Принесли в ремонт указанное ЗУ, заявленная неисправность в переводе на технический язык — очень большой ток заряда, который не регулируется. Смотрим схему, конечно:
Опять видим абсурдно усложнённую конструкцию. Первая мысль: проверить VT1. Пробит переход коллектор-эмиттер! Транзистор стоит типа КТ209Л, таких уже не найти, да и необходимости нет. Ставлю КТ502Е — всё, ЗУ заработало, зарядный ток регулируется, автоматический и ручной режимы работают.
Нет, я не призываю всех подряд браться за паяльники и начинать ремонтировать промышленную электронику. Но такую-то элементарную неисправность можно бы и своими силами. Или знакомого/товарища электронщика попросить. Альтернатива ведь какая: или отремонтировать своё малой кровью (и малыми деньгами), или купить новое в магазине. Будет ли это новое надёжнее, чем то, что выпущено раньше?
Смотрите также
Комментарии 8
Ну это бабка надвое сказала ), сам пользуюсь з.у сделаном в СССР, думаю еще и внукам пригодится .
А как снизить вольтаж данного зарядного устройства? на 2 Амперах 17,2 вольта. (многовато, аккум начинает кипеть)
Вы имеете в виду напряжение, я правильно понимаю? В каком режиме (ручной, автоматический, АКБ подключена или нет) и каким вольтметром оно измерялось?
Да напряжение. На данном устройстве стоит защита от замыкания, поэтому замер с подключенным аккумулятором. Замерял тестером и вольт-амперметром с алли. режим не имеет значения что ручной что автоматический все равно до 17 вольт поднимает напряжение. Вчера я отдал ЗУ мастеру на проверку. Его первое предположения заключались в следующем: что ЗУ советского времени и рассчитано оно на 220 вольт, на сегодняшний день в бытовой электросети 235-240 вольт. возможно из-за этого и на вторичной обмотки повысилось напряжение.
Если устройство исправно, то за уровень ограничения выходного напряжения в режиме заряда отвечает резистор RU.
Да напряжение. На данном устройстве стоит защита от замыкания, поэтому замер с подключенным аккумулятором. Замерял тестером и вольт-амперметром с алли. режим не имеет значения что ручной что автоматический все равно до 17 вольт поднимает напряжение. Вчера я отдал ЗУ мастеру на проверку. Его первое предположения заключались в следующем: что ЗУ советского времени и рассчитано оно на 220 вольт, на сегодняшний день в бытовой электросети 235-240 вольт. возможно из-за этого и на вторичной обмотки повысилось напряжение.
Добрый день. Всю жизнь подзаряжали данным зарядником аккумуляторы и вчера случайно померил выходное напряжение без подключения аккумулятора, .е. напряжение холостого хода было тоже около 17 Вольт, а когда подключили аккум при силе тока 1.5 А напряжение было 13,4-13,8Вольт. Вопрос заключается как правильно измерять напряжение при подключенном аккуме или без него?
Рекомендации
- После хранения устройства на холоде или после перевозки в зимних условиях перед включением в сеть выдержите его при комнатной температуре воздуха в течение 4 часов.
- Разность плотностей электролита полностью заряженной батареи в каждом аккумуляторе не должна превышать 0,01г/см3. Если разность превышает указанную величину, то плотность электролита необходимо откорректировать.
- Перед отключение батареи следует сначала отключить устройство от сети.
- В случае если на лицевой панели устройства полностью отсутствует индикация, необходимо проверить предохранитель находящийся под крышкой (12). Для этого необходимо открутить один винт и снять крышку.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Устройство зapядное УЗС-П-6/12-6,3 УХЛ 3.1 «Рассвет-2»
предназначено для заряда и подзаряда aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей и мотоциклов.
Зapядное устройство Рассвет-2 производит заряд стабилизированным током в любом из двух режимов:
В ручном — заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй. В автоматическом — заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных aккумулятopных бaтapeй.
Устройство зapядное «Рассвет-2» имеет электронную защиту от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам бaтapeи.
Кроме того «Рассвет-2» позволяет определить степень заряженности aккумулятopной бaтapeи, исправность АKБ, полярность клемм бaтapeи при отсутствии на них маркировки.
Зapядное устройство УЗ-12-6 УХЛ3.1 «Рассвет-2М»
предназначено для заряда и подзаряда исправных кислотных aккумулятopных бaтapeй легковых автомобилей с номинальным напряжением 12В и емкостью 40-75 А*ч.
