Преодолеваем глубокую лужу
Часто между автомобилистами возникает спор, как лучше пересечь брод с раздаточной коробкой. Одни предпочитают «влетать» в лужу с разгона, другие – включают понижающую передачу. При попадании в грязевую яму возникает большой риск гидроудара – через фильтр в цилиндры попадает вода, мотор «захлёбывается». Чтобы это исключить, многие ставят специальный шноркель. Но можно обойтись и без него. Глубокую лужу следует преодолевать на второй пониженной передаче. Это делается для того, чтобы в случае беды (когда машина начнет проваливаться) вовремя переключиться на первую скорость и не заглохнуть. Если вы въезжаете в воду с разгона (что является более верным решением), помните, что посередине пути колеса могут застрять. Мощности двигателя не хватит, чтобы провернуть колеса – автомобиль глохнет, а мотор схватывает гидроудар.
Как правильно пользоваться?
На рычаге переключения имеется схема. Чтобы включить понижающую передачу, необходимо сдвинуть рычаг вправо, вверх. Чтобы заблокировать дифференциал – потянуть влево до конца. Также на рычаге имеются буквенные обозначения латиницей. Так, L – это пониженная передача, N – нейтральная, а Н – повышенная. Теперь давайте выясним, как всем этим пользоваться, чтобы потом не ремонтировать механизм и не менять подшипники раздатки.
«Нива Шевроле» — автомобиль универсального предназначения, который активно используется не только на асфальтированном покрытии, но и на бездорожье. Итак, если вам предстоит преодолеть брод или лужу, следует полностью остановится и включить пониженный ряд ступеней. Обратите внимание: его нужно включать только после полной остановки. Даже на 5 километрах в час у вас будут проблемы с раздаточной коробкой. А вот заблокировать дифференциал можно даже на ходу. Никаких сюрпризов это не принесет. Разве что увеличится расход топлива ввиду постоянно работающих двух мостов и полуосей.
В каких случаях требуется включать понижающую передачу на «Шевроле Ниве»? Ее работа понадобится при пересечении «диагоналей», бродов и при затяжном подъеме, на который вы взбираетесь не спеша. Часто автомобилисты спрашивают: можно ли долго ездить с блокировкой? Отметим, что ее следует включать только при крайней необходимости. В противном случае возрастает нагрузка на зубья и валы. Если так ехать на асфальте с большой скоростью, вскоре потребуется замена раздатки на «Ниве Шевроле».
Замена подушек подвески раздаточной коробки
какой можно поставить двигатель на шевроле нива
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 17».
1. Установите под раздаточную коробку опору.
2. Отверните гайки крепления к кузову поперечины задней опоры раздаточной коробки.
3. Отверните гайку,
4. извлеките болт и
5. снимите поперечину в сборе с подушкой опоры.
6. Для замены подушки отверните две гайки болтов ее крепления.
7. При необходимости также замените резиновые втулки поперечины.
8. Для замены подушки бокового крепления раздаточной коробки отверните гайку оси крепления коробки,
9. две гайки крепления подушки к кузову и
10. снимите подушку. Вторую подушку снимают аналогично.
11. Установите детали в порядке, обратном снятию.
Режимы работы раздатки
Раздаточная коробка Нива 2121- Назначение и устройство
Данный механизм может действовать в пяти режимах:
- Включена «нейтралка».
- Разблокирован дифференциал при выключенной «понижайке». В данном случае крутящий момент распределяется в соотношении один к двум.
- Дифференциал заблокирован при включенной повышающей передаче. Здесь распределение момента производится автоматически, в зависимости от качества сцепления колес с дорогой.
- Включена понижающая передача, и выключена блокировка дифференциала. Передача усилий происходит в таком же соотношении, как и в первом случае.
- Дифференциал заблокирован, и включена «понижайка». В данном случае все мосты жестко заблокированы между собой, в том числе и полуоси. Крутящий момент производится неравномерно, в зависимости от типа дорожного покрытия (грязь, песок и так далее). В таком режиме работы достигается наилучшая проходимость автомобиля. Но ездить с постоянно включенной понижающей передачей и с блокировками не получится. Так возрастает нагрузка на подшипники раздатки. «Нива Шевроле» потребует вскоре серьезного вмешательства в трансмиссию. Также значительно растет расход топлива, сильно «подъедает» резину.
Для чего нужна?
Данный узел является незаменимым элементом в полноприводных автомобилях. Коробка и раздатка «Нивы Шевроле» перераспределяют крутящий момент между ведущими мостами (коих в автомобиле два). Данный механизм при необходимости увеличивает крутящий момент при движении (так называемая понижайка).
