуть снова. Поэтому лучше дополнительно проверить генератор и убедиться, что сама батарея в порядке.
Но, гаснуть лампочки приборной панели могут и по другим причинам.
Способы устранения неисправности
Если проверка выявила замыкание – деталь проще сразу заменить на новую. Чтобы восстановить нормальную проводимость на «пятаках» и исправить обрыв удерживающей обмотки в месте крепления — разберите запчасть, выпаяв клеммы, очистите медь от окисла, соберите, и протяните крепеж.
В зависимости от производителя и года выпуска, втягивающее реле бывает с разъемным корпусом (крышка силовых контактов крепится винтами) и с неразъемным (завальцована в металл корпуса). Диагностику деталей обоих типов можно провести без вскрытия, а вот с ремонтом – проблема: у «неразъемных» корпус очень трудно собрать аккуратно и легко повредить при сборке. Треснувшая крышка — непригодна для дальнейшей эксплуатации. Если у вас мало опыта тонкой работы с электромеханическими приборами — проще приобрести новое, заведомо рабочее реле.
Аккумулятор
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Заряд АКБ может быть настолько низким, что батарея неспособна прокрутить стартерное устройство напрямую. Естественно, с механической поломкой пускателя это не связано, вся сложность кроется в самой батарее.
Чтобы не оказаться в ложной ситуации, перед проверкой пускателя, его разборкой, следует грамотно протестировать аккумуляторную батарею. Если она используется давно, то это лишний повод для тщательной проверки, ведь со временем кислота внутри испаряется, электролиты более не справляются со своими функциями.
Таким образом, если аккумуляторная батарея оказалась разряженной, ее следует подзарядить, а если она зарядку не держит – то заменить на новую.
Крайне важно следить за плотностью кислотных АКБ. Тестирование данного параметра – один из обязательных этапов хода обслуживания, подразумевающий также диагностику кислотного уровня и замер тока.
Следует знать, что в классических батареях плотность показывается в г/см3.
Техсостояние АКБ легко установить, учитывая критерии плотности электролита. Так, если АКБ не держит заряд, то нужно протестировать качество и уровень кислоты в каждой из секций.
Проверка осуществляется специальным прибором при плюс 25 градусов по Цельсию. Если значения отличаются от стандартных, в показания вводятся правки, как это указано в таблице ниже.
Температура электролита при измере нии его плотности, по ◦С | Поправка к показанию ареометра, г/см3 |
от -55 до -41 | -0.05 |
от -40 до -26 | -0.04 |
от -25 до -11 | -0.03 |
от -10 до 4 | -0.02 |
от 5 до 19 | -0.01 |
от 20 до 30 | |
от 31 до 45 | 0.01 |
от 46 до 60 | 0.02 |
В АКБ плотность должна выдерживаться вблизи оптимальных значений. Важно знать, что требуемые параметры соответственно обусловлены географической зоной, в которой АКБ эксплуатируется. С учетом совокупности всех правил по уходу и условиям эксплуатации, и должна быть установлена плотность АКБ.
Подробнее об этом в таблице ниже.
Климатическая зона (со средней темп ературой в январе, ◦С) | Плотность электролита | |
Заливаемого | В полностью заряженной батарее | |
Крайний Север (от -50 до -30) | 1.27 | 1.29 |
Северная зона (от -30 до -15) | 1.26 | 1.28 |
Центральная зона (от -15 до -4) | 1.24 | 1.26 |
Южная зона (от -15 до 4) | 1.22 | 1.24 |
Тропическая зона (от 4 до 6) | 1.2 | 1.22 |