Устройство обеспечивает заряд aккумулятopных бaтapeй в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Зapядное устройство «Рассвет-2М» имеет защиту электрических цепей от короткого замыкания.
Режимы работы
Зарядное устройство Рассвет-2 имеет два режима работы переключаемых нажатием кнопки на лицевой панели: Ручной (РУЧ) и Автоматический (АВТ). Оба режима предназначены для заряда стабилизированным током исключительно для свинцово-кислотных (обыкновенных) аккумуляторов:
- Ручной
– заряд 6 В и 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов. - Автоматический
– заряд и подзаряд 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов
Устройство обеспечивает заряд аккумуляторов в режиме, близком к режиму «постоянного напряжения»,что обеспечивает их сохранность и долговечность. Устройство имеет электронную защиту электрических цепей от короткого замыкания на его выходе и ошибочного (по полярности) подключения к клеммам аккумулятора.
ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗУ РАССВЕТ-2
5.1.3. Под крышкой 12 установлен предохранитель. Крышка 12 крепится к корпусу 1 винтом. Для обеспечения доступа к предохранителю при его замене необходимо снять крышку 12.
Примечание. Ввиду непрерывного совершенствования конструкции УЗ возможны несущественные отличим в изделии от описанного выше.
5.2. Проверка работоспособности:
5.2.1 Для проверки работоспособности УЗ необходимо: 1) установить ручку 5 в крайнее левое положение; 2) нажать кнопку 3—ручной режим работы. 3) подключить шнур питания 9 к сети, при этом должен светиться индикатор сети 6; 4) подсоединить к зажимам И автомобильную 12 В лампу мощностью 21 Вт (21 кд); 5) нажать кнопку «Контроль» 4 и, не отпуская ее, повернуть ручку 5 по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока 7 должны светиться. При отжатой кнопке 3 — автоматический режим работы — свечение лампы будет пульсирующим.
6. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ
Зарядное устройство «;Рассвет-2»;
Предлагаю Вашему вниманию схему зарядного устройства «Рассвет-2», которую я снял с оригинального зарядного устройства. По этой схеме сделал 2 ЗУ и они работают точно как и оригинальное.
Конструктивно зарядное устройство (ЗУ) изготовлено в виде отдельного блока, закрытого корпусом от попадания непогоды и влаги. На основании корпуса крепятся силовой трансформатор, vощные управляющие тиристоры на радиаторах, плата стабилизации тока заряда и управления тиристорами, клеммы для подсоединения заряжаемого аккумулятора проводами, сечением не менее 2,5 мм2(«+» на корпусе) и выключатель питания.Схема представлена на рис. 1.
Рис. 1.
Плата управления и стабилизации установлена на передней панели корпуса таким образом, чтобы кнопки переключателей режима заряда — «Ручной — автоматический» и включения заряда попадали в специально прорезанный паз и легко переключались. Так же на переднюю панель выведены ручной регулятор тока заряда (Rp). Схема платы управления представлена на рис. 2.
Рис. 2.
Спецификация комплектующих деталей (на болгарском языке, но по-моему все понятно и перевода не требует).
- Транзистори:
- Диоди:
- Съпротивления /резистори/:
- Кондензатори
а/ VT1 и VT10 = КТ209 или ВС557 б/ VT3 и VT7 = КТ315Д в/ VT2, VT4, VT5, VT6, VT8 и VT9 = КТ361Д или ВС557
а/ VD13 = KC147 /ценер/ б/ VD19 = Д816Д /ценер/ в/ VD5 = светодиод, руски, /червен/ г/ VD6 = светодиод, руски, /зелен/ д/ VS1 и VS2 = КУ202Л е/ VD1-VD4, VD8, VD9, VD12, VD15-VD18 = Д226В или 1N4003
а/ Rp /потенциометър външен/ = 4,7k б/ Ra /тример-потенциометър за силата на зарядния ток, Imax=6,3 A/ = 3,3k в/ Ru /тример-потенциометър за долната граница на разряд при автом. цикъл 13,9V/ = 3,3k г/ резисторы 1Вт: R4 = 150ом, 1W; R8 = 300ом, 1W; R12 = 1k, 1W
д/ Съпротивления 0,25W:
R1, R3, R21, R23 = 3,6k; R2 = 510ом; R5, R10 = 20k; R6, R7, R13, R24 = 1к; R11 = 75k; R14 = 3k; R18, R19, R25 = 10k; R22 = 9,1k; R26 = 300ом R27 = 51k;
C1, C2, C3 = 0,1 µF, 160 V С4 = 20 µF, 16 V; C5, C6 = 100 µF, 25 V; C7 = 20 µF, 50 V
Внешний вид печатной платы представлен на рис. 3.