Стоит отметить, что раздаточная коробка устанавливается не только на полноприводные внедорожники. Часто такой системой оборудуются автоподъемники, краны и прочая спецтехника.
Назначение раздаточной коробки
коробка и привода калиныЗамена сцепления и выжимного подшипника на ладе калинеСцепление LuK на ладу калинуКоробка — автомат на ладу Калину
Если создать в автомобиле постоянный полный привод и обеспечить постоянный крутящий момент на карданных валах заднего и переднего моста, то такая техника способна преодолевать препятствия в виде бездорожья, но не более. Однако к езде по трассе на относительно высоких скоростях авто не будет приспособлено.
- Возникнет излишняя нагрузка на детали, распределяющие момент по осям.
- Увеличится расход топлива.
- Возникнет эффект подъедания резины.
Раздатка на автомобиле Шевроле Нива выполняет сразу две функции. Она обеспечивает распределение момента сил по осям с возможностью его подачи на оба моста одновременно.
Также раздатка преобразует крутящий момент, увеличивая его за счет понижения числа оборотов на передаче. Здесь под передачей подразумевается пара шестерен, находящихся в зацеплении и обладающих определенным передаточным отношением. Эти две функции могут выполняться вкупе или раздельно.
Об устройстве
Несмотря на разбег в разновидностях, устройство и принцип работы у этих коробок одинаковый. Как устроена раздатка («Нива Шевроле»)? Данный узел включает в себя несколько элементов:
- Ведущий вал.
- Механизм блокировки межосевого дифференциала.
- Сам дифференциал.
- Цепную или зубчатую передачу.
- Приводной вал задней и передней оси.
- Понижающую передачу.
Все это управляется с салона. Для этого есть рычаг раздатки. «Нива Шевроле» имеет как блокировку, так и понижающую передачу. Крутящий момент, который идет от основной трансмиссии к раздаточной, передается через ведущий вал.
Далее усилие момента распределяется между осями. Здесь в работу подключается межосевой дифференциал. Данный узел позволяет вращать колеса с разными угловыми скоростями. Кстати, сам дифференциал может быть нескольких типов:
- Несимметричный (распределяет крутящий момент в разных соотношениях).
- Симметричный (распределяет усилия поровну).
Признаки поломки раздаточной коробки
Раздаточная коробка Шевроле Нива, внешний вид
Чтобы раздатка не утратила свои функции преждевременно, целесообразно периодически ее диагностировать (примерно каждые 15000 км). Во время данной процедуры подлежат проверке все ее составляющие, уровень трансмиссионной жидкости.
Быстрый износ РК на Ниве может возникнуть в результате ее агрессивной эксплуатации. Ремонт раздаточной коробки необходим, если стали отмечаться следующие:
- появились рывки;
- ухудшилась динамика;
- машина медленнее разгоняется;
- трудность смены передач;
- появились стуки, вибрации со стороны трансмиссии.
В ряде случаев, решить возникшие проблемы помогает замена масла. При его недостатке нередко отмечается характерный воющий звук при совершении передвижения на большой скорости.
При поломке или износе штока, вилки муфты блокировки дифференциала станет отмечаться затрудненное включение передач. В редких случаях рычаг управления раздаточной коробкой имеет механическую поломку.
Позволяет точно определить характер имеющейся неисправности полная разборка раздаточной коробки. Данную процедуру рекомендуется доверить мастерам, имеющим опыт проведения данных работ. Чтобы восстановить нормальное функционирование РК, может понадобиться регулировка привода переключения передач, замена шестерен.
Основные причины поломок
Следует перечислить основные причины того, почему РК дала сбой на Шевроле. Самая распространенная – это частое совершение за рулем данного транспортного средства передвижений на высоких скоростях, что отрицательно сказывается на рабочем ресурсе составляющих частей коробки. В частности, могут износиться сальники, ослабнуть крепления.
Для РК недопустимо добавление некачественного горючего. Измерить уровень жидкости в коробке возможно при помощи щупа.
Раздаточная коробка отличается шумностью работы. Чтобы решить данную проблему, можно купить специальные бесшумные рычаги для РК. Благодаря этому достигается необходимая шумоизоляция, не будет отмечаться вибраций.
Замена масла в раздаточной коробке
Согласно сервисной книжке масло в раздаточной коробке необходимо заменять через каждые 45 000 км пробега.
Вам потребуются: шестигранник «на 12», шприц для заправки агрегатов трансмиссии, емкость для отработанного масла.
Эту операцию удобнее выполнять на смотровой канаве или на подъемнике.
Рекомендуется сливать масло сразу после поездки, пока раздаточная коробка не остыла и масло обладает хорошей текучестью.
1. Выверните сливную пробку и слейте масло.
2. Заверните сливную пробку и выверните заливную.
3. С помощью шприца залейте свежее масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.
4. Заверните заливную пробку.
Как включать блокировку дифференциала на Ниве
Нива и разные ее модификации позволяют приводить в действие сразу 3 дифференциала. Благодаря этому фактору проходимость транспортного средства повышается в разы при движении машины в сельской местности. Принудительный формат блокировки включает объединение между собой колес ведущего типа, отчего они крутятся с разной скоростью. Такой подход позволяет применять максимально возможные тяговые характеристики двигателя, которые передаются на колеса.
Чтобы осуществить блокировку дифференциала на Ниве, производитель предусмотрел муфту для блокиратора. При включении принудительного блокирования колеса становятся взаимосвязанными и вращаются в одинаковом режиме. При включении блокиратора межосевого типа мосты, расположенные спереди и сзади, взаимодействуют и распределяют тягу по всем колесам. Такой механизм удобен в использовании, что подтверждает уникальная проходимость Нивы Шевроле.
Дифференциал
При отсутствии механизма дифференциала это вызывало бы пагубные последствия, такие как износ и повреждения, ведь получалось бы следующее: одно колесо при выполнении поворота находилось бы в состоянии букса, а второе просто терлось об дорожное покрытие. Особенности конструкции трансмиссии «Нивы» предусматривают наличие 3-х дифференциалов. Они располагаются в каждом из мостов и в раздаточном механизме.
При движении машины по ровной дороге и прямолинейно дифференциалами усилие тяги разделяется поровну между всеми 4-мя колесами. При недостаточном сцеплении колес с покрытием, появлении пробуксовки дифференциалы перераспределят нагрузку на буксующее и скользящее колесо таким образом, чтобы первое получило большее усилие, а второе, соответственно, меньшее.
Мы уже упоминали УАЗ. Несмотря на многие сходства, следует понимать, что полный привод ВАЗа выполнен в стиле «пат-тайм». Это значит, что при подключении оси крепко связываются друг с другом, и вращение происходит с одинаковыми скоростями. Такое устройство накладывает некоторые ограничения на использование полного привода – возможность его применения лишь в случаях, когда дорожные условия позволяют проскальзывание. В случаях же с твердыми асфальтовыми дорогами и трассами рекомендуется переводить машину в режим монопривода.
Иногда можно встретить заблуждение на тему того, зачем нужна маленькая ручка рядом с рычагом переключения на «Ниве». Некоторые автовладельцы считают, что она нужна для подключения переднего привода. Однако передний привод у данного автомобиля подключен постоянно. Как и задний. У автомобилей семейства «Нива» полный привод является постоянным. Ручка же на самом деле служит для переключения режимов работы дифференциала раздаточного механизма.
В положении «вперед» работа дифференциала протекает в обычном режиме, если же двинуть ее назад, дифференциал блокируется, и усилия от мотора поступают на дифференциалы мостов, что делает привод более жестким. Стоит отметить, что существуют также специальные типы блокировок для передних и задних мостов.
Особенности конструкции
Рис. 5.5. Раздаточная коробка:
- ведомая шестерня;
- подшипники дифференциала;
- пружинная шайба;
- стопорное кольцо;
- муфта блокировки дифференциала;
- зубчатый венец корпуса дифференциала;
- зубчатый венец вала привода переднего моста;
- подшипник вала привода переднего моста;
- маслоотражатель;
- грязеотражатель;
- вал привода переднего моста;
- фланец;
- сальник;
- пробка отверстия для слива масла;
- ведомая шестерня привода спидометра;
- ведущая шестерня привода спидометра;
- пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла;
- передняя крышка раздаточной коробки;
- роликовый подшипник промежуточного вала;
- кронштейн подвески раздаточной коробки;
- крышка подшипника ведущего вала;
- упорное кольцо подшипника;
- подшипники ведущего вала;
- шестерня повышающей передачи;
- ступица муфты переключения передач;
- муфта переключения передач;
- картер раздаточной коробки;
- шестерня понижающей передачи;
- втулка шестерни низшей передачи;
- вал ведущий;
- задняя крышка;
- шариковый подшипник промежуточного вала;
- промежуточный вал;
- корпус дифференциала;
- упорная шайба шестерни привода заднего моста;
- подшипник вала привода заднего моста;
- шестерня привода заднего моста;
- сателлит;
- ось сателлитов;
- стопорное кольцо оси сателлитов;
- ось подвески раздаточной коробки;
- пружинная шайба;
- шестерня привода переднего моста
Рис. 5.6. Привод раздаточной коробки:
- вилка муфты блокировки дифференциала;
- муфта блокировки дифференциала;
- стопорный болт вилки;
- защитный чехол штока;
- пружина рычага;
- шток вилки блокировки дифференциала
- крышка картера привода переднего моста;
- стопорная шайба;
- втулка оси рычага;
- ось рычага;
- рычаг блокировки дифференциала;
- шток вилки переключения передач;
- вилка рычага управления;
- рычаг управления;
- тяга рычага блокировки дифференциала;
- муфта переключения передач;
- вилка муфты переключения передач;
- дистанционная втулка;
- шарик фиксатора;
- втулка пружины фиксатора;
- пружина фиксатора;
- выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала;
- ось вилки рычага управления;
- болт крепления вилки
Раздаточная коробка предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами. На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.