Рис. 3.
А вид платы со стороны разводки на рис.4.
Рис. 4.
В качестве силового трансформатора может быть применен любой мощность 180-250 Вт, выдающий переменное напряжение ~16…22 В и расчитанный на ток 6…10 А.
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о высокой надежности схемы — т. к. в качестве мощных регулирующих элементов применены тиристоры работающие в ключевом режиме.
Примерные нормы корректировки плотности электролита, г/см 3
Номинальное напряжение питания, В |
Частота, Гц |
Номинальное напряжение заряжаемых АKБ, В |
Номинальное значение тока, А |
Регулировка величины тока плавная, в диапазоне, А |
Рабочий диапазон температур |
Габаритные размеры, мм |
Масса, кг |
Расход электроэнергии, кВт.ч, не более |
Слева от жирной черты: после удаления указанного объема электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см 3 .
Справа от жирной черты: после удаления указанного объема электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды.
6.3.2. После окончания заряда батареи шнур питания 9 отсоединить от сети, а кабели нагрузки — от аккумуляторной батареи.
6.4. Заряд и подзаряд 12 В аккумулятроной батареи в автоматическом режиме:
6.4.1. Установить ручку 5 согласно указаниям предыдущего раздела. 6.4.2. В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет 5..35 с. Во время протекания тока светится индикатор 7. Между циклами тока следует бестоковая пауза, при которой индикатор 7 не светится. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5. 1с, при разряженной до 50% батарее — до 0,5. 2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95. 100%). 6.4.3. Если после заряда в течение 0.5. 2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи
Краткая инструкция
Заряд 12 В аккумулятора в автоматическом режиме:
Для того что бы зарядить автомобильный аккумулятор в автоматическом режиме нужно подцепить клемму З/У к клеммам АКБ и лишь после этого включить зарядник в розетку. Затем выставляется начальный ток заряда (1/10 от емкости АКБ) после чего нужно нажать кнопу «АВТ».
В автоматическом режиме зарядный ток подается на аккумуляторную батарею циклически. Длительность цикла тока составляет от 5 до 35 секунд, после чего начинается пауза, при которой ток не подается. Во время протекания тока светится соответствующий индикатор тока, во время паузы — нет. По мере заряда аккумуляторной батареи пауза увеличивается от 0,5 — 1 секунды, при разряженной до 50% батарее — до 0,5 — 2 мин, и 6олее в конце ее заряда (зараженность батареи 95…100%).
Если после заряда в течение 0.5 — 2 ч (в зависимости степени заряженности батареи) пауза не увеличивается, то это является признаком неисправности аккумуляторной батареи.
Заряд 6 и 12 вольтового аккумулятора в ручном режиме:
В ручном режиме необходимо самостоятельно постепенно уменьшать силу тока (правильный цикл 4-5А — 10мин, 3А — 30мин 2А — 2-3 часа 1А 1 час итого 4-5 часов при полностью разряженном акб).
При наличии тока должен светиться соответствующий индикатор. Величина напряжения устанавливается автоматически и по мере заряда батареи будет возрастать при неизменной силе тока. При этом, величина напряжения исправных свинцово-кислотных аккумуляторных 6В батарей повышается в конце их заряда до 8.1В, 12В — до 16.2 В.
Признаком окончания заряда батареи является обильное газовыделение, постоянство напряжения и плотности электролита во всех аккумуляторах а течение двух часов.
Кнопка «Контроль» служит только для проверки работоспособности самого зарядного устройства, и к процессу зарядки отношения не имеет.
Проверка работоспособности ЗУ:
Для проверки работоспособности устройства необходимо:
- установить ручку «Ток» в крайнее левое положение — 0;
- нажать кнопку «РУЧ» — ручной режим работы.
- подключить шнур питания к сети, при этом должен светиться индикатор сети;
- подсоединить к выходным клеммам автомобильную лампу 12 вольт мощностью 21 Вт (21 кд);
- нажать кнопку «Контроль» и, не отпуская ее, повернуть ручку регулировки тока по часовой стрелке, при этом лампа и индикатор тока должны светиться. При отжатой кнопке «РУЧ» — автоматический режим работы — свечение лампы будет пульсирующим.