Эксплуатация автомобиля в разных режимах
Пониженная передача включается в том случае, когда необходимо увеличить крутящий момент. Примером может служить движение вверх по крутому склону или проезд по вязкому грунту. Для преодоления труднопроходимых участков включается блокировка. Чтобы добиться более четкого и фиксированного включения, нужно дождаться момента пробуксовки, а затем при выключенном сцеплении перевести рычаг влево. В состоянии блокировки можно перемещаться только на ограниченное расстояние со скоростью не более 40 км/ч.
В качестве примера можно смоделировать ситуацию. Для преодоления препятствия в виде большой лужи следует остановиться и включить пониженную передачу. Блокировка уместна, если присутствуют неровности и колейность. Без необходимости блокировать дифференциал не рекомендуется, так как часто возникают проблемы с разблокированием. Если случилась такая ситуация, необходимо начать движение задним ходом и одновременно пытаться перевести рычаг в правое положение.
Диагональное вывешивание автомобиля приведет к тому, что свободные колеса будут вращаться, а машина останется без движения. В таком случае предусмотрена блокировка, которую можно включить в режиме повышенной передачи. Следует отметить, что при преодолении крутых спусков, рекомендуется применять торможение двигателем. Если поверхность покрыта грязью или снегом, то выбирается режим первой пониженной передачи.
Неисправности раздатки
Раздаточная коробка – сложный узел, поэтому важно правильно диагностировать неисправность и уметь оперативно ее устранить. Наиболее частым признаком некорректной ее работы служит повышенная вибрация
Если она наблюдается при движении в различных режимах, то причиной может служить износ эластичной муфты. Удостовериться в этом поможет визуальный осмотр. Вибрация при прямой нагрузке (разгон) указывает на ослабление крепления раздатки к кузову, неисправность ШРУС промежуточного вала или подклинивание шарнира одного из карданов. Если же вибрация наблюдается на постоянной скорости, то налицо проблема с балансировкой самих карданов или дифференциала.
Часто возникают неисправности, связанные с затрудненным переключением режимов
Здесь внимание следует уделить шарнирам механизма управления, так как они обычно забиваются грязью. Может вилка или шток деформироваться
С течением времени появляются забоины на шлицах ступиц и шестерен. Они легко устраняются шлифованием, однако для выявления дефекта приходится снимать и разбирать весь узел.
В качестве профилактических работ выступает своевременная замена трансмиссионной смазки. Ее выполняют каждые 45000 км
Важно в процессе эксплуатации соблюдать правила переключения режимов, а также внимательно следить за своевременной разблокировкой дифференциала
Другие проблемы
Иногда возникает стук в раздатке. «Нива Шевроле» — автомобиль более надежный, чем ВАЗ-2121, однако не стоит исключать подобные неисправности. Первое, на что следует обратить внимание, – карданная передача. Раньше на «Нивах» были крестовины, люфт в которых являлся причиной многих шумов и вибраций.
Если у вас «Нива» старого поколения, осмотрите сперва крестовины. Что касается новых версий, то здесь используются шарниры равных угловых скоростей. Здесь люфты исключены. Поэтому причину ищем в соосности шестерен, которые имеются в самой раздаточной коробке. При наличии люфтов и зазоров шестерни подлежат замене. Также рекомендуется поменять масло в раздатке. Важный момент – если машина преодолевала глубокую лужу, следует как можно раньше заменить смазку в коробке. Наличие воды в масле раздаточной трансмиссии уменьшает ресурс шестерен и подшипников. Кстати, последние тоже необходимо проверить и заменить. Возможно, стуки идут из-за слабых посадочных мест под подшипники. Автомобилисты рекомендуют использовать анаэробный герметик. Им следует обработать внешнюю обойму подшипников перед установкой элемента в пазы.
Еще одна причина – так называемый вертолет. Это шлицевая часть, которая крепит разбатку с эластичной муфтой. При возникновении подобных симптомов проверьте износ шлицов. При наличии люфта замените на новый.
Когда используется пониженная передача
Для каких целей вообще нужна раздатка, когда есть смысл включать блокировку и пониженную передачу? Такие, вроде бы простые, но вместе с тем серьезные вопросы станут понятными при рассмотрении следующего примера. При езде по проселочной дороге на твердом покрытии включена четвертая передача. Внезапно перед автомобилем возникает большая лужа с мягким ненадежным покрытием. В таком препятствии автомобиль может легко «потонуть». Чтобы не допустить этого, следует включить пониженную передачу и не спеша медленно преодолеть такое препятствие. Такая передача предназначена именно для езды по мягкому дорожному покрытию, когда даже на первой передаче автомобилю «тяжело».
Стоит отметить, что для включения пониженной передачи на Нива Шевроле необходимо остановиться – так устроен дифференциал автомобиля. А вот для включения и выключения блокировки вовсе не нужно останавливаться. Но стоит ли часто использовать такие дополнительные и, без сомнения, полезные функции машины? Опытные водители рекомендуют использовать их в тех местах, где грязь располагается не на ровном месте, а с различными ухабами и прочем подобном.
Таким образом, пониженная передача раздатки Шевроле создана для комфортной езды по бездорожью и преодолении разнообразных препятствий. На такой передаче ехать нужно медленно, нельзя резко газовать, поскольку в этот момент колеса получат большую нагрузку, в результате чего может образоваться настоящая яма, выбраться из которой автомобилю будет очень сложно.
При такой манере езды автомобилист будет лучше чувствовать движение колес, в результате чего при их «зарывании», свидетельством которого станет хаотическое движение машины, можно будет сразу же что-то предпринять, преодолев препятствие. Чаще всего для этого используется смена траектории движения автомобиля.
Стоит также отметить, что при передвижении по вязкой грязи или глубоким лужам ни в коем случае нельзя резко включать вторую пониженную передачу. При этом повышается крутящий момент, в результате чего автомобиль может попросту «захлебнуться», заглохнув в самый неподходящий момент.
Правила применения блокировки на Ниве
Чтобы блокирующий механизм прослужил длительное время, пользуйтесь такими правилами:
- Переключать раздатку необходимо, когда Нива не двигается.
- Включать дифференциал можно и во время перемещения транспорта.
- Для обеспечения эффективной и длительной работы устройства водителю Нивы желательно время от времени включать блокировку. Одного раза в неделю в зимний период вполне достаточно.
Где размещается рычаг, отвечающий за переключение? Обратите внимание на участок между крыльями, находящимися спереди, там есть 2 рычага. Один дает возможность переключать передачи на КПП, другой успешно управляет раздаткой
Основу раздаточной коробки составляет редуктор, куда входят 2 ступени. Управляющий рычаг исходит как раз из него, двигать его можно вперед и назад – таким образом на Ниве меняют передачу. Направление движения рычага влево и вправо позволяет приводить в действие блокировку дифференциала и наоборот отключать ее.
Раздатка Нивы Шевроле
Несмотря на то, что автомобиль Шевроле Нива представлен в нескольких модификациях, принципиальная схема устройства раздаточной коробки везде одна и та же. Ее можно представить, как совокупность самостоятельных узлов.
Ведущий вал. Он принимает на себя всю нагрузку от основной трансмиссии и передает ее на раздаточную коробку.
(1 — фланец; 2 — сальник; 3 — упорное кольцо подшипника; 4 — передний подшипник; 5 — ведущий вал; 6 — шестерня высшей передачи; 7 — ступица; 8 — муфта; 9 — шестерня низшей передачи; 10 — втулка; 11 — задний подшипник; 12 — установочное кольцо )
Межосевой дифференциал. Обеспечивает возможность вращения переднего и заднего приводного вала с различной угловой скоростью.
(1 — стопорное кольцо; 2 -пружинная шайба; 3 — установочное кольцо подшипника; 4 — подшипники корпуса дифференциала; 5 -ведомая шестерня; 6 — передний корпус дифференциала; 7 — шестерня привода переднего моста; 8 — стопорное кольцо оси сателлитов; 9 — сателлит; 10 — задний корпус дифференциала; 1 1 -опорная шайба; 12 — шестерня привода заднего моста; 13 — ось сателлитов; 14 — пружинная шайба оси сателлитов; 15 — опорная шайба)
- Узел блокировки. Обеспечивает жесткую связь двух валов, при которой они начинают вращаться с одной угловой скоростью.
- Понижающая передача. Ее назначение заключается в повышении крутящего момента за счет понижения частоты вращения вала.
Управлять раздаточной коробкой Нива Шевроле можно из салона одним рычагом, поэтому в качестве составной части рассматривают такой элемент, как привод раздатки.
Что же касается более подробной схемы устройства данного элемента трансмиссии, то она достаточно сложная и содержит более 40 позиций, в которых можно выделить конструктивные и вспомогательные элементы. Бездепозитный бонус в казино онлайн на сайте elslots.site
Перечень конструктивных элементов
- Ведомая шестерня
- Муфта дифференциала
- Подшипники дифференциала
- Подшипники приводных валов
- Валы привода мостов
- Сальники валов
- Подшипник промежуточного вала
- Шестерни повышающей и понижающей передачи
- Промежуточный вал
- Корпус дифференциала
- Ось сателлитов
- Сателлиты
Пошаговая инструкция снятия РКП и КПП на Niva Chevrolet
- И так, первым делом мы с вами отключаем отрицательную клемму с аккумуляторной батареи.
- Далее нам нужно будет разобрать центральную консоль. Подробно объяснять я не буду как это делается, если вы не сможете этого сделать самостоятельно, то дальше лучше вам не продолжать работу, а обратится в специализированные сервисы.
- Убираем ее и приводим вот к такому виду:
- Откручиваем выхлопную трубу от коллектора и отсоединяем верхний кислородный датчик.
- После, того как мы это сделали, поднимаем машину на подъемнике, для того, чтобы нам было удобнее работать. Если такой возможности нет, то можно работать и с ямы.
- Далее сливаем трансмиссионное масло с коробки передач и с раздаточной коробки, а так-же с заднего и с переднего редуктора.
- Вот мы видим нашу раздаточную коробку, она вся в масле.
- Фотография коробки передач, тоже вся в масле.
- Далее идет очень важный момент: сливные пробки все намагниченные и после того как мы их выкрутили внимательно осматриваем их на наличие посторонних частиц.
- В нашем случае есть металлические частицы на пробке раздатки, и на пробке заднего редуктора. Это значит, что там, что развалилось и мы продолжаем дальше разбирать автомобиль.
- Далее, нужно разобрать следующие детали: задний кардан, передний кардан, на промежуточном кардане откручиваем резиновые муфты.
- Теперь снимаем датчики с коробки передач и с раздаточной коробки.
- Отсоединяем кронштейн идущий с коробки передач на выхлопную трубу и верхний передний щиток идущий над выхлопной трубой.
- Подставляем трансмиссионный домкрат под раздатку, откручиваем опоры с одной и с другой стороны.
- Откручиваем этот болт на подушке двигателя.
- Опускаем раздаточную коробку, и теперь мы легко сможем снять промежуточный кардан.
- Отключаем две клеммы, от раздатки. И спокойно ее отпускаем.
- Теперь мы можем снять промежуточный вал с коробки передач. Снимаем с него уплотнительное кольцо.
- Далее снимаем рабочий цилиндр сцепления, стартер и отодвигаем его в сторону.
- Теперь откручиваем два болта со стороны кожуха.
- Затем с левой стороны два болта, один находится за лапкой второй с правой стороны.
- Далее нам нужно открутить задний кронштейн держащий коробку передач.
- Теперь опускаем коробку передач и снимаем ее.
- Рекомендуется сразу проверить диск сцепления вместе с корзиной.
Перед тем как разбирать коробку передач, раздаточную коробку, либо какие другие узлы и детали, желательно тщательно их отмыть. Чем лучше вы их отмоете, тем легче будет работать с ними.
Как произвести замену масла
Если читать регламент, то масло в раздаточной коробке рекомендуется менять каждые сорок пять тысяч километров. Для замены необходимы следующие инструменты:
- Ключ на двенадцать
- Шприц
- Емкость куда можно слить отработку
После того как инструмент готов приступаем к замене:
- Выворачиваем пробку для слива масла и сливаем отработку
- Закручиваем назад сливную пробку, и выкручиваем заливную
- Заливаем при помощи шприца новое масло до нужного уровня, на этом процесс можно считать завершенным.
Иногда нужна на автомобиле Нива Шевроле замена раздатки, и чтобы это сделать следует произвести ее демонтаж, для этого необходимо проделать следующие действия:
- Берем два ключа на тринадцать и семнадцать, и отсоединяем от нее карданные валы
- От раздаточной коробки отсоединяем из салона автомобиля, чехол с рукояткой
- Производим снятие чехла рычага, который отвечает за переключения привода
- У имеющейся подвески коробки, ослабляем крепления
- От лампы, отвечающей за блокировку дифференциала, отсоединяем все провода
- Устанавливаем опору под коробку, откручиваем все гайки, которые крепят подушку, и снимаем раздатку
Чтобы она встала на свое место следует проделать все действия в обратном порядке.
Раздаточная коробка работает очень шумно, с этой проблемой сталкивается, наверное, каждый владелец Нивы, этот шум в салон передается через имеющиеся в ней рычаги. Чтобы избавится от этого воя, можно использовать два способа
- Можно купить специальные бесшумные рычаги раздатки Нива, от которой подойдут они, будут стоить в районе 3000 рублей.
- Можно изготовить самому, потратив при этом значительно меньше.
Для того чтобы изготовить их самостоятельно можно взять:
- Ремкомплект рычага от ГАЗ 31105 от пяти ступенчатой коробки
- Два рычага от ВАЗ
- Штатный рычаг
При помощи болгарки нужно обрезать все элементы, до нужного уровня, а потом при помощи сварочного аппарата все это сварить. По времени это занимает около двух часов. Суть этого устройства в том, что за счет резиновых и пластиковых втулок, которые находятся на рычаге коробки, происходит гашение шума и вибрации. Рассмотрим весь принцип на примере:
- Производим снятие рычага
- Распиливаем до нужного нам размера, как на картинки
- Рычаг, который переключает передачи, разрезаем выше сужения на один сантиметр
- Рычаг от ГАЗА распиливаем ниже утолщения на полтора сантиметра
- Полученные нужные нам элементы складываем вместе
- Затем родной рычаг и рычаг от ГАЗА свариваем между собой
- На сваренную деталь, которая получилась, одеваем имеющуюся часть от КП
- У имеющегося родного рычага верхнюю часть как нужно привариваем
- Получаем нужную нам конструкцию
- Грунтуем и красим полученные элементы
- Подрезаем верхнюю часть уплотнительных резинок, пониженной и повышенной передачи
Если все сделано правильно, их практически нельзя будет отличить отрадных. В результате проделанных действий мы получаем, включение более мягким, чем было, практически пропадает вибрация, пропадает сильный шум, а самое главное сделать это можно самому экономя при этом денежные средства.
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах.
- плохо закреплены карданные валы;
- не отбалансированы колеса;
- есть люфт в крестовинах кардана (особенно на вибрацию влияют люфты в крестовинах заднего карданного вала);
- вибрирование идет от самого двигателя.
Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:
- раскрутилось крепление установочных опор раздатки;
- порвалась резина на самих опорах РК.
Установка третьей опоры РК на автомобилях ВАЗ 21213/21214 позволяет уменьшить уровень вибрации раздатки, с этой опорой проще произвести центровку раздаточной коробки. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить ее самостоятельно. В комплекте готового изделия идут три длинных шпильки (для модели 2121), для установки третьей опоры на этой машине необходимо будет вывернуть короткие шпильки из корпуса раздатки и установить новые шпильки из комплекта. Ремонт производим следующим образом:
- демонтируем в салоне переднее сиденье пассажира;
- снимаем облицовку тоннеля пола;
- в салоне отодвигаем ковролин, закрывающий кузовной усилитель (спереди рычага ручного тормоза);
- снимаем раздаточную коробку (как вариант, ее можно просто вывесить, но со снятием монтаж третьей опоры делать удобнее);
- крепим на корпусе РК кронштейн новой опоры;
- устанавливаем раздаточную коробку на место, центруем ее в оптимальном положении, крепим боковые опоры;
- совмещаем третью опору с кузовом, просверливаем в днище два отверстия;
- с помощью шайб, болтов и гаек (из комплекта) крепим опору к днищу кузова.
Более эффективно устраняется вибрация за счет установки под раздатку подрамника. Такое приспособление также можно изготовить своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для того чтобы установить подрамник, следует снять раздаточную коробку. Производить такую работу удобнее на яме, ремонт выполняем следующим образом:
- оставляем машину на нейтральной передаче;
- отсоединяем от раздатки карданный вал, желательно пометить фланец кардана и РК, чтобы при установке установить карданный вал по меткам – таким образом, исключается появление лишних вибраций;
- демонтируем кронштейн крепления глушителя;
- снимаем траверс КПП;
- поддомкрачиваем раздатку, снимаем боковые крепления РК;
- места посадки подрамника к кузову обрабатываем мовилем;
- насаживаем подрамник на шпильки коробки передач;
- размечаем места крепления подрамника на лонжеронах, сверлим отверстия, наживляем болты на кузове;
- затягиваем все крепления, кроме самих опор раздатки;
- производим центровку РК;
- окончательно затягиваем опоры раздаточной коробки.
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РК не всегда приводит к желаемому эффекту, в некоторых случаях вибрация только увеличивается.
Понижающая передача.
Используется для временного повышения крутящего момента. Это необходимо для уменьшения скорости вращения колес, но придания им большего усилия. Принудительное включение понижающей передачи целесообразно на бездорожье, когда такой режим исключает пробуксовку, распределяя большее усилие между осями.
После включения такого режима крутящий режим передается с трансмиссии на ведущий вал. Затем перераспределяется с помощью межосевого дифференциала. В автомобилях Нива (Ваз 2121) не существовало механизма блокировки. В Ниве Шевроле существует возможность принудительной блокировки зубьев.
Раздатка позволяет эксплуатировать Ниву Шевроле в пяти рабочих режимах:
- нейтральное положение
- передача крутящего момента в соотношении 1:2, за счет разблокировки дифференциала и отключения пониженной передачи
- автоматическое распределение крутящего момента, например при езде по дорогам с асфальтовым покрытием. Включается в режимах с заблокированным дифференциалом и включением повышенной передачи.
- Комбинация понижающей передачи при выключенной блокировке. Обеспечивает соотношения 1:2
- Полная блокировка дифференциала при включенной пониженной передаче. Такой тип работы обеспечивает жесткую блокировку мостов, включая полуоси. При этом крутящий момент передается неравномерно и позволяет автомобилю подстраиваться к разным дорожным условиям. Такой режим позволяет использовать автомобиль максимально эффективно для достижения наилучшей проходимости.
Использование раздатки
На рычаге нанесена схема переключения. Согласно инструкции, для включения понижайки необходимо сдвинуть рычаг до упора вправо и вверх. Для блокировки рычаг сдвигается до конца влево. Так же на рукояти присутствуют буквенные обозначения:
- L(low) – пониженная
- N(neutral) – нейтральная
- H(high) – повышенная
Правильное использование раздатки позволяет избежать повышенных нагрузок и поломок. Так же надо помнить, что при заблокированном дифференциале возрастает расход топлива, поэтому следует пользоваться таким режимом только при необходимости. Переключение, так же как и блокировку можно использовать во время движения.
Включение понижающей передачи актуально при передвижении на затяжном подъеме, преодолении брода. Включение данного режима на дороге с асфальтовым покрытием и высокой скоростью приводит к излишней нагрузке на зубья и валы.
Иногда необходима принудительная разблокировка. Возникают ситуации, когда блокировку невозможно отключить даже при полной остановке автомобиля.
Состояние можно увидеть по значку на приборной панели. Если блокировку заклинило необходимо включить первую передачу и выключить узел. Если это не помогает нужно сделать движение вперед-назад.
Разновидности
Существует несколько типов данных элементов:
- Оснащенные соосными приводными валами. Данная разновидность используется на многих внедорожниках. Такую популярность она приобрела за счет использования единой главной передачи для обеих мостов.
- С несоосным ведомым валом. Здесь отсутствует промежуточный вал. Плюсы данной системы – высокий коэффициент полезного действия и бесшумность. Также такая коробка отличается малой снаряженной массой.
- С блокировкой привода ведущих мостов. Устанавливается в том числе и на «Шевроле Ниву». Здесь есть возможность использовать весь крутящий момент без пробуксовки колес, что очень важно при езде по бездорожью. Передний мост включается только на трудных участках дороги. На асфальтовом покрытии у внедорожника – монопривод (работает только задний мост). Это позволяет снизить расход топлива и при необходимости увеличить проходимость (когда привод «замыкается»). Также здесь имеется межосевая принудительная блокировка.
Принудительная разблокировка
Иногда случается, что блокировка заклинивает – ее невозможно выключить даже при полной остановке автомобиля. Ситуация довольно распространенная для «Шевроле Нивы». Как ее решить? Есть верный способ. Для этого включаем заднюю передачу, немного разгоняемся и прямо во время движения выключаем блокировку дифференциала. На определенной скорости ее можно легко «выбить». Но если на панели приборов у вас продолжает гореть подобная лампа, как на фото ниже, блокировка не была выключена.
Как быть в такой ситуации? Необходимо включить первую скорость и попытаться заново выключить узел. Двигаясь вперед-назад, вы решите проблему с заклинившим дифференциалом. А вообще межосевую блокировку рекомендуется включать только в условиях серьезного бездорожья. На пересечении грунтовых дорог и песчаных барханов вполне достаточно понижающей передачи.
Как работает?
Принцип действия ее довольно простой. Заключается он в передаче крутящего момента от трансмиссии на ведущий вал. Далее происходит передача усилий на межосевой дифференциал.
На старых «Нивах» раздатка («Нива Шевроле» не в счет) имела механизм без блокировки. Сейчас же автомобиль оснащается полноценным дифференциалом с возможностью жесткой блокировки зубьев.